Энергетическая компания следующего поколения Энергетическая компания следующего поколения Изменение идеологии и подходов к регулированию теплоснабжения.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Энергетическая компания следующего поколения Энергетическая компания следующего поколения Укрепление платежной дисциплины среди потребителей энергоресурсов.
Advertisements

Федеральные округа Российской Федерации Подготовила Студентка 1-го курса, группы Морева Екатерина.
100% 83 региона млрд. руб. 99% 70 регионов Респ. Хакасия; Чеченская Респ.; Чукотский АО; Магаданская обл.; Кабардино-Балкарская Респ.; Респ. Северная Осетия-Алания;
Что за выборы такие? Р.Ф.Туровский Центр политических технологий.
Министерство регионального развития Российской Федерации По данным мониторинга на 31 января 2013 года Территориальное планирование в субъектах Российской.
ОРГАНИЗАЦИЯ И РАЗВИТИЕ САНАТОРНО-КУРОРТНОГО ЛЕЧЕНИЯ И МЕДИЦИНСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ РОССИЯ 2010 Министр здравоохранения и социального.
Крупный экономический район – это целостная территориальная часть народного хозяйства страны, имеющая свою производственную (рыночную) специализацию и.
Викторина для учащихся 7-9 классов Выполнила учитель английского языка Насырова Ф. И.
Заместитель начальника Департамента экономической экспертизы и ценообразования ОАО «Газпром» Василий Валерьевич Смирнов «О ценообразовании на газ и развитии.
Территориальная структура России в начале XXI века.
АДМИНИСТРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ АДМИНИСТРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Территориальная структура России в начале XXI века.
Российский союз промышленников и предпринимателей Председатель Комиссии РСПП по ЖКХ Генеральный директор ОАО «Фортум» А.А. Чуваев Основные проблемы ЖКХ.
11 ИТОГИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИОРИТЕТНОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ЗДОРОВЬЕ» за 2009 год РОССИЯ 2010.
Министерство регионального развития Российской Федерации Доклад о ситуации в экономике, финансово-банковской и социальной сферах субъектов Российской Федерации.
Государственный строй. Рассматривают 2 важных момента: Формы правления (ФП) Формы административно- территориального устройства (ФАТУ)
Федеративное устройство России Выполнил: Лукьянов Николай.
Мурманская обл. Респ. Карелия Калининградская область Псковская обл. Брянская обл. Белгородская обл. Краснодарский край Кабардино-
Заключенные Соглашения Роскосмоса с субъектами Российской Федерации – эффективный механизм внедрения результатов космической деятельности в регионы Центральный.
Факторы оценки уровня инновационного развития регионов д.э.н. Е.Б. Ленчук (ИЭ РАН, г. Москва) Интерра 2011 Г. Новосибирск.
Транксрипт:

Энергетическая компания следующего поколения Энергетическая компания следующего поколения Изменение идеологии и подходов к регулированию теплоснабжения как отрасли Вице-президент, заместитель генерального директора по операционной деятельности – главный инженер ОАО «Фортум» П.Ф. Абдушукуров XII МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ФОРУМ «СОЧИ–2013»

Энергетическая компания следующего поколения Теплоснабжение – одна из базовых отраслей экономики Объем рынка тепла превышает объемы рынка электроэнергии и оценивается примерно в 45 млрд. долларов в год*; ¾ общего потребления тепла составляет население; Доля отопления (45 %) вместе с ГВС (15%) в жилищно-коммунальных платежах граждан составляет 60%; 2 Теплоснабжение – важнейшая отрасль, нуждающаяся в рыночных преобразованиях 60% - стоимость тепла *По данным Минэнерго РФ

Энергетическая компания следующего поколения Теплоснабжение – убыточная отрасль для инвесторов 3 Структурные изменения в отрасли и долгосрочные рыночные «правила игры» – условие привлечения частных инвестиций Почти все крупные производители тепла (ТГК) убыточны ! – 2012 г. – 2011 г.*Финансовая отчетность энергокомпаний по РСБУ за 2011/2012 гг.

Энергетическая компания следующего поколения Инвестиции в ЖКХ в 2012 году – 291 млрд руб.* Общая потребность в инвестициях для восстановления коммунальной инфраструктуры по оценке Министерства регионального развития – млрд руб., что составляет: 95% доходной части годового бюджета РФ 3 размера Фонда национального благосостояния РФ 54% золотовалютных резервов РФ 20% суммарных активов банковской системы РФ Обновление и развитие отрасли с помощью масштабного привлечения инвестиций возможно только при законодательном обеспечении рыночного саморегулирования Отрасль остро нуждается в инвестициях 4 *По данным Госсовета по вопросам ЖКХ Источник: ! Сопоставимые бюджетные инвестиции невозможны

Энергетическая компания следующего поколения Ключевые проблемы отрасли 5 Взгляд бизнеса Взгляд потребителя Отсутствие инвестиционных сигналов и мотивации для долгосрочной работы в отрасли Переход крупных и наиболее платежеспособных потребителей на энергоемкие автономные источники. «Котельнизация страны» Оплата технологической и коммерческой неэффективности отрасли 1. Излишнее вмешательство государства 2. Тарифы формируются по затратному принципу и провоцируют необходимость сохранять высокие издержки 3. Дестимулирующее регулирование отрасли 4. Ограничение роста тарифов задается предельным уровнем, определяемым политическими факторами 5. Низкая платежная дисциплина и отсутствие мер воздействия на потребителя 1. Постоянный рост платежей на фоне отсутствия соразмерного улучшения качества централизованного теплоснабжения 2. Ограниченность в регулировании собственного потребления, неспособность влиять на общедомовое потребление 3. Недобросовестные управляющие компании 4. Высокие регуляторные препятствия для заключения промышленными потребителями прямых договоров теплоснабжения по свободным ценам 1. Жалобы на качество теплоснабжения 2. Отсутствие интереса у инвесторов 3. Неэффективная трата бюджетных средств 4. Необходимость ручного управления – потребность в значительном количестве квалифицированных специалистов 5. Высокая вероятность принятия ошибочного решения Взгляд власти Отсутствие продуманной стратегии развития отрасли

Энергетическая компания следующего поколения Если «генератор» отказывает в заключении договора: 1. Неэффективно используются мощности «генератора». 2. В эффективном радиусе «генератора» появляется неэффективный источник – рост тарифов на тепло. 3. Неэффективная загрузка «генератора» способствует росту цены на ЭЭ, в т.ч. для перспективного потребителя. Зарегулированность отрасли 6 Дестимуляция когенерации: 1. Есть частный «генератор» для покрытия собственных нужд с резервом тепловой мощности. 2. В непосредственной близости от источника имеется планируемая для подключения нагрузка. Пример 1 Пример 2 Поставщик и покупатель должны сами договариваться о начале и окончании сроков поставки тепловой энергии. В настоящее время существует третья сторона в лице ОМС, который определяет сроки начала и окончания поставки тепловой энергии, которые могут не устраивать как поставщика, так и покупателя. Объем и сроки поставки должны определять продавец и покупатель, а не государство. Если «генератор» заключает договор теплоснабжения: 1. «Генератор» сразу попадает под отраслевое, тарифное, антимонопольное, закупочное регулирование – проверки, публичность, жалобы, штрафы…. 2. «Генератор» уже не сможет отказать последующим потребителям в подключении, не сможет расторгнуть договор с подключившимися потребителями, даже при наличии долгов.

Энергетическая компания следующего поколения 7 Основные подходы Теплоснабжение должно стать обычной рыночной отраслью, где добросовестные участники смогут зарабатывать. В противном случае государство будет вынуждено постоянно дотировать отрасль. Необходимо менять идеологию регулирования отрасли в целом

Энергетическая компания следующего поколения Изменение подходов к регулированию теплоснабжения – формирование рынка тепла Во многих системах теплоснабжения уже сформирован конкурентный сектор рынка (ТЭЦ и котельные разных поставщиков), который может быть либерализован по аналогии с рынком электроэнергии (маржинальное ценообразование). Наиболее перспективный путь – свободное ценообразование в пределах цены «альтернативной котельной». Указанная система верна для любых ресурсоснабжающих организаций – газо-, электро-, теплоснабжения. ПРОИЗВОДИТЕЛИ ТЕПЛА (конкурентный сектор) ТЭЦ Котельные ПОТРЕБИТЕЛИ ТЕПЛОСЕТЕВЫЕ КОМПАНИИ Рыночная цена Нормируемая цена Цена альтернативной котельной 8

Энергетическая компания следующего поколения Рост тарифов для населения при переходе на тариф альтернативной котельной 9 ИСТОЧНИК: Росстат; анализ рабочей группы Экономически обоснованные тарифы на отопление для населения по регионам без НДС 2012 г. 1 Руб./Гкал Рост тарифов для населения при переходе на тариф альтернативной котельной и отказе от перекрестного субсидириования Проценты Ленинградская область Калининградская область Нижегородская область Тамбовская область Московская область Брянская область Кировская область Забайкальский край Курская область Республика Калмыкия Вологодская область Новгородская область Краснодарский край Ивановская область Архангельская область Республика Марий Эл Республика Тыва Тюменская область Рязанская область Липецкая область Томская область Ярославская область Саратовская область Пермский край Кемеровская область Удмуртская Республика Самарская область Республика Хакасия Волгоградская область Алтайский край Республика Северная Осетия - Алания Чувашская Республика Иркутская область Оренбургская область 978 Новосибирская область 942 Свердловская область 937 Челябинская область 912 Астраханская область 908 Пензенская область 844 Республика Башкортостан 810 Ростовская область г.Москва Костромская область Курганская область Республика Карелия Республика Бурятия Ставропольский край Республика Адыгея Смоленская область Псковская область Владимирская область Тульская область Калужская область Красноярский край Омская область Тверская область Белгородская область Воронежская область Ханты-Мансийский авт.округ-Югра Ульяновская область Республика Мордовия Республика Татарстан Орловская область Кабардино-Балкарская Республика г.Санкт-Петербург Республика Тыва Тюменская область Рязанская область Липецкая область Томская область Ярославская область Саратовская область Пермский край Кемеровская область Удмуртская Республика Самарская область Республика Хакасия Волгоградская область Алтайский край Республика Северная Осетия - Алания Чувашская Республика Иркутская область Оренбургская область Новосибирская область Свердловская область Челябинская область Астраханская область Пензенская область Республика Башкортостан Республика Бурятия Ставропольский край Республика Адыгея Белгородская область Псковская область Владимирская область Тульская область Смоленская область Ленинградская область Калининградская область Нижегородская область Тамбовская область Московская область Брянская область Кировская область Забайкальский край Курская область Республика Калмыкия Вологодская область Калужская область Красноярский край Омская область Тверская область Воронежская область Новгородская область Краснодарский край Ивановская область Архангельская область Республика Марий Эл Ростовская область г.Москва г.Санкт-Петербург Курганская область Республика Карелия Ханты-Мансийский авт.округ-Югра Ульяновская область Республика Мордовия Республика Татарстан Орловская область Кабардино-Балкарская Республика Костромская область Средний уровень по стране – 26% Действующие тарифы для населения Субсидии из бюджетов Перекрестное субсидирование 2 1 Субсидии из бюджетов рассчитаны как разность между тарифами для населения и экономически обоснованными тарифами для населения 2 Информация получена от СГК, ОАО "Квадра", КЭС-Холдинг, ГЭХ, Фортум и, возможно, включает не все регионы 2012 Цена выше альтернативной котельной (АК) Цена незначительно ниже АК (~10%)

Энергетическая компания следующего поколения Преимущества нового подхода к регулированию теплоснабжения 10 Формирование условий для саморегулируемой рыночной системы, понятной потребителю, привлекательной для инвесторов, требующей минимального вмешательства со стороны государства Переход к регулированию предельного уровня цен методом альтернативной котельной осуществляется с учетом индивидуальных особенностей регионов: Регионы, с уровнем цен ниже на 5-10% цены АК – переходят к регулированию методом АК сразу Для регионов с уровнем цен ниже 10% цены АК – устанавливается переходный период 5-7 лет, в течение которого регион должен перейти к регулированию методом АК Для регионов, с уровнем цен выше АК индексация в соответствии с инфляцией. При необходимости принимается программа по переходу к регулированию методом АК и снижению цен Загрузка самых эффективных источников Окупаемость затрат – инвестиционная привлекательность – конкуренция и повышение качества Вывод на рынок существующих источников, не осуществляющих в настоящее время снабжение потребителей из-за несоразмерного объема обязанностей ТСО Исполнение договорных обязательств без избыточных административных рамок (в соответствии с конкретными условиями и пожеланиями потребителя, а не формальными сроками начала и завершения отопительного сезона) Подключение к теплосетям без взимания платы (затраты будут компенсироваться за счет стоимости теплоэнергии по долгосрочному договору)

Энергетическая компания следующего поколения Энергетическая компания следующего поколения Спасибо за внимание!

Энергетическая компания следующего поколения 12 Иные меры, необходимые для улучшения ситуации в теплоснабжении: Разделение коммунального ресурса и коммунальной услуги Строительство домов с горизонтальной разводкой Совершенствование системы расчетов за тепловую энергию Ответственность всех участников процесса теплоснабжения, включая органы регулирования

Энергетическая компания следующего поколения Создание коммунальных услуг приборы учета Разделение коммунальной услуги и коммунального ресурса 13

Энергетическая компания следующего поколения 14 Меры, необходимые для разделения коммунальной услуги и коммунального ресурса РСО продает на границе дома только коммунальный ресурс. На границе дома коммунальная услуга не оказывается 2. В МКД вне зависимости от способа управления домом выбирается исполнитель комуслуги и лицо, осуществляющее взаимодействие с ресурсоснабжающими организациями по прочим вопросам (это может быть одно лицо) 3. Непосредственное управление может быть выбрано только МКД с небольшим числом квартир (4-6) 4. Процедура выборов УО должна быть упрощена 5. До момента выбора УО ее обязанности несет орган местного самоуправления или созданная им специализированная организация (МУП, учреждение) 1. Надежность ресурсоснабжения повышается. 2. РСО не нужно содержать дополнительный штат работников – уменьшение затрат – повышение надежности снабжения 3. Внутридомовые сети всегда находятся под контролем выбранной жильцами организации - повышение надежности снабжения 4. НУ осуществляется только в таких домах, в которых жильцы могут договориться – снижение конфликтов, повышение надежности снабжения 5. Отношения в ЖКХ приводятся в соответствие с нормами гражданского законодательства 6. Изменения не потребуют увеличения тарифов, роста затрат РСО, УО, жильцов

Энергетическая компания следующего поколения Вертикальная разводка Горизонтальная разводка квартиры подъезд общедомовой прибор учета Индивидуальные приборы учета квартиры подъезд Индивидуальные приборы учета общедомовой прибор учета Строительство домов с горизонтальной разводкой 15

Энергетическая компания следующего поколения Меры, необходимые для совершенствования системы расчетов за тепловую энергию 1. Вводится особый расчетный счет. Счет закрепляется за домом на все время существования дома. Его открытие обязательно. 2. Расчеты за комресурсы осуществляются жильцами только через этот р/с 3. Поступление средств на р/с – одновременно погашает обязательства жильцов перед УО и УО перед ТСО 4. Доступ к информации об операциях по счету имеют все жильцы дома, УО, ТСО, органы МСУ, госорганы (похожую схему доступа к информации предусматривает проект ФЗ «О ГИС ЖКЖ») 5. Попавшие на р/с деньги автоматически перечисляются на субсчета, соответствующие виду ресурса и закрепленные за соответствующими организациями 6. Списать деньги с р/с не может никто. Деньги обладают абсолютным иммунитетом против любого взыскания по долгам, налогам, при банкротстве и т.д. 7. УО не вправе распоряжаться деньгами на таком счете. ТСО не вправе распоряжаться деньгами на таком счете, до зачисления соответствующей части денег на соответствующий субсчет 1. Каждый жилец дома всегда знает на какой р/с ему платить 2. Денежные средства, оплаченные жильцами, всегда и вовремя доходят до ТСО 3. Информация открыта, поэтому всегда видно, кто на сколько недоплачивает – можно принимать меры 4. Не будет иметь значение банкротство и смена УО, ЕИРКЦ смена РСО. 5. УО нужно меньше затрат времени и средств для проведения расчетов 6. Изменения не потребуют увеличения тарифов, роста затрат РСО, УО, жильцов 16

Энергетическая компания следующего поколения Меры, необходимые для повышения ответственности всех участников процесса теплоснабжения 1. Установление ответственности всех госорганов, участвующих в процессе разработки документов территориального планирования, утверждения инвестпрограмм, установления тарифов за принятие решений, в результате которых понижается надежность теплоснабжения, либо снятие таковой с ресурсоснабжающей организации 2. Установление возможности отключения электроэнергии потребителей-физических лиц за задержку платежей по любому из коммунальных ресурсов с компенсацией выпадающих доходов электроснабжающей организации за счет потребителя. 3. Сокращение периода, на который может быть задержана оплата коммунальных услуг (сейчас – три месяца) до одного месяца. 4. Установление возможности увеличения тарифа потребителям-неплательщикам. 5. Упрощение порядка обращения взыскания на жилое помещение (переселения в другое помещение) в случае задолженности за коммунальные услуги / ресурсы 6. Установление правила, согласно которому управляющая организация обязана отключить электроэнергию неплательщику за неуплату по требованию ресурсоснабжающей организации, либо, по выбору ТСО, ТСО вправе самостоятельно осуществлять работу с должниками, а руководитель управляющей организации несет административную ответственность за неотключение. 1. У ТСО появляются рычаги воздействия на неплательщиков – снижение издержек – рост доходов ТСО –увеличение надежности снабжения, инвестиционной привлекательности отрасли 2. Увеличение ответственности участников процесса теплоснабжения – увеличение надежности снабжения, инвестиционной привлекательности отрасли 17