Специальность: 270802 Группа: СТ - 11 Выполнил: Мавлютов Антон Н. Проверил: Пирюшова С. Н.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Глагол как часть речи. Глагол как часть речи имеет грамматические категории: - вида; - залога (только у переходных глаголов); - времени; - лица; - числа,
Advertisements

МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР ГЛАГОЛА I. Часть речи. Общее значение. - вид II. Морфологические признаки. III. Синтаксическая роль. 1. Начальная форма (неопределённая.
Глагол Презентация по русскому языку для 5 класса. Составила Павлушина Ярослава Петровна, учитель русского языка и литературы.
1 Удивительная часть речи – глагол!. 2 Что без меня предметы? Лишь названия. Но я приду – все в действие придет, Летит ракета, люди строят здания, И рожь.
Глагол
Памятка «Что я должен знать о глаголе». 1. Спряжение глаголов. I спряжение Окончания на Е ЕТ, ЕТЕ, ЕМ, ЕШЬ Окончания на УТ, ЮТ ___________________ Глаголы.
Постоянные и непостоянные признаки глагола. « Глагол придает речи жизнь – присутствием своим животворит отдельные слова,»- писал Н. Греч.
1. Инфинитив, неопределенная, начальная форма – Н.ф. ть, чь, ти, тся и ться что делать? Что сделать?
Глагол 5 класс План: Понятие о глаголе Постоянные признаки Непостоянные признаки Правописание не с глаголамиПравописание не с глаголами Способы образования.
Глагол – ЧР – действие предмета Что делать? Что сделать? Неопределенная (начальная) форма инфинитив Окончания - ть ти чь Играть нести беречь.
Поэт, в плену возвышенных идей, Не игнорируй прозу средней школы; Чтобы «глаголом жечь сердца людей», Необходимо твёрдо знать глаголы.
Тема «Глагол» Таблицы и схемы Выполнила учитель русского языка и литературы СОШ 2 г. Колпашева Арбузова С.Л.
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ВИДЫ РАЗБОРА. РАЗБОР СЛОВА ПО СОСТАВУ 1. Прочитай слово 2. Выдели в слове окончание 3. Выдели основу 4. Выдели в слове корень.
Глагол Обозначает: действие или состояние предмета. Вопросы: Что делать? Что сделать? Постоянные признаки: 1. Вид (совершенный и несовершенный); 2. Спряжение.
СПРЯЖЕНИЕ Подготовка к ЕГЭ. Спряжение – 1) изменение глаголов по лицам; 2) класс глаголов, имеющих одинаковые словоизменительные формы.
Сформировать знания учащихся по теме «Глагол» Познакомить их с основными признаками. Научить различать спряжение, наклонение глагола.
Повторение изученного по теме «Глагол». Глагол – это самостоятельная часть речи, отвечает на вопросы что делать? что сделать? и обозначает действие предмета,
План-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме: Урок русского языка в 6 классе на тему "Разноспрягаемые глаголы"
Глагол (Повторение). Глагол – это … часть речи Глагол обозначает … действие предмета.
Что без меня предметы? Лишь названья. Но я приду – всё в действие придёт: Летит ракета. Люди строят зданья. И рожь в полях растёт. О какой части речи говорится.
Транксрипт:

Специальность: Группа: СТ - 11 Выполнил: Мавлютов Антон Н. Проверил: Пирюшова С. Н.

Г ЛАГОЛ - НЕОБЫКНОВЕННАЯ ЧАСТЬ РЕЧИ. Необыкновенна она уже своим названием. Слово глагол заимствовано из старославянского языка, где оно имело значение «слово, речь», и в этом значении встречается в поэзии А. Пушкина, А. Плещеева, А. Толстого, Н. Огарёва. Известны пушкинские строки из стихотворения «Пророк»: Восстань, пророк, и виждь, и внемли, Исполнись волею моей, И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей. Необыкновенна эта часть речи и тем, что обозначает действие, о чём восхищённо сказал писатель А. Югов: «Глагол - самая огне пышущая, самая живая часть речи. В глаголе струится самая свежая, артериальная кровь языка. Да ведь и назначение глагола - выражать само действие!»

Глагол обладает огромным потенциалом для выражения бесчисленных действий, сопровождающих человека, и разнообразных аспектов его деятельности (трудовой, социальной, экономической, научной, общественной, политической, культурной и т.д.) По частоте употребления глагол занимает второе место (после существительных). В общий частотный список из 9 тысяч слов входит 2500 глаголов. Самыми частотными являются: быть, мочь, сказать, говорить, знать, стать, видеть, хотеть, видать, думать, работать, любить и т.д. Нужно отметить ещё одну особенность, резко отличающую глагол от имени существительного: он обладает вдвое большим количеством грамматических признаков.

Морфологический разбор глагола Часть речи. Общее грамматическое значение. Морфологические признаки: 1) Начальная форма (неопределённая форма = инфинитив). 2) Постоянные признаки: а) вид; б) переходность; в) возвратность (возвратный или невозвратный); г) спряжение. 3) Непостоянные признаки: а) наклонение.

И НФИНИТИВ Каждый глагол имеет свою начальную форму, которая называется инфинитивом. Инфинитив – неизменяемая форма глагола: не указывает ни на время, ни на число, ни на лицо; только называет действие. Инфинитив имеет суффиксы - ть – ти: играть, нести У глаголов, оканчивающихся на ЧЬ : лечь, печь, стеречь -чь- входит в состав корня. При изменении глагола возможно чередование: лечь- лёг, печь – пёк, стеречь – стерёг. Основой инфинитива является часть слова без - ть – ти: Кроме суффиксов –ть, -ти в инфинитиве выделяются суффиксы -а, -и, -е, -ова, -ну Инфинитив имеет следующие грамматические свойства: возвратность и невозвратность

Постоянные признаки Категория вида: Несовершенный вид обозначает действие в его течении, без указания на границу действия (отвечает на вопрос что делать?) (рисовать, петь). Совершенный вид обозначает действие, ограниченное пределом (отвечает на вопрос что сделать?) (нарисовать, спеть). Существуют глаголы, не имеющие парных форм другого вида: принадлежать, разгуливать (только несовершенный вид); грянуть, зашагать, очутиться (только совершенный вид). Есть глаголы, совмещающие значение несовершенного и совершенного вида двувидовые глаголы (велеть, обещать, ранить).

П ЕРЕХОДНОСТЬ Переходные и непереходные глаголы: Глаголы, которые сочетаются или могут сочетаться с существительными, числительными или местоимением в винительном падеже без предлога, называются переходными. Остальные глаголы являются непереходными. Вместо винительного падежа дополнение при переходном глаголе может стоять и в родительном падеже без предлога: 1) если есть отрицательная частица не перед переходным глаголом: понял задачу не понял задачи; читал роман не читал романа; терять время не терять времени; 2) если действие переходит не на весь предмет, а только на его часть: выпил воду (всю воду, о которой идёт речь) выпил воды (часть), принести дрова принести дров. При определении переходности/непереходности глаголов необходимо учитывать и значение существительного в форме винительного падежа оно должно называть объ­ект действия.

Ср.: простоять час (в очереди) или жить неделю (на море), где глаголы не являются переходными, хотя после них и стоят существительные в винительном падеже без предлога: Всю ночь (В.п. со значением времени, а не объекта) гремел (глагол непереходный) овраг соседний, ручей, бурля, бежал к ручью. Глаголы, которые не могут иметь при себе прямого дополнения, являются непереходными: заниматься (чем?) спортом, разбираться (в чём?) в музыке, отказаться (от чего?) от помощи. Примечание: Переходность/непереходность тесно связана с лексическим значение глагола: в одном значении глагол может быть переходным, а в другом непереходным. Ср.: Я говорю правду (говорю «высказываю» переходный глагол). Ребёнок уже говорит (говорит «разговаривает» непереходный глагол); Завтра я поеду од­на, буду учить (непереходный глагол) в школе и всю свою жизнь от­дам тем, кому она, может быть, нужна; учить уроки (переходный глагол).

В ОЗВРАТНОСТЬ Подразделение глаголов на возвратные и невозвратные зависит от того, выражено ли у них грамматически или не выражено непереходное значение процесса. Глаголы возвратные – это глаголы с грамматически выраженной непереходностью, т.е. они указывают, что выражаемый ими процесс не обращен и не может быть обращен на прямой объект, выраженный существительным в вин. падеже без предлога, например: мыться, одеваться, встречаться, сердиться, стучаться, чернеться и т.д. В отличие от них, у невозвратных глаголов отсутствует указание на непереходность процесса, и потому они могут быть как переходными: мыть (руки), одевать (ребенка), встречать (делегацию), сердить (отца), так и непереходными: стучать, чернеть и др.

С ПРЯЖЕНИЕ Система спряжения исторически изменчива. Например, спряжение современного русского языка результат упрощения более сложной системы спряжения древнерусского языка, в которой категории времени и вида ещё не были полностью расчленены; система времён содержала, кроме настоящего, 4 прошедших и 2 будущих; во всех временах глаголы различались по лицам; имелось 3 парадигмы числа единственное, множественное, двойственное. Спряжение это изменение глаголов в настоящем и будущем простом времени по лицам и числам (аналогично склонению для имен существительных). Спряжениями (спряжение как категория) также называются группы глаголов, окончания которых при изменениях в настоящем и будущем простом времени по лицам и числам меняются одинаково.

В современном русском языке два спряжения, которые традиционно обозначаются римскими цифрами I спряжение и II спряжение. К I спряжению относятся глаголы, инфинитив которых оканчивается на -еть, -ать, -оть, -уть, -ять, -ыть, -ть, а также несколько глаголов на -ить: брить, стелить, почить, зиждиться, бить, вить, лить, пить, шить, гнить, жить, зыбить, - шибить (ушибить, ошибиться) (и образованные от них). При спряжении такие глаголы имеют окончания -ешь, -ет, -ем, - ете, -ут, -ют. Глаголы II спряжения при спряжении имеют окончания - ишь, -ит, -им, -ите, -ат, -ят. К ним относятся: глаголы, имеющие в начальной форме окончания на -ить (кроме брить, стелить, почить, брезжить, зиждиться, вить, бить, лить, пить, шить, гнить, жить, зыбить, ошибиться и образованных от них),

некоторые глаголы на -еть: блестеть, болеть (о части тела), велеть, вертеть, видеть, висеть, галдеть, глядеть, гореть, греметь, гудеть, гундеть, дудеть, зависеть, звенеть, зреть (смотреть), зудеть, кипеть, кишеть, коптеть, корпеть, кряхтеть, лететь, ненавидеть, обидеть, пердеть, пыхтеть, свербеть, свиристеть, свистеть, сидеть, сипеть, скорбеть, скрипеть, смердеть, смотреть, сопеть, тарахтеть, терпеть, храпеть, хрустеть, шелестеть, шипеть, шуметь (и образованные от них) некоторые глаголы на -ать: бренчать, брюзжать, бурчать, верещать, визжать, ворчать, гнать, дребезжать, дышать, держать, дрожать, жужжать, журчать, звучать, кричать, лежать, молчать, мчать, мычать, пищать, рычать, слышать, спать, стучать, торчать, трещать, урчать, фырчать, шуршать, шкварчать (и образованные от них); некоторые глаголы на -ять: стоять, бояться;

остальные глаголы с безударными личными окончаниями относятся к I спряжению. Несколько глаголов имеют нехарактерную (архаическую) для глаголов I и II спряжений систему окончаний: дать, есть (и производные от них, то есть, создать, съесть и пр.) Некоторые глаголы имеют часть форм от первого спряжения, а часть от второго: бежать, хотеть. Или имеют формы на выбор чтить - чтут / чтят, также сыпать - сыплют / сыпят (согласно словарю Лопатина), трепать, щипать и ряд других. В современных справочниках и словарях брезжить уже относится ко второму спряжению, ранее он имел формы по первому спряжению.

Н ЕПОСТОЯННЫЕ ПРИЗНАКИ

Б ЕЗЛИЧНЫЕ ГЛАГОЛЫ Безличные глаголы обозначают действие, которое совершается без действующего лица. В предложении безличные глаголы всегда бывают сказуемыми, при них нет и не может быть подлежащего.

С ПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Бабайцева В. В., Чеснокова Л. Д., Русский язык: Теория: Учеб. для 5-9 кл. общеобразоват. учеб. заведений. 2-е изд. М.: Просвещение, с. 2. Пирогова Л. И. Русский глагол: Грамматический словарь-справочник. М.: Школа-Пресс, с. 3. Розенталь Д. Э. Русский язык: Пособие по русскому языку для поступающих в вузы. М.: Издательский дом «ОникС 21 век», с.

Спасибо за внимание !!!