Тема: Развитие мировой и отечественной социологической мысли. План 1. Класичний период в развитии мировой социологии. 2.Школи, концепции, идеи. 3. Развитие.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Основные направления в истории социологии. Социология ХХ века. Старший преподаватель кафедры истории Казахстана и социально-политических дисциплин – НИКИФОРОВА.
Advertisements

Огюст Конт ( ) - основатель позитивизма и позитивной социологии. г. Абдуллаев Амид 2 курс МО.
План. 1.Общее понятие системы. 2.Характерные черты общества как системы. 3.Основные сферы общественной жизни. 4.Социальные институты.
Современная социология и её роль в жизни общества. Лекция 1.
Социология физической культуры Модуль 1 Социология ФК и С как учебная дисциплина.
Огюст Конт (1798 – 1857) «Курс позитивной философии» гг.
Презентация к уроку обществознания (10 класс) по теме: Презентации к урокам обществознания в 10 классе
1 ПОЛИТОЛОГИЯ КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА 1. Объект и предмет, политологии. 2. Закономерности, категории и функции политологии.
Политика как общественное явление 1. Содержание мира политики 2. Причины возникновения политики 3. Понятие политики. 4. Структура политики. 5. Функции.
Политика и управление есть две взаимосвязанные сферы человеческой деятельности, которые на протяжении истории по- разному соотносились друг с другом в.
Структурный функционализм Т. Парсонса и Р. Мертона.
СОЦИОЛОГИЯ изучение основ теории социологии Цели курса Развитие навыков научного исследования общества КОМПЕТЕНЦИИ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ + ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ.
Социология изучает социальную структуру общества, социальные группы, культурную систему, тип личностей, повторяющиеся социальные процессы, происходящие.
Этапы социологического исследования. Выбор исследуемой проблемы: выбор проблемы, значимой для исследования с помощью научных методов Обзор литературы:
Государство в политической системе общества Тема 4 Лекция.
Тема 4. Политическая власть 1. Политическая власть: понятие и специфика. 2. Государственная власть. 3. Легитимность и легальность власти.
Политология Тема1. Политика-сфера общественной жизни и наука. "Лишь немногие могут творить политику, но судить о ней могут все". Перикл.
ИНТЕГРАЛЬНАЯ СОЦИОЛОГИЯ П.А. СОРОКИНА. Выдающийся социолог XX столетия Питирим Александрович Сорокин ( ) вошел в историю мировой социологии как.
ЛИПЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Кафедра социологии Тема: Общество : понятие, признаки, типы.
Тема: «Политология как наука. Сравнительная политология».
Транксрипт:

Тема: Развитие мировой и отечественной социологической мысли. План 1. Класичний период в развитии мировой социологии. 2.Школи, концепции, идеи. 3. Развитие отечественной соцологической мысли

Огюст Конт ( ) родоначальник позитивизма, суть которого заключается в отказе от абстрактных рассуждений об обществе, и в создании «позитивной» социологической теории, которая должна стать доказательной и общезначимой, как и естественные теории. родоначальник позитивизма, суть которого заключается в отказе от абстрактных рассуждений об обществе, и в создании «позитивной» социологической теории, которая должна стать доказательной и общезначимой, как и естественные теории. Конт сначала наводит определение общественной науки как социальной физики, а позже как социология. Конт сначала наводит определение общественной науки как социальной физики, а позже как социология. Контовская социология основывалась на законах биологии, существенными в ней были методы исследования общества, основным из каких Конт считал наблюдение, а наиболее адекватным природе социальных явлений - исторический метод. Контовская социология основывалась на законах биологии, существенными в ней были методы исследования общества, основным из каких Конт считал наблюдение, а наиболее адекватным природе социальных явлений - исторический метод.

О. Конт разделял социологию на две части: Социальную статику рассматривает общество как единственное органическое целое, изучает условия его существования, законы функционирования, это теория общественного порядка, организации, гармонии. рассматривает общество как единственное органическое целое, изучает условия его существования, законы функционирования, это теория общественного порядка, организации, гармонии. Социальную динамику изучает процессы общественных изменений, законы развития социальных систем. изучает процессы общественных изменений, законы развития социальных систем.

Стадии развития мышления: Теологическая - доминирует религиозная мифология, явления природы и жизни людей объясняются влиянием сверхъестественных сил. Теологическая - доминирует религиозная мифология, явления природы и жизни людей объясняются влиянием сверхъестественных сил. Метафизическая - место религиозного представления занимает опытное знание о явлениях мира и жизнь людей, но при слабом развитии науки понятия, которые отображают эти явления, достаточно абстрактные. Метафизическая - место религиозного представления занимает опытное знание о явлениях мира и жизнь людей, но при слабом развитии науки понятия, которые отображают эти явления, достаточно абстрактные. Позитивная - на смену двум предыдущим приходят научные исследования законов природы и жизнь людей. Позитивная - на смену двум предыдущим приходят научные исследования законов природы и жизнь людей.

Стадии эволюции общества: Примитивная; Примитивная; Промежуточная; Промежуточная; Позитивная. Позитивная. О.Конт считал, что общество становится также сложнее, дифференцированным и специализированным через разделение труда, которое вместе с языком и религией ведет к укреплению социальной солидарности. О.Конт считал, что общество становится также сложнее, дифференцированным и специализированным через разделение труда, которое вместе с языком и религией ведет к укреплению социальной солидарности.

Герберт Спенсер( ). Труд «Основы социологии» (в 1877 г.) был одной из первых попыток построения целостной социологической системы на этнографическом материале; Труд «Основы социологии» (в 1877 г.) был одной из первых попыток построения целостной социологической системы на этнографическом материале; применил принцип эволюции как методологической основы любого знания, которое дало возможность рассматривать общество с точки зрения поступательности его развития; применил принцип эволюции как методологической основы любого знания, которое дало возможность рассматривать общество с точки зрения поступательности его развития;

Мнение Г. Спенсера Социальная эволюция, за Спенсером, - это прогрессивное развитие общества по пути его осложнения и совершенствования деятельности социальных институтов. Социальная эволюция, за Спенсером, - это прогрессивное развитие общества по пути его осложнения и совершенствования деятельности социальных институтов. Основными составляющими эволюции, в том числе социальной, является: Основными составляющими эволюции, в том числе социальной, является: интеграция - переход от простого к сложному; интеграция - переход от простого к сложному; дифференциация - переход от однородного к разнородному; дифференциация - переход от однородного к разнородному; рост порядка - переход от неопределенного к определенному. рост порядка - переход от неопределенного к определенному.

Мнение Г. Спенсера распределение функций между органами - общая черта как общества, так и живого организма. распределение функций между органами - общая черта как общества, так и живого организма. каждое развитое общество имеет три системы органов: Производственную распределительную регулятивную. каждое развитое общество имеет три системы органов: Производственную распределительную регулятивную. Как специфические части общества выделял социальные институты: Как специфические части общества выделял социальные институты: домашние обрядовые политические церковные профессиональные промышленные рассматривая их как продукты медленной эволюции.

Г. Спенсер выделил два типа общества: преобладает промышленность и торговля, появляется политическая свобода, становится гибче социальная организация. преобладает промышленность и торговля, появляется политическая свобода, становится гибче социальная организация. индустриальное и военное. характеризуется централизованным контролем и иерархической системой власти, в нем более всего ценится дисциплина, а церковь похожа на военную организацию. характеризуется централизованным контролем и иерархической системой власти, в нем более всего ценится дисциплина, а церковь похожа на военную организацию.

Взгяд Г. Спенсера Главным признаком общественного развития является разделение труда, которое ведет к становлению индустриального общества. Главным признаком общественного развития является разделение труда, которое ведет к становлению индустриального общества. Социология Г. Спенсера подчеркнуто индивидуалистская: Общество существует для блага своих членов, а не члены его существуют ради общества. Социология Г. Спенсера подчеркнуто индивидуалистская: Общество существует для блага своих членов, а не члены его существуют ради общества. закон «ровной свободы», за которым все индивиды должны пользоваться таким ее объемом, который согласовывается с ровной свободой других индивидов. закон «ровной свободы», за которым все индивиды должны пользоваться таким ее объемом, который согласовывается с ровной свободой других индивидов.

Взгляд Г. Спенсера Государство - свободная организация, которая охраняет свободных индивидов. Государство - свободная организация, которая охраняет свободных индивидов. Она не должна заниматься коммерческим законодательством, руководить религиозными учреждениями, благотворительными обществами. Она не должна заниматься коммерческим законодательством, руководить религиозными учреждениями, благотворительными обществами. Главное задание государства - осуществление правосудия и обеспечение соблюдения закона ровной свободы, которая практически означает защиту собственности граждан от ограбления и войн. Главное задание государства - осуществление правосудия и обеспечение соблюдения закона ровной свободы, которая практически означает защиту собственности граждан от ограбления и войн.

Натуралистическая социология: Школы: Органическая Органическая социального дарвинизма социального дарвинизма расово антропологическая расово антропологическая географическая географическая - геополитическая - геополитическая

Органическая школа в социологии (Г.Спенсер, О.Стронин, А.Шеффле и др.) Рассматривала общество как живой организм, а социальную дифференциацию общества - аналогично к распределению функций между разными органами. Рассматривала общество как живой организм, а социальную дифференциацию общества - аналогично к распределению функций между разными органами. Альберт Шеффле ( ) экономическую жизнь общества отождествлял с обменом веществ в организме, то есть общество - это органическая целостность, подобная биологическому организму, но отличается от него пятью типами социальной ткани и тремя видами основных органов. Альберт Шеффле ( ) экономическую жизнь общества отождествлял с обменом веществ в организме, то есть общество - это органическая целостность, подобная биологическому организму, но отличается от него пятью типами социальной ткани и тремя видами основных органов.

Виды социальной ткани (за А.Шеффле): средства коммуникации и жилищное оборудование, не присущие биологическому организму(транспорт, система связи); средства коммуникации и жилищное оборудование, не присущие биологическому организму(транспорт, система связи); защитная ткань (одежда, кровля, разнообразные покрытия); защитная ткань (одежда, кровля, разнообразные покрытия); ткани, которые состоят из экономических, культурных, социальных организаций; ткани, которые состоят из экономических, культурных, социальных организаций; ткани, которые образуют организации и учреждения, назначение которых выполнение государственных функций, реализация власти; ткани, которые образуют организации и учреждения, назначение которых выполнение государственных функций, реализация власти; психофизическая ткань ( основа интеллектуальной сферы деятельности). психофизическая ткань ( основа интеллектуальной сферы деятельности).

Виды органов и институтов (за А.Шеффле): - внешние органы (производство, транспорт, торговля, охрана); - внешние органы (производство, транспорт, торговля, охрана); - внутренние (общение, воспитание, религия, наука, литература, искусство); - внутренние (общение, воспитание, религия, наука, литература, искусство); - координационно регулирующие (государство и его учреждения). - координационно регулирующие (государство и его учреждения).

Социальный дарвинизм (У.Беджгот, Л.Гумплович, Г.Ратценхофер и ін). Эта школа, основанная в конце XIX ст., опиралась на учение Г. Спенсера. Эта школа, основанная в конце XIX ст., опиралась на учение Г. Спенсера. Основная идея социального дарвинизма - попытки доказать, что в основе социальной структуры лежат естественные способности человека. Основная идея социального дарвинизма - попытки доказать, что в основе социальной структуры лежат естественные способности человека. Никакие социологические положения не должны противоречить естественным научным законам, которые управляют человеческой природой. Никакие социологические положения не должны противоречить естественным научным законам, которые управляют человеческой природой.

Основные признаки социально- дарвинистского направления: натурализация социального; натурализация социального; признание борьбы за существование и естественного отбора главным социальным детерминантом; признание борьбы за существование и естественного отбора главным социальным детерминантом; анализ в этом контексте социальных конфликтов и противоречий. анализ в этом контексте социальных конфликтов и противоречий.

Взгляд Л.Гумпловича ( ). объяснял социальные явления с позиций натурализма, рассматривая историю человечества как естественный процесс, а социальные законы как просто разновидность законов природы. объяснял социальные явления с позиций натурализма, рассматривая историю человечества как естественный процесс, а социальные законы как просто разновидность законов природы. предмет социологии - исследования социальных обществ и их взаимоотношений, что отличает социологию от философии, истории. предмет социологии - исследования социальных обществ и их взаимоотношений, что отличает социологию от философии, истории. общество рассматривается как субстанционное образование, особенная система, которая не сводится к взаимодействию индивидов. общество рассматривается как субстанционное образование, особенная система, которая не сводится к взаимодействию индивидов.

У. Беджгот в труде Физика и политика обосновывает следующие идеи: - борьба между разными социальными группами является главным законом социальной эволюции; - борьба между разными социальными группами является главным законом социальной эволюции; - стремление к господству в обществе является социальным вариантом действия законов природы; - стремление к господству в обществе является социальным вариантом действия законов природы; - сплоченность социальной группы обеспечивается нормами, требованиями, правилами, которые передаются путем наследования; - сплоченность социальной группы обеспечивается нормами, требованиями, правилами, которые передаются путем наследования; - ценностные ориентации и нормы социальной группы являются относительными за своим характером, поскольку испытывают определенные эволюционные изменения или вообще теряют свое значение; - ценностные ориентации и нормы социальной группы являются относительными за своим характером, поскольку испытывают определенные эволюционные изменения или вообще теряют свое значение; - в обществе побеждают те группы, которые испытали наименьшие изменения в процессе эволюции. - в обществе побеждают те группы, которые испытали наименьшие изменения в процессе эволюции.

Расово-антропологическая школа.( Ж.-А. де Гобіно, О. Аммон, Ж. де Ляпуж, Х.С. Чемберлен). признания расового фактора как главного детерминанта общественного развития; признания расового фактора как главного детерминанта общественного развития; провозглашение культурного и биологического отличия рас; провозглашение культурного и биологического отличия рас; признание иерархичности рас; признание иерархичности рас; отрицание возможности смешивания рас отрицание возможности смешивания рас Такие взгляды на развитие общества привели к таким негативным последствиям как фашизм и расовая дискриминация и были шагом назад в развитии социологии и общества в целом. Такие взгляды на развитие общества привели к таким негативным последствиям как фашизм и расовая дискриминация и были шагом назад в развитии социологии и общества в целом.

Географическая школа. (Г.Т.Бокль, С.Соловйов, Л.И.Мечников, Ф.Ратцель и др.) Основные идеи этой школы были заложены еще в творчестве Ж.Бодена и Ш.Монтеске, которые пытались исследовать роль географической среды и естественных условий в жизни общества. Основные идеи этой школы были заложены еще в творчестве Ж.Бодена и Ш.Монтеске, которые пытались исследовать роль географической среды и естественных условий в жизни общества. Основное внимание представители географической школы сосредоточивали на: взаимоотношениях географической среды и социальных групп, значении географической среды для размещения промышленности, экономического роста, развития культуры и политического строя. Основное внимание представители географической школы сосредоточивали на: взаимоотношениях географической среды и социальных групп, значении географической среды для размещения промышленности, экономического роста, развития культуры и политического строя.

Томас Бокль ( ) Пытался поднять историю на один уровень с другими отраслями общественного знания. Пытался поднять историю на один уровень с другими отраслями общественного знания. Решающее значение в общественном развитии предоставлял географическим факторам (таким, как климат, почва, ландшафт, еда но др.). Решающее значение в общественном развитии предоставлял географическим факторам (таким, как климат, почва, ландшафт, еда но др.). Считал, что все должно быть результатом двоякого действия: действия внешних условий на дух человека и духа человека на внешние условия. Считал, что все должно быть результатом двоякого действия: действия внешних условий на дух человека и духа человека на внешние условия. Основной движущей силой общественного прогресса считал умственный фактор. Основной движущей силой общественного прогресса считал умственный фактор.

Геополитика Геополитика Карл Хаусхофер ( ). Карл Хаусхофер ( ). Геополитика - это междисциплинарное направление, которое изучает зависимость внешней политики государств, международных отношений от системы политических, экономических, военных взаимосвязей, предопределенных географическим положениям стран, климатом, природными ресурсами, расселением и тому подобное. С.Рудницкий - основатель геополитического направления в Украине. Тип политического строя государства зависит от историко-географических традиций народа, а процесс формирования и развития государства должен происходить как политико-географической единицы. С.Рудницкий - основатель геополитического направления в Украине. Тип политического строя государства зависит от историко-географических традиций народа, а процесс формирования и развития государства должен происходить как политико-географической единицы.

Предпосылки возникновения психологического направления: Не правильное соотношение между социальными и естественными условиями существования общества и предоставила преимущество последним. Не правильное соотношение между социальными и естественными условиями существования общества и предоставила преимущество последним. ХIХ ст. - кризис биолого-натуралистических теорий и усиление психологических тенденций в социологии. ХIХ ст. - кризис биолого-натуралистических теорий и усиление психологических тенденций в социологии. недовольство примитивными биоорганическими аналогиями, привело к растущему интересу к проблеме мотивации и психологических механизмов социального поведения. недовольство примитивными биоорганическими аналогиями, привело к растущему интересу к проблеме мотивации и психологических механизмов социального поведения.

Психологическая социология В психологической социологии выделяют такие концепции: В психологической социологии выделяют такие концепции: - психологический эволюционизм; - психологический эволюционизм; - инстинктивизм; - инстинктивизм; - «психология народов» (тесно связанная с этнографией); - «психология народов» (тесно связанная с этнографией); - интеракционизм. - интеракционизм.

- психологічний еволюціонізм Сторонники психологического эволюционизма Л.Ф. Уорд, Ф. Гидденс считали, что «социальные силы - это те же психические силы, действующие в коллективном сознании человека». Первичными социальными силами являются желания, связанные с поддержанием жизни. На их основе возникают более сложные желания, с помощью которых и происходит поступательное развитие общества. Сторонники психологического эволюционизма Л.Ф. Уорд, Ф. Гидденс считали, что «социальные силы - это те же психические силы, действующие в коллективном сознании человека». Первичными социальными силами являются желания, связанные с поддержанием жизни. На их основе возникают более сложные желания, с помощью которых и происходит поступательное развитие общества. Первичный и элементарный субъективный социальный факт, за Гиддингсом, - это «осознание рода», то есть признание себя и других причастными к одному роду. Первичный и элементарный субъективный социальный факт, за Гиддингсом, - это «осознание рода», то есть признание себя и других причастными к одному роду.

- и нстинктивизм Выдающимся представителем инстинктивизма является психолог Вильям Мак-Дугал ( ). Выдающимся представителем инстинктивизма является психолог Вильям Мак-Дугал ( ). Каждое общественное явление - это определенный инстинкт или ряд инстинктов. Так, война - это склонность людей к драчливости, а нагромождение общественного богатства - скупость и корыстность. Каждое общественное явление - это определенный инстинкт или ряд инстинктов. Так, война - это склонность людей к драчливости, а нагромождение общественного богатства - скупость и корыстность. Именно стадный инстинкт удерживает людей вместе и есть в основе большинства инстинктов общества. Именно стадный инстинкт удерживает людей вместе и есть в основе большинства инстинктов общества.

Психология народов Гюстав Лебон ( ). Европейское общество вступает в новый период своего развития - в эру юрбы, когда умное критическое начало, воплощенное в личности, подавляется иррациональным массовым сознанием. Европейское общество вступает в новый период своего развития - в эру юрбы, когда умное критическое начало, воплощенное в личности, подавляется иррациональным массовым сознанием. В собрании возникает коллективная душа, благодаря этому оно становится организованной, одухотворенной толпой, единственным творением, подчиняется закону духовного единства. В собрании возникает коллективная душа, благодаря этому оно становится организованной, одухотворенной толпой, единственным творением, подчиняется закону духовного единства.

- и нтеракционизм В центре внимания - процесс взаимодействия индивидов. В центре внимания - процесс взаимодействия индивидов. Но сама личность, будучи субъектом этого взаимодействия, осознается не как абстрактный индивид, а как социальное существо, которое принадлежит к определенным социальным группам и выполняет определены социальные роли. Но сама личность, будучи субъектом этого взаимодействия, осознается не как абстрактный индивид, а как социальное существо, которое принадлежит к определенным социальным группам и выполняет определены социальные роли.

Взгляды Г.Зиммеля ( ) описал и проанализировал множество «чистых» форм социальности, касающихся различных сторон социальных процессов: господство, подчинение, соревнование, моду, конфликт и т.д., социальные типы личности: «циника», «аристократа», «бедняка», «кокотку» и т.д. описал и проанализировал множество «чистых» форм социальности, касающихся различных сторон социальных процессов: господство, подчинение, соревнование, моду, конфликт и т.д., социальные типы личности: «циника», «аристократа», «бедняка», «кокотку» и т.д. исследовал социальный конфликт, феномен моды, городскую жизнь, культуру и др. В отличии от социал-дарвинистов и марксистов, рассматривающих конфликт как средство борьбы различных социальных групп, немецкий, социолог привлек внимание к позитивным функциям и интегративным аспектам. исследовал социальный конфликт, феномен моды, городскую жизнь, культуру и др. В отличии от социал-дарвинистов и марксистов, рассматривающих конфликт как средство борьбы различных социальных групп, немецкий, социолог привлек внимание к позитивным функциям и интегративным аспектам.

Погляди Е. Дюркгейма ( ) Социология (за Дюркгеймом) является наукой о социальных фактах - идеях, нормах, ценностях, выработанных коллективным сознанием людей. Их влияние на людей осуществляется через социальные институты (правовые, религиозные но др.). Социология (за Дюркгеймом) является наукой о социальных фактах - идеях, нормах, ценностях, выработанных коллективным сознанием людей. Их влияние на людей осуществляется через социальные институты (правовые, религиозные но др.). Аномия - состояние социальной системы, за которого значительная часть граждан, зная о существовании обязательных норм, относится к ним негативно или безразлично. Аномия - состояние социальной системы, за которого значительная часть граждан, зная о существовании обязательных норм, относится к ним негативно или безразлично. Проблему самоубийства, рассматривал как действие человека, недовольного жизнью (несчастьем), как социальный факт, порожденный социальной средой, - тоже своеобразная аномия. Проблему самоубийства, рассматривал как действие человека, недовольного жизнью (несчастьем), как социальный факт, порожденный социальной средой, - тоже своеобразная аномия.

Взгляды Макса Вебера развитие методологических аспектов социологии. развитие методологических аспектов социологии. Основоположник так называемой «понимающей социологии», теории социального действия, теории ідеальних типов Основоположник так называемой «понимающей социологии», теории социального действия, теории ідеальних типов Общество и его индивиды трактовались как такие, которые оказываются в процессе інтеракції, а не как определены «готовые факты». Общество и его индивиды трактовались как такие, которые оказываются в процессе інтеракції, а не как определены «готовые факты». Идеальный тип - не цель, а средство, методологический инструмент исследователя, применяемый для благоустройства хаотической социальной действительности и ее понимания. Идеальный тип - не цель, а средство, методологический инструмент исследователя, применяемый для благоустройства хаотической социальной действительности и ее понимания.

Социальные действия разделяют на: целерациональное действие - человек выразительно представляет цель и средства ее достижения и обратную реакцию других людей на свои действия; критерием рациональности является успех; целерациональное действие - человек выразительно представляет цель и средства ее достижения и обратную реакцию других людей на свои действия; критерием рациональности является успех; ценностно-рациональная действие - выполняется на основе сознательной веры в этическую, эстетичную, религиозную ценность определенного поведения; ценностно-рациональная действие - выполняется на основе сознательной веры в этическую, эстетичную, религиозную ценность определенного поведения; - аффектное действие - осуществляется на основе неосознанных психологических импульсов, чувств; - аффектное действие - осуществляется на основе неосознанных психологических импульсов, чувств; - традиционное действие - происходят на основе привычки. - традиционное действие - происходят на основе привычки.

Компоненты социального неравенства (за М. Вебером) Богатство значит значительно больше, чем зарплата (богатые часто вообще не работают, однако получают большие прибыли за счет собственности, капиталовложений, недвижимого имущества, акций, облигаций). Богатство значит значительно больше, чем зарплата (богатые часто вообще не работают, однако получают большие прибыли за счет собственности, капиталовложений, недвижимого имущества, акций, облигаций). Престиж Престиж Власть - способность человека или группы людей реализовывать планы, осуществлять определенную политику, преодолевая сопротивление других людей или групп Власть - способность человека или группы людей реализовывать планы, осуществлять определенную политику, преодолевая сопротивление других людей или групп

Вебер выделяет три чистых типа господства: Традиционное - базируется на обычаях, традициях определенного поведения, определенного типа подчинения (н-р, патриархальное: отца семьи, царя); Традиционное - базируется на обычаях, традициях определенного поведения, определенного типа подчинения (н-р, патриархальное: отца семьи, царя); Легальное - основывается на доверии к праву, закону, согласно которому подчиняются не личности, а действующим законам; Легальное - основывается на доверии к праву, закону, согласно которому подчиняются не личности, а действующим законам; Харизматичное - опирается на бесспорное доверие к лидеру. Харизматичное - опирается на бесспорное доверие к лидеру. Харизматичный лидер - не просто старший по должности человек, а обязательно вождь, за которым идут последователи (большие полководцы, выдающиеся политики, пророки, основатели государств). Харизматичный лидер - не просто старший по должности человек, а обязательно вождь, за которым идут последователи (большие полководцы, выдающиеся политики, пророки, основатели государств).

Питирим Сорокин ( ) автор теории социальной стратификации и социальной мобильности, теории ценностей и культурной динамики. автор теории социальной стратификации и социальной мобильности, теории ценностей и культурной динамики. Принципы социологии обоснованы в труде Система социологии Принципы социологии обоснованы в труде Система социологии Объективным изучением его социологии является социальное поведение и деятельность людей, социальные группы и структура общества в целом, социальные процессы, которые в нем происходят. Объективным изучением его социологии является социальное поведение и деятельность людей, социальные группы и структура общества в целом, социальные процессы, которые в нем происходят.

Толкотт Парсонс Социальное действие является элементом системы человеческого действия, где понятие действие сближается с понятием поведение. Социальное действие является элементом системы человеческого действия, где понятие действие сближается с понятием поведение. Компоненты социального действия: деятель с его потребностями и целью, ситуация - совокупность конкретных условий, обстоятельств среды, в которой действует деятель и ориентация деятеля в ситуации, формируя конкретные способы и методы реализации потребностей, цели. Компоненты социального действия: деятель с его потребностями и целью, ситуация - совокупность конкретных условий, обстоятельств среды, в которой действует деятель и ориентация деятеля в ситуации, формируя конкретные способы и методы реализации потребностей, цели. Проблемы на которые обращал внимание Т. Парсонс:1) адаптация, 2) целедостижение, 3) интеграция, 4) воспроизводство структуры, 5) снятие напряжение. Проблемы на которые обращал внимание Т. Парсонс:1) адаптация, 2) целедостижение, 3) интеграция, 4) воспроизводство структуры, 5) снятие напряжение.

Вильфредо-Федерико Парето ( ) считал социологию синтезом разных общественных дисциплин, а ее целью - изучение общества в целом; считал социологию синтезом разных общественных дисциплин, а ее целью - изучение общества в целом; применял логіко-експериментальний метод; применял логіко-експериментальний метод; социальная гетерогенность общества (неоднородность), предопределенная пожизненным психологическим неравенством индивидов. социальная гетерогенность общества (неоднородность), предопределенная пожизненным психологическим неравенством индивидов. Элиту и неэлиту образуют соответственно высший и более низкий слои общества. Происходит циркуляция (круговорот) элит. Элиту и неэлиту образуют соответственно высший и более низкий слои общества. Происходит циркуляция (круговорот) элит.

Становление и развитие социологической мысли в Украине. М. Драгоманов – идея научного мышления как первоисточник социального прогресса. М. Драгоманов – идея научного мышления как первоисточник социального прогресса. прогресс жизни людей осуществляется по эпохам, которые выплывают одна с другой. прогресс жизни людей осуществляется по эпохам, которые выплывают одна с другой. Каждый народ проходит определенные ступени развития. Каждый народ проходит определенные ступени развития.

М. Грушевский Труд «Начала гражданства. Генетическая социология». Труд «Начала гражданства. Генетическая социология». 3 этапа развития общества: 3 этапа развития общества: начало организации, начало организации, племенно-родовая организация, племенно-родовая организация, переход от племенно-родовой к класово-общественной. переход от племенно-родовой к класово-общественной. Создал 1 Украинский институт социологии в Видне.