Конференция «Мониторинг и сертификация компьютерной грамотности и ИКТ-компетентности», Ярославль, 23-24 апреля 2009 г. Структура ИКТ- компетентности учителей.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
С ЕРТИФИЦИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ И ОЦЕНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ УЧАЩИХСЯ Методология проблемы Новикова О. Н., доцент кафедры образовательных технологий.
Advertisements

Санкт-Петербург Городской семинар директоров ИМЦ.
Экспертное заключение об уровне профессиональной деятельности педагогического работника ОУ Составитель: Паромова С.Я.
« Истинная компьютерная грамотность означает не только умение использовать компьютер и компьютерные идеи, но и знание, когда это следует делать » Сеймур.
Оценка качества образования в процессе аттестации кадров.
Международные требования к ИКТ- компетентности педагогов (Стандарты ЮНЕСКО) Информационный мир.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации.
Опыт формирования информационно- коммуникативной компетентности педагогов МОУ «Строевская СОШ» Заместитель директора по УР МОУ «Строевская СОШ» Беляевская.
РАЗРАБОТКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ : РАЗДЕЛ « ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА СТУПЕНИ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО.
Современная модель образования (проект). Миссия- решение задач инновационного развития экономики. Новые составляющие современного качества образования:
Семинар для педагогических работников МБОУ «СОШ 5» г.Усинска.
Компетентностный подход в образовании – путь повышения его качества Расширенное заседание методического совета 29 ноября 2010 года.
Квалификационные характеристики работников образования.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ШКОЛЫ как синтез образовательных ресурсов Л.Н. Бережная, директор ИМЦ Курортного района.
КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДОЛЖНОСТЕЙ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ / Приложение к Приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской.
НОУ ВПО «Международный юридический институт» Проект Ф-146 «Реализация комплекса мероприятий по созданию сети сертификационных центров оценки профессиональной.
Новые подходы к учебно- методическому, информационному и материально-техническому обеспечению реализации ФГОС общего образования.
1 Информационные компьютерные технологии в образовательном процессе школьников « Информационные компьютерные технологии в образовательном процессе школьников.
Программа развития Модернизация системы образования МБОУ «Асекеевская средняя общеобразовательная школа» на гг. Программа развития.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО КОМПЛЕКСА ПРИ ПОДГОТОВКЕ К КОМПЬЮТЕРНОМУ МОДЕЛИРОВАНИЮ Федулова К.А., Федулова М.А.
Транксрипт:

Конференция «Мониторинг и сертификация компьютерной грамотности и ИКТ-компетентности», Ярославль, апреля 2009 г. Структура ИКТ- компетентности учителей и измерение ее компонент: отечественный и зарубежный опыт Е.Хеннер Пермский государственный университет, Россия Structure of ICT- Competence of the Teachers and Measurements of its Components: Domestic and Foreign Experience E.Khenner Perm State University, Russia

Работа является частью проекта по созданию Отраслевой системы мониторинга и сертификации компьютерной грамотности и ИКТ-компетентности Ведущий исполнитель проекта: Федеральное государственное учреждение «Государственный научно- исследовательский институт информационных телекоммуникаций» Соисполнители проекта: Международное агентство межвузовского образовательного консалтинга Пермский государственный университет Санкт-Петербургский государственный университет информационных технологий, механики и оптики Софтлайн Эдюкейшн

ИКТ-компетентность: договорной аспект ИКТ-компетентность – «договорной» результат согласования участниками рынка труда, государством и обществом актуальных приоритетов качества трудового потенциала страны. Только после этого они приобретают статус целей системы образования и, соответственно, статус образовательных результатов, которые должны подвергаться оценке.

ИКТ-компетентность: общий взгляд «ИКТ-компетентность включает деятельностные индивидуальные способности и качества, определяющие возможности и умения: самостоятельно искать, собирать, анализировать, представлять, передавать информацию; моделировать и проектировать объекты и процессы, в том числе – собственную индивидуальную деятельность; моделировать и проектировать работу коллектива; принимать правильные решения, творчески и эффективно решать задачи, которые возникают в процессе продуктивной деятельности; ориентироваться в организационной среде на базе современных информационных и коммуникационных технологий; ответственно реализовывать свои планы, квалифицированно используя современные средства информационных и коммуникационных технологий; использовать в своей практической профессиональной деятельности современные информационные и коммуникационные технологии».

Главный тезис Развитие представлений о структуре ИКТ- компетентности педагогов и механизмах ее сертификации должно соответствовать: общим представлениям об ИКТ-компетентности как сочетанию ЗУН-компоненты и деятельностной компоненты; состоянию и нормативной базе отечественной системы образования; зарубежному опыту, мировым тенденциям развития образования; направлениям модернизации системы образования.

Мировые тенденции в развитии ИКТ- компетентности участников системы образования 1.Нормы ЮНЕСКО по компетентности учителей в использовании ИКТ. 2.Обязательные и факультативные параметры Болонского процесса: гарантии качества образования; совершенствование содержания образования. 3.Международный проект «Настройка образовательных структур в Европе» (TUNING).

техническая грамотность углубление знаний создание знаний политика программы педагогика ИКТ организация подготовка учителей Нормы ЮНЕСКО по развитию ИКТ-компетентности учителей (2008 г.)

Уровни ИКТ-компетентности учителей в документах ЮНЕСКО 1. «Техническая грамотность» – это знания, умения и навыки индивида, обеспечивающие свободное владение оборудованием, программным обеспечением и информационными ресурсами. 2. «Углубление знаний» – это использование технической грамотности для решения разного рода профессиональных, социальных, образовательных, повседневных, личностных задач. 3. «Создание знаний» – это формирование информационно-коммуникационного типа мышления и деятельности индивида, обеспечивающего ему образование и самообразование в течение всей жизни, профессиональную и личностную самореализацию и эффективную деятельность в социально- экономической сфере.

Уровень технической грамотности учителя (проект ЮНЕСКО) Формирование и развитие технической грамотности учащихся и студентов на всех уроках и во внеурочной деятельности. Использование для обучения учащихся разнообразной техники, приборов, ресурсов Интернет, цифровых образовательных ресурсов. Использование технической грамотности для повышения собственной профессиональной квалификации и личностного саморазвития.

Уровень углубления знаний (проект ЮНЕСКО) Систематическое и целенаправленное применение средств ИКТ по своему предмету – «наглядных пособий в науке, средств анализа данных, ситуационных игр в социальных исследованиях» и других. Тьюторство как основной метод преподавания: организация самостоятельной образовательной деятельности учащихся индивидуально и в группе, проектной деятельность учащихся, проблемный подход в изучении предметов посредством обучения учащихся умелому пользованию информационно-техническими ресурсами, применению программного обеспечения и прикладных методов учебной дисциплины и т.д. Реализация на основе ИКТ мониторинга образовательной деятельности. Сотрудничество с другими педагогами и учреждениями. Осуществление собственного непрерывного образования.

Уровень создания знаний (проект ЮНЕСКО) Инновационная образовательная деятельность как основа работы педагога, учащихся, образовательного учреждения. Выработка у учащихся «качеств XXI века»: создание знаний; критическое мышление; рефлексивная деятельность. Самостоятельная разработка образовательных ресурсов на основе ИКТ. Руководство работой по переподготовке коллег, по разработке и реализации идеи о превращении школы в сообщество, основанное на принципах инновации и непрерывного обучения, обогащаемого средствами ИКТ.

Проект «Smart Classrooms» – «Умные классные комнаты» (администрация штата Квинсленд, Австралия) Цель проекта – обучение учащихся по образовательным программам, созданным на основе ИКТ. Концепция проекта – построение образовательного процесса на основе концепции общества знаний (уровень создания знаний) Обеспечение проекта - школы обеспечиваются учебными кабинетами, оборудованными всеми современными ресурсами ИКТ.

Реализация проекта «Smart Classrooms» Индивидуальная и групповая образовательная деятельность учащихся в урочное и во внеурочное время с использованием различного оборудования и ресурсов интернет. Широкое применение метода проектов и проблемного обучения, которые реализуются на базе ИКТ. Педагоги выступают в качестве организаторов и консультантов образования и самообразования учащихся.

Подпроект «Smart Classrooms» повышение квалификации и сертифицирование учителей 1. Комплексная система повышения квалификации учителей для работы с «умными кабинетами». 2. Система сертифицирования профессиональной компетентности учителей в форме «электронного портфолио». 3. Сообщество сертифицированных учителей для развития проекта.

Электронное портфолио в проекте «Smart Classrooms» «Электронное портфолио – специальным образом организованный и аннотированный набор документов или примеров, доказывающих аутентичность учительских знаний, практики и отношений в комплексе профессии учителя. Это есть коллекция тщательно отобранных материалов о профессиональном опыте, которая связывает его описание, свидетельства (доказательства) и самооценку».

Фрагмент электронного портфолио для сертификации учителей

Уровни сертификации учителей в проекте «Smart Classrooms» Сертификация является трехуровневой. ICT Certificate соответствует базовому уровню использования учителями ИКТ. Это включает некоторые базовые знания и навыки и способность использовать ИКТ в педагогическом контексте. ICT Pedagogical Licence дается учителям, которые эффективно интегрируют ИКТ в образовательный процесс. ICT Pedagogical Licence Advanced дается учителям, которые делают ИКТ интегрирующим средством обучения и демонстрируют лидерство в этом направлении в школе.

Структура электронного портфолио: опыт Пермского края Портфолио состоит из таблицы со столбцами «Параметр», «Критерии», «Эталонные показатели», «Показатели руководителя ОУ». Параметр – свойство, по которому выставляется оценка. Название параметра одновременно является ссылкой, при «клике» на которую открывается окно с подробным описанием самого параметра и, в случае необходимости, метода его расчета. Критерии – качественное или количественное описание проявления параметра в результатах деятельности руководителя ОУ. В разделе «Эталонные показатели» описана процедура, позволяющая сопоставить критериям данного параметра соответствующий оценочный балл (показатель). Показатели руководителя ОУ – результат самооценки руководителя.

Опыт применения электронного портфолио при оценке профессиональной компетентности работников образования В Пермском крае разработаны и прошли апробацию две формы объективированной оценки профессиональной компетентности портфолио руководителя и портфолио учителя. Профессиональная компетентности оценивается по набору параметров деятельности. Для оценки каждого параметра разработаны квалиметрические шкалы. Для подтверждения представленных данных предоставляются электронные документы или ссылки на них. В основе портфолио лежит самооценка и экспертная оценка.

Требования к ИКТ-компетентности работников образования в РФ – документы и материалы Концепция формирования информационного общества в РФ. Современная модель образования, ориентированная на решение задач инновационного развития экономики (в соответствии с поручением правительства РФ от 26 марта 2008 года КА-П ). Действующие государственные образовательные стандарты высшего педагогического образования (2000, 2005 гг.) и проекты ГОС ВПО III поколения ( ). Практические рекомендации по выбору типовой модели системы управления качеством образования для вузов и ссузов (ЛЭТИ, 2004). Квалификационные требования к педагогам первой и высшей категории, принятые в субъектах РФ. Рекомендации, научно-методические материалы, опубликованных в российской печати, материалы конференций и т.д.

ИКТ-компетентность учителя (Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих) «Качество действий работника, обеспечивающее эффективные: нахождение, структурирование информации, её адаптацию к особенностям педагогического процесса и дидактическим требованиям; формулировку учебной проблемы различными информационно- коммуникативными способами; работу с различными информационными ресурсами, профессиональными инструментами, готовыми программно- методическими комплексами, позволяющими проектировать решение педагогических проблем и практических задач; использование автоматизированных мест учителя в образовательном процессе; готовность к ведению дистанционной образовательной деятельности; использование компьютерных и мультимедийных технологий, цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе, ведение школьной документации на электронных носителях».

ИКТ-компетентность учителя (Единый квалификационный справочник ) Должностные обязанности. Использует … современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы. Обоснованно выбирает программы и учебно-методическое обеспечение, включая цифровые образовательные ресурсы. …. Использует компьютерные технологии, в т.ч. текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности. …. Осуществляет контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе с использованием современных способов оценивания в условиях информационно- коммуникационных технологий (ведение электронных форм школьной документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся). Должен знать. … основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; правила и нормы охраны труда и противопожарной защиты.

Цели сертификации ИКТ-компетентности учителей ИКТ-компетентность педагога должна обеспечивать реализацию новых целей образования; новых форм организации образовательного процесса; нового содержания образовательной деятельности. Все это диктует новые требования к профессиональной компетентности педагога в сфере ИКТ.

Структура ИКТ-компетентности учителя в современных условиях 1. Уровень технической (функциональной) компетентности. В концепции данного проекта «надстройка» над т.н. «компьютерной грамотностью». Деятельностная составляющая: 1. Уровень организационных инноваций. 2. Уровень содержательных инноваций.

Уровень технической (функциональной) компетентности в условиях РФ является базовым при формировании и последующей оценке ИКТ-компетентности субъектов мониторинга и сертификации (в силу отсутствия в прежних квалификационных требованиях соответствующих нормативов); характеризуется наличием знаний, умений и навыков, достаточных для пользования оборудованием, программным обеспечением и ресурсами в сфере ИКТ; показатели технической компетентности (включая компьютерную грамотность) для учителей разработаны в ходе реализации проекта в 2008 г.

Уровень организационных инноваций требуется для реализации нового педагогического функционала в процессе модернизации российской системы образования; эффективная реализация инновационного функционала требует систематического целенаправленного использования ИКТ; проявляется в разработке и реализации организационно-технологического ИКТ-продукта.

Инновационный организационно- технологический функционал организация и сопровождение сетевых форм реализации образовательного процесса; реализация дистанционного обучения, очно- заочного обучения, домашнего обучения и т. д.; организация и сопровождение обучения на основе индивидальных образовательных траекторий и индивидуальных учебных планов учащихся; соорганизация разных форм образовательной деятельности – урочной, внеурочной, самостоятельной, воспитательной и других – в единый образовательный процесс; реализация современных технологий мониторинга образования.

Уровень содержательных инноваций характеризуется систематическим, целенаправленным и эффективным применением ИКТ-ресурсов и ЦОР в достижении нового качества образования; направлен на модернизацию образовательного процесса в соответствии с концепцией «создания знаний»; проявляется в обновлении содержания, методов преподавания, систем оценки качества.

Инновационный функционал педагога в аспекте содержания образования разработка и реализация учебных курсов на основе ЦОР (элективных курсов, учебных практик, курсов профессиональной и профильной ориентации и других); реализация новых видов образовательной деятельности: проблемный и проектный подходы в обучении учащихся; организация образовательного процесса на основе самостоятельной индивидуальной и групповой деятельности учащихся по реализации своих личностных, образовательных, социальных и других потребностей и интересов; формирование критического мышления учащихся; организация взаимодействия учащихся при решении проблем и задач на основе ИКТ; применение новых диагностических средств (включая интегральный и попредметный мониторинг качества образования, рейтинговую систему оценивания, динамическую систему оценивания достижений учащихся и другие).

Структура ИКТ-компетентности учителей в разрезе текущего состояния проекта Компьютерная грамотность (инвариант) ИКТ-компетентность преподавательского состава ЗУ в сфере ИКТ Инвариантная часть Профильно-дифференцированная часть Деятельностная компонента: организационные и содержательные инновации ЗУ в сфере образовательной деятельности Инвариантная часть Профильно-дифференцированная часть

Сертификация уровней ИКТ-компетентности Уровень развития ИКТ- компетентности Форма сертификации Уровень технической (функциональной) компетентности Тестирование Уровень организационных инноваций Тестирование Электронное портфолио Уровень содержательных инноваций Электронное портфолио Экспертная Web- конференция

Благодарю за внимание!