Ульянова Т.Л. Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 5, г. Томск.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тема трагической судьбы человека в тоталитарном государстве. (по повести А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича»)
Advertisements

Открытый урок: Раздумья над повестью А.И. Солженицына "Один день Ивана Денисовича" Солтамурадова Розана Ризвановна, учитель русского языка и литературы.
А.И.Солженицын- летописец эпохи 11. Xll
Алекса́ндр Иса́евич Солжени́цын. родился 11 декабря 1918 г. в Кисловодске родился 11 декабря 1918 г. в Кисловодске11 декабря1918Кисловодске11 декабря1918Кисловодске.
Александр Исаевич Солженицын 11 декабря августа 2008.
« Противостояние А.И.Солженицына государственной власти» Автор – Дороганова Галина Викторовна, учитель литературы МОУ СОШ 2 города Карасука.
Я – не я, и моя литературная судьба – не моя, а всех тех миллионов, кто не доцарапал, не дошептал, не дохрипел своей тюремной судьбы, своих лагерных открытий.
А. И. Солженицын ( ) ВЕЛИКИЙ РУССКИЙ ПИСАТЕЛЬ МОУ города Кургана «Гимназия 47» учитель русского языка и литературы высшей категории Чернышова А.А.,
Учитель Лебедева Е.И.. «Молиться надо о духовном: чтоб Господь с нашего сердца накипь злую снимал…»
Трагическая судьба человека в тоталитарном государстве. Лагерная тема. Рассказ А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича»
Родился 11 декабря 1918 г в Кисловодске. Предки писателя по отцовской линии были крестьяне. Отец, Исаакий Семенович, получил университетское образование.
А.И.Солженцын «Один день Ивана Денисовича». «Остаться человеком …» (по повести А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича»). 1. «…и чем дальше, тем крепче.
«Прошёл день, ничем не омрачённыё, почти счастливый»
«Один день Ивана Денисовича» А.И. Солженицына. Нравственная позиция Шухова» Учитель русского языка и литературы МОУ школы 45 г.о. Тольятти Каткова Тамара.
Алекса́ндр Иса́евич Солжени́цын русский писатель, публицист, поэт, общественный и политический деятель, живший и работавший в СССР, Швейцарии, США и России.
Русский писатель, общественный деятель. Александр Солженицын родился 11 декабря 1918 в Кисловодске, в семье казаков. Отец, Исаакий Семенович, погиб на.
Александр Исаевич Солженицы н Родился 11 декабря 1918 в Кисловодске в крестьянской семье через несколько месяцев после смерти отца
Урок - аналитическая беседа «Кто виноват в судьбе Матрены?» (по рассказу А.И.Солженицына «Матренин двор») Мельшиан Наталия Эдуардовна, учитель русского.
« Лейтенантская » проза.. Война – жесточе нету слова… А.Твардовский.
Александр Исаевич Солженицы н Родился 11 декабря 1918 в Кисловодске в крестьянской семье через несколько месяцев после смерти отца
Транксрипт:

Ульянова Т.Л. Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 5, г. Томск

вызвать интерес к личности и творчеству А.И. Солженицына, ставшего символом открытости, воли и русской прямоты; показать «необычный жизненный материал», взятый в основу повести «Один день Ивана Денисовича»; подвести учащихся к осмыслению трагической судьбы человека в тоталитарном государстве.

Портрет А.И. Солженицына Выставка книг, газетных публикаций, отзывов о писателе Рисунки учащихся

Солженицын стал кислородом нашего непродыхаемого времени. И если общество наше, литература, прежде всего, ещё дышат, то это потому, что работают солженицынские меха, качают воздух в задыхающуюся, обезбожившуюся, себя почти потерявшую Россию. В. Астафьев

Наставник, пророк или заступник? Почему в нём видели то спасителя Отечества, то врага народа, то консерванта «омертвевших литературных традиций», то разрушителя основ художественности, то учителя жизни?..

Семья Отец Исаакий Семёнович происходил из старинного крестьянского рода на Северном Кавказе. Учился в Харькове, затем в Москве. Воевал в первую мировую войну, был награждён Георгиевским крестом. Его жизнь оборвалась трагически за несколько месяцев до рождения сына. Мать Таисия Захаровна Щербак, дочь зажиточного хуторянина на Кубани, получила прекрасное воспитание и образование: училась в Москве на сельскохозяйственных курсах кн. Голицыной.

Образование А.И. Солженицын – образованнейший человек. Он окончил физико-математический факультет Ростовского университета. Заочно учился в Московском институте истории, философии и литературы, преподавал астрономию и математику в одной из школ города Морозовска (недалеко от г.Рязани)

Война В 1941 году А.И. Солженицын стал солдатом, потом курсантом офицерской школы в г.Костроме. Генерал Травкин дал такую характеристику командиру Солженицыну: «…Солженицын был лично дисциплинирован, требователен… Выполняя боевые задания, он неоднократно проявлял личный героизм, увлекая за собой личный состав, и всегда из смертельных опасностей выходил победителем».

Арест и болезнь «Пока я пишу – у меня отсрочка»

Литературный дебют В 1962 году в журнале «Новый мир» была напечатана повесть «Один день Ивана Денисовича», сразу ставшая классикой «лагерной» прозы. Первоначальное название повести «Щ-854 (Один день одного зэка)».

А.Т. Твардовский писал: «Жизненный материал, положенный в основу повести А.С. Солженицына, необычен… Он несёт отзвук тех болезненных явлений в нашем развитии, связанных с периодом развенчанного… культа личности…» «Это не документ в мемуарном смысле, не записки или воспоминания о пережитом автором лично… Это произведение художественное, и в силу именно художественного освещения данного жизненного материала оно является свидетельством «особой ценности, документом искусства». Этот «документ искусства» был написан за месяц с небольшим.

П.Паламарчук: «Образ Ивана Денисовича сложился из солдата Шухова, воевавшего с автором в советско-германскую войну (и никогда не сидевшего), общего опыта пленников и личного опыта автора в Особом лагере. Остальные лица – все из лагерной жизни, с их подлинными биографиями»

Кто же такой Шухов Иван Денисович? В чём беда его? В чём вина? Что ожидало героя повести, если бы он не подписал «дело»?

Какова жизнь в лагере? Как ведёт себя Иван Денисович? Какие черты характера ценит в Иване Денисовиче автор? А вы?

Как изображены автором другие герои из народа? За что они осуждены? Сенька Клевшин Коля Вдовушкин Баптист Алёшка Капитан Буйновский Кинорежиссёр Цезарь Маркович Шестнадцатилетний юноша Гопчик

А.И.Солженицын описал лагерный мир одним днём. И каким? Кто виноват в трагедии Шухова и других тысяч людей? Сцена из спектакля "Один день Ивана Денисовича". Реж. Андрий Жолдак. Фото М. Гутермана

Нет возможности заключённым добиться справедливости и правды. Бесполезно и бессмысленно в лагере «качать свои права». Люди начинают догадываться, что произошедшее с ними – это не просто ошибки, это продуманная система репрессий – трагедия целого поколения.

Сформулируйте главную мысль повести А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича». Напишите свои раздумья.