МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФГОС ООО УЧИТЕЛЬ ХИМИИ МАОУ «ГИМНАЗИЯ 1 ОКТЯБРЬСКОГО РАЙОНА Г. САРАТОВА»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Практическое занятие «Эвристическая образовательная модель как средство достижения метапредметных результатов».
Advertisements

Способы и приёмы формирования универсальных учебных действий в рамках учебного занятия начальной школы 1.
Формирование универсальных учебных действий на уроках «открытия» новых знаний по технологии деятельностного метода.
Самостоятельная работа семинар Технология деятельностного метода «Школа » (ТДМ) 1) Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
КЛАССИФИКАЦИЯ УРОКОВ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС. В условиях введения ФГОС выделяют 6 типов уроков: 1. Урок «открытия» нового знания; 2. Урок комплексного.
Поэтому в 5 классе мы должны научить: уметь работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную.
РЕАЛИЗАЦИЯ ФГОС НА ОСНОВЕ ДИДАКТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО МЕТОДА.
Формирование любого умения проходит через этапы: 1. Приобретение первичного опыта и мотивация. 2. Получение теоретических знаний о новом способе (алгоритме)
Коновалова Олеся Викторовна учитель начальных классов МБОУ «СОШ1» г.Николаевск-на-Амуре, 2012г.
Непрерывная подготовка учителя по формированию УУД учащихся на базе методической службы гимназии педсовет г.
Урок-это основная форма организации обучения с целью овладения учащимися изучаемого материала - Признаки традиционного урока: - Формирование ЗУН - Обеспечение.
Формирование регулятивных, личностных, коммуникативных и познавательных УУД на уроке ОНЗ в технологии деятельностного метода обучения.
Универсальные учебные действия. В соответствии с ФГОС в программе представлено четыре вида УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа 27» Муниципальный ресурсный центр «Модель и алгоритм деятельности ОУ в условиях реализации.
Системно – деятельностный подход – основа ФГОС нового поколения Селезнева В.И., руководитель ШМО учителей русского языка и литературы МБОУ СОШ 3 г. Рассказово.
«Новые стандарты образования: метапредметный подход». Конференция.
Если у вас есть яблоко и у меня есть яблоко, и если мы обменяемся яблоками, то у вас и у меня останется по одному яблоку. А если у вас есть идея и у меня.
Круглый стол «Системно-деятельностный подход как технологическая основа ФГОС»
Формирование универсальных учебных действий Районный семинар учителей, работающих по УМК «Перспективная начальная школа» Можайский район МОУ СОШ пос. Гидроузел.
Формирование Универсальных Учебных Действий. Универсальные учебные действия (УУД) УУД -умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию.
Транксрипт:

МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФГОС ООО УЧИТЕЛЬ ХИМИИ МАОУ «ГИМНАЗИЯ 1 ОКТЯБРЬСКОГО РАЙОНА Г. САРАТОВА» МЕЛЬНИКОВА ОЛЬГА НИКОЛАЕВНА 1 ноября 2012 г

Основные задачи программы: формирование информационно-технологической инфраструктуры системы образования; применение новых информационных и телекоммуникационных технологий в учебном процессе. Информатизация образования Федеральная целевая программа «Развитие единой образовательной информационной среды».

2005 год Проект «Информатизация системы образования» Информатизация школы - процесс обновления содержания, методов и организационных форм образовательной работы, вызванный необходимостью готовить подрастающее поколение к жизни в информационном обществе.

Цели информатизации образования: повышение качества обучения; совершенствование научно-методической работы; совершенствование управления образовательным процессом.

ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ Элементарные ЭОР текст, рисунок, график, таблица, анимационный объект, звуковой фрагмент

ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ Сочетают два и более элементарных ЭОР: текст + рисунок, рисунок + звуковой фрагмент Базовые ЭОР

ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ Информационный источник сложной структуры (ИИСС) построен в соответствии с логикой организации изучения раздела, темы, фрагмента темы, интегрирует элементарные и базовые ЭОР, элементы управления.

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ПОРТАЛЫ: Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов – fcior.edu.ru

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ПОРТАЛЫ: Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов –

ПОИСК ЭОР

Результаты поиска

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ИСТОЧНИК СЛОЖНОЙ СТРУКТУРЫ ФЦИОР

ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ практического типа ФЦИОР

ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ контролирующего типа ФЦИОР

Планирование к учебникам ЕКЦОР

ИННОВАЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ ЕКЦОР «Химия классы. Виртуальная лаборатория» «История научного эксперимента» Лента времени «Химия жизни» электронные издания журналов «Наука и жизнь»«Химия и жизнь» Энциклопедия «Кругосвет»

КОЛЛЕКЦИИ ЕКЦОР

АЛГОРИТМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭОР 1 2

3

АЛГОРИТМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭОР ИНФОРМАЦИОННОГО ТИПА 1 Прослушайте текст информационного модуля, озвученного определения. 2 Запишите определение в тетрадь. 3 4 Вновь прослушайте текст и осуществите самопроверку. Ответьте на вопросы (учителя/одноклассников) по теме информационного модуля, пользуясь изображением на экране. 5 Составьте опорный конспект по теме.

ЭОР и современные образовательные технологии ТРКМ

КАЧЕСТВО ЭОР КРИТЕРИИ: 1) содержание: а) научность - грамотное использование терминологического аппарата, отсутствие ошибочных трактовок в описании объектов, явлений; б) доступность - соответствие содержания ЭОР содержанию школьного курса химии, детерминированного ГОС; б) полнота охвата; в) построение содержания на основе межпредметных связей

КАЧЕСТВО ЭОР КРИТЕРИИ: 2) представление информации: а) мультимедийность - органичное сочетание компьютерной статистической и динамической графики, видеоинформации с текстовыми фрагментами; б) орфографическая грамотность текстов, используемых в ЭОР; в) логика и доступность изложения; г) наличие и качество тестовых заданий; д) проблемность изложения материала

КАЧЕСТВО ЭОР КРИТЕРИИ: 3) область применения: а) адресность; б) виды деятельности. 4) эргономичность: а) отсутствие информационных шумов; б) учет особенностей восприятия информации с экрана монитора (контрастность фона и шрифта, размер шрифта и т.д.).

КАЧЕСТВО ЭОР КРИТЕРИИ: 5) техническое сопровождение: а) удобный интерфейс; б) работа гиперссылок.

ЭОР и здоровье Требования Сан ПиН

Характеристика азота по положению в ПСХЭ Д.И. Менделеева

Инструктивная карта 1 1Составьте электронно-графические формулы: а) атома водорода; б) катиона водорода; в) атома азота. 2. Составьте схему образования молекулы водородного соединения азота. 3. На основании изменения окраски индикатора в водном растворе аммиака, предположите, соединение какого класса образуется в результате проведённой реакции. Составьте уравнение химической реакции между аммиаком и водой. 4. Установите причину появления в растворе гидроксид-ионов. 5. Определите, какой ещё ион образуется в растворе?

Видеофрагмент "Растворение аммиака в воде"

Инструктивная карта 2 1. Познакомьтесь текстовым фрагментом «Механизмы образования ковалентной связи» 2. Представьте прочитанную информацию в виде знаково-символической схемы. 3. Предложите своё название механизму образования катиона аммония. «Механизмы образования ковалентной связи» Атом азота имеет 5 электронов на внешнем энергетическом уровне, из них 2 спаренных электрона и 3 – неспаренных. Атом азота за счёт трёх неспаренных электронов образует ковалентную полярную связь с тремя атомами водорода в результате образования общих электронных пар по обменному механизму. Неподелённая электронная пара атома азота может участвовать в образовании четвёртой ковалентной связи. При этом атом азота выполняет роль донора двух неспаренных электронов. Катион водорода имеет свободную s-орбиталь, на которую он может принимать электронную пару азота, то есть выполнять роль акцептора. Указанный процесс происходит при образовании катиона аммония.

Донорно-акцепторный механизм образования связи Химические свойства аммиака

Инструктивная карта 3 1. Определите степень окисления атома азота в молекуле аммиака. 2. В какой роли может выступать аммиак в окислительно-восстановительных процессах? 3. Познакомьтесь с окислительно-восстановительными свойствами аммиака в ходе работы с информационным электронным образовательным ресурсом «Химические свойства аммиака»: а) Познакомьтесь с видеофрагментом «Горение аммиака» Запишите уравнение химической реакции горения аммиака, расставьте коэффициенты методом электронного баланса. б) Познакомьтесь с видеофрагментом «Каталитическое окисление аммиака» Запишите уравнение химической реакции каталитического окисления аммиака, расставьте коэффициенты методом электронного баланса. Химические свойства аммиака

Тренажёр "Химические свойства аммиака"

Д/з: Подготовиться к практической работе. Лабораторная работа "Получение аммиака, свойства аммиака", познакомиться с правилами безопасности при работе с аммиаком Лабораторная работа "Получение аммиака, свойства аммиака" Правила безопасной работы с аммиаком

Тема урока: Химические свойства аммиака. Тип урока: урок «открытия» нового знания. Цель: установить причинно-следственные связи между строением молекулы аммиака и его свойствами, расширить представления об основаниях на примере раствора аммиака, воспитание ответственного отношения к учебной деятельности.

Задачи: Образовательные: объяснить причины основных свойств водного раствора аммиака; изучить механизм образования донорно-акцепторной связи на примере образования иона аммония; определить окислительно-восстановительные свойства аммиака и объяснить их причину. Развивающие: развивать умение работать с электронными образовательными ресурсами разного типа, планировать решение проблемы и выстраивать цепочку действий, проводить аналогии. Воспитательные: совершенствовать навыки делового сотрудничества в процессе решения проблемы, работы в группе; формировать положительную мотивацию учебной деятельности.

Методы обучения: по источнику знаний (словесные, наглядные, практические), по характеру деятельности обучающихся (проблемное изложение, частично-поисковый). Приемы обучения: постановка проблемных вопросов, проведение эксперимента для получения нужной информации, работа с электронными образовательными ресурсами. Средства обучения: компьютер, проектор, электронные образовательные ресурсы, инструктивные карты.

Ожидаемые результаты Личностные: ответственное отношение к труду, целеустремлённость, умение управлять собственной познавательной деятельностью Метапредметные: применение основных методов познания (системно- информационного анализа), использование основных интеллектуальных операций (формулирование гипотез, анализ, синтез, сравнение, обобщение, выявление причинно-следственных связей). Предметные: Учащиеся должны знать: механизм образования ковалентной связи в молекуле аммиака и катионе аммония, химические свойства аммиака. Учащиеся должны уметь: давать определение понятию донорно- акцепторный механизм образования ковалентной связи, описывать простое вещество – азот и сложное вещество – аммиак, записывать уравнения химических реакций, характеризующие свойства аммиака, наблюдать и описывать демонстрируемые химические эксперименты, делать выводы и умозаключения из наблюдений, структурировать изученный материал, фиксировать его в рабочей тетради.

Перечень электронных образовательных ресурсов Название ресурса Тип, вид ресурса Форма предъявления информации Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР 1Характеристика азота по положению в Периодической системе элементов Д. И. Менделеева (N ) Контролирующий Интерактивное задание collection.edu.ru/dlrstore/bed08f98-8cff-11db- b c9a66/ch09_24_01. swf 2Растворение аммиака в воде (N 54475) Практическийвидеофрагмент collection.edu.ru/catalog/res/c739e753-ecdd- db99-7b9f-29c205abeb99/?interface=catalog 3Донорно-акцепторный механизм образования катиона аммония (N ) Информационный Анимация collection.edu.ru/catalog/res/bed08f9f-8cff- 11db-b c9a66/?from=d05469b0- 69bd-11db-bd c9c09&interface=catalog&class=51& subject=31 4Химические свойства аммиака ИнформационныйИнформационный модуль himicheskie-svoystva-ammiaka.html 5 Тренажёр « Химические свойства аммиака » Практический Интерактивное задание collection.edu.ru/catalog/res/bed08f9e-8cff- 11db-b c9a66/?from=d05469b0- 69bd-11db-bd c9c09&interface=catalog&class=51& subject=31

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность обучающихся Формирование УУД 1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Сообщает обучающимся о видах деятельности на уроке и возможных результатах этой деятельности: при активном включении в групповую и фронтальную работу вы сможете: 1. сформулировать тему урока; 2. достаточно хорошо разобраться в сложных вопросах новой темы; 3. помочь своим одноклассникам в преодолении трудностей; 4. ощутить успешность на разных этапах урока; 5. получить положительную отметку на уроке; 6. без проблем выполнить домашнюю работу; 7. продемонстрировать полученные знания в ходе выполнения практической работы на следующем уроке. Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности, планирование учебного сотрудничества. Личностные УУД: самоопределение; смыслообразование; внутренняя позиция обучающегося; учебно- познавательная мотивация; Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. Организация работы с ЭОР контролирующего типа. Характеристика азота по положению в ПСХЭ Д.И. Менделеева Сообщает, что на уроке будет рассматриваться водородное соединение азота. Для создания проблемной ситуации, ученикам предлагается вспомнить, что им известно о свойствах растворов водородных соединений неметаллов VI и VII групп Работа с электронным образовательным ресурсом (3 слайда) (3 капитана по одному от каждого ряда, фронтально работают с представителями своей команды при выполнении интерактивного задания на одном из 3-х слайдов, согласно жеребьёвке) Отвечают на вопросы. Личностные УУД: мотивационная основа учебной деятельности; смыслообразование. Регулятивные УУД: постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем; волевая саморегуляция. Познавательные УУД: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия; структурирование знаний; использование знаково- символических средств; построение речевого высказывания в устной и письменной форме; построение логической цепи рассуждений, постановка и формулирование проблемы. Коммуникативные УУД: достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации; формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций

3. Выявление места и причины затруднения. Предлагает сравнить окраску индикатора лакмуса в водных растворах водородных соединений хлора и азота. Побуждает к осознанию противоречия между имеющимися знаниями и наблюдаемыми результатам: Что удивило? Что предполагали увидеть? Задает проблемную ситуацию: почему растворы имеют разную среду, хотя оба образованны атомами неметаллов? В ходе демонстрационного опыта наблюдают разную окраску лакмуса. Обсуждают увиденные результаты. Высказывают предположения. (разное строение атомов хлора и азота). Личностные УУД: учебно- познавательный интерес; смыслообразование. Регулятивные УУД: волевая саморегуляция. Познавательные УУД: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия; подведение под понятие; использование знаково- символических средств; определение основной и второстепенной информации. Коммуникативные УУД: учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций; формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.

4. Построение и реализация проекта выхода из затруднения. Организация работы групп с инструктивной картой 1 Все ли задания вы смогли выполнить? В чем затруднения? Видеофрагмент "Растворение аммиака в воде" Проблема: За счет чего аммиак может вступать в реакции присоединения, если все неспаренные электроны использованы на связи с водородом? Организация работы групп с инструктивной картой 2 Организация проверки в ходе просмотра ЭОР, выполненные группами задания размещаются на магнитной доске. Донорно-акцепторный механизм образования связи Формулирует проблему: Существуют ли вещества, которые взаимодействуют с аммиаком подобно воде? Составьте уравнение реакции взаимодействия аммиака с соляной и серной кислотой. Организовать проверку по ЭОР Химические свойства аммиака Формулирует проблему: Почему в отличие от азота аммиак в окислительно-восстановительных процессах может быть только восстановителем? Организация работы групп с инструктивной картой 3. Химические свойства аммиака Организация проверки правильности выполнения заданий. Работа групп с инструктивной картой 1 Самопроверка. Работа групп с инструктивной картой 2, выполнение задания на листах А 2 фломастерами. Проверка с использованием ЭОР. Составляют уравнения реакций аммиака с соляной и серной кислотой. Самопроверка Личностные УУД: самоопределение; осознание ответственности за общее дело Регулятивные УУД: волевая саморегуляция; познавательная инициатива; планирование, прогнозирование. Познавательные УУД: познавательная инициатива, построение логической цепи рассуждений; использование знаково- символических средств; построение речевых высказываний; выбор наиболее эффективных способов решения задач; определение основной и второстепенной информации, установление причинно- следственных связей, доказательство; самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера. Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества; разрешение конфликтов; формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; понимание относительности мнений и подходов для решения проблем; адекватное использование речи для планирования и регуляции своей деятельности.

5. Первичное закрепление Организация работы с электронным образовательным ресурсом Тренажёр "Химические свойства аммиака" Индивидуальная работа в тетради с текстом задания ЭОР. Проверка результатов работы, самооценка. Личностные УУД: осознание ответственности за индивидуальную работу. Регулятивные УУД: волевая саморегуляция; контроль; коррекция. Познавательные УУД: подведение под понятие; использование знаково- символических средств; самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале. Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества в случае затруднений; адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач.

6. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Что нового вы узнали на уроке? Как бы вы сформулировали тему урока? Узнали, что водный раствор аммиака, в отличие от аналогичных растворов неметаллов VI и VII групп, проявляет основные свойства; – механизм образования донорно- акцепторной связи; – выяснили, что в ОВР аммиак может быть только восстановителем. – Тема урока Аммиак и его свойства формулируется учащимися в конце урока. Личностные УУД: самооценка на основе критерия успешности; адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности. Познавательные УУД: - контроль и оценка процесса и результатов деятельности; Коммуникативные УУД: - формулирование и аргументация своего мнения.