Основы проектирования здоровьесберегающей деятельности Лопуга Василий Федорович, директор центра психолого- валеологического образования АКИПКРО.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Программа Образование и здоровье М.А. Павлова. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ «Здоровье это – состояние полного физического, умственного и социального.
Advertisements

Программа Цель Программы «ОБРАЗОВАНИЕ и ЗДОРОВЬЕ» Организация системной комплексной работы по сохранению, компенсации и укреплению здоровья учащихся школы.
Условия здоровьесбережения Состояние здания и помещений школы: очистители воздуха, освещенность, температурный режим, режим проветривания Безопасная жизнедеятельность,
МОУ «Гимназия города Юрги» Федеральные государственные образовательные стандарты НОО ШКОЛА ЗДОРОВЬЯ ПРОГРАММА формирования культуры здорового и безопасного.
Цель: провести анализ педагогической деятельности по формированию здорового образа жизни и укрепления здоровья учащихся; определить пути и способы совершенствования.
Выполнила работу Бокова Наталия Николаевна. Учитель начальных классов МОУ СОШ 10 Г. Люберцы, Московская область.
Педагогический совет Использование здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе Использование здоровьесберегающих технологий.
«Создание здоровьесберегающего пространства в условиях сельской школы»
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни Автор: доцент кафедры педагогических инноваций КОИРО к. б.н. Козловская.
ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ.
Педагогический совет 28 марта 2011 год «Оптимизация здоровьесберегающей образовательной среды школы как условие формирования ценностных отношений образовательного.
Организация здоровьесберегающей деятельности в школе.
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.
МОУ СОШ 2 г. Торопца 2011 год Районный семинар «Здоровьесберегающие технологии - залог качественного обучения» - залог качественного обучения»
«Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не отсутствие болезней или физических дефектов». Всемирная организация.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 160 с углубленным изучением английского языка Государственное.
Сохранение и укрепление здоровья школьников. Проблема сохранения здоровья формирование основ здорового образа, совершенствование физического воспитания.
Школа – центр здоровья 2010 год. Школа - центр здоровья Одно из основных направлений работы школы - сохранение и укрепление здоровья участников образовательного.
Реализацияздоровьесберегающихобразовательных технологий технологий на уроках истории.
ПРОГРАММА ЛИЧНОСТНО- ОРИЕНТИРОВАННОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ.
Транксрипт:

Основы проектирования здоровьесберегающей деятельности Лопуга Василий Федорович, директор центра психолого- валеологического образования АКИПКРО

Цели: Разработка проектов и программ в области здоровья учащихся Задачи: Освоение метода педагогического проектирования Создание содержательного проекта Реализации программы «Здоровье»

Базовые определения Проект организационная форма целенаправленной деятельности (некоторая акция, совокупность мероприятий, объединенных одной программой). Проектирование направлено на создание моделей планируемых (будущих) процессов и явлений

Фазы проекта Собственно проектирование (постановка проблемы, целеполагание, планирование) Реализация (организация и непосредственное выполнение запланированных работ, управление ресурсами и т.д.) Получение результата, контроль, оценка качества

1 фаза проекта – собственно проектирование 2 фаза проекта - реализация проекта 3 фаза проекта – анализ результатов мотивациясодержание Экспертиза Мониторинг 1 программапланресурсы Мониторинг 2 опытперспективы

Направленность проектов На профессиональную деятельность специалистов (проект «Здоровье» в программе развития, технологии, методы и формы обучения) На повышение эффективности процесса обучения (учебные программы, учебные проекты) На внеучебную активность учащихся (экология, здоровье, социум, дополнительное образование и др.)

Базовые определения Педагогическое проектирование – профессиональная деятельность по изменению педагогической действительности

Педагогический проект – способ изменения, сопровождения и поддержки педагогической действительности Базовые определения

Почему? Проблемный анализ Продукт Что? 1 Как? Механизм изменения Проектирование 2 3 ПРОЕКТ

Специфические характеристики Умственная деятельность Аналитическая деятельность Системное программирование Моделирование Социальная деятельность согласование позиций кооперация участников и деятельности рефлексия результатов и процесса оценка созданного проекта.

Стратегия и тактика проектирования Проблема или противоречие Причина 2 Задача 3… Задача 2 Задача 1 Направление деятельности 1 Причина 1 Цель: решить проблему / разрешить противоречие Направление деятельности 2 Направление деятельности 3... Причина 3… Сбор и анализ информации о состоянии деятельности и ее результатов содержание ресурсы результаты содержание ресурсы результаты содержание ресурсы результаты Этапы реализации, календарный план, показатели, методы анализа зеркало

Базовая структура проекта: Титульный лист 1. Актуальность проекта: - анализ ситуации, - вскрытые противоречия - формулировка проблемы, - описание основных идей/ гипотез, - цели и задачи проекта. 2. Содержание деятельности в проекте: - Теоретические и практические возможные пути решения - собственная модель деятельности по проекту - программа реализации проекта - направления деятельности, - этапы, - ресурсы - продукты - календарный план 3. Ожидаемые результаты проекта: - критерии оценки достижения результатов, - количественные или качественные показатели, - формы, средства контроля оценки качества реализации.

ТРЕБОВАНИЯ К ЦЕЛИ Конкретность цели возможность в любой момент ответить на вопрос о том, достигнута цель или нет. Реалистичность цели возможность достижения цели для определенного субъекта в определенные сроки

ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТ Основное содержание планирования заключается в подготовке целей к реализации и распределении соответствующих ресурсов: кадровых, информационных, временных, материально- технических, финансовых и пр. Кто? Что? Когда (в какие сроки)? Где? При каких условиях? Какими силами (средствами)?

5 ШАГОВ СОЗДАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА Постановка проблемы, целей и задач Разработка модели проекта Работа с ресурсами Практическая реализация проекта Публичная защита проекта Практическая часть

Групповая работа 1. Представление основных идей проекта каждым участником рабочей группы. 2. Определение направленности проекта, его назначения, целей и задач. Распределение функций в группе. 3. Обсуждение модели, представление промежуточных результатов проекта 4. Рефлексия результатов работы в группах и подведение итогов.

Шаг 1. Постановка проблемы, целей и задач Выбор проблемной области Назначение проекта Постановка целей и задач Формирование инициативных групп и распределение обязанностей Устная краткая аннотация проекта

Шаг 2. Разработка модели проекта: Определение примерного объема проекта Отбор содержания Предельная детализация блоков, модулей модели проекта Функциональные роли всех участников Сроки исполнения Составление схематичной карты проекта

Представление группы: 1. Актуальность проекта: противоречия и проблема? 2. Цели и задачи проекта? 3. Примерное содержание (модель) проекта? 4. Ожидаемые результаты проекта 5. Каковы задачи работы группы над проектом?

Шаг 3. Работа с ресурсами: Определение и отбор ресурсов Составление программы (плана) привлечения и использования ресурсов Внутренняя экспертиза проекта Оформление проекта Привлечение потенциальных партнеров Представление проекта (презентация)

Шаг 4. Практическая реализация проекта 1. Календарный план 2. Фиксация полученных результатов 3. Оптимальное привлечение ресурсов 4. Промежуточные анализы и отчеты по проекту 5. Закрепление практических результатов

Схема рефлексии в группе Степень достижения цели; Конкретизация полученных результатов (что именно удалось усвоить, что сделать); Оценка меры продвижения группы; Предложения по совершенствованию работы над проектом.

Шаг 5. Публичная защита проекта: -Актуальность проекта -Логическая структура проекта -Ход реализации проекта и использованные ресурсы -Количественные и качественные полученные результаты -Рецензирование, отзыв и оценки проекта -Перспективы развития проекта -Благодарности и т.п.

Возможные причины неэффективного результата Недостаточность мотивации Нечеткая постановка цели, задач Отсутствие плана действий Отсутствие представления о предстоящих задачах и путях их решения Недостаточная или чрезмерная коммуникация Некорректное хранение информации Недостатки кооперации или разделения труда Недостаточность контроля

Программа «Здоровье» в образовательном учреждении

Школьные факторы риска Стрессовая педагогическая тактика; Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников; Несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса; Недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей; Провалы в существующей системе физического воспитания; Интенсификация учебного процесса; Функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья; Частичное разрушение служб школьного медицинского контроля; Отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни (М.М. Безруких и др., 2002).

Цель Программы «Здоровье» Организация системной комплексной работы по сохранению, укреплению и формированию здоровья учащихся школы

Задачи Программы: Р азвитие здоровьесберегающей инфраструктуры образовательного учреждения. Оптимизация учебного процесса за счет использования эффективных здоровьесберегающих методов и технологий обучения. Повышение удельного веса и качества занятий физической культурой. Организация мониторинга состояния здоровья детей. Содействие формированию устойчивой мотивации здоровой жизнедеятельности учащихся и педагогов.

Принципы построения Программы: Комплексность, системность, целостность, методическое единство, репрезентативность, динамичность.

Предполагаемый результат реализации Программы «Здоровье» 1. Устранение влияния на здоровье учащихся школьных факторов риска 2. Снижение тенденции ухудшения здоровья учащихся

1 блок Программы «ЗДОРОВЬЕ» Рациональная организация учебного процесса - - Соблюдение Сан ПиН к организации и объему учебной и внеучебной нагрузки учащихся на всех этапах обучения. - Использование методов и технологий обучения адекватных возрастным возможностям и индивидуальным особенностям учащихся. - Обоснованное введение инноваций в учебный процесс. - Рациональное и соответствующее требованиям преподавание физической культуры и занятий активно-двигательного режима. - Индивидуализация обучения. - Соблюдение всех требований к использованию технических средств в обучении. - Рациональная организация школьного питания.

2 блок Программы «ЗДОРОВЬЕ» Организация физкультурно-оздоровительной работы -Полноценная и эффективная работа с учащимися всех групп здоровья (на уроках физической культуры, в секциях). -Полноценная и эффективная работа с учащимися всех групп здоровья (на уроках физической культуры, в секциях). -Организация занятий по ЛФК. -Организация занятий по ЛФК. -Организация часа активных движений (динамической паузы) между 3 и 4 уроками в начальной школе. -Организация часа активных движений (динамической паузы) между 3 и 4 уроками в начальной школе. -Организация динамических, физкультурных пауз на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности. -Создание условий и организация работы спортивных секций. -Регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий (дней спорта, соревнований, походов, дней здоровья и т.д.).

3 блок Программы «ЗДОРОВЬЕ» Профилактическая и просветительно-воспитательная работа с учащимися, направленная на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни -Включение в систему работы образовательного учреждения программ, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни. -Лекции (лектории), беседы, классные часы, консультации по проблемам сохранения и укрепления здоровья, профилактики вредных привычек. -Проведение дней здоровья, конкурсов, праздников и т.д. -Использование рекомендованных и утвержденных методов профилактики заболеваний, не требующих постоянного наблюдения врача (витаминизация, профилактика нарушений осанки, профилактика нарушений зрения и т.д.). -Привлечение медицинских работников к реализации всех компонентов работы по сохранению и укреплению здоровья школьников, просвещению педагогов и родителей.

4 блок Программы «ЗДОРОВЬЕ» Организация системы просветительской и методической работы с педагогами, специалистами и родителями -Лекции и семинары, консультации, курсы по различным вопросам роста и развития ребенка, его здоровья, факторов положительно и отрицательно влияющих на здоровье и т.п. -Приобретение необходимой научно-методической литературы. -Привлечение педагогов и родителей к совместной работе по проведению спортивных соревнований, дней здоровья, занятий по профилактике вредных привычек. -Практикумы, обучающие педагогов методам саморегуляции.

5 блок Программы «ЗДОРОВЬЕ» Динамическое наблюдение за состоянием здоровья, мониторинг здоровья -Отбор критериев показателей здоровья. -Регулярный анализ и обсуждение на педагогических советах данных о состоянии здоровья школьников, доступность сведений для каждого педагога. -Внесение данных углубленного диспансерного обследования учащихся в педагогические карты, находящиеся в школе. -Регулярный анализ результатов динамических наблюдений за состоянием здоровья и их обсуждение с педагогами, родителями. -Введение карты здоровья класса (школы), что позволит увидеть рост заболеваемости, проанализировать причины, принять необходимые меры. -Создание системы комплексной педагогической, психологической и социальной помощи детям со школьными проблемами.

Содержание учебной программы и основные требования к уровню освоения содержания Модуль 1. Самопознание 1. Самопознание Модуль 2. Я и другие 2. Я и другие Модуль 3. Гигиенические правила и предупреждение инфекционных заболеваний 3. Гигиенические правила и предупреждение инфекционных заболеваний Модуль 4. Питание и здоровье 4. Питание и здоровье Модуль 5. Основы личной безопасности и профилактика травматизма 5. Основы личной безопасности и профилактика травматизма Модуль 6. Культура потребления медицинских услуг 6. Культура потребления медицинских услуг Модуль 7. Предупреждение употребления психоактивных веществ 7. Предупреждение употребления психоактивных веществ

Модуль 1. Самопознание Знание своего тела. Части тела, их функциональное предназначение. Внутренние органы и их предназначение. Рост и развитие человека, периодизация развития. Здоровье и болезнь, гуманное отношение к физическим недостаткам. Ожидаемые результаты (ребенок может). Называть органы и части тела, их функциональное предназначение. Уметь рассказывать о своих телесных ощущениях. Объяснить, чем отличается состояние здоровья от состояния болезни. Рассказать о субъективных признаках своей усталости. Доброжелательно относиться к инвалидам и помогать им. Самопознание через ощущение, чувство и образ. Эмоциональная, сфера личности: чувства, настроение, эмоциональные переживания, ощущения. Способы проявления эмоций и выражения чувств. Ожидаемые результаты (ребенок может). Уметь распознать основные эмоции у себя и других, словесно объяснить их, отчетливо выразить с помощью жестов, мимики, позы. Уметь описать словесно свои ощущения. Выражать готовность обратиться за советом и помощью в ситуациях страха, горя или несчастья. Содержание учебной программы

Модуль 2. Я и другие Правила межличностного общения: предупредительность, представление себя, приглашение, отказ от нежелательного общения. Дружба. Взаимовлияние людей, способы конструктивного решения конфликтных ситуаций. Поведение на улице и в общественных местах. Правила поведения с незнакомыми людьми. Родственные связи - семья. Правила семейного общения. Права ребенка в семье. Правила групповой деятельности. Ожидаемые результаты (ребенок может). Знать общепринятые правила коммуникации и уметь их применить в модельных условиях. Уметь самостоятельно искать выходы из конфликтных ситуаций. Уметь соблюдать правила поведения в общественных местах. Уметь корректно отказаться от общения с незнакомыми людьми. Знать свои права и признавать взаимные обязательства в семье. Уметь определить свою роль в группе и работать для достижения общей цели. Уметь соблюдать социальные нормы поведения в формальных группах. Различать признаки недружелюбной группы и уметь из нее выйти. Содержание учебной программы

Модуль 3. Гигиенические правила и предупреждение инфекционных заболеваний Гигиена тела. Кожа и ее придатки. Функциональное предназначение. Уход за кожей, волосами и ногтями. Выбор одежды и обуви в соответствии с погодными условиями и индивидуальными особенностями. Ожидаемые результаты (ребенок может).Уметь быть опрятным. Регулярно выполнять гигиенические процедуры. Уметь обеспечить себе комфортные условия для любой деятельности за счет правильного выбора одежды и обуви. Поддерживать в чистоте предметы своего ежедневного обихода. Гигиена полости рта. Общее представление о строении ротовой полости. Факторы риска развития стоматологических заболеваний. Уход за зубами. Ожидаемые результаты (ребенок может). Иметь навыки правильной чистки зубов. Иметь сформированную привычку чистить зубы 2 раза в день. Не иметь нелеченного кариеса зубов. Содержание учебной программы

Модуль 3. Гигиенические правила и предупреждение инфекционных заболеваний Гигиена труда и отдыха. Периоды изменения работоспособности. Режим дня. Субъективные и объективные признаки утомления. Активный и пассивный отдых. Сон как наиболее эффективный отдых. Гигиена органов зрения, факторы, приводящие к утомлению. Ожидаемые результаты (ребенок может).Уметь распознавать признаки утомления, в том числе зрительного. Иметь навыки переключения на разные виды деятельности для избежания утомления Профилактика инфекционных заболеваний. Взаимодействие человека с микромиром. «Хорошие» и «плохие» микробы. Представление об инфекционных заболеваниях. Способы «пассивной» защиты от болезни: мытье рук, ношение маски, одноразовые шприцы и т. д. Представление об «активной» защите - иммунитете. Ожидаемые результаты (ребенок может). Иметь сформированные стереотипы мытья рук перед любым приемом пищи. Уметь использовать «пассивную защиту» при необходимости контакта с больным человеком (далекое расстояние, проветривание помещения, ношение маски, отдельная посуда и т.д.). Иметь сформированное представление о моральной ответственности за распространение инфекционного заболевания (например, приход с гриппом в ДОУ). Знать, для чего делаются прививки. Содержание учебной программы

Модуль 4. Питание и здоровье Питание - основа жизни. Представление об основных пищевых веществах, их значение для здоровья, важнейшие пищевые источники. Как происходит пищеварение. Режим питания. Правила поведения за столом. Ожидаемые результаты (ребенок может). Уметь соблюдать элементарные правила режима питания. Уметь пользоваться столовыми приборами. Гигиена питания. Обработка пищевых продуктов перед употреблением. Хранение пищевых продуктов. Правила ухода за посудой. Ожидаемые результаты (ребенок может). Навык соблюдения правил хранения пищевых продуктов. Навык обработки фруктов и овощей перед их употреблением. Умение мыть посуду и столовые приборы. Содержание учебной программы

Модуль 5. Основы личной безопасности и профилактика травматизма Безопасное поведение на дорогах. Основные ситуации - «ловушки», в которые обычно попадают дети: «закрытый обзор», «отвлечение внимания», «пустынная улица», «середина проезжей части улицы», «родители с детьми». Сигналы регулирования дорожного движения. Правила безопасного поведения у железнодорожных путей. Ожидаемые результаты (ребенок может). Уметь прогнозировать развитие ситуации на дороге. Иметь навык наблюдения. Иметь навыки «сопротивления» волнению или спешке. Иметь навык «переключения на улицу». Бытовой и уличный травматизм. Опасные факторы современного жилища, игровой площадки. Ожоги. Опасность при пользовании пиротехническими средствами. Электротравма. Опасность при игре с острыми предметами. Падение с высоты. Опасность открытого окна, катания на перилах, прыжков с крыш гаражей и т.д. Элементарные правила безопасности при катании на велосипеде. Оказание первой помощи при простых травмах (ссадинах, царапинах, поверхностных ранах). Укусы зверей, змей, насекомых. Ожидаемые результаты (ребенок может). Уметь распознавать опасные зоны в помещении, на улице. Уметь предвидеть возможность падения с высоты, получения травмы, ожога и избегать их. Иметь навыки безопасного обращения с электроприборами, острыми предметами. Применять на практике правила безопасности при катании и велосипеде, пользоваться защитными приспособлениями. Уметь оказать помощь себе и другим при простых травмах. Уметь распознавать негативные реакции животных и избегать укусов и повреждений. Принимать неотложные меры при укусе животного, насекомого, змей. Содержание учебной программы

Модуль 5. Основы личной безопасности и профилактика травматизма Поведение в экстремальных ситуациях. Экстремальная ситуация в городе. Экстремальная ситуация в деревне. Экстремальная ситуация, связанная с незнакомым человеком. Правила поведения при пожаре. Вызов экстренной помощи: 01, 02, 03, 04, службы спасения. Стихийные бедствия, техногенные катастрофы. Ожидаемые результаты (ребенок может). Освоить три модели поведения в экстремальной ситуации: «зови на помощь», «уходи из ситуации», «принимай меры по самоспасению». Уметь обращаться за помощью в экстремальной ситуации. Знать способы тушения огня. Уметь выполнять последовательные действия по эвакуации из помещения при возникновении пожара. Владеть навыками по самоспасению, когда поведение незнакомого человека кажется опасным. Содержание учебной программы

Модуль 6. Культура потребления медицинских услуг Выбор медицинских услуг. Поликлиника и вызов врача на дом. Служба «О3», неотложная помощь, служба спасения. Посещение врача. Больница, показания для госпитализации. Ожидаемые результаты (ребенок может). Иметь позитивное, уважительное отношение к врачам и медицинским сестрам, как к людям, которые помогают сохранить здоровье. Знать, в каких случаях необходимо обратиться за экстренной медицинской помощью, и иметь навыки обращения. Знать, зачем детей госпитализируют. Обращение с лекарственными препаратами. Польза и вред медикаментов. Осторожное обращение с лекарствами, которые хранятся дома. Ожидаемые результаты (ребенок может). Иметь навык аккуратного обращения с лекарствами (хранить в фабричной упаковке, применять только по назначению врача или рекомендации родителей, не пробовать неизвестные таблетки). Содержание учебной программы

Модуль 7. Предупреждение употребления психоактивных веществ Общее представление о психоактивных веществах. Вред табачного дыма. Что такое алкоголь и чем опасно его употребление. Поведение с людьми, употребляющими психоактивные вещества. Ожидаемые результаты (ребенок может). Уметь избегать ситуации пассивного курения. Понимать, что алкоголизм и табакокурение - трудноизлечимые заболевания. Выработать формы поведения, когда рядом находится человек в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Предупреждение употребления психоактивных веществ. Способы разрешения проблемам как позитивная профилактика зависимостей. Стратегии противостояния употреблению психоактивных веществ. Содержание учебной программы

Внутришкольные факторы, влияющие на здоровье учащихся Здоровье учащихся учебный план выбор УМК выбор программ уроки физкультуры спортивные секции и кружки досуговая деятельность взаимоотношения с одноклассниками отношение учителей здоровье учителей Организация занятий вид учебной деятельности технологии стиль преподавания отметка, оценка знаний объем домашних заданий Режим функционирования школы режим дня расписание учебных занятий питание санитарно- гигиенические условия (мебель, освещение, проветривание и др.) режим перемен

Стадии разработки систем 1. Бешеный энтузиазм 2. Крушение иллюзий 3. Полнейшая неразбериха 4. Поиски виновных 5. Наказание невиновных 6. Премирование непричастных

МОУ "Усть-Нерская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VII-VIII вида" МОУ "Усть-Нерская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VII-VIII вида"

Спасибо за внимание!