Основные положения общероссийской системы оценки качества общего образование как один из механизмов реализации «дорожных карт» А.Б. Воронцов 9 октября.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Управление развитием системы оценки качества общего образования, ориентированной на современные результаты образования Адамский А.И., Воронцов А. Б.
Advertisements

Концепция развития системы оценки качества общего образования, ориентированной на современные результаты образования ( общественно-профессиональное обсуждение)
Управление развитием системы оценки качества образования на федеральном уровне 5 ноября 2011г., г.Москва.
Группа 1 Система оценки качества общего образования – федеральный уровень апреля 2013 Руководитель группы – Воронцов А.Б. г.Краснодар.
Система оценивания. Требования ФГОС Дозморова Е.В.
«Проектирование деятельности в рамках новой концепции оценки качества основного общего образования» Ушакова Е.Г. Эксперт ИПОП «Эврика»
Концепция системы оценки качества основного общего образования А.И. Адамский, научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика»
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной.
Становление культурной формы действия представляется в виде трех этапов-уровней опосредствования: формальный – овладение внешними особенностями.
Система оценки образовательных результатов в подростковой школе АМОУ «Гуманитарный лицей» г. Ижевска.
Подходы к реализации междисциплинарных программ: условия достижения личностных и метапредметных результатов Индивидуальный образовательный проект как результат.
ФГОС НОО : принципиальные особенности Формирующее оценивание или оценивание для обучения.
« Интеграция формирующего и диагностического оценивания как механизм обеспечения качества образования» Дорошенко Наталья Алексеевна, научный сотрудник.
Современная модель аккредитации образовательных учреждений, реализующих ФГОС ОО Воронцов А.Б., эксперт ИПОП «Эврика»
Введение ФГОС ступеней общего образования: ключевая проблематика, эффективные модели Р.В. Селюков, первый заместитель директора Института проблем образовательной.
Система о ценк и достижения планируемых результатов Планируемые результаты и … Достижение планируемых результатов Оценка Оценка достижения… Система оценки….
« » « Сопровождение деятельности педагога в межаттестационный период »
Роль ШНОУ в реализации проекта «Создание и апробация модели муниципального межведомственного центра профориентации «От знаний к делу» Первушина Наталья.
Понятие «педагогическая диагностика» было предложено немецким исследователем К. Ингенкампом в 1968 году по аналогии с медицинской и психологической диагностикой.
Методика преподавания Материалы конференций Информационно-образовательная среда как условие достижения планируемых результатов обучения.
Транксрипт:

Основные положения общероссийской системы оценки качества общего образование как один из механизмов реализации «дорожных карт» А.Б. Воронцов 9 октября 2013 год

Часть 1 Ключевые вопросы концепции

1. Что можно ожидать от создаваемой ОСОКО? Полноценное функционирование ОСОКО будет способствовать: «легализации» образовательных результатов; обеспечению единства образовательного пространства за счет общего понимания образовательных результатов, требований к КИМ на разных уровнях, выделение специфики ступеней (уровней образования) в ОСОКО ; качественному образованию и защищенности граждан; повышению уровня информированности населения при принятии жизненно важных решений о продолжении образования; принятию обоснованных управленческих решений по проблемам повышения качества образования и развития системы образования; развитию и совершенствованию структур и механизмов управления и обеспечения качества образования. 3

2. В чем заключены основные концептуальные моменты концепции? Разведена оценка результатов образования и оценка качества образования Установлены требования к системам оценки качества образования на уровне школы, муниципалитета, региона, федерации Установлены требования к инструментам оценивания и оценочным процедурам 4

3. Каким мы видим оценивание в рамках ОСОКО? процедуры оценки должны быть ориентированы на более широкие образовательные результаты, нежели знания в рамках учебных дисциплин; в основе оценивания результатов образования должна лежать не изначально заданная норма, а положительная динамика изменений достижений (индивидуальный прогресс, добавленная стоимость); эффективная система оценки должна строиться на сочетании разнообразных методов оценки. Стандартизированное тестирование – всего лишь один из используемых подходов для определения образовательных результатов; анализ результатов оценки учебных и внеучебных достижений должен проводиться с учетом факторов, оказывающих влияние на эти результаты; комбинация внутренней и внешней оценки деятельности школы – базовый подход для оценки ее деятельности 5

4. Почему в концепции одно из центральных мест отводится описанию современных образовательных результатов и качеству образования? ФГОС ОО - собственно результаты отсутствуют, сформулированы только требования к результатам Ключевая задача: переформатировать планируемые результаты так, чтобы, с одной стороны, они стали компактные, с другой стороны, задать такие уровни освоения учебного материала, которые могли бы фиксировать индивидуальный прогресс учащегося Необходима интегративная характеристика образовательных результатов, где понятийное знание (знание-действие) стала основой, как компетентностей, так и основой их личностного развития с учетом двух этапов возрастного развития 6

5. Зачем «разведены» в концепции образовательные результаты и качество образования? Рабочее определение: качество образования - есть совокупность образовательных результатов и необходимых условий, обеспечивающих успешную социализацию школьника. Процедуры и инструментарий оценки результатов и качества разный Субъекты оценки результатов и оценки качества разные (качество: межотраслевой подход) Итог: переход от модели «контроль качества» к модели «обеспечения качества» 7

6. Какая организационная структура должна реализовать этот проект? Мнения по этому вопросу пока разные: -расширение полномочий и функций федерального и региональных структур Рособрнадзора (с возможным делегированием ряда полномочий и функций каким-то организациям и т.п.) -создание Федерального центра оценки качества образования с делегированием целого ряда функций региональным центрам оценки качества образования, а также общественно-профессиональным организациям для независимой оценки образовательных результатов и качества образования 8

Часть 2 Основания для разработки концепции 9

2.0. Что уже есть в системе ОКО: ключевые элементы участие России в международных исследованиях (PIRLS,TIMSS,PIZA и др.); внешняя оценка (штатный режим ЕГЭ, эксперимент ГИА-9 класс); создание Федеральной службы по контролю и надзору в сфере образования с передачи части полномочий в регионы (региональные службы); создание региональных центров оценки качества образования (итог КПМО); аккредитация образовательных учреждений (общественная, общественно-профессиональная аккредитация) аттестация педагогических кадров (новый формат – подтверждение квалификации) появление ФГОС ОО, которые вносят определенные проблемы и сложности в функционировании существующей ОКО

2.1. Методологические и психолого-педагогические основания для разработки концепции: проблемы не определена специфика каждой ступени школьного образования в общей системе оценки качества; современные модели обучения и устаревшая система оценивания; существующие КИМы не соответствуют современным образовательным результатам; деятельность различных организаций, занимающихся проблемами качества образования, не координируются; затратные механизмы по сбору, обработки и анализу собираемой информации; отсутствие квалифицированных кадров в области оценки качества образования 11

2.2. Возрастные возможности и особенности младшего школьника смена ведущей деятельности, переход от игры к систематическому, социально организованному обучению (игровая деятельность во всех её разновидностях продолжает оставаться важной для психического развития детей; на ее базе развиваются различные компетентности); формирование системы учебных и познавательных мотивов и установок, умение принимать, сохранять и реализовать учебные цели (в процессе их реализации младший школьник учится планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия и их результат); выносливость и упорство, позволяющие осуществлять учебную деятельность, требующую значительного умственного напряжения и длительной сосредоточенности, любовь к труду; эмоциональность, отзывчивость и уравновешенность (младший школьник в достаточной степени управляет проявлениями своих чувств, различает ситуации, в которых их необходимо сдерживать, сочувствует товарищу, адекватно реагирует на эмоции учителя); приобретение опыта жизни в коллективе, когда существенно возрастает значимость межличностных и деловых отношений; усиление роли самооценки младшего школьника: формирование ее на основе того, как оценивают его «значимые другие», которыми являются, прежде всего, взрослые (особенно учитель). 12

2.2. Возрастные возможности и особенности подростков возрастные возможности подросткового возраста: -чувство взрослости (потребность в равноправии, уважения и самостоятельности, требования серьезного, доверительного отношения со стороны взрослого); -тенденция к самостоятельности в учении (потребность в экспертной оценки взрослого) -ведущая личностно-значимая или общественно-значимая деятельность; -пробуждение активного взаимодействия, экспериментирования с миром социальных отношений; -проявление интереса к собственной личности 13

2.3. Возрастные возможности и особенности юношеского возраста Базовый возрастной процесс – поиск собственной идентичности. Ведущая деятельность - самоопределение как практика становления, связанная с конструированием возможных образов будущего, проектированием и планированием в нем своей индивидуальной траектории (своего пути). Процессы самоопределения реализуются через осуществление набора проб и приобретение опыта подготовки к принятию решений по поводу саморазмещения себя в основные жизненные формы. Сценарный характер активности. Для современного юноши сценарии носят характер задуманного пробного действия., «проект себя самого» – своих настоящих и будущих возможностей 14

2.3. Модели обучения и оценивание Оценка качества образования должна опираться на современные модели обучения 15 Традиционная модель Психологическая теория 20-х годов 20 в. «стимул –реакция» Современные модели (когнитивная, конструктивная, развивающее обучение Э-Д) Психологическая теория деятельности Психометрический подход к оцениванию: способность учащихся вспоминать и применять факты, выученные в плановом режиме Пройдя тестирование можно необязательно понимать изученный материал Деятельностный подход к оцениванию: Обучение есть процесс конструирования знания через освоение общих способов/средств предметных и метапредметных культурных действий «Мы должны оценивать уровень понимания и сложности понимания, а не просто способность «заглатывать» и «выдавать» факты» (Wilson,1992) Дилемма: 1)возникает все более настоятельная потребность в оценивании на национальном (региональном, муниципальном) уровне – требование сопоставимость; 2) современные модели обучения ориентированы на формирующее оценивание – затруднено сопоставимость

2.4. Итоги КПМО ( ): Необходим более взвешенный, аналитический подход к оцениванию в образовании. Первостепенная задача остановить тенденцию у прощенному видению ситуации, когда одна форма оценивания объявляется лучше других. Оценивание НЕ существует отдельно от обучения, а находится в динамическом взаимодействии с ним. Необходима система оценки, которая будет поддерживать множество оценивания, обеспечивая при этом корректное использование каждого из них. Необходимо вкладывать средства в развитие навыков оценивания у учителей, без этого мы не сможем достичь желаемых стандартов Часть средств необходимо направить на внедрение информационных технологий в помощь учителю при оценивании 16

ЧАСТЬ 3 Результаты и качество образования 17

3.1. Структура образовательных результатов Блок 1. Метапредметные результаты – образовательные результаты, выходящие за пределы одного учебного предмета. 18 Начальное общее образование Основное общее образование Полное общее образование умение учиться как способность учебная грамотность образовательная компетентность учебное сотрудничество как способность коммуникативная грамотность- коммуникативная компетентность умение работать с информационным текстом как способность информационная грамотность информационная компетентность

3.1. Учебная грамотность 19 Показатели достижения образовательного результата Диагностируемые проявления образовательного результата Готовность к постановке новых учебно- познавательных задач и проблем обнаружение недостаточности или неясности данных задачи, формулирование запроса на поиск недостающей информации определение границы собственного знания/незнания фиксация противоречия, вызванного несоответствием усвоенного способ действия и условий задачи установление собственных «дефицитов» в предметных способах действия/средствах отбор заданий для ликвидации «дефицита» и планирование их выполнения, определяя темп и сроки, выбирая уровень сложности заданий (мотивация) Готовность к решению новых учебно- познавательных задач и проблем направленность действий учащегося в ситуации новой задачи (направленность на систематический или хаотический поиск новых способов действия, на воспроизведение образцов и т.д.) определение последовательности действий для решения предметной задачи, осуществление простейшего планирования своей работы подготовка материалов, адекватных задаче, и грамотное использование их в решении поставленной задачи высказывание предположений о неизвестном, предложение способов проверки своих гипотез,

3.2. Коммуникативная грамотность Показатели достижения образовательного результата Диагностируемые проявления образовательного результата Готовность действовать совместно с другими организация работы малой группы методом кооперации (распределение ответственности между всеми членами группы), сборка общего результата из работы отдельных членов малой группы соблюдение процедуры обсуждения внутри группы, фиксация и обобщение промежуточных результатов работы группы. умение представить результаты групповой работы, в том числе – подготовить публичное выступление с аудио-видео поддержкой владение социальными навыками коммуникации и кооперации П онимание точки зрения, отличной от собственной определение цели и адресата устной и письменной коммуникации в соответствии с целью своей деятельности создание устных и письменных текстов, содержащих аргументацию за и против предъявленной для обсуждения позиции использование в своей речи (устной и письменной) логических и риторических приемов убеждения, приемов обратной связи с аудиторией гибкое изменение текста коммуникации в зависимости от реакции аудитории Готовность к координации разных точек зрения высказывание мнения (суждения) и запрос мнения партнера в рамках диалога, отношение к мнению партнера, углубление своей аргументации с учетом мнений партнеров определение областей совпадения и расхождений позиций, выявление сути разногласий, сравнительная оценка предложенных идей относительно цели групповой работы поиск путей разрешения содержательных конфликтов 20

3.3. Информационная компетентность Показатели достижения образовательного результата Диагностируемые проявления образовательного результата Грамотность чтения и письма информационных текстов воссоздающее понимание реалий (картин жизни), которые описаны в тексте: визуализация, отнесение отдельных единиц информации к реальности (например, отнесение термина к факту), связывание единиц информации в целостную картину рефлексивное понимание авторской логики (эксплицитной и подразумеваемой), отделение авторского сообщения от иной информации, не содержащейся в тексте и/или противоречащей тексту, критическое отнесение к авторским суждениям творческое понимание как способность переносить идеи текста на реалии, не описанные в этом тексте Знаково- символическая грамотность понимание информации, сообщаемой в различных формах – в тексте, графике, таблице, диаграмме, рисунке и т.п. создания сообщений с использованием различных форм представления информации (текст, рисунок, схема, анимация, фотография, видео, звук, личная презентация) создание текстовых и модельно-графических описаний объектов, явлений, событий, понятий и связей между ними Решение задач с применением ИКТ технологий планирование поиска информации, формулирование поисковых запросов, выбор оптимального способа получения информации выделение информации, которая необходима для решения поставленной задачи; отсеивание лишней информации обработка информации: преобразование записи устного сообщения в письменный текст, формулировка выводов из изложенных фактов, резюмирование, комментирование, иллюстрирование, преобразование в наглядную форму 21

Блок 2. Предметные результаты как учебно-предметные компетентности (уровневый подход) 2.1. Языковая грамотность 2.2. Математическая грамотность 2.3. Естественно-научная грамотность 2.4. Грамотность чтения 2.5. Социально-политическая грамотность 2.6. Художественно-эстетическая грамотность 2.7. Технологическая грамотность 2.8. Грамотность здорового образа жизни и безопасности 22

Блок 3. Личностные результаты как социальный опыт ребенка Начальное общее образование Основное общее образование Полное общее образование участие учащихся в разных видах деятельности (учебная и внеучебные виды деятельности) социальную пробы и приобретение общественно-полезного социального опыта социальная практика 23 Осмысленное и ответственное построение личной жизненной траектории образовательная самостоятельность, подразумевающая умения школьника создавать средства для собственного продвижения, развития; образовательная инициатива – умение выстраивать свою образовательную траекторию, умение создавать необходимые для собственного развития ситуации и адекватно их реализовать; образовательная ответственность – умение принимать для себя решения о готовности действовать в определенных нестандартных ситуациях

3.2. Качество образования Характеристики: успешность, мобильность и социализация ученика, «цена» образования Совокупность образовательных результатов, обеспечивающих возможность самостоятельного решения обучаемыми значимых для них проблем, для достижения которых требуется такое время, которое позволяет обучаемым заниматься и другими видами деятельности, значимыми для их развития 24

Часть 4 Принципы, цель, задачи системы оценки результатов и качества общего образования 25

4.1. Принципы оценки качества общего образования Образовательное оценивание опирается на современные и эффективные модели обучения, обеспечивающие баланс между внешней и внутренней оценкой качества образования Ликвидация противостояния друг другу двух подходов к оцениванию: 1) оценивание в целях отбора, мониторинга и обеспеченности отчетности акцент сделан на внешнюю оценку, ключевым элементом которой являются учебные достижения, измеряемые с помощью тестов и экзаменов (нормативно-ориентированное тестирование) и направлены на отбор, относительную оценку и рейтингование учащихся и образовательных учреждений. 2) оценивание для обучения, способствующее обучению (assessment for learning). Образовательное оцениваниенацелено на разработку тестов, в которых учащийся трактуется как индивид, а не в связи с другими учащимися, а также на использование измерения конструктивным образом – так, чтобы выявлять сильные и слабые стороны школьников и тем самым способствовать их образовательному индивидуальному прогрессу. 26

4.2. Принципы оценки качества основного общего образования Оценка – механизм диалога и саморазвития всех субъектов образования через децентрализацию системы оценивания Позволит выстроить альтернативную систему оценки существующей сейчас, где оценка качества всегда превращалась в проверку и строилась на стремлении поймать недостатки и всех «построить» Перенос с внешней оценки на сомооценку Цель децентрализации - усиление самостоятельности на уровне образовательных институтов. Важнейшими движущими силами высокого качества образования являются самостоятельные и компетентные учителя, самостоятельные и самоуправляемые школы, диалог родителей и школ, диалог школ и ведомства, проводящего образовательную политику. Система оценки качества призвана помочь школе решить ее собственные проблемы. Региональные службы по оценке качества должны интересовать не то, какие результаты показывают ученики этой школы в данное время, а как школа оценивает эти результаты, как она строит стратегии по их улучшению. Помогать качественной самооценке ОУ вместе с родительским сообществом и искать путь в открытую систему взаимной поддержки. 27

4.3. Принципы оценки качества основного общего образования Оценка качества ориентируется на принцип индивидуализации в общем образовании Это принцип означает нахождение учащимся своего индивидуального пути движения к получению качественного образования. Индивидуализация предполагает также переход от оценки «среза» к картине развития, к оценке индивидуального прогресса школьников 28

4.4. Принципы оценки качества основного общего образования Оценка качества образования на каждой ступени опирается, с одной стороны, на достижения предыдущего уровня образования, с другой стороны, находится «в зоне ближайшего развития» относительно следующей ступени. В системе оценки наблюдается эволюционное изменение оценочных процедур при движении от НШ к СШ: от контрольно- оценочной самостоятельности младшего школьника к учебной самостоятельности подростка. Соотношение двух видов оценивания: самооценки ученика и экспертной оценки другого (в т.ч. Взрослого) 29

4.5. Принципы оценки качества основного общего образования Оценка качества образования носит комплексный и накопительный характер. Прозрачна, открыта, объективна и оперативной за счет информатизации процесса оценивания. Результаты образовательной деятельности учащихся должны оцениваться с помощью опубликованных критериев, положений и процедур, применяемых согласовано. Образовательные учреждения должны гарантировать сбор, анализ и использование информации, необходимой для эффективного управления основной образовательной программы ступени за счет использования информационной среды «Электронный паспорт школы». 30

4.6. Цель и задачи системы оценки качества целью системы оценки качества общего образования является создание условий повышения качества образования через усиление потоков информации о результатах образования и соответствующих факторах. 31

Задачи: 1. Создание психолого-педагогической методологии разработки инструментария для оценки (экспертизы, измерения) разных аспектов основного общего образования 2. Повышение квалификации педагогических и руководящих работников по вопросам контрольно-оценочной деятельности всех субъектов образовательного процесса, организации мониторинга за функционированием системы оценки качества образования на всех уровнях: региональном, муниципальном и школьном 3. Создание современного организационно-методического обеспечения системы оценки качества образования, их индивидуальных достижений в соответствии с внедрением стандартов второго поколения; 4. Информационное, аналитическое и экспертное обеспечение системы оценки качества образования на всех уровнях: региональном, муниципальном и школьном. 5. Разработка единой информационно-технологической платформы системы оценки качества основного общего образования на всех уровнях. 6. Стандартизация форматов собираемой информации и разработка технологии ее использования в качестве информационной основы принятия управленческих решений на уровнях: региональном, муниципальном, школьном. 7. Совершенствование анализа полученной информации с целью выявления факторов, влияющих на достижение качества образования. 8. Развитие механизмов общественной и общественно-профессиональной экспертизы, подготовка общественных экспертов и независимых аудиторов по оценке качества основного общего образования. 32

Часть 5 Структурные элементы системы оценки качества общего образования 33

5. Структурная схема системы оценки качества ОО Основные элементы системы: оценка индивидуальных учебных достижений (планируемых результатов) школьников; экспертная оценка содержания и реализации основных образовательных программ общего образования; оценка образовательной среды ступеней (уровней) в образовательной организации 34

5.1. Индивидуальные учебные достижения Виды оценки образовательных результатов школьников: оценка готовности к обучению на «переходе» учащихся из начальной в основную школу; оценка индивидуального прогресса учащихся в ходе непосредственного образовательного процесса; промежуточные мониторинговые исследования регионального уровня по оценке формированию метапредметных (компетентностных) образовательных результатов подростков; формативное (формирующее) оценивание для обучения; оценка внеучебных достижений школьников; итоговые интегрированные проектные задачи и образовательные события, включающие в себя предметные, компетентностные результаты, а также социальный опыт подростков; итоговая (государственная) аттестация выпускников основного и среднего общего образования 35

5.2. Экспертная оценка ООП ОО Самообследование и внешняя оценка (экспертиза) образовательных программ направлены на определение и оценку: достигнуты ли намеченные цели и задачи, соответствуют ли условия и процессы подготовки специалистов требованиям, установленных в Федеральных государственных образовательных стандартов, работодателей (для профессионального образования), родительской общественности Результаты государственно-общественной (общественной) экспертизы должны стать основанием для принятия решения о дальнейшем развитии и совершенствовании образовательных программ. 36

5.3. Оценка (экспертиза) условий (среды) для реализации ООП Условия, обеспечивающие возможность: достижения планируемых результатов освоения ООП; выявления и развития способностей обучающихся через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно-полезной деятельности, в том числе социальной практики; работы с одаренными детьми, организации интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности; эффективного использования времени, отведенного на реализацию ООП; использования в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа; эффективность самостоятельной работы обучающихся при поддержке педагогических работников; включения обучающихся в процессы понимания и преобразования внешкольной социальной среды для приобретения опыта реального управления и действия; эффективного управления образовательным учреждением с использованием информационно-коммуникационных технологий, а также современных механизмов финансирования. 37

6. Требования к инструментарию оценки результатов качества образования учащихся ОШ 6.1. На уровне образовательного учреждения На ученическом уровне: На ученическом уровне инструментарий должен быть ориентирован прежде всего: на самооценку собственных учебных действий учащегося; на выработку критериальной основы для оценки действий учащихся; на рефлексивный характер действий учащихся; на действия ученика по запросу на экспертную оценку взрослого (учителя) Ключевой объект оценки - учебные и иные действия учащегося 38

На педагогическом уровне: Для формирующего оценивания комплекс инструментов должен: фокусировать внимание учителя и ученика в большей степени на отслеживании и улучшении учения, а не преподавания, давать учителю и ученику информацию, на основании которой они принимают решения, как улучшать и развивать учение; ориентироваться на качественную оценку действий учащихся, работать на улучшение качества учения, а не обеспечивать основание для выставления отметок; иметь широкий ассортимент простых техник, которые легко и быстро освоить учителю для получения от учеников обратной связи относительного того, как они учатся; носить непрерывный (цикличный) характер продолжающегося процесса, который запускает механизм обратной связи и постоянно поддерживает его в работающем состоянии; ориентирован на все виды образовательных результатов (предметные, метапредметные и личностные результаты) 39

На педагогическом уровне: Инструментарий для оценки индивидуального прогресса учащихся должен отвечать следующим требованиям: направлен на оценку зоны ближайшего развития и «индивидуальный темп» освоения учащимся предметного содержания и должен служить средством сопровождения образовательного процесса (как в начальной, так и в основной школах), а не только средством подведения его итогов; акцентирует внимание на мере овладения средствами (общими способами действия), которые должны быть переданы учителем ученику в ходе обучения; ориентируется на предметные линии, которые задают способ развертывания учебного предмета на протяжении обучения в начальной и основной школе; обеспечивает два вида прогресса: линейный и уровневый. Первый – это рост эффективности в решении задач достигнутого уровня, когда ученик остается на одном уровне. Второй – проявление способности решать задачи более высокого уровня, чем удавалось раньше. для того чтобы делать выводы об изменениях, которые происходят с учащимся (о приросте в мышлении и понимании при изучении предмета), необходимы данные двух и более срезов в течение учебного года по одним и тем же параметрам; позволяет в графической форме представлять прогресс учащихся (например, с помощью индивидуального профиля учащегося) 40

На административном уровне: Инструментарий для оценки стартовых возможностей учащихся в обучении на начало года должен отвечать следующий требованиям: ориентирован на два типа заданий: актуального уровня знаний и способов/средств предметных действий и «зоны ближайших» знаний и способов/средств предметных действий, которые должны быть освоены в текущем учебном году, т.е носить прогностический характер; позволяет самостоятельно учащимся построить план действий по ликвидации проблем и трудностей, возникших после «старта»; выявляет способы работы педагогов на предыдущем этапе обучения; позволяет построить в классе «карту» движения в учебном предмете на предстоящий учебный год; устанавливает стартовые образовательные возможности учащихся после длительного перерыва на начало учебного года. 41

На административном уровне: Инструментарий для итоговой оценки образовательных результатов учащихся должен отвечать следующим требованиям: носит комплексный и интегральный характер (совокупность пяти субтестов: математической, языковой, естественно-научной, художественной грамотности и грамотности чтения) и позволяет оценить меру присвоения основных средств/способов действия, предусмотренных программой начальной школы по ключевым предметам учебного плана; отражает три уровня опосредствования (меру присвоения средств): формальный, предметный и функциональный и позволяет оценить действия ребенка отдельно по каждому уровню и построить индивидуальный профиль каждого ребенка, класса, параллели школы в целом по которому можно определить прогресс в обучении; каждому уровню соответствует определенный тип тестовых задач. Количество задач соответствует «ядерным» (ключевым) понятиям (способам действия) учебного курса; устанавливает не только учебные, но и внеучебные достижения школьников на конец учебного года, позволяет описывать, фиксировать и предъявлять полученные результаты окружающим. 42

На административном уровне: Инструментарий для оценки рабочих учебных предметных программ должен отвечать следующим требованиям: выявляет деятельностный характер содержания учебной дисциплины; определяет возможности достижения запланированных образовательных результатов данной программой; устанавливает соотношение разных форм учебной деятельности в предмете; определяет возможности самостоятельности, инициативности и ответственности учащихся в рамках данной программы Инструментарий для мониторинга информационно-образовательной среды уровня (ступени) образования Инструментарий для оценки деятельности педагогов при определении стимулирующей части оплаты труда 43

На общественно-профессиональном уровне : Оценку качества деятельности педагогов на этом уровне могут осуществлять профессиональные ассоциации, союзы, объединения, в которые может входить педагог ОУ. Оценку качества образования учащихся должно осуществлять прежде всего родительского сообщества ОУ 44

6.2. На муниципальном уровне: На муниципальном уровне проводится внешняя комплексная оценка образовательных учреждений, которая опирается на данные региональной оценки (мониторинговые исследования и итоговая (государственная) аттестация, а также данные муниципальной внешней оценки условий реализации ООП и муниципального задания 45

6.3. На региональном уровне: На региональном уровне внешняя оценка качества начального и основного общего образования проводится прежде всего с использованием следующих оценочных процедур : мониторинговых исследований в определенных ключевых точках общего образования (стартовая диагностика в 1-м и 5-м классе; промежуточная диагностика в 7-м классе); мониторинговых исследований по важным аспектам реализации ФГОС ОО; итоговой (государственной) аттестации в 9-м классе; государственно-общественная, общественно-профессиональная экспертиза в ходе аккредитации образовательного учреждения. 46

ЧАСТЬ 7 Описание базовых оценочных процедур ОСОКО

Общероссийская система оценки качества общего образования – 2015 год «Тест достижений» – оценочная процедура (ретроспективная оценка), которая проводится по завершению второй и третьей ступени общего образования (ГИА,ЕГЭ). Цель – оценить выполнение ФГОС ОО. Процедура носит нормативный характер. Содержание КИМов не может выходить за рамки требований ФГОС. Заканчивается оценочная процедура обязательной аттестацией каждого ученика с помощью балльной шкалы оценивания. Проводится на федерально-региональном уровне. Выделение двух уровней: базового и предпрофильного (ГИА); школьного и вузовского (ЕГЭ) «Прогностический тест (тест готовности)» - оценочная процедура (прогностическая оценка), которая проводится на образовательных переходах с одной ступени на другую (1,5,10 классы), а также в 7 классе (переход от младшего подростка (5-5 классы) к подростковому возрасту (7-9 классы). Главная цель – определить уровень готовности учащихся к обучению на следующей ступени (этапе). Оценивается не работа в целом, а определяется уровень выполнения группы заданий на определенные умения. Используется исключительно критериальная шкала оценивания. В КИМах используется как знакомый, так и новый для учащихся учебный материал. Процедура предполагает право выбора учащимися заданий для их выполнения. Результаты работы необходимы для проектирования «зоны ближайшего развития учащихся». Проводится в рамках региональных мониторинговых исследований.

Общероссийская система оценки качества общего образования – 2015 год «Тест успешности (прогресса)» - оценочная процедура (ретроспективная оценка), которая проводится по итогам учебного года и относится к промежуточной аттестации школьников. Основная цель процедуры – фиксация индивидуального прогресса у учащихся в предметных образовательных результатах. КИМы носят уровневый характер. Оценивание учащихся производится отдельно по каждому из трех уровней освоения предметных способов/средств действий (1 уровень –формальный (репродуктивный); 2 уровень – рефлексивный; 3 уровень –функциональный). На основе полученных данных строятся индивидуальные профили учащихся, а также класса, школы в целом. Главное в такой процедуре – сравнение (дельта) с прошлыми результатами подобной работы. КИМы разрабатываются под ключевые (ядерные) понятия курса (предмета). Данная оценочная процедура проводится на уровне образовательного учреждения силами администрации (школьной лаборатории оценки качества образования).

Общероссийская система оценки качества общего образования – 2015 год «Диагностический тест» «Диагностический тест» – оценочная процедура (рефлексивная оценка), которая проводится в ходе изучения того или иного учебного предмета и напрямую связана с формирующим оцениванием в классе. Цель подобных процедур – проведение «точечной» диагностики освоения основных предметных и метапредметных способов/средств действий учащимися для организации адресной коррекционной индивидуально- групповой работы. КИМы носят операциональный характер. Для оценки результатов подобных текстов может использоваться только бинарная шкала оценивания. Данная оценочная процедура используется исключительно учителями и учащимися ОУ.

Общероссийская система оценки качества общего образования – 2015 год «Экспертная оценка образовательного события» - оценочная процедура (экспертная оценка), которая проводится за пределами класса, урока и носит, как правило, межвозрастной и межпредметный характер. Примером таких событий можно назвать проектные, исследовательские и художественно-творческие задачи, которые решаются на протяжении продолжительного времени в малой группе. Главная цель такой процедуры – оценить формирование у учащихся тех метапредметных и личностных образовательных результатов, которые не в полной мере могут быть оценены с помощью измерений. Оценка производится экспертами с помощью встроенного наблюдения. Оценочная процедура может использоваться как образовательным учреждением самостоятельно, так и может быть использована при аккредитации ОУ, а также в государственной итоговой аттестации 9,11 класса.

Общероссийская система оценки качества общего образования – 2015 год «Мониторинговые исследования» – оценочная процедура, которая связана с наблюдением за состоянием образования (результатов, процесса, условий) по определенным постоянно действующим параметрам в определенное время. Основная цель данной процедуры – оценивать текущее состояние системы образования (ее отдельных элементов) для определения последующих шагов по коррекции тех или иных составных частей системы образования. В мониторинговых исследованиях персонально ученик не оценивается. Оценивание происходит пор специально разработанным критериям и параметрам. Полученные результаты обязательно сравниваются с предыдущими подобными замерами и на основе делаются определенные выводы и рекомендации по состоянию исследуемого объекта. Данная оценочная процедура может проводиться на любом уровне управления образованием. Никаких последствий для участников исследования не должно быть.

Общероссийская система оценки качества общего образования – 2015 год «Оценка внеучебных достижений» – оценочная процедура (публичная оценка), которая может проводиться, как минимум, в двух формах: портфолио и публичное представление своих достижений (соревнование, спектакль, конференция, выставка и т.п.). Основная цель этой процедуры – сделать внеучебные достижения школьников такими же значимыми для всех, как и учебные достижения. Предлагаемые формы этой оцееночной процедуры позволят каждому учащемуся продемонстрировать то, что он сам считает достойным публичной оценки. Такая оценочная процедура позволяет «уравнять» в сознании школьника значимость его учебных и внеучебных достижений. На этапе 9,11 класса в перспективе данная оценочная процедура может стать обязательной и включенной в государственную итоговую аттестацию.

ЧАСТЬ 8 ОПИСАНИЕ ОБРАЗЦОВ ИНСТРУМЕНТОВ для базовых оценочных процедур

Прогностический тест готовности

8.2. Формирующее оценивание - оценивание для обучения («диагностический тест») Инструмент – диагностические задания (функции: диагностика и коррекция) Требования: уровневый характер; операциональный характер; сквозной характер

Структура теста Задача 1Задача 2Задача N … Задание 1.1 Задание 1.2 Задание 1.3 Задание 2.1 Задание 2.2 Задание 2.3 Задание n.1 Задание n.2 Задание n.3 Предмет оценки – мера присвоения культурных средств и соответствующих им способов действия Содержательная основа теста – технологическая матрица (система средств/способов ориентировки действия в данной предметной области) 8.3. Структура итоговой проверочной работы («тест успешности»)

8.4. Учет внеучебных достижений школьников 8.4. Учет внеучебных достижений школьников («оценка портфолио») Внеучебные достижения школьников – образовательные результаты, полученные детьми за пределами учебного плана образовательного учреждения через оценку портфолио учащихся

8.5. Экспертная оценка образовательного события Образовательное событие: 1) инициируется группой людей, которые сами формулируют тему для предельного разбора и переосмысления, неоднозначную и значимую; 2) готовят свои со-общения размышления о том, почему эта тема столь актуальна здесь и сейчас и что она значит персонально для выступающего (принцип говорения от себя и про себя); 3) На событие приглашаются те люди, с которыми важно было бы обсуждать заявленную тему (это могут быть эксперты или люди с противоположной позицией), задаются условия участия, открытость пространства, правила коммуникации, регламент; 4) Разрабатываются форматы групповой работы, и таким образом организуется дискуссионная площадка, клуб или публичный разговор (формат предлагается создателями), на котором обсуждается заявленная тема; 5) В результате такого события что-то случается с ребенком, т.е. он меняется, «выходит» другим. Ключевое слово здесь «самоизменение». 6) Событие не является следствием и продолжением естественного течения жизни. Событие связано как раз с перерывом этого течения и переходом в другую реальность. 7) Событие должно быть осмыслено как ответственное действие, как переход из одного в другой тип поведения, от одних представлений к другим, от непонимания другого к его освоению и принятию.

Часть 9 Механизмы организации и проведения оценки качества образования 60

9.1. Механизмы организации и проведения оценки качества образования Основные механизмы оценки качества общего образования направлены на создание условий для перехода к управлению качеством образования на основе систем показателей и индикаторов. С этой целью разработана модель мониторинга оценки качества общего образования. Основой такой модели стала информационная система «ЭЛЕКТРОННЫЙ ПАСПОРТ ШКОЛЫ» с помощью которой система оценки качества приобрела открытый, оперативный, прозрачный характер и отразила не только количественный, но и содержательный (качественный) аспект всей оценки качества образования. 61

9.2. Независимая внешняя оценка создание независимых центров оценки качества образования носит исключительно добровольный характер осуществляется по заказу администрации ОО, родителей, самих учащихся

9.3. Контроль качества/оценка качества Контроль качества - обязательная процедура (1 раз в 3 года), которая определяет соответствие утвержденной образовательной организацией ООП ступени ФГОС практике ее реализации. Оценка качества – добровольная процедура на основе которой определяется уровень освоения образовательных результатов и удовлетворенность этими результатами потребителей (детей и их родителей)

ИТОГИ: в чем главные особенности созданной модели ОСОКО?

Принципиальные особенности созданной модели ОСОКО комплексность (междисциплинарный характер) и управляемость модели через связь качества общего образования со всеми аспектами деятельности ОУ; сквозной, уровневый и операциональный характер описания образовательных результатов по ступеням общего образования; разделение контроля качества и оценки результатов и качества общего образования; разграничение полномочий между всеми уровнями школьного образования (федеральный, региональный, муниципальный и школьный); акцент на школьный уровень оценки результатов и качества образования за счет разработки технологии формирующего оценивания, оценки индивидуального прогресса и экспертной оценки образовательных событий открытость, прозрачность и информативность за счет создание электронной среды ОСОКО; системность в требованиях к оценочным процедурам и инструментам оценки для всех уровней управления образованием