Лекция 9. Этносоциология и этнопсихология: ликбез Курс «Новые направления в социальной географии» Зубаревич Н.В.
Этническая идентичюность Этническая (социальная) идентичюность - чувство и знание человека о принадлежности к к определенной этнической (социальной) группе. На основании этого чувства человек ведет себя как представитель определенной общности (этнической, социальной)
Типы этнического самосознания этнический фанатизм - абсолютное доминирование этнических интересов, готовюность к любым жертвам, терроризм это доминирующая идентичюность - признание приоритета прав народа над правами человека, представление о превосходстве своего народа, особой миссии в истории, дискриминационные установки в отношении других этнических групп, желание не смешиваться. Этот тип близок к бытовому национализму, его представителей и называют националистами этноцентричная идентичюность - акцентированюность на значимости этничности, ее предпочтении. Предполагает замкнутость, неагрессивный изоляционизм, в том числе в виде брачной эндогамии. нормальная идентичюность - положительный образ своего народа, не переходящий в фаворитизм, толерантные установки к другим народам, нет отгораживания от мирового цивилизационного процесса. амбивалентная идентичюность - невыраженная или связанная с происхождением из смешанных семей. этноущемленная идентичюность - осознание низкого статуса своей этнической группы, стремление избежать демонстрации своей этничности, даже ее отрицание. этнонигилизм (космополитизм) - отказ от этнической идентификации как незначимой или даже вредной.
Кризис идентичности Нормальная этническая идентичюность у всех народов позитивна (радость и гордость). Отрицательная (кризис идентичности) - в период катаклизмов, жить в ней нельзя, саморазрушение. Три выхода из кризиса: - выход из неуважаемой группы и переход в другую, желание уехать из страны; - улучшить ситуацию, состояться в своем деле и заставить уважать себя и свой народ; - реконструировать прежнюю идентичюность, которая давала чувство уверенности и самоуважения (попытки вернуться в советскую эпоху, империю, активизация Победы и т.д.).
Опрос ФОМ Россияне хотят, чтобы Россию считали в мире: 48% - могучей, непобедимой, мощной мировой державой 22%- богатой и процветающей 6% - образованной, цивилизованной, культурной страной 4% - равной среди равных 3% - миролюбивой и дружелюбной по 1% - страной, где соблюдается закон, надежной и стабильной, демократической
О комплексах Подростковый комплекс неполноценности - никто не любит, так пусть хотя бы боятся. Следствия: инфантилизм и склонюность к патернализму, желание слушаться того, кто избавит от чувства неполноценности. Роль культуры, стереотипов, национального характера, этнокультурных взаимодействий и других факторов (социальных, политических)
Психология этнических взаимодействий Аффиляция - потребюность в психологической общности с группой Исследования Д. Кэмпбелла. Людям свойственно: считать происходящее в своей культуре естественным и правильным, в других – наоборот. рассматривать обычаи своей группы как универсальные (что хорошо для нас, хорошо и для других) считать нормы и ценности своей группы безусловно верными считать естественной помощь и кооперацию с членами своей группы гордиться своей группой
Психология этнических взаимодействий Этнокультурная или социально-культурная дистанция обусловлена различиями в культуре, религии, психологии (нормативно-ценностных ориентациях), образовании и социальном статусе разных этносов и национальных групп. Факторы: язык, религия, ценности, уровень жизни и др. Чем больше этнокультурные различия, тем больше негативизм оценки других. Толерантюность - благожелательная оценка. В многонациональных обществах основой толерантности является только уверенюность в своей собственной позитивной групповой идентификации (самоуважение). Сомнения в этом ведут к нетерпимости и шовинизму.
Психология этнических взаимодействий Неадекватюность межэтнического восприятия: расовые и этнические стереотипы, предрассудки, этнофобии, этноцентризм, шовинизм и прочие проявления этнического сознания. Постоянно дремлют в архетипическом сознании народов В кризисные времена начинают играть роль мотивов поведения Проявления неадекватности межэтнического восприятия работают как механизмы защиты этнического сознания
Психология этнических взаимодействий Законы социальной и этнопсихологии незыблемы как законы тяготения. Их невозможно оценивать в категориях плохо или хорошо, это надо запретить. Их надо учитывать в политической реальности. Уверенюность в выживании своей этнической группы - основа толерантности.
Типы культур, стереотипы и национальный характер Психологические измерения культур – эндометрия (Хофстеде): Дистанция власти: большая (услужливость, конформизм, преклонение) и малая (требование компетентности, равенство) Индивидуалистские – самореализация, личная идентичюность выше групповой, и коллективистские - забота других в обмен на преданюность группе. Еда гостю: у коллективиста лучшая, у индивидуалиста - только самым близким. Собственные или унаследованные дружбы. Решение конфликта в пользу старшего. Потребюность в четком статусе, некомфортюность соперничества. Распределение наград по принципу равенства, а не справедливости. Маскулинные (ценюность материальных вещей) и феминные (ценюность человека, воспитания).
Типы культур, стереотипы и национальный характер Психологические измерения культур – эндометрия (Хофстеде): Простые и сложные: понятие времени - линейюность или цикличюность, диффузные роли – неразделение человека и идеи, когда критика опасна, демонстрация хорошего отношения при оценке в душе как ничтожества. Открытые (терпимость к отклонению поведения от норм) и закрытые (поведение в соответствии с групповыми нормами, нарушение карается, важна предсказуемость и безопасюность) Отношение к неопределенности – избегание или готовюность действовать в условиях неясных правил) Долгосрочюность ориентации (на длительные цели)
Исследования по методике Хофстеде (Россия – Хофстеде, регионы – Латовы, Ядов): Восток или Запад???? Дистанция власти Индивиду- ализм Маскулин- юность Избегание неопределенности Долгосроч ная ориентация Россия 2001 (Хофстеде) н.д. Ставрополь Тула Тюмень Муром Волжск Москва
Индекс Р. Инглхарта Ценности: традиционные – рациональные Дистанция власти Ценюность самовыражения (шкала Маслоу) Индивидуализм – коллективизм Ориентация на будущее
Стереотипы: национальный характер иллюзия связи между принадлежюностью к группе (этнической) и психологическими характеристиками людей; влияние стереотипов при отборе информации (ингруппа – положительные, аутгруппа – неблагоприятные); ожидания определенного поведения, предсказания, подтверждаемые стереотипным отбором доказательств
Стереотипы: национальный характер Национальный характер (Тацит, Лосский). В этническом сознании каждого народы есть стереотипы представлений о других нациях: - англичане – консервативны, - французы - легкомысленны, - немцы - аккуратны, - испанцы - горды. Американские исследования: для японца – долг (мужчины среднего возраста – минимум личной свободы). Эрик Фромм: немцы – бегство от свободы, комфортюность в авторитарных системах
Русские Горер, англ. славист: Славянская душа - сильные душевные порывы и короткие всплески социальной активности между долгими периодами депрессии и самокопания. Американские антропологи о русских: человечны, зависимы, эмоционально нестабильны; сильная, но недисциплинированная личюность, нуждающаяся в подчинении сильному авторитету. Касьянова (русский психолог) – терпение, страдание, смирение, внутреннее делание души в противовес внешнему деланию, труду, которому отводится подчиненное место в системе ценностей русской культуры.
Историк Василий Ключевский «Теперь представьте себе историческую личюность народа российского, вырождающуюся пассивную и вороватую массу разобщённых единиц, многие из которых так и не выросли как взрослые и ответственные люди. На этом бульоне пышно расцвела плесень коррупции, подпитываемая силушкой народной, которая, как известно, в бессилии. Поэтому нынешний строй как нельзя лучше подходит данной территории и её населению. Только давайте не будем называть это государством или империей…» Сказано за 30 лет до революции
Заславская Т.И. Современное российское общество: Социальный механизм трансформации. Учеб. пособие. М.: Дело, 2004 Сакральное восприятие власти и государства. Предпочтение сильному государству, готовюность терпеть его суровые методы управления: "иначе с нами нельзя". Анархические склонности, понимание свободы как воли, как вседозволенности, без связи с ответственюностью Низкая цена человеческой жизни и личности, неуважение к достоинству личности. Предпочтение общим, коллективным интересам. Подавление прав личности допустимо. Неуважение к законам. Уверенюность, что законюность – это формализм, препятствующий справедливости. Отсюда правовой нигилизм. Сдержанное отношение к частной собственности и богатству. «Трудом праведным не наживешь палат каменных», и можно только обманом и несправедливостью. Больше ценятся справедливость, равенство, взаимопомощь. Относительная слабость достижительных ценностей – образования, профессионализма, карьеры, успеха. Низкий престиж предприимчивости и предпринимательства. Распространёнюность нерационального поведения, склонюность к бессмысленному риску, фатализму. "Русская рулетка". Низкая ценюность труда, нелюбовь к систематической работе. Склонюность к чередованию периодов интенсивного труда с крайним напряжением и длительного безделья с пьянством, загулами. Низкая трудовая дисциплина.
Теория колеи - "Path dependence" Объективные факторы Огромные размеры территории способствовали анархичности, пониманию свободы как вседозволенности Суровые природно- климатические условия, короткое лето и длинная зима – низкая ценюность труда, неготовюность к длительному напряженному труду (авралы). Преодолевается в условиях организованного промышленного производства Исторические факторы Централизованное государство - подавляющая власть Патернализм Низкий уровень социального капитала (доверие) КАК ВЫЙТИ ИЗ КОЛЕИ?