Принципы формирования учебного плана и программы внеурочной деятельности учащихся 8-11-х классов Ольга Николаевна Новикова, начальник отдела развития образовательных.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Школа для старшеклассников как инновационная образовательная технология Новикова Ольга Николаевна, и.о. начальника отдела развития образовательных систем.
Advertisements

«Тьюторское сопровождение обучения старшеклассников по индивидуальным образовательным траекториям» Ольга Николаевна Новикова, начальник отдела развития.
Организация профильного обучения по индивидуальным учебным планам (ИУП) Зам. директора по УВР С.В.Голикова.
Фоменко И.А., начальник отдела информационно-аналитического обеспечения процедур лицензирования и государственной аккредитации ЦКО ГОУ ВПО Академия социального.
Условия обучения на КПК Ольга Николаевна Новикова, начальник отдела развития образовательных систем Института развития образования Пермского края, доцент,
Принципы учебной деятельности при обучении по ИОТ.
ФГОС: особенности реализации внеурочной деятельности (выступление в рамках семинара)
Основная образовательная программа основного общего образования.
Орехово - Зуевский муниципальный район МБОУ « Ликино - Дулевская гимназия » « Преемственность начального и основного общего образования в условиях реализации.
ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ К ПРИНЯТИЮ РЕШЕНИЯ О ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ.
Организационно-содержательные основы внеурочной деятельности в общеобразовательном учреждении МАОУ «СОШ 13» Семинар «ФГОС основного образования» Сентябрь.
Как составить элективный курс Методические рекомендации.
Индивидуализация – ответственный шаг в программе действий инновационной школы Индивидуализация - это создание условий в образовании для построения учащимся.
РЕАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕПЦИИ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ на старшей ступени образования на территории Самарской области.
Основная образовательная программа основного общего образования Л.И. Воронцова, зав. отделом сопровождения профессионального образования ОГБОУ ДПО «Костромской.
Единый информационно-методический день ГАОУ ДПО СО «Институт развития образования» «Введение ФГОС основного общего образования: педагогические и управленческие.
Основная образовательная программа основного Основная образовательная программа основного общего образования общеобразовательного учреждения.
Индивидуализация образования: основные положения и подходы Новикова Ольга Николаевна, Начальник отдела РОС ГБОУ ДПО ЦРО ПК, К.филос.н.
« Особенности реализации индивидуальных учебных планов в условиях МБОУ Гимназия 6 города Междуреченска »
Тема Структурные компоненты основной образовательной программы (начального, основного, среднего (полного) общего образования). Губанова Е.В., к.п.н., доцент.
Транксрипт:

Принципы формирования учебного плана и программы внеурочной деятельности учащихся 8-11-х классов Ольга Николаевна Новикова, начальник отдела развития образовательных систем ГБУ ДПО «Институт развития образования Пермского края», доцент, к.филос.н.

Принципиальная разница старых и новых стандартов Старые: учебная и воспитательная работа: учат на уроках, воспитывают на мероприятиях воспитательная деятельность= внеурочная деятельность Обучение классами Новые: единый образовательный процесс: обучение и воспитание реализуются во всех образовательных программах внеурочная деятельность – организованная часть образовательного процесса Обучение по ИОТ

Трактовки внеурочной деятельности 1. Образовательная деятельность, осуществляемая не в форме урока; 2. Образовательная деятельность, осуществляемая за рамками учебного плана, но связанная с ним.

Требования к оформлению внеурочной деятельности Ключевое слово – образовательная, т.е.: Формирует образовательные результаты (личностные, метапредметные, предметные); Имеет механизмы оценивания образовательных результатов; Имеет фиксированное содержание, длительность, место в образовательном процессе. Это значит: осуществляется согласно утвержденным образовательным программам; Программы являются частью какого-либо направления (системы) образовательного процесса.

Учебный план как оформление образовательного процесса Федеральный компонент: Обязательные предметы Предметы по выбору: 1. Учащийся может выбрать базовый или профильный уровень изучения обязательных предметов. 2. Остальные предметы учащийся может выбрать на базовом, профильном уровне или не выбрать вообще. ФК должен составлять не более часов в неделю.

Специфика ФК при формировании ИУП ФК в ИУП: это выбранные учащимися наборы предметов и уровни их изучения. Идеальный показатель: Школа предлагает на базовом и на профильном уровне все предметы; Реально выбраны учащимися не менее 80% предметов. Фактическое количество учебных планов более 7.

Компонент по выбору субъектов образовательной деятельности (вариативный компонент) Должен составлять не менее 4-х часов в неделю. Должен включать в себя различные виды учебной образовательной деятельности: Спецкурсы; Дополнительные учебные предметы; Учебные практики; Предметы предпрофессиональной и\или профессиональной подготовки, Краткосрочные курсы. По возможности в УП либо во внеурочной деятельности: Проектно-исследовательская работа (согласно учебным программам); Социальные практики; Профессиональные пробы и практики; Тьюторское сопровождение; Детско-взрослые объединения (кружки, клубы); Спортивные секции.

Специфика вариативного компонента во ФГОС Учащимся предлагается не один какой-либо вид деятельности (факультативы, элективные курсы), а несколько. Каждый учащийся не обязательно должен выбрать все виды образовательной деятельности. Он может выбрать все или какие- либо из предложенных. В идеале учащиеся должны иметь возможность выбирать между различными программами в каждом виде деятельности. Можно уже попробовать включать в учебный план «индивидуальный проект». При оформлении учебного плана указываются виды деятельности, а в пояснительной записке даются перечни соответствующих образовательных программ.

Внеурочная деятельность – это, по существу, следующий - добровольный, основанный на личностных интересах и потребностях – компонент образовательного процесса. В идеале он завершает формирование индивидуальной образовательной траектории учащегося, расширяет и дополняет индивидуальный учебный план и/или индивидуальную образовательную программу.

Для школы Внеурочная деятельность – это не план мероприятий, а комплекс образовательных программ за рамками учебного плана. Для учащегося – это набор образовательных программ, составляющих его индивидуальную образовательную траекторию, предоставляемых как школой, так и другими образовательными учреждениями.

Образовательные программы внеурочной могут реализовываться в различных формах, в том числе включать в себя проведение и участие в образовательных мероприятиях. Например: программа профессиональной пробы. Она может включать в себя: занятия по выбору содержания пробы; защиту выбора; прохождение пробы; презентацию на школьном Фестивале профессий.

Программы учебного плана и внеурочной деятельности могут предоставляться школой как всему классу-комплекту, так и на выбор учащихся (по учебным группам и/или индивидуально). Основание для формирования набора программ: ресурсные возможности школы с учетом пожеланий учащихся. Каждый учащийся составляет свой набор видов образовательной деятельности (образовательных программ).

Основные направления внеурочной деятельности Профильное и профессиональное самоопределение Поддержка профильных интересов учащегося Развитие социально-культурных интересов и потребностей Гражданское воспитание Развитие творчества Формирование здорового образа жизни

Пример комплексного формирования образовательного процесса Профильное инженерно-техническое направление 1. ФК УП: расширенные или профильные математика, физика, химия (во выбору учащихся), не включены МХК, география, право, технология 2. ВК УП: спецкурсы по математике, физике, химии, расширяющие и углубляющие школьную программу – 1 час в неделю (10 кл.), 2 ч. (11 класс). доп. учебный предмет черчение – 1 час в неделю. инженерное проектирование – 2/1 ч. в неделю (10/11 кл); Краткосрочные курсы по желанию учащихся. 3. Внеурочная деятельность: Тьюторский час – 1 час в неделю; Профессиональная проба – 2 часа в неделю (10 кл.) Социальная практика (социальное проектирование, волонтерский труд) – 1 час (11 класс) Клубное объединение/спортивная секция – 2 ч. Очно-заочная школа – 1 ч.

Типичные недоработки УП и программ внеурочной деятельности Если какой-либо компонент образовательного процесса не поддержан другими компонентами, значит, он осуществляется неэффективно. Например: Есть профессиональные практики, нет тьюторского сопровождения. Есть практики только по какому-то одному профильному направлению, а по другим – нет. Набор курсов по выбору никак не связан с набором профильных направлений. Есть только один вид образовательной деятельности, других нет.