МОУ «СОШ50» П РОЕКТ П ОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ СРЕДНЕВЕКОВОЙ Р УСИ В ИЛЛЮСТРАЦИЯХ Руководитель: Сивоченко О.Л. учитель истории и обществознания Магнитогорск, 2014
АКТУАЛЬНОСТЬ Традиционное изучение истории в школе сводится к изучению череды событий, всеобщих схем и закономерностей развития человечества. Глобальные события заслоняют собой главное действующее лицо истории – человека, растворяя его в огромных безликих массах. Грохот пушек и победный клич солдат заглушают повседневные звуки «тихой» истории. В этом разрыве пропадает представление ученика о своей причастности к истории страны и народа. Экспедиции в повседневность позволяют максимально наполнить историю «человеческим содержанием», так как в центре внимания находятся не цари и не герои, а те, кто в основном остался безымянным. Человек предстает и действующим лицом, и творцом истории, активно производящим, воспроизводящим и изменяющим реалии прошлого и настоящего.
АКТУАЛЬНОСТЬ Важность проблемы: обращения к истории повседневности способствует осознанию юными школьниками того, что история творится нами самими. Это, во многом, является шагом к формированию гражданского самосознания.
ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА Учебный предмет: история Возраст: Продолжительность: долгосрочный Цель: подобрать серию иллюстраций, наглядно характеризующих повседневную жизнь средневековой Руси Задачи: 1) конкретизировать понятия «средневековье», «повседневность» 2) проанализировать доступную информацию по теме 3) подобрать серию иллюстраций 4) оформить результаты работы в мультимедийную презентацию
ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА Объект: иллюстрации повседневной жизни (среда обитания обычного человека, вещи «вокруг» и «для» него) Гипотеза: если будет успешно создана серия иллюстраций, то появится возможность наглядно реконструировать жизнь огромного количества «незамечательных людей» на уроках.
НОВИЗНА ПРОЕКТА Новизна проекта состоит в направленности его парадигмы – помочь ученице освоить основы проектной деятельности. Новизна проекта проявляется в заявленной теме исследования, так как на уроках истории акцент все же сделан на изучение событий, закономерностей развития человечества.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ПОЛЕЗНОСТЬ Серия иллюстраций «Повседневная жизнь средневековой Руси» может быть использована на уроках истории в 6-7 классах. Подобный проект решит проблему бедности иллюстративного ряда в учебниках, а также будет способствовать повышению интереса младших школьников не только к истории, но и к подобного рода проектной деятельности. Материал, представленный в презентации, может быть использован для проведения различного рода тематических викторин. Распечатав иллюстрации на бумажной основе, можно сформировать тематический альбом, что будет весомым вкладом в методическую копилку.
ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ Ученица 7 Б класса – Кирюшина Яна
РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОЕКТА Учитель истории и обществознания – Сивоченко Ольга Леонидовна
ТЕХНОЛОГИЯ РАЗРАБОТКИ ПРОЕКТА Подготовка к работе над проектом Выбор темы (проблемы) и формы работы Сбор и анализ информации Разработка собственного варианта решения проблемы Реализация плана действий Подготовка к защите проекта Презентация проекта Рефлексия
ПОДГОТОВКА К РАБОТЕ НАД ПРОЕКТОМ объявление учащимся об организации в школе проектной деятельности предложение принять участие в проектной деятельности в рамках предмета «История» проведение работы по повышению мотивации учащихся выявление учащихся, желающих заниматься проектной работой Главный момент этого этапа – ориентация ученицы на формирование личных компетенций путем работы над проектом. Итог I этапа: выбор юного исследователя
ВЫБОР ТЕМЫ ( ПРОБЛЕМЫ ) И ФОРМЫ РАБОТЫ Начало любого проекта – это тема. Если невозможно сразу определить тему, можно предложить ответить на следующие вопросы: Что тебе интересно больше всего? Что из изученного в школе хотелось бы узнать более глубоко? Главный момент этого этапа - соизмерение уровня возможностей ученицы с заявленной темой проекта и возможными вариантами раскрытия проблемы. Итог II этапа – выбор темы проекта, а также формы работы
СБОР И АНАЛИЗ ИНФОРМАЦИИ поиск необходимой информации по выбранной теме с использованием разнообразных источников, в том числе иллюстративного материала анализ полученной информации с последующей систематизацией в стройный план презентации материала Главный момент этого этапа – формирование у ученицы ясного понимания проблемы и варианта ее раскрытия. Итог III этапа – сбор иллюстративного материала, составление списка литературы и источников.
РАЗРАБОТКА СОБСТВЕННОГО ВАРИАНТА РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ 1. Конкретизация термина «повседневность» 2. Составление развернутого плана презентации материала 3. Оформление пояснительной записки: -актуальность -цели и задачи -гипотеза исследования Главный момент этого этапа –смена координирующей роли учителя на руководящую Итог IV этапа – разработка четкого плана действий
РЕАЛИЗАЦИЯ ПЛАНА ДЕЙСТВИЙ Систематизация иллюстративного материала по заявленным разделам Оформление продукта проектной деятельности в мультимедийную презентацию Итог V этапа – реализация проекта
ПОДГОТОВКА К ЗАЩИТЕ ПРОЕКТА Организация пробной защиты проекта Участие в защите проектов в рамках семинара МО Главный момент на этом этапе – выявление проблемных вопросов с их последующем решением Итог VI этапа – сценарий защиты проекта
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОЕКТА представление аудитории информации о важности проблемы, выявленной ученицей объяснение эффективности выбора пути решения проблемы демонстрация продукта проектной деятельности Итог VII этапа – защита проекта
РЕФЛЕКСИЯ Самоанализ проекта: -достигнута ли цель? -реализованы задачи? Определение возникавших трудностей и путей их решения Эмоциональная реакция Итог VIII этапа – анализ проделанной работы, выработка направлений деятельности по повышению эффективности работы над проектом
ПРОДУКТ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Серия иллюстраций «Повседневная жизнь средневековой Руси: -быт -труд -отдых».
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ