Конференция «Мониторинг и сертификация компьютерной грамотности и ИКТ-компетентности», Ярославль, апреля 2009 г. Структура ИКТ- компетентности учителей и измерение ее компонент: отечественный и зарубежный опыт Е.Хеннер Пермский государственный университет, Россия Structure of ICT- Competence of the Teachers and Measurements of its Components: Domestic and Foreign Experience E.Khenner Perm State University, Russia
Работа является частью проекта по созданию Отраслевой системы мониторинга и сертификации компьютерной грамотности и ИКТ-компетентности Ведущий исполнитель проекта: Федеральное государственное учреждение «Государственный научно- исследовательский институт информационных телекоммуникаций» Соисполнители проекта: Международное агентство межвузовского образовательного консалтинга Пермский государственный университет Санкт-Петербургский государственный университет информационных технологий, механики и оптики Софтлайн Эдюкейшн
ИКТ-компетентность: договорной аспект ИКТ-компетентность – «договорной» результат согласования участниками рынка труда, государством и обществом актуальных приоритетов качества трудового потенциала страны. Только после этого они приобретают статус целей системы образования и, соответственно, статус образовательных результатов, которые должны подвергаться оценке.
ИКТ-компетентность: общий взгляд «ИКТ-компетентность включает деятельностные индивидуальные способности и качества, определяющие возможности и умения: самостоятельно искать, собирать, анализировать, представлять, передавать информацию; моделировать и проектировать объекты и процессы, в том числе – собственную индивидуальную деятельность; моделировать и проектировать работу коллектива; принимать правильные решения, творчески и эффективно решать задачи, которые возникают в процессе продуктивной деятельности; ориентироваться в организационной среде на базе современных информационных и коммуникационных технологий; ответственно реализовывать свои планы, квалифицированно используя современные средства информационных и коммуникационных технологий; использовать в своей практической профессиональной деятельности современные информационные и коммуникационные технологии».
Главный тезис Развитие представлений о структуре ИКТ- компетентности педагогов и механизмах ее сертификации должно соответствовать: общим представлениям об ИКТ-компетентности как сочетанию ЗУН-компоненты и деятельностной компоненты; состоянию и нормативной базе отечественной системы образования; зарубежному опыту, мировым тенденциям развития образования; направлениям модернизации системы образования.
Мировые тенденции в развитии ИКТ- компетентности участников системы образования 1.Нормы ЮНЕСКО по компетентности учителей в использовании ИКТ. 2.Обязательные и факультативные параметры Болонского процесса: гарантии качества образования; совершенствование содержания образования. 3.Международный проект «Настройка образовательных структур в Европе» (TUNING).
техническая грамотность углубление знаний создание знаний политика программы педагогика ИКТ организация подготовка учителей Нормы ЮНЕСКО по развитию ИКТ-компетентности учителей (2008 г.)
Уровни ИКТ-компетентности учителей в документах ЮНЕСКО 1. «Техническая грамотность» – это знания, умения и навыки индивида, обеспечивающие свободное владение оборудованием, программным обеспечением и информационными ресурсами. 2. «Углубление знаний» – это использование технической грамотности для решения разного рода профессиональных, социальных, образовательных, повседневных, личностных задач. 3. «Создание знаний» – это формирование информационно-коммуникационного типа мышления и деятельности индивида, обеспечивающего ему образование и самообразование в течение всей жизни, профессиональную и личностную самореализацию и эффективную деятельность в социально- экономической сфере.
Уровень технической грамотности учителя (проект ЮНЕСКО) Формирование и развитие технической грамотности учащихся и студентов на всех уроках и во внеурочной деятельности. Использование для обучения учащихся разнообразной техники, приборов, ресурсов Интернет, цифровых образовательных ресурсов. Использование технической грамотности для повышения собственной профессиональной квалификации и личностного саморазвития.
Уровень углубления знаний (проект ЮНЕСКО) Систематическое и целенаправленное применение средств ИКТ по своему предмету – «наглядных пособий в науке, средств анализа данных, ситуационных игр в социальных исследованиях» и других. Тьюторство как основной метод преподавания: организация самостоятельной образовательной деятельности учащихся индивидуально и в группе, проектной деятельность учащихся, проблемный подход в изучении предметов посредством обучения учащихся умелому пользованию информационно-техническими ресурсами, применению программного обеспечения и прикладных методов учебной дисциплины и т.д. Реализация на основе ИКТ мониторинга образовательной деятельности. Сотрудничество с другими педагогами и учреждениями. Осуществление собственного непрерывного образования.
Уровень создания знаний (проект ЮНЕСКО) Инновационная образовательная деятельность как основа работы педагога, учащихся, образовательного учреждения. Выработка у учащихся «качеств XXI века»: создание знаний; критическое мышление; рефлексивная деятельность. Самостоятельная разработка образовательных ресурсов на основе ИКТ. Руководство работой по переподготовке коллег, по разработке и реализации идеи о превращении школы в сообщество, основанное на принципах инновации и непрерывного обучения, обогащаемого средствами ИКТ.
Проект «Smart Classrooms» – «Умные классные комнаты» (администрация штата Квинсленд, Австралия) Цель проекта – обучение учащихся по образовательным программам, созданным на основе ИКТ. Концепция проекта – построение образовательного процесса на основе концепции общества знаний (уровень создания знаний) Обеспечение проекта - школы обеспечиваются учебными кабинетами, оборудованными всеми современными ресурсами ИКТ.
Реализация проекта «Smart Classrooms» Индивидуальная и групповая образовательная деятельность учащихся в урочное и во внеурочное время с использованием различного оборудования и ресурсов интернет. Широкое применение метода проектов и проблемного обучения, которые реализуются на базе ИКТ. Педагоги выступают в качестве организаторов и консультантов образования и самообразования учащихся.
Подпроект «Smart Classrooms» повышение квалификации и сертифицирование учителей 1. Комплексная система повышения квалификации учителей для работы с «умными кабинетами». 2. Система сертифицирования профессиональной компетентности учителей в форме «электронного портфолио». 3. Сообщество сертифицированных учителей для развития проекта.
Электронное портфолио в проекте «Smart Classrooms» «Электронное портфолио – специальным образом организованный и аннотированный набор документов или примеров, доказывающих аутентичность учительских знаний, практики и отношений в комплексе профессии учителя. Это есть коллекция тщательно отобранных материалов о профессиональном опыте, которая связывает его описание, свидетельства (доказательства) и самооценку».
Фрагмент электронного портфолио для сертификации учителей
Уровни сертификации учителей в проекте «Smart Classrooms» Сертификация является трехуровневой. ICT Certificate соответствует базовому уровню использования учителями ИКТ. Это включает некоторые базовые знания и навыки и способность использовать ИКТ в педагогическом контексте. ICT Pedagogical Licence дается учителям, которые эффективно интегрируют ИКТ в образовательный процесс. ICT Pedagogical Licence Advanced дается учителям, которые делают ИКТ интегрирующим средством обучения и демонстрируют лидерство в этом направлении в школе.
Структура электронного портфолио: опыт Пермского края Портфолио состоит из таблицы со столбцами «Параметр», «Критерии», «Эталонные показатели», «Показатели руководителя ОУ». Параметр – свойство, по которому выставляется оценка. Название параметра одновременно является ссылкой, при «клике» на которую открывается окно с подробным описанием самого параметра и, в случае необходимости, метода его расчета. Критерии – качественное или количественное описание проявления параметра в результатах деятельности руководителя ОУ. В разделе «Эталонные показатели» описана процедура, позволяющая сопоставить критериям данного параметра соответствующий оценочный балл (показатель). Показатели руководителя ОУ – результат самооценки руководителя.
Опыт применения электронного портфолио при оценке профессиональной компетентности работников образования В Пермском крае разработаны и прошли апробацию две формы объективированной оценки профессиональной компетентности портфолио руководителя и портфолио учителя. Профессиональная компетентности оценивается по набору параметров деятельности. Для оценки каждого параметра разработаны квалиметрические шкалы. Для подтверждения представленных данных предоставляются электронные документы или ссылки на них. В основе портфолио лежит самооценка и экспертная оценка.
Требования к ИКТ-компетентности работников образования в РФ – документы и материалы Концепция формирования информационного общества в РФ. Современная модель образования, ориентированная на решение задач инновационного развития экономики (в соответствии с поручением правительства РФ от 26 марта 2008 года КА-П ). Действующие государственные образовательные стандарты высшего педагогического образования (2000, 2005 гг.) и проекты ГОС ВПО III поколения ( ). Практические рекомендации по выбору типовой модели системы управления качеством образования для вузов и ссузов (ЛЭТИ, 2004). Квалификационные требования к педагогам первой и высшей категории, принятые в субъектах РФ. Рекомендации, научно-методические материалы, опубликованных в российской печати, материалы конференций и т.д.
ИКТ-компетентность учителя (Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих) «Качество действий работника, обеспечивающее эффективные: нахождение, структурирование информации, её адаптацию к особенностям педагогического процесса и дидактическим требованиям; формулировку учебной проблемы различными информационно- коммуникативными способами; работу с различными информационными ресурсами, профессиональными инструментами, готовыми программно- методическими комплексами, позволяющими проектировать решение педагогических проблем и практических задач; использование автоматизированных мест учителя в образовательном процессе; готовность к ведению дистанционной образовательной деятельности; использование компьютерных и мультимедийных технологий, цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе, ведение школьной документации на электронных носителях».
ИКТ-компетентность учителя (Единый квалификационный справочник ) Должностные обязанности. Использует … современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы. Обоснованно выбирает программы и учебно-методическое обеспечение, включая цифровые образовательные ресурсы. …. Использует компьютерные технологии, в т.ч. текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности. …. Осуществляет контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе с использованием современных способов оценивания в условиях информационно- коммуникационных технологий (ведение электронных форм школьной документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся). Должен знать. … основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; правила и нормы охраны труда и противопожарной защиты.
Цели сертификации ИКТ-компетентности учителей ИКТ-компетентность педагога должна обеспечивать реализацию новых целей образования; новых форм организации образовательного процесса; нового содержания образовательной деятельности. Все это диктует новые требования к профессиональной компетентности педагога в сфере ИКТ.
Структура ИКТ-компетентности учителя в современных условиях 1. Уровень технической (функциональной) компетентности. В концепции данного проекта «надстройка» над т.н. «компьютерной грамотностью». Деятельностная составляющая: 1. Уровень организационных инноваций. 2. Уровень содержательных инноваций.
Уровень технической (функциональной) компетентности в условиях РФ является базовым при формировании и последующей оценке ИКТ-компетентности субъектов мониторинга и сертификации (в силу отсутствия в прежних квалификационных требованиях соответствующих нормативов); характеризуется наличием знаний, умений и навыков, достаточных для пользования оборудованием, программным обеспечением и ресурсами в сфере ИКТ; показатели технической компетентности (включая компьютерную грамотность) для учителей разработаны в ходе реализации проекта в 2008 г.
Уровень организационных инноваций требуется для реализации нового педагогического функционала в процессе модернизации российской системы образования; эффективная реализация инновационного функционала требует систематического целенаправленного использования ИКТ; проявляется в разработке и реализации организационно-технологического ИКТ-продукта.
Инновационный организационно- технологический функционал организация и сопровождение сетевых форм реализации образовательного процесса; реализация дистанционного обучения, очно- заочного обучения, домашнего обучения и т. д.; организация и сопровождение обучения на основе индивидальных образовательных траекторий и индивидуальных учебных планов учащихся; соорганизация разных форм образовательной деятельности – урочной, внеурочной, самостоятельной, воспитательной и других – в единый образовательный процесс; реализация современных технологий мониторинга образования.
Уровень содержательных инноваций характеризуется систематическим, целенаправленным и эффективным применением ИКТ-ресурсов и ЦОР в достижении нового качества образования; направлен на модернизацию образовательного процесса в соответствии с концепцией «создания знаний»; проявляется в обновлении содержания, методов преподавания, систем оценки качества.
Инновационный функционал педагога в аспекте содержания образования разработка и реализация учебных курсов на основе ЦОР (элективных курсов, учебных практик, курсов профессиональной и профильной ориентации и других); реализация новых видов образовательной деятельности: проблемный и проектный подходы в обучении учащихся; организация образовательного процесса на основе самостоятельной индивидуальной и групповой деятельности учащихся по реализации своих личностных, образовательных, социальных и других потребностей и интересов; формирование критического мышления учащихся; организация взаимодействия учащихся при решении проблем и задач на основе ИКТ; применение новых диагностических средств (включая интегральный и попредметный мониторинг качества образования, рейтинговую систему оценивания, динамическую систему оценивания достижений учащихся и другие).
Структура ИКТ-компетентности учителей в разрезе текущего состояния проекта Компьютерная грамотность (инвариант) ИКТ-компетентность преподавательского состава ЗУ в сфере ИКТ Инвариантная часть Профильно-дифференцированная часть Деятельностная компонента: организационные и содержательные инновации ЗУ в сфере образовательной деятельности Инвариантная часть Профильно-дифференцированная часть
Сертификация уровней ИКТ-компетентности Уровень развития ИКТ- компетентности Форма сертификации Уровень технической (функциональной) компетентности Тестирование Уровень организационных инноваций Тестирование Электронное портфолио Уровень содержательных инноваций Электронное портфолио Экспертная Web- конференция
Благодарю за внимание!