Блочно-модульные технологии преподавания новых специальностей и направлений: менеджмент, биотехнические системы и технологии, биология (профиль генетика.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 Формирование основных образовательных программ по направлению «Менеджмент» Кабанова Татьяна Александровна кандидат хим. наук, доцент Государственный.
Advertisements

Методический семинар 13 октября 2012 года, МГУ Возможности реализации модульных программ в рамках ФГОС ВПО Модульные технологии, рекомендованные ECTS Караваева.
УМС по физике 31 октября 2012 года О построении образовательных программ на основе ФГОС и СУОС ВПО на физическом факультете ННГУ Ким Екатерина Леонидовна.
ФГОС III поколения ФГОС III поколения Основная образовательная программа.
Информационные технологии в автоматизации планировании учебного процесса вуза Проектирование компетентностно- ориентированных рабочих программ учебных.
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ РАБОЧЕГО УЧЕБНОГО ПЛАНА В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ВПО Зам. начальника Методического управления Рогалева Е.Н.
Руководство по построению основных образовательных программ в контекстно- компетентностном формате.
СОВЕЩАНИЕ С ЗАМЕСТИТЕЛЯМИ ДИРЕКТОРОВ И ДЕКАНОВ ПО УЧЕБНОЙ РАБОТЕ.
Документационное обеспечение образовательного процесса начальник отдела методической работы и управления качеством образования к.ф-м.н., доцент Дамбуева.
Кыргызский технический университет им. И.Раззакова (КТУ им. И. Раззакова) О РАЗРАБОТКЕ И РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО.
Рекомендации по введению в вузах ФГОС ВПО III III поколения в области хореографического искусства и разработке основных образовательных программ АКАДЕМИЯ.
СИСТЕМА АВТОМАТИЗИРОВАННОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ НА ОСНОВЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА Новосибирский государственный технический университет.
УМКД, рабочая программа дисциплины и ФОС. - Основная профессиональная образовательная программа высшего профессионального образования (ООП ВПО) – совокупность.
Новый формат рабочих программ дисциплин Л.Е. Егорова Пленум Совета УМО вузов России по образованию в области энергетики и электротехники, Москва
Структура УМК дисциплин, реализуемых по ФГОС 3 поколения.
Комплексный подход к реализации Болонских принципов в Новосибирском государственном техническом университете Елена Алексеевна Зима, директор научно-методического.
СИСТЕМА ЗАЧЕТНЫХ ЕДИНИЦ Предложения по внедрению в технических вузах.
Государственный контракт на выполнение работ (оказание услуг) для государственных нужд от«07» ноября 2011 г. 12.Р «Создание и внедрение системы.
« Проектирование образовательных программ, основанных на результатах обучения и ECTS» ПРОЕКТ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ.
О ПРОЕКТАХ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ М.Б. Челышкова.
Транксрипт:

Блочно-модульные технологии преподавания новых специальностей и направлений: менеджмент, биотехнические системы и технологии, биология (профиль генетика и биохимия)» С.Ю. Соболева, С.А. Безбородов, М.В. Букатин 1

П.2. «Изучение и введение системы зачетных единиц (ECTS)»: расширение инновационной деятельности высших учебных заведений по переходу на систему зачетных единиц, внедрение модульных технологий построения образовательных программ ВПО, разработка предложений по переходу на «асинхронную» (модульную) организацию образовательного процесса, формирование методических основ накопительной системы зачетных единиц (кредитов) в профессиональном образовании Российской Федерации, подготовка и распространение информационных методических материалов и инструкций. 2

15. Вопрос: Должна ли ООП на базе ФГОС ВПО разрабатываться с обязательным применением модульного формата? Ответ: Согласно Типовому положению о вузе…: «ООП включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы…. Эффективность реализации компетентностного подхода, разработки совместных образовательных программ, академической мобильности студентов и преподавателей повышается при проектировании ООП и реализации образовательного процесса в модульном формате. Таким образом, вузу рекомендуется проектировать модульные ООП, но это не является обязательным требованием ФГОС». 3

Модуль – совокупность частей учебной дисциплины (курса) или учебных дисциплин (курсов), имеющая определенную логическую завершенность по отношению к установленным целям и результатам воспитания, обучения 4

Статья 13. Общие требования к реализации образовательных программ. 3. При реализации образовательных программ организацией, осуществляющей образовательную деятельность, может применяться форма организации образовательной деятельности, основанная на модульном принципе представления содержания образовательной программы и построения учебных планов, использовании соответствующих образовательных технологий. 5

Часть дисциплины (дидактическая единица, раздел, тема), изучение которой заканчивается определенной формой контроля (например, при модульно-рейтинговой системе оценивания) Часть учебного семестра (при механическом делении семестра на части, в конце которого проходит рубежный контроль) Относительно автономная структурная единица крупной учебной дисциплины ( курса, рассчитанного на несколько семестров) Группа родственных дисциплин, объединенных по тематическому принципу Часть ООП, относящаяся к профилю подготовки 6

Модуль – это автономный структурный элемент образовательной программы, имеющий четко сформулированные результаты обучения (соотнесенные с целями этой программы – компетенциями выпускника) и адекватные критерии оценки. Трудоемкость модуля в модульной программе должна быть равна заданному числу кредитов ECTS или быть кратной этому числу. 7

Модуль – это автономный структурный элемент образовательной программы, имеющий четко сформулированные результаты обучения (соотнесенные с целями этой программы – компетенциями выпускника) и адекватные критерии оценки. Трудоемкость модуля в модульной программе должна быть равна заданному числу кредитов ECTS или быть кратной этому числу. 8

Кредит ECTS – условная единица измерения трудоемкости образовательной программы (или ее структурного элемента с заданными результатами обучения), основанная на расчете объема учебной работы среднего студента, необходимого для освоения этой ОП (или ее структурного элемента) Объем учебной работы студента рассчитывается исходя из всех видов учебной работы, необходимых для достижения заданных результатов обучения: посещение лекций, семинаров, выполнение практических работ, выполнение самостоятельной работы, участие в мероприятиях текущего и итогового контроля: написание рефератов, эссе, сдача тестов, зачетов и экзаменов) Студенту начисляются кредиты только после того, как он продемонстрирует требуемые результаты обучения 9

!!! На пилотном этапе формирования ECTS (1988 г) эксперты ДОГОВОРИЛИСЬ считать ОБЪЕМ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ, выполненной студентом в любом ВУЗе в любой стране в ТЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ГОДА по определению равным 60 кредитам ECTS 10

ПОЧЕМУ выбрано число 60? Потому что оно делится на кратные доли большим количествойм способов: 60 :30:20:15:12:10:6: 5: 4: 3: 2 Что очень удобно для построения модульных программ 1 кредит ECTS -1/60 общей трудоемкости стандартного учебного года очной формы обучения 11

1 модуль – 6 кредитов Семестр- 5 модулей, Учебный год – 10 модулей 1 модуль – 5 кредитов, Семестр- 6 модулей, Учебный год – 12 модулей Распространенный вариант реализации программ европейскими вузами Данный вариант реализует университет Деусто (Испания) для всех программ обучения 12

Модуль – 14 кредитов состоит из 3-х курсовых единиц – «Механика и термодинамика», «Электричествой и магнетизм» и «Оптика и атомная физика». по 6, 6 и 2 кредитов соответственно, курсовые единицы реализуются в разных семестрах, имеют свои результаты освоения ( зачет или экзамен). 13

ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ И СОДЕРЖАНИЮ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ (Дисциплина «Физика») Коды учебных циклов, разделов, дисциплин (модулей), практик Название учебных циклов, разделов, дисциплин (модулей), практик, проектируемые результаты освоения Трудое мкость (зачетные единиц ы) Структурно-логические связи содержания Коды формируемых компетенций Коды учебных дисциплин (модулей), практик (и их разделы) на которые опирается содержание данной учебной дисциплины / модуля / практики для которых содержание данной учебной дисциплины / модуля / практики выступает опорой Б Физика В результате изучения дисциплины студент должен: знать: - фундаментальные законы природы и основные физические законы в области механики, термодинамики, электричества и магнетизма, оптики и атомной физики; уметь: - применять физические законы для решения задач теоретического, экспериментального и прикладного характера; владеть: - навыками выполнения физических экспериментов и оценивания их результатов; 14 Базовое общее образование Б Б , Б3.1.03, Б3.1.04, Б3.1.05, Б3.1.06, Б3.1.07, Б3.1.08, Б3.1.12, Б ОК-10, ПК- 1,2,5 14

ОК 10 - готовностью использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применяет методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования ; ПК-1 - способностью представить адекватную современному уровню знаний научную картину мира на основе знания основных положений, законов и методов естественных наук и математики; ПК-2 - способностью выявить естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности, привлечь для их решения соответствующий физико-математический аппарат; ПК – 5 - готовностью использовать основные приемы обработки и представления экспериментальных данных; Компетенции формируемые в процессе изучения дисциплин согласно ООП направления БТС и Т 15

Физика В результате изучения дисциплины студент должен: знать: - фундаментальные законы природы и основные физические законы в области механики, термодинамики, электричества и магнетизма, оптики и атомной физики; уметь: - применять физические законы для решения задач теоретического, экспериментального и прикладного характера; владеть: - навыками выполнения физических экспериментов и оценивания их результатов; Проектируемые результаты освоения 16

Компетенции всегда относятся к ВЫПУСКНИКАМ образовательных программ и формулируются как цель образовательной программы на основе анализа рынка труда (проф. стандарты, консультации с работодателями и выпускниками недавних лет и пр.). Компетенции делятся на общие (универсальные) и профессиональные. Профессиональные компетенции формулируются в терминах «готовность к выполнению какого-либо профессионального действия или вида деятельности» Компетенции формируются различными компонентами образовательной программы и оцениваются на различных этапах (но не являются простой суммой полученных знаний, умений, опыта) 17

Результаты обучения – это «составляющие компетенций», они разрабатываются преподавателями и являются описанием того, что, КАК ОЖИДАЕТ ПРЕПОДАВАТЕЛЬ, обучающийся должен будет знать и (или) уметь и быть готовым продемонстрировать после окончания обучения по модулю (курсу). Результаты обучения должны быть ИЗМЕРЯЕМЫ! Они, как правило, формулируются активными глаголами (знать, уметь, иметь опыт деятельности и т.д.) Результаты обучения указывают на требования для получения зачетных единиц. Преподавателями должны быть сформулированы критерии для оценки достижения результатов обучения 18

Реализация в учебном плане БТС и Т Распределен ие по семестрам Зачетные единицы ЧАСОВ ВСЕГО Экзамены ВСЕГО Аудиторных 1234 Лекции Лабораторные Практические Часы в интерактивной форме Самостоятельная работа Распределение по семестрам ЭКЗ ЗАЧ Учебных дней в семестре NN НАЗВАНИЕ ДИСЦИПЛ ИН В том числе на экзамены Аудиторных часов в семестре (без экзаменов) Физика : Механика и термодинамика Электричес твой и магнетизм Оптика и атомная физика

Проблемы введения блочно-модульных технологий в образовании 1. При формировании крупных модулей образовательной программы («переваливающих» через один учебный год) затруднительно рассчитывать трудоемкость каждого учебного года (60 з.е.). Выход - вводить внутри образовательного модуля «курсовые единицы», которым присваивать «вес» в зачетных единицах (желательно - кратный 3). Для каждого курсового модуля формулировать конкретные результаты обучения, подлежащие оценке при промежуточной аттестации. Но! Рабочая программа создается по всему модулю, самостоятельная и твойрческая (проектная) работа студента проектируется по всему модулю. 20

2. Определение механизма постановки оценки за освоение дисциплины (модуля). В диплом студенту идет оценка за модуль или за каждый раздел отдельно? Выход – сформировать единую универсальную систему рейтинга студента, разработав базовую модель оценки. (Специфика кафедр должна учитываться лишь в рамках данной модели). Разработать положение о методике итоговой аттестации по дисциплине (модулю). 21

3. Необходимость более четко разводить понятия «компетенция» и «результаты обучения». Компетенция формируется в результате освоения нескольких дисциплин (модулей), результаты обучения – формируются для каждой дисциплины (модуля) отдельно. Рабочие программы дисциплин (модулей) должны иметь четкую структуру освоения дисциплины согласно «Результатам обучения» и иметь ориентацию на конкретную основную образовательную программу по направлению – «Матрицу компетенций», которая в свою очередь формируется на основе требований работодателей в рамках существующих ФГОС ВПО 3 поколения. 22

4. Обеспечение разработки учебно-методических комплексов, рабочих программ дисциплин – в соответствии с федеральными образовательными стандартами. Выход – введение в состав учебных подразделений ВолгГМУ учебно- методического кабинета. Спасибо за внимание ! 23