ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ – КЛЮЧЕВАЯ ПРОБЛЕМА РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ Петровский Ф.И., Янин В.Л.,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Разработка фонда контрольно- оценочных средств в условиях реализации ФГОС СПО.
Advertisements

Формирование фондов оценочных средств в соответствии с требованиями ФГОС.
Формирование ФОНДОВ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ Методические указания (Михайлова Н.С., Муратова Е.А., О.М. Солодовникова.
Государственный контракт на выполнение работ (оказание услуг) для государственных нужд от«07» ноября 2011 г. 12.Р «Создание и внедрение системы.
Комитет по здравоохранению Санкт - Петербургское государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования « Фельдшерский.
Контрольно-оценочные средства. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального.
Белоруссова Екатерина Владимировна, преподаватель специальных дисциплин Оценка результатов освоения ОПОП: анализ контрольно-измерительных материалов образовательных.
Ильченко Людмила Ивановна Кузбасский региональный институт развития профессионального образования.
МОДУЛЬНО-КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК ОСНОВА ПЕРЕХОДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ.
НОУ СПО Челябинский юридический колледж Эффективность деятельности преподавателя в системе управления качеством образования Орлова И.Г., председатель ПЦК.
Документационное обеспечение образовательного процесса начальник отдела методической работы и управления качеством образования к.ф-м.н., доцент Дамбуева.
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования Приказ Министерства образования и науки.
ГБОУ СПО «Арзамасский коммерческо-технический техникум» Шарина А.В., зам. директора по УР Контрольно-измерительные средства: оценка и экспертиза Нижний.
РОЛЬ УЧЕБНОГО УПРАВЛЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ УМК В ВОЛГГМУ Начальник учебного управления ВолГМУ Кагитина И.В.
Разработка компетентностно- ориентированных средств оценивания результатов обучения в рамках выполнения требований ФГОС СПО нового поколения.
Зам.директора по учебной работе Л.Н.Филиппова Зам.директора по учебной работе Л.Н.Филиппова ГБОУ СПО МО «Правдинский лесхоз-техникум»
1 Учебно-методическое объединение ВУЗов Российской Федерации по образованию в области горного дела. Профессор Петров В.Л. Апрель 2012 Особенности разработки.
Федеральный институт развития образования. Проблемы и перспективы развития системы гарантии качества высшего образования» «Проблемы и перспективы развития.
Новый формат рабочих программ дисциплин Л.Е. Егорова Пленум Совета УМО вузов России по образованию в области энергетики и электротехники, Москва
Транксрипт:

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ – КЛЮЧЕВАЯ ПРОБЛЕМА РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ Петровский Ф.И., Янин В.Л., Сазонова Н.А., Коркин А.Л., Мезенова Н.И., Зуевская Т.В.

Компетентностная ориентация основных профессиональных образовательных программ ФГОС определяет необходимость: компетентностной ориентации образовательного процесса, его содержания и технологий переориентации средств оценки качества подготовки обучающихся на соответствие требованиям ФГОС на этапах промежуточных и итоговой государственной аттестаций. Компетентностная ориентация основных профессиональных образовательных программ ФГОС определяет необходимость компетентностной ориентации не только образовательного процесса, его содержания и технологий реализации, но и переориентации средств оценки качества подготовки обучающихся на соответствие требованиям ФГОС на этапах промежуточных и итоговой государственной аттестаций.

Компетенция - способность применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении задач в определенной области. ФГОС ВПО Лечебное дело: – компетенции … способность и готовность ФГОС СПО: компетенции … способность … Компетентностная ориентация основных профессиональных образовательных программ ФГОС определяет необходимость компетентностной ориентации не только образовательного процесса, его содержания и технологий реализации, но и переориентации средств оценки качества подготовки обучающихся на соответствие требованиям ФГОС на этапах промежуточных и итоговой государственной аттестаций.

В структуре новой редакции ФГОС* в разделе VIII. «Оценка качества освоения программ» в п указано, что для осуществления процедур текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся образовательная организация создает фонды оценочных средств, позволяющие оценить достижение запланированных в образовательной программе результатов обучения и уровень сформированности всех компетенций, заявленных в образовательной программе * письмо Министерства образования и науки РФ АК- 895/ «О новой редакции ФГОС ВПО» Компетентностная ориентация основных профессиональных образовательных программ ФГОС определяет необходимость компетентностной ориентации не только образовательного процесса, его содержания и технологий реализации, но и переориентации средств оценки качества подготовки обучающихся на соответствие требованиям ФГОС на этапах промежуточных и итоговой государственной аттестаций.

«Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования» (Приказ Министерства образования и науки РФ на стадии регистрации) предусматривает: п. 20 Рабочая программа дисциплины (модуля) включает в себя: … фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю); п. 21 Программа практики включает в себя: … фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по практике. Компетентностная ориентация основных профессиональных образовательных программ ФГОС определяет необходимость компетентностной ориентации не только образовательного процесса, его содержания и технологий реализации, но и переориентации средств оценки качества подготовки обучающихся на соответствие требованиям ФГОС на этапах промежуточных и итоговой государственной аттестаций.

Процедура государственной аккредитации предусматривает показатели и алгоритмы расчета показателей. В частности, 1 балл начисляется, если все заявленные результаты освоения образовательной программы имеют описанную последовательность формирования и критерии оценивания (паспорта компетенций или иные документы, содержащие поэтапное формирование компетенций в разрезе дисциплин/модулей), 0 баллов - если не имеют. Ноль баллов свидетельствует о невыполнение несоответствие ОПОП ФГОС и является основанием в отказе в государственной аккредитации. Компетентностная ориентация основных профессиональных образовательных программ ФГОС определяет необходимость компетентностной ориентации не только образовательного процесса, его содержания и технологий реализации, но и переориентации средств оценки качества подготовки обучающихся на соответствие требованиям ФГОС на этапах промежуточных и итоговой государственной аттестаций.

Под фондом оценочных средств мы понимаем комплект методических и контрольных измерительных материалов, предназначенных для оценивания компетенций на стадиях обучения студентов, при аттестационных испытаниях выпускников на соответствие уровня их подготовки требованиям ФГОС по завершению освоения основной профессиональной образовательной программы. Компетентностная ориентация основных профессиональных образовательных программ ФГОС определяет необходимость компетентностной ориентации не только образовательного процесса, его содержания и технологий реализации, но и переориентации средств оценки качества подготовки обучающихся на соответствие требованиям ФГОС на этапах промежуточных и итоговой государственной аттестаций.

Применение современных оценочных средств основывается на использовании эталонных процедур, обеспечивающих количественные и качественные оценки, их достоверность и сопоставимость. Компетентностная ориентация основных профессиональных образовательных программ ФГОС определяет необходимость компетентностной ориентации не только образовательного процесса, его содержания и технологий реализации, но и переориентации средств оценки качества подготовки обучающихся на соответствие требованиям ФГОС на этапах промежуточных и итоговой государственной аттестаций.

При создании фонда оценочных средств необходимо принимать во внимание ряд факторов: – взаимосвязь между результатами образования и компетенциями, различия между понятиями «результаты образования» и «уровень сформированности компетенций»: результаты образования определяются преподавателем, а компетенции формируются и проявляются только в процессе деятельности Компетентностная ориентация основных профессиональных образовательных программ ФГОС определяет необходимость компетентностной ориентации не только образовательного процесса, его содержания и технологий реализации, но и переориентации средств оценки качества подготовки обучающихся на соответствие требованиям ФГОС на этапах промежуточных и итоговой государственной аттестаций.

При создании фонда оценочных средств необходимо принимать во внимание ряд факторов: – компетенции формируются и развиваются не только через усвоение содержания образовательных программ, но и образовательной средой вуза и используемыми образовательными технологиями – соответственно эти параметры должны проходить процедуру оценки; – при оценивании уровня сформированности компетенций студентов должны создаваться условия максимального приближения к будущей профессиональной практике; кроме преподавателей конкретной дисциплины, в качестве внешних экспертов должны привлекаться работодатели, выпускники, преподаватели смежных дисциплин; Компетентностная ориентация основных профессиональных образовательных программ ФГОС определяет необходимость компетентностной ориентации не только образовательного процесса, его содержания и технологий реализации, но и переориентации средств оценки качества подготовки обучающихся на соответствие требованиям ФГОС на этапах промежуточных и итоговой государственной аттестаций.

При создании фонда оценочных средств необходимо принимать во внимание ряд факторов: – помимо индивидуальных оценок должны использоваться групповые и взаимооценки: рецензирование студентами работ друг друга; оппонирование студентами проектов, исследовательских работ и др.; экспертные оценки группами из студентов, преподавателей и работодателей и др.; – по итогам оценивания следует проводить анализ достижений, подчеркивая положительные и отрицательные индивидуальные и групповые результаты, обозначая пути дальнейшего развития. Компетентностная ориентация основных профессиональных образовательных программ ФГОС определяет необходимость компетентностной ориентации не только образовательного процесса, его содержания и технологий реализации, но и переориентации средств оценки качества подготовки обучающихся на соответствие требованиям ФГОС на этапах промежуточных и итоговой государственной аттестаций.

В структуру фонда оценочных средств могут быть включены: – программа и план-график проведения контрольно- оценочных мероприятий на весь срок обучения; – модели компетенций и программы оценивания компетенций; - совокупность контрольно-оценочных материалов (опросники, тесты, кейсы и др.), предназначенных для оценивания уровня сформированности компетенций на этапах обучения; Компетентностная ориентация основных профессиональных образовательных программ ФГОС определяет необходимость компетентностной ориентации не только образовательного процесса, его содержания и технологий реализации, но и переориентации средств оценки качества подготовки обучающихся на соответствие требованиям ФГОС на этапах промежуточных и итоговой государственной аттестаций.

В структуру фонда оценочных средств могут быть включены: – методические материалы, определяющие процедуры оценивания компетенций на этапах проверки; – требования к квалификации организаторов оценивания; – технологии и методы обработки результатов оценивания компетенций; - методические материалы, определяющие процедуру оценивания, инструкции и программно- инструментальные средства обработки результатов, статистического анализа данных, графической визуализации и интерпретации, форматы представления их пользователям; Компетентностная ориентация основных профессиональных образовательных программ ФГОС определяет необходимость компетентностной ориентации не только образовательного процесса, его содержания и технологий реализации, но и переориентации средств оценки качества подготовки обучающихся на соответствие требованиям ФГОС на этапах промежуточных и итоговой государственной аттестаций.

В структуру фонда оценочных средств могут быть включены: – наборы показателей, критерии оценки уровней сформированности компетенций и шкалы оценивания в соответствии с задачами контроля; – рекомендации по интерпретации результатов оценивания и методические материалы, определяющие процедуру обсуждения результатов со студентами, рекомендации по накоплению оценок и их использованию в портфолио студента; – программы подготовки оценщиков и экспертов для проведения контрольно-оценочных процедур; – банк статистической информации и программы мониторинга достижений; Компетентностная ориентация основных профессиональных образовательных программ ФГОС определяет необходимость компетентностной ориентации не только образовательного процесса, его содержания и технологий реализации, но и переориентации средств оценки качества подготовки обучающихся на соответствие требованиям ФГОС на этапах промежуточных и итоговой государственной аттестаций.

В структуру фонда оценочных средств могут быть включены: – программы итоговой аттестации выпускников; – совокупность заданий, предназначенных для предъявления выпускнику на экзамене и критерии их оценки; – методические материалы, определяющие процедуру проведения экзамена; - для выпускной квалификационной работы методические материалы, определяющие процедуру и критерии оценки соответствия уровня подготовки выпускника требованиям ФГОС; – рекомендации по обновлению фонда оценочных средств (периодичность, степень обновления, изменения процедур, методов, технологий, показателей, критериев и др.) Компетентностная ориентация основных профессиональных образовательных программ ФГОС определяет необходимость компетентностной ориентации не только образовательного процесса, его содержания и технологий реализации, но и переориентации средств оценки качества подготовки обучающихся на соответствие требованиям ФГОС на этапах промежуточных и итоговой государственной аттестаций.

При формировании фондов для развития компетенций студентов важно учитывать стандарты оценочной процедуры: – периодичность проведения оценки уровня сформированности компетенций; – соблюдение последовательности проведения оценки: в модели компетенций следует предусмотреть, чтобы развитие компетенций шло по возрастанию их уровней, а оценочные средства на каждом этапе учитывали это возрастание; – многоступенчатость: оценка и самооценка студента, обсуждение результатов и комплекс мер по устранению недостатков; – единство используемой технологии (заполнение оценочных листов, собеседование, определение направлений развития) для всех студентов, выполнения условий сопоставимости результатов оценивания. Компетентностная ориентация основных профессиональных образовательных программ ФГОС определяет необходимость компетентностной ориентации не только образовательного процесса, его содержания и технологий реализации, но и переориентации средств оценки качества подготовки обучающихся на соответствие требованиям ФГОС на этапах промежуточных и итоговой государственной аттестаций.

Формирование фонда оценочных средств включает предварительный и основной этапы: – на предварительном осуществляется идентификация требований, их разделение и ранжирование по значимости; – на основном – формирование структуры и содержания оценочных средств, их проверка на валидность поставленным целям оценивания. Компетентностная ориентация основных профессиональных образовательных программ ФГОС определяет необходимость компетентностной ориентации не только образовательного процесса, его содержания и технологий реализации, но и переориентации средств оценки качества подготовки обучающихся на соответствие требованиям ФГОС на этапах промежуточных и итоговой государственной аттестаций.

Основой для проектирования и конструирования оценочных средств могут служить: – структурные матрицы каждой из основных профессиональных образовательных программ ФГОС; – модели универсальных и профессиональных компетенций выпускников, построенные на основе ОПОП; – образцы оценочных средств, рекомендованных УМО для проведения текущего, промежуточного контроля, итоговой оценки компетенций выпускников в соответствии с ОПОП; – образцы оценочных средств текущего, промежуточного контроля и итоговой оценки компетенций выпускников в соответствии с учебным планом. Компетентностная ориентация основных профессиональных образовательных программ ФГОС определяет необходимость компетентностной ориентации не только образовательного процесса, его содержания и технологий реализации, но и переориентации средств оценки качества подготовки обучающихся на соответствие требованиям ФГОС на этапах промежуточных и итоговой государственной аттестаций.

Ключевые принципы, используемые для создания и использования фонда средств оценки компетенций: – валидность контрольных измерительных материалов; – соответствие содержания материалов уровню и стадии обучения; – четко сформулированные критерии оценки; – максимальная объективность процедуры и методы оценки; – квалифицированность специалистов-оценщиков; – четко прописанные рекомендации действий по итогам оценки. Компетентностная ориентация основных профессиональных образовательных программ ФГОС определяет необходимость компетентностной ориентации не только образовательного процесса, его содержания и технологий реализации, но и переориентации средств оценки качества подготовки обучающихся на соответствие требованиям ФГОС на этапах промежуточных и итоговой государственной аттестаций.

Ключевые принципы, используемые для создания и использования фонда средств оценки компетенций: – валидность контрольных измерительных материалов; – соответствие содержания материалов уровню и стадии обучения; – четко сформулированные критерии оценки; – максимальная объективность процедуры и методы оценки; – квалифицированность специалистов-оценщиков; – четко прописанные рекомендации действий по итогам оценки. Компетентностная ориентация основных профессиональных образовательных программ ФГОС определяет необходимость компетентностной ориентации не только образовательного процесса, его содержания и технологий реализации, но и переориентации средств оценки качества подготовки обучающихся на соответствие требованиям ФГОС на этапах промежуточных и итоговой государственной аттестаций.

При подготовке доклада использованы материалы: «Стандарты контроля качества обучения в медицинском вузе», Архангельск, 2012; «Оценка качества подготовки обучающихся в рамках требований ФГОС ВПО: создание фондов оценочных средств для аттестации студентов ВУЗов при реализации компетентностно-ориентированных ООП ВПО нового поколения», Н.Ф. Ефремова, В.Г.Казанович, Москва, 2010; письмо Министерства образования и науки РФ АК-895/ «О новой редакции ФГОС ВПО»; Материалы семинара «Модернизация процедуры государственной аккредитации, НП «ДОТ», Москва, ноября 2013; ФГОС ВПО Лечебное дело, утв. приказом МОН РФ от , 1118; ФГОС СПО , Лечебное дело, акушерское дело, Сестринское дело, Лабораторная диагностика, утв. приказом МОН РФ от Компетентностная ориентация основных профессиональных образовательных программ ФГОС определяет необходимость компетентностной ориентации не только образовательного процесса, его содержания и технологий реализации, но и переориентации средств оценки качества подготовки обучающихся на соответствие требованиям ФГОС на этапах промежуточных и итоговой государственной аттестаций.

Благодарю за внимание! Компетентностная ориентация основных профессиональных образовательных программ ФГОС определяет необходимость компетентностной ориентации не только образовательного процесса, его содержания и технологий реализации, но и переориентации средств оценки качества подготовки обучающихся на соответствие требованиям ФГОС на этапах промежуточных и итоговой государственной аттестаций.