Ткачев Василий Васильевич старший преподаватель кафедры дистанционного обучения Центра развития профессионального и личностного потенциала научно - педагогических.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Квалификационные характеристики работников образования.
Advertisements

Оценка качества образования в процессе аттестации кадров.
1. Требования, предъявляемые ЕКС к работникам образования, направлены на повышение результативности их труда, трудовой активности, деловой инициативы.
КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДОЛЖНОСТЕЙ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ / Приложение к Приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской.
Татаринова Л.П. Центр дистанционного образования детей-инвалидов.
Проектирование компонентов учебных модулей на основе компетентностного подхода Крылова Ольга Николаевна проректор по научно-методической работе; Богатенкова.
Основные составляющие компетентности педагогических работников Выполнила учитель математики высшей категории МОУ Коченевская СОШ 13 Скидан Светлана Васильевна.
Методический семинар г. ФГОС ООО Кадровые условия реализации основной образовательной программы.
Профессиональная компетентность педагога – необходимое условие повышения качества педагогического процесса Муниципальное дошкольное образовательное учреждение.
Информационная компетентность преподавателя вуза в современных условиях. Квалификационные требования Квитко Б.И г.
Опыт формирования информационно- коммуникативной компетентности педагогов МОУ «Строевская СОШ» Заместитель директора по УР МОУ «Строевская СОШ» Беляевская.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации.
РАЗРАБОТКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ : РАЗДЕЛ « ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА СТУПЕНИ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО.
Структура профессиональной компетенции учителя начальных классов с точки зрения ФГОС второго поколения.
Деятельность учителя в рамках школы информационной компетенции. Конюхова О. А. учитель английского языка.
Дискуссия: Современные требования к профессионализму учителя.
Определение готовности образовательного учреждения к введению ФГОС Практикум «Самоанализ готовности образовательного учреждения к введению ФГОС»
УРОВЕНЬ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ от 19 декабря 2013 г. N 1367 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ.
Современное представление Квалификационные категории.
Транксрипт:

Ткачев Василий Васильевич старший преподаватель кафедры дистанционного обучения Центра развития профессионального и личностного потенциала научно - педагогических кадров Профессиональные компетенции преподавателя дистанционного обучения Ткачев Василий Васильевич старший преподаватель кафедры дистанционного обучения Центра развития профессионального и личностного потенциала научно - педагогических кадров

Кем быть? Правительство Великобритании составило список профессий, которые будут востребованы в ближайшие десятилетия. Обществу понадобятся: виртуальные учителя космические экскурсоводы специалисты по увеличению объема человеческой памяти. Аргументы и Факты 3, 2010 г. 2

Нормативные документы В августе 2010 года приказом Минздравсоцразвития РФ утвержден новый раздел Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих «Квалификационные характеристики должностей работников образования». Педагогические работники получили новые требования к своим должностным обязанностям. 3

Содержание квалификационных справочников Квалификационные справочники состоят из квалификационных характеристик должностей, разработанных на основе единых методологических подходов и методических принципов, что позволяет рассматривать их как единую совокупность регламентов, предназначенных для обеспечения единого подхода при решении вопросов разделения труда между руководителями, специалистами и другими служащими, определения должностных обязанностей этих категорий работников и предъявляемых к ним квалификационных требований. 4

Структура профессионального регламента состоит из 3- х разделов : « Должностные обязанности » - « Должен знать » « Требований к квалификации » 5

Должностные обязанности Основные функции, которые могут быть поручены полностью или частично работнику, занимающему данную должность, являются основой для разработки должностных инструкций на местах, закрепляющих конкретные обязанности, права и ответственность работника, утверждающихся руководителями учреждения по согласованию с соответствующими профсоюзными комитетами 6

Должен знать Основные требования, предъявляемые к работнику в отношении специальных знаний, а также знаний законодательных актов, положений, инструкций, других руководящих и нормативных документов, методов и средств, которые работник должен уметь применять при выполнении должностных обязанностей 7

Требования к квалификации по разрядам оплаты (1) Уровень образования Стаж работы ( по специальности или педагогический ) Квалификационные категории присвоение категорий осуществляется аттестационными комиссиями в соответствии с требованиями и порядком, устанавливаемыми федеральным органом управления образованием 8

Требования к квалификации по разрядам оплаты (2) показатели квалификации и профессионализма (для педагогических работников): умение самостоятельно разрабатывать методику преподавания предмета ( методику производственного обучения ); использовать в своей работе прогрессивные идеи, формы и методы активного обучения ; владеть организационными формами диагностической работы с обучающимися ; обеспечивать устойчивые положительные результаты в образовательном процессе и др. 9

Определений компетенций В качестве опорного можно принять определение, предложенное в европейском проекте TUNING: «... понятие компетенции и навыков включает знание и понимание ( теоретическое знание академической области, способность знать и понимать ), знание как действовать ( практическое и оперативное применение знаний к конкретным ситуациям ), знание как быть ( ценности как неотъемлемая часть способа восприятия и жизни с другими в социальном контексте ). 10

Определений компетенций (2) Компетенции представляют собой сочетание характеристик ( относящихся к знанию и его применению, к позициям, навыкам и ответственностям ), которые описывают уровень или степень, до которой некоторое лицо способно эти компетенции реализовать 11

Составляющие компетентности работников образования - Профессиональная - Информационная - Коммуникативная - Правовая Приложение к Приказу Минздравсоц развития РФ от 14 августа 2009 г. 593 « Об утверждении ЕКС должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел « Квалификационные характеристики должностей работников образования » 12

Специфика профессиональной компетентности работников образования качество педагогической деятельности, обеспечивающее эффективное решение профессионально - педагогических проблем и типичных профессиональных задач, возникающих в реальных ситуациях педагогической деятельности с использованием жизненного опыта, имеющейся квалификации, общепризнанных ценностей 13

Основным содержанием профессиональной компетентности педагогических работников Владение средствами ИКТ и педагогическими технологиями ДО, а также другими современными образовательными технологиями методическими приемами, педагогическими средствами и их постоянное совершенствование ; использование методических идей, новой литературы и иных источников информации в области компетенции и методик преподавания для построения современных занятий с обучающимися, осуществление оценочно - ценностной рефлексии. 14

Специфика информационной компетентности (1) - качество работы с информационно - образовательной средой ДО обеспечивающей эффективный поиск, структурирование информации, ее адаптацию к особенностям педагогического процесса и дидактическим требованиям - формулировка учебной проблемы различными информационно - коммуникативными способами - квалифицированная работа с различными информационными ресурсами, профессиональными инструментами, готовыми программно - методическими комплексами, позволяющими проектировать решение педагогических проблем и практических задач 15

Специфика информационной компетентности (2) - использование автоматизированных рабочих мест преподавателя в образовательном процессе - регулярная самостоятельная познавательная деятельность - ведение дистанционной образовательной деятельности, использование компьютерных и мультимедийных технологий, ЦОР в образовательном процессе, ведение школьной документации на электронных носителях 16

Специфика коммуникативной компетентности (1) эффективные коммуникации в виртуальной образовательной среде, которые предполагают : - способность конструировать прямую и обратную связь, установление контакта с обучающимися, родителями ( лицами, их замещающими ), коллегами по работе - умение вырабатывать стратегию, тактику и технику взаимодействий с людьми, организовывать их совместную деятельность для достижения определенных социально значимых целей 17

Специфика коммуникативной компетентности (2) - умение убеждать, аргументировать свою позицию - владение ораторским искусством, грамотностью устной и письменной речи - публичное представление результатов своей работы - отбор адекватных форм и методов презентации 18

Специфика правовой компетентности заключается в эффективном использовании в профессиональной деятельности законодательных и иных нормативных правовых документов регламентирующих использование дистанционных образовательных технологий ( ДОТ ) 19

Требования к преподавателю ДО включают традиционные требования к педагогу и специфических, связанных с ДО. Главная функция преподавателя ДО - управление процессами обучения, воспитания, развития. При виртуальном обучении он должен играть такие роли, как преподаватель, психолог, специалист в области ИКТ и др. 20

Компетенции преподавателя ДО в отличие от преподавателя ОО компетенции в области педагогики: педагогические технологии дистанционного обучения (методики и соответствующие им технологии); компетенции в области психологии: знание психологических особенностей общения в виртуальной среде, особенностей возрастных изменений восприятия виртуального общения, принципов дистанционного обучения детей, подростков, взрослых и т.д.; компетенции в области информационных технологий: свободное владение средствами общения в сети Интернет, стремление к изучению новых средств, сервисов сети, овладение постоянно совершенствующимся сетевым инструментарием. 21

Деятельность преподавателя ДО Деятельность преподавателя ДО организационно можно разделить на 2 этапа: I. Разработка дистанционного курса II. Реализация дистанционного курса 22

Компетенции преподавателя ДО на этапе разработки курса ДО Информационно-педагогические компетенции: компетенции методического проектирования собственно профессионального продукта (дистанционный урок, курс, электронный учебник и др.), способность разрабатывать стратегию своего дальнейшего профессионального развития в области ДО; компетенции разработки, создания, внедрения и применения учебно- методического комплекса (УМК) в образовательном дистанционном процессе, проектирование систем и средств сопровождения методической работы в учебном заведении; компетенции владения совместной (групповой, кооперативной) профессиональной деятельностью, сотрудничеством при организации ДО, работой в команде; компетенции владения приемами создания различных видов педагогического контроля (проекты, рефераты, отчёты, веб-квесты, тесты и т.д.), проектирования системы оценки качества контрольных материалов, умения выбора программного обеспечения и технологий проведения контроля и др. 23

Компетенции преподавателя ДО на этапе реализации курса ДО коммуникативные и коммуникационные компетенции, а также компетенции личностного самосовершенствования: компетенции в сфере владения педагогическими технологиями дистанционного обучения на практике (проведение виртуальных дискуссий, вебинаров, ролевых и деловых игр, круглых столов, проектной деятельности, ситуационного анализа и т.д.); компетенции в сфере образовательно-организационной деятельности, в том числе умение анализировать учебную ситуацию, ориентироваться в нормах и этике взаимоотношений дистанционных преподавателей и обучающихся, оценивать собственные профессиональные возможности, навыки самоорганизации; компетенции в сфере самостоятельной, познавательной деятельности, основанной на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации (овладение техническими средствами обучения, программным обеспечением, ориентирование в системах дистанционного обучения). 24

Проблемы дистанционного преподавателя создание благоприятного психологического климата при проведении обучения; установление контактов между участниками процесса обучения; формирование эффективно работающих малых учебных групп при обучении в сотрудничестве; определение индивидуальных особенностей восприятия информации у обучаемых и стилей обучения для более эффективной организации учебного процесса; повышение мотивации обучения; проявление адекватности поведения самого преподавателя выбранной для ДО педагогической технологии.

Вопросы и задания для самостоятельной работы Составить перечень функций преподавателя ДО. Сравнить компетенции очного и дистанционного преподавателя. Составление таблицы профессиональных компетенций преподавателя очного и дистанционного обучения

Литература Педагогические технологии дистанционного обучения. Под редакцией Полат Е. С.; М.: Академия, Никуличева Н. В. Проблемы организации дистанционного обучения // Журнал руководителя управления образованием – М., – С. IV/1-IV/9 Никуличева Н. В. Формирование компетенций преподавателя дистанционного обучения в рамках дистанционного курса повышения квалификации // Материалы XII Международной научно - практической конференции « Качество дистанционного образования : концепции, проблемы, решения (EDQ-2010)». – М., – С Никуличева Н. В. Решение организационных, мотивационных и методических проблем при внедрении ИКТ в образовательный процесс // Сборник тезисов докладов XVI конференции представителей региональных научно - образовательных сетей "Relarn-2009". – Москва - Санкт - Петербург, – С

Ткачёв Василий Васильевич URL кафедры: html htmlhttp:// html Телефон: Телефон: 8(499) доп. 680 Адрес: г. Москва, ул. 3-я Кабельная, д.1, стр. 1, Федеральный институт развития образования, Центр развития профессионального и личностного потенциала научно-педагогических кадров, Кафедра дистанционного обучения, 1 этаж, кабинет 110.

Благодарим за внимание! Успешной работы в освоении дистанционного обучения!