1. Личность императора. 2. Восшествие на престол 3.«Негласный комитет». 4. Реформы Государственного управления. 5. Реформы образования 6. Проекты М.М.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Правление АлександраI (23) декабря) 19 ноября (1 декабря) (Благословенный)
Advertisements

Внутренняя политика Александра I в 1801 – 1806 гг. 8 класс. История.
Александр I. Алекса́ндр I Павлович Благословенный (12 (23) декабря 1777, Санкт-Петербург 19 ноября (1 декабря) 1825, Таганрог) ) Старший сын императора.
Правление АлександраI (23) декабря) 19 ноября (1 декабря) (Благословенный)
Правление АлександраI (23) декабря) 19 ноября (1 декабря) (Благословенный)
Коронационны й портрет Александра 1 Личность Александра I. Александр I родился в 1777 г. С детства он разрывался между отцом и бабкой и поэтому в нем.
Российская империя была многонациональным ( татары, башкиры, чуваши, литовцы) и многоконфессиональным государством ( православие ислам, буддизм, старообрядчество,
Тема : Внутренняя и внешняя политика Александра I Выполнила: учитель истории Выполнила: учитель истории МОУ «СОШ 2» Кузнецова Л.Н. МОУ «СОШ 2» Кузнецова.
Внутренняя политика Александра Ι в 1801 – 1806 гг. Цель урока: сформировать представление об основных направлениях внутренней политики Александра Ι и условиях,
Тема урока: « Внутренняя политика Александра I в 1801 – 1806 гг.»
Урок 2 Д/з § 1 (вопросы). План урока: 1.Личность Александра I. 2.Проект Ф.С. Лагарпа. 3.«Негласный комитет». 4.Начало реформ.
Автор презентации: учитель истории МОУ «СОШ п. Петровский Краснопартизанского района Саратовской области Е.Ю. Залыгаева.
Внутренняя политика Александра I Годы правления. . Негласный комитет П.А.Строганов Н.Н.Новосильцев В.П.Кочубей А.Чарторыйский.
Урок 2 8 класс. План урока. 1.Личность Александра I. 2.«Негласный комитет». 3.Начало реформ. 4. Реформы Сперанского.
Александр I ( 1801 – 1825 ) Внук Екатерины II Внук Екатерины II Сын Павла I (участие в заговоре???) Сын Павла I (участие в заговоре???) В манифесте о восшествии.
Россия в XIX веке гг.- Павел I гг. - Александр I гг.- Николай I гг.- Александр II гг.- Александр III.
Внутренняя политика Александра I в 1801 – 1806 гг.
Презентация к уроку по истории (8 класс) на тему: Презентация к уроку истории в 8 классе "Внутренняя политика Александра I в гг."
Презентацию подготовила учитель истории Базова Марина Геннадьевна.
1.Начало деятельности М.М. Сперанского. 2. Проект преобразований: замыслы и результаты. 3. Отставка М. М. Сперанского.
Транксрипт:

1. Личность императора. 2. Восшествие на престол 3.«Негласный комитет». 4. Реформы Государственного управления. 5. Реформы образования 6. Проекты М.М. Сперанского и их судьба. 7. Попытки решения крестьянского вопроса 8. Проекты освобождения крестьян 9. Военные поселения 10. Формы оппозиции: волнения в армии, дворянские тайные общества, общественное мнение

Многоликий характер Александра Романова основан в большой мере на глубине его раннего образования и сложной обстановке его детства. Многоликий характер Александра Романова основан в большой мере на глубине его раннего образования и сложной обстановке его детства. Он вырос при интеллектуальном дворе Екатерины Великой; Он вырос при интеллектуальном дворе Екатерины Великой; воспитатель-швейцарец-якобинец Фредерик Цезарь Лагарп ознакомил его с принципами гуманности Руссо, воспитатель-швейцарец-якобинец Фредерик Цезарь Лагарп ознакомил его с принципами гуманности Руссо, военный учитель Николай Салтыков с традициями русской аристократии отец передал ему своё пристрастие к военному параду и научил его совмещать душевную любовь к человечеству с практической заботой о ближнем. отец передал ему своё пристрастие к военному параду и научил его совмещать душевную любовь к человечеству с практической заботой о ближнем. Император Павел I с семьей.

Эти противоположности остались с ним на всю жизнь и оказали влияние на его политику и косвенно, через него на судьбу мира. Екатерина II считала своего сына Павла неспособным занять престол и планировала возвести на него Александра, минуя его отца. В 1793 Александр женился на дочери маркграфа Баденского Луизе Марии Августе (Luise Marie Auguste von Baden), принявшей имя Елизаветы Алексеевны. Луиза Мария Августа (Елизавета Алексеевна).

В половине первого ночи 12 Марта 1801 граф П. А. Пален Сообщил Александру об убийстве отца. В половине первого ночи 12 Марта 1801 граф П. А. Пален Сообщил Александру об убийстве отца. Пётр-Лю́двиг Па́лен В течение месяца Александр: В течение месяца Александр: 1. вернул на службу всех ранее уволенных Павлом 2. снял запрещение на ввоз различных товаров и продуктов в Россию (в том числе книг и музыкальных нот) 3. восстановил дворянские выборы 4.2 апреля Александр восстановил действие Жалованной грамоты дворянству и городам, 5. ликвидировал тайную канцелярию

Александр I: либеральные реформы начала царствования Непременный совет: ветераны екатерининских времен (Зубовы, Воронцов, Завадовский, Трощинский, Державин) Непременный совет: ветераны екатерининских времен (Зубовы, Воронцов, Завадовский, Трощинский, Державин) Негласный комитет или молодые друзья царя (Кочубей, Строганов, Новосильцев, Чарторыйский) Негласный комитет или молодые друзья царя (Кочубей, Строганов, Новосильцев, Чарторыйский) 1802 г. – министерства (812) вместо коллегий Сенат – высшая судебная инстанция 1802 г. – министерства (812) вместо коллегий Сенат – высшая судебная инстанция 1803 г. – указ «О вольных хлебопашцах» (0,5%) 1804 г. – новый цензурный устав (смягчение цензуры) 1804 г. – университетский устав (широкая автономия) Открыто 5 университетов: в Харькове, Дерпте, Петербурге, Казани, Виленский университет Открыто 5 университетов: в Харькове, Дерпте, Петербурге, Казани, Виленский университет

Ещё до восшествия на престол Вокруг Александра сплотилась группа «молодых друзей» Ещё до восшествия на престол Вокруг Александра сплотилась группа «молодых друзей» П. А. Строганов B.П. Кочубей А. А. Чарторыйский Н. Н. Новосильцов С 1801 стали играть крайне важную роль в жизни российского государства

Результат – новая структура государственного управления Император Государственный совет: участвует в подготовке новых законов Сенат: превращается в высший судебный орган Министерства: осуществляют исполнительную власть Зарождение принципа разделения властей. В перспективе – создание выборного представительного учреждения идея не реализована назначает 4. Реформы Государственного управления.

5. Реформа в образовании. В 1803 г. было издано новое положение об устройстве учебных заведений, внесший новые принципы в систему образования: бессословность учебных заведений; бесплатность обучения на низших его ступенях; преемственность учебных программ. В 1803 г. было издано новое положение об устройстве учебных заведений, внесший новые принципы в систему образования: бессословность учебных заведений; бесплатность обучения на низших его ступенях; преемственность учебных программ. Уровни системы образования: Университет Гимназия в губернском городе Уездные училища Одноклассное приходское училище. Всей системой образования ведало Главное управление училищ. Образовано 6 учебных округов, возглавляемых попечителями. Над попечителями были учёные советы при университетах. Основаны пять университетов: в 1802 г. - Дерптский, в 1803 г. - Виленский, в 1804 г. - Харьковский и Казанский. Открытый в 1804 г. Петербургский Педагогический институт был преобразован в 1819 г. в университет г. - Университетский устав предоставлял университетам значительную автономию: выборность ректора и профессуры, собственный суд, невмешательство высшей администрации в дела университетов, право университетов назначать учителей в гимназии и училища своего учебного округа. Казанский университет (1804 гг) Виленский университет Харьковский университет

1804 г. - первый цензурный устав. При университетах из профессоров и магистров были созданы цензурные комитеты, подчинявшиеся Министерству народного просвещения. Были основаны привилегированные средние учебные заведения - лицеи: в 1811 г. - Царскосельский, в 1817 г. - Ришельевский в Одессе, в Нежинский г. - первый цензурный устав. При университетах из профессоров и магистров были созданы цензурные комитеты, подчинявшиеся Министерству народного просвещения. Были основаны привилегированные средние учебные заведения - лицеи: в 1811 г. - Царскосельский, в 1817 г. - Ришельевский в Одессе, в Нежинский. В 1817 г. Министерство народного просвещения было преобразовано в Министерство духовных дел и народного просвещения. В 1820 г. направляется в университеты инструкция о "правильной" организации учебного процесса. В 1821 г. начинается проверка выполнения инструкции 1820 г., проводившаяся очень жестко, необъективно, что особенно наблюдалось в Казанском и Петербургском университетах. В 1817 г. Министерство народного просвещения было преобразовано в Министерство духовных дел и народного просвещения. В 1820 г. направляется в университеты инструкция о "правильной" организации учебного процесса. В 1821 г. начинается проверка выполнения инструкции 1820 г., проводившаяся очень жестко, необъективно, что особенно наблюдалось в Казанском и Петербургском университетах. Царскосельский лицей (Пушкинский)

Программа преобразований М. М. Сперанского и её судьба В конце 1808 г. Александр I поручил Сперанскому разработку плана государственного преобразования России. В конце 1808 г. Александр I поручил Сперанскому разработку плана государственного преобразования России. В октябре 1809 г. проект под названием «Введение к уложению государственных законов» был представлен царю. Задача плана: модернизировать и европеизировать государственное управление путем введения буржуазных норм и форм «В целях укрепления самодержавия и сохранения сословного строя».

Сословная структура населения России по проекту М.М. Сперанского Дворянство Среднее состояние Народ рабочий Крепостные крестьяне, прислуга, мастеровые, наемные работники Чиновники, купцы, мещане, государственные крестьяне Неприкосновенность личности, презумпция невиновности, равенство перед законом, судебная защита, право на жилище, владение и распоряжение имуществом, заключение сделок, Гражданские права ? Какие права называются гражданскими?

Система власти и управления в Российской империи ( М.М. Сперанский) (по проекту М.М. Сперанского) Державная власть государя Государственный совет Правительствующий Сенат и министерства Правительствующий Сенат и министерства Государственная дума Судебный Сенат Губернское управление Окружное управление Волостное управление Губернская дума Окружная дума Волостная дума Избиратели: владельцы недвижимости Губернский суд Окружной суд Волостной суд

Полномочия органов власти. (М.М. Сперанский) Император Право законодательной инициативы Право утверждать законы Полнота исполнительной власти «В России вся исполнительная власть должна принадлежать власти державной» «Никакой закон не может иметь своего совершения без утверждения державной власти» «Предложение закона должно предоставить исключительно правительству»

7. Попытки решения крестьянского вопроса При вступлении на престол Александр I торжественно заявил, что отныне прекращается раздача казенных крестьян. 12 дек г. - указ о праве покупки земли купцами, мещанами, государственными и удельными крестьянами вне городов (помещичьи крестьяне получают это право только в 1848 г.) 20 февр г. - указ о "вольных хлебопашцах" гг. - первый этап реформы в Прибалтике. 10 марта 1809 г. - указ отменял право помещиков ссылать своих крестьян в Сибирь за маловажные проступки. Подтверждалось правило: если крестьянин единожды получил свободу, то он не мог быть вновь укреплен за помещиком. Получали свободу выходец из плена или из-за границы, а также взятый по рекрутскому набору. Помещику предписывалось кормить крестьян в голодные годы. С дозволения помещика крестьяне могли торговать. брать векселя, заниматься подрядами.

С 1810 г. начинается практика организации военных поселений. За гг. в связи с тяжелым финансовым положением казны было продано частным лицам свыше казенных крестьян. В ноябре 1815 г. российским крестьянам запрещено "отыскивать вольность". В гг. завершается крестьянская реформа в Прибалтике. В 1818 г. несколько царских сановников получили секретные поручения разработать проекты отмены крепостного права. В 1822 г. было возобновлено право помещиков ссылать крестьян в Сибирь. В 1823 г. - указ подтверждал право потомственных дворян владеть крепостными крестьянами.

8. Проекты освобождения крестьян В 1818 г. Александр I поручил адмиралу Мордвинову, графу Аракчееву и Канкрину разработать проекты отмены крепостного права. Мордвинов Н.С. Аракчеев А.АКанкрин Е.Ф.

Проект Мордвинова : крестьяне получают личную свободу, но без земли, которая вся полностью остается за помещиками. размер выкупа зависит от возраста крестьянина: 9-10 лет руб.; лет - 2 тыс.; лет -... Проект Мордвинова : крестьяне получают личную свободу, но без земли, которая вся полностью остается за помещиками. размер выкупа зависит от возраста крестьянина: 9-10 лет руб.; лет - 2 тыс.; лет -...

Проект Аракчеева: Освобождение крестьян провести под Руководством правительства –выкупать постепенно крестьян с землей (две десятины на душу) по соглашению с помещиками по ценам данной местности. Проект Аракчеева: Освобождение крестьян провести под Руководством правительства –выкупать постепенно крестьян с землей (две десятины на душу) по соглашению с помещиками по ценам данной местности.

Проект Канкрина: медленный выкуп крестьянской земли у помещиков в Достаточном размере; программа была рассчитана на 60 лет, т.е. до 1880 г. Проект Канкрина: медленный выкуп крестьянской земли у помещиков в Достаточном размере; программа была рассчитана на 60 лет, т.е. до 1880 г.

10. Формы оппозиции: волнения в армии, дворянские тайные общества, общественное мнение Введение военных поселений встретило упорное сопротивление со стороны крестьян и казаков, обращаемых в военных поселян. Летом 1819 г. вспыхнуло восстание в Чугуеве близ Харькова В 1820 г. крестьяне взволновались на Дону: 2556 селений было охвачено бунтом. 16 окт г. Головная рота Семёновского полка подала просьбу отменить введенные жесткие порядки и сменить полкового командира. Роту обманом завели в манеж, арестовали и отправили в казематы Петропавловской крепости. За неё вступился весь полк. Полк был окружен военным гарнизоном столицы, а затем в полном составе отправлен в Петропавловскую крепость. Первый батальон был предан военному суду, приговорившему зачинщиков к прогнанию сквозь строй, а остальных солдат к ссылке в дальние гарнизоны. Другие батальоны были раскассированы по различным армейским полкам. Под влиянием Семеновского полка началось брожение в других частях столичного гарнизона: распространялись прокламации. В 1821 г. в армии вводится тайная полиция. В 1822 г. - выходит указ о запрещении тайных организаций и масонских лож.