Лекция 9. Этносоциология и этнопсихология: ликбез Курс «Новые направления в социальной географии» Зубаревич Н.В.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Этносоциология и этнопсихология: ликбез Курс «Новые направления в социальной географии» Зубаревич Н.В.
Advertisements

Тема: «Формирование личностных образовательных результатов учащихся при изучении физики»
Личностные универсальные учебные действия. Личностная готовность ребенка к обучению в школе Самоопределение Смыслообразование Нравственно – этическая.
Межнациональные отношения. Нации. Национальный характер - СОВОКУПНОСТЬ НАИБОЛЕЕ УСТОЙЧИВЫХ ДЛЯ ДАННОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ОБЩНОСТИ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНО.
Тема: Организация духовно- нравственного развития и воспитания учащихся начальных классов МОУ Корсукская СОШ.
Подростковая школа Сидорова Н.А., заместитель директора МБОУ «Лицей 21» Первоуральска.
Влияние установок толерантного сознания на реагирование в конфликте Тема 22.
Формирование гражданственной идентичности как инновационное направление в развитии образования Лобжанидзе А.А. доцент кафедры экономической и социальной.
Формирование толерантной личности в условиях дошкольного воспитания.
Учебная дисциплина «Основы социологии и политологии» Специальность «Налоги и налогообложение» 2 курс.
Педагог-психолог ГБОУ ЦО 1602 Горячева Н.В.. Личностное развитие через типизацию: Жёсткая нормативная рамка (типический опыт: можно/нельзя) Нет своего.
Этнические общности. Межнациональные отношения. Содержательная линия «Социальные отношения»
Факторы формирования политической культуры Знания граждан о политической системе Личное участие граждан в функционировании политической системы.
Основные принципы групповой работы: Информированность. Участники должны знать о целях, задачах работы, привалах всех упражнений. Конфиденциальность. Это.
МОРАЛЬ: СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ ВЫПОЛНИЛ ГОЛОВАНОВ П.А., 101гр.
Создание условий для формирования чувства патриотизма у детей дошкольного возраста, посредством реализации проекта «Память сердца» И. С. Абрамова, старший.
© Центр гражданского образования и прав человека, 2008 г. Жадаев Дмитрий Николаевич методист Центра гражданского образования и прав человека, гл.специалист.
Лекция 26 Политическая система Политическая культура.
Роль взрослых в создании положительного микроклимата для детей.
Гендерное воспитание дошкольников. Проблема полоролевого воспитания подрастающего поколения – одна из самых сложных и противоречивых, от ее решения во.
Транксрипт:

Лекция 9. Этносоциология и этнопсихология: ликбез Курс «Новые направления в социальной географии» Зубаревич Н.В.

Этническая идентичюность Этническая (социальная) идентичюность - чувство и знание человека о принадлежности к к определенной этнической (социальной) группе. На основании этого чувства человек ведет себя как представитель определенной общности (этнической, социальной)

Типы этнического самосознания этнический фанатизм - абсолютное доминирование этнических интересов, готовюность к любым жертвам, терроризм это доминирующая идентичюность - признание приоритета прав народа над правами человека, представление о превосходстве своего народа, особой миссии в истории, дискриминационные установки в отношении других этнических групп, желание не смешиваться. Этот тип близок к бытовому национализму, его представителей и называют националистами этноцентричная идентичюность - акцентированюность на значимости этничности, ее предпочтении. Предполагает замкнутость, неагрессивный изоляционизм, в том числе в виде брачной эндогамии. нормальная идентичюность - положительный образ своего народа, не переходящий в фаворитизм, толерантные установки к другим народам, нет отгораживания от мирового цивилизационного процесса. амбивалентная идентичюность - невыраженная или связанная с происхождением из смешанных семей. этноущемленная идентичюность - осознание низкого статуса своей этнической группы, стремление избежать демонстрации своей этничности, даже ее отрицание. этнонигилизм (космополитизм) - отказ от этнической идентификации как незначимой или даже вредной.

Кризис идентичности Нормальная этническая идентичюность у всех народов позитивна (радость и гордость). Отрицательная (кризис идентичности) - в период катаклизмов, жить в ней нельзя, саморазрушение. Три выхода из кризиса: - выход из неуважаемой группы и переход в другую, желание уехать из страны; - улучшить ситуацию, состояться в своем деле и заставить уважать себя и свой народ; - реконструировать прежнюю идентичюность, которая давала чувство уверенности и самоуважения (попытки вернуться в советскую эпоху, империю, активизация Победы и т.д.).

Опрос ФОМ Россияне хотят, чтобы Россию считали в мире: 48% - могучей, непобедимой, мощной мировой державой 22%- богатой и процветающей 6% - образованной, цивилизованной, культурной страной 4% - равной среди равных 3% - миролюбивой и дружелюбной по 1% - страной, где соблюдается закон, надежной и стабильной, демократической

О комплексах Подростковый комплекс неполноценности - никто не любит, так пусть хотя бы боятся. Следствия: инфантилизм и склонюность к патернализму, желание слушаться того, кто избавит от чувства неполноценности. Роль культуры, стереотипов, национального характера, этнокультурных взаимодействий и других факторов (социальных, политических)

Психология этнических взаимодействий Аффиляция - потребюность в психологической общности с группой Исследования Д. Кэмпбелла. Людям свойственно: считать происходящее в своей культуре естественным и правильным, в других – наоборот. рассматривать обычаи своей группы как универсальные (что хорошо для нас, хорошо и для других) считать нормы и ценности своей группы безусловно верными считать естественной помощь и кооперацию с членами своей группы гордиться своей группой

Психология этнических взаимодействий Этнокультурная или социально-культурная дистанция обусловлена различиями в культуре, религии, психологии (нормативно-ценностных ориентациях), образовании и социальном статусе разных этносов и национальных групп. Факторы: язык, религия, ценности, уровень жизни и др. Чем больше этнокультурные различия, тем больше негативизм оценки других. Толерантюность - благожелательная оценка. В многонациональных обществах основой толерантности является только уверенюность в своей собственной позитивной групповой идентификации (самоуважение). Сомнения в этом ведут к нетерпимости и шовинизму.

Психология этнических взаимодействий Неадекватюность межэтнического восприятия: расовые и этнические стереотипы, предрассудки, этнофобии, этноцентризм, шовинизм и прочие проявления этнического сознания. Постоянно дремлют в архетипическом сознании народов В кризисные времена начинают играть роль мотивов поведения Проявления неадекватности межэтнического восприятия работают как механизмы защиты этнического сознания

Психология этнических взаимодействий Законы социальной и этнопсихологии незыблемы как законы тяготения. Их невозможно оценивать в категориях плохо или хорошо, это надо запретить. Их надо учитывать в политической реальности. Уверенюность в выживании своей этнической группы - основа толерантности.

Типы культур, стереотипы и национальный характер Психологические измерения культур – эндометрия (Хофстеде): Дистанция власти: большая (услужливость, конформизм, преклонение) и малая (требование компетентности, равенство) Индивидуалистские – самореализация, личная идентичюность выше групповой, и коллективистские - забота других в обмен на преданюность группе. Еда гостю: у коллективиста лучшая, у индивидуалиста - только самым близким. Собственные или унаследованные дружбы. Решение конфликта в пользу старшего. Потребюность в четком статусе, некомфортюность соперничества. Распределение наград по принципу равенства, а не справедливости. Маскулинные (ценюность материальных вещей) и феминные (ценюность человека, воспитания).

Типы культур, стереотипы и национальный характер Психологические измерения культур – эндометрия (Хофстеде): Простые и сложные: понятие времени - линейюность или цикличюность, диффузные роли – неразделение человека и идеи, когда критика опасна, демонстрация хорошего отношения при оценке в душе как ничтожества. Открытые (терпимость к отклонению поведения от норм) и закрытые (поведение в соответствии с групповыми нормами, нарушение карается, важна предсказуемость и безопасюность) Отношение к неопределенности – избегание или готовюность действовать в условиях неясных правил) Долгосрочюность ориентации (на длительные цели)

Исследования по методике Хофстеде (Россия – Хофстеде, регионы – Латовы, Ядов): Восток или Запад???? Дистанция власти Индивиду- ализм Маскулин- юность Избегание неопределенности Долгосроч ная ориентация Россия 2001 (Хофстеде) н.д. Ставрополь Тула Тюмень Муром Волжск Москва

Индекс Р. Инглхарта Ценности: традиционные – рациональные Дистанция власти Ценюность самовыражения (шкала Маслоу) Индивидуализм – коллективизм Ориентация на будущее

Стереотипы: национальный характер иллюзия связи между принадлежюностью к группе (этнической) и психологическими характеристиками людей; влияние стереотипов при отборе информации (ингруппа – положительные, аутгруппа – неблагоприятные); ожидания определенного поведения, предсказания, подтверждаемые стереотипным отбором доказательств

Стереотипы: национальный характер Национальный характер (Тацит, Лосский). В этническом сознании каждого народы есть стереотипы представлений о других нациях: - англичане – консервативны, - французы - легкомысленны, - немцы - аккуратны, - испанцы - горды. Американские исследования: для японца – долг (мужчины среднего возраста – минимум личной свободы). Эрик Фромм: немцы – бегство от свободы, комфортюность в авторитарных системах

Русские Горер, англ. славист: Славянская душа - сильные душевные порывы и короткие всплески социальной активности между долгими периодами депрессии и самокопания. Американские антропологи о русских: человечны, зависимы, эмоционально нестабильны; сильная, но недисциплинированная личюность, нуждающаяся в подчинении сильному авторитету. Касьянова (русский психолог) – терпение, страдание, смирение, внутреннее делание души в противовес внешнему деланию, труду, которому отводится подчиненное место в системе ценностей русской культуры.

Историк Василий Ключевский «Теперь представьте себе историческую личюность народа российского, вырождающуюся пассивную и вороватую массу разобщённых единиц, многие из которых так и не выросли как взрослые и ответственные люди. На этом бульоне пышно расцвела плесень коррупции, подпитываемая силушкой народной, которая, как известно, в бессилии. Поэтому нынешний строй как нельзя лучше подходит данной территории и её населению. Только давайте не будем называть это государством или империей…» Сказано за 30 лет до революции

Заславская Т.И. Современное российское общество: Социальный механизм трансформации. Учеб. пособие. М.: Дело, 2004 Сакральное восприятие власти и государства. Предпочтение сильному государству, готовюность терпеть его суровые методы управления: "иначе с нами нельзя". Анархические склонности, понимание свободы как воли, как вседозволенности, без связи с ответственюностью Низкая цена человеческой жизни и личности, неуважение к достоинству личности. Предпочтение общим, коллективным интересам. Подавление прав личности допустимо. Неуважение к законам. Уверенюность, что законюность – это формализм, препятствующий справедливости. Отсюда правовой нигилизм. Сдержанное отношение к частной собственности и богатству. «Трудом праведным не наживешь палат каменных», и можно только обманом и несправедливостью. Больше ценятся справедливость, равенство, взаимопомощь. Относительная слабость достижительных ценностей – образования, профессионализма, карьеры, успеха. Низкий престиж предприимчивости и предпринимательства. Распространёнюность нерационального поведения, склонюность к бессмысленному риску, фатализму. "Русская рулетка". Низкая ценюность труда, нелюбовь к систематической работе. Склонюность к чередованию периодов интенсивного труда с крайним напряжением и длительного безделья с пьянством, загулами. Низкая трудовая дисциплина.

Теория колеи - "Path dependence" Объективные факторы Огромные размеры территории способствовали анархичности, пониманию свободы как вседозволенности Суровые природно- климатические условия, короткое лето и длинная зима – низкая ценюность труда, неготовюность к длительному напряженному труду (авралы). Преодолевается в условиях организованного промышленного производства Исторические факторы Централизованное государство - подавляющая власть Патернализм Низкий уровень социального капитала (доверие) КАК ВЫЙТИ ИЗ КОЛЕИ?