1 Право в системе социальных норм Норма Норма – от лат. - руководящее начало, правило, образец Все действующие в обществе нормы (социальные регуляторы)

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
6 Разделение властей Три ветви власти: законодательная; исполнительная; судебная В одних руках Абсолютная монархия Можно разъединить Республика; Республика;
Advertisements

19 Правовая культура Правовая культура - неотъемлемая часть общей культуры народа, базируется на её началах, является отражением уровня её развития, менталитета.
КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕPАЦИИ КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕPАЦИИ.
Политическая система РФ.
Политическая система РФ. Президент РФ Президент РФ Президент РФ высшая государственная должность РФ. Президент России является главой государства, не.
Система управления Российской Федерации Выполнила ученица МОУ СОШ с УИОП 11а класса Мотовилова Анастасия.
Право в системе социальных норм.. Право Система норм установленных государством закрепляющих общественный и государственный строй охраняемых государством.
Органы государственной власти РФ. центральные, региональные местные. центральные, региональные местные.
Сущность права Право – система общеобязательных норм(правил) поведения, установленных или санкционированных Государством и обеспеченных его принудительной.
Коробова Е.В. Основы теории права Право в системе социального регулирования.
Основы конституционного строя Выполнил Шеремет Андрей Викторович.
Современное российское законодательство. Право Право – Система общеобязательных устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих.
25 Правовое государство Правовое государство Правовое государство – представляет собой исторически сложившуюся форму организации и деятельности государственной.
1. Конституция РФ. 2. Конституционно правовой статус человека и гражданина. 3. Гражданство в РФ. 4. Система прав и свобод человека и гражданина. 5. Гарантии.
Избирательное право 9 класс урок 3. «Демократия – это «народное правление, осуществляемое народом ради народа» Авраам Линкольн.
Право в системе социальных норм. «Право» в современной науке используется в нескольких значениях: 1) Право, как социально-правовые притязания людей (естественное.
ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА 10 класс Урок 19.
Тема: Права и свободы человека и гражданина по Конституции Российской Федерации.
Конституция Российской Федерации. Конституция включает в себя преамбулу и девять глав.
Конституция РФ. Основы конституционного строя. 9 класс, обществознание.
Транксрипт:

1 Право в системе социальных норм Норма Норма – от лат. - руководящее начало, правило, образец Все действующие в обществе нормы (социальные регуляторы) взаимосвязаны и дополняют друг друга; Все действующие в обществе нормы представляют собой систему социального регулирования; Элементом этой системы является право. Социальная норма Социальная норма - это правило общего характера, регулирующее однородные, массовые, типичные общественные отношения. К социальным нормам относятся мораль, право, религия, корпоративные правила, обычаи, мода и др. Право – это только одна из подсистем социальных норм, обладающая своей особенной спецификой. упорядочении совместного существования людей, обеспечении и согласовании их социального взаимодействия, придании последним стабильного, гарантированного характера. Общее назначение социальных норм заключается в упорядочении совместного существования людей, обеспечении и согласовании их социального взаимодействия, придании последним стабильного, гарантированного характера. Социальные нормы ограничивают индивидуальную свободу индивидов, устанавливая пределы возможного, должного и запрещенного поведения. Правовые нормы охватывают стратегические, общественно значимые аспекты отношений в обществе.

1.1 В норме видят признанный обязательным порядок, стандарт, образец; Норму определяют как форму регуляции и контроля различных систем: - биологических; -технических; - социальных. Норма – в концентрированном виде выражает объективную потребность общества в упорядочении действий и взаимоотношений людей; Нормы регулируют человеческую деятельность. Социальные нормы Обычаи Моральные Правовые Политические Религиозные Корпоративные Другие Деловые обыкновенные Нормы существуют в любом обществе. Это чисто человеческое явление. Только у людей действия и поступки оцениваются с точки зрения соответствия нормам. Норма объективна. Норма подчиняет нас своим структурам. Норма так широка и гибка, что позволяет типизировать огромное множество ситуаций на протяжении всей нашей жизни.

1.2 Все нормы (по предмету регулирования) делятся на: -Технические – «человек и орудия труда», «Человек и машина», «человек и производство», «люди и животные»; а) нормы эксплуатации; б) строительные нормы; в) санитарные нормы и т.д. Не все ТЕХНИЧЕСКИЕ нормы поддерживаются правом (за нарушение, не связанное с юридической ответственностью): правила приема лекарств, правила эксплуатации пылесоса. - Социальные – «человек и человек», «человек и общество». Социальные нормы (признаки): 1. образец общественно – полезного (позитивного) поведения; 2. граница (мера) возможного и должного поведения; 3. средство контроля за поведением людей. В ЦЕЛОМ СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ ЗАЩИЩАЮТ ОБЩЕСТВО ОТ ХАОСА И ПРОИЗВОЛА Право охватывает ВСЕ сферы общественной жизни; Мораль не отстает от права, а даже опережает его. «Обычай – деспот меж людей!» А.С. Пушкин «Жизнь моей души принадлежит только мне» Г.С. Уланов

2 Система права: основные отрасли, институты, отношения Система права Система права – внутренняя структура, которая выражается в единстве и согласованности составляющих его норм и одновременно в дифференциации на отрасли и институты Система права институт права (совокупность правовых норм, регулирующих какой-либо конкретный вид однородных общественных отношений); подотрасль права (совокупность родственных институтов какой-либо отрасли права); отрасль права (совокупность правовых норм и правовых институтов, регулирующих однородную сферу общественных отношений, составляющих предмет правового регулирования). Виды институтов права 1. отраслевые (например, институт подозреваемого, потерпевшего, обвиняемого); 2. межотраслевые (существуют и действуют в рамках двух или более отраслей права); 3. материальные (отношение людей по поводу производства, распределения, обмена, передачи материальных благ); 4. процессуальные (порядок разрешения споров,конфликтов, расследование и рассмотрение правонарушений и т.д.); 5. регулятивные (регулируют соответствующие общественные отношения); 6. учредительные (закрепляют правовой статус субъекта общественных отношений); 7. охранительные (охраняют нормальный ход и развитие общественных отношений);

2.1 (продолжение) 8. простые (не содержат в себе каких-либо внутренних образований); 9. сложные (имеют в составе мелкие самостоятельные элементы - субинституты). Основные отрасли системы российского права Правовой институт представляет собой обособленную группу юридических норм, регулирующих качественно однородные общественные отношения внутри одной отрасль права или на их стыке. Отрасль права является самым крупным элементом в системе права. Ее образует совокупность норм права, регулирующих качественно однородную группу общественных отношений, она характеризуется своеобразием предмета и метода правового регулирования. Если правовой институт регулирует вид общественных отношений, то отрасль - род общественных отношений. 1. конституционное (государственное ) право; 2. гражданское право; 3. административное право; 4. семейное право; 5. трудовое право; 6. уголовное право; 7. уголовно – процессуальное право; 8. гражданское право; 9. финансовое право. Предмет правового регулирования принято считать общественные отношения, регулируемые данной совокупностью норм права. Каждой отрасли соответствует свой предмет регулирования, иначе говоря, каждая отрасль отличается предметным своеобразием, спецификой регулируемых общественных отношений.

3 Источники права Источник права Источник права – это официально закрепленные формы внешнего выражения содержания права. Термин «источники права» в научной литературе употребляется в смысле источников познания права, т. е. материалов, которые содержат данные, позволяющие познать характер и содержание права различных государств в разные эпохи (тексты законов, записи обычаев, судебные дела, выступления юристов, летописи и исторические хроники, археологические памятники и т. д.). Источник Источник – нечто, дающее начало какому – либо процессу или явлению, служит основанием, корнем, причиной, исходной точкой Источники права Источники права – юридическое понятие, охватывающее вопросы о силе, создающей право, и силе, придающей ему общеобязательный характер «Никто не может устанавливать законов устанавливать законов для самого себя» для самого себя» (Римские юридические изречения) Каждая национальная (национально-государственная) система права, наряду с другими особенностями, отличается и своеобразием источников действующего (позитивного) права. Вместе с тем различные национальные системы права, входящие в ту или иную правовую семью, имеют и некоторые общие черты, которые присущи и соответствующим источникам права. В российской системе права, как и в других системах права, относящихся к романо- германской правовой семье, в современных условиях основным источником права являются нормативно-правовые акты (законы и подзаконные акты). «По существу мир или условия, при которых может быть создан мир, невозможны, пока мы не признаем прав отдельных людей... их важность, их достоинство... и не согласуем основополагающее понятие, которое должно быть принято во всем мире», (Элеонора Рузвельт, США)

3.1 «Издавна признается, что одним из важных элементов защиты прав человека является расширение осведомленности населения в отношении своих прав и способов их защиты», «Издавна признается, что одним из важных элементов защиты прав человека является расширение осведомленности населения в отношении своих прав и способов их защиты», Бутрос-Бутрос Гали, шестой Генеральный секретарь ООН, 1992–1996 годы Источники права Правовой обычай Судебный прецедент Нормативно – правовой акт Естественное право древнейший источник права, то есть правило поведения становится правом не всегда; количество их незначительно. судебное решение (конст.суда и т.д.) становится обязательным; право творится в процессе; широко распространено в Англии, США, Австралии, где есть «прецедентное право». это официальный документ; он общеобязателен; он гарантирован государством; наличие принудительных санкций; публикуется; может менять; изложен особым юридическим языком. официально признанные и закрепленные Конституцией прирожденные и неотчуждаемые (естественные) права человека. Согласно ч. 1 ст. 55 Конституции РФ Согласно ч. 1 ст. 55 Конституции РФ, «перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина». Это означает конституционное признание позитивно-правового значения всех общепризнанных в современном международном праве и международных пактах естественных прав и свобод человека.

4 Правовые акты. Конституция в иерархии нормативных актов Основные виды нормативно – правовых актов По юридической силе нормативного акта Законы Подзаконные акты обладают высшей юридической силой; регулируют наиболее значимые отношения; принимаются высшим законодательным органом – Федеральным собранием РФ ; иногда законы принимаются Референдумом (1993 год – Конституция РФ); все законы – иерархичны. обладают меньшей юридической силой; должны соответствовать актам вышестоящих органов; субъекты РФ издают свои нормативно – правовые акты. Нормативный правовой акт Нормативно- правовой акт Нормативный правовой акт - официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путем референдума с соблюдением установленной законодательством процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение. Нормативно- правовой акт – это акт правотворчества, который принимается в особом порядке, строго определёнными субъектами и содержит норму права. Нормативный правовой акт в РФ (а также во многих других странах, относящихся к романо – германской правовой системе) является основным, доминирующим источником права.

4.1 Конституция РФ Федеральные конституционные законы регулируют вопросы особой важности; их всего 14; принимаются большинством голосов. Федеральные законы текущие кодифицированные законы о СМИ; законы об окружающей среде. Трудовой Кодекс; Гражданский Кодекс. Подзаконные акты указы; постановления; приказы; инструкции. Принимают: органы исполнительной власти, должностное лицо; существует иерархия в подзаконных актах. I II III IV Ни один нормативный акт не может противоречить Конституции РФ Подзаконный правовой акт Подзаконный правовой акт (нормативный) принимается органами государственной власти в пределах их компетенции и, как правило, на основании закона. Подзаконные акты должны соответствовать законам. К подзаконным актам РФ относятся нормативные акты Президента РФ, нормативные постановления палат Федерального Собрания, нормативные постановления Правительства РФ, различные нормативные акты (приказы, инструкции, положения и т. п.) федеральных министерств и ведомств, других федеральных органов исполнительной власти, других федеральных государственных органов.

4.2 Нормативно – правовые акты имеют пределы временныепространственныесубъективные (по кругу лиц) начинается с момента их опубликования в течении 10 дней; заканчивается (утрачивает свою силу): -По истечении срока действия; -В результате прямой отмены ; -В результате косвенной отмены. определяется территорией, на которую распространяются властные полномочия органа. все граждане России обязаны соблюдать российские законы. Конституция в иерархии нормативных актов Конституция Российской Федерации Конституция Российской Федерации - основной закон российской Федерации; единый, имеющий высшую юридическую силу, прямое действие и верховенство на всей территории Российской Федерации политико-правовой акт, посредством которого народ учредил основные принципы устройства общества и государства, определил субъекты государственной власти, механизм её осуществления, закрепил охраняемые государством права, свободы и обязанности человека и гражданина. 6

июля 1918 Первая конституция Российской Федерации (РСФСР) была принята V Всероссийским съездом Советов на заседании 10 июля 1918 года как Конституция (Основной Закон) Р.С.Ф.С.Р. Действующая Конституция РФ состоит из Преамбулы и двух разделов Действующая Конституция РФ состоит из Преамбулы и двух разделов. Преамбуле России в современном мире. В Преамбуле провозглашается, что народ России принимает данную Конституцию; закрепляются демократические и гуманистические ценности; определяется место России в современном мире. Первый раздел Первый раздел включает 9 глав и состоит из 137 статей, закрепляющих основы политической, общественной, правово 1, экономической, социальной систем в Российской Федерации, основные права и свободы личности, федеральное устройство Российской Федерации, статус органов публичной власти, а также порядок пересмотра Конституции и внесения в неё поправок. Второй раздел определяет заключительные и переходные положения и служит основой преемственности и стабильности конституционно-правовых норм. Конституция РФ: Основной Закон государства; находится на вершине иерархии, обладает; высшей юридической силой; имеет прямое действие; ни один нормативный акт не может противоречить Конституции РФ. «В каждом творце Конституции прячется утопист» Маньюэл Франк «Конституция государства должна быть такой, чтобы не нарушать » конституцию гражданина» Лец Станислав Ежи

5 Правоотношения. Правонарушения. Правоотношение – ключевое в юриспруденции Правоотношение – один из видов общественных отношений Правоотношение Правоотношение – урегулированное нормами права общественное отношение, участники которого обладают субъективными правами и являются носителями юридических обязанностей. Правоотношение Правоотношение – охраняемые государством общественные отношения, возникающие вследствие воздействия норм права на поведение людей и характеризующееся наличием субъективных прав и юридических обязанностей для их участников Правоотношение содержит в себе: - Субъективные права - Юридические обязанности субъектов Субъекты правоотношение (участники правоотношений): Физические лица Юридические лица Государство Органы государственной власти индивиды фирма; общество и т.д. Субъект должен обладать правосубъектностью (то есть способностью (возможностью) быть участником правоотношений)

5.1 Правоспособность Правоспособность – способность иметь права и обязанности; появляется у физических лиц с момента рождения Дееспособность Дееспособность – способность своими осознанными действиями осуществлять юридические права и обязанности; появляется постепенно Учитывается: возраст, состояние здоровья (признание недееспособности). Правоотношение: - возникает; - изменяется; - прекращается. Под воздействием юридических фактов (то есть конкретных жизненных обстоятельств) Юридические факты: - действия (то есть факты, возникающие по воле участников): правомерные действия – акты, поступки, и неправомерные действия – проступок, преступление; - события (возникают независимо от воли участников). Полная дееспособность возникает с наступлением совершеннолетия. Для того, чтобы стать субъектом правоотношений, надо обладать правоспособностью и дееспособностью. Юридическое лицо становится правоспособным и дееспособным с момента регистрации. Гражданский Кодекс РФ: «малолетние дети с 6 до 14 лет могут совершать мелкие сделки; с 14 до 18 – могут распоряжаться своим заработком, могут быть авторами; с 16 лет - членом кооператива; с 14 лет – несет уголовную ответственность за некоторые преступления» Действия Юридические факты : - правообразующие; - правоизменяющие; - правопрекращающиеся. последствия

5.2 Правоотношения объектов Правоотношения предполагают наличие каких-то объектов, то есть того, ради чего люди вступают в правоотношение. Объект Объект – необходимый элемент правоотношений Социальные блага Интерес людей; из-за этого интереса люди вступают в правоотношения Материальные блага Интеллектуальные блага Социально- экономические блага Личные блага полученные зарплаты; полученные прибыли; приобретение имущества (движимого и недвижимого). учеба; изобретение и т.д. право выбирать; участвовать в митинге. возможность поступить на работу; получить отпуск. право на жизнь; достоинство; честь; неприкосновенность ; комфорт.. Юридические блага Эстетические блага право на защиту адвоката; права на подачу жалобы. возможность посещать выставки, концерты. Социально- политические блага БЛАГО БЛАГО все, что способно удовлетворять повседневные жизненные потребности людей, приносить людям пользу, доставлять удовольствие.

5.3Правонарушения Правонарушение Правонарушение – общественно опасное виновное противоправное деяние, наносящее вред личности, обществу и государству. Правонарушение Правонарушение – юридический факт, представляющий собой противоправное действие Правонарушение. Виды Преступление ПроступкиДеликт Процессуальное правонарушение Международное правонарушение преступления не большой тяжести; преступления средней тяжести; тяжкие преступления; особо тяжкие преступления. умышленные; неосторожные. антигосударственные; корыстные; насильственные. преступления взрослых и молодежи; преступления несовершеннолетних; первичная, вторичная, рецидивная преступность. административные; дисциплинарные; гражданские. Это противоправное деяние, прямо не предусмотренное Уголовным кодексом Деликт – отклонение от требований права, от положений договоров в среде имущественных и неимущественны х отношений Нарушение гражданами или государственны ми органами интересов правосудия или процессуальных прав сторон Международное правонарушение – это международно – противоправное деяние, представляющее собой нарушение международного права и международных обязательств Преступление ущерб Преступление – есть виновное противоправное поведение, нарушающее нормы Уголовного права и наносящее ущерб самым существенным общественным отношениям

6 Разделение властей Три ветви власти: законодательная; исполнительная; судебная В одних руках Абсолютная монархия Можно разъединить Республика; Республика; Конституционная монархия. Конституционная монархия. Законодательная власть парламент (Великобритания); конгресс (США); стортинг (Норвегия); рейхстаг (Германия); федеральное собрание (Россия); монарх. Исполнительная власть президент; кабинет министров; монарх. Слабость верховной «Слабость верховной власти – самое страшное власти – самое страшное из народных бедствий из народных бедствий» (Н. Бонапарт) Разделение власти Разделение власти - политико-правовая теория, согласно которой государственная власть должна быть разделена на независимые друг от друга (но при необходимости контролирующие друг друга) ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Предложена Джоном Локком. Термин введён Монтескье. Некоторые европейские страны, а также Тайвань, законодательно выделяют дополнительно контрольную, экзаменационную, юридическую, и, кроме того, учредительную и избирательную ветви государственной власти. Наиболее последовательно принцип разделения властей был проведён в Конституции США 1787 года.

6.1Монархия Монархия Монархия – государство, главой которого является монарх (великий князь, хан, король, царь, император, султан, шах) Монархия Монархия: - неограниченная (абсолютная): Катар, ОАЭ, Оман, Саудовская Аравия. - ограниченная (конституционная): Великобритания, Бельгия, Дания, Испания, Лихтенштейн, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Швеция, Бахрейн, Бутан, Иордания, Камерун, Кувейт, Малайзия, Непал, Таиланд, Япония, Лесото, Марокко и др. Великобритания Великобритания Законодательная власть – парламент Исполнительная власть – правительство: кабинетные, внекабинетные. Короли царствуют, но не правят. Датская королева Маргрета II ходит по субботам за покупками; Король Дании Фредерик и королева Ингрид нашили желтые европейские звезды на свою одежду и на коляску Маргрет II в 1940 г; Королева Нидерландов Беатрикс каждый понедельник проводит консультации с премьер – министром, каждый третий вторник – выступает с тронной речью (проезжает в золотой карете) Основными признаками классической монархической формы правления являются: существование единоличного главы государства, пользующегося своей властью пожизненно; наследственный (согласно закону о престолонаследии) порядок преемственности верховной власти; монарх олицетворяет единство нации, историческую преемственность традиции, представляет государство на международной арене; юридический иммунитет и независимость монарха.

6.2Республика Республика Республика – государство с формой правления, где высшая государственная власть принадлежит выборному представительному органу. Республика Республика: - президентская: Франция, США, Россия. РОССИЯ I II высшая исполнительная власть высшая законодательная власть (президент) (парламент) верховенства парламента - парламентская: Италия, Германия. В основе – принцип верховенства парламента, перед которым правительство несет коллективную ответственность. парламентпрезидентправительство Президентская республика Сильная власть Президента; Формирует Правительство; Избирается прямым всенародным голосованием; Ответственен непосредственно перед народом; Может досрочно распустить Парламент; Может ввести ЧП (чрезвычайное положение); Президента можно отрешить от власти (Конституционный суд определяет признаки преступления, Государственная Дума отрешает). Президентская республика имеет следующие черты: внепарламентский метод избрания Президента; внепарламентский способ формировать правительство; отсутствие ответственности правительства перед Парламентом.

Правительство 6.3 Органы государственной власти России Исполнительная власть Высшая судебная власть Законодательная власть Верховный суд Конституционный суд Высший арбитражный суд Совет Федерации Государственная Дума Федеральное собрание Президент Администрация Совет безопасности Председатель Избирательный бюллетень «Избирательный бюллетень убийственнее пули убийственнее пули» (А. Линкольн) Конституции РФ (ст. 11), В своей совокупности государственные органы Российской Федерации образуют единую систему. Согласно Конституции РФ (ст. 11), в нее входят органы государственной власти Федерации и органы государственной власти ее субъектов. Единство системы государственных органов РФ обусловлено тем, что эта система основывается на государственной целостности Российской Федерации, на единстве системы государственной власти. Единство системы проявляется в разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти ее субъектов.

7 Публичное и частное право Линия сравнения Публичное право Частное право Интересы Общественные, государственные Личные Предмет правового регулирования Неимущественные отношения Имущественные и неимущественные отношения Метод правового регулирования Соподчиненность и координация действий участников правовых отношений Состав участников Отношения государственных органов между собой и частных лиц с государством Отношение частных лиц между собой Состав отраслей права Состоит из отраслей конституционного, административного, уголовного права Состоит из отраслей гражданского, предпринимательского, трудового, семейного права Сущность Нормы, закрепляющие порядок деятельности органов государственной власти и управления Упорядоченная совокупность юридических норм, охраняющих и регулирующих отношения частных лиц

8 Государственный суверенитет Государственный суверенитет Государственный суверенитет – это полная независимость государства в его внутренних делах и в ведении внешней политики Ст. 3 Конституции РФ «носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ » Государственный суверенитет Государственный суверенитет – это единство и целостность государства, которое имеет возможность самостоятельно, без вмешательства извне определять свою внешнюю и внутреннюю политику Признаки государственного суверенитета Столица, флаг, гимн, герб, другие символы; Экономическое пространство; Существование территории (границы) и национального языка; Аппарат управления, осуществляющий функции верховной власти; Наличие вооруженных сил. Суверенитет означает, что все правила на территории данного государства устанавливаются им самим, и только им самим. Государство без суверенитета является не государством, а колонией либо составной частью другого государства. В конце XX и начале XXI вв. в области суверенитета появились новые аспекты, особенно в контексте обсуждения проблем глобализации и нового мирового порядка. Все активнее стала обсуждаться тема изменения, «размывания», «исчезновения» и т. п. национального суверенитета. В политической науке осознается, что необходимы «комплексное переосмысление и переоценка понятия суверенитет как в связи с возникновением мирового политического сообщества, так и в связи с уточнением пределов частных суверенитетов, принципов их сочетания друг с другом и построения их иерархии»

8 Юридическая ответственность и ее виды Юридическая ответственность Юридическая ответственность – вид социальной ответственности, всегда связанный с возможностью применения принудительной силы государства и выраженной в санкциях правовых норм. Юридическая ответственность Юридическая ответственность - правоотношение, возникающее между государством в лице уполномоченного органа и правонарушителем. У государственного органа возникает право привлечь виновного к ответственности, а у правонарушителя возникает обязанность претерпевать неблагоприятные последствия своего деяния. Юридическим фактом с которым связано возникновение данного правоотношения является совершение правонарушения. Юридическим фактом с которым связано прекращение правоотношения исполнение наказания (отбытие лишения свободы, уплата штрафа и т. д.). Выделяются четыре основных вида юридической ответственности: Выделяются четыре основных вида юридической ответственности: Уголовная ответственность 1. Уголовная ответственность – один из видов юридической ответственности правовое последствие совершения преступления, заключающееся в применении к виновному государственного принуждения в форме наказания. Привлечение к уголовной ответственности означает возбуждение уголовного дела. Совершение преступления является юридическим фактом, влекущим возникновение специфических юридических отношений между виновным и государством, осуществляющим правосудие. 2. Гражданско – правовая ответственность – установленные нормами гражданского права юридические последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения лицом предусмотренных гражданским правом обязанностей, что влечет за собой нарушение субъективных гражданских прав другого лица.

8.1 (продолжение) Гражданско - правовая ответственность подразделяется на: договорную и недоговорную; долевую; солидарную; субсидиарную; Дисциплинарная ответственность смешанную. 3. Дисциплинарная ответственность – вид юридической ответственности, которая наступает за совершение дисциплинарного проступка, применяется к нарушителям трудовой, служебной дисциплины. Заключается в наложении дисциплинарных взысканий администрацией того предприятия, где трудится работник Административная ответственность 4. Административная ответственность – вид юридической ответственности, наступающей за совершение административного проступка, применяется уполномоченными государственными органами или должностными лицами к нарушителям, не состоящим с ними в трудовых отношениях. 1. Юридическая ответственность отражает специфику любых правовых явлений – их формальную определенность и процессуальный порядок реализации. 2. Юридическая ответственность неотделима от правонарушения, выступает его следствием. 3. Юридическая ответственность связана с реализацией санкций правовых норм. 4. Юридическая ответственность сопряжена с государственно-властной деятельностью, с государственно-правовым принуждением.

9 Основные понятия и нормы государственного, административного, гражданского, трудового, уголовного права РФ Отрасли права Основные источники Основные понятия и нормы ГОСУДАРСТВЕННОЕ (конституционное) право Закрепляет основы государственного строяРФ; права,свободы и обязанности личности; государственно – территориальное устройство страны Конституция РФ; Федеральные конституционные законы; Федеральные акты; акты Конституционного суда РФ; международные и федеральные договоры; Указы президента РФ; Конституции и Уставы субъектов РФ; регламенты Государственной Думы и Совета Федерации Конституция РФ -Конституционный строй РФ, его основы; -Россия – федеративное, демократическое, правовое, социальное, суверенное, светское государство; -Государственный аппаратат; -Органы законодательной власти; -Органы исполнительной власти; -Органы судебной власти; -Президент РФ; -Прокуратура РФ; -Гражданство РФ; -Конституционные права и свободы человека и гражданина; -Конституционные обязанности человека и гражданина.

9.1 АДМИНИСТРАТИВНОЕ право Регулирует общественные отношения, возникающие в сфере управления Конституция РФ; Федеральные конституционные законы; Федеральные законы, законодательные акты субъектов РФ; Указы Президента РФ; Постановления Правительства РФ; Приказы и инструкции министерств и ведомств; Акты руководителей аппаратов государственной Думы, Центрального Банка, муниципальных органов; Акты правосудия; Кодекс РФ об административных правонарушениях; Договора международные, федеративные, административные; административные обыкновения административное правонарушение; административная ответственность; административное наказание; административное взыскание. (продолжение)

9.2 ГРАЖДАНСКОЕ право Представляет совокупность норм, регулирующих на началах юридического равенства сторон имущественные и личные неимущественные отношения Конституция РФ; Гражданский кодекс РФ; Федеральные конституционные законы; Федеральные законы; Указы Президента РФ; Постановления Правительства РФ; Приказы и инструкции министерств и ведомств; международные договоры; общепринятые принципы и нормы международного права; обычаи делового оборота субъект и объект гражданских правоотношений! движимое и недвижимое имущество; правоспособность и дееспособность; право собственности; сделка; договор. (продолжение) ТРУДОВОЕ право Регулирует отношения между работодателем и наемным работником, основанные на трудовом договоре Конституция РФ; Трудовой кодекс РФ; Федеральные законы; Указы Президента РФ; Постановления Правительства РФ; распоряжения соответствующих министерств и ведомств; локальные нормативные акты; трудовые отношения; работник; работодатель; трудовой договор; коллективный договор; трудоустройство; рабочее время; время отдыха; трудовая дисциплина 9.2

УГОЛОВНОЕ право Представляет совокупность юридических норм, определяющих преступность и наказуемость деяний, опасных для системы общественных отношений Уголовный Кодекс РФ преступление; наказание; уголовная ответственность. (продолжение) 9.3 Норма права Норма права - это исходящее от государства и охраняемое общеобязательное, формально определенное правило поведения (непосредственно или в сочетании с другими нормами права) предоставляет участникам общественного отношения данного вида субъективные юридические права и налагает на них субъективные юридические обязанности Нормативный акт Нормативный акт - акт компетентного органа государственной власти, которым устанавливаются нормы права Закон Закон - нормативный акт, принятый высшим органом государственной власти в установленном конституцией порядке. Обладает высшей юридической силой по отношению к другим нормативным актам (указам, постановлениям и др.). Основной источник права в современном обществе. Например, ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», ФЗ «Об ипотеке и т.д.». Подзаконный акт Подзаконный акт - правовой акт, изданный государственным органом в соответствии с законом и во исполнение закона.

9 Функции государства функцией государства Под функцией государства понимаются направления деятельности государства по обеспечению публичных интересов и управлением общими делами Функции государства Функции государства – это основные направления его деятельности, выражающие сущность и социальное назначение, цели и задачи государства по управлению обществом в присущих ему формах и присущими ему методами 1. Функция государства - основное, главное направление его деятельности. Это устойчивая, сложившаяся предметная деятельность государства в той или иной сфере - в экономике, политике, охране природы и др. 2. В функциях предметно выражается самое глубинное и устойчивое в государстве - его сущность, его многосторонние связи с обществом. 3. Выполняя свои функции, государство решает стоящие перед ним задачи по управлению обществом, а его деятельность приобретает практическую направленность. 4. Функции государства - понятие управленческое. Они конкретизируют цели государственного управления на каждом историческом этапе развития общества. 5. Реализуются функции в определенных (преимущественно правовых) формах и особыми, характерными для государственной власти методами. Признаки функций государства Функции государства различны Функции государства различны, порядок их возникновения и изменения зависит от очередности задач, которые встают перед обществом в ходе его эволюции, и целей, которые оно преследует. Задача Задача - это то, что требует разрешения, а функция - вид деятельности, направленной на такое разрешение. Другими словами, задачи и функции являются взаимосвязанными, но не тождественными понятиями.

9.1 Сферы деятельности государства: Внутренние (внутри страны) Внешние (вне страны) функции военной обороны от нападения из вне; реализации геополитических и глобальных интересов страны; защита территорий от проникновения враждебных и преступных элементов. Функции государства делятся на: Неосновные Основные (это функции, которые могут быть осуществлены не только государством) обеспечение общественного порядка и безопасности граждан; денежная эмиссия; сбор налогов и распоряжение бюджетом. Традиционные (этим направлением деятельности государство занялось в силу тех или иных исторических причин): - Транспорт и связь; - Образование; - СМИ; - Охрана ценностей, имеющих общественное значение. Новые: - Функции регулирования экономического развития; - Предпринимательская деятельность; - Социальные услуги.

10 Правовые основы брака и семьи Брак или брачный союз Брак или брачный союз – регулируемая обществом постоянная связь как правило между мужчиной и женщиной, основанная на личных и сексуальных отношений, преследующая цель создания семьи. Регулирование семейных отношений осуществляется в соответствии со следующими принципами: добровольность брачного союза мужчины и женщины; равенство прав супругов в семье; разрешение внутренних вопросов по взаимному согласию; приоритет семейного воспитания детей, забота о них, их благосостоянии и развитии; обеспечение приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи. Заключение брака не допускается: Заключение брака не допускается: если одно из лиц уже состоит в зарегистрированном браке; между близкими родственниками; между усыновителями и усыновленными; если одно из лиц признано недееспособным; между лицами одного пола (в России).

1 марта 1996 г Семейный кодекс Конституцией и Гражданским кодексом РФ, Конференцией о правах ребенка 1 марта 1996 г введен в действие новый Семейный кодекс, который наряду с Конституцией и Гражданским кодексом РФ, Конференцией о правах ребенка – является основным источником семейного права. «Семья – очень важное, очень ответственное дело человека. Семья приносит полноту жизни, семья приносит счастье, но каждая семья является, прежде всего большим делом, имеющим государственное значение», выдающийся советский педагог, А.С. Макаренко. В РФ число супружеских пар, удовлетворенных браком - (79%). Однако 2% молодых супругов браком не удовлетворены. Причем в случаях совместного проживания со старшим поколением неудовлетворенность браком и желание его расторгнуть в два раза выше, чем в случае раздельного проживания. 42 % молодых считают, что хотя родители, помогают им решать многие семейные проблемы, но в то же время их вмешательство создает конфликтные ситуации в семье. Семья является одновременно и социальным институтом, и малой группой. Как социальный институт семья удовлетворяет важнейшую потребность людей в воспроизведении рода, как малая группа играет огромную роль в воспитании и становлении личности, ее социализации, является проводником тех ценностей и норм поведения, которые приняты в обществе. нуклеарные семьи Самыми распространенными в современных урбанизированных городах являются так называемые нуклеарные семьи, состоящие из родителей и их детей, т. е. из двух поколений В соответствии с законодательством о семье в Российской Федерации признается только светский брак, т. е. брак юридически оформленный, заключенный и зарегистрированный в органах записи актов гражданского состояния. В то же время Семейным кодексом РФ признается правовая сила браков, совершенных российскими гражданами по религиозным обрядам, если таковые имели место на оккупированных территориях СССР в период Великой Отечественной войны, т. е. в тот период, когда на этих территориях не действовали органы записи актов гражданского состояния.

10.2 Права и обязанности супругов: каждый из супругов свободен в выборе рода занятий, профессий, мест пребывания и жительства; вопросы материнства, отцовства, воспитания, образования детей решаются супругами совместно, исходя из принципа равенства супругов; супруги обязаны строить свои отношения в семье на основе взаимоуважения и взаимопомощи, содействовать благополучию и укреплению семьи, заботиться о благосостоянии и развитии своих детей; каждый из супругов может по своему желанию выбирать при заключении брака фамилию одного из них в качестве общей фамилии или сохранить добрачную фамилию, либо присоединить к своей фамилии фамилию супруга. Государственная регистрация брака производится любым органом ЗАГС на территории Российской Федерации по выбору лиц, вступающих в брак. недействительным Семейное законодательство устанавливает ряд оснований, при наличии которых брак может быть признан недействительным. К их числу относятся: а) несоблюдение лицами, вступившими в брак, установленных законом условий его заключения; б) сокрытие лицом, вступающим в брак, наличия венерической болезни или ВИЧ- инфекции; в) заключение фиктивного брака, т. е. такого брака, в который супруги или один из них вступили без намерения создать семью. Брак признается недействительным со дня его заключения. Однако если к моменту рассмотрения дела о признании брака недействительным отпали те обстоятельства, которые в силу закона препятствовали его заключению, то суд может признать брак действительным.

Основанием для прекращения брака являются также: смерть или объявление судом одного или обоих умершими; расторжение по заявлению одного или обоих супругов. Во всех случаях расторжение брака производится по истечении месяца со дня подачи заявления о расторжении брака. В случае возникновения споров между супругами при расторжении брака в органах записи актов гражданского состояния (например, о разделе имущества) таковые рассматриваются судом. В судебном порядке расторжение брака производится в следующих случаях: 1) при наличии у супругов общих несовершеннолетних детей, за исключением отмеченных выше случаев; 2) при отсутствии согласия одного из супругов на расторжение брака; 3) если один из супругов уклоняется от расторжения брака в органах загса, хотя и не возражает против такого расторжения (например, отказывается подать соответствующее заявление и т. п.). Ребенок в семье. Права ребенка Одной из главных целей создания мужчиной и женщиной семьи является рождение и совместное воспитание детей. семейное воспитание является наилучшей формой воспитания ребенка, которую знает человечество. Семью невозможно заменить никакими другими социальными институтами или общественными учреждениями. Существенное влияние на формирование личности ребенка оказывает атмосфера внутри семьи. Давно известно, что для нормального, полноценного развития ребенка семья жизненно необходима: семейное воспитание является наилучшей формой воспитания ребенка, которую знает человечество. Семью невозможно заменить никакими другими социальными институтами или общественными учреждениями. Существенное влияние на формирование личности ребенка оказывает атмосфера внутри семьи. 10.3

Правовые основы взаимоотношений родителей и детей закреплены в нормах семейного законодательства. ребенок п. 1 ст. 54 Семейного кодекса РФ ребенком является лицо, не достигшее 18 лет. Определение понятия « ребенок » содержится в п. 1 ст. 54 Семейного кодекса РФ : ребенком является лицо, не достигшее 18 лет. Правам несовершеннолетних детей посвящена отдельная глава кодекса. Основная цель этой главы не допустить дискриминации ребенка в семейных отношениях. Конвенция ООН «О правах ребенка» 1989 г.,с 1990 г Другим документом, закрепляющим права детей, служит Конвенция ООН «О правах ребенка» 1989 г., участницей которой Россия является с 1990 г. Конвенция представляет собой часть российской правовой системы. Конвенция рассматривает ребенка как самостоятельную личность, наделенную рядом прав и способную в той или иной степени осуществлять и защищать эти права. Такой же подход к проблеме прав ребенка закреплен и в нормах Семейного кодекса РФ. Каждый ребенок в соответствии с конвенцией имеет право на сохранение своей индивидуальности. Индивидуализирующими признаками являются имя, фамилия, гражданство, семейные связи. Ст. 12 Конвенции и ст. 57 Семейного кодекса РФ предусматривают право ребенка свободно выражать свое мнение. Законодательство не содержит указания на минимальный возраст, начиная с которого ребенок обладает этим правом. В конвенции закреплено положение, что такое право предоставляется ребенку, способному сформулировать свои собственные взгляды. С этого же времени он имеет право быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства, непосредственно его касающегося. В зависимости от возраста ребенка его мнению придается разное правовое значение. право на семейное воспитание, Другим важнейшим правом ребенка является его право на семейное воспитание, предусмотренное п. 2 ст. 54 Семейного кодекса РФ - право заключается в предоставлении ребенку возможности жить и воспитываться в семье. 10.4

Семья как социальный институт и малая группа 10.5 Главный, основной СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ СЕМЬЯ Главные функции воспроизводство Передача из поколения в поколение культурных традиций Репродукция, то есть биологическое воспроизводство населения воспроизводительная; хозяйственно – бытовая; экономическая; первичный социальный контроль; духовное общение; досуговая; эмоциональная; социально – статусная. Жизненный цикл семьи: вступление в брак – образование семьи; начало деторождения – рождение первого ребенка; окончание деторождения – рождение последнего ребенка; «пустое гнездо» - вступление в брак и выделение из семьи последнего ребенка; прекращение существования семьи – смерть одного из супругов.

1010 Формы правления государством Формы правления Суть Автократия Самовластие (autos – сам), неограниченная власть одного лица (монарха, президента) Аристократия Власть знати, привилегированного меньшинства знатных людей Плутократия Власть богатых (plutos - богатый), господство «денежных мешков» Тимократия Власть привилегированной верхушки самостоятельных людей (time – цена, часть) Теократия Власть церкви и духовенства Геронтократия Власть старейшин (geron - старик), представителей старейшего поколения Демократия Власть народа, широких слоев общества Охлократия Власть толпы (ochlos - толпа), людей с площади, склонных к неблагоразумным действиям Монархия Власть одного правителя – монарха (султана, царя, короля) Олигархия Власть немногих, небольшой группы людей (богачей, политиков, военных) Полиархия Власть многих (власть в руках трех или более лиц) Анархия Отсутствие власти, безвластие Диктатура Неограниченная власть одного лица (диктатора), группы людей и т.д. Бюрократия Чрезмерная власть чиновников в обществе (заботящихся главным образом о себе)

11 Международные документы по правам человека Центр мироздания – это человек! Смысл права – это гарантии и защита прав и свобод личности! Личность первична – общество и государство - вторичны! Институты публичной власти и система законодательства – это не более чем механизмы, средства защиты прав и свобод личности! международном праве нормы международного права гуманитарным вопросам МЕЖДУНАРОДНОЕ ГУМАНИТАРНОЕ ПРАВО В современном международном праве существует самостоятельная отрасль, охватывающая нормы международного права, регулирующие сотрудничество государств по гуманитарным вопросам – МЕЖДУНАРОДНОЕ ГУМАНИТАРНОЕ ПРАВО Государства взаимодействуют по многим проблемам: наука, культура, образование, информация. В центра – Человек! Права человека: экономические, социальные, культурные. права человека Впервые понятие « права человека » встречается во французской «Декларации прав человека и гражданина», принятой в 1789 году, хотя до этого идея прирождённых прав прошла долгий путь развития, важными вехами на её пути были английская Великая хартия вольностей (1215), английский Билль о правах (1689) и американский Билль о правах (1791).

11.1 Основные международно - правовые акты о правах человека I Международная хартия прав человека: Всеобщая декларация прав человека ООН (1948); Международный Пакт об экономических, социальных и культурных правах ООН 1966 года с факультативным протоколом 1986 года; Международный Пакт о гражданских и политических правах ООН 1966 года с факультативными протоколами 1976 года и 1992 года; II Акты о борьбе с массовыми нарушениями прав человека: Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам 1960 года; Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 года; Международная Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 года; Международная Конвенция о пресечении преступления апартеида и наказании за него 1973 года. III Акты о защите отдельных категорий индивидов: Конвенция о политических правах женщин 1952 года; Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 года; Декларация прав ребенка 1959 года;

продолжение 11.2 Конвенция о гражданстве замужней женщины 1957 года; Декларация о защите женщин и детей в чрезвычайных обстоятельствах и в период вооруженных конфликтов 1974 года; Конвенция о сокращении безгражданства 1961 года; Конвенция о статусе апатридов 1954 года; Конвенция о статусе беженцев 1951 года и Протокол 1966 года; Устав Управления Верховного Комиссара ООН по делам беженцев 1950 года; Декларация о территориальном убежище 1967 года; Международная декларация о защите прав всех трудящихся – мигрантов и членов их семей 1990 года. Право международных договоров является основной частью современного международного права. Помимо договоров существует большое количество других документов (декларации, резолюции, акты, принципы, кодексы поведения), не имеющих обязательной юридической силы. Тем не менее, эти документы обладают неоспоримым моральным воздействием и служат практическим руководством для государств при осуществлении ими своей политики. Ценность этих документов заключается в их признании и принятии значительным числом государств, и, даже не имея обязательной силы, они могут рассматриваться как документы, декларирующие общепринятые принципы в рамках международного сообщества. Наилучшим примером является Всеобщая декларация прав человека, которая с формальной точки зрения не является юридически обязательной.

12 Национально – государственное устройство Национально – государственное устройство Национально – государственное устройство – определенная форма общественных отношений, государственность многонационального сообщества, форма организации государства, выражающая взаимосвязь территориальной организации государственной власти и национальной структуры общества, а так же соотношение суверенитета государства и национальных суверенитетов нации и народностей, объединяемых в составе государства. Унитарное государство Унитарное государство - это единое цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственного суверенитета не обладают. Федеративное государство Федеративное государство - это сложное образование, имеющее в своем составе административно – территориальные или национальные образования – субъекты федерации, обладающие значительной степенью самостоятельности Конфедерация Конфедерация - это союз суверенных государств, образованный для решения совместных политических, экономических или военных задач Бытует распространенное заблуждение, что унитарные госу­дарства - мононациональные, а федеративные - многонацио­нальные. В действительности это не так. Болгария - многонаци­ональное унитарное государство, а США - мононациональное федеративное. В основе различия между унитарными и федера­тивными государствами лежит форма деления территорий и сис­тема организации органов государственной власти. Правовой основой большинства существующих в мире федераций является конституция (Основной Закон) страны. Вместе с тем существует и более редкая ситуация, когда в основу федерации положен договор (так называемые договорные федерации).

12.1 Форма территориального устройства Унитарное ФедеративноеКонфедеративное Вид контроля Наличие автономии Централизованное (Норвегия, Румыния, Швеция, Дания); Децентрализованно е (Великобритания, Франция, Испания). Простое (Болгария, Польша, Алжир, Колумбия); Сложное (Азербайджан, Дания, Китай). Централизованная; Децентрализованная. Германский союз (1815 – 1848 гг); Швейцарский союз (1815 – 1848 гг); США; СНГ; Союз России и Белоруссии; ЕС. Симметричные; Асимметричные; Скрытая асимметрия. Договорная федерация; Конституционная федерация. Административная Федерация; Национальная Федерация; Смешанная. Россия Конституцией (статьи 5 и 11) федераций смешанного типа - конституционно-договорных Россия в соответствии с действующей Конституцией (статьи 5 и 11) относится к числу федераций смешанного типа - конституционно-договорных, поскольку основа ее федеративного устройства заложена Конституцией РФ, но отдельные вопросы разграничения вопросов ведения между центральными и региональными органами государственной власти могут решаться на основании Федеративного и иных договоров. Как правило, конфедерации либо распадаются после реализации целей, ради которых они создавались (так произошло с Египтом и Сирией, которые во время арабо- израильского кон­фликта образовали Объединенную Арабскую Республику (ОАР), распавшуюся после нормализации отношений на Ближнем Вос­токе), либо превращаются в федерацию (пример такого преобразования - Швейцарская федерация, существовавшая до 1848 г. в форме конфедерации). Сколько существует государство, столько люди пытаются найти идеальную форму его устройства. Они не идеальны.

12.2 Субъекты Российской Федерации Политические образования Политико - территориальные образования Национально-территориальные образования Республика КрайОбласть ГФЗАвтономная область Автономный округ 21 объект 6 объектов 49 объектов 2 объекта 1 объект 10 объектов Адыгея Башкортостан Бурятия Алтай Дагестан Ингушетия КБР Калмыкия КИР Карелия Коми Марий Эл Мордовия Саха Татарстан Тыва Удмуртия Хакасия Чечня Чуваш Алтайский Краснодарский Красноярский Приморский Ставропольский Хабаровский Амурская Архангельская Астраханская Брянская Белгородская, Орловская и т.д. Москва Санкт - Петербург Еврейская Агинский Бурятский Коми – Пермятский Корякский Ненецкий Таймырский Усть – Ордынский Ханты – Мансийский Чукотский Эвенский Ямало-Ненецкий

12.3 Признаки России как Федерации РФ является суверенным государством, обладающим всей полнотой власти на своей территории, имеет единые вооруженные силы для защиты своей территории; РФ обладает единой правовой системой, основанной на Конституции; РФ имеет единой гражданство; РФ характеризуется территориальным единством; РФ имеет единые органы федеральной власти (Президент, Двухпалатный Парламент: одна палата – от населения, вторая – от субъектов, Федеральное собрание, Правительство, Федеральные судьи), субъекты имеют свои властные органы; РФ имеет федеральную собственность; РФ имеет единую денежную систему; РФ имеет единый государственный язык, флаг, герб, гимн, столицу; РФ обладает исключительным правом на заключение мира и объявление войны; Субъекты Федерации в настоящее время лишены права на сецессия (односторонний выход); Права Федерации и права субъектов записаны в двух статьях Конституции: ст.71 (18 пунктов), ст. 72 ( 14 пунктов); Субъекты РФ образованы по национальному признаку (то есть они получили название от коренных народов, проживающих на этих территориях на протяжении веков), и по территориальному признаку (эти области образованы для удобства управления).

12 Система судебной защиты прав человека «Целью всякой политической конституции, так же как и всякого общественного союза, может быть только сохранение прав человека и гражданина» М.-Ж. Монморанси (1767 – 1826, депутат национального собрания Франции) «Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в РФ гарантируется. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом» Ст. 45 Конституции РФ 1993 года Защита прав человека зависит от: - активной позиции субъекта права; - системы органов и должностных лиц. Права и свободы человека – его неотъемлемые, естественные притязания и блага, принадлежащие ему от рождения; Чтобы реализовать права и свободы необходимо: - чтобы они были признаны государством и закреплены в Конституции, законах актах и т.д.; - чтобы были созданы государственные и правовые способы охраны и защиты прав и свобод. Необходимый признак правового государства – наличие механизма защиты прав человека; Если государство не признает неотъемлемые права человека либо не способно защитить и обеспечить их – утрачивает правовой характер.

12.1 Государство должно постоянно искать, находить и совершенствовать процедуру, механизмы, институты, гарантирующие права человека; Системы, гарантирующие защиту прав человека, не статичны, способны изменяться, совершенствуются, приспосабливаются к изменяющемуся миру. Мировой опыт Кто защищает права человека? Франция – медиатор – посредники; Швеция Испания Великобритания Финляндия Франция Польша Россия и т.д. омбудсмен ы США – Верховный суд; Италия – Государственный совет. Россия. Система государственных институтов, органов и правовых средств, которые направлены на охрану и защиту прав человека, утверждения свободы и достоинства личности 1. Главный гарант прав и свобод – ПРЕЗИДЕНТ РФ (ч. 2 ст. 80 Конституция РФ) Совет по содействию и развитию институтов гражданского общества и правам человека (Указ Президента) 2. Осуществляет меры по обеспечению прав и свобод человека – ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ (ст. 114 пункт Е, Конституция РФ); 3. Назначает и освобождает от должности – ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА РФ Уполномоченный по правам человека (ст. 103 пункт Д Конституции РФ, Федеральный конституционный закон от г. «Об уполномоченном по правам человека в РФ»)

Защищает права человека – ПРАВОСУДИЕ (ст. 118, ч. 2 Конституции РФ, ФЗ «О внесении изменений и дополнений в закон РФ «О статусе судей в РФ» - от 26 июня 1992 г, - от 21 июня 1995 г ) 1 шаг Суд общей юрисдикции (районные суды) 2 шаг Верховный суд по правам человека 3 шаг Европейский суд по правам человека 4 шаг Конституционный суд (если права нарушены законом) 3 шаг - решение этого суда обязательно для всех государств – членов Совета Европы Реализация правосудия осуществляется в установленном законе процессуальном порядке, основанном на принципе равенства граждан перед законом и судом, уважении достоинства человека, открытом судебном разбирательстве, национальном языке судопроизводства, состязательности и равноправии сторон – ст. 118, ч. 2 Конституции РФ Судьи независимы и подчиняются только конституции и Федеральному Закону. 5. Защищает права человека (надзирает за исполнением действующих законов) – ПРОКУРАТУРА; 6. Защищает права человека – АДВОКАТУРА: - институт гражданского общества; - не входит в систему органов власти; - независима; - профессиональное сообщество адвокатов.

12.3 Организация судебной власти в РФ 1. Судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных, народных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия. 2. Судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей. 3. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Ст. 1 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ Принят Государственной Думой 23 октября 1996 года Одобрен Советом Федерации 26 декабря 1996 года (в ред. Федеральных конституционных законов от N 5-ФКЗ, от N 3-ФКЗ, от N 3-ФКЗ) Конституционный суд РФ – Конституционный суд субъектов РФ; Верховный суд РФ – Верховный суд субъектов РФ; Высший арбитражный суд РФ (система арбитражных судов) – Арбитражный суд субъектов РФ; Краевые суды (областные), Районные суды, Мировые судьи, Военные суды. 1. Все равны перед законом и судом. 2. Суды не отдают предпочтения каким-либо органам, лицам, участвующим в процессе сторонам по признакам их государственной, социальной, половой, расовой, национальной, языковой или политической принадлежности либо в зависимости от их происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, места рождения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а равно и по другим не предусмотренным федеральным законом основаниям. Ст.7 Ст.1

12.4 Россия. Юридические гарантии защиты прав человека Важнейшая юридическая гарантия: – ст. 18 Конституции РФ: права и свободы – действующие! определен смысл, содержание, применение законов, деятельность органов власти. – ст. 15 Конституции РФ: непосредственное прямое действие конституционных прав и свобод. – ст. 27 Конституции РФ: о праве на свободное передвижение и выбор места жительства (ФЗ). – ст. 28 Конституции РФ: свобода совести (ФЗ «О свободе совести…»). – ст. 32, ч. 4 Конституции РФ: о праве граждан РФ на равный доступ к государственной службе (ФЗ). – ст Конституции РФ: гарантии судебной защиты прав и свобод; возможность обжаловать решения и действия (либо бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц; презумпция невиновности (ст. 49);

12.5 Россия. Юридические гарантии защиты прав человека (продолжение) недопустимость повторного осуждения за одно и то же преступление (ст. 50); право не свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется Федеральным законом (ст. 51); право обращения в международные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства (ст.46); право каждого не рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом (ст. 47); право на получение квалифицированной юридической помощи (ст. 48); охрана законом прав потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью; обеспечение доступа потерпевшего к правосудию и компенсации причиненного ущерба (ст. 52); право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов власти или их должностных лиц; недопустимость обратной силы закона, устанавливающего или облегчающего ответственность (ст. 54). Статьи Конституции РФ конкретизируются в дополнительном законодательстве! Все эти права следует внимательно изучить и запомнить!!! Непосредственное действие прав и свобод человека и гражданина сформулировано впервые в отечественной конституционной практике. В условиях тоталитарного государства права и свободы носят декларативный характер, суды не могли реально защищать их!

12.5 Самостоятельная защита своих прав Институт самозащиты является относительно новым для российского гражданского законодательства, что породило значительное расхождение во мнениях относительно его содержания, а также крайне ограниченное применение нормы, посвященной самозащите. Термин « самозащита » предполагает, что объект, на который она направлена – правонарушение, уже существует, можно определить его тяжесть и установить соразмерные ему меры. В противном случае указанные действия следует рассматривать как направленные не на самозащиту, а на охрану гражданских прав. Способы самозащиты прав обращение в СМИ; использование ресурсов общественных объединений (партий, профсоюзов); обращение к трудовому коллективу; обращение к собраниям, манифестациям; апелляция к общественному мнению; обращение к правозащитному движению. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина не исключает и самостоятельных активных действий каждого по их защите, всеми способами, не запрещенными законом (ст. 45, ч. 2 Конституции РФ). Человек может проявить инициативу, расширить способы отстаивания своих прав. Цель Цель – привлечь внимание к нарушению своих (и не только) прав и свобод. Право человека самостоятельно защищать свои права и свободы закреплены в итоговом документе Венской встречи представителей государств

13 Основы конституционного строя РФ (основы построение российского общества) « Демократия – это когда люди управляют людьми во благо людей» А. Линкольн, 16-й Президент США, 1809 – 1865 гг. В главе 1 Конституции РФ В главе 1 Конституции РФ сконцентрировано основное о Конституционном строе РФ Конституционный строй Конституционный строй - это начала организации и деятельности общества и государства, правового статуса (положения) человека и гражданина, получивших закрепление в Конституционных нормах ЧЕЛОВЕК – ВЫСШАЯ ЦЕННОСТЬ! I (ст.2) Главная цель государства Главная цель государства – обеспечение достойной жизни и свободного развития человека; Каждый гражданин обладает на территории РФ равными Конституционными правами и несет равные обязанности; Иностранцы и лица без гражданства, беженцы и вынужденные переселенцы также пользуются определенными Конституционными правами и несут Конституционные обязанности; гражданства Государство устанавливает особые связи с подавляющим большинством людей – институт гражданства ;

13.1 ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ II (ст.8) свобода экономической деятельности Принцип Конституционной России – свобода экономической деятельности !; Человек,объединения людей могут заниматься любой экономической деятельностью, не запрещенной законом; Свобода экономической деятельности предполагает: разнообразие и равноправие различных форм собственности (частная. Государственная, муниципальная и др.); В России гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств ; Принцип экономической деятельности с сфере производства, предоставление услуг – свобода конкуренции ; Установлена свобода труда и запрещен принудительный труд ; Запрещена монополизация рынка. ОСНОВЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ III (ст.13) В России действует демократическая открытая и соревновательная система! Конституция РФ признает политическое многообразие и многопартийность ; Все общественные объединения равны перед законом; Россия – суверенное государство;

13.2 продолжение Конституция закрепила принципы идеологического многообразия ; Россия – правовое государство ; Конституция РФ устанавливает разделение властей ; Российское государство – светское ; Россия имеет республиканскую форму правления. ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ IV Россия – социальное государство ! Принципы социального государства – социальное партнерство, социальная солидарность и социальная справедливость; Социальное государство с одной стороны обеспечивает социальные услуги населению (образование, здравоохранение, связь, пути сообщения и т.д.), с другой – использует различные способы для сглаживания социального неравенства в обществе (государственная социальная помощь, пенсии, пособия, льготы и т.д.). ФЕДЕРАТИВНОЕ ГОСУДАРСТВО V Россия – Федерация. Конституционно - правовой статус России как федеративного государства определяется федеральной Конституцией 1993 г., Декларацией о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г. и Федера­тивным договором от 31 марта 1992 г.

14 Федерация, ее субъекты Россия – ФЕДЕРАЦИЯ Россия – ФЕДЕРАЦИЯ ; Федерация состоит из субъектов РФ: республики; края; области; города федерального значения; автономная область; автономные округа. В настоящее время происходит сокращение числа субъектов РФ (сейчас их 84); Федерация имеет свои органы государственной власти: (Президент РФ, парламент, Правительство РФ, Федеральные министерства и ведомства и т.д.); Субъекты Федерации – имеют свои органы власти, правовую и судебную системы; Субъекты РФ не в праве издавать правовые нормативные акты, противоречащие Конституции РФ; Конституция РФ разграничивает ее субъекты. Конституция – основной закон государства; Субъекты Федерации обычно наделяются учредительной властью, т. е. правом принятия собственных конституций; Компетенция между Федерацией и её субъектами разграничивается союзной Конституцией; В большинстве Федераций одновременно существуют единое союзное гражданство и гражданство союзных единиц.

14.1 Федерация Федерация (лат. foederatio объединение, союз) – форма государственного устройства, при которой части федеративного государства являются государственными образованиями, обладающими юридически определённой политической самостоятельностью Предметы ведения Федерации и ее субъектов Предметы ведения Федерации (ст. 71) Предметы ведения субъектов Федерации Предметы совместного ведения (ст. 72) внешняя политика; оборона; безопасность; федеральные энергетические системы; судоустройство; прокуратура. все остальное. Флаг Орловской области Флаг Московской области Флаг Краснодарского края Флаг Мурманской области Флаг Кабардино- Балкарии Флаг Приморского края регулировать; издавать соответствующие законы; принцип верховенства федерального права; защита прав и свобод; защита прав национальных меньшинств; вопросы владения землей; вопросы владения природными ресурсами и др.

15 Законодательная, исполнительная, судебная власть в РФ В своей совокупности все органы государственной власти в РФ образуют единую систему. разделение властей. Конституция РФ фиксирует разделение властей. законопроекты вносятся в нижнюю палату; нижняя палата решает принять или отклонить законопроект; три этапа рассмотрения законопроекта (чтения); законодательной инициативой обладают: - Президент РФ; - Совет Федерации; - депутаты; - Правительство; - законодательные органы субъектов$ - суды РФ. Законодательная власть РФ Федеральное собрание РФ Совет Федерации Государственная Дума Верхняя палата Нижняя палата постоянно действующий орган; избирается непосредственно народом; выражает волю народа; состав обновляется раз в 4 года

15.1 Обязательные законы: «о федеральном бюджете»; «о федеральных налогах и сборах»; «о финансовом, валютном,кредитном регулировании»» «о денежной эмиссии»; «ратификация международных договоров»; «о войне и мире»; «о статусе и защите государственной границы». Парламенты субъектов федерации также являются двухпалатными (кроме Татарстана). Компетенции Парламентов субъектов устанавливаются их Конституциями, Уставами. демократического, конституционного, правового государства. Основной мировой тенденцией конца XX века является приоритет модели правового государства. Принцип разделения властей является одним из основных принципов организации государственной власти и одним из основополагающих принципов организации и функционирования демократического, конституционного, правового государства. Целью данного принципа является обеспечение законности и устранения злоупотреблений властью.

15.2 Исполнительная власть Правительство РФ Председатель правительства РФ Заместители Министры (Ст.114) ФЗ «О Правительстве РФ»; Регламент Правительства. Отставка Правительства происходит: при смене Президента; по инициативе Президента; по собственной инициативе. Субъекты Федерации самостоятельно устанавливают систему власти Федеральные министерства (вырабатывают государственную политику, принимают нормативные акты); Федеральные службы (контроль и надзор за исполнением законов); Федеральные агентства (функции по управлению государственным имуществом и оказание государственных услуг). Исполнительная власть Исполнительная власть - один из видов самостоятельной и независимой публичной власти в государстве, представляющий собой совокупность полномочий по управлению государственными делами, такими как подзаконодательное регулирование, внешнеполитическое представительство, осуществление административного управления.

Судебная власть Правосудие в РФ осуществляется только судом; Судьи независимы и подчиняются только конституции РФ; Судебная система РФ устанавливается Конституцией РФ; Согласно статьям 125, 126, 127 в России функционирует три самостоятельные судебные организации: - Конституционная юстиция; - общая юстиция; - арбитражная юстиция. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается. Верховный Суд Российской Федерации Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики Высший Арбитражный Суд Российской Федерации Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами.

Конституционный суд РФ Верховный суд РФ Высший арбитражный суд РФ Федеральный арбитражный суд округа Федеральный арбитражный апелляционный суд Федеральный арбитражный суд субъекта РФ Верховный суд: республики; края; области; г. Москвы; г. Санкт – Петербурга; автономной области; автономного округа. Окружной (флотский) суд 15.4 Гарнизонный суд Районный суд Мировой судья Конституционный Уставной суд субъекта РФ Суды субъектов РФ Федеральные суды Прокуратура РФ Генпрокуратура РФ Назначается Президентом РФ ФЗ «О прокуратуре РФ» Единая федеральная централизованная система надзора за соблюдением Конституции РФ на местах

15 Избирательные системы Пропорциональная система Мажоритарная система подразумевает голосование по партийным спискам. Избиратели приходят голосовать, и им предлагают несколько списков, составленных в соответствии с партийной принадлежностью кандидатов, например: -Список кандидатов республиканской партии; -Список кандидатов коммунистической партии и т.д. избиратель отмечает список той партии, которой он симпатизирует (иногда ему предоставляется право отметить в списке такой партии предпочтительного кандидата); при подсчете голосов партии получают в парламенте количество мест, пропорциональное количеству поданных за эти партии голосов (если перешли пятипроцентный барьер). от majoritaire – фр., относящийся к большинству; такое определение результатов голосования, при котором избранным считается кандидат, получивший по данному избирательному округу большинство (абсолютное или относительное) голосов; обычно проводятся в 2 тура (США, Украина, Франция, Германия, Россия – 1993,1995 г). Избирательная система в широком смысле Избирательная система в широком смысле - совокупность правовых норм, регулирующих порядок предоставления избирательных прав, проведения выборов в органы государственного и местного самоуправления, определения результатов голосования.

16 Институт президентства ПРЕЗИДЕНТ РФ Ст.80 гарант Конституции; гарант прав и свобод граждан; принимает меры по охране суверенитета РФ; является верховным главнокомандующим вооруженных сил РФ; обеспечивает согласованное функционирование всех органов власти; определяет основные направления внешней и внутренней политики; представляет страну внутри и в международных отношениях; избирается на 4 года на основе всеобщего и прямого избирательного права при тайном голосовании; полномочия президента разнообразны по своему характеру и содержанию. Президент Российской Федерации Президент Российской Федерации – высшая государственная должность Российской Федерации. Президент России является главой государства, не относящимся, по мнению ряда исследователей, ни к одной из ветвей власти

16.1 Полномочия ПРЕЗИДЕНТА РФ Реализация законодательной власти Ст. 84 Реализация исполнительной власти Ст. 83 Реализация судебной власти Ст. 83 назначает выборы Государственной Думы и ее роспуск; назначает общенациональный референдум; подписывает и обнародует федеральные законы; ежегодно обращается к Федеральному Собранию с посланием. назначает и освобождает членов Правительства, полномочных представителей, высшее командование Вооруженными силами РФ. кадровый характер. Президент Президент – совершенно новый для России государственный институт, введение которого внесло существенные изменения в прежнюю организацию государственной власти в нашей стране. В гг. был закреплен пост Президента еще существующего тогда Союза СССР, появились президенты в республиках бывшего Союза. Президент РФ реализует свои полномочия в виде: Указов, Распоряжений, приказов. полномочия Президента РФ могут быть прекращены досрочно; если Президент РФ не в состоянии исполнять свои обязанности, их исполняет председатель Правительства РФ. 17 марта 1991 г. В Российской Федерации пост президента введен во исполнение решения народа, принятого на референдуме России 17 марта 1991 г.

17 Правоохранительные органы Правоохранительные органы Правоохранительные органы обособленная группа (преимущественно) государственных органов, уполномоченных осуществлять деятельность по охране правопорядка и законности, защите прав и свобод человека (правоохранительную деятельность). Правоохранительные органы выполняют функции, связанные с: охраной закрепленного Конституцией РФ общественного строя, его экономической и политической системы, прав и интересов предприятий, учреждений, организаций; укреплением основ правового государства, законности и правопорядка; защитой прав и основных свобод человека, его жизни, здоровья, чести, достоинства, имущества и др. К правоохранительным органам относятся: 1. Органы правопорядка: - общие суды (гражданские и уголовные дела); - необщие суды (арбитражный – экономические споры между юридическими лицами; военные суды – воинские преступления; конституционные суды – контроль за соблюдением Конституции; третейские суды – негосударственные, избираемые соглашением сторон – конкретные споры в разовом порядке);

17.1 К правоохранительным органам относятся (продолжение): 2. Органы прокуратуры – высший орган надзора за единообразным употреблением юридических актов; 3. Органы внутренних дел – охрана общественного порядка, контроль и учет предметов и веществ (оружие, наркотики, яды и др.), охрана ценностей, регулирование транспортного движения, исполнение наказаний; 4. Органы юстиции – участие в правовом обеспечении нормотворческой деятельности, регистрация нормативных актов и уставов; 5. Государственный таможенный комитет – осуществление внешнеэкономической и валютной политики государства,контроль товарного потока на границе; 6. Органы адвокатуры – оказание юридических услуг населению; 7. Органы пограничной службы – контроль за перемещением через границу физических лиц, охрана границы; 8. Органы безопасности – ФСБ, ФСК, ФСО и др. – борьба с преступностью террористической деятельностью, разведывательная деятельность, пограничная, обеспечение информационной безопасности. Виды правоохранительных органов: Органы судебной власти; Органы выявления и расследования преступлений; Органы юридической помощи; Органы обеспечения правопорядка и безопасности.

19 Правовая культура Правовая культура - неотъемлемая часть общей культуры народа, базируется на её началах, является отражением уровня её развития, менталитета народа. Формирование правовой культуры не есть обособленный процесс от развития других видов культуры - политической, моральной, эстетической, Это комплексная проблема. Их объединяет общность задачи - создание морально-правового климата в обществе, который гарантирует реальную свободу поведения личности и соединении с ответственностью перед обществом, обеспечивает её права, социальную защищённость, уважение её достоинства, то есть ставит человека в центр экономических, социальных, политических, культурных процессов. Современная правовая культура Современная правовая культура – это правовая культура гражданского общества и правового государства, где высшей ценностью признают права и свободы человека, соблюдают и защищают их. Исследователи сходятся на мнении, что уровень правовой культуры современного россиянина остаётся на невысоком уровне. При этом выдвигается тезис о безуспешности или торможении построения правого государства, когда правосознание граждан и элиты оперирует по большей части псевдоправовыми категориями. В этой связи надежды возлагаются на позитивное развитие правосознания и оформление правовой культуры... Правовая культура Антипод правовой культуры – правовой нигилизм – отрицание права как социального института, системы правил поведения, которая может успешно регулировать взаимоотношения людей, это отрицание законов, что может приводить к противоправным действиям и, в целом, тормозить развитие правовой системы.

19.1 Правовой нигилизм Правовой нигилизм может быть активным или пассивным; бытовым, связанным с незнанием закона, или философским, связанным с построением личностью мировоззрения, в котором отрицается социальная роль права; в то же время правовой нигилизм может наблюдаться у людей, активно взаимодействующих с правом в качестве номинального института, но реально для реализации своих интересов использующих коррупцию и иерархические структуры Современная правовая культура. Черты: 1. Осознание определяющего значения прав и свобод человека и гражданина в обществе; 2. Утверждение в массовом правосознании чувства уважения к закону и правопорядку; 3. Правовая активность граждан в осуществлении своих прав; 4. Активная законотворческая, правозащитная и правоприменительная деятельность всех органов государства, местного самоуправления, должностных лиц, общественных объединений, граждан Правовая культура характеризует уровень правосознания, включает степень сознания права, на которую опираются исполнительная власть, должностные лица, характеризуется она и интенсивностью убеждений в ценности права.

Уважение к закону. В правовом государстве, которым Россия провозгласила себя, жизнеспособность юридических норм зависит больше от уважения к закону, чем от страха перед санкциями за их нарушение. 2. Знание законов. Несмотря на имеющийся скепсис, большинство граждан ощущает потребность в знании законов. Наибольшая потребность ощущается в знании гражданского права, трудового права, жилищного права и закона о социальной защите населения. Далее следуют знания пенсионного и налогового законодательства; знание уголовного законодательства и семейного права. 3. Обращение к закону. Решать конфликты следует в рамках права, а не за его пределами, не путем применения силы или устройства скандалов. По мнению населения, суд является далеко не самым эффективным средством решения своих правовых проблем. Наиболее эффективным способом считается обращение к сильным и влиятельным людям, к своему непосредственному начальству. Далее по значимости идет обращение в профсоюзы, в органы исполнительной власти и только потом суд. Отсутствие доверия к суду, вероятно, характеризует не только невысокий уровень правовой культуры населения, но и низкую эффективность работы самого российского суда. Важнейшие требования, которым должна удовлетворять современная правовая культура населения и которые в нашей стране сейчас выступают как задачи, пока еще не разрешенные.

25 Правовое государство Правовое государство Правовое государство – представляет собой исторически сложившуюся форму организации и деятельности государственной власти,при которой оно само все социальные общности, отдельные индивиды находятся в одинаковом отношении к праву, законам. Правовое государство Правовое государство – высокоразвитый тип демократического государства, оно функционирует в строгом соответствии с законами, нормами и правилами. Правовое государство Правовое государство – главное условие функционирования гражданского общества Государство неразрывно связано с правом; общеобязательных Право выступает в виде общеобязательных правил поведения (норм). Элементы правового государства 1. Верховенство закона во всех сферах жизни общества: - Законность управления; - Конституционность законов; - Независимость суда; - Запрет обратного действия законов уголовного права; - Правовая защита, контроль; - Правовая защищенность (безопасность) граждан и справедливость. 2. Гарантия основных прав личности, реальные возможности ее свободного развития; 3. Взаимная ответственность государства и личности; 4. Принцип разделения властей: законодательная, исполнительная, судебная.

25.1 Самые важные правовые нормы: - Конституция; - Федеральные Законы. Эти нормы издаются и утверждаются государством. Право Отражает интересы всего общества Выражает и закрепляет волю и интересы властвующих кругов Правовые нормы бывают: Управомочивающие Запрещающие Разрешающие и обеспечивающие гражданину возможность действовать соответствующим образом: право на труд; право на отдых; право на образование. Нормы, которые требуют определенного поведения: гражданские обязанности; трудовые обязанности. Не позволяющие совершать какие-либо действия или бездействия. Писаные правовые Уставные Обычаи Традиции Обязывающие Нормы иерархичны; полная гарантия незыблемости прав и свобод граждан. Важнейшая черта правового государства – полная гарантия незыблемости прав и свобод граждан.

декабря 1948 г 10 декабря 1948 г – Всеобщая декларация прав человека Гражданские права и свободы (по Конституции РФ) Право на жизнь; Право на ознакомление с документацией, затрагивающей права и интересы личности; Право на помилование; Право на национальное самоопределение; Свобода слова, убеждений; Свобода совести, вероисповедания; Свобода передвижения, выбора места жительства; Неприкосновенность частной собственности и семейной жизни; Неприкосновенность жилища; Право на государственную охрану достоинства личности; Право на свободу и личную неприкосновенность; Право на частную жизнь. Права человека Права человека – это естественные возможности индивида, обеспечивающие его жизнь, человеческое достоинство и свободу деятельности во всех сферах общественной жизни. Права гражданина есть совокупность естественных правомочий, получивших отражение в нормативно-правовых государственных актах, и приобретенных правомочий, выработанных в ходе развития общества и государства.