III. Требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования Пункт 16 изложить в следующей редакции: «16. Основная образовательная.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Воспитательные результаты и эффекты внеурочной деятельности школьников Григорьев Д.В., к.пед.н., доцент, Степанов П.В., к.пед.н., Центр теории воспитания.
Advertisements

Воспитательные результаты и эффекты внеурочной деятельности школьников Григорьев Д.В., к.пед.н., доцент, Степанов П.В., к.пед.н., Центр теории воспитания.
Воспитание в ФГОС Организация внеурочной деятельности в начальной школе.
Внеурочная деятельность школьников. Разработчики Григорьев Д.В., к.пед.н., доцент, Степанов П.В., к.пед.н., Центр теории воспитания Института теории и.
Презентация к уроку по теме: Внеурочная деятельность в рамках ФГОС
Воспитательные результаты и эффекты внеурочной деятельности школьников Григорьев Д.В., к.пед.н., доцент, Степанов П.В., к.пед.н., Центр теории воспитания.
Понятие, виды и направления внеурочной деятельности школьников.
Внеурочная деятельность в начальной школе. Стандарты – социальная конвенциональная норма, общественный договор между семьёй, обществом и государством.
Организация внеучебной деятельности в начальной школе.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального.
Организация внеурочной деятельности в начальной школе в рамках реализации ФГОС.
ФГОС:ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. План. «Организация внеурочной деятельности на I ступени М БОУ «Частинская средняя общеобразовательная школа», Л узина Н.А.
Внеурочная деятельность в контексте ФГОС. Внеурочная деятельность школьников часть коллективной жизнедеятельности ученического класса, осуществляемая.
Воспитательные результаты и эффекты внеучебной деятельности школьников Григорьев Дмитрий Васильевич Григорьев Дмитрий Васильевич Степанов Павел Валентинович.
Оптимизация ресурсов ОУ в реализации внеурочной деятельности и постановке УУД в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Приказ Министерства образования и науки РФ от «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта.
Организация внеучебной деятельности учащихся начальной школы Выступление учителя начальных классов Рябовой Е.С.
МБОУ СОШ 1 им. Г.К. Нестеренко. Цель внеурочной деятельности: с оздание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного.
ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС НОО Семинар для учителей начальных классов.
Транксрипт:

III. Требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования Пункт 16 изложить в следующей редакции: «16. Основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением через учебный план и внеурочную деятельность. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в том числе через такие формы как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики.

III. Требования к структуре основной образовательной программы основного общего образования Пункт 13: Основная образовательная программа основного общего образования реализуется ОУ через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (духовно-нравственное, физкультурно-спортивное и оздоровительное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в таких формах, как кружки, художественные студии, спортивные клубы и секции, юношеские организации, краеведческая работа, научно-практические конференции, школьные научные общества, олимпиады, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, военно-патриотические объединения и т. д.

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального и основного общего образования.

Сущность и основное назначение внеурочной деятельности заключается в создании дополнительных условий для развития интересов, склонностей, способностей школьников и разумной организации их свободного времени. Она ориентирована на создание условий для: -творческой самореализации ребёнка в комфортной развивающей среде, стимулирующей возникновение личностного интереса к различным аспектам жизнедеятельности и позитивного преобразующего отношения к окружающей действительности; -социального становления личности ребёнка в процессе общения и совместной деятельности в детском сообществе, активного взаимодействия со сверстниками и педагогами; -профессионального самоопределения учащегося, необходимого для успешной реализации дальнейших жизненных планов и перспектив.

1. Обеспечить достижение личностных, метапредметных, предметных результатов основной образовательной программы общего образования. 2. Снизить учебную нагрузку обучающихся. 3. Обеспечить благоприятную адаптацию ребёнка в школе. 4. Улучшить условия для развития ребёнка. 5. Учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

Формыдеятельности научные исследования Социальныепрактики конференции Поисковыеобъединения Олимпиадысоревнования диспуты круглые столы секции кружки спортивно- оздоровительное Направления развития личности духовно- нравственное социальное интеллектуальное общекультурное научные общества

развитие индивидуальности каждого ребёнка; приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни; формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура); воспитание уважительного отношения к своему городу(селу), школе; получение школьником опыта самостоятельного социального действия; формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности школьников; формирования у детей социокультурной идентичности; увеличение числа детей, охваченных организованным досугом; воспитание у детей толерантности, навыков здорового образа жизни; формирование чувства гражданственности и патриотизма, правовой культуры, осознанного отношения к профессиональному самоопределению; реализация, в конечном счете, основной цели программы – достижение учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование в них принимаемой обществом системы ценностей.

Первый – приобретение школьником социальных знаний Второй – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества Третий – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия Достигается во взаимодействии с педагогом Достигается в дружественной детской среде (коллективе) Достигается во взаимодействии с социальными субъектами

внеурочная деятельность Учебный план образовательного учреждения Часть, формируемая участниками образовательного процесса (секции, школьные научные общества, научные исследования и т.д.) Дополнительное образование образовательного учреждения Организация кружков, спортивно- оздоровительных секций, поисковых и научных исследований и т.д.) Дополнительное образование учреждений культуры и УДОД Организация деятельности как на базе общеобразовательных учреждений, так и на базе самих учреждений дополнительного образования детей и учреждений культуры Инновационная (экспериментальная, пилотная, внедренческая) площадка Инновационная (экспериментальная) деятельность по разработке, апробации, внедрению новых образовательных программ, в том числе, учитывающих региональные особенности Классное руководство Деятельность классных руководителей (экскурсии, диспуты, круглые столы, соревнования, общественно полезные практики и т.д.) Группы продлённого дня Деятельность воспитателей ГПД, например, в рамках «школы полного дня» Иные педагогические работники Должностные обязанности педагога- организатора, социального педагога, педагога- психолога, старшего вожатого Реализация внеурочной деятельности в рамках ФГОС (базовая организационная модель)

Опираясь на базовую модель, могут быть предложены несколько основных типов организационных моделей внеурочной деятельности: модель дополнительного образования (на основе институциональной и (или) муниципальной системы дополнительного образования детей); модель «школы полного дня»; модель оптимизационная (на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения); инновационно-образовательная модель. ( письмо Министерства образования и науки РФ от года «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального стандарта общего образования»).

Модель дополнительного образования предполагает создание общего программно-методического пространства внеурочной деятельности и дополнительного образования детей. Преимущество этой модели: ребёнку предоставляется широкий выбор для реализации своих интересов, возможности самореализации и самоопределения; во внеурочную деятельность включаются квалифицированные специалисты учреждений культуры, спорта, дополнительного образования; создаётся широкое поле для реализации культурных практик, приобретения учащимися социального знания, формирования положительного отношения к базовым ценностям, приобретения опыта самостоятельного общественного действия. Реализация такой модели возможна при тесном взаимодействии учреждений дополнительного образования детей и школы на основе договорных партнёрских отношений. Учреждение дополнительного образования может предоставить школе (нескольким школам) свою материально-техническую базу для занятий, или направит в школу своих педагогов.

Модель «школы полного дня» реализация внеурочной деятельности осуществляется преимущественно воспитателями групп продлённого дня. Преимущество данной модели: создаются благоприятные условия для полноценного пребывания ребёнка в школе в течение дня; обеспечивается содержательное единство учебной, внеурочной деятельности в рамках воспитательной системы и основной образовательной программы школы; создаётся здоровьесберегающая среда, обеспечивающая соблюдение санитарно-эпидемиологических правил и нормативов. В совместной деятельности ребёнка и педагога обеспечивается реализация индивидуальной траектории развития ребёнка. Воспитатель имеет возможность для индивидуальной беседы ребёнком в неформальной обстановке. Данная модель позволяет создать систему воспитательной деятельности, в которую включается всё образовательное пространство школы: спортивный и актовый зал, школьный музей, библиотека и другие центры.

Оптимизационная модель в реализации данной модели принимают участие все педагогические работники данного образовательного учреждения: учителя, вожатые, педагоги-организаторы, социальные педагоги, педагоги-психологи, воспитатели. Преимущество данной модели: создаётся единое образовательной пространство в школе, в котором объединяются все структурные подразделения; координирующая роль принадлежит, классному руководителю, который в соответствии со своими функциональными обязанностями; взаимодействует с педагогическими работниками, с учебно-воспитательным персоналом школы; организует в классе образовательный процесс, способствующий развитию личности учащихся; создаёт для этого благоприятный микроклимат; включает учащихся в разнообразные виды деятельности для развития их интересов, склонностей, способностей, разумного проведения свободного времени; взаимодействует с родителями учащихся.

Инновационно-образовательная модель опирается на деятельность инновационной площадки федерального, регионального, муниципального или институционального уровня, которая существует в рамках образовательного учреждения. В рамках данной модели проходит разработка, апробация, внедрение образовательных программ, в которых учитываются региональные особенности.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Модель внеурочной деятельности должна содержать следующие структурные элементы: 1. Систему видов внеурочной деятельности учащихся, структурированную по направлениям (духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно- оздоровительное) и по уровням достижения воспитательных результатов. 2. Расписание внеурочных занятий в отдельно взятых классах, в смешанных группах. 3. Диагностику интересов учащихся по направлениям внеурочной деятельности.

Модель внеурочной деятельности должна содержать следующие структурные элементы: 4. Маршрутные карты (листы) учащихся. 5. Программы внеурочных занятий, заявленных в образовательной программе, составленные в соответствии: - с организационной формой проведения занятия (факультатив, студия, секция, кружок, клуб, мастерская и т.д.); - со структурой рабочей программы курса внеурочной деятельности; - с возрастными особенностями учащихся начальных классов (содержание программного материала, формы и виды контроля не должны вызывать умственную, физическую и психологическую перегрузку учащихся)

1 Изучение запросов родителей по выбору направлений внеурочной деятельности: Родительское собрание «Особенности обучения и воспитания школьников по ФГОС»; Анкетирование родителей Исследование мнения родителей, обучающихся и руководителей кружков по вопросам организации внеурочной деятельности: анкетирование, опрос, наблюдение, посещение занятий. 2 Анализ кадровых ресурсов и материально-технической базы для реализации внеурочной деятельности по запросам родителей. Подбор кадров, реализующих внеурочную деятельность. 3 Расширенные заседания предметных кафедр (с приглашением руководителей кружков) «Разработка программ внеурочной деятельности». Утверждение рабочих программ внеурочной деятельности. 4 Составление модели организации внеурочной деятельности, индивидуальных учебных планов, расписания кружков. Создание санитарно-бытовых, материально-технических условий для организации внеурочной деятельности.

1. Устав образовательного учреждения. 2. Правила внутреннего распорядка ОУ. 3. Договор ОУ с учредителем. 4. Договор образовательного учреждения с родителями (законными представителями) обучающихся. 5. Положение о деятельности в ОУ общественных (в том числе детских и молодежных) организаций (объединений). 6. Положения о формах самоуправления образовательного учреждения. 7. Договор о сотрудничестве ОУ и УДОД 8. Положение о группе продленного дня («школе полного дня»). 9. Должностные инструкции работников ОУ. 10. Приказы об утверждении рабочих программ учебных курсов, дисциплин (модулей).

11. Положение о распределении стимулирующей части фонда оплаты труда работников ОУ. 12. Положение об оказании платных дополнительных образоват. услуг. 13. Положение об организации и проведении публичного отчета ОУ. Положения о различных объектах инфраструктуры учреждения с учетом федеральных требований к ОУ в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений, например: 14. Положение об учебном кабинете. 15. Положение об информационно-библиотечном центре. 16. Положение о культурно-досуговом центре. 17. Положение о физкультурно-оздоровительном центре.

План внеурочной деятельности образовательного учреждения определяет состав и структуру направлений, формы организации, объём внеурочной деятельности для обучающихся на ступени начального общего образования до 1350 часов за четыре года обучения, для обучающихся на ступени основного общего образования до 1750 часов за пять лет обучения с учётом интересов обучающихся и возможностей образовательного учреждения. Образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает и утверждает план внеурочной деятельности.

Авторы: Д.В.Григорьев П.В. Степанов

познавательная деятельность; игровая деятельность; проблемно-ценностное общение; досугово-развлекательная деятельность; художественное творчество; социальное творчество (социально- преобразовательная деятельность); трудовая (производственная) деятельность; спортивно-оздоровительная деятельность; туристско-краеведческая деятельность. Первый элемент конструктора – 9 видов внеурочной деятельности

Результаты Вид внеурочной деятельности Приобретение школьником социальных знаний Формирование ценностного отношения к социальной реальности Получение опыта самостоятельного общественного действия 1. Игровая Ролевая игра Деловая игра Социально моделирующая игра

Результаты Вид внеурочной деятельности Приобретение школьником социальных знаний Формирование ценностного отношения к социальной реальности Получение опыта самостоятельного общественного действия 2. Познавательная Познавательные беседы, предметные факультативы, олимпиады Дидактический театр, общественный смотр знаний, интеллектуальный клуб «Что? Где? Когда?» Детские исследовательские проекты, внешкольные акции познавательной направленности (конференции учащихся, интеллектуальные марафоны и т.п.), школьный музей-клуб

Результаты Вид внеурочной деятельности Приобретение школьником социальных знаний Формирование ценностного отношения к социальной реальности Получение опыта самостоятельного общественного действия 3. Проблемно- ценностное общение Этическая беседа Дебаты, тематический диспут Проблемно-ценностная дискуссия с участием внешних экспертов

Результаты Вид внеурочной деятельности Приобретение школьником социальных знаний Формирование ценностного отношения к социальной реальности Получение опыта самостоятельного общественного действия 4. Досугово- развлекательная деятельность (досуговое общение) Культпоходы в театры, музеи, концертные залы, выставки Концерты, инсценировки, праздничные «огоньки» на уровне класса и школы Досугово-развлекательные акции школьников в окружающем школу социуме (благотворительные концерты, гастроли школьной самодеятельности и т.п.)

Результаты Вид внеурочной деятельности Приобретение школьником социальных знаний Формирование ценностного отношения к социальной реальности Получение опыта самостоятельного общественного действия 5. Художественное творчество Кружки художественного творчества Художественные выставки, фестивали искусств, спектакли в классе, школе Художественные акции школьников в окружающем школу социуме

Результаты Вид внеурочной деятельности Приобретение школьником социальных знаний Формирование ценностного отношения к социальной реальности Получение опыта самостоятельного общественного действия 6. Социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность) Социальные пробы (инициативное участие ребенка в социальных акциях, организованных взрослыми ) КТД (коллективное творческое дело) Социально-образовательный проект

Результаты Вид внеурочной деятельности Приобретение школьником социальных знаний Формирование ценностного отношения к социальной реальности Получение опыта самостоятельного общественного действия 7. Трудовая (производственная) деятельность Занятия по конструированию, кружки технического творчества, домашних ремесел Трудовые десанты, сюжетно-ролевые продуктивные игры («Почта», «Город мастеров», «Фабрика»), детская производственная бригада под руководством взрослого Детско-взрослое образовательное производство

Результаты Вид внеурочной деятельности Приобретение школьником социальных знаний Формирование ценностного отношения к социальной реальности Получение опыта самостоятельного общественного действия 8. Спортивно- оздоровительная деятельность Занятия спортивных секций, беседы о ЗОЖ, участие в оздоровительных процедурах Школьные спортивные турниры и оздоровительные акции Спортивные и оздоровительные акции школьников в окружающем школу социуме

Результаты Вид внеурочной деятельности Приобретение школьником социальных знаний Формирование ценностного отношения к социальной реальности Получение опыта самостоятельного общественного действия 9. Туристско- краеведческая деятельность Образовательная экскурсия, туристическая поездка, краеведческий кружок Туристский поход, краеведческий клуб Туристско-краеведческая экспедиция Поисково-краеведческая экспедиция Школьный краеведческий музей

Объектом мониторинга является Личность самого воспитанника Методика «Что такое хорошо и что такое плохо?» (методика Г. М.Фридмана) Методика «Что мы ценим в людях» Детский коллектив Методика изучения уровня развития детского коллектива «Какой у нас коллектив» (разработана А. Н. Лутошкиным) Социометрическое изучение межличностных отношений в детском коллективе (Методика Дж. Морено Удовлетворенность родителей жизнью школы Изучение удовлетворенности родителей работой школы (методика Е. Н. Степанова) Вовлеченность обучающихся во внеурочную деятельность Карта внеурочной занятости Результативность участия во внеурочной деятельности Результат участия обучающихся

Спасибо за внимание!

Модели организации внеурочной деятельности

Пояснительная записка (цели и задачи, педагогическая идея, режим занятий, возраст обучающихся, особенности места проведения занятий, виды деятельности, основные психолого-педагогические принципы программы, особенности содержания и методов деятельности, ожидаемые результаты, форма подведения итогов работы). Учебно-тематический план Содержание курса Краткий перечень материалов, инструментов и оборудования Рекомендуемая литература Учебно-методический комплект (желателен)

Рабочая программа обновляется ежегодно. Сроки и порядок рассмотрения рабочих программ внеурочной деятельности устанавливаются локальным актом ОУ. После утверждения рабочая программа становится нормативным документом, реализуемым в данном ОУ.

Наименование ОУ; гриф утверждения программы (с указанием даты и номера приказа руководителя образовательного учреждения); название учебного курса внеурочной деятельности; Ф.И.О. педагога, разработавшего и реализующего рабочую программу внеурочной деятельности; год обучения; возраст детей; год составления программы.

название, вид, уровень и направленность образовательной программы, автор и год утверждения (издания) конкретной программы (примерной, авторской), на основе которой разработана Рабочая программа; цели и задачи данной программы обучения в области формирования системы знаний, умений на текущий учебный год; изменения, внесенные в примерную или авторскую программу и их обоснование; количество учебных часов, на которое рассчитана Рабочая программа, в т.ч. количество часов для проведения практических работ, экскурсий, проектов, исследований; особенности, предпочтительные формы организации, а также режим занятий внеурочной деятельности.

требования к знаниям и умениям, которые должен приобрести обучающийся в процессе занятий по программе; качества личности, которые могут быть развиты у обучающихся в результате занятий данным видом деятельности; система отслеживания и оценивания результатов: формы учета знаний, умений; возможные способы оценки результативности образовательной деятельности обучающихся. основанием для выделения требований к уровню подготовки обучающихся выступает образовательная программа, на базе которой разрабатывается Рабочая программа.

отражает реализацию образовательной программы в течение учебного года. для написания календарно-тематического плана Рабочей программы потребуется использовать «Учебно-тематический план» образовательной программы и «Содержание программы». составляется календарно-тематический план на текущий срок обучения, т.е. на один учебный год. как правило оформляется в виде таблицы.

Дата Тема учебного занятия Всего часов Содержание деятельности Воспитат ельная работа Теоретичес кая часть занятия /форма организации деятельности Практическа я часть занятия /форма организации деятельности

краткое описание каждой темы учебного занятия согласно нумерации в календарно- тематическом плане (3-4 предложения). Раздел «Средства контроля» Результатом деятельности внеурочной деятельности могут быть концерты, выставки, конференции и т.д.

Может включать описание: учебных методических пособий для педагога и обучающихся (дидактический, информационный, справочный материал на различных носителях, оборудование, специальную литературу и т. д.); материалов по индивидуальному сопровождению развития личностных результатов обучающихся (методики психолого-педагогической диагностики личности, памятки для детей и родителей и т. п.); материалов по работе с детским коллективом (методики диагностики уровня развития личности, сформированности коллектива, сценарии коллективных мероприятий и дел, игровые методики).

Список основной и дополнительной литературы. литература, используемая педагогом для подготовки учебных занятий, так и научная литература, расширяющая кругозор самого педагога; отдельный список литературы для детей и родителей по тематике занятий; литература оформляется в соответствии с ГОСТом (в алфавитном порядке, соответствовать требованиям к библиографическому описанию).

Кружок – форма добровольного объединения детей, оптимальная форма организации внеурочной деятельности в школе. Функции: расширение, углубление, компенсация предметных знаний; приобщения детей к разнообразным социокультурным видам деятельности; расширения коммуникативного опыта; организации детского досуга и отдыха.

– форма объединения детей для занятия физической культурой и спортом (шахматная секция, секция дзюдо и т. д.). отличительные признаки : специфические образовательные задачи; принадлежность содержания деятельности к определенному виду спорта; ориентированность на умения и достижение уровня мастерства в овладении определенным видом спорта; демонстрационно-исполнительское выражение практических результатов и достижений детей (конкурсы, соревнования, состязания).

форма добровольного объединения детей для занятий творчеством в определенном виде деятельности. Отличительными особенностями студии являются: общие задачи единые ценности совместной деятельности эмоциональный характер межличностных отношений

– форма добровольного объединения детей, где разделение труда, ролей, видов деятельности определяется индивидуальными способностями и единым стремлением добиться успеха в исполнении сложного совместного художественного действия на сцене. Театр – объединение, которое может организовывать свою деятельность в комплексе самых разнообразных форм, видов занятости, методов развития творческого потенциала личности и его актуализации (фольклорный театр, театр моды и пр.).

– форма добровольного объединения детей для занятий определенной деятельностью. Учитель выступает в роли мастера (творца, автора), создавшего свою «школу – производство» учеников, последователей. отличительные черты: принадлежность содержания деятельности к определенному виду прикладного творчества, ремесла, искусства; приоритет целей обучения и предметно-практических задач; ориентированность на прикладные умения и достижение уровня мастерства в освоении определенного вида деятельности, в освоении специальных технологий; демонстрационно-исполнительское выражение практических результатов и достижений детей (выставки, конкурсы, фестивали).

Его универсальность позволяет реализовывать все направления внеурочной деятельности. Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования.

Первый предмет диагностики это личность самого воспитанника. В каком направлении происходит развитие личности ученика? На какие ценности он ориентируется? Ка­ кие отношения к окружающему миру, к другим людям, к са­ мому себе складываются у него в процессе воспитания? Узнать об изменениях, происходящих в личности школьника, можно различными способами. Это может быть наблюдение за поведением и эмоционально-нравственным состоянием школьников в повседневной жизни; в специально создаваемых педагогических ситуациях; в ролевых, деловых, организационно-деятельностных играх, погружающих ученика в сложный мир человеческих отношений; в организуемых пе­дагогом групповых дискуссиях по актуальным проблемам. Это может быть анализ письменных работ школьников: дневников, сочинений, статей в школьную газету и т. д. Методика «Что такое хорошо и что такое плохо?» (методика Г. М.Фридмана) Методика «Что мы ценим в людях» (предназначена для выявления нравственных ориентаций ребенка).

Второй предмет диагностики это детский коллектив как одно из важнейших условий развития личности уче­ ника. Традиционно в российских школах внеурочная деятель­ность организуется главным образом в коллективе: классе, кружке, спортивной секции, детском общественном объеди­нении и т. д. Современный ребёнок развивается как личность в нескольких разных коллективах разных по характеру де­ятельности, по способу вхождения в них детей, по характеру реализуемых ими в этих коллективах ролей, по длительности пребывания в них ребят. Поэтому важно изучить уровень развития детского коллек­тива, а также характер взаимоотно­шений школьников в детском коллективе Методика изучения уровня развития детского коллектива «Какой у нас коллектив» (разработана А. Н. Лутошкиным) Социометрическое изучение межличностных отношений в детском коллективе (Методика Дж. Морено)

От родителей в немалой степени зависит, будет ли создана атмосфера доверия, доброжелательности в коллективе, насколько комфортно будет чувствовать себя ребенок в классе. Поэтому очень важно, чтобы между учителем и родителями установилось тесное сотрудничество, которое послужило бы основой для создания дружеской атмосферы жизнедеятельности школьников, для развития эффективной связи школы и семьи в воспитании и образовании детей. Изучение удовлетворенности родителей работой школы (методика Е. Н. Степанова)

Вовлеченность обучающихся во внеурочную деятельность можно увидеть по карте внеурочной занятости. А результативность – это не что иное как результат участия обучающихся в различных мероприятиях, конкурсах, смотрах, викторинах и т. д.