Конфликт - это столкновение противоположных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия ( индивидов, социальных.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
К ОНФЛИКТ В МЕЖЛИЧНОСТНЫ Х ОТНОШЕНИЯХ. Выполнила: Вторушина Александра.
Advertisements

Открытый урок по обществознанию 10 класс (профильная группа) ТЕМА УРОКА: «Конфликт в межличностных отношениях» Учитель: Солдатова Л.В.
Н ә би Аида. Типы конфликтов : внутриличностный, межличностный, между личностью и группой, межгрупповой. Виды конфликтов 1.По сферам проявления: экономические,
Динамика конфликта Динамика конфликта Тверь, 2003 Лекция 2.
Что такое социальный конфликт? Виды социальных конфликтов Причины социальных конфликтов Стадии социальных конфликтов Составляющие конфликта Участники.
КОНФЛИКТЫ Классификация конфликтов Классификация конфликтов Фазы и этапы конфликта. Фазы и этапы конфликта. Преодоление конфликта Преодоление конфликта.
Приемы разрешения конфликтов в группах. Вотякова Татьяна Леонидовна, учитель физической культуры БОУ г. Омска «СОШ 142»
Конфликт(от лат. conflictus - столкновение) – это столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно.
Презентация к уроку по теме: Конфликты и способы их разрешения.
КОНФЛИКТ КОНФЛИКТ. КОНФЛИКТ - столкновение двух или нескольких равных по силе разнонаправленных сторон Конфликт – это несогласие между двумя или более.
Виды конфликтов и способы выхода из конфликтных ситуаций.
КОНФЛИКТЫ conflictus – столкновение Конфликт – это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов.
Модели описания конфликта: структурная и процессуальная.
Оценить две точки зрения на конфликт. С какой из них вы бы согласились и почему? -Для группы конфликт между двумя или несколькими ее членами –помеха нормальному.
Динамика конфликтов 1.Основные периоды и этапы в развитии конфликта. Динамика конфликта представляет собой ход развития, изменения конфликта под воздействием.
Психология конфликта Лекция 15 Психология конфликта План лекции: 1.Конфликт и конфликтная ситуация 2.Виды и функции конфликтов 3.Динамика конфликта 4.Стратегии.
Работу выполнили: Самуленкова Ольга АндреевнаСамуленкова Ольга Андреевна Гончарова Наталья ВладимировнаГончарова Наталья Владимировна Группа 8434,2 курс.
Конфликты в органах государственной власти Осипова И.Н. 1.Типология конфликтов 2.Технологии управления конфликтами.
Конфликт Г. Спенсер ( ): конфликт – проявление процесса естественного отбора и борьбы за выживание; общество должно развиваться эволюционно. К.
Управление конфликтами Выполнили: ученицы 10 «Б» класса МОУ Лицея 90 Юрчук Екатерина Сорокина Лариса.
Транксрипт:

Конфликт - это столкновение противоположных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия ( индивидов, социальных групп ). Конфликт - это борьба за ценности, социальный статус, власть, материальные и духовные блага, целями которой являются нейтрализация, нанесение ущерба или уничтожение противника. Конфликт - острый способ разрешения противоречий, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями.

Центральным объектом конфликтологии являются социальные конфликты, а их ядром - межличностные. К основным видам социальных конфликтов относятся : Межличностные конфликты ( когда сталкиваются интересы отдельных людей ) Конфликты между малыми, средними и большими социальными группами Международные конфликты ( возникающие между отдельными государствами и их коалициями )

Межличностные Международные конфликты

Конфликт принадлежности-конфликт в подгруппе,вызванный трудностями в объемлющей большой группе. Личный конфликт-групповой конфликт,характеризующийся с личностным напряжением индивида,вызывающим групповую напряженность и завершающийся перестройкой группы. Межгрупповой конфликт-внешний конфликт между разными группами.Межгрупповой конфликт может породить конфликт между членами одной группы Межличностный конфликт-групповой конфликт,источник которого кроется в отношениях между двумя или несколькими членами группы. Внутриличностный конфликт-конфликт при котором в качестве конфликтующих сторон выступают разные части нашего «Я»,которые входят в столкновение

Материальные СоциальныеДуховные По степени напряженности конфликты бывают : Низкой интенсивности ( спор ) Средней интенсивности Высокой интенсивности Конфликт наивысшей интенсивности завершается физическим уничтожением одной из сторон

По длительности Долгосрочные Красткосрочные Разовые Затяжные Повторяющиеся По источнику возникновения Объективные Субъективные Ложные По форме Внутренние Внешние По характеру развития Преднамеренные Спонтанные По объему Глобальные Локальные Региональные Групповые Личные По сферам общественной жизни Экономические Политические Этнические Семейно - бытовые По используемым средствам Насильственные Ненасильственные По влиянию на ход развития общества Прогрессивные Регрессивные

Семейные Бытовые Политические Трудовые

Общесоциальные(обусловлены историческим развитием общества) Возможные причины:несовместимость мировоззренческих установок и оценочных позиций различных соц. групп(классов,слоев,сословий)об-ва Организационно-управленческие(связаны с созданием и деятельностью организаций,коллективов,групп).Возможные причины:несоответствие структуры организации ее функциями;недостаточно четкое разграничение задач и полномочий тех или иных подразделений;несоответствие работника проффесиональным,нравственным и др требованиям группы;принятие ошибочного решения,невыполнение др задач. Социально-психологические(обусловлены характером,особенностями взайимодействия людей в той или иной ситуации).Возможные прчины:неправильное понимание людьми др друга;расхождения во взглядах и навязывание мнения одной из сторон,стремление к власти,психологическая несовместимость людей. Личностные(зависят от свойств личности).Возможные причины:повышенная раздражительность,завышенный уровень притязаний личности

Первая модель описания конфликта исходит из признания существования: -Конфликтные ситуации-основы для конфликта; -Объекты конфликта-того,чем хотят овладеть оппоненты (власть,авторитет,должность); -Участников(оппонентов)- «носителей» противоположностей,разнонаправленных тенденций(целей,интересов) Другая модель структуры конфликта исходит из того,что в нем представлены следующие элементы: -Стороны(участники)конфликта -Условия протекания конфликта -Образцы конфликтных ситуаций,которые имеются у участников до начала инцидента -Возможные действия участников конфликта,направленные на оппонента, или стратегии поведения -Исход конфликтных действий,который зависит как от выбора стратегии поведения, так и от содержания всех остальных структурных элементов.

Как правило,любой конфликт начинается с инцидента. Инцидентом(поводом) конфликта называется событие или обстоятельство,в результате которого латентные(скрытые)противоречия между сторонами переходят в стадию открытого противостояния.Повод может быть реальным или придуманным(провокация конфликта) Динамика конфликта традиционно рассматривается как последовательная смена 4 стадий: 1)Возникновение объективной конфликтной ситуации 2)На второй стадии объективная ситуация осознается в качестве таковой хотя бы одним из участников.Уже в этом случае имеется необходимое основание для того,чтобы говорить о наличии конфликта. 3)На третей стадии происходит переход к конфликтному взаимодействию. 4)На четвертой стадии происходит полное(устранение объективных противоречий+субъективная удовлетворенность оппонентов от его исхода) или частичное(субъективная удовлетворенность или сохранившиеся объективные противоречия хотя бы одной из сторон при исчезновении объективных причин противоречий) разрешение конфликта.

Одна из типологий рассматривает стратегии взаимодействия как двумерную модель Ориентация на собственные интересы,их удовлетворение Ориентация на интересы другого человека,оказание помощи в их удовлетворении Выделяют 5 основных стратегий взаимодействия в конфликте в процессе его разрешения.Выбор стратегии поведения зависит от конкретной ситуации. 1. Соперничество(«Акула») -ориентация на свои интересы,получение результата только для себя. + -Активный индивидуальный тип поведения + -В нем проявляется естественная потребность человека отстаивать свои интеремы,позицию,точку зрения. - -Интересы др человека,общение с ним игнорируется,абсолютно не учитываются Эффективность:соперничество может приводить к доминированию,к выигрышу,победе одного участника конфликта над другим.

2. Сотрудничество(«Сова») -одновременная направленность на удовлетворение интересов другой стороны и их собственных. + -Для участника конфликта одинаково значимы достижение результата,сохранение и укрепление взаимоотношений. + -Протекает в форме активной совместной деятельности,любое предолжение по разрешению конфликта предполагает интеграцию интересов всех возможных участников. - -Интересы одной стороны не могут быть удовлетворены без удовлетворения нужд другой. - -Эта стратегия (в отличии от остальных)требует больше временных затрат,т.к необходимо изучить внутренние позиции всех участников,а затем последовательно их обсудить. - -Трудно выявить истинные потребности и выработать альтернативы, устраивающие все стороны. Эффективность:в ситуации сотрудничества обе стороны остаются в двойном выигрыше:удовлетворяют интересы и развивают взаимоотношения.

3.Компромисс(«Лиса»)-половинчатая стратегия.Частичный отказ от собственных интересов позволяет также частично удовлетворить их. + - Часто решение принимается исходя из приемлимости варианта для обеих сторон. - - Компромисс затрагивает более поверхностные уровни,чем сотрудничество,поскольку обсуждаюится в основном внешние позиции,без выявления глубинных нужд и интересов. - - Полное удовлетворение интересов невозможно Эффективность:этот тип поведения предполагает равноценное приминение индивидуальных и совеместных,активных и пассивных действий.

4.Избегание(«Черепаха»)-демонстрирует уход от удовлетворения собственных интересов,что не позволяет другому участнику удовлетворить свои интересы.Является индивидуальной пассивной стратегией - -Участник отказывается от достижения рез-та,от продолжения взаимоотношений Эффективность: это просто временный или постоянный выход за рамки конфликта,но может приводить к тому,что ответственность за дальнейшие действия автоматически перекладывается на другую сторону. 5.Приспособление(«Плюшевый медведь»)-это прежде всего отказ от собственных интересов в пользу удовлетворения интересов другого человека.Действия этого типа поведения оцениваются как совместные пассивные. - - Человек действует совместно с другим человеком,соглашаясь выполнять его требования. Эффективность:результатом взаимодействия является не достижение реальной цели, а сохранение взаимоотношений,которые имеют значительно большую ценность для участника конфликта,избравшего приспособление.

Пути выхода из конфликта Разрешением конфликта называется решение его участников о прекращении противоборства. Что необходимо для успешного разрешения конфликта? 1)Прекратить всякое насилие(физическое,морально-психологическое)по отношению к оппоненту 2)Снизить интенесивность негативных эмоций,переживаемых по отношению к оппоненту.Нужно перестать видеть в оппоненте врага и уяснить,что проблему лучше ликвидировать сообща.Необходимо проанализировать собственную позицию.Объективно оценить поведение оппонента. 3)Уменьшить негативные эмоции противоположной стороны. 4)Всесторонне обсудить существо проблемы,интересы и цели противоборствующих сторон. Конфликт может быть разрешен путем переговоров.Переговоры не нужны,если противоречие преодолевается на основе законодательных или иных нормативных актов.Типичным результатом переговоров является компромисс. Он основан на взаимных уступках конфликтующих сторон.

Самым оптимальным разрешением конфликта социологи считают достижение Консенсуса-это согласие значимого большинства представителей некоторого сообщества относительно важных аспектов его функционирования,выраженное в оценках и действиях.Конесенсус не означает единогласия т.к добиться полного совпадения позиций сторон практически невозможно.Главное чтобы ни одна из сторон не высказывала прямых возражений;также при разрешении конфликта допускается нейтральная позиция сторон. Разрешение конфликта путем его избегания означает уход или угрозу ухода,заключается в избегании встреч с противником.Избегание конфликта не означает его ликвидацию т.к осталась его причина. Урегулирование конфликта отличается от разрешения тем,что в устранении противоречий между оппонентов принимает участие третья сторона-посредник.Его привлечение возможно как с согласия противоборствующих сторон,так и без их согласия.Главная задача посредника-сблизить позиции спорящих сторон и найти взаимно приемлимое для всех решение

1)Международные организации (ООН) 2)Отдельные гос-ва 3)Государственные правовые институты(суд,прокуратура) 4)Правительственные или др. государственные комиссии(создающиеся для урегулирования забастовок) 5)Руководители предприятия,учереждений 6)Общественные организации(комисси по разрешению трудовых споров,профсоюзные организации) 7)Профессиональные медиаторы- конфликтологи 8)Представители религиозных конфессий 9)Профессиональные психологи,педагоги,соц работники 10)Друзья,соседи,родители,просто свидетели конфликта Посредниками в урегулировании социальных,межнациональных и др конфликтов могут быть:

Конфликты как неотъемлемый момент социального бытия могут выполнять 2 функции: позитивную(конструктивную) и негативную(деструктивную) 1)Конфликт предотвращает «застой» и «омертвение» индивидуальной или групповой жизнедеятельности и стимулирует их движение вперед 2)Конфликт одновременно выполняет адаптивную функицию т.к основой возникновения всякого конфликта является отрицание предшествующих отношений между сторонами,способствуя созданию новых условий. 3)Положительные последствия конфликта для отдельного человека могут также состоять и в том, что посредством него будет изжита внутренняя напряженность 4)Конфликты часто служат выражению неудовлетворенности или протеста,информированию конфликтующих сторон об их интересах,потребностях 5)Конфликты помогают сплотиться окружающим,мобилизовать волю,ум на решение принципиально важных вопросов,улучшить психологический климат в коллективе. 6)Конфликт способен играть консолидирующую роль в обществе и быть движущей силой социальных изменений т.к в ходе разрешения конфликта люди по-новому воспринимают др друга и у них появляется интерес к сотрудничеству,выявляются возможности для этого 7)Конфликт позитивно влияет на струкруту,динамику и результативность социально-психологических процессов и служащих источником самоусовершенствования и саморазвития личности.

1)Конфликт может дестабилизировать отношения в социальных системах,разрушать социальные общности и групповое единство( П:забастовки могут нанести серьезный урон предприятиям и обществу т.к экономический ущерб от остановок предприятий способен стать фактором разбалансированности экономики; Национальные конфликты нарушают взаимосвязи между нациями. 2)Сворачивание взаимодействия и общения между конфликтующими сторонами,увеличение враждебности между ними по мере уменьшения взаимодействия и общения. 3)Частым явлением становится представление о другой стороне как о «враге», представление о своих целях-как о положительных, а о целях другой стороны как об отрицательных. 4)Конфликт часто настолько меняет приоритеты,что ставит под угрозу истинные интересы сторон,препятствует осуществлению перемен и внедрению нового. 5)Прослеживается повышение эмоциональной и психологической напряженности в коллективе,неудовлетворенность,плохое состояние духа (П: как рез-тат,рост текучести кадров и снижение производительности труда), меньшая степень сотрудничества в будущем.