XV КОНФЕРЕНЦИЯ ИУМиБ-2014 XV КОНФЕРЕНЦИЯ ИУМиБ-2014 Москва-МГУ-Экономический факультет ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ МЕНЕДЖЕРОВ: ВЧЕРА – СЕГОДНЯ - ЗАВТРА 01- 03.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тема 1 Сущность менеджмента как процесса и науки.
Advertisements

Менеджмент и менеджер
Введение в менеджмент Менеджмент и Менеджер. Менеджмент – совокупность методов, средств и форм управления современным производством с целью повышения.
Менеджмент. Понятие менеджмента.. Цель урока: Познакомиться с понятием менеджмента; Узнать, как появился менеджмент; Узнать главные задачи менеджмента;
Условия возникновения и сущность рынка Рынок – понятие историческое. Он возник на определенном этапе социально- экономического развития и с тех пор претерпел.
Менеджер по персоналу - это человек, который отвечает за самое главное на предприятии или фирме - людей. Именно человеческий ресурс в современном мире.
Следует исходить из понимания роли государства как главного субъекта современной общенациональной кадровой политики, ведущей силы социального управления,
Аудит корпоративного управления.. « Аудит корпоративного управления», «корпоративный аудит» – регулярное приведение внешним консультантом оценки соответствия.
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ. Управление персоналом = управление человеческими ресурсами.
Прохождение практики студентами Высшей школы современных социальных наук (факультет) МГУ им. М.В. Ломоносова.
Слагаемые успеха в бизнесе. Источники финансирования бизнеса Любой предприниматель, будь он владелец маленькой фирмы или крупной корпорации, имеющий желание.
Цели и задачи, основные проблемы и механизм профессиональной стандартизации и сертификации в сфере HR Докладчик: Федин В.В., Генеральный директор ФГУП.
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА В ФАРМАЦИИ Выполнила: Олатаева З Группа: ФА Проверила: Адибаева Ж.К. С.Ж. АСФЕНДИЯРОВ АТЫНДАҒЫ ҚАЗАҚ ҰЛТТЫҚ МЕДИЦИНА УНИВЕРСИТЕТІ.
Стратегическое планирование Тема 8. План Сущность стратегического планирования Сущность стратегического планирования Процесс стратегического планирования.
Предмет и задачи информационного менеджмента Тема 2.
КАДРЫ ПРЕДПРИЯТИЯ. Под кадрами предприятиями понимается совокупность работников различных профессионально-квалификационных групп, занятых на предприятии.
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ВЫПУСКНИКОВ СПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ В РАМКАХ ОСВОЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН И.Г. Орлова Челябинский.
Горемыко Мария Губина Ольга Иосилевич Екатерина Лекомцева Мария Швецова Ольга.
Анализ ресурсов организации. Компоненты внутреннего анализа ресурсов организации (ресурсы и организация корпорации, финансирование, производство, персонал).
Презентация к уроку (технология, 10 класс) по теме: Бизнес-план. Основные разделы бизнес-плана.
Транксрипт:

XV КОНФЕРЕНЦИЯ ИУМиБ-2014 XV КОНФЕРЕНЦИЯ ИУМиБ-2014 Москва-МГУ-Экономический факультет ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ МЕНЕДЖЕРОВ: ВЧЕРА – СЕГОДНЯ - ЗАВТРА Июля 2014 г проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ)

XV КОНФЕРЕНЦИЯ ИУМиБ-2014 XV КОНФЕРЕНЦИЯ ИУМиБ-2014 ОРГАНИЗАЦИЯ. МЕНЕДЖМЕНТ. МЕНЕДЖЕРЫ. МЕНЕДЖЕРЫ. д.э.н., проф. МАРШЕВ Вадим Иванович ЭФ МГУ им. М.В. Ломоносова, каф-ра управления организацией 01-Июль проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ)

Уже в который раз: «Новое – это «Новое – это Новая комбинация Старого Новая комбинация Старого в Новых условиях» в Новых условиях» проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ)

Вопросы 1. Почему люди «организуются»? 2. Нужен ли человечеству «менеджмент организаций», как вид жизнедеятельности? 3. Что делают актеры менеджмента или менеджеры? 4. Какие для этого нужны компетенции? 5. Можно ли этому обучать и/или научать? 6. Как готовили и Как готовить менеджеров? 7. Кто готовит и Кто готовит менеджеров? 8. Почему до сих пор встречаются «неэффективные» менеджеры? т 4 проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ)

Организации людей –1 «Каждый человек привлекает то одного, то другого для удовлетворения той или иной потребности. Испытывая нужду во многом, многие люди собираются воедино, чтобы обитать сообща и оказывать друг другу помощь: такое совместное поселение и получает у нас название государства» «Каждый человек привлекает то одного, то другого для удовлетворения той или иной потребности. Испытывая нужду во многом, многие люди собираются воедино, чтобы обитать сообща и оказывать друг другу помощь: такое совместное поселение и получает у нас название государства» (Платон, IV в. до н.э.) (Платон, IV в. до н.э.)

проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ) Организации людей – 2 Возникновение организаций обусловлено тем, что любой человек в одиночку не может выполнить большинство действий, необходимых для продолжения его жизни (сиречь – «удовлетворения природных потребностей»), и потому он вынужден искать себе подобных, создавать организацию или вступать в существующую организацию (= социализироваться). Прав Аристотель, утверждая, что «человек по природе своей животное социальное», а потому организации были, есть и впредь будут создаваться. Возникновение организаций обусловлено тем, что любой человек в одиночку не может выполнить большинство действий, необходимых для продолжения его жизни (сиречь – «удовлетворения природных потребностей»), и потому он вынужден искать себе подобных, создавать организацию или вступать в существующую организацию (= социализироваться). Прав Аристотель, утверждая, что «человек по природе своей животное социальное», а потому организации были, есть и впредь будут создаваться

проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ) Организации людей – 3 Мы создаём эти человеческие формирования для того, чтобы они могли создавать для нас то, в чем у нас есть потребность (напр., потребительские товары), или то, что решает наши проблемы (напр., средства передвижения). Мы учимся и/или трудимся в организациях, чтобы зарабатывать средства для приобретения этих товаров и услуг. Иными словами, мы давно уже являемся «пленниками» множества организаций, и потому неизбежно задаёмся вопросами их выживания и благополучного существования. Мы создаём эти человеческие формирования для того, чтобы они могли создавать для нас то, в чем у нас есть потребность (напр., потребительские товары), или то, что решает наши проблемы (напр., средства передвижения). Мы учимся и/или трудимся в организациях, чтобы зарабатывать средства для приобретения этих товаров и услуг. Иными словами, мы давно уже являемся «пленниками» множества организаций, и потому неизбежно задаёмся вопросами их выживания и благополучного существования

ОРГАНИЗАЦИЯ - в статике Определение (М.В.И.) – это совокупность не менее 2 лиц, Определение (М.В.И.) – это совокупность не менее 2 лиц, имеющих Общую Цель и имеющих Общую Цель и Формализованные Структурированные Отношения (ФСО) Формализованные Структурированные Отношения (ФСО) Люди = Элементы Организации (О) Общая цель и ФСОтношения = Атрибуты О проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ)

ОРГАНИЗАЦИЯ - в динамике 1. Поиск ресурсов 2. Преобразование ресурсов в товар/услугу -продукт 3. Распределение, Обмен и Потребление продуктов Итог: Воспроизводство Организации Воспроизводство Организации проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ)

ОРГАНИЗАЦИЯ - в динамике 1. Поиск ресурсов 2. Преобразование ресурсов в товар/услугу -продукт 3. Распределение, Обмен и Потребление продуктов Итог: Воспроизводство Организации Воспроизводство Организации Роли индивидуумов в Организации = = Функционирующие Области (ФО) = = Функционирующие Области (ФО) = Внутренняя среда О проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ)

Внутренняя среда организации-1 Функционалы: 1.1. Акционеры (Shareholders) - ? 1.2. HR 1.2. HR 1.3. Management 1.4. Marketing 1.5. Finance 1.6. Accounting 1.7. Security 1.8. Purchase 1.9. Production Sales проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ) 11

Внутренняя среда организации ClientsR/PR/GR/FR/IR Corporate Governance Competitive Intelligence R&D (НИОКР) Social responsibility Ecology Knowledge Knowledge Corporate Culture Law IT-active и др. Роли (по потребности в них)!!! РИСКИ определяют необходимость в ролях проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ) 12

Внутренняя среда организации Процессы создания ценности Основная деятельность по созданию продукта (бизнес-процесс) Закупки Производ- ство Продажи Послепродаж ное обслуживание Вспомогательная деятельность (функционирующие области, обеспечивающие основную деятельность) HR Стратегия/Планирование/Учет/Анализ/Контроль Технологии / Исследования / Проектирование Маркетинг/PR/Финансы/FR Информационное и юридическое обслуживание Инфраструктура / Жизнеобеспечение зданий и сооружений / Безопасность / Общественное питание Logistics GR, IR, Knowledge, CC, Ecology, etc проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ) 13

проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ) Внешняя среда организации 1. Макросреда – состав, природа 2. Микросреда – состав, природа

Macro-Environment 1. MacroEconomics 2. State Policy 3. History-Socio-Culture 4. Demography 5. Ecology 6. Science and Technology 7. Institutional system (regulators, incl. Banks) 8. Legal System (incl. Taxation) 9. Insurance System (on Federal Level) 10. Labor Market (on Global Level) 11. Communications 12. Other stakeholders проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ)

Micro-Environment 1. Competitors 2. Consumers 3. Suppliers 4. Potential competitors 5. Products-substitutes (M. Porter 5 Rings Model) 6. Regional Law (incl. Regional Taxes) 7. Insurance System (on Regional Level) 8. Labor market (on Regional Level) 9. Trade Union 10. Shareholders (?) 11. Other Stakeholders проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ)

Среда жизнедеятельности (или Бизнес-среда) Организации Business Environment = Internal+External Environment проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ)

Elements of Business Environment SCIENCE& TECHNOLOGY ECOLOGY COMPETITORS DEMOGRAPHY INTERNAL ELEMENTS CUSTOMERS SOCIO- CULTURAL VALUES LAW LABOR MARKET NATIONAL ECONOMY STATE SUPPLIERS FINANCAL- BANK SYSTEM проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ)

проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ) МЕНЕДЖМЕНТ ОРГАНИЗАЦИЕЙ Управление Организацией – это целенаправленное целенаправленное системное системное воздействие воздействие на организацию на организацию Управление = Система

Management systems approach CUSTOMERSCUSTOMERS SUPPLIERSSUPPLIERS PRODUCTION AND/OR OPERATION SYSTEM PURCHASESPURCHASES SALESSALES MANAGEMENT SYSTEM STOCK FINANCE GOOD SERVICE «FINANCE»FINANCE RESOURSES EXTERNAL ENVIRONMENT EXTERNAL ENVIRONMENT проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ)

Управление организацией Управление = System III III IVV Стадии ЖЦ Purchase CC PR HR R&D Acc Mrktg Finance Prod Sales Средний Крупный Размер Бизнеса Регион Национальный Глобальный Рынок IT Телеком Автопром Отрасль Фармацевтика MGT Микро-Малый ФО VI Развитие Процесс Структура Механизм

проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ) 22 СХЕМА УРОВНЕЙ УПРАВЛЕНИЯ 1. А= Где находится организация/функционал? 2. В= Где желает (или должна) быть организация/функционал через N лет? 3. С= Как достичь состояние В из состояния А? A B N T $ C1 B2 A2 A3 B3 C3 C2

Функции управления - 1 Что должна делать Система Управления (и команда менеджеров всех уровней), чтобы Организация достигла состояния В? проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ)

проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ) 24 Функции управления - 2 Управление – вид профессиональной трудовой деятельности Функция управления – особый подвид управленческой деятельности, продукт разделения труда и специализации в Управлении

проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ) 25 Функции управления - 3 Менеджмент – это Изменения (в Организации)

проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ) субъектных функций управления 1. Целеполагание 2. Прогнозирование 3. Планирование 4. Организация 5. Мотивация 6. Координирование 7. Распорядительство 8. Учет 9. Анализ 10. Контроль (в узком см.сл. = корректировка) Г.Х.Попов

проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ) Проведение изменений в Организации 1. Что нужно изменить? 2. Как будут восприняты изменения? 3. Какое будет сопротивление? 4. Какой стиль изменений должен быть выбран? 5. Какими методами проводить изменения? 6. Разработка сценариев возможного сопротивления 7. Осуществление мероприятий, ослабляющих сопротивление изменениям 8. Устранение сопротивления 9. Закрепление изменения

проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ) Формула изменений (Бекхард&Харрис) Ch= [ABD] > X Ch - изменения A - уровень недовольства текущей ситуацией B - желание внести предложенные изменения и/или достичь желаемого состояния D – практичность изменений (минимальный риск и разрушительные последствия) X – стоимость изменений проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ)

Время и усилия при различных уровнях изменений Усилия Время Отношения (2) Индивидуальное поведение (3) Групповое поведение (4) Длительное Короткое Малые Большие Изменения (1)-(2) относятся к индивидууму Знания (1) Организационное поведение (5) проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ)

МЕНЕДЖЕРЫ - 1 Основные проблемы: 1. Чем на самом деле занимаются менеджеры? 2. Какими качествами и характеристиками они должны обладать? 3. Как их этому обучать и «научать»?

проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ) МЕНЕДЖЕРЫ - 2 Менеджмент это прикладная наука, и по традиции акцент делался на выработке руководящих принципов и рекомендаций, которые способствовали бы совершенствованию управления. Менеджмент это прикладная наука, и по традиции акцент делался на выработке руководящих принципов и рекомендаций, которые способствовали бы совершенствованию управления. Внимание, как правило, в основном обращалось на ожидаемые результаты, а не на повседневную деятельность менеджеров Внимание, как правило, в основном обращалось на ожидаемые результаты, а не на повседневную деятельность менеджеров

проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ) МЕНЕДЖЕРЫ - 3 «Одна из проблем в понимании управленческого поведения состоит в том, что следует различать Работу и Результативность менеджмента. Работа это то, что менеджеры делают, тогда как Результативность это то, чего менеджеры достигают» «Одна из проблем в понимании управленческого поведения состоит в том, что следует различать Работу и Результативность менеджмента. Работа это то, что менеджеры делают, тогда как Результативность это то, чего менеджеры достигают» Президент компании "Intel" Эндрю Гроув (High Output Mgt, 1985)

проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ) МЕНЕДЖЕРЫ - 4 Но всё значение "менее важной" работы, например, наложения шва во время хирургической операции, оценить намного труднее Но всё значение "менее важной" работы, например, наложения шва во время хирургической операции, оценить намного труднее Аналогично, наличие стратегического плана у компании или новой ОСУ имеет на первый взгляд более важное значение, чем телефонные разговоры, деловые завтраки и непрерывные служебные совещания, которые занимают значительную, если не большую, часть времени менеджера Аналогично, наличие стратегического плана у компании или новой ОСУ имеет на первый взгляд более важное значение, чем телефонные разговоры, деловые завтраки и непрерывные служебные совещания, которые занимают значительную, если не большую, часть времени менеджера

проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ) МЕНЕДЖЕРЫ - 5 Уже в древности предпринимались неоднократные попытки ставить и разрешать важнейшие проблемы кадров управления: Уже в древности предпринимались неоднократные попытки ставить и разрешать важнейшие проблемы кадров управления: 1. требования к руководителям, 2. личные и деловые качества руководителей, 3. функциональные обязанности и роли руководителей

проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ) МЕНЕДЖЕРЫ - 6 «Поучения Гераклеопольского царя своему сыну Мерикара» (XXII в до н.э.) «Поучения Гераклеопольского царя своему сыну Мерикара» (XXII в до н.э.) «Поучения Ахтоя III, сына Дуауфа, своему сыну Пиопи» (XXI в до н.э.) «Поучения Ахтоя III, сына Дуауфа, своему сыну Пиопи» (XXI в до н.э.) «Речения Ипусера» (XVIII в. до н.э.) «Речения Ипусера» (XVIII в. до н.э.) В этих трактатах излагаются требования к личным и деловым качествам будущих правителей (компетенции)

проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ) МЕНЕДЖЕРЫ -7 «Уважай твоих вельмож....Возвышай твоих вельмож, чтобы они поступали по твоим законам» «Уважай твоих вельмож....Возвышай твоих вельмож, чтобы они поступали по твоим законам» «Будь искусным в речах, и сила твоя будет велика» «Будь искусным в речах, и сила твоя будет велика» «Уважай твоих вельмож, охраняй твоих людей; укрепляй твои границы и твои округа. Хорошо творить для будущего» «Уважай твоих вельмож, охраняй твоих людей; укрепляй твои границы и твои округа. Хорошо творить для будущего» «Твори истину, и ты будешь жить долго на земле» «Твори истину, и ты будешь жить долго на земле» «Награждай вельмож податными списками, жрецов – участками земли» «Награждай вельмож податными списками, жрецов – участками земли» (Гераклеопольский царь) (Гераклеопольский царь)

проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ) МЕНЕДЖЕРЫ - 8 При этом обращалось внимание на умелое обоснование и изложение принимаемых решений, в связи с чем давался совет: «Будь искусным в речах, и сила твоя будет велика. Меч - это язык, слово сильнее, чем оружие» При этом обращалось внимание на умелое обоснование и изложение принимаемых решений, в связи с чем давался совет: «Будь искусным в речах, и сила твоя будет велика. Меч - это язык, слово сильнее, чем оружие» Царь Ахтой III (XXI в. до н.э.) Царь Ахтой III (XXI в. до н.э.) (Троцкий vs. Ленин) (Троцкий vs. Ленин)

проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ) Табели о Рангах - 1 Общепризнанный образец бюрократического творчества древнего Египта эпохи Нового царства, содержащий подробное описание должностных обязанностей визира, – это «Предписание о служебных обязанностях верховного сановника» (ХV в. до н.э.)

проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ) Табели о Рангах - 2 Разделы «Предписания» 1. Порядок служебного приема у верховного сановника 2. Доклады верховному сановнику 3. Посещение верховным сановником фараона 4. Обращение с доверенными верховного сановника 5. Обращение с документами, запрошенными верховным советником 6. Служебные обязанности верховного сановника

проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ) Табели о Рангах - 3 «Предписание». Служебные обязанности верховного сановника: 1. Это он будет вызывать окружных чиновников, и это он будет посылать их, чтобы они докладывали ему дела своих округов 2. Это он будет отправлять всех путешественников и все экспедиции дворца 3. Это он будет назначать исполняющих должности сановников Верхнего и Нижнего Египта

проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ) Табели о Рангах Это он будет устанавливать общее количество войска 5. Это он будет посылать рубить смоковницы согласно сказанному во дворце 6. Это он будет посылать окружных чиновников проводить обнесенные плотинами каналы во всей стране 7. Это он будет слушать каждый приказ. Это он будет допрашивать о недоимках каждого храмового хозяйства

проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ) Табели о Рангах - 5 В трактате Артхашастра (IV в. до н.э.) – Табель о рангах государственных служащих В трактате Артхашастра (IV в. до н.э.) – Табель о рангах государственных служащих Содержит перечень 17 должностей, Содержит перечень 17 должностей, их характеристики и их характеристики и размеры вознаграждения размеры вознаграждения

проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ) Табели о Рангах - 6 Разветвленность управленческой системы в Передней Азии постепенно нарастала и достигла таких масштабов и структурных размеров, что Разветвленность управленческой системы в Передней Азии постепенно нарастала и достигла таких масштабов и структурных размеров, что уже в VII в. до н.э. в Ассирии список чиновников царя Асархаддона содержал упоминание уже в VII в. до н.э. в Ассирии список чиновников царя Асархаддона содержал упоминание о 159 должностях !!! о 159 должностях !!!

проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ) О компетенциях и подготовке менеджеров подготовке менеджеров

проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ) «Мы должны понять то, что делают менеджеры, прежде чем мы сможем решить, что менеджеры должны знать и каким образом они лучше всего могут приобрести это знание" «Мы должны понять то, что делают менеджеры, прежде чем мы сможем решить, что менеджеры должны знать и каким образом они лучше всего могут приобрести это знание" (Stewart, R. The Nature of Mgt: A Problem for Mgt Education, JMS, 1984, N21)

проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ) О подготовке менеджеров- 1 Царь Ахтой III (XXI в. до н.э.) настаивал на необходимости обучения людей, привлекаемых к управлению, постоянного пополнения их знаний: «Создается мудрость знанием.… Разворачивай свитки свои, следуй премудрости, тот, кто обучается, станет искусным». «Создается мудрость знанием.… Разворачивай свитки свои, следуй премудрости, тот, кто обучается, станет искусным». В другом месте подчеркивалось: «Пусть скажут люди: «нет ничего, чего ты не знаешь» (= Александр III) В другом месте подчеркивалось: «Пусть скажут люди: «нет ничего, чего ты не знаешь» (= Александр III)

проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ) О подготовке менеджеров - 2 Обучались только дети жрецов, управляющих, чиновников, военноначальников, капитанов кораблей и других высокопоставленных лиц Обучение древнему письму происходило в специальных школах, в т. наз. «Домах учения писанию». Попасть туда было заветной мечтой представителей среднего класса Научиться грамоте означало выбиться в люди, стать государственным чиновником

проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ) О подготовке менеджеров - 3 В древнеегипетских папирусах с поучениями писцам, составленных на грани I и II тысячелетий до н.э., говорилось, что, сделавшись писцом, «ты будешь управлять населением всей земли». В древнеегипетских папирусах с поучениями писцам, составленных на грани I и II тысячелетий до н.э., говорилось, что, сделавшись писцом, «ты будешь управлять населением всей земли». Подчеркивалось, что писец «управляет работами всякими, которые в земле есть», что должность освобождает от подати, защищает от тяжелого труда, удаляет от мотыги и хлопот, позволяет не быть «под владыками многими и под начальниками многочисленными». Подчеркивалось, что писец «управляет работами всякими, которые в земле есть», что должность освобождает от подати, защищает от тяжелого труда, удаляет от мотыги и хлопот, позволяет не быть «под владыками многими и под начальниками многочисленными»

проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ) О подготовке менеджеров - 4 Шэнь Пу-хай ( г. до н.э.), министр царства Хань, министр царства Хань, автор трактата «Шэнь-цзы»: По мнению мыслителя, чтобы стать мудрым правителем, необходимо овладеть технологией власти. По мнению мыслителя, чтобы стать мудрым правителем, необходимо овладеть технологией власти. Первое условие здесь – выдержка, непроницаемость, скрытность. Первое условие здесь – выдержка, непроницаемость, скрытность

проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ) О подготовке менеджеров - 5 Второе и главное – это недеяние, т.е. внешняя непроницаемость и даже пассивность, за которыми скрывается информационная насыщенность и активная готовность, способность в любой момент вмешаться и дать нужное указание. Второе и главное – это недеяние, т.е. внешняя непроницаемость и даже пассивность, за которыми скрывается информационная насыщенность и активная готовность, способность в любой момент вмешаться и дать нужное указание. «Умный правитель может надеть на себя личину глупости, проявить неуверенность, робость… Он скрывает свои мотивы и демонстрирует миру недеяние. И тогда ближние любят его, а дальние стремятся к нему». «Умный правитель может надеть на себя личину глупости, проявить неуверенность, робость… Он скрывает свои мотивы и демонстрирует миру недеяние. И тогда ближние любят его, а дальние стремятся к нему»

проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ) О подготовке менеджеров - 6 По мнению Шэнь Пу-хая при подборе кандидата и назначении на должность следует руководствоваться тремя критериями: По мнению Шэнь Пу-хая при подборе кандидата и назначении на должность следует руководствоваться тремя критериями: 1. способностью и компетенцией кандидата, 2. его достижениями в прошлом, 3. старшинством

проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ) О подготовке менеджеров - 7 Легист Шан Ян ( гг. до н.э.) сформулировал гениальную стратегическую идею, пригодную для всех времен и народов, и прообраз мудрого правителя: «Совершенномудрый правитель добивается сосредоточения всех усилий народа на Едином, дабы объединить его помыслы. Легист Шан Ян ( гг. до н.э.) сформулировал гениальную стратегическую идею, пригодную для всех времен и народов, и прообраз мудрого правителя: «Совершенномудрый правитель добивается сосредоточения всех усилий народа на Едином, дабы объединить его помыслы

проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ) О подготовке менеджеров - 8 Государство, добившееся сосредоточения всех усилий народа на Едином хотя бы на один год, будет могущественно десять лет Государство, добившееся сосредоточения всех усилий народа на Едином хотя бы на один год, будет могущественно десять лет Государство, добившееся сосредоточения всех усилий народа на Едином на десять лет, будет могущественно сто лет Государство, добившееся сосредоточения всех усилий народа на Едином на десять лет, будет могущественно сто лет Государство добившееся сосредоточения всех усилий народа на Едином на сто лет, будет могущественно тысячу лет Государство добившееся сосредоточения всех усилий народа на Едином на сто лет, будет могущественно тысячу лет А тот, кто могущественен тысячу лет, добьётся владычества в Поднебесной». А тот, кто могущественен тысячу лет, добьётся владычества в Поднебесной»

проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ) О подготовке менеджеров - 9 В древних (и последующих) Табелях о рангах отражались статусы, размеры и формы вознаграждения руководителей, начальников, специалистов, рабочих В древних (и последующих) Табелях о рангах отражались статусы, размеры и формы вознаграждения руководителей, начальников, специалистов, рабочих В Поучениях, Речениях, Наставлениях, Надписях и других «учебниках» излагались основы руководства хозяйством полиса, характеристики различных видов работ и требования к работникам В Поучениях, Речениях, Наставлениях, Надписях и других «учебниках» излагались основы руководства хозяйством полиса, характеристики различных видов работ и требования к работникам

проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ) О подготовке менеджеров - 10 Характеристики и качества «хорошего администратора», «хорошего управляющего», «хорошего предпринимателя» получили развитие в трактатах авторов следующих эпох, отражавших потребность и актуальность этих категорий людей в контексте соответствующих конкретно- исторических условий

проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ) Развитие взглядов на КП – 1 Р. Кантильон ( ) в трактате «Опыты о природе торговли» сформулировал идею о том, что в деятельности предпринимателя видятся две относительно самостоятельные функции: Р. Кантильон ( ) в трактате «Опыты о природе торговли» сформулировал идею о том, что в деятельности предпринимателя видятся две относительно самостоятельные функции: 1. Функция капиталиста (или, говоря по- современному, функции собственника средств производства и капитала) и 2. Функция управленца, менеджера, т.е. человека, принимающего окончательные решения

проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ) Развитие взглядов на КП – 2 А. Смит в «Богатстве народов» широко употреблял понятие undertaker в том же значении, что и французы понятие entrepreneur, т.е. «предприниматель» в значении «собственник предприятия», не выделяя его управленческую функцию. А. Смит в «Богатстве народов» широко употреблял понятие undertaker в том же значении, что и французы понятие entrepreneur, т.е. «предприниматель» в значении «собственник предприятия», не выделяя его управленческую функцию. А. Смит сформулировал три важнейших качества undertakera: А. Смит сформулировал три важнейших качества undertakera: «порядок, экономия и внимание»

проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ) Развитие взглядов на КП – 3 Анн Робер Жак Тюрго в трактате «Размышления о создании и распределении богатств» (1770) на примере управления земледельческими предприятиями выделял функции: Анн Робер Жак Тюрго в трактате «Размышления о создании и распределении богатств» (1770) на примере управления земледельческими предприятиями выделял функции: 1. руководства 2. контроля

проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ) Развитие взглядов на КП – 4 Промышленная революция (Англии, 70-е гг. XVIII в е гг. XIX в.), вызвала к жизни крупные капиталистические предприятия, а вместе с этим породила совершенно новый социальный институт – предпринимателей- управленцев Промышленная революция (Англии, 70-е гг. XVIII в е гг. XIX в.), вызвала к жизни крупные капиталистические предприятия, а вместе с этим породила совершенно новый социальный институт – предпринимателей- управленцев

проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ) Развитие взглядов на КП – 5 Появилась совершенно новая разновидность предпринимательства – интрапренерство, т.е. предпринимательско- управленческая деятельность внутри большой фирмы – с тысячью разновидностей. Появилась совершенно новая разновидность предпринимательства – интрапренерство, т.е. предпринимательско- управленческая деятельность внутри большой фирмы – с тысячью разновидностей. Сегодня – это White-Space Management. Сегодня – это White-Space Management

проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ) Развитие взглядов на КП – 6 Жан Батист Сэй в «Трактате политической экономии» (1803 г.) подчеркивал важность функции планирования в деятельности руководителя Жан Батист Сэй в «Трактате политической экономии» (1803 г.) подчеркивал важность функции планирования в деятельности руководителя

проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ) Развитие взглядов на КП – 7 Самуэль Ньюмен в работе «Элементы политической экономии» (1835 г.) писал: Самуэль Ньюмен в работе «Элементы политической экономии» (1835 г.) писал: «Чтобы быть хорошим предпринимателем, надо обладать рядом качеств, редко сочетающихся в одном человеке: «Чтобы быть хорошим предпринимателем, надо обладать рядом качеств, редко сочетающихся в одном человеке: 1. Он должен обладать необычайно сильным даром предвидения и одновременно практической расчетливостью, чтобы его хорошие планы свершались. 2. Он должен проявлять упорство и постоянство намерений в процессе реализации планов

проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ) Развитие взглядов на КП – 8 3. От него часто требуется властвовать над другими и направлять усилия других. 4. А для того, чтобы всё это вместе работало, он должен быть и осмотрительным, и решительным. 5. От него также требуется умение успешно управлять разными отраслями производства, 6. обладать глубокими знаниями как об общем состоянии дел в мире, 7. так и о деталях в области найма работников и получения прибыли»

проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ) Развитие взглядов на КП – 9 О функциях менеджера С. Ньюмен подчеркивал важность комплексности функций менеджера, выделяя среди них: С. Ньюмен подчеркивал важность комплексности функций менеджера, выделяя среди них: 1. Планирование, 2. Организацию и 3. Руководство

проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ) Развитие взглядов на КП – 10 Ричард Боукер в работе «Экономика для народа» (1886) выделил функции менеджера: Ричард Боукер в работе «Экономика для народа» (1886) выделил функции менеджера: организации и организации и руководства руководства

проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ) Развитие взглядов на КП – 11 И. Вышнеградский И. Вышнеградский Система подготовки кадров в России Система подготовки кадров в России

проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ) Развитие взглядов на КП – 12 Лоуренс Лафлин в трактате «Элементы политической экономии»(1896) писал: Лоуренс Лафлин в трактате «Элементы политической экономии»(1896) писал: «Менеджер – это тот, «Менеджер – это тот, кто выбирает место для фабрики, кто выбирает место для фабрики, управляет финансами, управляет финансами, покупает сырьё, покупает сырьё, продает продукт, продает продукт, кто имеет дела с рабочими, распределяя их задания и оценивая их труд, кто имеет дела с рабочими, распределяя их задания и оценивая их труд,

проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ) Развитие взглядов на КП кто следит за рынком, зная когда продавать, а когда придерживать товар, - кто следит за рынком, зная когда продавать, а когда придерживать товар, - кто удачно узнает, что покупатели действительно хотят, и меняет характер своего товара в соответствии с этими желаниями…, - кто удачно узнает, что покупатели действительно хотят, и меняет характер своего товара в соответствии с этими желаниями…, - в общем - это … - в общем - это … РЕДКИЙ ЗВЕРЬ»

проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ) О триаде компетенций Знания Умения – Знания в действии Навыки – автоматические Умения Знания=>Умения=>Навыки Всегда так формируются виды деятельности менеджера?

проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ) Задачи для студентов: Выявить конкретно-исторические причины/факторы, объясняющие и отвечающие на вопросы: Почему менялись представления о том, чему надо обучать менеджеров, и привести примеры соответствующих программ подготовки кадров управления (менеджеров)? Почему менялись представления о том, чему надо обучать менеджеров, и привести примеры соответствующих программ подготовки кадров управления (менеджеров)?