Селетков С.Г. Методология диссертационного исследования 1 «Методология диссертационного исследования» Лекция 6 Профессор, д.т.н. Селетков Сергей Григорьевич.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Методология научного исследования Подпорин И.Г.. 1.Научное исследование: уровни и методы 2.Этапы научного исследования 3.Структура научно-исследовательского.
Advertisements

С. Джонсон Знание бывает двух видов. Мы сами знаем предмет – или же знаем, где найти о нем сведения.
Модуль 4 Сущность и формы познания Тема 2 1.Научное познание как высший вид познавательной деятельности 2.Структура и уровни научного познания. Характеристика.
Методология, методы и логика педагогического исследования Понятие о методологии, уровнях методологического знания, методологических принципах педагогики.
Организация научно- исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время Организация научно- исследовательской деятельности учащихся во внеурочное.
Понятие методологии и метода Методы эмпирического и теоретического познания Формы научного знания Процесс научного познания Критерии истинности научного.
Научно-практическая конференция в МОУ СОШ 3 г. Черепаново Учебно-исследовательская работа учащихся Учитель иностранного языка Попова Елена Харисовна.
Исследовательская работа Общие положения. Метод Декарта (общие правила исследовательского процесса) ничего не принимать за истинное, что не представляется.
Селетков С.Г. Методология диссертационного исследования 1 «Методология диссертационного исследования» Лекция 9 Профессор, д.т.н. Селетков Сергей Григорьевич.
Экспериментальная работа в школе Теоретические аспекты.
Изучение, обобщение и распространение актуального педагогического опыта Кузьмина Светлана Евгеньевна Методист МУДО ЦРТДЮ.
Информационные технологии как средство представления проекта на предметном содержании Основы ученического исследования.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К НАУЧНОМУ АППАРАТУ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.
1 Академия при Президенте РФ (РАНХиГС) Международный институт государственной службы и управления (МИГСУ) Кафедра акмеологии и психологии профессиональной.
А.М. Новиков МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ А.М. Новиков МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АППАРАТ ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ* * В авторефератах диссертаций этот раздел называется.
Основные понятия в области научного-педагогического исследования 1) Проблема, объект и предмет научно-педагогического исследования 2) Цели и задачи научно-педагогического.
Методика организации научно-исследовательской деятельности учащихся.
Методология научных исследований Понятие методологии и метода Методы эмпирического и теоретического познания Формы научного знания Процесс научного познания.
Методология научных исследований Понятие методологии и метода Методы эмпирического и теоретического познания Формы научного знания Процесс научного познания.
Организация исследовательской деятельности школьников.
Транксрипт:

Селетков С.Г. Методология диссертационного исследования 1 «Методология диссертационного исследования» Лекция 6 Профессор, д.т.н. Селетков Сергей Григорьевич Ижевский государственный технический университет имени М.Т. Калашникова

Селетков С.Г. Методология диссертационного исследования 2 Ранее рассмотрены темы лекции 5 Тема 1. Актуальность объекта и предмета (результатов) исследования Тема 2. Проблема, цель, задача в диссертации

Селетков С.Г. Методология диссертационного исследования 3 Темы лекции 6 Тема 1. Формы и структуры диссертации. Тема 2. О методах диссертационного исследования.

Селетков С.Г. Методология диссертационного исследования 4 Тема 1. Формы и структуры диссертации.

Селетков С.Г. Методология диссертационного исследования 5 Формы диссертации По содержанию: теоретические, прикладные, комплексные. (Т.П. Приходько) По методам: описательные, эмпирические, расчетно-аналитические, проектно-технологические, исторические, эвристические. По типу обращения с данными: конвергентная (собирательная, индуктивная), дивергентная (распространительная, дедуктивная), инновационная (предложение новых решений, трансформация данных, изобретение в технологических диссертациях).

Селетков С.Г. Методология диссертационного исследования 6 Структурные компоненты рукописи: ГОСТ Р Диссертация в виде рукописи имеет следующую структуру: а)титульный лист; б)оглавление; в)текст диссертации: 1) 1)введение, 2) 2)основная часть, 3) 3)заключение; г)список сокращений и условных обозначений*; д)словарь терминов*; е)список литературы; ж)список иллюстративного материала*; и) приложения*. * - не являются обязательными

Селетков С.Г. Методология диссертационного исследования 7 Компоненты структуры и содержания диссертации 1. Введение. 2. Основная часть диссертации: 2.1. Анализ известных положений и решений Описание проблемной ситуации (изложение недостатков объекта исследования) Постановка цели и задач Решение задачи или получение разработки Научное обоснование решения или разработки Оценка значения для теории и практики. 3. Научные выводы по главам. 4. Заключение по диссертации.

Селетков С.Г. Методология диссертационного исследования 8 Что определяет структуру рукописи? Принципы соответствия. Первый принцип. Соответствие структуры логической последовательности изложения нового научного знания: Анализ состояния и систематизация известного знания. Выявление недостающего знания, имеющего значение для теории и практики отрасли науки. Гипотеза (предложение, разработка) получения нового научного знания. Теоретические положения диссертации (модель). Обоснование теоретических положений (эксперимент, практика). Формулирование нового научного знания (выводы, рекомендации). Пример конкретного использования (рекомендуется) Заключение по работе в целом.

Селетков С.Г. Методология диссертационного исследования 9 Принцип второй. Соответствие структуры содержанию основного результата диссертации Основной результат: Теория (решение задачи, теоретические положения) или Технологическая разработка (решение), или Социологическое предложение (интерпретация). Изложение результатов имеет различие!

Селетков С.Г. Методология диссертационного исследования 10 Основной результат – теоретические положения (решение задачи). ОГЛАВЛЕНИЕ Глава Анализ проблемной ситуации Постановка гипотезы нового научного знания Цель, задачи. Глава Теоретическое обоснование гипотезы Теоретическая интерпретация. Следствия. Глава Обоснование гипотезы (эмпирическое, теоретическое) Сравнение интерпретаций Выводы о достоверности гипотезы и предложение нового научного знания.

Селетков С.Г. Методология диссертационного исследования 11 Основной результат – технологическое решение (разработка). ОГЛАВЛЕНИЕ Глава Анализ технологических противоречий Постановка задачи получения инновационной технологической разработки (решения). Глава Систематизация и поиск принципа действия разработки Построение модели функционирования разработки (теоретическая платформа). Глава Экспериментальная апробация разработки Факторный эксперимент (эмп. интерпретация). Сравнение с теоретической моделью. Глава Оценка эффективности разработки. Оптимизация Практика использования. Конкретный пример реализации разработки Рекомендации по практическому использованию.

Селетков С.Г. Методология диссертационного исследования 12 Основной результат – социологическое предложение (ОГЛАВЛЕНИЕ) Глава Анализ состояния разработанности предметной области Формулирование конфликтной ситуации Систематизация методов разрешения Постановка цели, задач ДИ. Глава Предложение гипотезы компромисса Теоретическая модель отношений. Построение сценария Формулирование решения и следствий. Глава Платформа обоснования предложений Практическая апробация разработки. Получение данных.

Селетков С.Г. Методология диссертационного исследования 13 Нормативные требования к структуре и содержанию I. I.Внутреннее единство (критерий целостности и законченности работы). II. II.Согласованность структурных и содержательных компонентов (проблемы – цели – наименования – задач – результатов – выводов – рекомендаций). III. III.Наличие компонентов (Положение, п. 10): содержать совокупность результатов; иметь новизну результатов, содержать оценку по сравнению с известными; свидетельствовать о личном вкладе автора, содержать обоснование достоверности.

Введение к диссертации ГОСТ Р Введение к диссертации включает в себя следующие основные структурные элементы: актуальность темы исследования; степень ее разработанности; цели и задачи; научную новизну; теоретическую и практическую значимость работы; методологию и методы исследования; положения, выносимые на защиту; степень достоверности и апробацию результатов. Селетков С.Г. Методология диссертационного исследования 14

Селетков С.Г. Методология диссертационного исследования 15 Структура введения к диссертации (рекомендация) Актуальность объекта исследования в целом, его признаки, область использования Краткая история развития объекта исследования Определение объекта исследования диссертации в соответствии с паспортом специальности Формирование признаков предмета исследования и его определение Современное состояние предмета исследования, степень проработанности темы Недостатки объекта и предмета исследования (формирование проблемной ситуации) Цель диссертационной работы.

Селетков С.Г. Методология диссертационного исследования 16 Построение введения к диссертации (продолжение) Теоретическая платформа исследования Гипотеза (решение) разрешения конфликта Направления (задачи) исследования Предполагаемые методы исследования На защиту выносятся (основные результаты) Предполагаемая новизна результатов Аннотация работы по главам Благодарности за помощь в работе научному руководителю, консультантам и коллегам.

Селетков С.Г. Методология диссертационного исследования 17 ШАБЛОНЫ НАПИСАНИЯ КОНСТРУКТОВ ВВЕДЕНИЕ Актуальность объекта исследования в целом, его признаки, область использования. Объект исследования дис. р-ты хорошо известен и находит широкое применение … Его модификации используются … [1, 2] О роли и значении … говорят следующие данные … [3, 4]. Обусловлено это тем, что существует …, в частности, … К этому следует добавить, что по международным соглашениям на территории России (стран СНГ и за рубежом) …, что определяет значительную потребность в использовании таких … и ввиду острой необходимости …. (Объект исследования) применяется также … с целью … и изучения …, что позволяет моделировать … для исследования влияния … на …, (экологическую) обстановку… Развитие положений … представляет значительный интерес для решения задач теории … и практики… поскольку …. они в значительной степени определяют…. Можно добавить, что … зависят … и, наконец, … Например, изменение … позволяет уменьшить (увеличить), как отмечается в работах [5 6, 7, …] на … %.

Выводы: Структура диссертации соответствует содержанию и логике (проблема – гипотеза – получение – обоснование – оценка - презентация) изложения научного знания соответствующего класса отраслей науки (естественные, технологические, социальные) Форма соответствует типу научных данных (описание (наблюдение, систематизация), моделирование (теоретическое исследование), экспериментирование (создание среды для наблюдения и регистрации), изобретение, проектирование) Структура диссертации и автореферата оговаривается ГОСТ Р ГОСТ Р Селетков С.Г. Методология диссертационного исследования 18

Селетков С.Г. Методология диссертационного исследования 19 Тема 2. О методах диссертационного исследования.

Селетков С.Г. Методология диссертационного исследования 20 Что такое методология? В.С. Степин (ведущий философ России) «Основания науки включают две подсистемы: онтологическую, представленную сеткой категорий и понятий (что?) и эпистемологическую (методологическую), определяющую познавательные процедуры (Как? Каким образом?)». Вопрос методологии – Каким образом? А.М. Новиков «Методология – учение об организации деятельности». Остановимся на следующем определении методологии : Методология диссертационного исследования – это учение о его методах

Селетков С.Г. Методология диссертационного исследования 21 Классификация научных методов I. I.Философские: Метафизические (надфизические), Диалектические, Феноменологические (феномен – явление), Герменевтические (объяснительные). II. II.Общенаучные: эмпирические, теоретические, общелогические; III. III.Частнонаучные (отраслевые). IV. IV.Дисциплинарные. V. V.Междисциплинарные ( например: ММ и ИТ ).

Общенаучные методы: Селетков С.Г. Методология диссертационного исследования 22 I. Эмпирические 1.1. Наблюдение (преднамеренное и целенаправленное восприятие) Эксперимент (наблюдение за изменением в результате организованного вмешательства в самопротекающий ход событий) Измерение (установление количественных характеристик) 1.4. Сравнение (а сравнение двух теорий?). II. Теоретические 2.1. Формализация Аксиоматический Гипотетико-дедуктивный Восхождение от абстрактного к конкретному. III. Общелогические 3.1. Анализ, синтез Абстрагирование, обобщение Идеализация, моделирование Аналогия, индукция Системный подход.

Недостаток, приведенной классификации общенаучных методов? Отсутствует движение к результату (процесс его достижения) ! Селетков С.Г. Методология диссертационного исследования 23

Классификация методов диссертационного исследования Селетков С.Г. Методология диссертационного исследования 24 I. Поиска (до получения результата) II. Получения (во время получения результата) III. Обоснования IV. Презентации (после получения результата) РЕЗУЛЬТАТ ПОИСК ПОЛУЧЕНИЕ ОБОСНОВАНИЕПРЕЗЕНТАЦИЯ

Выводы: Селетков С.Г. Методология диссертационного исследования Исследовательский (научный) подход выполняется через систему научно- исследовательских методов, разработанных в процессе развития науки. 2. Их использование является обязательным условием (формулируется методологическая платформа). 3. Для выполнения диссертационного исследования ПОЛЕЗНА процессуальная классификация научных методов достижения результата, которая включает методы: поиска, получения, обоснования и презентации.

Селетков С.Г. Методология диссертационного исследования 26 Спасибо! До встречи на следующих лекциях!