« Мы действительно работаем по стандарту второго поколения? » « Как это понять и оценить? » « Если да, то насколько успешно осуществляется данная деятельность?

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 1 Федеральные государственные образовательные стандарты Приказ Минобрнауки России от «Об утверждении и введении в действие ФГОС основного.
Advertisements

1 1 Федеральные государственные образовательные стандарты Приказ Минобрнауки России от «Об утверждении и введении в действие ФГОС основного.
Признак 4. Организация внеурочной деятельности осуществляется в рамках основной образовательной программой.
Общие подходы к проектированию ООП Семинар директоров ОУ города Чебоксары 18 апреля 2012 года.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования Абрамова Татьяна Владимировна, начальник управления общего и специального.
Основная образовательная программа основного Основная образовательная программа основного общего образования общеобразовательного учреждения.
Составитель: Е.М. Белорукова, к.п.н., доцент АКИПКРО В презентации использованы материалы Н.Г. Калашниковой, д.п.н., профессора А.М. Соломатина, к.п.н.,
ВСЕМУ НАЙДЕТСЯ МЕСТО…. Издательская серия «Руководителю и методисту: Введение ФГОС»
Основная образовательная программа начального общего образования как механизм реализации требований ФГОС НОО Черемисина В. Г., к.п.н., заведующая кафедрой.
Основная образовательная программа основного общего образования.
Введение федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской.
ФГОС :базовые признаки эффективного внедрения. ? Мы действительно работаем по стандарту второго поколения? ? Как это понять и оценить? ? Если да, то насколько.
« Мы действительно работаем по стандарту второго поколения? » « Как это понять и оценить? » « Если да, то насколько успешно осуществляется данная деятельность?
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Об отдельных аспектах введения ФГОС НОО. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее – Стандарт) представляет.
Основные образовательные программы начального и основного Основные образовательные программы начального и основного общего образования.
Введение в образовательные учреждения федеральных государственных образовательных стандартов.
Основные образовательные программы основного Основные образовательные программы основного общего образования.
Основная образовательная программа начального и основного общего образования.
ГОТОВНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ К ВВЕДЕНИЮ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ АРЕСТОВА Г.А
Транксрипт:

« Мы действительно работаем по стандарту второго поколения? » « Как это понять и оценить? » « Если да, то насколько успешно осуществляется данная деятельность? » « На что необходимо обратить внимание, управляя введением ФГОС основного общего образования? »

Нормативные документы: приказ Минобрнауки России от г. 655 «Об утверждении и введении в действие ФГТ к структуре ООП дошкольного образования» приказ Минобнауки России от г. 373 « Об утверждении и введении в действие ФГОС НОО» приказ Минобнауки России от «Об утверждении и введении в действие ФГОС ООО»

Введение ФГОС по мере готовности Учебный год Классы, переходящие на ФГОС 2010/ / / / / / / / / / / / Распоряжение Правительства РФ от р «О плане действий по модернизации общего образования на 2011/15 годы» Обязательное ведение ФГОС Продолжение обучения по ФГОС, введенного по мере готовности

Статья 32. Компетенция и ответственность образовательного учреждения 2. К компетенции образовательного учреждения относятся: 6) разработка и утверждение образовательных программ и учебных планов 7) разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)

Статья 55. Права работников образовательных учреждений 4. Педагогические работники имеют право на свободу выбора и использования учебников в соответствии с образовательной программой, утвержденной образовательным учреждением. Выбор учебников и учебных пособий осуществляется в соответствии со списком учебников и учебных пособий, определенным образовательным учреждением.

п План (сетевой график) введения ФГОС с учетом региональных и муниципальных документов Направления ЗадачиСроки реализации Ответственные Нормативно- правовое Финансово- экономическое Кадровое Информационное Материально- техническое

1.2. Разработана и внедряется ООП НОО и ООО 1. Документ разработан в соотношении 80/20 - для начальной школы; 70/30 - для основной школы. 2. Внутренняя структура и содержание разделов ООП соответствуют требованиям ФГОС 3. Действует механизм уточнения (дополнения) ООП 4. Основная образовательная программа является работающим, « живым » документом. Срок действия или срок освоения?

Новое в ФГОС ООО: Стандарт должен быть положен в основу деятельности: - разработчиков ООП ООО; - руководителей ОУ, их заместителей, отвечающих за качество реализации ООП ООО; - разработчиков примерных ООП ООО; - сотрудников учреждений основного и дополнительного проф. пед. образования, методических структур; - авторов учебной литературы; - руководителей и специалистов органов исполнительной власти и местного самоуправления

При разработке программы используются следующие документы: - ФГОС НОО и ООО - Примерная ООП НОО и ООО - Программа развития образовательного учреждения, Устав, Типовое положение - Учебно-методический комплект (система учебников, завершенных предметных линий) - региональные (муниципальные) программы развития системы образования

Пример соотношения 80/20 (70/30) Проектирование пояснительной записки Структурные компоненты пояснительной записки Используемые документы (материалы) Итоговы й вариант ФГОС Примерн ая основная образовательная программ а УМК (или СУ из УМК) Типовое положение, устав, программ а развития ОУ Особен- ности региона, муниципалитета Цели Задачи Принципы формирования документа

Проект приказа Минобрнауки России «О внесении изменений в ФГОС, утвержденный приказом Минобрнауки России от » ООП ООО должна содержать три раздела: Целевой Содержательный и организационный

Проект приказа Минобрнауки России «О внесении изменений в ФГОС» Целевой раздел: пояснительная записка планируемые результаты освоения обучающимися ООП НОО система оценки планируемых результатов освоения ООП НОО

Проект приказа Минобрнауки России «О внесении изменений в ФГОС» Содержательный раздел включает в себя программы: программа формирования УУД программы отдельных предметов, курсов и внеурочной деятельности программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни программа коррекционной работы

Проект приказа Минобрнауки России «О внесении изменений в ФГОС» Организационный раздел учебный план ООО план внеурочной деятельности система условий реализации ООП ООО. Учебный план и план внеурочной деятельности – основные организационные механизмы реализации ООП ООО.

Проект приказа Минобрнауки России «О внесении изменений в ФГОС» План внеурочной деятельности включает: Состав и структуру направлений (пять) Формы организации Объем внеурочной деятельности

Проект приказа Минобрнауки России «О внесении изменений в ФГОС» Система условий реализации ООП НОО: Кадровых Психолого-педагогических Финансовых Материально-технических Информационно-методических Сетевой график (дорожная карта) по формированию необходимой системы условий

1.3. С родителями школьников заключается договор о предоставлении общего образования форма договора о предоставлении общего образования утверждена договор заключается со всеми родителями школьников отношения между школой и родителями регулируются на основе заключенного договора. Примерная форма договора: standart.edu.ru в разделе «Рекомендации по организации введения ФГОС».

1.4. Внесены изменения в устав, приведены в соответствие с требованиями должностные инструкции В уставе это касается разделов: цели образовательного процесса основные характеристики образовательного процесса порядок управления образовательным учреждением права и обязанности участников образовательного процесса перечень видов локальных актов В должностных инструкциях разделы: перечень документов, которыми следует руководствоваться в своей деятельности документы, в проектировании которых педагог принимает участие разделы «Должен знать», «Права и ответственность»

1.5. Для организации внеурочной деятельности заключены (при необходимости) договоры о взаимодействии с УДО договоры разработаны и заключены в соответствии с действующими юридическими нормами; разработано другое необходимое нормативное обеспечение, связанное с внеурочной деятельностью (например, положение о «школе полного дня»); имеющиеся документы позволяют полноценно решать задачи реализации основных направлений внеурочной деятельности.

Приказ Минобрнауки России от г «При отсутствии возможности для внеурочной деятельности ОУ в рамках соответствующих государственных (муниципальных) заданий, формируемых учредителем, использует возможности УДО детей, организаций культуры и спорта.

1.7. Создан (при необходимости) Координационный совет, осуществляющий свою работу в соответствии с планом: оптимальный состав Совета; наличие плана работы Совета; существование и расширение связей по вопросам внедрения в образовательный процесс ФГОС ООО; действенность предлагаемых решений по введению ФГОС ООО и экспертных оценок.

3.1. Учебный план основной школы В учебный план входят обязательные предметные области и учебные предметы: - филология (русский и родной язык, литература (родная), иностранный язык, второй иностранный язык); - общественно-научные предметы (история России, всеобщая история, обществознание, география); - математика и информатика (математика, алгебра, геометрия, информатика); - основы духовно-нравственной культуры народов России; - естественно-научные предметы (физика, биология, химия); - искусство (изобразительное искусство, музыка); - технология (технология); - физическая культура и ОБЖ (физическая культура, ОБЖ).

2.3. Действует план внеурочной деятельности, соответствующий требованиям ФГОС -включает состав и структуру направлений (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное); - отражает формы организации (экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции); - реализует определенный объем внеурочной деятельности.

Программы внеурочной деятельности Формы организации внеурочной деятельности Состав и структура направлений внеурочной деятельности Рекомендуемый объём внеурочной деятельности обучающихся (часов в неделю) Спортивно- оздоровительное Духовно- нравственное Социальное Общеинтел лектуально е Общекульту рное Музей в твоем классе Кружок, клуб, факультатив 2 Расчетно- конструкторское бюро Факультатив 2 Изучение природы родного края Проектная деятельность 2 «Ключ и Заря» Научный клуб 2 «Мы и окружающий мир» Научный клуб 2 Итого реализуемых направлений и рекомендуемых часов План внеурочной деятельности (фрагмент)

Письмо Минобрнауки РФ от «О введении федеральных государственных образовательных стандартов общего образования». Вопрос 4: «Авторские программы учебных предметов, разработанные на основе примерных программ, могут рассматриваться как рабочие программы.

3.1. Реализация образовательных технологий на основе системно- деятельностного подхода Требования ФГОС к технологиям: обеспечивают воспитание и развитие личности на основе толерантности, диалога культур (диалога, взаимодействия); включают в себя ИКТ; обеспечивают развитие личности обучающегося на основе УУД (единая интрига, типовые задачи); учитывают индивидуальные особенности обучающихся (личностно-ориентированные разноуровневой дифференциации); обеспечивают преемственность дошкольного, начального и основного общего образования (игра, учение, общение); предусматривают использование проектной деятельности

4.1. Действуют модели организации внеурочной деятельности действует одна из указанных (или других) моделей организации внеурочной деятельности (письмо Минобрнауки России от базовая, дополнительного образования, «школы полного дня», оптимизационная, инновационно- образовательная) обеспечивается расширение возможностей внеурочной деятельности и повышение ее качества благодаря ресурсам УДО детей, культуры, физкультуры и спорта.

4.2. Разработан инструментарий изучения потребностей и интересов обучающихся и запросов родителей по внеурочной деятельности изучаются потребности родителей и детей во внеурочной деятельности; проводится мониторинг мнения о внеурочной деятельности среди педагогов, обучающихся и родительской общественности; реализуются ИКТ по вопросам организации внеурочной деятельности

4.4. С учетом требований ФГОС созданы и реализуются программы внеурочной деятельности используются программы внеурочной деятельности, разработанные авторским коллективом УМК (завершенных предметных линий, систем учебников) составленные педагогами программы внеурочной деятельности утверждены решением педагогического совета ОУ (НМС) для реализации программ ОУ укомплектовано необходимыми педагогическими кадрами.

Например: Программа духовно-нравственного развития и воспитания школьников В связи с тем, что ФГОС включает в себя требования к результатам освоения ООП, они должны распространяться и на данную программу как структурный компонент ООП.

Программа духовно-нравственного развития и воспитания школьников В связи с тем, что ФГОС включает в себя требования к соотношению частей ООП и их объему, а также к соотношению обязательной части и вариативной части, эти требования распространяются и на Программу развития и воспитания (80/20 или 70/30).

Программа духовно-нравственного развития и воспитания школьников В связи с тем, что нормативный срок освоения основной ООП начального общего образования составляет четыре года, Программа воспитания для конкретного ребенка (класса, параллели) действует 4 года.

Программа духовно-нравственного развития и воспитания школьников В соответствии с ФГОС, Программа воспитания реализуется в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества.

Программа воспитания и социализации обучающихся 5-9 класс: 1) цель и задачи, описание ценностных ориентиров, лежащих в ее основе; 2) направления деятельности по духовно-нравственному развитию, профориентации, здровьесберегающей деятельности и формированию экологической культуры; 3) содержание, виды деятельности и формы занятий по каждому из направлений; 4) формы профессиональной ориентации обучающихся; 5) этапы организации работы в системе социального воспитания; 6) основные формы педагогической поддержки социализации обучающихся; 7) модели организации работы по формированию ЗОЖ 8) описание деятельности в области экологического здоровьесберегающего образования; 9) систему поощрения социальной успешности и активной жизненной позиции; 10) критерии, показатели эффективности деятельности ОУ в части духовно- нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся; 11) методику и инструментарий мониторинга духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся; 12) планируемые результаты. 1) цель и задачи, описание ценностных ориентиров, лежащих в ее основе; 2) направления деятельности по духовно-нравственному развитию, профориентации, здровьесберегающей деятельности и формированию экологической культуры; 3) содержание, виды деятельности и формы занятий по каждому из направлений; 4) формы профессиональной ориентации обучающихся; 5) этапы организации работы в системе социального воспитания; 6) основные формы педагогической поддержки социализации обучающихся; 7) модели организации работы по формированию ЗОЖ 8) описание деятельности в области экологического здоровьесберегающего образования; 9) систему поощрения социальной успешности и активной жизненной позиции; 10) критерии, показатели эффективности деятельности ОУ в части духовно- нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся; 11) методику и инструментарий мониторинга духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся; 12) планируемые результаты.

Программа воспитания и социализации обучающихся Направления деятельности в рамках Программы: Духовно-нравственное профориентация здровьесберегающая деятельность формирование экологической культуры Направления деятельности в рамках Программы: Духовно-нравственное профориентация здровьесберегающая деятельность формирование экологической культуры

5.2. Оценивается эффективность программ, при необходимости проводится коррекция содержания и организационных форм промежуточные результаты реализации программ обсуждаются на совещаниях при директоре, педагогических советах, на заседаниях органов государственно-общественного управления; при необходимости проводится коррекция содержания и организационных форм

Проектирование системы оценки достижения планируемых результатов: - личностные результаты (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация) не подлежат итоговой оценке; - объект оценки метапредметных результатов регулятивные, познавательные, коммуникативные УУД (оценка умения учиться); - оценка предметных результатов происходит по отдельным предметам

Проектирование системы оценки достижения планируемых результатов: Письмо Министерства образования Российской Федерации от 19 ноября 1998 г. 1561/14-15 «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе»

8.1. При подготовке к аттестации используются результаты деятельности педагогов с учетом квалификационной характеристики: -Подготовка мотивированного, объективного и всестороннего представления работодателя (при обязательной аттестации) -Подготовка заявления педагога (при аттестации на 1 и высшую квалификационные категории) -Подготовка к письменным испытаниям

8.2. Повышение квалификации связано с вопросами ФГОС, реализации ООП Уровень квалификации педагогических и иных работников ОУ соответствует новым квалификационным характеристикам и должностным инструкциям Непрерывное профессиональное развитие педагогических работников ОУ (освоение профессиональных программ в объеме не менее 72 ч, не реже чем каждые пять лет) План-график повышения квалификации работников ОУ, план научно-методических семинаров – в связи с введением стандарта второго поколения Условия для методической поддержки, получения оперативных консультаций, использования инновационного опыта других ОУ

9.1. Тематика методической работы определена на основе основных задач ФГОС НОО 9.2. План-график методической работы включает в себя семинары, консультации, открытые уроки (внеклассные мероприятия) по проблемам ФГОС 9.3. Реализуется сетевое взаимодействие в рамках методическое работы по вопросам введения ФГОС

Возможности профессионального развития учителей «Перспективной начальной школы» прохождение курсов повышения квалификации участие в работе информационно- консультационных центров распространение эффективного педагогического опыта участие в работе проектировочных команд размещение практических разработок на сайте издательства разработка методических материалов в рамках проекта «Перспективная начальная школа»

10.1. В системе управления действуют соответствующие структуры управления (координационный совет, управляющий совет, попечительский совет, совет образовательного учреждения), обсуждающие вопросы введения ФГОС Проводятся публичные отчеты, включающие в себя тематику ФГОС

«О подготовке публичных докладов» Письмо Минобрнауки России от 28 октября 2010 года Общие рекомендации по подготовке публичных докладов региональных (муниципальных) органов управления образованием и образовательных учреждений

10.2. Для управления используются информационные ресурсы, позволяющие рассматривать (обсуждать) основные вопросы введения ФГОС Участники образовательного процесса и общественность в течение года получают полную информацию по ключевым позициям введения ФГОС НОО

Размещение на сайте ОУ Образовательной программы с целью ознакомления родительской общественности с особенностями реализации ФГОС НОО. Другие ресурсы: - выпуск школьных газет с отдельной рубрикой, посвященной новому стандарту; - проведение выставок, презентаций, участие в других открытых мероприятиях; - оформление информационных стендов о реализации основных образовательных программ и т.д.

Спасибо за внимание