О бразовательные стандарты Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского Е.В. Гугина, О.А. Кузенков.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ФГОС III поколения ФГОС III поколения Основная образовательная программа.
Advertisements

1 Нижегородский государственный университет им. Н.И.Лобачевского САМОСТОЯТЕЛЬНО УСТАНАВЛИВАЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ ННГУ В.П. Гергель, О.А.Кузенков.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года.
1 Формирование основных образовательных программ по направлению «Менеджмент» Кабанова Татьяна Александровна кандидат хим. наук, доцент Государственный.
Технология государственной аккредитации образовательной деятельности Ефимова Елена Михайловна Ефимова Елена Михайловна.
Разработка и внедрение модульного обучения в рамках реализации инновационной образовательной программы Санкт-Петербург 2008 г. Российский государственный.
Гампель В.Н. – главный специалист отдела контроля качества образования Кузбассобрназора Государственная Служба по надзору и контролю в сфере образования.
Содержание аккредитационной экспертизы. Основополагающие документы ПОЛОЖЕНИЕ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И НАУЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ.
Консультация для преподавателей Муниципальное образовательное учреждение высшего профессионального образования Южно-Уральский профессиональный.
1 Учебно-методическое объединение ВУЗов Российской Федерации по образованию в области горного дела. Профессор Петров В.Л. Апрель 2012 Особенности разработки.
Основные образовательные программы Рекомендации по формированию.
Дырышева Ирина Геннадьевна главный государственный инспектор Службы по контролю и надзору в сфере образования Калининградской области 28 августа 2013 года.
М одель аккредитационной экспертизы образовательных программ по направлениям подготовки: бакалавриат, магистратура М одель аккредитационной экспертизы.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации.
Научно-методическое обеспечение обновления структуры и содержания подготовки педагогических кадров Начальник Учебно-методического управления МПГУ Екатерина.
Содержание и структура раздела 6. Экспертиза материалов раздела 6 Р.У.Богданова, председатель научно-методического совета по развитию воспитательной деятельности.
ФГОС ВПО КАК НОРМАТИВНАЯ ОСНОВА ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ.
УМКД, рабочая программа дисциплины и ФОС. - Основная профессиональная образовательная программа высшего профессионального образования (ООП ВПО) – совокупность.
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования Приказ Министерства образования и науки.
О методическом обеспечении стандартов III поколения – ФГОС ВПО Гагулина Наталья Львовна начальник центра качества и НО УП.
Транксрипт:

О бразовательные стандарты Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского Е.В. Гугина, О.А. Кузенков

Федеральный закон « Об образовании в Российской Федерации» от года 273-ФЗ Образовательный стандарт – совокупность обязательных требований к высшему образованию по специальностям и направлениям подготовки, утверждённых образовательными организациями высшего образования, определёнными настоящим Федеральным законом или Указом Президента Российской Федерации. (п.7,ст.2)

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от года 273-ФЗ Московский государственный имени М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет, образовательные организации высшего образования, в отношении которых установлена категория «федеральный университет» или «национальный исследовательский» университет, а также федеральные государственные образовательные организации высшего образования, перечень которых утверждается указом Президента РФ, вправе разрабатывать и утверждать самостоятельно образовательные стандарты по всем уровням высшего образования (п.10,ст.11)

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от года 273-ФЗ Организации высшего образования, имеющие в соответствии с настоящим ФЗ право самостоятельно разрабатывать и утверждать образовательные стандарты, разрабатывают соответствующие образовательные программы высшего образования на основе таких образовательных стандартов (п.8,ст.12)

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от года 273-ФЗ Требования к условиям реализации и результатам освоения образовательных программ высшего образования, включённые в такие образовательные стандарты, не могут быть ниже соответствующих требований ФГОС.

Необходимость разработки СУОС Потребности рынка труда региона Возможности кадрового потенциала ННГУ Возможности материально-технической базы ННГУ Традиции научно-образовательных школ ННГУ Потребности международной интеграции

Принципы «подходов» к разработке СУОС ННГУ За основу взят ФГОС по соответствующему направлению с сохранением структуры Профессиональные международные и отечественные стандарты Методические рекомендации Национального фонда подготовки кадров Методические рекомендации Ассоциации классических университетов России (МГУ, СПбГУ и др.)

Принципиальные отличия СУОС ННГУ Сформулированы цели и задачи СУОС, направленные на удовлетворение потребностей работодателей региона и на учёт особенностей региональной промышленности: Цель СУОС состоит в создании в ННГУ конкурентоспособной системы высшего (профессионального) образования в соответствующей области, способной оказать существенное влияние на инновационное развитие Нижегородского региона с учётом его стратегических интересов, перспективных международных тенденций и культурно-образовательных традиций России.

Задачи СУОС ННГУ СУОС и соответствующие ООП ННГУ призваны обеспечить: -Возможность максимального учёта потенциальных запросов работодателей региона, взаимодействие с которыми может осуществляться в рамках создаваемых базовых кафедр и лабораторий в соответствии с договорами. - Возможность интеграции образования, науки и производства Нижегородского региона - Возможность интеграции вуза в единое европейское образовательное пространство -Повышение качества образования путём расширения и углубления требований к результатам обучения, кадровому и материально-техническому обеспечению учебного процесса - Повышение социальной роли образования, реализацию студентоцентрического принципа его организации путём формирования социо-культурной среды вуза, активного использования ДОТ, повышения роли самостоятельной работы студента.

Принципы формирования образовательных стандартов Компетентностный подход Кредитно-модульная система Студентоцентрическое обучение

Компетентностный подход Компетенция – динамическая комбинация характеристик, относящихся к знанию и его применению, навыкам, способностям, ценностям и личностным качествам, описывающая результаты обучения по образовательной программе, т.е. то, что необходимо выпускнику вуза для эффективной профессиональной деятельности, социальной активности и личностного развития, которые он обязан освоить и продемонстрировать.

Кредитно-модульная система Зачётная единица трудоёмкости (з.е.т., кредит) – унифицированная единица измерения трудоёмкости основной образовательной программы, учитывающая все виды деятельности обучающегося, предусмотренные учебным планом: аудиторную и самостоятельную работу, стажировки, практики, текущую и промежуточную аттестацию и т.п.; трудоёмкость одной з.е.т. Устанавливается равной 36 академическим часам. Модуль – это относительно самостоятельная часть образовательной программы, отвечающая за формирование определённой компетенции или группы родственных компетенций, включающая в себя логически завершённую часть учебного материала, целевую программу действий и методическое руководство, обеспечивающие достижение поставленных целей. Модуль может содержать часть учебной дисциплины, одну или несколько родственных (преемственных) дисциплин или частей таких дисциплин

Студентоцентрическое обучение Студентоцентрическое обучение – смещение акцентов в образовательном процессе с преподавания (как основной роли ППС в «трансляции» знаний) на учение (как активную образовательную деятельность студента) Повышение образовательной активности студентов, усиление их ответственности, предоставление права формирования индивидуальной образовательной траектории Повышение роли активных и интерактивных форм обучения, самостоятельной работы студентов, практик в процессе обучения Обеспечение академической мобильности

Структура СУОС В основу СУОС ННГУ положен соответствующий ФГОС. При этом полностью сохранена структура ФГОС: I. Область применения II. Используемые сокращения III. Характеристика направления подготовки IV. Характеристика профессиональной деятельности (область, сфера, объекты, виды профессиональной деятельности, задачи профессиональной деятельности) V. Требования к результатам освоения ООП (общекультурные компетенции; профессиональные компетенции) VI. Требования к структуре ООП (учебные циклы и разделы) VII. Требования к условиям реализации ООП (условия разработки ООП, права и обязанности обучающихся, проведение практик, обеспеченность научно-педагогическими кадрами, обеспеченность учебно-методической литературой, финансирование реализации ООП, обеспеченность материально-технической базы) VIII. Оценка качества освоения ООП

Характеристика деятельности При определении характеристики профессиональной деятельности используется подход, рекомендованный в Аналитической записке А.А. Шехонина «Необходимо минимизировать число компетенций, т.к.многочисленные ряды компетенций затрудняют их диагностику посредством результатов образования и увеличивают риск несбалансированности «содержание образования – оценивание» компетенций/результатов» с точки зрения важности последних и уровней их освоения» В целом реализуется подход обобщения и укрупнения общих определений и требований и в то же время расширение и глубокая детализация их с учётом конкретных условий применения стандарта. Список компетенций свёртывается в обобщающие группы. В каждой группе собрано 4 – 5 компетенций.

Общекультурные компетенции Минобрнауки РФ организует выработку единого комплекса общекультурных компетенций, которые должны появиться в новой редакции ФГОС.

Профессиональные компетенции Способность понимать, применять и развивать фундаментальные знания в профессиональной области, что отражает традиции классического российского высшего образования

Система оценок Дается иная система оценок текущей и промежуточной успеваемости в соответствии с опытом ННГУ и степенью сформированности компетенций. «Превосходно» - свободное владение основным и дополнительным материалом без ошибок и погрешностей, способность решения нестандартных задач; освоение всех компетенций в части, относящейся к данной дисциплине, осуществлено комплексно, выше обязательных требований. «Отлично» – свободное владение основным материалом без ошибок и погрешностей; все компетенции в части, относящейся к данной дисциплине, освоены полностью на высоком уровне; «Очень хорошо» – достаточное владение основным материалом с незначительными погрешностями, способность решения стандартных задач; уровень сформированности компетенций в части, относящейся к данной дисциплине – достаточный для достижения целей обучения;

Система оценок «Хорошо» – владение основным материалом с рядом заметных погрешностей; компетенции в части, относящейся к данной дисциплине, в целом освоены; «Удовлетворительно» – владение минимальным материалом, необходимым по данному предмету, с рядом ошибок, способность решения основных задач; уровень сформированности компетенций в части, относящейся к данной дисциплине – минимально необходимый для достижения основных целей обучения; «Неудовлетворительно» – владение материалом недостаточно, необходима дополнительная подготовка; уровень сформированности компетенций в части, относящейся к данной дисциплине – недостаточный для достижения основных целей обучения; «Плохо» – полное отсутствие владения материалом; соответствующие компетенции в части, относящейся к данной дисциплине, не освоены.

Область деятельности Изменяется определение области профессиональной деятельности по сравнению с ФГОС. Сначала приводится обобщающая характеристика области профессиональной деятельности, которая допускает появление новых направлений деятельности и изменение существующих. Затем перечисляются основные направления профессиональной деятельности, которые обобщают и укрупняют направления, приведённые в ФГОС.

Трудоёмкость циклов. Изменяется трудоёмкость отдельных циклов: Увеличивается трудоёмкость профессионального цикла (в соответствии с потребностями рынка труда).

Безопасность жизнедеятельности В базовую часть гуманитарного, социального и экономического цикла бакалавров перенесена из профессионального цикла как обязательная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» Базовая часть ГСЭ цикла: История, философия, иностранный язык, безопасность жизнедеятельности

Реализация ООП на иностранном языке Закрепляется возможность реализации на иностранном языке ООП или программ отдельных дисциплин. Реализация ООП (или её составляющих) может осуществляться на иностранном языке. Соответствующие программы и учебно-методические материалы разрабатываются на русском и (или) на языке обучения и утверждаются в порядке, установленном в университете.

Модульное построение учебного плана Учебный план может иметь модульную структуру. Модуль – 5 з.е.т. Объём учебной нагрузки обучающегося не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению ООП.,т.е.9 академических часов в день. 32 акад.часа – объём аудиторных занятий в неделю=3/5 общего времени, т.е. 3 з.е.т. – это аудиторная работа и 2 з.е.т. – это самостоятельная работа, входящая в модуль. Промежуточная аттестация (экзамены, зачёты) – 4 дня в сессию по 9 акад.часов = 1 з.е.т (относится к аудиторной работе – ¼ и самостоятельной работе – 3/4). За семестр (18 недель) 2 акад.часа×18=36 акад.час.=1 з.е.т. В семестре 5- 6 модулей (с учётом практик и физической культуры). На 1 модуль – 1 день в неделю.

Структура модуля Аудитор ная работа 1 з.е.т. Аудитор ная работа 1 з.е.т. Самосто ятельная работа 1 з.е.т. Самосто ятельная работа 1 з.е.т. Промежу точная аттестац ия 1 з.е.т.

Руководитель ООП Вводится определение руководителя ООП и его функций. По каждой ООП решением учёного совета факультета утверждается руководитель ООП – штатный научно- педагогический работник вуза, осуществляющий руководство разработкой структуры и содержания, а также реализацией основной образовательной програиммы.

Социально-воспитательный компонент Определяются пути совершенствования социально- воспитательного компонента учебного процесса Вуз способствует совершенствованию социально- воспитательного компонента учебного процесса посредством: развития студенческого самоуправления; Обеспечения студентов со стороны ППС кураторами групп (на младших курсах) и индивидуальным научным руководством (начиная с третьего курса); Обеспечения возможности критического оценивания студентами содержания, организации и качества учебного процесса в целом и в рамках работы отдельных преподавателей; Обеспечения возможности участия обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ.

Внеаудиторная работа Определяются формы внеаудиторной работы студентов, закрепляется требование обязательного контроля со стороны преподавателя Внеаудиторная работа обучающихся может быть реализована в следующих формах: выполнение домашних заданий по дисциплине, выполнение курсовых работ, составление обзора литературы по определённой тематике, подготовка реферата, доклада, подготовка к промежуточному и итоговому контролю знаний, участие в научно- исследовательских проектах, в работе научных семинаров и конференций.

Внеаудиторная работа Внеаудиторная работа обучающихся должна контролироваться преподавателем или научным руководителем. Контроль может осуществляться как во время аудиторных занятий, так и во время внеаудиторной работы, в т.ч. С использованием дистанционных образовательных технологий (ДОТ). Внеаудиторная работа обучающихся должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на её выполнение.

Дистанционные образовательные технологии Предусматривается активное использование дистанционных образовательных технологий Приводятся требования к профессорско- преподавательскому составу, допускаемому к ведению ДОТ Приводятся требования к материально- технической базе, допускающей применение ДОТ

Повышение требований Повышаются требования к профессорско- преподавательскому составу Повышаются требования к материально-технической базе вуза для реализации ООП Предусматривается обязательный государственный экзамен (дисциплинарный или междисциплинарный) наряду с защитой выпускной квалификационной работы Итоговая государственная аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы и государственный экзамен (дисциплинарный или междисциплинарный)

Разработанные ННГУ СУОС Год ШифрУровень образования Название СУОС (образовательной программы) бакалавр Фундаментальная информатика и информационные технологии магистр Фундаментальная информатика и информационные технологии бакалавр Туризм бакалавр Прикладная информатика бакалавр Социальная работа бакалавр Электроника и наноэлектроника бакалавр Нанотехнологии и микросистемная техника магистр Прикладная информатика бакалавр Механика и математическое моделирование бакалавр Биология бакалавр Журналистика бакалавр Менеджмент

Факультеты- разработчики СУОС Факультет Наименование БФБиология РФФФИИТ ФЗФЭлектроника и наноэлектроника Нанотехнология и микросистемная техника – ММФМеханика и математическое моделирование – ВМКФИИТ ФИИТ Прикладная информатика – Прикладная информатика – ФФЖурналистика – ФСНСоциальная работа – ФМО - ИМОМИТуризм – ФУП - ИЭПМенеджмент –

Порядок введения в действие СУОС ННГУ В сентябре 2011 года приказом ректора утверждён Порядок введения в действие СУОС ННГУ, определяющий правила введения в действие таких стандартов, а также возможность внесения изменений в них. СУОС утверждается приказом ректора после прохождения внешней экспертизы работодателей, общественно-профессиональных объединений, ведущих вузов. Внесение изменений (дополнений) в стандарт производится по инициативе факультета- разработчика стандарта комиссией, созданной из представителей этого факультета, и утверждается также приказом ректора

Спасибо за внимание!