Качество образования и формирование базовых компетенций студентов Черная И.П., к.э.н., доцент © ВГУЭС, 21-23 ноября 2007 г.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Новое качество кадрового потенциала системы образования : формирование культуры здоровья педагога»
Advertisements

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) © Г.Н. Варковецкая, канд. пед. наук, ИПО РАО, 2008.
Рекомендации по введению в вузах ФГОС ВПО III III поколения в области хореографического искусства и разработке основных образовательных программ АКАДЕМИЯ.
1 Формирование основных образовательных программ по направлению «Менеджмент» Кабанова Татьяна Александровна кандидат хим. наук, доцент Государственный.
Создание учебно- методических комплексов на основе компетентностного подхода И. П. Черная.
Н.М. Розина Министерство образования и науки Российской Федерации О разработке нового поколения государственных образовательных стандартов и поэтапном.
Обеспечение и оценка качества образовательного процесса в рамках ФГОС-3 ВПО Проректор по учебной работе Суслова Г.А.
Современное высшее образование: формирование компетентности специалиста.
ФГОС III поколения ФГОС III поколения Основная образовательная программа.
Поволжская академия государственной службы имени П.А.Столыпина (Саратов) Татьяна Черняева ФГОС ВПО третьего поколения: концепции, проблемы разработки.
Кыргызский технический университет им. И.Раззакова (КТУ им. И. Раззакова) О РАЗРАБОТКЕ И РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО.
Об опыте разработки Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования в Кыргызской Республике Светлана Сирмбард Национальный.
ФГОС ВПО КАК НОРМАТИВНАЯ ОСНОВА ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ.
Ключевые подходы к процессу проектирования образовательной программы магистров Ориентир на формирование компетенций, Внедрение формата ЕСТS (European.
Компетенции как результат обучения и их учебно- методическое обеспечение Н.С. Сергиева, д.ф.н.
Компетентностная модель выпускника в ООП ВПО Компетентностная модель выпускника в ООП ВПО Технологии формирования общекультурных компетенций Технологии.
О методическом обеспечении стандартов III поколения – ФГОС ВПО Гагулина Наталья Львовна начальник центра качества и НО УП.
«Методики оценки компетенций, применяемые на учебных занятиях (по дисциплине «Экономика организации»)» Подготовила: преподаватель экономических дисциплин.
Актуальные задачи деятельности УМО по образованию в области менеджмента на 2008г.
Проектирование компонентов учебных модулей на основе компетентностного подхода Крылова Ольга Николаевна проректор по научно-методической работе; Богатенкова.
Транксрипт:

Качество образования и формирование базовых компетенций студентов Черная И.П., к.э.н., доцент © ВГУЭС, ноября 2007 г.

Школа завтрашнего дня должна давать не только информацию, но и способы работы с нею. Школьники и студенты должны учиться отбрасывать старые идеи, знать, когда и как их заменять. Короче говоря, они должны научиться учиться, отучиваться и переучиваться... Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать, а тот, кто не научился учиться. А.Тоффлер. «Футурошок» 14. А. Тоффлер, Нобелевский лауреат

Обеспечение качества образования Поиск взаимоприемлемых критериев и механизмов для оценки качества « Качество в сфере высшего образования является многомерной концепцией, которая должна охватывать все его функции и виды деятельности: учебные и академические программ, научные исследования и стипендии, укомплектованность кадрами, учащихся, здания, материально техническую базу, оборудование, работу на благо общества и академическую среду» «Всемирная декларация о высшем образовании для XXI века» (всемирная конференция ЮНЕСКО 1998)

Компетенц ии Компетенции – это ожидаемые и измеряемые конкретные достижения студентов (выпускников), которые определяют, что будет способен делать студент (выпускник) по завершении всей или части образовательной программы

Ключевые (базовая, универсальная ) компетенции – готовность студента использовать усвоенные знания, умения и навыки, для решения практических и теоретических задач.

Компетенции и квалификации США - по окончании Второй мировой войны «Национальный регистр научно-технического персонала», выпускаемый Национальным научным фондом и профессиональными научными сообществами США, включал 54 специальности, то через двадцать лет их было уже 900. Россия – в настоящее время количество специальностей около 1000.

Знания или компетенции Сравнительное исследование выпускников высших учебных заведений постсоветских стран (Россия, Беларусь, Украина) и развитых стран Запада (США, Франция, Канада, Израиль), проведённое Мировым банком в 2004 году: студенты постсоветских стран показывают очень высокие результаты (9 – 10 баллов) по критериям «знание» и «понимание» и очень низкие баллы по критериям «применение знаний на практике», «анализ», «синтез», «оценивание» (1 – 2 балла); студенты из развитых западных стран демонстрировали диаметрально противоположные результаты: они показали высокую степень развития навыков анализа, синтеза, высокий уровень умений принимать решения при относительно невысоком уровне показателя «знание».

Приоритеты современного развития По данным «Левада-Центра», в целом по РФ 38% бывших студентов при поступлении на работу нуждаются в переобучении, и 55% работодателей готовы взять это переобучение на себя.

Разрыв между рынком образования и рынком труда Российский бизнес не всегда способен определить четкие критерии и требования к необходимым ему кадрам. Предъявляемые к выпускникам вуза основные требования работодателей носят в основном личностный характер и включают: опыт работы, навыки по специальности, навык самопрезентации, умение адаптироваться, обучаемость, дополнительные навыки (наличие двух дипломов, дополнительные специальности, знание ПК, знание иностранных языков и др.).

Контроль компетенций Оценка уровня ключевых компетенций при приеме абитуриентов умение действовать автономно: защищать свои права, интересы, проявлять ответственность, планировать и организовывать личные планы, самостоятельно приобретать знания, используя разные источники; способность работать с разными видами информации: диаграммами, символами, графиками, текстами, таблицами и т.д., критически осмысливать полученные сведения, применять их для расширения своих знаний; умение работать в группе: устанавливать хорошие взаимоотношения, разрешать конфликты, уметь выслушивать оппонента, уважая его мнение, доказывать свою точку зрения и т.д.

TIMSS – Международная ассоциация по оценке образовательных достижений -уровень освоения школьных программ по математике и естествознанию (4-8 класс) Россия : TIMSS – с 1995 года PISA – Международная организация экономического сотрудничества и развития - способность 15-летних применять полученные знания в реальной жизни; оценка математической и естественно-научной грамотности, грамотности чтения, умения решать проблемы надпредметного содержания Россия: PISA – с 2000 года 1.международные сравнительные исследования в образовании TIMSS и PISA Контроль компетенций

TIMSS- 12 – е из 49PISA е из 40 Доля российских школьников, выполняющих задания TIMSS на самом высоком уровне В странах – лидерах (Франция, Канада, Южная Корея, Сингапур, Тайвань, Япония) ЕГЭ (итоги 2004 года): Всего 33% учащихся грамотно излагают свои мысли, Всего 48% учащихся аргументировано доказывают свою точку зрения (часть С тестового задания ) 6% 24-44% 2. Место школьников России Место России Контроль компетенций

Компетентностный подход в Болонском процессе Компетенции интерпретируются как единый (согласованный) язык для описания академических и профессиональных профилей и уровней высшего образования. Язык компетенций является наиболее адекватным для описания результатов образования. Ориентация стандартов, учебных планов (образовательных программ) на результаты образования делают квалификации сравнимыми и прозрачными.

Проект TUNING - «Совершенствование образовательных структур» определение общих и специальных компетенций выпускников первого и второго циклов (уровней) обучения – бакалавров и магистров является приоритетным направлением совместных усилий; проект решает задачу выработки общеевропейского консенсуса в определении степеней с точки зрения того, что выпускник должен уметь делать по завершении обучения; прелесть компетентностного подхода заключается в том, что он позволяет сохранять гибкость и автономию в архитектуре учебного плана.

Компетентностный подход приоритетная ориентация на цели – векторы образования: обучаемость, самоопределение (самодетерминация), самоактуализация, социализация и развитие индивидуальности.

Структура компетенций Болонского процесса В рамках Болонского процесса результаты образования рассматриваются через измеряемые достижения или обладание компетенциями. Компетенции включают: – «знания и понимание»: теоретические знания в академической области, способность знать и понимать; – «знания как действовать»: практическое и оперативное применение знаний в конкретных ситуациях; – «знания как быть»: ценности, являющиеся неотъемлемой частью восприятия и жизни с другими людьми в социальном контексте.

Классификация компетенций ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЕ (готовность, способность, самостоятельность, самооценка результатов); ПЕРСОНАЛЬНЫЕ (выявление, осмысление, оценка шансов своего развития, жизненность); СОЦИАЛЬНЫЕ (социальное взаимодействие, изменяемость, адаптируемость, согласованность) МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ и МЕТОДИЧЕСКИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ, ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРЕДМЕТНЫЕ ПЕРЕНОСИМЫЕ (диагностика, анализ, синтез)

Из Посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации: «…Мы обязаны внедрить в практику адекватные времени образовательные стандарты. Больше того - содержание образования должно соответствовать самым высоким мировым стандартам. При этом нельзя забывать и о накопленных отечественных преимуществах. И надо максимально наращивать наши возможности там, где российское образование находится на уровне мировых требований. Или даже превышает их - у нас есть такие области…(2004 г.)» «…Правительство должно навести порядок и с содержанием программ профобразования, причем делать это надо совместно с представителями бизнеса и социальных отраслей, для которых, собственно, и готовятся специалисты…(2006 г.)»

Реализация уровневого высшего профессионального образования в Российской Федерации ,5 лет специалист 530 специальностей ВПО Общее среднее (полное) образование Годы обучения 120 направлений подготовки ВПО 4 года бакалавр 2 года магистр 2 года магистр 1 – 1,5 года специалист 4 года бакалавр или

1. ФГОС-3 разрабатывается по направлению подготовки в целом. В зависимости от профиля образовательной программы выпускнику по окончании вуза присваивается квалификация бакалавра (магистра, специалиста) или степень бакалавра (магистра). 2. Макет ФГОС-3 не предусматривает деления на федеральный, национально-региональный и вузовский компоненты. 3. Требования к результатам освоения ООП подготовки бакалавров (магистров, специалистов) устанавливаются в форме компетенций (систематизация компетенций аналогична принятой в европейском проекте TUNING) 4. Вместо требований к обязательному минимуму содержания ООП устанавливаются требования к их структуре. Циклово-модульная структура ООП ориентирована на результаты обучения и должна иметь четкую связь с компетенциями, которые должны быть сформированы у обучающихся. 5. Трудоемкость ООП устанавливается в зачетных единицах (аналог академических кредитов в европейской системе переноса кредитов ECTS) 6. В качестве обязательной технологии при проектировании ФГОС ВПО и ООП вводится требование формирования устойчивого и эффективного социального диалога высшей школы и сферы труда. Основные принципы, заложенные в макет Федерального государственного образовательного стандарта ВПО по направлению подготовки (ФГОС -3)

Динамика изменения академических свобод вузов Российской Федерации в формировании программ подготовки Типовые учебные планы СССР (1988 г) Первое поколение ГОС ВПО ( гг.) Второе поколение ГОС ВПО (2000 г.) Проект ФГОС (2006 г.) ~ 12 % (от объема основной образовательной программы) %20-40 %30-50 %

Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования по направлению подготовки включают: 1. Общая характеристика направления. 2. Требования к основным образовательным программам подготовки бакалавра, магистра и специалиста: 2.1. Требования к результатам освоения Требования к структуре программы Требования к условиям реализации.

Виды общих компетенций в пилотных проектах ФГОС-3: общенаучные (ОНК) инструментальные (ИК) социально-личностные и общекультурные (СЛК).

Виды профессиональных компетенций в пилотных проектах ФГОС-3: общепрофессиональные (в соответствии с видами деятельности ) (ОПК) профильно- специализированные (ПСК)

Код УЦ ООП Учебные циклы и проектируемые результаты их освоения Трудоемкост ь (Зачетные единицы) Перечень дисциплин для разработки примерных программ, учебников и учебных пособий Коды формируемых компетенций Б.1Гуманитарный, социальный и экономический цикл35-45 Базовая часть25-30 В результате изучения базовой части цикла студент должен: знать основы философии, социологии, психологии, основы делового общения, способствующие развитию общей культуры и социализации личности, приверженности к этическим ценностям; понимать причинно-следственные связи развития российского общества; уметь использовать знание иностранного языка в профессиональной деятельности, профессиональной коммуникации и межличностном общении; Излагать и использовать в практической деятельности основы экономической геологии; владеть способностью к деловым коммуникациям в профессиональной сфере, способностью к критике и самокритике, терпимостью, способностью работать в коллективе; навыками здорового образа жизни и физической культуры. Философия Социология Иностранный язык Отечественная история Психология делового общения Экономика. Экономическая геология ОНК-2 ОНК-4 ИК-2 ИК-3 ИК-4 СЛК-1 СЛК-4 СЛК-6 СЛК-7

Компетентность в образовании компетентность –С точки зрения образования компетентность – качество человека, завершившего образование определенной ступени, выражающееся в готовности (способности) на его основе к успешной (продуктивной, эффективной) деятельности с учетом ее социальной значимости и социальных рисков, которые могут быть с ней связаны.

Основы образования (воспитания и обучения) learning to know -учиться знать Профессионально-методическая компетентность (П) learning to do -учиться делать Компетентность в плане деятельности, претворения задуманного в жизнь (Д) learning to live together -учиться жить вместе Социально-коммуникативная компетентность (С) learning to be -учиться быть Компетентность в плане личности (Л)

Содержание образования

Целевая установка: профкомпетентность Рейтинговая система контроля и оценки знаний учащихся Конструирование учебных модулей и дидактических материалов Проектирование содержания проблемных модулей Методы, формы и средства обучения Технология проблемно- модульного проектирова- ния Технологии обучения

Формулировки учебных целей (планируемых учебных результатов) курса в соответствии с таксономией Б. Блума В конце курса студенты смогут: знание понимание применение анализ синтез оценка Какие ценности, позиции, отношения Вы хотели бы, чтобы студенты развили, сформировали?

Типичные ошибки 1. Цели отождествляются с содержанием (цели формулируются как порции содержания, которые должны быть усвоены). 2. Формулировки целей туманны, слишком общи, практически бессодержательны, относятся к неопределенному будущему, нереалистичны. 3. Формулируемые цели относятся к педагогической (деятельности преподавателя), а не учебной деятельности (деятельности студента). 4. Формулировки целей отражают, что студент будет делать во время занятий, а не то каким он будет после занятий.

Критерии отбора содержания курса Виды содержания: Базовое (ядерное, системообразующее) Основные и самые значимые составляющие содержания, без которых курс может утратить свою целостность. Сквозное Важные темы, точки зрения, вопросы, ценности, которые должны присутствовать в каждой единице (разделе, теме) содержания. На выбор Вариант 1: "корректирующее" (подготавливающее) содержание. Для студентов, не имеющих необходимых базовых опыта и знаний для освоения ни одного раздела курса. Вариант 2: "продвинутое" содержание. Дополнительный материал и задания для тех студентов, которые обладают базовыми знаниями и опытом. Вариант 3: "элективное" содержание. Дополнительное содержание, дающее студентам возможность выбрать вопросы и задания по темам курса.

Критерии хорошо сформулированных учебных результатов Учебные результаты должны: определять важные требования к обучению; обозначать определенный уровень достижений; быть достижимыми и подлежащими оценке; использовать понятный для студентов язык; быть написаны в будущем времени (включая глагол, объект и придаточное предложение, которое выражает контекст или условие).

Степень (квалификация) бакалавра Степень (квалификация) магистра Понимает базу знанийПолностью владеет разделами соответствующих областей Понимает структуруАктивно исследует структуру и связи Обладает знаниями и навыками того, каким образом осуществляется поиск Обладает навыками и готовностью применять методы самостоятельно Способен под контролемСпособен самостоятельно Знает об изменчивости процессов исследования Способен работать в условиях изменчивости процессов исследования Способен интегрировать имеющиеся знания в соответствующие разработки Способен формулировать новые исследовательские проекты

Спасибо за внимание!