Введение в физику: физические величины и закономерности, физический язык 19 февраля 2014 года Вебинар 3 по физике Кандидат психологических наук Владимир.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Задачный подход к обучению как «мостик» к новым ФГОС, или поиск педагогики непрямого действия В.А. Львовский.
Advertisements

13-я Конференция МАРО Инновационный учебно-методический комплекс по физике в системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова 15 декабря 2007 г. Кандидат психологических.
Опережающее и догоняющее обучение физике. Ритмы и интенсивности Кандидат психологических наук В.А. Львовский
Предметный тренинг как форма компетентностной практики Кандидат психологических наук В.А. Львовский Город.
Проблемное обучение это научно обоснованная система развития мыслительной деятельности и способностей учащихся в процессе обучения, охватывающая все основные.
Фундаментальные опыты в механике: Галилей, Ньютон.
1 ИСХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Объективность. 1. Объективность. 2. Основная задача образования – постижение реальности. Наука – способ структурирования реальности,
Моделирование в образовании понятий Высоцкая Е.В., вед.научн.сотр., Янишевская М.А., ст.научн.сотр., лаборатория психологических основ новых образовательных.
Формирование метапредметного содержания образования в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов общего среднего(полного)
Проектирование инновационного учебно- методического комплекса на базе платформы «1С:Образование», нацеленного на становление компетенций В.А. Львовский.
Компьютерное математическое моделирование в среде Excel.
ДАЙТЕ МНЕ ФУНКЦИЮ - И Я ОБЪЯСНЮ ЭТОТ МИР! Подготовила: Ермолаева Елена Ученица 8б класса В рамках проекта «Через века и страны: в поисках функции» МКОУ.
Система развивающего обучения В. В. Давыдова Системно- деятельностный подход Г. П. Щедровицкого и др. Мыследеятельностная педагогика.
Гипотеза Л.С. Выготского об интериоризации высших психических функций и проблема учебного взаимодействия в развивающем обучении В.А.Гуружапов.
Концепция развития УУД разработана на основе системно-деятельностного подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов,
Физика – наука о неживой природе. Науки естественного цикла География- наука о поверхности и недрах земли Биология – наука о живой природе Химия – наука.
РАЗРАБОТКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ : РАЗДЕЛ « ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА СТУПЕНИ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО.
Закон Архимеда …наука естествознания – тот рычаг Архимеда, который единственно способен повернуть весь мир лицом к солнцу разума (М. Горький)
«…не давать образцов, ставить ребенка в ситуацию, где его привычные способы действия с очевидностью непригодны и мотивировать поиск существенных особенностей.
Л.С. Выготский Д.Б. Эльконин В.В.Давыдов 1.Развитие и формирование способностей в процессе интериоризации форм действия и общения, осуществляемое в группе.
Транксрипт:

Введение в физику: физические величины и закономерности, физический язык 19 февраля 2014 года Вебинар 3 по физике Кандидат психологических наук Владимир Александрович Львовский, проректор Открытого института «Развивающее образование» , руководитель Некоммерческого партнерства «Авторский Клуб» Руководитель Клуба физиков

Содержание вебинара 1. Содержание предыдущих вебинаров в 7 слайдах 2. Физика как язык. Как облегчить усвоение. Разница между грамматикой и разговорной речью. Коммуникативная функция языка 3. Математика – царица или служанка? Непростые взаимоотношения математики и физики. Работа с графиками. 4. Как не заблудиться в «физическом лесу», или путеводитель по физическим величинам. Учить или понимать: определение, закономерность, закон

1. Содержание предыдущих вебинаров в 7 слайдах Вебинар 1. Деятельностный подход к физическому образованию. Учебный предмет «ФИЗИКА» Вебинар 2. Введение в физику: физический опыт и его схематизация. «Пульт управления» Ссылки для бесплатного скачивания записей на сайте Авторского Клуба:

Три кита современного обучения

Нежнов П.Г. Доминанты учебного процесса Создаются условия освоения ребенком принципиально новых средств и способов действия смысловой стороны действия на освоение и принятие нового слоя культурных содержаний на поиск себя и своего места Ребенок нацелен в преодолении индивидуальности ребенка, чтобы вписать ее в рамки культурных форм действия в преодолении формальной всеобщности в пользу вариативности, открывающей возможности культурной индивидуализации Педагогический смысл взаимодействия взрослого и ребенка

Деятельность, действие, операция ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МОТИВ ДЕЙСТВИЕ 1 ЦЕЛЬ 1 ДЕЙСТВИЕ 2 ЦЕЛЬ 2 ЗАДАЧА = ЦЕЛЬ + УСЛОВИЯ (операции) А.Н. Леонтьев: «Сдвиг мотива на цель» Три задачи: 1) мотивационный рост, 2) формирование развернутого предметного действия, 3) автоматизация (превращение действия в операцию)

Учебная задача – поиск общего способа «Эмпирики» - решают КПЗ, постепенно накапливают опыт, нет моделирования и рефлексии «Теоретики» - решают УЗ, обобщают «с места», системные пробы, выделение существенного, моделирование, рефлексия (обращение к основаниям своих действий) Развивающее обучение нацелено на формирование теоретического рефлексивного мышления, работающего с научными понятиями и теориями, а не с частными способами решения набора задач. НЕ ПУТАТЬ «ЭМПИРИКОВ» И ПРАКТИКОВ, «ТЕОРЕТИКОВ» И ТЕОРЕТИКОВ!

Введение в физику Введение в физику – «реальные миры»: схематизация и моделирование наличной практики (прообраз экспериментальной физики). 5 – 7 классы Два возраста – два учебных предмета «Физика» Систематический курс физики Систематический курс физики – «возможные миры»: восхождение от модели к реальности (прообраз теоретической физики). 7 – 9 классы «Описательная» физика «Объяснительная» физика

Полная схема физического опыта

2. Физика как язык. Как облегчить усвоение. Разница между грамматикой и разговорной речью. Коммуникативная функция языка

«Формульная» схема опыта и «пульт управления»

Наши переводы

3. Математика – царица или служанка? Непростые взаимоотношения математики и физики. Работа с графиками.

Первые графики как новый язык

Взвешиваем горох и дробь

График в начальной школе: из маленькой лжи вырастают большие проблемы

График в основной школе: дети забудьте…

4. Как не заблудиться в «физическом лесу», или путеводитель по физическим величинам. Учить или понимать: определение, закономерность, закон

Логика изложения и Логика порождения Знание не есть готовый капитал или готовое блюдо, знание всегда деятельность, война человечества за обладание природой. Слово не начало, а конец – венец дела. Л.С. Выготский Масса – мера инертности Вес – сила давления на опору Плотность = масса / объем Удельный вес = вес / объем

Традиционный и задачный подходы ЗАДАЧА СРЕДСТВО «Натуральное» действие Проблематизация «Культурное» действие

Различение массы и веса Что тяжелее – килограмм пуха или килограмм железа? Масса про тело, а вес – про среду (про условия)

СЛОВЕСНОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЕ ( ПОНИМАНИЕ СУТИ ДЕЛА) Исаак Ньютон: «Количество материи (масса) есть мера таковой, устанавливаемая пропорционально плотности и объему ее» В логике изложения: определение объема и массы, лишь затем определение плотности как отношения. В логике порождения: действенное определение плотности или удельного веса (что всплывает, что тонет) может предшествовать формальному определению массы (веса). ПРОБЛЕМАТИЗАЦИЯ связана с преодолением наивных житейских представлений «легкое всплывает – тяжелое тонет»: легкий гвоздь тонет, а тяжелое бревно всплывает.

«Относительные» понятия ПРОИСХОЖДЕНИЕ связано с однородностью, равномерностью, пропорциональностью: Y ~ X k = Y/X. В задачном подходе последовательность обратная: сначала открывается k как нечто постоянное, затем обозначается и определяется новая физическая величина.

Определение и Закон Работа = Сила х Путь «Золотое правило» механики В логике изложения скрыты основания введения того или иного определения. Почему A = F S, а не F/S, F S², F² S ??? «Золотое правило» механики было сформулировано Архимедом в III веке до н.э. (по другой версии Героном в I веке н.э.), а определение механической работы ввел Жан- Виктор Понселе в XIX веке. «Золотое правило» механики было сформулировано Архимедом в III веке до н.э. (по другой версии Героном в I веке н.э.), а определение механической работы ввел Жан- Виктор Понселе в XIX веке.

Натуральное Проблема Культурное КПД=25% КПД=50% КПД=150% ЖИЗНЕННОЕ КРЕДО ЭМПИРИКА: «Чтобы корова меньше ела и больше давала молока, ее надо меньше кормить и больше доить»

«Мультипликативные» понятия ПРОИСХОЖДЕНИЕ связано с законом сохранения: X Y = C В задачном подходе последовательность прямая: сначала открывается закон сохранения, затем обозначается и определяется новая физическая величина.

Приглашаем в Детский Клуб Физиков Приглашаем детей 5 класса (можно и «соседей» позвать из 4 и 6 класса) Курс завершится в июне 2015 года Обязательно взрослый куратор (физическое и педагогическое образование не обязательно) Ежегодный взнос для взрослого 1500 руб, для ребенка 750 руб (группы более 12 человек – 500 руб. с ребенка) Бесплатно учебные пособия, вебинары, консультации Заявка в свободной форме:

Следующие вебинары в апреле 2014 г.: 4. «Предметные и метапредметные умения; физическое мышление» 5. «Компьютерное моделирование, проекты и исследования» Состоятся в рамках II Международной конференции «Высший балл»: