ФГОС СОО ( классы) Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (ФГОС С(П)ОО)
Приказ Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. 413 После общественного обсуждения в течение года, с учетом замечаний и предложений, поступивших на сайт ФГОС, а также от группы по доработке стандарта под руководством М.В. Ковальчука, ФГОС среднего (полного) общего образования был утвержден 17 мая 2012 года приказом Минобрнауки России и 7 июня 2012 года зарегистрирован Минюстом России.
Поэтапное введение ФГОС Распоряжение Правительства РФ от р «О плане действий по модернизации общего образования на 2011/15 годы» Обязательное введение ФГОС Введение ФГОС по мере готовности Продолжение обучения по ФГОС, введенного по мере готовности Учебный год Классы, переходящие на ФГОС 2010/ / / / / / / / / / / /
Поэтапное введение ФГОС СОО Апробация ФГОС старшей школы начнётся с 1 сентября 2013 года. Обязательным для всех российских школ ФГОС старшей школы станет с 1 сентября 2020 года.
Поэтому стандарт включает в себя требования: к результатам освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования; к структуре основной образовательной программы среднего (полного) общего образования, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса; к условиям реализации основной образовательной программы среднего (полного) общего образования, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям. Стандарт создан для ВСЕГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СООБЩЕСТВА: учеников, учителей, родителей, администрации ОУ, управленцев ВСЕХ уровней, финансистов ВСЕХ уровней, снабженцев ВСЕХ уровней.
Переход на компетентностную модель образования «Компетенция – совокупность определенных знаний, умений и навыков, в которых человек должен быть осведомлен и иметь практические навыки». Системно-деятельностный подход Не столько передача ученикам знаний и опыта, сколько организация их самостоятельной учебной деятельности.
Стандарт включает в себя требования: требования к результатам освоения основной образовательной программы, ее структуре и условиям реализации учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся на ступени среднего (полного) общего образования, включая образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, а также значимость данной ступени общего образования для продолжения обучения в образовательных учреждениях профессионального образования, профессиональной деятельности и успешной социализации.
Требования к результатам освоения основной образовательной программы: метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные) предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности
Планируемые результаты освоения основной образовательной программы Результаты освоения не только учебных предметов, но ВСЕГО КОМПЛЕКСА ООП Личностностные Метапредметные Предметные Не оцениваются, а только фиксируются Оцениваются
Стандарт ориентирован на «ПОРТРЕТ ВЫПУСКНИКА СТАРШЕЙ ШКОЛЫ» любящий свой край и свою Родину; осознающий и принимающий традиционные ценности семьи, осознающий свою сопричастность судьбе Отечества; креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир; владеющий основами научных методов познания окружающего мира; осознающий себя личностью, социально активный, уважающий закон и правопорядок; уважающий мнение других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать; осознанно выполняющий и пропагандирующий правила здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни; подготовленный к осознанному выбору профессии; мотивированный на образование и самообразование в течение всей своей жизни. любящий свой край и свою Родину; осознающий и принимающий традиционные ценности семьи, осознающий свою сопричастность судьбе Отечества; креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир; владеющий основами научных методов познания окружающего мира; осознающий себя личностью, социально активный, уважающий закон и правопорядок; уважающий мнение других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать; осознанно выполняющий и пропагандирующий правила здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни; подготовленный к осознанному выбору профессии; мотивированный на образование и самообразование в течение всей своей жизни. Это должен быть человек: «Образование - общественно значимое благо, под которым понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения…» (ФЗ «Об образовании в РФ»)
Принцип минимакса: даем знания по максимуму, спрашиваем по минимуму. «Ученик научится»: «Ученик получит возможность научиться»: Метапредметные и предметные планируемые результаты разбиваются на две группы: Обязательно для освоения Не обязательно для освоения
Трехсоставный учебный план Двухсоставный учебный план Федеральный компонент Региональный компонент Компонент ОО Требования стандарта (2/3) Часть, формируемая участниками образовательного процесса (1/3) Учебный план
Учебный план определяет: нормативный срок освоения основной образовательной программы среднего общего образования – 2 года количество учебных занятий за 2 года на одного обучающегося – не менее 2170 часов и не более 2590 часов (не более 37 часов в неделю).
Особенности учебного плана в соответствии с ФГОС СОО: учебный план профиля обучения (кроме универсального) должен содержать не менее 3(4) учебных предметов на углубленном уровне изучения из соответствующей профилю обучения предметной области и (или) смежной с ней предметной области; акцент на развитие индивидуального образовательного маршрута каждого школьника (возможность формирования индивидуальных учебных планов, включающих обязательные учебные предметы: учебные предметы по выбору из обязательных предметных областей (на базовом или углубленном уровне), в том числе интегрированные учебные курсы.); в учебном плане предусмотрено выполнение обучающимися индивидуального проекта.
Профили обучения: естественно-научный гуманитарный социально-экономический технологический универсальный Учебный план должен содержать не менее 9(10) учебных предметов и предусматривать изучение не менее одного учебного предмета из каждой предметной области, определенной стандартом.
Общие предметы базового уровня: Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия Иностранный язык Русский язык и литература «Россия в мире» (или История) Основы безопасности жизнедеятельности Физическая культура Это обязательный набор, от которого никто не вправе отказаться в рамках любого профиля обучения.
Предметы по выбору: «Филология и иностранный язык» (русский язык и литература, русская словесность, родной язык и литература, иностранный язык); «Общественные науки» («Россия в мире», история, обществознание, география, экономика, право; «Математика и информатика» (математика и информатика, математика, информатика); «Естественные науки» (естествознание, физика, химия, биология, экология). Старшеклассники должны будут выбрать не только предмет, но и уровень его обучения: базовый или углубленный.
Внеурочная деятельность (до 700 часов за два года обучения) Раньше Вся деятельность учащихся за пределами расписания «Основная образовательная программа среднего (полного)общего образования реализуется образовательным учреждением через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов» (ФГОС СОО). Теперь Вся деятельность учащихся, проходящая в формах, отличных от урочной деятельности Изменение взгляда на внеурочную деятельность
Внеурочная деятельность может осуществляться через: часть учебного плана (образовательные модули, спецкурсы, элективные курсы, проекты и исследования, практикумы и пр.); «Деятельность учащихся по выполнению индивидуальных и групповых проектов должна быть включена в расписание основной ступени общего образования» дополнительные образовательные программы ОО (система дополнительного образования); программы учреждений дополнительного образования, культуры и спорта (на договорной основе); классное руководство (экскурсии, диспуты, круглые столы соревнования и пр.); деятельность иных педагогических работников (педагога- организатора, социального педагога, вожатого и пр.).
Основные направления внеурочной деятельности: духовно-нравственное спортивно-оздоровительное социальное общеинтеллектуальное общекультурное
Учебный план 1. Профили обучения естественно- научный гуманитарный социально- экономический технологический универсальный 2. Уровень изучения предмета Б (базовый) У (углубленный) 3. Обязательные предметные области Филология У или Б русский язык и литература; родной язык и литература Иностранные языки У или Б иностранный язык; второй иностранный язык Общественные науки У или Б история; география; экономика; право Б обществознание Россия в мире Математика и информатика У или Б математика; информатика Естественные науки У или Б физика; химия; биология Б естествознание ФЗК, экология и ОБЖ Б ФЗК; ОБЖ; экология 4. Дополнительные учебные предметы и курсы по выбору: астрономия; психология; дизайн; технология; искусство; история родного края и др. 5. Индивидуальный проект
Единый государственный экзамен (ЕГЭ) ЕГЭ Обязательные предметы Русский язык и литература Иностранный язык Математика Предметы по выбору учащегося
Использованные ресурсы: