Оценка и прогнозирование состояния окружающей природной среды www.webeco.narod.ru.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Экологическое проектирование и экспертиза. Нормативно-правовые основы.
Advertisements

Экологическая оценка: экологическая экспертиза и оценка воздействия на окружающую среду.
ПОРЯДОК ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ СТРОЕВА МАРИЯ, МАЛКОВА ПОЛИНА.
Производственный экологический контроль в области охраны атмосферного воздуха Выполнил магистрант гр.ЭКОм-18 Яшина Карина.
Политика Российской Федерации в области охраны окружающей среды А.Г. Ишков, Директор Департамента государственной политики в области охраны окружающей.
Общие положения Нормирование качества среды – установление пределов, в которых допускается изменение ее естественных свойств. Обычно норма устанавливается.
Документирование деятельности в области охраны окружающей среды.
1 ТЕМА 14 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ЗЕМЕЛЬНОЙ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ СФЕРЕ СПК ПС ОМС.
Нормативы качества окружающей среды. Понятие "нормативы качества окружающей среды" закреплено в Законе Республики Беларусь "Об охране окружающей среды"
Директор Департамента природопользования ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» Передня Татьяна Валерьевна 03 июля 2013г. Федеральный закон «О водоснабжении.
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре Государственная.
Тема 1. Окружающая среда, ее компоненты и объекты: понятийная база.
Организация и проведение производственного контроля на предприятиях.
1 Решение проблем обеспечения экологической безопасности – как важный элемент аудиторской деятельности Председатель комиссии по аттестации и аккредитации,
Федеральный закон от ФЗ «Об отходах производства и потребления» Требование составления паспорта на отходы I-IV класса опасности Постановление.
Стандарты и руководящие документы по мониторингу окружающей среды.
При размещении, технико-экономическом обосновании проекта, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию предприятий, сооружений.
Факторы оценки ОС Количественный фактор, определяется при аварийно-залповых выбросах, когда происходит прямое воздействие на ОС. Пространственный фактор,
Федеральный закон от ФЗ «Об охране окружающей среды» Платность природопользования, виды негативного воздействия Постановлением Правительства.
Оценка воздействия на окружающую среду. Проектная документация.
Транксрипт:

Оценка и прогнозирование состояния окружающей природной среды

Окружающая среда Окружающая среда - обобщенное понятие, характеризующее природные условия в конкретно избранном месте и экологическое состояние данной местности. Согласно З-ну 7-ФЗ окружающая среда - совокупность компонентов природной среды, природных и природно- антропогенных объектов, а также антропогенных объектов.

Атмосфера Гидросфера Литосфера Окружающая среда Атмосфе́ра (от. др.-греч. τμός пар и σφαρα шар) газовая оболочка, окружающая планету Земля, одна из геосфер. Внутренняя её поверхность покрывает гидросферу и частично земную кору, внешняя граничит с околоземной частью космического пространства. Атмосфера

Гидросфера Гидросфера – прерывистая водная оболочка земли. Включает в себя океаны, моря, все водные объекты суши (реки, озера, болота и водохранилища), подземные воды, ледники и снежный покров. Основным компонентом гидросферы является вода.

Литосфера Литосфера (греч. «литое» камень) твердая оболочка Земли, включающая земную кору мощностью (толщиной) от 6 (под океанами) до 80 км (горные системы) и самый верхний слой мантии до астеносферы. Земная кора сложена горными породами. Доля различных горных пород в земной коре неодинакова более 70% приходится на базальты, граниты и другие магматические породы, около 17% на преобразованные давлением и высокой температурой породы и лишь чуть больше 12% на осадочные

Биосфера Биосфе́ра (от др.-греч. βιος жизнь и σφαρα сфера, шар) оболочка Земли, заселённая живыми организмами, находящаяся под их воздействием и занятая продуктами их жизнедеятельности; «плёнка жизни»; глобальная экосистема Земли. Атмосфера до высоты 25 км (озоновый слой) Гидросфера на всю толщу (11 км) Литосфера до глубины 5 км (температурный барьер +105ºС) Строение биосферы

Понятие о загрязнителе. Виды загрязнений Загрязнение – это вещество или явление чуждое окружающей среде, присутствующее в окружающей среде в таких количествах и так долго, что нарушает биохимические процессы в экосистемах Классификация загрязнений - Это привнесение в окружающую среду или возникновение в ней новых, обычно не характерных для нее физических, химических, информационных или биологических агентов или превышение в рассматриваемое время среднемноголетнего уровня концентрации перечисленных агентов в среде. По природе: Химические Физические Биологические По происхождению: Естественное Антропогенное

Физическое загрязнение подразделяется на: – радиоактивное – световое – тепловое – шумовое – Электромагнитное – Ультразвуковое Биологическое загрязнение: – микробиологическое загрязнение – биотическое загрязнение С экологических позиций загрязнение представляет собой комплекс помех в экосистемах, воздействующий на потоки вещества, энергии и информации. = Акустическое

Ингредиентное загрязнение – совокупность веществ, количественно или качественно чуждых биогеоценозам (могут быть минеральными - отходы, отвалы и органическими - бытовые стоки, ядохимикаты, отходы пищевой промышленности и т.д.). Параметрическое загрязнение – изменение качественных параметров окружающей среды (шумовое, световое, тепловое, радиационное, электромагнитное). Биоценотическое загрязнение – воздействие на состав и структуру популяций живых организмов (нерегулируемый отлов, перепромысел, нарушение баланса популяций).

Стациально-деструктивное загрязнение – изменение ландшафтов и экологических систем в процессе природопользования (эрозия почв, осушение земель, вырубка лесов и т.д.).

Формы загрязнения Выбросы сбросы отходы Поступают в атмосферу в виде газов и аэрозолей Поступают в водную среду в жидком виде Поступают в/на литосферу в твердом виде (например, ТБО)

Классы опасности (токсичности) веществ. Определяют по методике РОСПОТРЕБНАДЗОРА. Сан ПиН ; ГОСТ I - чрезвычайно опасные вещества II - высокоопасные вещества III - умеренно опасные вещества IV - малоопасные вещества

Фоновый состав окружающей среды Под фоновым загрязнением понимают СРЕДНИЕ КОНЦЕНТРАЦИИ загрязняющих веществ в «условно чистых» регионах вдали от источников загрязнения, обусловленные природными и антропогенными источниками загрязняющих веществ. Основной характеристикой естественного содержания вещества в окружающей среде является величина, которая носит название «кларк». Кларк представляет собой среднее содержание элементов в составе земной коры в массовых процентах.

Организация охраны окружающей среды и природопользования в РФ. Осуществляется с целью сохранения и рационального использования природно-ресурсного потенциала в масштабах государства Комплексное управление природопользованием - скоординированное взаимодействие органов власти и специально уполномоченных государственных органов Российской Федерации в сфере охраны окружающей природной среды, направленное на формирование и практическую реализацию единых межведомственных принципов в природопользовании.

Министерство природных ресурсов и экологии РФ Федеральное агентство по недропользованию Федеральное агентство водных ресурсов Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору Федеральная служба по надзору в сфере природопользования Региональный уровень управления: территориальные органы федеральных органов управления. Специально уполномоченные государственные органы управления

Природоохранное законодательство РФ Конституция РФ. Об охране окружающей среды. ФЗ от ФЗ. Водный кодекс РФ от N 167-ФЗ (С изменениями на ) О недрах. ФЗ от N О животном мире. ФЗ от N 52-ФЗ Об особо охраняемых природных территориях. ФЗ от N 33-ФЗ. О радиационной безопасности населения. ФЗ от N 3- ФЗ Федеральный закон от N 89-ФЗ (ред. от ) "Об отходах производства и потребления"

Федеральный закон от N 309-ФЗ (ред. от ) "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" : Согласно этому закону были внесены изменения в 89-ФЗ и 174-ФЗ ФЗ "Об отходах производства и потребления: Термин "обращение с отходами» изложен в новом свете - это деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов Введено понятие класс опасности отходов: I класс - чрезвычайно опасные отходы; II класс - высокоопасные отходы; III класс - умеренно опасные отходы; IV класс - малоопасные отходы; V класс - практически неопасные отходы.»

Собственник отходов I - IV класса опасности вправе отчуждать эти отходы в собственность другому лицу, передавать ему, оставаясь собственником, право владения, пользования или распоряжения этими отходами, если у такого лица имеется лицензия на осуществление деятельности по использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов не меньшего класса опасности Введены понятия «биологические отходы» и «отходы лечебно-профилактических учреждений» 2) 174-ФЗ. «Об экологической экспертизе»: Понятие «Окружающая природная среда» заменено понятием «Окружающая среда». И другие изменения.

Постановления правительства РФ Постановление Правительства РФ от «Об утверждении Положения о лицензировании отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды». Постановление Правительства РФ от г. N 698 «Об утверждении положения о порядке проведения Государственной экологической экспертизы». Постановление Правительства РФ от N 183 «О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферных воздух и вредных физических воздействий на него» Постановление Правительства РФ от «О правилах разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Постановление Правительства РФ ОТ Г. N 748 "Об утверждении пределов допустимых концентраций и условий сброса вредных веществ в исключительной экономической зоне РФ«

Постановление Правительства РФ от 26 октября 2000 г. N 818 «О порядке внедрения Государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов Постановление Правительства РФ ОТ Г. N 826 "Об утверждении минимальных и максимальных ставок платы за пользование водными объектами по бассейнам рек, озерам, морям и экономическим районам« Постановление Правительства РФ от г. N 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления«

Оценка состояния окружающей среды - Экологический мониторинг Экологический мониторинг (мониторинг окружающей среды) - это комплексная система наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов. Системы мониторинга или его виды различаются по объектам наблюдения. Поскольку компонентами окружающей среды являются воздух, вода, минерально-сырьевые и энергетические ресурсы, биоресурсы, почвы и др., то выделяют соответствующие им подсистемы мониторинга. Мониторинг является многоуровневой системой. Обычно выделяют системы детального, локального, регионального, национального и глобального уровней.

методы и средства экологического контроля Методы контроля состояния окружающей среды физико-химические химические биоиндикационные качественные методыколичественные методы

Оценка и прогноз состояния атмосферы Оценка состояния атмосферы Прямые методы Отбор проб воздуха Косвенные методы Биоиндикация и биотестирование Расчеты по данным о выбросах, по метеопрогнозам

Оценка состояния атмосферы по данным о выбросах Инвентаризация источников загрязняющих веществ предприятия является первоначальным этапом по работе экологической оценки. При инвентаризации должны быть выявлены и учтены все возможные источники выделения и выброса ЗВ в атмосферу, которые постоянно или временно эксплуатируются или хранятся на производственной территории предприятия, а также вредные вещества, которые могут выделиться или образоваться при осуществлении всех процессов, предусмотренных технологическим регламентом производства. Инвентаризация выбросов проводится один раз в пять лет.

Методика ОНД -86 Разрешенным и утвержденным к применению в нашей стране инструментом для расчета концентраций загрязняющих веществ в воздухе является «Методика расчета концентраций в атмосферном воздухе вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий (ОНД-86)», выпущенная Госкомгидрометом в 1986 году. Этот метод позволяет учитывать направление ветра при расчете рассеивания вредных примесей. Расчеты по этой методике и только по этой методике принимаются во внимание государственной экологической экспертизой при обосновании проектов, хотя сегодня в нашей стране и тем более за рубежом существуют другие более совершенные методы и способы их компьютерной реализации.

Комплексный индекс загрязнения атмосферы (интегральный показатель качества) рассчитывают как сумму нормированных по ПДК сс и приведенных к SO 2 концентраций средних содержаний различных веществ: C i – безразмерная константа вредности i-того вещества, приведенная к концентрации SO 2 и зависящая от класса опасности. Для SO 2 С i = 1. Комплексный показатель загрязнения атмосферы

Оценка и прогноз состояния гидросферы Оценка состояния гидросферы Прямые методы Отбор проб воды Косвенные методы Биоиндикация и биотестирование Расчеты по данным о сбросах,

Метод интегральной оценки качества воды В гидрохимической практике используют метод интегральной оценки качества воды, который заключается в подсчете следующих показателей : С i – концентрация вредного вещества в воде; K i – балл кратности превышения ПДКвр, H i – повторяемость случаев превышения ПДК, N ПДКi – количество измерений, при котором превышено ПДК, N i – общее количество измерений, B i – общий оценочный балл. Вещества, для которых B i 11 – лимитирующие показатели загрязненности воды. По их сумме считают комбинаторный индекс загрязненности и устанавливают класс загрязненности воды.

Классы загрязнённости воды Классы основаны на интервалах индекса загрязнённости воды (ИЗВ) – интегрального показателя качества. Индекс загрязнения воды, как правило, рассчитывают по шести- семи показателям, которые можно считать гидрохимическими; часть из них (концентрация растворенного кислорода, водородный показатель рН, биологическое потребление кислорода БПК 5 ) является обязательной., где C i -концентрация компонента (в ряде случаев - значение параметра); N - число показателей, используемых для расчета индекса;

Классы загрязнённости водоемов: 1.- очень чистые (< 0,25) 2.- чистые (0,25.. 0,75) 3.- умеренно-загрязнённые (0,75.. 1,25) 4.- загрязнённые (1,25.. 1,75) 5.- грязные (1,75.. 3,00) 6.- очень грязные (3,0.. 5,0) 7.- чрезвычайно грязные (> 5,0)

Из гидробиологических показателей качества в России наибольшее применение нашел так называемый индекс сапробности водных объектов, который рассчитывают исходя из индивидуальных характеристик сапробности видов, представленных в различных водных сообществах (фитопланктоне, перифитоне): где S i - значение сапробности гидробионта, которое задается специальными таблицами; h i - относительная встречаемость индикаторных организмов (в поле зрения микроскопа); N - число выбранных индикаторных организмов.

Каждому виду исследуемых организмов присвоено некоторое условное численное значение индивидуального индекса сапробности, отражающее совокупность его физиолого- биохимических свойств, обусловливающих способность обитать в воде с тем или иным содержанием органических веществ. Для статистической достоверности результатов необходимо, чтобы в пробе содержалось не менее двенадцати индикаторных организмов с общим числом особей в поле наблюдения не менее тридцати. Индекс загрязнения воды и индекс сапробности следует отнести к интегральным характеристикам состояния. Уровень загрязненности и класс качества водных объектов иногда устанавливают в зависимости от микробиологических показателей

Классы качества вод в зависимости от индексов сапробности

Оценка состояния водного объекта по данным о сбросах. Метод Фролова – Родзиллера В отличие от расчетов рассеивания загрязняющих веществ в атмосферном воздухе для расчета разбавления загрязненных стоков в водной среде допускается использовать несколько различных методов, дающих результаты, незначительно отличающиеся друг от друга. Одним из наиболее популярных методов является метод Фролова – Родзиллера. При расчетах разбавления по этому методу используется коэффициент Шези, определяющий гидравлическое сопротивление русла. :

Оценка уровня химического загрязнения почв коэффициент концентрации химического элемента. где C i – концентрация вещества, C фi – фоновая концентрация вещества. Суммарный коэффициент (показатель) загрязнения почв является интегральным показателем и определяется по формуле: где n – количество загрязнителей.

Категория загрязнения почвы Zc Изменение показателей здоровья населения Допустимая128 Увеличение заболеваемости детей, нарушение репродуктивной функции женщин Оценочная шкала градации загрязнения почвы.

Обращение с отходами Регулируется федеральным законом «Об отходах производства и потребления» 89-ФЗ от г. 1. Право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались. 2. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны составить паспорта отходов. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности.

3. Собственник отходов I - IV класса вправе отчуждать их другому лицу, если у такого лица имеется лицензия на осуществление деятельности по обращению с отходами не меньшего класса опасности. Таким образом, деятельность по переработке отходов является лицензируемой Классы опасности отходов В настоящее время в России для отходов в соответствии с приказом Министерства природных ресурсов РФ от года 511 установлено 5 классов опасности. Класс опасности отхода определяется воздействию на окружающую среду на основании классификации Ростехнадзора

I - чрезвычайно опасные отходы II - высокоопасные отходы III - умеренно опасные отходы IV - малоопасные отходы V - практически неопасные отходы Класс опасности

Экологическое нормирование Экологическое нормирование - это деятельность, направленная на установление системы нормативов состояния и нормативов предельно допустимого воздействия на экосистемы. 2. Нормативы качества ОС (состояния) 1. Нормативы воздействия на окружающую среду (производственно- хозяйственные) 3. (Нормативы изъятия природных ресурсов) (Обычно включаются в первую группу)

рекреационные Производственно-хозяйственные нормативы качества ОС технологические градостроительные прочие

технологические нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов. Определяются по максимально-разовым концентрациям ЗВ. нормативы образования отходов производств и потребления и лимиты на их размещение; нормативы иного допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности,

Нормативы качества окружающей среды санитарно- гигиенические экологические Постоянно действующие временные Санитарно-гигиенические нормативы - предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в среде, уровни допустимых физических воздействий не оказывающие какого-либо вредного воздействия на организм человека в настоящее время и в отдаленном будущем

Предельно допустимая концентрация (ПДК) - утверждённый в законодательном порядке санитарно- гигиенический норматив. - такая концентрация химических элементов и их соединений в окружающей среде, которая при повседневном влиянии в течение длительного времени на организм человека не вызывает патологических изменений или заболеваний, устанавливаемых современными методами исследований в любые сроки жизни настоящего и последующего поколений.

Санитарно-защитная зона предприятия Это специальная территория с особым режимом использования, которая устанавливается вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека. Размер СЗЗ обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами.

Ориентировочный размер СЗЗ определяется Сан ПиН 2.2.1/ на время проектирования и ввода в эксплуатацию объекта. в зависимости от класса опасности предприятия (всего пять классов опасности, с I по V). В целом санитарно-защитная зона может определяться: 1. Ориентировочно 2. По Сан ПИНу 3.Фактически, используя результаты лабораторных исследований и расчетным методом Окончательный расчет СЗЗ производится по среднесуточным концентрациям загрязняющих веществ и акустическому воздействию

Прогноз состояния окружающей среды - Экологическая оценка Экологическая оценка - это процесс анализа и оценки экологических последствий намечаемой деятельности, консультаций с заинтересованными сторонами, а также учет результатов этого анализа и консультаций в планировании, проектировании, утверждении и осуществлении данной деятельности. Принципы экологической оценки Превентивности (+анализ альтернатив ) Комплексности Принцип демократичности

ОВОС Экологическая экспертиза Проект хозяйственной деятельности Реализация проекта Запрет на реализацию проекта Основные стадии проведения экологической оценки

Виды инженерных изысканий, предшествующих проведению проектных работ Инженерно-геологические Инженерно-экологические Инженерно-геодезические

Законодательная база экологической оценки Закон РФ «Об охране окружающей природной среды» от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ. Определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды. Хозяйственная и иная деятельность, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе: 1. презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; 2. обязательности проведения проверки проектов, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды. 3. учета нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду и т.д.

Водный кодекс РФ от ФЗ. Земельный кодекс РФ от ФЗ «Об отходах производства и потребления»· «Об экологической экспертизе» 89-ФЗ. «Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте» Сан ПиН / «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», Минздрав России, Москва. Изменения Сан ПиН / Сан ПиН «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест», Минздрав России, Москва ОНД-86. «Методика расчета концентраций в атмосферном воздухе вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий», Госкомгидромет 1987.

ОВОС принципы проведения Презумпции потенциальной экологической опасности Превентивности Комплексности Демократичности Обязательности проведения государственной экологической экспертизы Недопущения (предупреждения) возможных неблагоприятных воздействий на окружающую среду Альтернативности вариантов Учета экологических последствий Гласности Научной обоснованности, объективности, и законности Достоверности и полноты информации Мониторинга Учета и оценки воздействий в трансграничном контексте

Виды деятельности, подлежащие ОВОС намечаемая деятельность проектного уровня – проекты конкретных хозяйственных объектов (крупного уровня) планы и программы, отраслевые схемы развития, проекты нормативных актов, которые могут иметь значительные экологические последствия. Особо охраняемые природные территории Морские акватории Новые технологические процессы Материалы, предоставляемые на экологическую экспертизу (в т.ч. Государственную) 1)Материалы ОВОС 2)Технико-экономические обоснования строительства 3)лицензии на осуществление деятельности, способной оказать воздействие на окружающую среду

4) Проект тома НДВ, тома НДС, проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. 5)Перечень мероприятий по охране окружающей среды, согласованный в Главной государственной экспертизе 6)Положительные заключения и(или) документы согласований исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления 7)заключение общественной экологической экспертизы в случае ее проведения (оригинал и копия); Участники процесса ЭО 1. Инициатор деятельности – юридическое или физическое лицо, ответственное за планирование (проектирование) и осуществление намечаемой деятельности, своего рода хозяин намечаемой деятельности.

2. Специально уполномоченные органы. Органы или организации, имеющие те или иные полномочия по отношению к процессу экологической оценки или намечаемой деятельности в целом. 3. Другие заинтересованные стороны Процесс взаимодействия с заинтересованными сторонами в ходе ЭО обычно характеризуется как консультации и участие общественности.

3. Исполнители Профессиональные исполнители могут привлекаться различными участниками процесса ЭО для решения различных задач. Так, инициатор деятельности может использовать услуги сторонних организаций для разработки проектной документации или специализированной компании – для подготовки ЗВОС. Роль заинтересованных сторон в процессе ЭО можно кратко описать следующим образом: они представляют свои интересы, а также интересы других, иногда более широких групп; Они могут предоставлять информацию, необходимую или ценную для проведения экологической оценки.

Принятие решения по итогам экологической оценки – экологическая экспертиза ЭЭ - установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ним социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы». (ФЗ «Об экологической экспертизе» ) В российской системе экологической оценки принятие решения по ее итогам выполняет, прежде всего, государственная экологическая экспертиза. Важнейшей целью государственной экологической экспертизы является определение допустимости реализации объекта экспертизы.

Положительное заключение государственной экологической экспертизы является необходимым условием осуществления намечаемой деятельности. Финансирование (кредитование) реализации объекта экспертизы без такого заключения является нарушением российского законодательства. ЭЭ Государственная Общественная организуется и проводится федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы проводится при условии предварительной оплаты заказчиком документации Начало срока проведения государственной экологической экспертизы устанавливается не позднее чем через один месяц после ее оплаты и приемки комплекта необходимых материалов организуется и проводится по инициативе граждан и общественных организаций, основным направлением деятельности которых в соответствии с их уставами является охрана окружающей природной среды, в том числе организация и проведение экологической экспертизы, и которые зарегистрированы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации проводится до проведения государственной экологической экспертизы или одновременно с ней

Объекты государственной экологической экспертизы проекты правовых актов Российской Федерации нормативного и ненормативного характера, реализация которых может привести к негативным воздействиям на окружающую природную среду проекты комплексных и целевых федеральных социально- экономических, научно-технических и иных федеральных программ, при реализации которых может быть оказано воздействие на окружающую природную среду проекты генеральных планов развития территорий свободных экономических зон и территорий с особым режимом природопользования и ведения хозяйственной деятельности технико-экономические обоснования и проекты строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения, консервации и ликвидации организаций и иных объектов хозяйственной деятельности

Эксперты экспертной комиссии. Основные требования, предъявляемые к экспертам В состав экспертной комиссии государственной экологической экспертизы включаются внештатные эксперты, по согласованию с ними Назначение руководителя и ответственного секретаря экспертной комиссии государственной экологической экспертизы осуществляются федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы Экспертом государственной экологической экспертизы является специалист, обладающий научными и (или) практическими познаниями по рассматриваемому вопросу Экспертом государственной экологической экспертизы не может быть представитель заказчика документации, подлежащей государственной экологической экспертизе, или разработчика объекта государственной экологической экспертизы, гражданин, состоящий в трудовых или иных договорных отношениях с указанным заказчиком или с разработчиком объекта государственной экологической экспертизы