Революция и культура политика советской власти в области культуры интеллигенция и революция Разработала: Мещерякова Н.А., учитель истории и обществознания.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Русская культура в начале ХХ века Литература. Анна Ахматова (псевдоним Горенко Анны Андреевны; ) первое стихотворение, по ее признанию, написала.
Advertisements

Модернизм в русской литературе «Серебряный век» отечественной культуры XX века.
Работу выполнили Галажинская Лиза и Лихачёва Наташа.
Анна Ахматова. Анна Андрееевна Ахма́това (фамилия при рождении Го́ренко) одна из известнейших русских поэтесс XX века, писатель, литературовед, переводчик.
На этом уроке вы познакомитесь с писателями и поэтами 20-х годов ХХ века.
Серебряный век Русской литературы. Выполнили: Сухарев Илья Сысолятин Алексей Сысолятин Алексей Стоякин Артем Стоякин Артем Терпугов Роман Терпугов Роман.
Писатели и поэты конца 19 начала 20 веков Особенности творчества поэтов и писателей конца 19 начала 20 веков.
Анна Андреевна Ахматова. Диана Казюлина 9 «а» класс. Ярославль 2013 год.
МАРИНА ИВАНОВНА ЦВЕТАЕВА (1892–1941) – ЗНАМЕНИТАЯ РУССКАЯ ПОЭТЕССА, ПРОЗАИК, ПЕРЕВОДЧИК, КОТОРАЯ СВОИМ ТВОРЧЕСТВОМ ОСТАВИЛА ЯРКИЙ СЛЕД В ЛИТЕРАТУРЕ 20.
Анна Ахматова. Анна Андреевна Ахматова (фамилия при рождении Горенко) русская поэтесса, писатель, литературовед, литературный критик, переводчик.
Сент-Женевьев-де-Буа Самое именитое русское кладбище за границей. де-Буа п В этой земле похоронены писатели Бунин,Шмелёв, художники Сомов, Коровин, Добужинский,
Анна Андреевна Ахматова (1889 – 1966) – ЗНАМЕНИТАЯ РОССИЙСКАЯ ПОЭТЕССА 20 ВЕКА, ПИСАТЕЛЬНИЦА, ПЕРЕВОДЧИК, КРИТИК И ЛИТЕРАТУРОВЕД. АВТОР ИЗВЕСТНОЙ ПОЭМЫ.
июля 1893года - родился В. В. Маяковский (с. Багдади, недалеко от Кутаиси) Село Багдади Дом-музей В.Маяковского в Багдади.
Поэтический мир Марины Цветаевой Урок –новелла Урок –новелла Карталинский район Карталинский район МОУ Полтавская СОШ МОУ Полтавская СОШ Учитель литературы.
Псевдонимы русских писателей и поэтов Подготовил: Никита Белавин.
Выставка раритетов Серебряного века русской культуры « Наши души – зеркала » Из фонда Мончегорской Центральной городской библиотеки.
Сравнить жизни и судьбы двух Великих поэтесс серебряного века. Раскрыть творческие успехи и неудачи творчества поэтесс. Уточнить представление о творчестве.
Презентация по литературе на тему : « Жизнь и творчество И. А. Бунина »
г.. Великий русский писатель, талантливый драматург, академик, врач по профессии. Интересные факты Антон Павлович Чехов очень любил подписывать.
Вопрос 1: Были ли в роду Буниных ещё писатели, кроме Ивана Алексеевича? Вопрос 2: Кого можно назвать земляками Бунина, если родился он в Воронеже, а детство.
Транксрипт:

Революция и культура политика советской власти в области культуры интеллигенция и революция Разработала: Мещерякова Н.А., учитель истории и обществознания МОУ СОШ 50 г. Тверь

Цели и задачи рассмотреть и проанализировать основные направления политики советской власти в области культуры продолжить знакомство с видными представителями интеллигенции и их взглядами изучаемого исторического периода раскрыть сущность представлений различных писателей и поэтов о событиях октября 1917 года, выявить их позиции во время гражданской войны рассказать о проблеме выбора творческой интеллигенции после победы большевиков познакомиться с настроениями русской эмиграции через поэтические строки

Политика советской власти в области культуры Кейс 1 – постановления советской власти в области народного просвещения Кейс 2 – сравнение учебных планов гимназии и единой трудовой школы Кейс 3 – сравнение учебных планов единой трудовой школы и современной школы – МОУ СОШ 50 г. Твери Кейс 4 – политика большевиков по приобщению народных масс к сокровищам культуры и ее реализация

Кейс 1 постановления советской власти в области народного просвещения

Кейс 1 Сравнить принципы организации советской школы и дореволюционных школ. Что из этих принципов сохранилось до наших дней, что сейчас пересматривается? Согласны ли вы с подчеркнутыми словами Владимира Ильича Ленина?

Кейс 1 «Одним из … буржуазных лицемерий является убеждение в том, что школа может быть вне политики»

Кейс 2 сравнение учебных планов гимназии и единой трудовой школы

Кейс 2 Сравните учебные планы единой трудовой советской школы и гимназии.

Кейс 3 сравнение учебных планов единой трудовой школы и современной школы – МОУ СОШ 50 г. Твери

Кейс 3 Сравните учебные планы единой трудовой школы и современной школы – МОУ СОШ 50

Кейс 4 политика большевиков по приобщению народных масс к сокровищам культуры и ее реализация

Кейс 4 Чем вы объясните подобное отношение народных масс к памятникам культуры? Почему замысел большевиков не был до конца воплощен в жизнь?

Интеллигенция и революция Групповая работа с кейсами

Интеллигенция и революция Кейс 5 – отношение интеллигенции к событиям октября 1917 г. на основании анализа взглядов М. Горького («Несвоевременные мысли») Кейс 6 – отношение интеллигенции к событиям октября 1917 г. на основании анализа взглядов А. Аверченко («Дюжина ножей в спину революции») Кейс 7 – отношение интеллигенции к событиям октября 1917 г. на основании анализа взглядов поэтов (В. Маяковский, В. Брюсов, З. Гиппиус) Кейс 8 – позиция интеллигенции во время гражданской войны (Демьян Бедный, З. Гиппиус, М. Волошин)

Псевдоним Большинство литературных произведений имеет автора, имя которого помещается на обложке. Знаете ли вы, что далеко не всегда это истинная фамилия? Псевдони́м (греч. ψευδής «ложный» и греч. όνομα «имя») подпись, которой автор заменяет свое настоящее имя. Псевдонимы были известны еще в V-VI вв. до н.э. Ложные имена использовали поэты эпохи Возрождения. Широко были распространены псевдонимы в XVIII-XX вв.

Почему же авторы прибегают к псевдонимам? скрыть авторство избежать цензурные преследования не путать с однофамильцами боязнь провала на литературном поприще неблагозвучность фамилии желание подчеркнуть какое-то свое качество стремление представить себя иным, чем в действительности (литературная маска)

Кейс 5 отношение интеллигенции к событиям октября 1917 г. на основании анализа взглядов М. Горького («Несвоевременные мысли»)

Максим Горький, Русский советский писатель, литературный критик и публицист, родоначальник советской литературы, активный участник революционного движения, общественный деятель. Настоящее имя – Алексей Максимович Пешков. Псевдоним себе Алексей Максимович придумал сам: «Не писать же мне в литературе Пешков…». Псевдоним характеризует не только его судьбу, но и направление его творчества: писал про горькую участь обездоленных. "Несвоевременные мысли. Заметки о революции и культуре" (1918)

Кейс 5 Каково отношение Горького к Октябрьской революции, судя по этим высказываниям? Можно ли на основании их, хотя бы частично, ответить на вопрос, почему часть русской интеллигенции не приняла революцию? Оцените высказывания Горького.

Кейс 6 отношение интеллигенции к событиям октября 1917 г. на основании анализа взглядов А. Аверченко («Дюжина ножей в спину революции»)

Аркадий Аверченко, Русский писатель, сатирик, театральный критик. Работает в сатирических журналах «Штык», «Меч», «Стрекоза» Редактор журнала «Сатирикон», «Новый сатирикон». Псевдонимы: Ave, Волк, Фома Опискин, Медуза-Горгона, Фальстаф и др. В 1921 году в Париже опубликовал сборник памфлетов «Дюжина ножей в спину революции».

Константин Бальмонт, Поэт-символист, переводчик, один из виднейших представителей русской поэзии «Серебряного века». Опубликовал 35 поэтических сборников, 20 книг прозы, переводил с многих языков испанские песни, словацкий, грузинский эпос, югославская, болгарская, литовская, мексиканская, японская поэзия. Псевдонимы: Б-ъ, К., Гридинский, Дон, К.Б., Лионель.

Кейс 6 Каково отношение А. Аверченко и К. Бальмонта к Октябрьской революции? Попробуйте на основании этих высказываний ответить на вопрос, почему часть русской интеллигенции не приняла революцию? Оцените высказывания А. Аверченко и К. Бальмонта.

Кейс 7 отношение интеллигенции к событиям октября 1917 г. на основании анализа взглядов поэтов (В. Маяковский, В. Брюсов, З. Гиппиус)

Владимир Маяковский, Русский советский поэт. Проявил себя как драматург, киносценарист, кинорежиссёр, киноактёр, художник, редактор журналов «ЛЕФ» («Левый Фронт»), «Новый ЛЕФ» год: активно сотрудничает в РОСТА ( ), оформляет (как поэт и как художник) для РОСТА агитационно-сатирические плакаты («Окна РОСТА») год: закончил писать поэму « », в которой отражена тема мировой революции.

Валерий Брюсов, Русский поэт, прозаик, драматург, переводчик, литературовед, литературный критик и историк. Один из основоположников русского символизма. Псевдонимы: Валерий Маслов, Аврелий, Бакулин, Нелли. После Октябрьской революции 1917 года Брюсов активно участвовал в литературной и издательской жизни Москвы, работал в различных советских учреждениях.

Зинаида Гиппиус, Русская поэтесса и писательница, драматург и литературный критик, одна из видных представителей «Серебряного века» русской культуры. Г-с, Денисов Л., З.Г., Кр. А., Крайний А., Крайний Антон, Мережковский Д., Товарищ Герман, Х года навсегда уехала во Францию.

Как в строках З. Гиппиус, В. Брюсова и В. Маяковского отражено отношение интеллигенции к Октябрьской революции? Кейс 7

Кейс 8 позиция интеллигенции во время гражданской войны (Демьян Бедный, З. Гиппиус, М. Волошин)

Демьян Бедный, Русский советский писатель, поэт, публицист и общественный деятель. Настоящее имя – Ефим Алексеевич Придворов. Псевдоним Демьян Бедный - деревенское прозвище его дяди, народного борца за справедливость. В годы гражданской войны вёл агитационную работу в рядах РККА. Общий тираж его книг в 1920-е годы превысил два миллиона экземпляров.

Максимилиан Волошин, Русский поэт, переводчик, художник-пейзажист, художественный и литературный критик год: вышел первый сборник «Стихотворения » в Москве год: отказ от военной службы и участия «в кровавой бойне» Первой мировой войны год: превращает свой дом в Коктебеле в бесплатный дом творчества Дом творчества Литфонда СССР.

На основании стихотворных строк постарайтесь сделать вывод о позиции интеллигенции во время гражданской войны? Кейс 8

Интеллигенция и революция Фронтальная работа с кейсами. «Выбор»

Интеллигенция и революция Кейс 9 – Какой выбор встал перед творческой интеллигенцией после победы большевиков? Кейс 10 – Какие настроения русской эмиграции отражены в строках поэтов (И. Бунина, М. Цветаевой, И. Северянина, Тэффи, Дон Аминадо, З. Гиппиус)

Кейс 9 Какой выбор встал перед творческой интеллигенцией после победы большевиков?

Игорь Северянин, Русский поэт «Серебряного века». Настоящее имя Игорь Васильевич Лотарёв. Псевдоним Северянин подчеркивает "северное" происхождение поэта год: венком и мантией «Короля поэтов» публика увенчала Игоря Северянина. Из тридцати восьми лет литературной деятельности Северянин почти двадцать четыре года прожил в Эстонии. Он стал крупнейшим переводчиком эстонской поэзии на русский язык.

Дон Аминадо, Русский поэт-сатирик, мемуарист, адвокат. Настоящее имя – Аминодав Пейсахович Шполянский. 1918–1919 гг.: работал в изданиях «Утро», «Вечер», «Киевская мысль», «Современное слово» год: закрыты все газеты, где он публиковался год: эмигрировал из Одессы во Францию, в Париж.

Анна Ахматова, Русская поэтесса XX века, писательница, литературовед, литературный критик, переводчик. Настоящее имя – Анна Андреевна Горенко. Псевдоним: фамилия бабушки, ведшей род от татарского хана Ахмата. «Мне потому пришло на ум взять себе псевдоним, что папа, узнав о моих стихах, сказал: "Не срами мое имя". - "И не надо мне твоего имени!" - сказала я…" С 1922 года, книги Анны Ахматовой подвергались жёсткой цензурной правке. «Муж в могиле, сын в тюрьме, помолитесь обо мне», - так скажет о своей трагической судьбе сама поэтесса.

Основываясь на строках поэтов, попытайтесь сделать вывод – какой выбор встал перед творческой интеллигенцией после победы большевиков? Кейс 9

Кейс 10 Какие настроения русской эмиграции отражены в строках поэтов (И. Бунина, М. Цветаевой, И. Северянина, Тэффи, Дон Аминадо, З. Гиппиус)

Иван Бунин, Русский писатель, поэт, почётный академик Петербургской академии наук (1909), первый русский лауреат Нобелевской премии по литературе (1933). Псевдонимы: Озерский И., Чубаров И. В феврале 1920 года покинул Россию, эмигрировал во Францию. В эмиграции вёл активную общественно-политическую деятельность: манифест о задачах Русского Зарубежья относительно России и большевизма «Миссия Русской эмиграции».

Марина Цветаева, Русская поэтесса, прозаик, переводчик. Марина начала писать стихи ещё в шестилетнем возрасте, не только на русском, но и на французском и немецком языках. Эмиграция ( ). С 1930-х годов Цветаева с семьёй жила практически в нищете. Возвращение в СССР ( ). 31 августа 1941 года покончила жизнь самоубийством.

Надежда Тэффи, Русская писательница и поэтесса, мемуарист, переводчик. Настоящее имя – Надежда Александровна Лохвицкая. Как она выбирала псевдоним, написала в «Юмористических рассказах», в рассказе, который так и называется, «Псевдоним». Известна сатирическими стихами и фельетонами, входила в состав постоянных сотрудников журнала «Сатирикон». После революции эмигрировала. Её называли первой русской юмористкой начала XX века, «королевой русского юмора».

Какие настроения русской эмиграции отражены в приведенных стихотворных строках? Кейс 10

Но вечно жалок мне изгнанник, Как заключенный, как больной. Темна твоя дорога, странник. Полынью пахнет хлеб чужой…" Эти стихи Анна Андреевна Ахматова написала в 1922 году, вскоре после того, как от причала на Васильевском острове в Петрограде ушли два парохода - "Обербургомистр Хакен" и "Пруссия". На пароходах, названных впоследствии "философскими", были вывезены на чужбину российские ученые - философы, историки, правоведы, литераторы.

Домашнее задание § 14-15, подготовить презентации и сообщения на темы «Новому миру – новый досуг!» «Власть и религия»

Спасибо за внимание! § 14-15, подготовить презентации и сообщения на темы «Новому миру – новый досуг!», «Власть и религия»