Зарядова Людмила Николаевна, Россохина Елена Николаевна учителя математики ГБОУ гимназии 24 имени И. А. Крылова Санкт - Петербурга «Использование УМК «Сферы» в целях достижения планируемых результатов согласно новым Стандартам»
ФГОС диктуют переход от школы информационно - трансляционной к школе деятельностной, формирующей у обучающихся компетенции самостоятельной навигации по освоенным предметным знаниям при решении личностно значимых задач. ФГОС диктуют переход от школы информационно - трансляционной к школе деятельностной, формирующей у обучающихся компетенции самостоятельной навигации по освоенным предметным знаниям при решении личностно значимых задач.
При этом математика является опорным предметом для предметов естественно - научного цикла, а некоторые аспекты математической подготовки, например, навыки логического мышления, важны и для изучения гуманитарных предметов.
Планирование учебных целей по математике только лишь на конец обучения в основной школе может оказаться неэффективным в силу слишком большой отдаленности от начального этапа этой ступени и не слишком очевидных связей конечных целей с целями на начальном этапе. Значит, необходимо планировать проверку результатов обучения не только на завершающем, но и на промежуточном этапе, а именно на выходе из 6 класса.
Обучение в 5-6 классах школы является базой, фундаментом всего последующего обучения. Этот этап имеет самостоятельные цели. Здесь продолжается курс, заложенный в начальной школе, развиваются начатые в нём содержательные линии. Обучение в 5-6 классах должно обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, их готовность к сотрудничеству, сформировать основы нравственного поведения.
Структура планируемых результатов обучения 5 – 6 классы 5 – 9 классы Арифметика Натуральные числа. Дроби Рациональные числа Измерения, приближения, оценки Арифметика Рациональные числа Действительные числа Измерения, приближения, оценка Алгебра Алгебраические выражения Уравнения Алгебра Алгебраические выражения Уравнения Неравенства Вероятность и статистика Описательная статистика Функции Числовые функции Числовые последовательности Геометрия Наглядная геометрия Вероятность и статистика Описательная статистика Случайные события и вероятность Комбинаторика
На этапе 6 класса выделяются задания двух уровней : базового и повышенного ; на этапе 9 класса – трёх уровней : базового, повышенного и высокого.
Задания, распределяются по категориям или сочетают в себе комбинацию нескольких : 1) знание / понимание : 1) знание / понимание : владение терминами, использование специальных языков математики ( символьного, геометрического ) и др. применение алгоритма : 2) применение алгоритма : решение основных типов уравнений, неравенств, систем и др. рассуждение : 3) рассуждение : умение распознавать верные и неверные утверждения, оценивать логическую правильность рассуждений ; решение задачи ; 4) решение задачи ; применение знаний в жизненных, реальных ситуациях. 5) применение знаний в жизненных, реальных ситуациях.
Вывод : система оценки достижения планируемых результатов обучения складывается из двух взаимосвязанных составляющих : текущего контроля и итогового контроля. Возникает новый термин – рубежный итоговый контроль ( рубежи – конец 6 класса и конец 9 класса ).
Итак, из нашего опыта работы ( четвертый год ) использования УМК « Сферы » можно сказать, что сама структура и содержание этого комплекса способствуют достижению изложенной выше цели, цели обучения математике, достижения планируемых результатов обучения ; обеспечения высоких показателей рубежного контроля в 6 – ом классе. А этот рубеж так же значим, как и аттестация в 9 – ом классе.
Данный УМК содержит всё необходимое в смысле теории и практики, чтобы обеспечить не только базовый уровень, но, для желающих, и повышенный при обычном стандартном планировании 5 часов в неделю. Вот примеры задач повышенного уровня в соответствии с требованиями Федерального образовательного стандарта из сборника « Планируемые результаты. Система заданий » ( авторы Л. В. Кузнецова, Г. С. Ковалёва, О. Б. Логинова ) из серии « Работаем по новым стандартам » и примеры соответствующих задач УМК « Сферы ».
Задание ( повышенный уровень ) Умение: решать задачи на нахождение части от целого и целого по его части. Туристы прошли 5/9 всего маршрута, и им осталось пройти 36 км. Какова длина всего туристического маршрута? Примеры заданий Похожее задание – учебник, 5 класс, стр.179, 652.
Задание ( повышенный уровень ) Умение: понимать смысл отношения, находить отношения чисел, выражать отношение в процентах. Товар стоимостью 500 рублей продаётся на распродаже за 400 рублей. На сколько процентов снижена цена товара? Похожее задание – учебник, 6 класс, стр.121, 2.
Задание ( повышенный уровень ) Умение: решать задачи, используя различные зависимости между величинами ( скорость, время, расстояние; цена, количество, стоимость; производительность, время, объём и др.). В двух мешках 48 кг картофеля. В одном из них картофеля в 3 раза меньше, чем в другом. Сколько килограммов картофеля в каждом мешке? Похожее задание – задачник, 5 класс, стр.23, 156 (2012 год).
Задание ( повышенный уровень ) Умение: понимать требование решить уравнение; решать простейшие уравнения, допускающие применение зависимости между компонентами действия. Решите уравнение: X + (X+23) = 15 Похожее задание – учебник, 6 класс, стр.144, 460.
65 % Умение: анализировать готовые диаграммы и делать соответствующие выводы. На диаграмме представлены результаты опроса «Почему Вы покупаете витамины?». Было опрошено 400 человек. Каждый выбрал один из вариантов ответа. Сколько человек дали ответ «поверил рекламе»? 12% 17% 1) 4) 3) 2) 1) 1)По совету врача 2) 2)По совету родителей 3) 3)Считаю полезными витамины в это время 4) Поверил рекламе Задание ( повышенный уровень ) Похожее задание – учебник, 5 класс, стр.213
Задание ( повышенный уровень ) Умение: вычислять объём прямоугольного параллелепипеда, куба. 40 см 50 см 90 см В аквариум, размеры которого указаны на рисунке, налили воду. Расстояние от поверхности воды до верхнего края аквариума оказалось равным 10 см. Сколько литров воды налили в аквариум? Похожее задание – учебник, 5 класс, стр.197, 710.
Задание ( повышенный уровень ) Умение: вычислять периметр прямоугольника, квадрата. Найдите длину стороны квадрата, площадь которого равна площади прямоугольника со сторонами 9 м и 4 м. Запишите решение и ответ. Похожее задание – учебник, 5 класс, стр.122, 427.
Задание ( повышенный уровень ) C А K M B O Угол АОВ равен 80 градусам. Лучи ОС, ОК и ОМ делят его на 4 равные части. Чему равна градусная мера угла СОМ? Запишите решение и ответ. Умение: вычислять длины отрезков и величины углов. Похожее задание – учебник, 5 класс, стр.87, 292.
Чтобы получить хорошие и высокие результаты обучения, нужно использовать ресурсы УМК « Сферы » в комплексе ; и учебник, и задачник, тренажер и экзаменатор, а также электронное приложение. Все составляющие продуманы для комфортного труда учителя и, самое главное, для учения с увлечением наших детей. Это тот учебно - методический комплект, который позволяет в изучении математики сделать ключевым слово « интересно ».
Спасибо за внимание !