Защиты и родительские установки Педагог- психолог МОУ центр «Развитие» Волкова С.В.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Создание здоровьесберегающей среды в ДОУ, направленной на формирование конструктивных механизмов психологической защиты у детей дошкольного возраста Винтаева.
Advertisements

Г ЛУБИННАЯ ПСИХОЛОГИЯ З ИГМУНДА Ф РЕЙДА. П СИХОАНАЛИЗ. Работу выполнила студентка 21 группы: Цаплина Дарья.
Мотивация учения и адаптация ребёнка в школе. Поступление в школу переломный момент в жизни каждого ребёнка! Поступление в школу переломный момент в жизни.
Взаимодействие специалистов в КОНСУЛЬТИРОВАНИИ семьи, воспитывающей ребёнка с ООП Докладчик: К.п.н., доцент кафедры корр. педагогики и спец. психологии.
Влияние уровня конфликтности в семье на формирование девиаций у подростка Педагог-психолог ГАОУ СПО МО ГПК Плахова О.Е г.
Психология как учебный предмет общеобразовательной школы. Презентация Психология как учебный предмет общеобразовательной школы. Презентация Забелина Екатерина.
Тема: «Влияние детско-родительских отношений на самоотношение школьников с умственной отсталостью».
Результаты исследования готовности первоклассни ков к обучению в школе. ГБОУ СОШ 1073 Психолог Фридман Л.В.
C:\Users\БукаБяка\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.IE5\W3CC6LBQ\MCj [1].wmf
Эмоциональный аспект взаимодействия в детско- родительских взаимоотношениях у старших дошкольников Педагог-психолог МОУ детского сада 307 детского сада.
ПЕДАГОГИ - ПСИХОЛОГИ Направления работы Консультирование Коррекционно – развивающая работа Проектная и клубная деятельность Диагностирование.
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ НЕУСПЕВАЕМОСТИ. Содержание Взгляд участников образовательного процесса на причины неуспеваемости Взгляд участников образовательного.
Психологическая защита деловая игра деловая игра.
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ « Экзамен – лат. испытанье; предложенье вопросов, для узнания степени чьих-либо сведений». В.И. Даль.
Г ЛУБИННАЯ ПСИХОЛОГИЯ З ИГМУНДА Ф РЕЙДА. П СИХОАНАЛИЗ.
Педагог-психолог Прилепа О.В. Социальный педагог Кравченко Н.Ю Социальный педагог Аканова Р. Б. Программа просветительской работы с родителями «МЫ и наши.
Психологическое сопровождение образовательного процесса Педагог-психолог 1 кв.категории Маркина Н.В.
III Всероссийская научно-практическая конференция по психологии развития «На пороге взросления» « Представление об отце и отношение к будущему у девочек-подростков,
Психологическая подготовка школьников к ГИА В помощь школьному психологу.
Всё многообразие действий и бездействий со стороны взрослых, обязанных заботиться о ребенке и опекать его, которые наносят вред психическому и физическому.
Транксрипт:

Защиты и родительские установки Педагог- психолог МОУ центр «Развитие» Волкова С.В.

Основные проблемы с которыми родители обращаются за помощью Нарушения в развитии ребенка Нарушения в поведении ребенка Невротические проблемы Трудности социальной адаптации ребенка Нарушения детско-родительских отношений

Отношения ребенка с матерью Формируют первичный психоэмоциональный опыт ребенка Формируют сознательные и бессознательные представления и фантазии о себе Формируют сознательные и бессознательные представления о матери Формируют Я ребенка В большей степени обеспечивают успешное прохождение стадий психосексуального развития Формируют роль ребенка в семейной системе Возникают единые для матери и ребенка смыслы

Анализ выраженности психологических защит в группе дро

Анализ выраженности психологических защит в группе сдвг

Анализ выраженности психологических защит в группе зпр

Анализ выраженности психологических защит в контрольной группе

Защита Контрольная группа Группа дро Группа сдвг Группа зпр Вытеснение 10,0%17,0%2,7%13,3% Регрессия 10,0%2,7%10,0%13,3% Отрицание 10,0%56,7%46,7% Проекция 20,0%66,7%60,0 %56,7% Компенсация 6,7%20,0%33,3% 26,7 % Гиперкомпенс ация 6,7%25,0%26,7% Рационализа ция 20,0%63,3%56,7%43,3% Замещение 0% сумма 83,4%233,1%209,4%226,7%

Использование защиты отрицание в различных группах

Использование защиты проекция в различных группах

Использование защиты компенсация в различных группах

Использование защиты гиперкомпенсация в различных группах

Использование защиты рационализация в различных группах

Профили выраженности психологических защит в разных группах

Анализ различий в группах между группами выявлены статистически значимые различия по следующим защитам: регрессия сильнее выражена и чаще встречается в группе сдвг по сравнению с контрольной группой; отрицание, проекция, компенсация и гиперкомпенсация во всех экспериментальных группах выражены сильнее и встречаются чаще по сравнению с контрольной группой; рационализация выражена сильнее и встречается чаще в группах дро и сдвг; такие защиты как вытеснение и замещение в разных группах не имеют статистически значимых различий по их выраженности у матерей.

Проявление используемых защит Отрицание. В отношении детей с психологическими проблемами, матери стремятся отрицать проблемы ребенка, так как трудности в поведении, переживаниях ребенка вызывают тревогу у матери, от которой она стремится защититься, отрицая проблемы ребенка. Отрицание проявляется в недостаточной отзывчивости, нечуткости родителей к переживаниям и чувствам ребенка игнорирование потребностей, чувств и переживаний детей.. Родители отказываются видеть проблемы ребенка, или увеличивают количество требований и ожиданий по отношению к ребенку, Отрицание может проявляться в недостатке должного внимания ребенку, предоставление его самому себе. Это приводит к еще большему отставанию в развитии, снижению самооценки, тревожности, невротическим реакциям у ребенка. В поиске виноватого Отрицаемая тревога или проблема должна маскироваться снова и снова, на что затрачивается значительное количество психической энергии, не давая возможности найти адекватные способы решения. Не желая примириться с трудностями ребенка, родители преувеличивают его возможности, не замечая недостатков.

Проявление используемых защит Проекция. Проекция проявляется: В обвинении ребенка в тех качествах и особенностях, которые присущи матерям, но ими не осознаются. В ребенке мать видит те черты, наличие которых она ощущает, но не признает в самом себе. Это могут быть агрессивность, низкий познавательный интерес, тяга к развлечениям, различные протестные реакции, импульсивность, трудности контроля и др. Мать получает эмоциональную выгоду для себя: это позволяет верить, что у нее этого качества нет. Выраженная проекция составляет основу эмоционального отвержения, жестокого обращения по отношению к ребенку. Во всех случаях родительские проекции приводят к формированию искаженного образа ребенка. Матери заставляют ребенка почувствовать свою вину за собственную неуспешность, недостаток навыков или трудности контроля за своим поведением. При этом, проецируя собственную вину на ребенка, мать чувствует себя менее виноватой, компенсируя свою тревогу в неуспешности, увеличением указаний и замечаний в адрес ребенка. В сарказм и насмешках в адрес ребенка. Еще одним способом является приписывание негативных намерений ребенку, а себя мать видит «жертвой»,

Проявление используемых защит Компенсация – наиболее выражена компенсация в группах матерей, имеющих детьми СДВГ и ЗПР по сравнению с контрольной группой и группой с дро. Сложности в контакте с ребенком, проблемы ухода за ним и воспитания, невозможность самореализации в нем - все это нарушает взаимодействие с ребенком. Состояние ребенка может восприниматься как препятствие, искажающее удовлетворение от материнской роли. Особые нужды такого ребенка требуют дополнительных материальных затрат. Часто в этих семьях матери приходится посвящать больше времени ребенку, в ущерб другим членам семьи, тем самым, изменяя всю семейную систему в целом, нарушают эмоциональную стабильность и психическое здоровье семьи. Матери, имеющие детей с СДВГ и ЗПР часто стремятся компенсировать проблемы ребенка увеличивая контроль за действиями и поведением ребенка, начинают больше спрашивать с него, воспитывать, водят в различные школы раннего развития, приглашают специалистов. Часто матери не готовы к тому, что психические особенности ребенка требуют длительной коррекционной работы, занятий со специалистами, изменения стиля воспитания ребенка в семье.

Проявление используемых защит Гиперкомпенсация. Во взаимодействии с детьми матери бессознательно компенсируют многие из своих неотреагированных переживаний, то есть их отношение носит реактивный характер. Негативные чувства (злость, зависть, агрессию) по отношению к ребенку матери могут заменять на излишнюю любовь и сверхзаботу. Ребенок при этом может не восприниматься как отдельная независимая личность, а воспринимается как меньший по возрасту, требующий сверхопеки и внимания со стороны матери. Такие «заботливые» матери, желающие добра своим детям, могут вызывать негативные аффективные реакции у ребенка. За такой реакцией следует сильное чувство вины, заверения в своем послушании и подкрепление симбиотических отношений.

Проявление используемых защит Рационализация проявляется в стремлении матерей объяснить или придать смысл действиям или состоянию ребенка. Рационализация может проявляться в стремлении регламентировать жизнь и развитие ребенка, найти объяснение «излишним» требованиям, предъявляемым к ребенку. Одним из способов является поиск «виноватого». Другим инфантилизация или излишняя опека ребенка. Матери, дети которых имеют задержку психического развития, меньше используют рационализацию, чем матери групп с дро и СДВГ. Получая информацию о своем ребенке от воспитателей, сравнивая развитие своего ребенка с другими детьми, обследуя его у специалистов, матери уже в меньшей степени прибегают к рационализации.. Регрессия. Достоверно более высокие значения были в группе матерей с СДВГ, по сравнению с остальными группами. Возможно, матери сами могут получать внутреннее удовольствие от активности ребенка, и только реакция окружающих на ребенка, заставляет мать защищаться. Импульсивное, излишне активное поведение ребенка не всегда получается отрицать, объяснять или компенсировать. Поэтому использование регрессии можно объяснить тем, что другие механизмы не справляются с возникающей тревогой и раздражением. Когда матери не могут принять и разрешить трудности в психическом развитии ребенка, справиться с его страхом и тревогами, они начинают прилагать слишком много усилий, тревожась и беспокоясь в еще большей степени, чем сам ребенок.

Анализ выраженности родительских отношений в группе дро

Анализ выраженности родительских отношений в группе сдвг

Анализ выраженности родительских отношений в группе зпр

Анализ выраженности родительских отношений в контрольной группе

Выраженность родительских установок по отношению к ребенку и семье у матерей разных групп

Анализ результатов по методике «Незаконченные предложения» Шкалы нормадросдвг зпр Симбиоз в отношениях с ребенком 23,3% 43,3% 33,3% 30,0% Страхи и тревога, связанные с ребенком 20,0% 36,7% 53,3% 66,7% Проявление положительных чувств, связанных с ребенком 66,7% 33,3% 50,0% 43,3% Непринятие личностных особенностей ребенка 20,0% 30,0% 36,7% 43,3% Проявление тревоги, связанной с будущим ребенка 25,0% 53,3% 66,7% Трудности с ребенком 25,0% 43,3% 63,3% 43,3% Негативные чувства, связанные с ребенком 25,0% 43,3% 40,0% 30,0% Проблемы раннего детства ребенка 25,0% 20,0% 26,7% 23,3% Неприятие собственного родительского образа 20,0% 43,3% 70,0% 43,3% Проблемы в детстве мамы 25,0% 26,7% 60,0% 43,3%

Количество ответов в (%) матерей разных групп, свидетельствующих об особенностях их отношения к ребенку

. Анализ взаимосвязей психологических защит и родительских установок матерей Вытеснение Излишняя строгость Регрессия Вербализация Подавленная сексуальность Замещение Уклонение от конфликтов Стремление ускорить развитие ребенка Отрицание Несамостоятельность матери Проекция Уравнивание отношений Гиперкомпенсация Зависимость от семьи Опасение обидеть Рационализация Семейные конфликты

Анализ взаимосвязей психологических защит и родительских установок матерей Проекция Доминирование матери Общая напряженность защит Подавленная агрессивность Подавление воли Подавленная сексуальность Раздражи тельность Безучастность мужа Неудовлетворенность ролью хозяйки дома Замещение Вытеснение Отрицание Рационализация Развитие активности ребенка Регрессия Зависимость от семьи Чрезмерная забота Исключение вне семейных влияний Уклонение от конфликтов Семейные конфликты Излишняя строгость Гиперкомпенсация Опасение обидеть

Рекомендации по взаимодействию с матерями, имеющими детей с проблемами в развитии, в процессе коррекционной работы с ребенком работа с ребенком должна строиться таким образом, что бы учитывался характер отношений с матерью или идти параллельно; для этого желательно понять существующие у матери защитные механизмы, ее родительские установки, характер отношения к ребенку, семейную ситуацию, страхи и тревоги по отношению к ребенку; на основании этих данных определить возможности и внутреннюю позицию матери; в работе с матерью постараться сформировать реалистичный и цельный образ ребенка; для этого отделить страхи, тревоги и проекции матери на ребенка от реальных проблем ребенка;

Рекомендации по взаимодействию с матерями, имеющими детей с проблемами в развитии, в процессе коррекционной работы с ребенком отслеживать возникшее сопротивление и понимать, что за сопротивлением матерей могут стоять сильные чувства давать информацию или интерпретации постепенно, оценивая готовность и возможность их принятия; помочь матери объединить «отрицательные» проявления ребенка, его проблемы с положительными принимаемыми чертами характера; дать почувствовать матери, что она обладает способностями и возможностями для того, чтобы помочь ребенку; понимать, что материнские защиты более ригидны, чем у ребенка, соответственно и процесс изменений должен быть постепенным;

Рекомендации по взаимодействию с матерями, имеющими детей с проблемами в развитии, в процессе коррекционной работы с ребенком оценивать изменения в ребенке и их влияние на всю семейную ситуацию в целом и на те бессознательные выгоды, которые мать получает от проблем ребенка; работать с собственными контрпереносными чувствами предоставлять родителям помощь и поддержку в принятии информации о ребенке, предоставлять родителям необходимую информацию о причинах, характере, и возможных проявлениях симптомов и проблем ребенка. предоставлять родителям необходимую помощь и поддержку в выполнении их родительских функций, в изменении отношения к «проявлениям» ребенка. рекомендовать индивидуальную психотерапевтическую работу с ребенком и с родителями.

Список литературы: 1 Бремс К. Полное руководство по детской психотерапии, М, с. 2 Боулби Джон "Создание и разрушение эмоциональных связей" Лекция 2 3 Бурлакова Н. С. Олешкевич В.И.Детский психоанализ: Школа Анны Фрейд : Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений.- М.: Академия, 2005 (Саратов)Бурлакова Н. С.Олешкевич В.И.М.Академия Саратов 4 Дольто Франсуаза На стороне ребенка Екатеринбург У-фактория 2003, 670 с. 5 Захаров А.И. Неврозы у детей. - СПб.: Дельта, Елизаров А.Н. Коррекция родительско-детских отношений в случае девиантного поведения подростка //Тезисы Международной научно-практической конференции "Современные психосоциальные технологии: проблемы освоения и использования" мая 2001 года. - М.: Консорциум "Социальное здоровье России", С К. О Коннор Теория и практика игровой психотерапии, П., Лапланш Ж, Понталис Ж.-Б. Словарь по психоанализу, М., с. 9 Мак-Вильямс Н. Психоаналитическая диагностика, М с. 10 Никольская И. М., Грановская Р. М. Психологическая защита у детей, СПб., с. 11 Е. С. Романова, Л.Р. Гребенников Механизмы психологической защиты: генезис функционирование, диагностика, М., Фигдор Г. Дети разведенных родителей: между травмой и надеждой, М., Фрейд А. Теория и практика детского психоанализа. 476 с. 14 Четик М Техники детской терапии психодинамические стратегии, П, с. 15 Шамшикова О.А., Шатилова Т.Г.Взаимозависимость интенсивности функционирования психологических защитных механизмов у детей и их родителей как предпосылка формирования половой идентичности ребенка \8 Всеросийская конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Наука и образование» (19-23 апреля 2004 г.), т.3, ч.4,педагогика и психология \ ; - Томск – с Шатилова Т.Г. 16 Школьные проблемы глазами психолога, М.Российское психологическое общество, с. 17 Шпиц П. Р. Психоанализ раннего детского возраста Университетская книга М с.