ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ И ПУТИ РАЗВИТИЯ МЕЛИОРАТИВНОЙ ОТРАСЛИ АПК В СФЕРЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ВОДНЫХ РЕСУРСОВ Докладчик: Щедрин Вячеслав Николаевич, Д-р.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Система мониторинга и прогнозирования состояния продовольственной безопасности Российской Федерации.
Advertisements

Меры по совершенствованию бизнес-среды в Стратегии развития агропромышленного комплекса Кыргызской Республики до 2020 года» МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА.
ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ВОДНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ РОССИИ В СВЯЗИ С ИЗМЕНЕНИЕМ КОНЦЕПЦИИ РЕГУЛИРОВАНИЯ Е.В. Веницианов Институт водных проблем РАН Всероссийская научно-практическая.
Приоритеты инновационного развития водного хозяйства России Е.В. Веницианов, зав. лабораторией Института водных проблем РАН 1. Проблемы водного хозяйства.
Правила паспортизации мелиоративных систем и гидротехнических сооружений Докладчик – директор ФГБНУ «РосНИИПМ», акад. РАН, д-р техн. наук, проф. В. Н.
Механизм возмещения до 50% затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на строительство, реконструкцию и товаропроизводителей на строительство, реконструкцию.
« Аквакультура России : перспективы и проблемы ».
1 TUREBEKOVA B.O IRRIGATOIN AND FOOD PRODUCTION 1 Особенности сельского хозяйства Казахстана 2 Орошаемое земледелие в Казахстане: современное состояние.
Рыночные преобразования в экономике страны коренным образом изменили систему продовольственного обеспечения населения, вызвав необходимость формирования.
1 ТЕМА 13 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ КОМПЛЕКСНОГО СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ СПК ПС ОМС.
Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Российский научно-исследовательский институт проблем мелиорации» (ФГБНУ «РосНИИПМ») Основные.
1 ПРОГРАММА ЦЕЛЕВАЯ «ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ПИТЬЕВОЙ ВОДОЙ НА ГОДЫ» РЕСПУБЛИКАНСКАЯ Государственные заказчики Министерство.
Значение анализа финансово – экономической деятельности хозяйствующих субъектов для принятия решений на микро – и макро уровнях Начальник управления экономического.
1 Экологические индикаторы для мониторинга водных ресурсов в Узбекистане г.Ташкент 2005 г. Министерство сельского и водного хозяйства Республики Узбекистан.
Слайд 1 РАБОТА КОМИТЕТА ПО ВОДНЫМ РЕСУРСАМ МСХ РК ВЕЛАСЬ ПО СЛЕДУЮЩИМ ОСНОВНЫМ НАПРАВЛЕНИЯМ: Государственное управлению в области использования и охраны.
1 Государственная программа «Развитие лесного хозяйства» на годы.
Динамика розничного товарооборота Удмуртской Республики через все каналы реализации в январе – июне 2010 – 2012 гг млн.руб. Диаграмма.
1 ФГУП «ЗапСибНИИГГ» Влияние сырьевой и ресурсной базы недр (нефть) на величину национального богатства Российской Федерации.
Д.т.н., проф. Бушуев В.В. Институт энергетической стратегии (Минэнерго России, Союз нефтегазопромышленников России) 15 октября, 2009 г. Энергоэффективность.
ДУМНОВА ТАТЬЯНА ГАВРИЛОВНА МИНИСТР ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ Система индикативного управления в Республике Бурятия.
Транксрипт:

ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ И ПУТИ РАЗВИТИЯ МЕЛИОРАТИВНОЙ ОТРАСЛИ АПК В СФЕРЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ВОДНЫХ РЕСУРСОВ Докладчик: Щедрин Вячеслав Николаевич, Д-р техн. наук, профессор, академик РАН, директор ФГБНУ «РосНИИПМ» ВСЕРОССИЙСКАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ: АКТУАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ И ВЫЗОВЫ» мая 2014 г.

В соответствии с Водной стратегией обеспечение водными ресурсами к 2020 г. для сельского хозяйства составит 27 куб. км. ПРОГНОЗНАЯ ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ ВОДНЫМИ РЕСУРСАМИ ПО ФЕДЕРАЛЬНЫМ ОКРУГАМ 2

Распределение мелиорированных площадей в регионах России, тыс. га 3

Распределение орошаемых и осушенных площадей в разрезе регионов России, тыс. га

Технические параметры некоторых мелиоративных каналов Донской магистральный канал - протяженностью 112 км с расходом 250 метров кубических в секунду и проектной площадью орошения около 200 тыс. га; Большой ставропольский магистральный канал - протяженностью 288,2 км с головным расходом 180 метров кубических в секунду, площадь орошение 54 тыс. га, обводнение 718 тысяч гектаров; Терско-Кумский канал - протяженность канала 146 км, расчетный расход в голове канала 100 м 3. По данным 2001 г. площадь орошения – 44,7 тыс. га. Изначально предназначался для орошения 150 тыс.га лугов и пахотных земель в Ногайской степи и обводнения 1,5 млн. га пастбищ. 5

Показатели водопотребления за гг. (по данным Государственного доклада «О состоянии и использовании водных ресурсов Российской Федерации в 2012 году») Показатель Общий забор воды из природных водных объектов, млрд. м куб. 85,979,580,375,479,075,272,1 Использовано свежей воды, всего млрд. м куб. 66,961,362,957,759,5 56,9 Использовано свежей воды для орошения, обводнения пастбищ и сельхозводоснабжения, млрд. м куб. 12,610,410,510,18,38,27,8 Доля мелиорации в общем объеме использованной свежей воды, %

Общая среднемноголетняя характеристика возобновляемых водных ресурсов России Общий годовой объем поверхностного речного стока, тыс. км куб. 4,3 Доля в общемировом объеме речного стока, % 10 Обеспеченность водными ресурсами, тыс. куб. м на человека в год. 30,2 Количество запасов подземных вод, куб. км в год 34 Доля поверхностного стока, приходящаяся на наиболее развитые регионы страны (70% населения), % 10 7

Бассейны рек в районах интенсивной хозяйственной деятельности, в которых наблюдается дефицит водных ресурсов Дон Урал Кубань Иртыш 8

Причины возникновения дефицита водных ресурсов Неравномерность распределения водных ресурсов по территории Российской Федерации Ограниченность регулирующих возможностей водохранилищ для удовлетворения ресурсной потребности населения, промышленности, сельского хозяйства, рыбного хозяйства, внутреннего водного транспорта Недостаточная комплексность использования водных ресурсов на отдельных водохозяйственных участках Применение устаревших водоемких технологий в промышленности и сельском хозяйстве Большие потери при транспортировании водных ресурсов, вследствие значительного износа гидротехнических сооружений 9

Площадь орошаемых земель, необходимая для устойчивого обеспечения страны продовольствием, млн. га 12,0 Потенциально возможная площадь для развития орошения ограниченная дефицитом водных ресурсов, млн. га 10,1 10

Краткое описание бассейна р. Енисей Показатель Значение Общая протяженность р. Енисей, км 3490 Общая площадь водосборного бассейна, тыс. км кв.2580 Количество водохранилищ объемом более 10 млн. м 3 в бассейне р. Енисей 7 Среднемноголетний годовой сток, км куб.651 Соотношение водозабора из водных источников к доступным возобновляемым водным ресурсам, %

Характеристика сельского хозяйства в бассейне Енисея Показатель Значение Площадь пашни, тыс. га 2233 Площадь орошаемых земель, тыс. га 57 Производство мяса, тыс. тонн/год 130 Производство молока, тыс. тонн/год 345 Производство овощей тыс. Тонн/год 79 12

Основные преимущества использования мелиорации Высокопродуктивное производство недорогих качественных кормов с использованием мелиоративных технологий Государственное субсидирование сельскохозяйственных производителей без нарушение правил ВТО (меры «зеленой» корзины) 13

Условия современной нормативно- технической базы в мелиорации Формирование государственной стратегии формирования нормативных требований к строительству новых и реконструкции существующих мелиоративных систем, основанной на безусловных высоких требованиях к техническому и технологическому уровню и учитывающих ошибки и проблемы, выявленные на основе анализа интенсивного развития мелиорации в годы ХХ века. Системное проведение комплексных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, направленных на разработку эффективных ресурсосберегающих технологий проектирования, строительства и эксплуатации мелиоративных систем нового поколения; На основе полученных результатов научных исследований создание современных нормативных документов, регламентирующих все этапы жизненного цикла мелиоративных объектов и гармонизация данных стандартов с международными аналогами. 14

Нормативные документы в области стандартизации, разработанные ФГБНУ «РосНИИПМ» для мелиоративной отрасли России за период с 2009 по 2013 Вид нормативного документа Количество Своды правил 17 ГОСТ Р 8 Стандарты организации Минсельхоза России 17 15

Утвержденные нормативные документы, разработанные для Национального объединения строителей России СТО НОСТРОЙ «Мелиоративные системы и сооружения. Часть 1. Оросительные системы. Общие требования по проектированию и строительству. Часть 2. Осушительные системы. Общие требования по проектированию и строительству». СТО НОСТРОЙ «Мелиоративные системы и сооружения. Габионные противоэрозионные сооружения. Общие требования по проектированию и строительству». 16

Нормативные документы, разработанные для Национального объединения строителей России, находящиеся в стадии утверждения СТО НОСТРОЙ «Мелиоративные и водохозяйственные системы и сооружения. Разработка грунта при строительстве, реконструкции каналов оросительных систем. Правила и контроль выполнения, требования к результатам работ» СТО НОСТРОЙ «Мелиоративные и водохозяйственные системы и сооружения. Разработка грунта методом гидромеханизации. Правила и контроль выполнения, требования к результатам работ» 17

Мелиорация является эффективным средством повышения эффективности сельскохозяйственного производства. Мелиоративные системы являются частью водохозяйственного комплекса, и их эффективное функционирование во многом зависит от обеспеченности водными ресурсами. Водные ресурсы Российской Федерации характеризуются значительной неравномерностью распределения по территории страны. Развитие орошаемого земледелия в европейской части России может быть ограничено дефицитом водных ресурсов. Потенциал развития мелиорации может более интенсивно реализовываться в Сибирском федеральном округе России, имеющем значительные водные запасы и при этом обладающем умеренным климатом и значительными площадями сельскохозяйственных земель. Нормативное обеспечение проектирования, строительства и эксплуатации мелиоративных систем на основе современных достижений науки является важнейшим фактором инновационного развития мелиоративной отрасли и эффективного использования водных объектов. Результатом развития мелиоративного комплекса в Сибирском федеральном округе может стать достижение необходимого уровня продовольственной безопасности России по удельному весу отечественной мясной и молочной продукции и укрепление социально- экономической стабильности одного из важнейших регионов Российской федерации – Сибирского федерального округа. 18

19 ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕПЯТСТВУЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЮ ЦЕЛЕЙ: - Отсутствие стратегии и тактики использования водных ресурсов во всех отраслях народного хозяйства и в АПК - Снижение роли и приоритетов АПК, и мелиоративной отрасли в целом, как стратегического участника при разработке СКИОВО; - Отсутствие нормативов допустимого воздействия на водные объекты, которые бы учитывали особенности региона; - Отсутствие единой информационно-аналитической системы управления ВХК, учитывающей интересы АПК и в том числе мелиоративной отрасли; - Отсутствие нормативно-правовых механизмов, позволяющих обеспечить инновационное развитие ВХК на стадиях: проектирование- строительство-эксплуатация. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЛЯ ВКЛЮЧЕНИЯ В ПРОЕКТ РЕЗОЛЮЦИИ: Необходимо заложить основу правового и экономического совершенствования механизмов водопользования, которые позволили бы, на паритетных началах между всеми участниками ВХК, обеспечить комплексное и эффективное использование водных ресурсов с учетом всех категорий водопользователей и водопотребителей. 19