Современный урок в условиях введения ФГОС. Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
В ФГОС предлагают определить урок как один из типов занятий, не противопоставляя эти два понятия. Официально закрепив понятие «занятие» - как форму обучения.
Advertisements

Образовательное пространство. Проблемы… Не все дети от природы имеют задатки к развитию теоретического мышления У многих имеется высокий потенциал к развитию.
В жизни нам постоянно приходится решать проблемы! А учит ли этому школа? Традиционный взгляд на урок 1. Дом.задание: «Перескажи…» 2. Тема: «Сегодня мы.
Структура поурочного планирования в рамках ФГОС Составил ГМИ.
1 Тренировочный урок Вводный урок Контрольный урок Урок закрепления знаний, умений, навыков Урок самостоятельной работы Урок с ТСО Урок практической работы.
Консультация для участников конкурса «Педагог года – 2012»
Иметь развивающий характер; Быть разнообразным как по формам, так и по содержанию; Базироваться на развивающих методах обучения детей; Использовать диагностику.
Системно-деятельностный подход – основа Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения МО учителей начальных классов МОУ СОШ.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ Универсальные учебные действия (УУД)
Урок в соответствии с ФГОС.. «Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора,
Системно – деятельностный подход в реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения.
Поэтому в 5 классе мы должны научить: уметь работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную.
Современный урок Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора и эрудиции.
Урок и новые стандарты Работу выполнила учитель химии, географии Теняева В. Н.
Формирование универсальных учебных действий основная задача введения ФГОС Формирование универсальных учебных действий основная задача введения ФГОС.
С ИСТЕМНО – ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД И ПУТИ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ ФГОС Когда людей станут учить не тому, что они должны думать, а тому, как они должны.
« Виноградовский урок : цель, содержание, технологии ». Струкова Тамара Николаевна Учитель начальных классов.
Конструирование урока информатики в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Системно-деятельностный подход – основа Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения Учитель начальных классов МКОУ «СОШ 19»
Методика преподавания Материалы конференций Информационно-образовательная среда как условие достижения планируемых результатов обучения.
Транксрипт:

Современный урок в условиях введения ФГОС

Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора и эрудиции. В.Сухомлинский

Эффективность любого урока определяется не тем, что дает детям учитель, а тем, что они взяли в процессе обучения.

Преподавание, обучение, изучение

Виды познавательной деятельности: репродуктивная, эвристическая, исследовательская

Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г « Развитие системы общего образования предусматривает индивидуализацию, ориентацию на практические навыки и фундаментальные умения, расширение сферы дополнительного образования» « Развитие системы общего образования предусматривает индивидуализацию, ориентацию на практические навыки и фундаментальные умения, расширение сферы дополнительного образования»

Цели образовательной реформы Изменить всю систему общего образования так, чтобы каждый учащийся в каждом учебном заведении непременно добивался успеха на максимуме своих потенциальных возможностей

8 Ориентация системы образования на достижение качественно новых результатов образования посредством реализации парадигмы деятельностного развития ВАЖНЕЙШИЕ ОСОБЕННОСТИ ОРИЕНТАЦИЯ НА РЕЗУЛЬТАТ РЕАЛИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬ- НОСТНОГО ПОДХОДА НОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ КАК ЭЛЕМЕНТ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ: ПЕРЕХОД ОТ МОДЕЛИ «КОНТРОЛЯ» К МОДЕЛИ «ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА» Смысл введения ФГОС

9 Овладение системой учебных действий с изучаемым учебным материалом способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач личностные: самоопределение смыслообразование морально-этическая ориентация метапредметные: саморегуляция коммуникация познавательная деятельность предметные: освоение систематических знаний, преобразование, применение и самостоятельное пополнение знаний В чем проявляется достижение планируемых результатов? В чем проявляется достижение планируемых результатов?

Линейный процесс обучения - традиционный процесс обучения, в основе которого лежит классно-урочная система, предполагает постепенное накопление школьниками информации и основан на восхождении от простого к сложному.

Нелинейный процесс обучения - это процесс, в котором обучающийся имеет возможность сам выстраивать свой образовательный маршрут, реально участвовать в учении при поддержке учителя содержание и способы деятельности обучающегося ставят его в позицию, побуждающую действовать активно и самостоятельно каждый имеет возможность разработать свою собственную программу изучения того или иного курса, включающий обязательный внутренний модуль (ядро) и вариативный внешний модуль (оболочку) у каждого обучающегося имеется возможность перехода в течение урока от одной формы обучения к другой и обратно имеется возможность комплексного использования средств мультимедиа.

Элементы нелинейного процесса обучения как содержательные, так и временные модули подвижное (динамичное) расписание, позволяющее обеспечить дифференцированный подход к распределению временной учебной нагрузки организация деятельности школьников, дающая возможность интеграции учебной и внеучебной деятельности и сочетания специальных подпространств школы осуществление бес классного обучения, создающего условия для активного и сознательного выбора индивидуального образовательного маршрута проектирование индивидуальных учебных планов, позволяющих проводить занятия в «виртуальных» группах создание виртуально-распределённых школ, позволяющих сочетать традиционное и дистанционное обучение

Творческое содержание работы учителя поддержка детских инициатив, направленных на поиск средств и способов достижения учебных целей создание условий для творческой продуктивной деятельности ребенка обеспечение презентаций и социальной оценки продуктов детского творчества (организация выставок, детской периодической печати, конкурсов, фестивалей и т.д.) создание пространства для социальных практик школьников и приобщения их к общественно значимым делам»

Профессиональное мастерство: Проектирование учебного процесса Проектирование учебного процесса тематическое планирование учебного процесса на основе проецирования итоговых результатов на данный этап учебного процесса, проектирование «учебных ситуаций»; Организация учебной деятельности учащихся Организация учебной деятельности учащихся в группах и парах, в мобильных группах, индивидуальная поддержка детей, организация проектной деятельности; Оценочная деятельность Оценочная деятельность Учитель

ИКТ-компетентность Общепользовательские инструменты текстовый редактор, редактор презентаций, динамические таблицы, базы данных Мультимедийные информационные источники Инструменты коммуникации электронная почта, Интернет ИКТ-средства системы управления учебным процессом, интерактивная доска, цифровое и мультимедийное учебное оборудование Учитель

В ФГОС предлагают определить урок как один из типов занятий, не противопоставляя эти два понятия. Официально закрепив понятие «занятие» - как форму обучения во всех проявлениях образовательной деятельности.

Проектирование урока как технологической цепочки.

Типология учебного занятия: 0 тип Вводное занятие. 1 тип Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности. 2 тип Закрепление знаний и способов деятельности. 3 тип Комплексное применение знаний и способов деятельности. 4 тип Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности. 5 тип Проверка и оценка знаний и способов деятельности.

Набор этапов учебного занятия, образующих его макроструктуру Организационный этап Этап проверки домашнего задания Этап актуализации субъектного опыта учащихся Этап изучения новых знаний и способов деятельности Этап первичной проверки понимания изученного Этап закрепления изученного Этап применения изученного 8 Этап обобщения и систематизации 9 Этап контроля и самоконтроля 10 Этап коррекции 11 Этап информации о домашнем задании 12 Этап подведения итогов учебного занятия 13 Этап рефлексии

Линейная структура учебного занятия 0 типа Логика вводного учебного занятия. Мотивация образное представление об изучаемой теме осмысление практической и социальной значимости рефлексия.

Линейная структура учебного занятия 1 типа Логика учебного занятия по изучению и первичному закреплению нового материала Мотивация актуализация субъектного опыта учащихся организация восприятия организация осмысления первичная проверка понимания организация первичного закрепления анализ рефлексия.

Линейная структура учебного занятия 2 типа Логика учебного занятия по закреплению знаний и способов деятельности. Мотивация актуализация ведущих знаний и способов действий конструирование образца применения знаний в стандартной и измененной ситуациях самостоятельное применение знаний контроль и самоконтроль кор-рекция рефлексия.

Линейная структура учебного занятия 3 типа Мотивация актуализация комплекса знаний и способов деятельности самостоятельное применение знаний в сходной и новой ситуациях самоконтроль и контроль коррекция рефлексия. Логика учебного занятия по комплексному применению знаний и способов деятельности.

Линейная структура учебного занятия 4 типа Логика учебного занятия по обобщению и систематизации знаний и способов деятельности. Мотивация анализ содержания учебного материала выделение главного в учебном материале установление внутрипредметных и межпредметных связей рефлексия.

Линейная структура учебного занятия 5 типа Логика учебного занятия по проверке, оценке и коррекции знаний и способов деятельности. Мотивация самостоятельное выполнение задания самоконтроль контроль анализ оценка рефлексия.

Классификация нетрадиционных уроков. 1. Уроки, отражающие современные общественные тенденции: урок, построенный на инициативе учащихся; урок – общественный смотр знаний; урок-диспут; урок с применением компьютеров.

2. Уроки с использованием игровых ситуаций: ролевая игра; пресс-конференция; соревнование; КВН; путешествие; аукцион; дидактические игры; театрализованное представление.

3. Уроки творчества: сочинения; выпуск живой газеты; урок изобретательства; осмотр самодеятельной выставки.

4. Традиционные уроки с новыми аспектами: лекция; семинар; решение задач; конференция; экскурсия; консультация; зачёт.

Варианты взаимосвязи содержания видов познавательной деятельности учащихся и активных форм занятий, организуемых учителем:

Вариант 1 на основе репродуктивной деятельности: Виды познавательной деятельности Формы занятий Наблюдение Описание Пересказ Урок-лекция с демонстрацией эксперимента или других средств наглядности Лабораторные и практические занятия по подробной инструкции Урок-экскурсия на определенный объект

Вариант 2 на основе эвристической деятельности: Виды познавательной деятельности Формы занятий Анализ содержания дополнительного источника знаний Составление плана к содержанию текста сообщения или реферата Пересказ дополнительного источника знаний с комментариями Сравнение фактов с последующим формулированием выводов Урок-диспут Урок-семинар Урок-дискуссия Урок-экскурсия Урок-защита рефератов Урок-устный журнал Урок-аукцион Урок-конференция Урок-пресс-конференция

Вариант 3 на основе ученического экспериментального исследования: Виды познавательной деятельности Формы занятий Вычленение задач и принятие гипотезы исследования Планирование предстоящего исследования Проведение исследования Сбор данных, их анализ Формулирование выводов Презентация результатов Урок-практикум Урок-исследование Урок-защита исследовательских проектов

Вариант 4 на основе творческой деятельности: Виды познавательной деятельности Формы занятий Определение предстоящего результата и формы его представления Совместная деятельность участников без определения ее четкой структуры Планирование структуры конечного результата Оформление сценария, видеофильма, драматизации, праздника, сочинения, репортажа Презентация результатов Урок-турнир Урок-сказка Урок-сочинение Урок-экспедиция Урок-защита туристических проектов Урок-соревнование Урок-ролевая игра Урок-творческий отчет Театрализированный праздник

Метапредметные результаты: универсальные учебные действия

Понятие УУД Метапредметные результаты – обобщенные способы деятельности, освоенные обучающимися на базе нескольких или всех учебных предметов 36

Понятие УУД Примерная ООП начального образования Умение учиться Полноценное освоение школьниками компонентов учебной деятельности: Познавательные и учебные мотивы; Учебная цель; Учебная задача; Учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материал, контроль и оценка) Примерная ООП основного образования Умение учиться в общении со сверстниками Полноценное освоение школьниками компонентов учебной деятельности: Познавательные и учебные мотивы; Учебная цель; Учебная задача; Учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материал, контроль и оценка)

Виды УУД НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Личностные РегулятивныеКоммуникативные Познавательные ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Личностные РегулятивныеКоммуникативные Познавательные

Структура личностных УУД

Структура регулятивных УУД

Структура коммуникативных УУД

Универсальные учебные действия Универсальные учебные действия (ФГОС второго поколения)

Педагогическая (образовательная) технология - упорядоченная система действий, выполнение которых приводит к гарантированному достижению поставленной цели

Сравнительные особенности традиционной и инновационной педагогики 1.1. Цель Формирование знаний, умений и навыков Развитие личности 2.2. Интегральная характеристика «Школа памяти» «Школа развития» 3.3. Преобладающий тип и характер взаимоотношени й Субъект - объектный Субъект - субъектный 4.4. Девиз педагога «Делай как я» «Не навреди» 5. Характер и стиль взаимодействия Авторитарность Демократичность 6.6. монологичность, закрытость диалогичность, открытость, рефлексивность Формы организации Фронтальные, индивидуальные Групповые,коллективны е Особенности Особенности Традиционная «Знаниевая» педагогика Инновационная «Способностная» педагогика Характеристики образовательных моделей

«Формула обучения» Ведущий тип деятельности осваиваемый учеником: Ведущий принцип Методы обучения Особенности Особенности Традиционная «Знаниевая» педагогика Инновационная «Способностная» педагогика Характеристики образовательных моделей 7. Иллюстративно- объяснительные информационные Проблемные: проблемного изложения частично-поисковый, эвристический исследовательский 8. «продавливания» «выращивания» 9. Репродуктивный, воспроизводящий Продуктивный, Творческий, Проблемный 1 0. Знания – репродуктивная деятельность Проблемная деятельность - рефлексия - знания

Позиция ученика Функции учителя Способы усвоения Особенности Особенности Традиционная «Знаниевая» педагогика Инновационная «Способностная» педагогика Характеристики образовательных моделей. 11. Заучивание, деятельность по алгоритму Поисковая мыслительная деятельность, рефлексия 1 2. Носитель информации, хранитель норм и традиций, Организатор сотрудничества, Консультант, пропагандист предметно – дисциплинарных знаний Управляющий поисковой работой учащихся, консультант 1 3. отсутствие мотива к личностному росту наличие интереса к деятельности Пассивность,Активность, отсутствие интереса, наличие мотива к самосовершенствованию,

Деятельностный подход к учебному процессу опирается на представление о целостности структуры деятельности, главными компонентами которой являются задачи и действия.

Особенности деятельностнного подхода: Развивающий характер – развитие способностей, способов деятельности, включение учащихся в творчество. Системный характер – особое структурирование знаний и способов деятельности на основе их диалектики.

Компоненты деятельности: Потребности и мотивы Цели и условия их достижения (учебные задачи) Действия Результаты Контроль и самоконтроль

Этапы в деятельности субъекта: 1.Мотивационно- потребностный 2.Операционно- исполнительский 3.Рефлексивно-оценочный

Своеобразие деятельностного подхода в обучении - состоит в том, что процесс усвоения знаний и умений совершается не при осуществлении репродуктивной деятельности учащихся, а в ходе эвристической, или исследовательской, направленной на овладение знаниями и умениями, посредством мотивоционного и целенаправленного решения учебных задач (проблем).

Учение в деятельностном подходе - это изучение материала, представленного в ситуации некоторой учебной задачи (проблемы), путем преобразования, переосмысления учащимися имеющихся у них знаний, умений и способов деятельности, что приводит к выработке новых знаний умений, способов деятельности и в целом к развитию учащихся.

Характер обучения - поисковый: освоение нового происходит на основе решения учебной задачи (проблемы) с помощью преобразования способов действий, конструирования новых, помимо предложенных учителем.

Роль учителя - создание образовательной среды, обеспечение мотивоционного и целенаправленного управления продуктивной деятельностью ученика при осуществлении им каждого компонента целостной деятельности.

Роль ученика: ученик выступает как учащийся, проявляющий инициативу в деятельности, осуществляющий проверку выдвинутой гипотезы, сбор данных, эксперимент, моделирование, т.е. создающий личностный образовательный продукт в форме «приращения» знаний, ценностей, способов и др.

Учебный процесс - развитие личности ученика, его рефлексивного и творческого мышления с выходом за рамки очерченного круга знаний, способов действий и др.

Методика построения технологизированного обучения на основе личностно- деятельностного подхода

1 этап: определение потребностей и мотивов 1. Организация познавательной деятельности учащихся. Учащимся предлагаются задания для фронтальной работы (вопросы, упражнения, задачи), связанные с изучением новой темы и содержащие противоречия с целью создания проблемной ситуации. Такие противоречия могут быть между имеющимися теоретическими знаниями; между следствием из теории и наблюдаемым опытом; между различными следствиями из одной и той же теории и различными фактами.

1 этап: определение потребностей и мотивов 2. Побуждающий диалог. После выполнения заданий учитель проводит диалог, побуждающий к осознанию противоречий и формулированию учебной задачи (проблемы). 3.Технологизация. Учитель отбирает задания с ожидаемыми на них ответами, со специально сконструированными противоречиями, которые должны подвести учащихся к созданию планируемой проблемной ситуации. 4. Логическое завершение этапа урока. Учащиеся формулируют тему урока и учебную задачу (проблему).

2 этап: принятие учебных целей и условий их достижения. 1. Организация познавательной деятельности учащихся. На этом этапе урока принятие учебных целей идет через осознание учащимися необходимости осуществления учебного исследования. Учитель побуждает учащихся к выдвижению гипотез и выработке плана действий по их проверке, организует работу в группах с последующим фронтальным обсуждением результатов.

2 этап: принятие учебных целей и условий их достижения. 2. Побуждающий диалог: Какие предположения о причине выявленного противоречия? Имеется ли научное обоснование? Как сформулировать гипотезу исследования? Какие действия можно предложить для проверки правильности выдвинутой гипотезы? Какие действия более эффективны и рациональны? Какой план вы предлагаете для проверки гипотезы?

2 этап: принятие учебных целей и условий их достижения. 3.Технологизация. Учащиеся выдвигают гипотезу и план действий для ее проверки на основе обоснования, рефлексирования, в ходе осознания совместной учебной проблемы (задачи). 4. Логическое завершение этапа урока. Учащиеся формулируют и фиксируют гипотезу и план действий по ее проверке.

3 этап: проверка принятой гипотезы, сбор данных, их анализ, формулирование выводов. 1. Организация познавательной деятельности учащихся. Учащиеся работают в паре или группе с использованием дополнительной информации (справочной, научной) и с предлагаемыми учителем картами многокомпонентных заданий, содержащими подсказки, дифференцированными инструкциями.

3 этап: проверка принятой гипотезы, сбор данных, их анализ, формулирование выводов. 2. Технологизация. На этой стадии производится фиксирование нового алгоритма действий как одного из результатов решения учебной задачи (проблемы). Обеспечивается достижение стандартизированных результатов всеми учащимися. 3. Логическое завершение этапа урока. Проводится фронтальное обсуждение результатов, состоящих из инвариантной и вариативной частей, что приводит к получению совокупного образовательного продукта.

4 этап: итоговый самоконтроль и самооценка (рефлексивное осмысление и самопознание). 1. Организация познавательной деятельности учащихся. Учитель побуждает учащихся к рефлексивному осмыслению полученных результатов. С целью самооценки учащиеся выполняют тестовый контроль знаний. 2. Логическое завершение урока. Подведение итога урока включает самооценку знаний учащихся и оценку личностно-образовательного продукта по степени его отличия от стандартизированного.

Структурная схема урока Субъектный опыт ребенка Организационны й этап 3 2 1Мотивация Актуализация субъектного опыта Этап проверки домашнего задания Коррекция знаний и способов действий учащихся Контроль и самоконтроль знаний и способов действий Организация деятельности учащихся по применению знаний и способов деятельности Рефлексия и оценка деятельности Обогащение субъектного опыта ребенка Мотивационно- ориентировочный Организационно - исполнительный Рефлексивно - оценочный