Финансовое право Функции и классификация налогов.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Классификация налогов По способу взимания В зависимости от органа, который устанавливает и имеет право изменять и конкретизировать налоги По целевой направленности.
Advertisements

1 Стимулирующая функция налогов. Реализация стимулирования может происходить посредством системы налоговых ставок, налоговых льгот, налоговых вычетов,
49 Экономические и правовые основы налогов и сборов Экономические и правовые основы налогов и сборов.
Понятие налога Закрепить основные понятия и определения налоговой системы.
Лекция 10. Предмет и система налогового права ВОПРОСЫ: 1.Понятие налога и его признаки 2.Элементы налога 3.Функций налога 4.Виды налогов.
Тема. НАЛОГИ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА. 1.Понятие налогов и сборов и их экономическое содержание 2.Функции налогов 3.Элементы налога и их характеристика.
Налоговая система РФ
Нало́г обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, принудительно взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических.
ПОНЯТИЕ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВА ПЗ 28. ВОПРОС 2.
Налог - это обязательный взнос плательщика в бюджет и внебюджетные фонды в определенных законом размерах и в установленные сроки. Он выражает денежные.
Налоговая система РФ
Состав и виды государственных и муниципальных доходов.
Источник и и виды государственных и муниципальных доходов.
ОСНОВЫ НАЛОГОВОГО МЕХАНИЗМА. Налогообложение представляет собой метод распределения доходов между гражданами, хозяйствующими субъектами и государством.
Финансы и кредит Тема 5. Налоги и налоговая система РФ.
Налоговое право. Понятие и роль налогов Налоги играют важнейшую роль среди государственных доходов. Так, налоги составляют 86% доходной части федерального.
Налоги в России Элементы налогов. Общие принципы построения налоговых систем воплощаются при их формировании через элементы налогов, которые включают:
Налоговая система совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке с плательщиков - юридических и физических лиц.
Элементы юридического состава и классификация налогов.
Жамбылский Политехнический Колледж. Предмет:Деньги.Финансы.Кредит. Тема:Налоги Выполнила:Эпп Диана Студентка группы 2УиА12-2.
Транксрипт:

Финансовое право Функции и классификация налогов

Содержание 1. Понятие и элементы налогов. 2. Функции налогов. 3. Классификация налогов.

Понятие и элементы налогов Налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный, относительно регулярный и законодательно установленный государством взнос, уплачиваемый лицами, признанными налогоплательщиками, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

В налогах концентрируется вся совокупность складывающихся в любой национальной экономике интересов вне зависимости от уровня развития, форм организации общества и государственного устройства страны. Из этого следует, что налог является комплексной категорией, т.е. одновременно экономической, финансовой и правовой. Налог является экономической категорией, поскольку денежные отношения, складывающиеся между государством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами – с другой, носят объективный характер и имеют специфическое общественное назначение – мобилизацию финансовых ресурсов в распоряжение государства. Налоги представляют собой одну из важнейших форм реализации государством своего экономического права на получение части созданного в результате хозяйственной деятельности чистого дохода. Таким образом, налог как экономическая категория выражает реально существующие отношения, которые связаны с процессом изъятия части стоимости совокупного общественного продукта и национального дохода.

Вместе с тем налог – это финансовая категория. Мобилизация с помощью налогов части стоимости совокупного общественного продукта и национального дохода и использование ее посредством системы государственных расходов представляют собой часть системы финансовых отношений. Налоги характеризуются общими свойствами, присущими всем финансовым отношениям, одновременно они имеют свои отличительные черты и признаки.

Одновременно налог является и правовой категорией. Императивная юридическая действенность налога составляет его основу как норма права. Будучи правовой категорией, налоги выражают объективные юридически формализованные отношения государства и налогоплательщиков в форме налогового законодательства, базовой составляющей государственного финансового права. Налог потому и является нормой права, что иначе как по закону он уплачен быть не может. Налог, уплаченный не на основе закона, не является налогом по своей сути. Таким образом, налог представляет собой одну из главных форм реально существующих отношений между государством и налогоплательщиком, обеспечивающих властные полномочия государства.

Элементы налогообложения делятся на три группы: основные (обязательные) элементы налога, которые всегда должны быть указаны в законодательном акте при установлении налога. Согласно ст. 17 НК налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и следующие элементы налогообложения: объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок начисления налога, порядок и сроки уплаты налога; основные (обязательные) элементы налога, которые всегда должны быть указаны в законодательном акте при установлении налога. Согласно ст. 17 НК налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и следующие элементы налогообложения: объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок начисления налога, порядок и сроки уплаты налога; факультативные элементы, которые не обязательны, но могут быть определены законодательным актом по налогам (например, налоговые льготы); факультативные элементы, которые не обязательны, но могут быть определены законодательным актом по налогам (например, налоговые льготы); дополнительные элементы, которые не предусмотрены в обязательном порядке для установления налога: предмет налога, масштаб налога, единица налога, источник налога, налоговый оклад и др. дополнительные элементы, которые не предусмотрены в обязательном порядке для установления налога: предмет налога, масштаб налога, единица налога, источник налога, налоговый оклад и др.

1. Основные элементы налогообложения. К основным (обязательным) элементам налога относятся: а). субъект налогообложения (налогоплательщик) лицо, на которое в соответствии со ст. 19 НК возложена обязанность уплачивать налоги (или сборы). Согласно Российскому законодательству субъектами налогообложения являются организации и физические лица. Налог может быть уплачен непосредственно самим налогоплательщиком или удержан у источника выплаты дохода; б). объект налогообложения это действие, событие, состояние, которое обусловливает обязанность субъекта заплатить налог (например, совершение оборота по реализации товара, владение имуществом, совершение сделки купли- продажи, вступление в наследство, получение дохода и др.); в). налоговая база. Она представляет собой количественное выражение предмета налогообложения и является основой для исчисления суммы налога (налогового оклада), так как именно к ней применяется ставка налога.

н а л о г о в ы й п е р и о д с р о к, в т е ч е н и е к о т о р о г о ф о р м и р у е т с я н а л о г о в а я б а з а и о к о н ч а т е л ь н о о п р е д е л я е т с я р а з м е р н а л о г о в о г о о б я з а т е л ь с т в а ; н а л о г о в ы й п е р и о д с р о к, в т е ч е н и е к о т о р о г о ф о р м и р у е т с я н а л о г о в а я б а з а и о к о н ч а т е л ь н о о п р е д е л я е т с я р а з м е р н а л о г о в о г о о б я з а т е л ь с т в а ; г) налоговый период срок, в течение которого формируется налоговая база и окончательно определяется размер налогового обязательства; д). налоговая ставка размер налога на единицу налогообложения. Ставки налога следует классифицировать с учетом различных факторов. е). порядок исчисления налога. Существуют две системы исчисления налога: некумулятивная (обложение налоговой базы предусматривается по частям) и кумулятивная (исчисление налога производится нарастающим итогом с начала периода); ж). порядок уплаты налога, т.е. способ внесения суммы налога в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд).

Он предполагает решение следующих вопросов: направление платежа (в бюджет или внебюджетный фонд); направление платежа (в бюджет или внебюджетный фонд); средства уплаты налога (в рублях, валюте); средства уплаты налога (в рублях, валюте); механизм платежа (в безналичном или наличном порядке, в кассу сборщика налога и др.); механизм платежа (в безналичном или наличном порядке, в кассу сборщика налога и др.); особенности контроля уплаты налога. особенности контроля уплаты налога. Подлежащая уплате сумма налога в установленные сроки перечисляется налогоплательщиком или иным обязанным лицом (ст. 58 НК). При этом на обязанное лицо может быть возложено представление в налоговый орган налоговой декларации и других документов (ст. 24 НК).

Основными способами уплаты налога являются: уплата налога по декларации (на налогоплательщика возлагается обязанность представить в установленный срок в налоговый орган официальное заявление о своих налоговых обязательствах налоговую декларацию); уплата налога по декларации (на налогоплательщика возлагается обязанность представить в установленный срок в налоговый орган официальное заявление о своих налоговых обязательствах налоговую декларацию); уплата налога у источника дохода (моменту получения дохода предшествует момент уплаты налога; это как бы автоматическое удержание, безналичный способ); уплата налога у источника дохода (моменту получения дохода предшествует момент уплаты налога; это как бы автоматическое удержание, безналичный способ); кадастровый способ уплаты налога (налог взимается на основании внешних признаков предполагаемой средней доходности имущества; в этом случае устанавливаются фиксированные сроки взноса налогового платежа); кадастровый способ уплаты налога (налог взимается на основании внешних признаков предполагаемой средней доходности имущества; в этом случае устанавливаются фиксированные сроки взноса налогового платежа);

з) сроки уплаты налогов и сборов. Согласно ст. 57 НК они устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору. Сроки уплаты определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, неделями и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно было совершено.

2. Факультативные элементы налогообложения. Они представлены налоговыми льготами. Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиков сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. Налоговые льготы используются для сокращения размера налогового обязательства юридических и физических лиц; для отсрочки или рассрочки платежа. Налоговые льготы делятся на три вида: Они представлены налоговыми льготами. Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиков сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. Налоговые льготы используются для сокращения размера налогового обязательства юридических и физических лиц; для отсрочки или рассрочки платежа. Налоговые льготы делятся на три вида: а) изъятия налоговые льготы, выводящие из-под налогообложения отдельные предметы (объекты) налогообложения; а) изъятия налоговые льготы, выводящие из-под налогообложения отдельные предметы (объекты) налогообложения; б) скидки льготы, сокращающие налоговую базу; б) скидки льготы, сокращающие налоговую базу; в) налоговые кредиты льготы, уменьшающие налоговую ставку или налоговый оклад. в) налоговые кредиты льготы, уменьшающие налоговую ставку или налоговый оклад.

Они представляют собой замену налога или его части натуральным исполнением. Данная льгота предоставляется налогоплательщику местными органами власти в пределах суммы налога, зачисляемой в местные бюджеты, в связи с его деятельностью в какой-либо поощряемой сфере или в зависимости от его социального и имущественного положения (например, кредит для инвалидов). Существуют следующие формы предоставления налоговых кредитов: - снижение ставки налога; - вычет из налогового оклада (валового налога); - отсрочка или рассрочка уплаченного налога; - возврат ранее уплаченного налога, части налога (налоговая амнистия); - зачет ранее уплаченного налога; - целевой (инвестиционный) налоговый кредит; инвестиционный налоговый кредит такое изменение срока уплаты налога, при котором организации при наличии соответствующих оснований предоставляется возможность в течение определенного срока и в конкретных пределах уменьшать свои платежи по налогу. В дальнейшем поэтапно налогоплательщик погашает свою задолженность по кредитам и начисленным процентам. Порядок и условия предоставления инвестиционного налогового кредита определены в ст. 67 НК. инвестиционный налоговый кредит такое изменение срока уплаты налога, при котором организации при наличии соответствующих оснований предоставляется возможность в течение определенного срока и в конкретных пределах уменьшать свои платежи по налогу. В дальнейшем поэтапно налогоплательщик погашает свою задолженность по кредитам и начисленным процентам. Порядок и условия предоставления инвестиционного налогового кредита определены в ст. 67 НК.

3. Дополнительные элементы налогообложения. В число таких элементов входят: предмет налога реальная вещь (земля, автомобиль, другое имущество) и нематериальное благо (государственная символика, экономические показатели и др.); предмет налога реальная вещь (земля, автомобиль, другое имущество) и нематериальное благо (государственная символика, экономические показатели и др.); масштаб налога установленная законом характеристика (параметр) измерения предмета налога. Масштаб налога определяется посредством стоимостных и физических характеристик. При измерении дохода или стоимости товара в качестве масштаба налога используют денежные единицы, при исчислении акцизов на алкоголь крепость напитков, при определении налога с владельцев автотранспортных средств мощность двигателя, объем двигателя или вес автомобиля; масштаб налога установленная законом характеристика (параметр) измерения предмета налога. Масштаб налога определяется посредством стоимостных и физических характеристик. При измерении дохода или стоимости товара в качестве масштаба налога используют денежные единицы, при исчислении акцизов на алкоголь крепость напитков, при определении налога с владельцев автотранспортных средств мощность двигателя, объем двигателя или вес автомобиля;

единица налога. Как дополнительный элемент налога она тесно связана с его масштабом и используется для количественного выражения налоговой базы. Единицей налога следует считать условную единицу принятого масштаба: при обложении налогом земель это гектар, квадратный метр; при налогообложении добавленной стоимости рубль; при исчислении налога с владельцев автотранспортных средств лошадиная сила; единица налога. Как дополнительный элемент налога она тесно связана с его масштабом и используется для количественного выражения налоговой базы. Единицей налога следует считать условную единицу принятого масштаба: при обложении налогом земель это гектар, квадратный метр; при налогообложении добавленной стоимости рубль; при исчислении налога с владельцев автотранспортных средств лошадиная сила; источники налога резерв, используемый для его уплаты. Источником являются доход и капитал налогоплательщика; применительно к хозяйственной деятельности предприятия такие экономические показатели, как себестоимость, финансовый результат, прибыль и т.д.; источники налога резерв, используемый для его уплаты. Источником являются доход и капитал налогоплательщика; применительно к хозяйственной деятельности предприятия такие экономические показатели, как себестоимость, финансовый результат, прибыль и т.д.; налоговый оклад сумма, вносимая плательщиком в государственную казну по одному налогу. налоговый оклад сумма, вносимая плательщиком в государственную казну по одному налогу.

Функции налогов В современной системе налогообложения налоги выполняют следующие функции: распределительную (социальную); распределительную (социальную); фискальную; фискальную; регулирующую; регулирующую; контрольную; контрольную; поощрительную. поощрительную. Функция налога это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция показывает, каким об­ разом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов. Отсюда возникает главная распределительная (социальная) функция налогов, выражающая их сущ­ность как особого централизованного (фискального) инструмен­та распределительных отношений.

Посредством фискальной функции реализуется главное общественное назначение налогов формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для осуществления собственных функций (оборонных, социальных, природоохранных и др.). Формирование доходов государственного бюджета на основе стабильного и централизованного взимания налогов превращает государство в крупнейшего экономического субъекта.

Другая функция налогов как экономической категории со­стоит в том, что появляется возможность количественного отражения налоговых поступлений и их сопоставления с потребностями государства в финансовых ресурсах. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налогового механизма, обеспечивается контроль за движением финансовых ресурсов, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику. Контрольная функция налогово-финансовых отношений проявляется лишь в условиях действия распределительной функции. Таким образом, обе функции в органическом единстве определяют эффективность налогово-финансовых отношений и бюджетной политики. Осуществление контрольной функции налогов, ее полнота и глубина в известной мере зависит от налоговой дисциплины. Суть ее в том, чтобы налогоплательщик (юридические и физические лица) свое­временно и в полном объеме уплачивали установленные законо­дательством налоги.

Распределительная функция налогов обладает рядом свойств, характеризующих многогранность ее роли в воспроизводственном процессе. Это прежде всего то, что изначально распределительная функция налогов носила чисто фискальный характер. Но с тех пор, как государство посчитало необходимым активно участвовать в организации хозяйственной жизни в стране, у данной функции появилось регулирующее свойство, которое осуществляется через налоговый механизм. В налоговом регулировании возникла стимулирующая, дестимулирующая, а также воспроизводственная подфункции.

Регулирующая функция призвана способствовать решению задач налоговой политики государства посредством налоговых механизмов. Регулирующая функция призвана способствовать решению задач налоговой политики государства посредством налоговых механизмов. Стимулирующая подфункция направлена на поддержку тех или иных экономических процессов и реализуется через систему льгот, исключений, преференций (предпочтений), увязываемых с льготообразующими признаками объекта налогообложения. Она проявляется в изменении объекта обложения, уменьшении налогооблагаемой базы, понижении налоговой ставки и др. Стимулирующая подфункция направлена на поддержку тех или иных экономических процессов и реализуется через систему льгот, исключений, преференций (предпочтений), увязываемых с льготообразующими признаками объекта налогообложения. Она проявляется в изменении объекта обложения, уменьшении налогооблагаемой базы, понижении налоговой ставки и др. Дестимулирующая подфункция налогов направлена, наоборот, на торможение развития каких-либо экономических процессов, например, путем реализации государством протекционистской экономической политики. Это проявляется через введение повышенных налоговых ставок, установление налога на вывоз капитала, повышенных налоговых пошлин, налога на имущество и т.д. Дестимулирующая подфункция налогов направлена, наоборот, на торможение развития каких-либо экономических процессов, например, путем реализации государством протекционистской экономической политики. Это проявляется через введение повышенных налоговых ставок, установление налога на вывоз капитала, повышенных налоговых пошлин, налога на имущество и т.д.

Подфункцию воспроизводственного назначения несут в себе платежи за пользование природными ресурсами, налоги, взимаемые в дорожные фонды, на воспроизводство минерально-сырьевой базы. Эти налоги имеют четкую отраслевую принадлежность. Подфункцию воспроизводственного назначения несут в себе платежи за пользование природными ресурсами, налоги, взимаемые в дорожные фонды, на воспроизводство минерально-сырьевой базы. Эти налоги имеют четкую отраслевую принадлежность. Поощрительная функция налогов выражается в признании государством особых заслуг определенных категорий граждан перед обществом и в предоставлении им определенных налоговых льгот (например, участникам Великой Отечественной войны и т.д.). Поощрительная функция налогов выражается в признании государством особых заслуг определенных категорий граждан перед обществом и в предоставлении им определенных налоговых льгот (например, участникам Великой Отечественной войны и т.д.).

Классификация налогов. Группировка налогов по методам их установления и взимания, характеру применяемых ставок и объектов обложения и т.д. представляет собой классификацию налогов. Она может быть проведена по следующим критериям.

1. По способу взимания выделяют: а) прямые налоги, которые взимаются непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика. Конечным плательщиком прямых налогов является владелец имущества (дохода). Эти налоги подразделяются: реальные прямые налоги, уплачиваемые с учетом не действительного, а предполагаемого среднего дохода плательщика (например, налоги на имущество юридических и физических лиц); реальные прямые налоги, уплачиваемые с учетом не действительного, а предполагаемого среднего дохода плательщика (например, налоги на имущество юридических и физических лиц); личные прямые налоги, взимаемые с реально полученного дохода с учетом фактической платежеспособности налогоплательщика (например, налог на прибыль организаций); личные прямые налоги, взимаемые с реально полученного дохода с учетом фактической платежеспособности налогоплательщика (например, налог на прибыль организаций); б) косвенные налоги, которые включаются в цену товаров, работ, услуг.

Окончательным плательщиком косвенных налогов является потребитель товаров, работы, услуги. В свою очередь, косвенные налоги подразделяются: на косвенные индивидуальные налоги, которыми облагаются строю определенные группы товаров (например, акцизы); на косвенные индивидуальные налоги, которыми облагаются строю определенные группы товаров (например, акцизы); косвенные универсальные налоги, которыми облагаются в основном все товары, работы, услуги (например, НДС); косвенные универсальные налоги, которыми облагаются в основном все товары, работы, услуги (например, НДС); фискальные монополии, распространяемые на все товары, производство и реализация которых сосредоточены в государственных структурах; фискальные монополии, распространяемые на все товары, производство и реализация которых сосредоточены в государственных структурах; таможенные пошлины, которыми облагаются товары и услуги при пересечении государственной границы (экспортно-импортные операции). таможенные пошлины, которыми облагаются товары и услуги при пересечении государственной границы (экспортно-импортные операции).

2. В зависимости от органа, который устанавливает и имеет право изменять и конкретизировать налоги, различают: а) федеральные (общегосударственные) налоги, которые определяются законодательством страны и являются едиными на всей ее территории; б) региональные налоги, которые устанавливаются в соответствии с законодательством страны законодательными органами ее субъектов; в) местные налоги, которые вводятся в соответствии с законодательством страны местными органами власти.

3. По целевой направленности введения налогов различают: а) абстрактные (общие) налоги, предназначенные для формирования доходов государственного бюджета в целом; б) целевые (специальные) налоги, которые вводятся для финансирования конкретного направления государственных расходов.

4. В зависимости от субъекта- налогоплательщика налоги подразделяются: а) на взимаемые с физических лиц (например, налог на доходы физических лиц); б) взимаемые с юридических лиц (например, налог на прибыль организаций); в) смежные налоги, которые уплачивают как физические, так и юридические лица (например, земельный налог).

5. В зависимости от метода налогообложения выделяют: а) равные налоги, характеризующиеся одинаковой суммой налога для каждого налогоплательщика; б) пропорциональные налоги, взимаемые по единой ставке при любом размере дохода; в) прогрессивные налоги, характеризующиеся повышением ставки с увеличением базы налогообложения; г) регрессивные налоги, ставка которых уменьшается с ростом величины объекта налогообложения.

6. В зависимости от налоговой базы налоги можно подразделить: а) на совокупные налоги, которые взимаются, например, с имущества одного налогоплательщика (налог на имущество предприятия); б) частичные налоги они применяются по отношению к отдельному виду имущества (например, к земле); в) брутто-налоги, т.е. налоги, при исчислении которых исходят из актива баланса предприятия, включая и заемные средства; г) нетто-налоги (чистые налоги) они взимаются с разницы между всем имуществом и привлеченными средствами.

7. По уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж, выделяют налоги: а) закрепленные, которые целиком поступают в тот или иной бюджет (например, таможенные пошлины); б) регулирующие, которые поступают одновременно в различные бюджеты в пропорции, определенной законодательством (например, налог на прибыль организаций).

8. По порядку введения налоги делятся: а) на общеобязательные, взимаемые на всей территории страны независимо от бюджета, в который они поступают (налог на доходы физических лиц); б) факультативные, которые предусмотрены основами налоговой системы, но их введение и взимание находятся в компетенции региональных и местных органов власти (лицензионные сборы).

Заключение. Налоги объективно необходимы как основной источник наполнения бюджетов всех уровней. Средства, полученные от сбора налогов, участвуют в финансировании государственных программ, предусмотренных законами о бюджете на соответствующий год. С помощью налогов осуществляются распределение и перераспределение ВВП, в том числе на социальную защиту и обеспечение населения. Кроме того, они воздействуют на капитал на всех стадиях его кругооборота. Если при выполнении своей фискальной функции налоги оказывают влияние лишь при смене капитала из его товарной в денежную форму и наоборот, то система налогового регулирования, ко всему прочему, воздействует как на стадии производства, так и на стадии потребления. Это позволяет государству контролировать массовый спрос и предложение не только товаров, но и капиталов, поскольку доход является основой спроса населения и конечным результатом функционирования капитала в фазе производства.