РУССКИЙ ЯЗЫК И ДУХОВНОЕ СОСТОЯНИЕ ОБЩЕСТВА «Народ выражает себя всего полнее и вернее в языке своем...» И.И. Срезневский Учебная группа 2 Муниципальное.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Методическое объединение учителей русского языка Вязниковского района представляет предмет «Русский язык»
Advertisements

УЧЕБНЫЕ ПРЕДМЕТЫ: «РУССКИЙ ЯЗЫК», «ЛИТЕРАТУРА» Новые образовательные стандарты второго поколения.
Формы деятельности классного руководителя по духовно- нравственному направлению воспитательной работы Стрельникова Т. Н.,
Социальная компетентность учащихся в контексте ФГОС второго поколения Романова Т.Т., начальник управления дошкольного и общего образования Министерства.
Выполнила: Индюшкина О.. Мастерство - это то, чего можно добиться, и как могут быть известны мастер - токарь, прекрасный мастер - врач, так должен и может.
Дошкольная педагогика. Дошкольная педагогика как наука: предмет, основные понятия и функции Объектом педагогики выступают те явления действительности,
Основные направления духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в ФГОС второго поколения.
Система образования в России: структура и управление 1. Основные нормативные документы в области образования. 2. Структура и особенности современной системы.
Духовно – нравственное воспитание в рамках новых стандартов образования. Культура речи и профессионализм.
Д. Карнеги Профессиональная этика - это совокупность моральных норм, которые определяют отношение человека к своему профессиональному долгу.
Роль школы в духовно - нравственном воспитании и развитии обучающихся Богомолова И. Н., директор ГБОУ СОШ 546.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Сфера духовной культуры и ее особенности Культура в широком смысле в узком смысле Культура в широком смысле – всё, что создано обществом на протяжении.
« Знание без воспитания – это меч в руках сумасшедшего»
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года.
Тема доклада:. План доклада: Образовательная политика России в современных условиях. Модернизация языкового школьного образования. Изучение двух иностранных.
Экология природы – экология языка – экология души. Экологическое воспитание и образование средствами родного языка и литературы.
План. 1.Общее понятие системы. 2.Характерные черты общества как системы. 3.Основные сферы общественной жизни. 4.Социальные институты.
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ БАЗОВОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Выполнила: Захарова Татьяна.
Транксрипт:

РУССКИЙ ЯЗЫК И ДУХОВНОЕ СОСТОЯНИЕ ОБЩЕСТВА «Народ выражает себя всего полнее и вернее в языке своем...» И.И. Срезневский Учебная группа 2 Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка детский сад 232 «Жемчужина» (ул. Корунковой, д. 10)

Чем является язык для общества Язык средоточие и выражение народного духа, настроения, стиля жизни современного общества Современный язык это прежде всего тексты, наша словесно-речевая действительность, средство общения и взаимодействия, организации жизни во всех ее сферах Это быт и политика, образование и наука, искусство и средства массовой информации все организовано словом речью языком Каков язык, такова и жизнь. Именно языком сознательно управляемым орудием взаимодействия людей, средством выражения либо благотворной, либо злотворной мысли создается определенный образ жизни Словесно, а значит, нравственно и мыслительно воспитанный человек противостоит «среде» и преображает действительность активным духовно-творческим отношением к ней

Роль языка для формирования личности человека Каков язык, таков и человек. Через язык выражается вся сущность человека: мысли, чувства, воля, дела Встречают по одежке, провожают по уму, выраженному в слове Скажи мне слово и я скажу, кто ты Человек создание словесное, а «сила ума и дар слова есть главное отличие человека от других одушевленных созданий» (Н.Ф. Кошанский) Язык средство описания всех форм деятельности, а хорошая речь результат высокой нравственности и образованности Речь важнейшее средство управления Уровень нравственного и образовательного развития общества проявляется в способности организовать оптимальное речевое взаимодействие его сограждан Духовно-нравственному совершенствованию личности способствует развитие речевого таланта, который необходимо раскрыть для формирования уникальной и неповторимой личности каждого человека

Стиль речи - стиль жизни Многие благие намерения современного общества испорчены безнравственностью идей и безвкусицей слова Стиль речи создает общественный настрой. Основания такого настроя в наших скрытых помыслах и страстях; основания же красноречия в том, чтобы навести слушателей на благие чувства, сформировать ум, пробудить добродетели, раскрыв их содержание Созидательный общественный настрой реализуется через воспитание сердца, руководство помыслами и чувствами, направление личной воли к добру и все это выражено в нашем языке Язык и проявляет, и формирует не только интеллект нации, но и создает необходимый духовный настрой Основные сферы жизни, которые охватывает применение современного русского языка 1)язык и семья; 2) язык и профессиональное общение; 3) язык и школа; 4) язык и общественная деятельность; 5) язык и СМИ

Язык и семья Первоначальное речевое воспитание человек получает в семье, а отличием русской семейной речи всегда было бережное и благоговейное отношение к слову. Культура русского слова не погибла и не погибнет, она может быть сохранена во всем богатстве русской бытовой словесности В целях обучения надо обратить внимание на следующее: образцы русской речи, отраженные в произведениях русской художественной литературы, должны изучаться, преподаваться и усваиваться как образцы семейно-бытовой речи; образцы семейно-бытовой речи реально хранимы, они передаются от поколения к поколению как положительный речевой опыт организации каждой семьи методами подражания, наставления, замечаний и т.д. С учениками же возможны разные формы работы по усвоению и обобщению опыта своей семьи; существуют законы и правила словесности, которые мы обязаны изучать, сохранять и творчески развивать. Так, уважение к окружающим является своеобразным законом, который проявляется в речи. Свод пословиц о речи выстраивается в стройную систему речевых правил.

Язык и профессиональное общение Современная деловая речь (устная и документальная проза) организует реальную производственно-хозяйственную жизнь России. При этом очевидно, что эффективность экономической идеологии и стиля общественного труда прямо связаны с речевыми отношениями. Речевая неряшливость и беспомощность не позволяет проводить эффективно социальные и экономические реформы, ведь всякий социальный и экономический труд труд речевой, предполагающий эффективные коммуникации в деловой сфере. Активные речевые действия позволяют обеспечить общественный диалог и оптимальное руководство обществом. Всякая интеллектуальная деятельность деятельность речевая. Поэтому и политик, и юрист, и ученый, и педагог, и врач, и военный, все это люди речевых профессий. Если такой специалист-профессионал не владеет речью, родным языком, его деятельность не может быть эффективной. Язык и школа Языковая подготовка пронизывает весь школьный учебный процесс в классической школе, существовало требование владения хорошим русским языком ко всем педагогам-специалистам - каждый учитель выражает знания и общается на русском языке, а воспитание возможно только с помощью слова.

Каждый учитель-предметник является не только специалистом по своему предмету, но еще и преподавателем-словесником, ритором, то есть обязан владеть искусством создания мысли, построения частей речи, обладать богатым и чистым словарным запасом, навыками выразительного произношения. Всему этому обучает педагогическая риторика как наука и искусство построения совершенной, убедительной и эффективной преподавательской речи. В сущности, методика преподавания всякого предмета есть педагогическое красноречие, то есть искусство владения учительным словом для обучения конкретной науке. Язык и общественная деятельность «Государство есть общение», утверждал Платон, а многие современные философы и политологи сходятся в том, что «политика есть общение», «искусство объединять людей». Объединение нации (единомыслие и единодушие) можно осуществить только с помощью речи. Всякий политик прежде всего ритор, т.е. мастерский оратор и писатель, в основании деятельности которого лежат нравственная мысль и убедительное слово.

Только словесно образованный человек не позволит ввести себя в обман через разные формы речевых манипуляций Успех политического бытия будущей нации прямо связан с искусством речи, словесной образованностью как самих политиков, так и всего населения. Язык и средства массовой информации Это центр сегодняшней речевой и идеологической жизни общества. СМИ стали «первой» властью вследствие авторитетности по степени влиятельности на умы людей, создания настроения и стиля как материальной жизни, так и мировоззрения. Современная молодежь особенно подвержена влиянию новых речевых технологий: это и телемания, и Интернет, и мобильная связь. Необходимо объяснить современному молодому человеку природу, сущность, пользу и опасность новых форм языка или словесности.

Научные основы и актуальные задачи языковой политики в отношении русского языка Как сообщает Российский гуманитарный энциклопедический словарь, «под языковой политикой в настоящее время понимается научно организованная программа воздействия на общественно-речевую деятельность, а также меры по формированию национальных языков. Объективный характер норм литературного языка и независимость от воли человека тенденций языкового развития вовсе не исключают возможности планомерного "подталкивания" речевой практики в направлении общей эволюции языка, возможности совершенствования культуры речи» В научной литературе термин «языковая политика» употребляется в отношении трёх различных видов деятельности: 1) законодательная деятельность государства, регулирующая употребление языков; 2) деятельность правительственных органов по применению законов о языке; 3) общественная деятельность с целью воздействовать на состояние языка, соблюдение языковых норм.

Решение целей, на которые должна быть направлена политика правительства 1) соблюдение законов о языках; 2) предотвращение языковых конфликтов и принятие мер по улучшению языковой ситуации; 3) обеспечение функционирования родных языков народов страны; 4) организацию образовательной деятельности в сфере преподавания языков; 5) организацию научной деятельности в сфере исследования языков. Организация обучения русскому языку Преподавание русского языка требует не только создания и совершенствования различных учебных материалов, но и обеспечения школ этими учебными материалами. Для организации обучения русскому языку, не в меньшей мере чем для обеспечения качества лингвистической экспертизы, требуются справочники, фиксирующие нормы русского литературного языка. В связи с этим приходится вновь напоминать о необходимости издания Свода правил орфографии и пунктуации в новой редакции.

Для преподавания русского языка как родного и государственного (а не только как иностранного) требуется установление системы уровней знаний, навыков и умений, фиксирующих различные степени владения языком. В качестве научной основы для разработки языковой политики могут быть использованы данные из области общего языкознания, истории литературного языка и социолингвистики. Актуальные задачи языковой политики в России 1) организация государственного заказа на выполнение научных исследований в области русского языка и языкознания; 2) обеспечение качества обучения русскому языку в школе; 3) повышение уровня культуры речи государственных служащих; 4) включение русского языка и культуры речи в цикл дисциплин общепрофессиональной подготовки для направлений высшего профессионального образования «Юриспруденция», «Журналистика», «Менеджемент»; специальностей «Связи с общественностью», «Государственное и муниципальное управление», «Международные отношения» и разработка расширенных программ для этих направлений и специальностей; 5) научная разработка и официальное утверждение справочников, закрепляющих нормы русского литературного языка.

Спасибо за внимание