Российское общество психиатров Тюменское областное общество психиатров, наркологов и психотерапевтов (ГБОУ ВПО ТюмГМА Минздрава России) Кафедра психиатрии,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
М.Г.Перцель. Рост заболеваемости обеспечен ростом её среди подростков.
Advertisements

Работа по устранению негативных ДРО Ильинова Н.А. - педагог-психолог МКУ «Информационно-методический отдел»
«Использование dans-терапии для гармонизации детско-родительских отношений» Министерство образования и науки Республики Марий Эл ГОУ Республики Марий Эл.
Создание здоровьесберегающей среды в ДОУ, направленной на формирование конструктивных механизмов психологической защиты у детей дошкольного возраста Винтаева.
Роль мотивации (мотивов) в развитии личности дошкольника.
Ученика 7 класса «А» школы 574 Козловского Ивана Научный руководитель: Вечерина Н. И. Государственное образовательное учреждение средняя общеобразовательная.
КОГДА ЛЮБОВЬ В ДЕФИЦИТЕ Не надо стремиться жить только ради детей – живите для себя и помните, воспитывая детей, вы реализуете свою потребность любить.
Психология как учебный предмет общеобразовательной школы. Презентация Психология как учебный предмет общеобразовательной школы. Презентация Забелина Екатерина.
ЗОЖ и его составляющие ЗОЖ и его составляющие. Качество и стиль жизни Саморегуляция Самонаблюдение Самооценка Установка.
Гендерное воспитание дошкольников. Проблема полоролевого воспитания подрастающего поколения – одна из самых сложных и противоречивых, от ее решения во.
Эмоциональный аспект взаимодействия в детско- родительских взаимоотношениях у старших дошкольников Педагог-психолог МОУ детского сада 307 детского сада.
ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, ПОСТРАДАВШИМИ ОТ НАСИЛИЯ.
Особенности образа мира у одаренных подростков По статье О.А. Богпомочевой, учителя гимназии 12 г. Липецка.
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ «ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, САМООЦЕНКА И САМОКОНТРОЛЬ. КАК ИХ РАЗВИВАТЬ»
Патология психической деятельности при шизофрении: мотивация, общение, познание В.П. Критская, Т.К. Мелешко, Ю.Ф. Поляков М.; Изд-во МГУ, 1991.
Руководители: Виноградова Ирина Васильевна. Специальность: учитель истории; психолог и преподаватель психологии. Любимова Светлана Владимировна. Специальность:
Педагог-психолог Прилепа О.В. Социальный педагог Кравченко Н.Ю Социальный педагог Аканова Р. Б. Программа просветительской работы с родителями «МЫ и наши.
Учебная деятельность как универсальный метод обучения Цель. Передача опыта работы по проблеме «Учебная деятельность как универсальный метод обучения» Задачи.1)Познакомить.
Основные вопросы психодиагностики. Психологическая диагностика наука о конструировании методов оценки, измерения, классификации психологических и психофизиологических.
ПЕДАГОГИ - ПСИХОЛОГИ Направления работы Консультирование Коррекционно – развивающая работа Проектная и клубная деятельность Диагностирование.
Транксрипт:

Российское общество психиатров Тюменское областное общество психиатров, наркологов и психотерапевтов (ГБОУ ВПО ТюмГМА Минздрава России) Кафедра психиатрии, наркологии и психотерапии ФПК и ППС Департамент здравоохранения Тюменской Области (ГБУЗ ТО «ОКПБ») Култышев Д.В. Култышев Д.В. Современные методы реабилитации пациентов допускающих потребление психоактивных веществ Салехард 2014

Актуальность темы Состояние психического здоровья подростков было и остается актуальной проблемой, так как здоровье подрастающего поколения определяет будущее здоровье нации (Семке В. Я., 2012) Состояние психического здоровья подростков было и остается актуальной проблемой, так как здоровье подрастающего поколения определяет будущее здоровье нации (Семке В. Я., 2012)

Показатели общей заболеваемости психическими расстройствами лиц юношеского возраста в гг. (на 100 тыс. населения лет) За гг. показатель заболеваемости лиц юношеского возраста по учтенным данным вырос на 16% и превысил показатель для всех возрастных групп на 48%

Доля психическими расстройств непсихотического уровня в структуре общей заболеваемости лиц юношеского возраста в 2012 гг. В структуре общей заболеваемости, доля непсихотических психических расстройств в 2012 году составила 47,3%

За гг. численность населения лет сократилась на 28,3% Численность населения юношеского возраста

Реабилитация подростков с зависимым поведением Задачи исследования: Задачи исследования: 1. Исследовать особенности клиники, структуры и динамики психопатологических расстройств, описать психологические характеристики у подростков с зависимым поведением. 2. Выделить патогенетические (клинико-биологические, социокультуральные) факторы формирования зависимого поведения. 3. Обосновать необходимость и определить уровни психотерапевтического воздействия. 4. Разработать комплексную модель реабилитации с использованием экзистенциально-гуманистической психотерапии и оценить ее эффективность.

МАТЕРИАЛЫ ИССЛЕДОВАНИЯ Экспериментальная группа – 200 подростков с употреблением психоактивных веществ, из них 72,4 % –юноши и 27,6% – девушки. возраст лет возраст лет средний рост 168+0,83 средний рост 168+0,83 средняя масса тела 73,35+2,34 средняя масса тела 73,35+2,34 Контрольная группа 100 подростков (здоровые в психическом отношении) возраст лет возраст лет средний рост 168+0,83 средний рост 168+0,83 средняя масса тела 59,23+1,26 средняя масса тела 59,23+1,26

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ Клинико-психопатологический, клинико-катамнестический Экспериментально-психологический: методика для диагностики механизмов психологической защиты («индекс жизненного стиля»); Торонтская алекситимическая шкала (TAS); Шкала реактивной тревожности Ч.Д.Спилбергера, Ю.Л.Ханина; Симптоматический Опросник Александровича (модифицированный вариант); Экспериментально-психологический: методика для диагностики механизмов психологической защиты («индекс жизненного стиля»); Торонтская алекситимическая шкала (TAS); Шкала реактивной тревожности Ч.Д.Спилбергера, Ю.Л.Ханина; Симптоматический Опросник Александровича (модифицированный вариант); ММИЛ в адаптации Березина Ф.Б. Статистическая обработка данных Электронный пакет «SPSS»; критерий Колмогорова-Смирнова (для распределения переменных); t-критерий Стьюдента (для сравнения величин ). Электронный пакет «SPSS»; критерий Колмогорова-Смирнова (для распределения переменных); t-критерий Стьюдента (для сравнения величин ).

Критерии отбора пациентов: включение исключение Критерии отбора пациентов: включение исключение Наличие у подростков признаков зависимого поведения, выявляемых в клиническом интервью; Наличие у подростков признаков зависимого поведения, выявляемых в клиническом интервью; Критерии зависимого поведения по МКБ- 10 (Международная классификация болезней, 1998). Критерии зависимого поведения по МКБ- 10 (Международная классификация болезней, 1998). Пациенты с суицидальными намерениями (в таких случаях пациенту предлагалась госпитализация). Пациенты с суицидальными намерениями (в таких случаях пациенту предлагалась госпитализация). Пациенты с эндогенными психическими заболеваниями и выраженной депрес- сивной симптоматикой, нуждающиеся в медикаментозном лечении, диагности- ческие критерии которых соответствуют F20 – F29; F30 – F39 по МКБ Пациенты с эндогенными психическими заболеваниями и выраженной депрес- сивной симптоматикой, нуждающиеся в медикаментозном лечении, диагности- ческие критерии которых соответствуют F20 – F29; F30 – F39 по МКБ Относительные критерии исключения: выраженность психопатоподобных расстройств, сочетающихся с конфликт- ностью, дисфоричностью и негативным отношением к лечению; неприязнью пациента к групповой психотерапии; невысокий интеллектуальный уровень пациента, пассивная установка по отношению к психотерапии, неверие в возможный успех лечения. Относительные критерии исключения: выраженность психопатоподобных расстройств, сочетающихся с конфликт- ностью, дисфоричностью и негативным отношением к лечению; неприязнью пациента к групповой психотерапии; невысокий интеллектуальный уровень пациента, пассивная установка по отношению к психотерапии, неверие в возможный успех лечения.

Распределение подростков в экспериментальной группе по полу по возрасту

Факторы формирования зависимого поведения у подростков Конституционально - биологические отягощенная наследственность 75%; Мужской пол 72,4% Мужской пол 72,4% Социально- культуральные Преморбидныеособенностиличности сложности в распознавании и проявлении собственных чувств и эмоций 76,4%;сложности в распознавании и проявлении собственных чувств и эмоций 76,4%; высокий уровень тревоги в психотравмирующих ситуациях 67,9%;высокий уровень тревоги в психотравмирующих ситуациях 67,9%; неудовлетворенность межличностными взаимоотношениями со сверстниками 38%неудовлетворенность межличностными взаимоотношениями со сверстниками 38% желание принадлежать к соц. группе 68%; дисгармоничный стиль воспитания 57%; внутрисемейные традиции потребления ПАВ 53%

Структура психопатологии в экспериментальной группе (по синдромам) p

Структура психической патологии у подростков в экспериментальной группе по МКБ-10 Класс Психическая патология Употребление ПАВ Абс.% F3 Депрессивный эпизод лёгкой степени (F32.00) 115,5 Дистимия (F34.1)73,5 F4 Изолированная фобия (F40.2)147 Социальная фобия (F40.1)2111,5 Обсессивно-компульсивное расстройство (F42.9) 94,5 Смешанное тревожное и депрессивное расстройство (F41.2) 178,5 Расстройство адаптации (F43.22)52,5 Неврастения (F48.0)2312,5 F6 Расстройство личности (F60)63 F7F7 Органическое поражение головного мозга (F07.8) 126 F9 Поведенческие и эмоциональные расстройства подросткового возраста (F98) 9346,5

Данные шкалы реактивной тревожности Ч.Д. Спилбергера и Ю.Л.Ханина в экспериментальной и контрольной группах p

Данные Торонтской алекситимической шкалы Данные Торонтской алекситимической шкалы в экспериментальной и контрольной группах p

Данные теста ММИЛ в экспериментальной и контрольной группах (в баллах) шкалы ППАППНБКГ FДостоверность Hs Ипохондрия Hy Истерия Pa Паранояльность p

Уровни нарушений в экспериментальной группе поведенческий эмоциональный когнитивный экзистенциальный физический социальный психологический духовный Основные измерения человеческой экзистенции (L.Binswanger, E.van Deurzen-Smith, 1984)

В психотерапии подростков с пограничными психическим расстройствами можно выделить несколько уровней психотерапевтического воздействия: В психотерапии подростков с пограничными психическим расстройствами можно выделить несколько уровней психотерапевтического воздействия: поведенческий уровень – деструктивные формы поведения; эмоциональный уровень – алекситимия, тревожность эмоциональный уровень – алекситимия, тревожность когнитивный уровень – когнитивная установка снимать когнитивный уровень – когнитивная установка снимать психическое напряжение с помощью психическое напряжение с помощью «объектов»; «объектов»; экзистенциальный уровень – преобладание первичных экзистенциальный уровень – преобладание первичных потребностей, отсутствие потребностей, отсутствие ответственности за свой выбор. ответственности за свой выбор. !!! В результате применения комплексной модели реабилитации у подростков с использованием экзистенциально-гуманистической психотерапии выявлена положительная динамика клинико-психопатологических характеристик. !!! В результате применения комплексной модели реабилитации у подростков с использованием экзистенциально-гуманистической психотерапии выявлена положительная динамика клинико-психопатологических характеристик.

Комплексная модель реабилитации подростков с зависимым поведением Формирование здорового пищевого поведения поведенческая (индивидуальная и групповая психотерапия) личностноориентированная (индивидуальная и групповая психотерапия) Проработка неосознаваемых глубинных проблем и создание индивидуальных путей самосоздания телесноориентированная психотерапия экзистенциально- гуманистическая психотерапия Первый этап Второй этап

К.Г. Юнг Ели Врач хочет помочь подростку, он должен принять его таким, каким тот является. А сделать это он может только тогда, когда он уже узнал и принял самого себя. Быть может, это звучит просто, но нет ничего труднее простых вещей. Ели Врач хочет помочь подростку, он должен принять его таким, каким тот является. А сделать это он может только тогда, когда он уже узнал и принял самого себя. Быть может, это звучит просто, но нет ничего труднее простых вещей.

Первый этап комплексной модели Первый уровень (12 часов) Поведенческая психотерапия: направлена на осознование патологического варианта деструктивного поведения, и провоцирующих ситуация переедания, а также осознавания «симптома как защиты» (уровень осознавания чувств, способа реагирования). Второй уровень (12 часов) Личностноориентированная психотерапия направлена на проработку личных проблем, повышение самооценки; формирование адекватного отношения к себе, стрессоустойчивости и адекватных механизмов психической адаптации.

Второй этап комплексной модели Первый уровень (36 часов) Телесноориентированная психотерапия была направлена на принятие собственной телесности; формируется отношение к симптому («Я могу контролировать симптом»). Расширение мировосприятия через лучшее понимание себя, своей телесности, построение новых конструктивных отношений с окружающими людьми. Второй уровень (36 часов) Экзистенциально-гуманистическая психотерапия у подростков с зависимым поведением предоставляла возможность рассматривать психосоматические симптомы в качестве особой области опыта, прямо связанной c индивидуальной ответственностью за собственный путь само-создания и социальным контекстом существования личности. Психотерапия позволяла находить индивидуальный смысл перемен подростка. Основной целью экзистенциальной терапии являлась предоставление помощи подростку в понимании возможностей и ограничений лежащих в зависимом пищевом поведении. Все внимание терапии концентрируется на понимание процесса индивидуальной жизни каждого подростка, более ясное видение его экзистенциальных парадоксов.

Цель экзистенциальной психотерапии – предоставление помощи подростку в понимании возможностей и ограничений, предоставляемых жизнью и лежащих в самой природе бытия-в-мире. В терапии мы стремимся к тому, чтобы подросток, лучше видя реальность жизни, освобождаясь от иллюзий и самообманов, смог найти удовлетворяющее его направление жизни, сформулировать свои намерения, цели и общую установку по отношению к жизни. – предоставление помощи подростку в понимании возможностей и ограничений, предоставляемых жизнью и лежащих в самой природе бытия-в-мире. В терапии мы стремимся к тому, чтобы подросток, лучше видя реальность жизни, освобождаясь от иллюзий и самообманов, смог найти удовлетворяющее его направление жизни, сформулировать свои намерения, цели и общую установку по отношению к жизни.

ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ ГРУППЫ: ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ В течение последних десятилетий, как практики, так и научные исследователи пытаются найти ответ на вопрос: что делает групповую психотерапию эффективной? К настоящему времени в поисках ответа было выполнено множество исследований путем опроса клиентов, испытавших воздействие групп самого разнообразного характера, групповых терапевтов, а также квалифицированных экспертов. В течение последних десятилетий, как практики, так и научные исследователи пытаются найти ответ на вопрос: что делает групповую психотерапию эффективной? К настоящему времени в поисках ответа было выполнено множество исследований путем опроса клиентов, испытавших воздействие групп самого разнообразного характера, групповых терапевтов, а также квалифицированных экспертов.

Слайд 3. I.D.Yalom (1985), обобщив свои собственные исследования и исследования других авторов, выделил 11 основных психотерапевтических факторов: I.D.Yalom (1985), обобщив свои собственные исследования и исследования других авторов, выделил 12 основных психотерапевтических факторов: Слайд 3. I.D.Yalom (1985), обобщив свои собственные исследования и исследования других авторов, выделил 11 основных психотерапевтических факторов: I.D.Yalom (1985), обобщив свои собственные исследования и исследования других авторов, выделил 12 основных психотерапевтических факторов: 1. Поощрение надежды. 2. Универсальность. 3. Информирование. 4. Альтруизм. 5. Коррекция опыта первичной семьи. 6. Совершенствование социальных навыков. 7. Имитационное поведение. 8. Межличностное изучение. 9. Сплоченность группы. 10. Катарсис. 11. Экзистенциальные факторы. 12. Инсайт

Поощрение надежды Это существенный фактор любой психотерапии. Исследования показывают, что, чем больше подросток надеется на помощь, тем лучше результаты психотерапии (A.P.Goldstein. 1962). Таким образом, нередко вера и доверие к лечению дают значительные результаты не только в психотерапии, но и в медицине вообще. Каждый подросток приходит к психотерапевту или психологу со своей жизненной историей, которая зачастую является историей трагедий и поражений, потерь и печали Среди участников группы могут быть люди, более успешно преодолевающие свои трудности. И это вселяет надежду, что действительно можно что-то изменить в своей жизненной ситуации. Каждый подросток приходит к психотерапевту или психологу со своей жизненной историей, которая зачастую является историей трагедий и поражений, потерь и печали Среди участников группы могут быть люди, более успешно преодолевающие свои трудности. И это вселяет надежду, что действительно можно что-то изменить в своей жизненной ситуации.

Универсальность проблем Многие подростки приходят в психотерапевтическую группу с убежденностью, что их проблемы, страхи, симптомы являются уникальными и неповторимыми. Эти ощущения уникальности переживаемых проблем нередко усиливают сопровождающие их чувства изоляции, одиночества – недостаток близких отношений не позволяет увидеть подобные трудности у других. Люди, как и их проблемы, поистине уникальны, тем не менее, не следует понимать это слишком прямолинейно, поскольку нас многое и связывает – в противном случае любое общение и взаимопонимание людей было бы невозможным.

В числе таких универсальных проблем, "приносимых" в психотерапевтическую группу, можно упомянуть следующие: В числе таких универсальных проблем, "приносимых" в психотерапевтическую группу, можно упомянуть следующие: Страх показаться неудачником, некомпетентным, ничтожным. Страх показаться неудачником, некомпетентным, ничтожным. Глубокое чувство межличностного отчуждения из-за неумения заботиться о другом человеке, любить и быть любимым, из-за боязни других людей и т.д. Глубокое чувство межличностного отчуждения из-за неумения заботиться о другом человеке, любить и быть любимым, из-за боязни других людей и т.д. Неуверенность в себе и отсутствие самоуважения. Неуверенность в себе и отсутствие самоуважения. Переживания по поводу пустоты и бессмысленности жизни. Переживания по поводу пустоты и бессмысленности жизни. Проблемы отношений с близкими людьми (родителями, членами семьи, детьми) и вызываемое ими переживание вины. Проблемы отношений с близкими людьми (родителями, членами семьи, детьми) и вызываемое ими переживание вины.

Информирование участников группы I.D.Yalom (1985) информирование участников группы определяет как предоставление терапевтом информации о психическом здоровье, нарушениях и общих закономерностях психодинамики и всевозможные советы по поводу решения жизненных проблем, которые могут дать как терапевт, так и другие участники группы. I.D.Yalom (1985) информирование участников группы определяет как предоставление терапевтом информации о психическом здоровье, нарушениях и общих закономерностях психодинамики и всевозможные советы по поводу решения жизненных проблем, которые могут дать как терапевт, так и другие участники группы. Мнения об этом психотерапевтическом факторе группы противоречивы. К примеру, психоаналитики в категоричной форме отрицают целесообразность информирования участников группы. Мнения об этом психотерапевтическом факторе группы противоречивы. К примеру, психоаналитики в категоричной форме отрицают целесообразность информирования участников группы.

Альтруизм E.C.Crouch с сотр. (1994) указывает, что альтруизм появляется в группе тогда, когда участники оказывают поддержку, утешают друг друга, делятся своими проблемами, стараются быть полезными и нужными друг другу, забывают о себе, жертвуют собой ради других. Это уникальный, свойственный только группе психотерапевтический фактор. E.C.Crouch с сотр. (1994) указывает, что альтруизм появляется в группе тогда, когда участники оказывают поддержку, утешают друг друга, делятся своими проблемами, стараются быть полезными и нужными друг другу, забывают о себе, жертвуют собой ради других. Это уникальный, свойственный только группе психотерапевтический фактор.

Коррекция опыта первичной семьи Психотерапевтическая группа во многих отношениях похожа на семью. Это сходство особенно усиливается, когда группу ведут мужчина и женщина. Многие участники группы реагируют на терапевтов как на родителей, а на других участников группы – как на братьев и сестер, особенно на более поздних стадиях работы группы. Это дает возможность терапевту увидеть стереотипы поведения участников, сложившиеся под влиянием воспитания в семье. Психотерапевтическая группа во многих отношениях похожа на семью. Это сходство особенно усиливается, когда группу ведут мужчина и женщина. Многие участники группы реагируют на терапевтов как на родителей, а на других участников группы – как на братьев и сестер, особенно на более поздних стадиях работы группы. Это дает возможность терапевту увидеть стереотипы поведения участников, сложившиеся под влиянием воспитания в семье.

Совершенствование социальных навыков Этот психотерапевтический фактор группы нераздельно связан с межличностным научением, поэтому совершенствование социальных навыков более широко будет обсуждаться в его контексте. Здесь мы лишь отметим, что в любой психотерапевтической группе в реальных межличностных взаимодействиях происходит обучение и совершенствование социальных навыков. Большинство подростков, попадающих в групповую психотерапию, испытывает недостаток опыта близких, интимных отношений, и искренние чувства, проявляемые по отношению к ним другими участниками группы, дают отличную возможность увидеть, как возникают, завязываются близкие отношения. Этот психотерапевтический фактор группы нераздельно связан с межличностным научением, поэтому совершенствование социальных навыков более широко будет обсуждаться в его контексте. Здесь мы лишь отметим, что в любой психотерапевтической группе в реальных межличностных взаимодействиях происходит обучение и совершенствование социальных навыков. Большинство подростков, попадающих в групповую психотерапию, испытывает недостаток опыта близких, интимных отношений, и искренние чувства, проявляемые по отношению к ним другими участниками группы, дают отличную возможность увидеть, как возникают, завязываются близкие отношения.

Имитационное поведение Имитационное поведение является внутренним действием человека, поэтому трудно каким-либо способом побуждать его со стороны, а также оценивать его действительную эффективность. Значение имитационного поведения в групповой психотерапии недостаточно раскрыто. Но, исходя из своего собственного жизненного опыта, можем отметить, что хотя кое-чему можно научиться и ведя наблюдения, однако гораздо большему мы можем научиться действуя. Одна из пословиц гласит: "Я услышал и забыл, я увидел и помню, я делал и понял". Имитационное поведение является внутренним действием человека, поэтому трудно каким-либо способом побуждать его со стороны, а также оценивать его действительную эффективность. Значение имитационного поведения в групповой психотерапии недостаточно раскрыто. Но, исходя из своего собственного жизненного опыта, можем отметить, что хотя кое-чему можно научиться и ведя наблюдения, однако гораздо большему мы можем научиться действуя. Одна из пословиц гласит: "Я услышал и забыл, я увидел и помню, я делал и понял".

Коррегирующий эмоциональный опыт и катарсис I.D.Yalom (1985) коррегирующий эмоциональный опыт анализирует в контексте межличностного обучения, а катарсис выделяет как отдельный психотерапевтический фактор группы. Но в любом случае чувства и их выражение являются составной частью межличностных отношений. Мы объединили эти психотерапевтические факторы группы, полагая, что эмоциональный опыт является тем компонентом группового процесса, без которого трудно представить само психотерапевтическое воздействие. I.D.Yalom (1985) коррегирующий эмоциональный опыт анализирует в контексте межличностного обучения, а катарсис выделяет как отдельный психотерапевтический фактор группы. Но в любом случае чувства и их выражение являются составной частью межличностных отношений. Мы объединили эти психотерапевтические факторы группы, полагая, что эмоциональный опыт является тем компонентом группового процесса, без которого трудно представить само психотерапевтическое воздействие.

Сплоченность группы Однако в группе возможен и настоящий диалог, когда участники дарят друг другу эмпатию, близость, доверие. Такой "диалог" в психотерапевтической группе и определяет ее сплоченность (cohesis), которая является одним из наиболее изучаемых психотерапевтических факторов группы. Это не только один из важнейших способов психотерапевтического воздействия группы, но и необходимое условие эффективной групповой психотерапии. Однако в группе возможен и настоящий диалог, когда участники дарят друг другу эмпатию, близость, доверие. Такой "диалог" в психотерапевтической группе и определяет ее сплоченность (cohesis), которая является одним из наиболее изучаемых психотерапевтических факторов группы. Это не только один из важнейших способов психотерапевтического воздействия группы, но и необходимое условие эффективной групповой психотерапии.

Экзистенциальные факторы Эти психотерапевтические факторы группы выделяет только I.D.Yalom (1985). Согласно экзистенциальному пониманию жизненных проблем, люди постоянно сталкиваются с основными экзистенциальными данностями: смертью, свободой, изоляцией и бессмысленностью (I.D.Yalom, 1980) смертью, свободой, изоляцией и бессмысленностью (I.D.Yalom, 1980)

Инсайт Инсайт как психотерапевтический фактор группы означает, что участник узнает что-то новое и важное о себе (I.D.Yalom, 1985; R.Bloch, E.Crouch, 1985). Отмечается (I.D.Yalom, 1985; E.C.Crouch с сотр., 1994), что инсайта можно достигнуть как минимум на четырех уровнях. Инсайт как психотерапевтический фактор группы означает, что участник узнает что-то новое и важное о себе (I.D.Yalom, 1985; R.Bloch, E.Crouch, 1985). Отмечается (I.D.Yalom, 1985; E.C.Crouch с сотр., 1994), что инсайта можно достигнуть как минимум на четырех уровнях.

Инсайт Участники более объективно видят свои межличностные отношения. Это начинается с узнавания того, как тебя видят и оценивают другие участники группы (косвенный инсайт). Участники более объективно видят свои межличностные отношения. Это начинается с узнавания того, как тебя видят и оценивают другие участники группы (косвенный инсайт). Участники понимают способы и стереотипы своего поведения с другими людьми (межличностный инсайт). Участники понимают способы и стереотипы своего поведения с другими людьми (межличностный инсайт). Участники узнают, почему они ведут себя так, как ведут себя с другими людьми (мотивационный инсайт). Участники узнают, почему они ведут себя так, как ведут себя с другими людьми (мотивационный инсайт). Участники понимают, как они стали такими, каковыми являются. Тем самым отыскиваются корни существующих проблем (психологический инсайт). Участники понимают, как они стали такими, каковыми являются. Тем самым отыскиваются корни существующих проблем (психологический инсайт).

Терапевтические изменения с точки зрения экзистенциальной терапии В экзистенциальной терапии изменения рассматриваются как неизбежная особенность жизни. G. Corey (1991) сформулировал целый ряд возможных изменений подростка в экзистенциальной терапии: В экзистенциальной терапии изменения рассматриваются как неизбежная особенность жизни. G. Corey (1991) сформулировал целый ряд возможных изменений подростка в экзистенциальной терапии:

Психотерапевтические изменения предпочтение тревоги выбора перед безопасностью зависимости; предпочтение тревоги выбора перед безопасностью зависимости; понимание, что подросток был узником своего прошлого; понимание, что подросток был узником своего прошлого; понимание, что если некоторые вещи в жизни изменить нельзя, то можно изменить установку по отношению к ним, способ реагирования; понимание, что если некоторые вещи в жизни изменить нельзя, то можно изменить установку по отношению к ним, способ реагирования; умение создавать будущее на основании прошлого; умение создавать будущее на основании прошлого; принятие ограниченности без потери собственной ценности; понимание, что для того, чтобы быть ценным, не обязательно быть совершенным; принятие ограниченности без потери собственной ценности; понимание, что для того, чтобы быть ценным, не обязательно быть совершенным; понимание, что жить в настоящем мешает слишком большое погружение в прошлое, слишком большое увлечение планированием будущего или попытки делать одновременно много вещей. понимание, что жить в настоящем мешает слишком большое погружение в прошлое, слишком большое увлечение планированием будущего или попытки делать одновременно много вещей.

Упражнения Э. Спинелли для определения зависимости, спросите себя: Какие аспекты этой деятельности принимаются обществом? какие теории предубеждения и предположения есть у Вас относительно зависимых пациентов и формирования зависимого поведения? Отметьте способы которыми они усложняют для Вас задачу слышать такого пациента.

Спросите себя: Какой деятельностью я занимаюсь регулярно, потому что, она важна для моего ощущения того, кто я есть? Есть ли в этой деятельности моменты, которые принимаются меньше, или те, которые приносят вред моей жизни? Как изменится мое самоощущение, если я откажусь от этой деятельности – что приобрету и что потеряю?

Спросите себя: Как бы Вы ответили человеку, который хотел бы заставить Вас бросить что-то столь важное, и который никак не хотел бы признать его пользу и выгодность, а концентровался только на его вреде? Есть ли что-нибудь, что может вдохновить Вас принять новый взгляд на жизнь?

Упражнения Э. Спинелли для изучения зависимой личности: Кем позволяет тебе быть зависимость, кем бы ты не смог быть без нее? Что позволяет тебе делать зависимость, чего иначе ты не смог бы сделать? Что ты можешь потерять, если перестанешь быть зависимым?

Как бы изменилось твое отношение к себе и другим, если бы ты перестал быть зависимым? Когда ты говоришь «Я зависимый», какие слова возникают вслед за этим утверждением?

Катамнез НБ – Без психотерапии ПП – Получившие консультацию АПП – Прошедшие психотерапию p

Катамнез p

Кризисный Молодежный Центр

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!