Рабочая программа в соответствии с требованиями ФГОС Люлюкова Марина Николаевна, методист МОУ ДПОПР «ЦПКИМР» г.Магнитогорска.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Рабочая программа начальные классы Кошелева Т.А., методист ОМЦ ЗОУО ДО г. Москвы.
Advertisements

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ.
Разработка учебных рабочих программ (краткие методические рекомендации для написания рабочей программы учителя)
Создание рабочих программ в рамках ФГОС – обязательный компонент планирования деятельности учителя Зауташвили Е.Е. МБОУ СОШ 2 г. Лакинск.
Требования к рабочим программам педагога. Цель рабочей программы создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом.
Занятие 3 Основой образовательной деятельности в ОУ является учебная программа – нормативный документ, в котором представлены основные знания, умения и.
Рабочая программа Основной документ педагога Для учителей химии, биологии
2011 – 2012 учебный год РЕКОМЕНДАЦИИ К СОСТАВЛЕНИЮ РАБОЧИХ ПРОГРАММ.
Нормативное обоснование образовательных программ.
РАЗРАБОТКА РАБОЧЕЙ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ УЧИТЕЛЯ ТЕХНОЛОГИИ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ООО Туркина М. А., учитель технологии МБОУ СОШ 59.
Проектирование учебного курса на основе примерной рабочей программы ФГОС НОО.
Рабочая программа педагога предметной области «Искусство» как одно из средств реализации ФГОС в образовательном учреждении.
ПРОЕКТИРОВАНИЕ РАБОЧИХ ПРОГРАММ с учетом реализации требований стандарта к результатам освоения основной образовательной программы (личностных, метапредметных,
( Творческая группа ОС « Перспективная начальная школа ») Учитель начальных классов МОУ СОШ 5 Мокеева П. Е.
Методические рекомендации «Как написать рабочую программу по предмету» Заместитель директора по УВР Смирнова Н.П.
Разработка учебных программ по предмету. Программа учебного предмета Программа учебного предмета Примерная программа составлена на основе Фундаментального.
Требования к разработке рабочих программ по предмету.
Содержание образования определенного уровня и направленности в конкретном образовательном учреждении определяется основной образовательной программой,
Р АБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ КАК МЕХАНИЗМ ПЕРЕХОДА НА ФГОС Текучева С.Ф., заместитель директора по УВР МАОУ «Юридическая гимназия имени М.М. Сперанского»
Транксрипт:

Рабочая программа в соответствии с требованиями ФГОС Люлюкова Марина Николаевна, методист МОУ ДПОПР «ЦПКИМР» г.Магнитогорска

Что такое рабочая программа? Рабочая программа по учебному предмету – это нормативно-правовой документ, предназначенный для реализации требований ФГОС к условиям и результатам образования обучающихся по конкретному предмету учебного плана общеобразовательного учреждения.

Какова основная цель рабочей программы? Цель рабочей программы – создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по определенной учебной дисциплине (образовательной области). Программы отдельных учебных предметов должны обеспечить достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.

Каковы основные задачи рабочей программы? дать представление о практической реализации компонентов федерального государственного образовательного стандарта при изучении конкретного предмета (курса); конкретно определить содержание, объем, порядок изучения учебной дисциплины (курса) с учетом целей, задач и особенностей учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения и контингента обучающихся.

Каковы функции рабочей программы? нормативная: является документом, обязательным для выполнения в полном объеме; целеполагания: определяет цели образовательной деятельности, на достижение которых ориентировано проектирование педагогического процесса; определения содержания образования: фиксирует состав элементов содержания, подлежащих усвоению учащимися, а также степень их трудности; процессуальная: определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия обучения; оценочная: выявляет уровни усвоения элементов содержания, объекты контроля и критерии оценки уровня обученности учащихся.

Кто разрабатывает рабочие программы? Разработка и утверждение рабочих программ по обязательным учебным предметам, элективным и факультативным курсам, программам по организации внеурочной деятельности относится к компетенции образовательного учреждения. Рабочая программа разрабатывается учителем (группой учителей, специалистов по данному предмету).

Какими документами должен руководствоваться учитель, составляющий рабочую программу? При составлении, согласовании и утверждении рабочей программы должно быть обеспечено ее соответствие следующим документам: – федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования; – основной образовательной программе основного общего образования, составной частью которой является данная рабочая программа; – федеральному перечню учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию (утверждается приказом Министерства образования и науки РФ каждый год).

Статус примерной программы по предмету Министерство образования и науки РФ не утвердило ни одной примерной программы по предмету, так что все опубликованные примерные программы имеют статус проектов и не являются нормативными документами. Примерные программы по предмету- хорошее подспорье для учителя, поскольку они разработаны с учетом требований ФГОС определенной ступени, а также Фундаментального ядра содержания общего образования.

Об «авторских программах» Ни закон РФ «Об образовании в Российской Федерации», ни ФГОС не содержат этого понятия, которое широко используется в сфере образования. Обычно под «авторскими программами» или «программами в авторской редакции» понимают рабочие программы, составленные авторами широко используемых учебно-методических комплектов и отражающие специфику преподавания предмета с использованием конкретных учебников и учебных пособий: Русский язык. 5-9 классы. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и других. 5-9 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. ФГОС / Тростенцова Л.А., Шанский Н.М., Баранов М.Т. и др. М.: Просвещение, 2011

Об «авторских программах» Учитель, работающий по конкретному УМК, может использовать «авторскую программу»целиком или взять ее за основу, изменив не более 20 % содержания. Например: Русский язык. 5-9 классы. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и других. 5-9 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. ФГОС / Тростенцова Л.А., Шанский Н.М., Баранов М.Т. и др. М.: Просвещение, 2011; Русский язык. Рабочие программы. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова. М.: Просвещение, 2011; Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений классы / С.И. Львова. М.: Мнемозина, 2009.

Каковы требования ФГОС к структуре и содержанию рабочей программы? В соответствии с п. 1 ст. 12 Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ от содержание образования определяют образовательные программы. Обеспечение реализации федеральных государственных образовательных стандартов призваны осуществить основные образовательные программы (ООП), в том числе основные образовательные программы дошкольного образования, образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования.

Программа отдельного учебного предмета (рабочая программа)- составная часть комплексного документа – основной образовательной программы (ООП) В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования определены требования к структуре основной образовательной программы основного общего образования, содержательный раздел которой включает: программу развития универсальных учебных действий(УУД); программы отдельных учебных предметов, курсов; программу воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования; программу коррекционной работы.

Требования к программам отдельных учебных предметов: Программы отдельных учебных предметов, курсов должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования. Программы отдельных учебных предметов, курсов разрабатываются на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы с учётом основных направлений программ, включённых в структуру основной образовательной программы. (п ФГОС ООО)

Требования к структуре Программы отдельных учебных предметов, курсов Программы отдельных учебных предметов, курсов должны содержать: пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учётом специфики учебного предмета; общую характеристику учебного предмета, курса; описание места учебного предмета, курса в учебном плане; личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса; содержание учебного предмета, курса;

Требования к структуре Программы отдельных учебных предметов, курсов Программы отдельных учебных предметов, курсов должны содержать: тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности; описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса; планируемые результаты изучения учебного предмета, курса. (Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. М.: Просвещение, С. 31. )

Структура Пояснительной записки название, автор и год издания учебно-методического комплекта и «авторской программы», на основе которой составлена рабочая программа учебного курса (гриф Министерства образования и науки РФ «Рекомендовано» свидетельствует о том, что данная программа и учебник, соответствующий ей, прошли полную апробацию с положительными результатами, действует 5 лет, гриф «Допущено» – о разрешении на апробацию – дается на 4 года.); цель и задачи учебного курса; особенности класса, в котором будет реализован данный учебный курс; количество учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа учебного курса; характерные для учебного курса формы организации деятельности обучающихся; специфические для учебного курса формы контроля освоения обучающимися содержания (текущего, промежуточного, итогового).

Общая характеристика учебного предмета, курса. Значение русского языка как учебного предмета (метапредметная роль). Формируемые компетенции (языковая, лингвистическая, коммуникативная, культуроведческая). Направленность на формирование универсальных учебных действий. Реализация системно-деятельностного подхода в рамках изучения данного предмета.

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане. количество часов по учебному плану, который входит в состав ООП, разработанной в данном образовательном учреждении

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. М.: Просвещение, С. 4-8.

Содержание учебного предмета, курса. содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции; содержание, обеспечивающее формирование лингвистической компетенции; содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции.

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности название тем, разделов учебного курса, последовательность их изучения; количество часов, отведенных на изучение темы, раздела учебного курса; виды деятельности обучающихся и (или) возможные формы контроля; направления творческой, проектной, исследовательской деятельности обучающихся; пояснения по использованию в процессе обучения компьютерного оборудования, программного обеспечения, дидактических средств, учебного оборудования, цифровых образовательных ресурсов.

Тематическое планирование Тема Кол-во часов Тип урока Содержан ие Основные виды деятельности Планируе мый результат Вид контроля 1-2Введение. «Язык и языкознание»(§1) 2Вводные уроки Знакомство с учебником. Язык как система знаков и средства человеческ ого общения. Основные разделы языкознани я (лингвисти ки). Устные высказыван ия, чтение, проблемны й диалог, кодировани е и декодирование информаци и Осознание роли русского языка в жизни общества и государств а, в современно м мире, в жизни человека; красоты, богатства, выразитель ности языка. Составлен ие схемы и рассказ по ней, выполнени е упражнени й, постановка учебной задачи и выводы.

Структура календарно-тематического планирования Структура календарно-тематического планирования может быть определена локальным актом на уровне образовательного учреждения, управления образованием или министерства образования субъекта федерации.

Описание учебно-методического и материально- технического обеспечения образовательного процесса Может включать: литературу (основную и дополнительную); дидактические материалы; учебное оборудование; компьютерное оборудование; программное обеспечение; цифровые образовательные ресурсы.

Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса. Планируемые результаты изучения учебного предмета оформляются с использованием формулировок ученик научится и ученик получит возможность научиться. Формулировка «ученик научится» отражает знания и учебные действия, которые принципиально необходимы для обучения в школе и могут быть освоены подавляющим большинством учеников. Формулировка «ученик получит возможность научиться» связана со знаниями и учебными действиями, которые смогут продемонстрировать только отдельные мотивированные и способные учащиеся или которые имеют пропедевтический характер

Планируемые результаты изучения раздела. Раздел «Морфемика и словообразование». Планируемые результаты Ученик научится:Ученик получит возможность научиться: делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова; различать изученные способы словообразования; анализировать и самостоятельно составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов; применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализа слов. характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнёзда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов; опознавать основные выразительные средства словообразования в художественной речи и оценивать их; извлекать необходимую информацию из морфемных, словообразовательных и этимологических словарей и справочников, в том числе и мультимедийных; использовать этимологическую справку для объяснения правописания и лексического значения слова.

Оформление программы Оформление программы обычно конкретизируется локальными актами образовательных учреждений, поэтому целесообразно ориентироваться на требования и образцы, разработанные в конкретной школе: например, Рабочие программы разработаны в соответствии с положением о разработке рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), утверждённым приказом ОУ от ________________________ и рекомендациями письма Министерства образования и науки Челябинской области от 31 июля 2009 г. 103/3404.

Титульный лист рабочей программы полное наименование образовательного учреждения; гриф утверждения программы (согласование с заместителем директора по УВР и директором школы с указанием даты); название учебного курса, для изучения которого написана программа; указание параллели, класса, где реализуется программа; фамилию, имя и отчество разработчика программы (одного или нескольких), квалификационную категорию; название города, населенного пункта; год разработки программы.

Алгоритм создания и утверждения рабочей программы учебного предмета. Выбрать учебно-методический комплект по учебному предмету («авторская» рабочая является частью УМК). Поставить цели изучения учебного курса с учетом целей и задач основной образовательной программы, разработанной в данном образовательном учреждении. Определить планируемые результаты освоения программы к концу изучения курса в соответствии с требованиями, сформулированными в Федеральном государственном образовательном стандарте, и с требованиями, сформулированными в основной образовательной программе (ООП).

Алгоритм создания и утверждения рабочей программы учебного предмета. Сформулировать цели-ориентиры освоения учебного курса обучающимися, используя формулировки: «ученик научится» и «ученик получит возможность научиться». Сформулировать цели-ориентиры формирования универсальных учебных действий обучающихся в рамках изучения данного учебного курса. Подготовить краткое содержание рабочей программы, составив перечень тем и отдельных вопросов, включенных в примерную программу по учебному курсу. Определить последовательность изучения тем, рассчитать количество часов на их изучение, составить календарно-тематический план.

Алгоритм создания и утверждения рабочей программы учебного предмета. Составить перечень дидактических, справочных материалов, используемых в образовательном процессе в рамках учебного курса. Составить перечень учебных средств и оборудования, необходимого для реализации рабочей программы учебного курса. Определить средства контроля освоения обучающимися рабочей программы учебного курса. Представить рабочую программу учебного курса на экспертизу внешним экспертам и (или) методическому объединению учителей русского языка и литературы образовательного учреждения.

Алгоритм создания и утверждения рабочей программы учебного предмета. Представить рабочую программу учебного курса на утверждение руководителю образовательного учреждения. Использовать рабочую программу учебного курса в практике преподавания предмета после приказа о ее утверждении руководителем образовательного учреждения. Разместить рабочую программу учебного курса на сайте образовательного учреждения или в любом другом информационном источнике, открытом для родительской общественности.

Литература Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ от // минобрнауки.рф/документы/2974 Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы.- М.: Просвещение, Нарушевич А.Г. Рабочая программа по русскому языку в соответствии с требованиями ФГОС(электр.вариант ЛШ г.)