Несмотря на актуальность профессиональной психологической работы в медицинской сфере, проблемы конструктивного взаимодействия психологии и медицины в.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Клинический (медицинский) психолог Специалист с высшим психологическим образованием по специальности «психология» и получивший дополнительную подготовку.
Advertisements

Психологические вопросы лечения и реабилитации. Психотерапевтические приемы направлены: Восстановление личностного и социального статуса больного с помощью.
Семейная медицина: общие положения. Понятие о первичной медико-санитарной помощи. Основные функции семейного врача. Кандидат медицинских наук, врач высшей.
Медицинская психология в системе здравоохранения Выполнила: Молдыбаева Елена Проверила: Толегенова А.А.
Общие положения 1.1. Социально-психологическая служба (далее СПС) – является структурным подразделением школы; СПС в своей работе руководствуется: конституцией.
СЛУЖБА ППМС СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ Н.И. Черкасова Заместитель руководителя стажировочной площадки.
1. Своевременное выявление и комплексное обследование детей дошкольного и школьного возрастов, имеющих отклонения в физическом, интеллектуальном и эмоциональном.
Рабочая Программа Педагога – психолога Новицкой В.С – 2016 учебный год ЛГ МАДОУ ДСОВ 4 «Золотой петушок».
Организация сопровождения в образовательных учреждениях.
«Мыслей у детей не меньше, и они не беднее и не хуже, чем у взрослых, только они другие.… Поэтому нам так трудно найти с детьми общий язык, поэтому нет.
Психолого-педагогическое сопровождение детей- инвалидов в условиях инклюзивного образования Педагог-психолог МОУ СОШ 34 Литовченко И.А.
Деятельность Психологического Центра МПК НовГУ Великий Новгород 2009.
Субъекты психолого- педагогического сопровождения в условиях инклюзивного образования.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 182 общеразвивающего вида Педагог-психолог Шуменко Татьяна Валентиновна.
Педагог-психолог это сотрудник образовательного учреждения, который следит за социальной адаптацией детей, их поведением, психологическим развитием.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА « ДОВЕРИЕ » ПОНЯТЬ ! ПРИЗНАТЬ ! ПРИНЯТЬ ! МОУ « СОШ 10»
Казанский (Приволжский) федеральный университет Институт педагогики и психологии.
Цели и задачи психолого - педагогического сопровождения участников государственной ( итоговой ) аттестации.
Взаимодействие Центра здоровья для детей с другими подразделениями и учреждениями здравоохранения по формированию ЗОЖ.
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА «Психология экстремальных ситуаций».
Транксрипт:

Несмотря на актуальность профессиональной психологической работы в медицинской сфере, проблемы конструктивного взаимодействия психологии и медицины в процессе повседневной врачебной практики все еще до конца не решены и вызывают споры. Вследствие этого формирование профессии медицинского психолога и психологической службы в системе здравоохранения происходит медленно.

Медицинский психолог – специалист с высшим психологическим образованием по специальности «Психология» и получивший дополнительную подготовку на факультете последипломного образования по медицинской психологии, владеющий методами, предусмотренными программой подготовки в соответствии с требованиями квалификационной характеристики и получивший сертификат по медицинской психологии.

4) определение характера действующих на больного факторов социальной и окружающей среды, медпрепаратов; 1) изучение личности больного, медицинского работника, взаимоотношений больного и медработников; 2) психотерапевтическая и психокоррекционная работа в доклинической стадии заболевания и в случаях намечающейся деформации личности, медицинской и социальной реабилитации пациентов; 3) оценка эффективности лечения и качества ремиссии; 5) решение вопросов судебной экспертизы, степени утраты трудоспособности и компенсации возникающих дефектов.

основные аспекты деятельности медицинского психолога помочь обрести утраченное душевное спокойствие, адекватное отношение к своей болезни и изменениям, восстановить эмоциональное равновесие помощь здоровым людям с проблемами способствовать общему выздоровлению пациента

- принцип приближения психологической и психотерапевтической помощи к населению; - принцип ступенчатости - создание системы подразделений и учреждений, осуществляющих медико-психологическую помощь на различных уровнях с определенным ее объемом; - принцип преемственности - взаимной дополняемости подразделений и учреждений на различных уровнях психологической помощи. Основные принципиальные подходы к организации психологической помощи

Основные формы медико-психологической помощи - самостоятельные медицинские психологи в структуре различных отделений и учреждений (в том числе негосударственной формы собственности); - консультативные медико-психологические кабинеты; - медико-психологические отделения в структуре специализированных и многопрофильных больниц; - медико-психологические центры (областные, республиканские); - кабинет психологической разгрузки (релаксации); - кабинет социально-психологической помощи; - психологические клубы, психологические студии; - телефонное консультирование.

Эксперимент Тестирование Наблюдение (беседа с больным, сбор анамнеза и катамнеза, самонаблюдение и самообследование, биографический метод, изучение продуктов деятельности) Тестовые методы не должны быть самоцелью, а могут лишь дополнять общую картину обследования пациента!

Должностные обязанности медицинского психолога Оказывает помощь больным и их родственникам в решении личностных, профессиональных и бытовых психологических проблем, осуществляя работу по психокоррекции, психопрофилактике и психологическому консультированию пациентов. Проводит работу, направленную на восстановление психического здоровья и коррекцию отклонений в развитии личности больных.

Корректирует аномальное развитие личности пациента, выявляя и исправляя условия, препятствующие или затрудняющие его развитие. Проводит психодиагностические исследования и длительные диагностические наблюдения за больными, уделяя особое внимание лицам, имеющим факторы риска психических расстройств. Должностные обязанности медицинского психолога

При содействии лечащего врача разрабатывает развивающие и психокоррекционные программы, в которых учитываются индивидуальные, половые и возрастные факторы пациентов. Строго соблюдает принципы врачебной этики. Проводит обучение медицинского персонала по вопросам, связанным с медицинской, социальной психологией и деонтологией. Должностные обязанности медицинского психолога

Психолог должен знать декларацию прав и свобод человека, основы законодательства РФ о здоровье граждан, медицинскую психологию, психологию личности, общую и дифференциальную психологию, психотерапию, психогигиену, психодиагностику, психопрофилактику; должен владеть методами активного обучения, методами диагностики и коррекции нормального и аномального развития, должен хорошо ориентироваться в основах дефектологии, психопатологии, сексологии, этики.

Актуальные и перспективные задачи развития психологической службы в системе здравоохранения 1) создание детской и подростковой медико- психологической службы; 2) развитие внебольничной медико- психологической помощи; 3) создание службы медико-психологической реабилитации больных с соматической, неврологической и нервно-психической патологией; 4) создание службы экстренной медико- психологической помощи.

Психологическая служба в условиях детского стационара

Психологическая служба детского многопрофильного стационара (ДМС) осуществляет психологическое сопровождение пациентов, проходящих лечение и реабилитацию в стационаре, оказывает психологическую помощь детям, родителям и членам их семей, а также медицинскому персоналу больницы.

членов их семей и сотрудников больницы и организация системы психологической помощи пациентам и членам их семьи и сотрудникам больницы

снижение напряженности психологических переживаний и предупреждение возникновения отдаленных психологических последствий у ребенка и членов их семей повышение адаптации детей и родителей к условиям пребывания в больнице и особенностям медицинского вмешательства при различных заболеваниях достижение сотрудничества (комплайенса) в лечении со стороны всех участников лечебного процесса (врача, ребенка, родителей)

своевременное выявление нарушений психического развития ребенка вследствие заболевания, трудной семейной и жизненной ситуации, условий пребывания в стационаре, и/или предупреждение возникновения возможных нарушений выявление психологических и социально- экономических факторов, способствующих возникновению заболевания, ухудшающих его течение и приводящих к снижению эффективности лечения, реабилитации и психологического сопровождения

Осуществление консультативной, консультативно-экспертной консультативно-диагностической работы; проведение психологической диагностики в виде, психотерапевтической (немедицинской) психокоррекционной специализированной психологической помощи.

Разработка системы информирования лечащих врачей о конкретном содержании психологической работы с их пациентами, формы психологического заключения для истории болезни; разработка системы межпрофессионального взаимодействия медперсонала больницы и психологов службы. Проведение мероприятий по оказанию психологической поддержки и помощи персоналу больницы в виде индивидуальной или групповой работы, в виде семинаров, лекций, конференций по вопросам психического здоровья детей и родителей, клинической психологии детей

Направления деятельности психологической службы Кризисная психологическая помощь Профилактика психологических нарушений Психологическая диагностика Психологическое вмешательство Научно- образовательная работа

Особенности психологической работы в условиях стационара время госпитализации определяет форму, содержание, формат, цель и результаты психологического сопровождения лечебного процесса необходимо уделять серьезное внимание ответственности использования медперсоналом психологических сведений о пациентах и соблюдению этических норм в процессе лечения психолог должен быть ориентирован в специфике педиатрических заболеваний, медицинского обследования и лечебных процедур, в вопросах социального и юридического сопровождения больного ребенка и семьи включение психолога в лечебный процессе зависит от субъективного отношения администрации учреждения и конкретного врача к его роли и от понимания ими смысла его работы

Дети обычно не противопоставляют свое Я болезни, не наблюдают за своей болезнью со стороны, а сливаются с ней чувственно и эмоционально, живут в болезни. Психологические особенности больных детей Заболевший ребенок неизбежно испытывает страх (в том числе и страх смерти) и страдание; его тяготят ограничение свободы, одиночество и отсутствие поддержки

Переживания усугубляются госпитализацией ребенка, вынужденной разлукой с близкими, отсутствием у него информации о болезни и ее последствиях, чувством вины, запугиванием ребенка больницей и врачами Сложные и непонятные обстоятельства болезни стимулируют автоматическое включение психологических защит, а также побуждают детей использовать стратегии совладающего поведения Психологические особенности больных детей

Основные детские защитные поведенческие реакции Позднее формируются психологические защитные механизмы с участием психических функций: отрицание, подавление, проекция, вытеснение, идентификация, замещение, сублимация, отчуждение. Они позволяют ребенку адаптироваться к среде не за счет изменения внешнего мира, а за счет внутренних изменений – трансформации картины мира и образа своего Я. Оппозиция (активный протест) Имитация Компенсация Отказ (пассивный протест)

сенсорная депривация эмоциональная депривация интеллектуальная депривация Синдром госпитализма детей Симптомы госпитализма: замедление физического и психического развития, отставание в овладении собственным телом и речью, пониженный уровень адаптации к окружению, ослабленная сопротивляемость к инфекциям.

Задачи психолога: научить детей правильно использовать наиболее эффективные копинговые стратегии, обучить распознавать свои эмоциональные состояния, выражать и отреагировать их (рисунки, рассказы) Психолог должен: систематично и последовательно создавать положительную установку и поддерживать эмоциональный тонус детей Главная задача психолога – помочь ребенку справиться с внутренним напряжением и беспокойством

Помощь родителям в принятии факта болезни ребенка. Формирование доверия к лечебно- реабилитационным мероприятиям. Перевод родителей в активную позицию (родители должны начать сами активно действовать и принимать решения в отношении своего ребенка).

преодоление тревоги, чувства вины, депрессии, профилактика возможных психосоматических заболеваний. Влияние на создание благоприятного психологического климата в семье, оказание психотерапевтической помощи членам семьи. Преодоление психосоциального стресса у близких ребенка, оптимизация их эмоционального состояния:

Преодоление нигилизма, равнодушия и апатии по отношению к будущему ребенка, формирование установки на максимально возможный уровень его обучения и профессионального образования, адекватный способностям ребенка. Выработка всеми членами семьи единых, адекватных принципов лечения, воспитания и обучения.

Спасибо за внимание!

Литература: 1. Аринцина И.А., Мухамедрахимов Р.Ж. «Особенности работы клинического психолога в детском многопрофильном стационаре» [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – Е. В. Грошева «Задачи психологического сопровождения семьи психически больного ребенка в условиях психиатрического стационара» semi-psihicheski-bolnogo-rebenka-v-usloviyah-psihiatricheskogo-statsionara semi-psihicheski-bolnogo-rebenka-v-usloviyah-psihiatricheskogo-statsionara 3. Е.В. Щедрина «Состояние и перспективы развития психологической службы в системе здравоохранения» Вопр. психол С ). 4. В. В. Гульдан, Ю. В. Назаренко «Психологическая служба в системе здравоохранения: состояние и перспективы »