Интерактивные методы обучения физике в сельской школе Итоговая выпускная работа Выполнил слушатель: Гайдар А.М. Научный руководитель: профессор, доктор педагогических наук, И.Л. Беленок 2013 ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ «НОВОСИБИРСКИЙ ИНСТИТУ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ» КАФЕДРА естественнонаучного образования Дополнительная профессиональная программа «Переподготовка по программе «Физика»»
Актуальность Современная стратегия модернизации образования предполагает, что в основу обновления общего образования должны быть положены «ключевые компетентности». Ряд позиций компетентностного подхода можно реализовывать и на уроке физики: формировать у детей способы организации собственной деятельности, качественно усиливать практическую, продуктивную направленности обучения, развивать компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанной на приобретении знаний из различных источников информации.
Актуальность Реализация принципа активности в обучении носит деятельностный характер. ФГОС ООО требует, чтобы в интерактивных формах проводилось значительнее количество занятий. Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности. Она подразумевает вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из которых состоит в создании комфортных условий обучения, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.
Проблемы: недостаточное использование в учебном процессе интерактивных образовательных технологий; недостаточно выявлены возможности активизации познавательной деятельности обучающихся при обучении физике; отсутствие единого информационного пространства для учителя, обучающихся, родителей.
Модель «Опыт Резерфорда» Использование ИКТ технологии и электронных образовательных ресурсов (ЭОР) повышает познавательный интерес обучающихся к предмету, позволяет продемонстрировать работу приборов, которые отсутствуют в школе.
В моем кабинете имеется все необходимое оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска, 5 компьютеров, принтер, сканер, веб-камера, цифровая камера. Оснащение кабинета, наполненность сети Интернет различными образовательными ресурсами помогло мне продуктивно организовать работу: созданы презентации различной направленности (обучающей, закрепляющей, обобщающей, для повторения и контроля), накоплены презентации обучающихся.
В последние два года сеть Интернет появилась и на селе. Теперь есть возможность организовать работу учащихся по созданию электронного портфолиоа в дальнейшем - создание сайта. Это активизирует познавательную деятельность обучающихся и позволит мне реализовать системно деятельностный подход в обучении.
Цель : разработка условий для повышения познавательной активности и качества обученности обучающихся через применение эффективных средств обучения.
Задачи: Изучить и внедрить в учебный процесс интерактивные средства обучения; Организовать учебный процесс с использованием интерактивных средств обучения, активизирующих познавательную деятельность, индивидуальные способности через проектную и исследовательскую деятельность, использование ИКТ; Выявить возможности активизации познавательной деятельности обучающихся; Развить умения и навыки работы в сотрудничестве, коммуникативные умения, презентационные умения и навыки. Создать для использования на уроках и во внеурочной деятельности совместно с учащимися портфолио - единое информационное пространство по физике - в дальнейшем разместить в сети ИНТЕРНЕТ.
Объект исследования: учебно- воспитательный процесс в сельской школе. Предмет исследования: применение интерактивных методов обучения и ИКТ на уроках физики. Гипотеза: повышение познавательной активности и качества обученности обучающихся зависит от применения эффективных средств обучения.
Ожидаемые результаты: Для учителя: возможность реализовать новые формы, методы обучения и организовать совместную деятельность учащихся и учителя. Для обучающихся: сформированность познавательной активности; готовности к саморазвитию; овладение новыми компетенциями; умение эффективно взаимодействовать, появление новых возможностей для творчества. Для родителей: возможность участвовать в процессе обучения, контролировать уровень успеваемости, участвовать в совместной деятельности.
Практическая значимость материалы данного исследования, электронного портфолио могут быть использованы учащимися для получения дополнительных знаний по физике; учителями при организации учебно- воспитательного процесса.
План исследования: I этап. Теоретическое исследование 1. Анализ интерактивных методов обучения. 2. Изучение понятия, классификации и видов интерактивных методов обучения. 3. Поиск интернет-ресурсы и ИКТ в помощь учителю физики II этап. Практическое исследование. 1. Апробация интерактивных методов обучения физике III. этап. Заключительный Эффективность применения интерактивных методов обучения на уроках физики
Понятие интерактивного обучения интерактивное обучение – это обучение с хорошо организованной обратной связью субъектов и объектов обучения, с двусторонним обменом информацией между ними. (Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х т. Т. 1. – М.: Народное образование, 2005.)
Классификация интерактивных методов обучения Имитационные Неимитационные Игровые Неигровые Учебные игры Проблемная лекция, лекция вдвоём, лекция пресс- конференция, лекция с заранее запланированными ошибками Поисковая лабораторная работа Деловые игрыТРИЗ – работа Игровые ситуации Разбор деловой почты Эвристическая беседа Тренинги в активном режиме Семинары, дискуссии Игровые приемы и процедуры Самостоятельная работа с литературой Наличие модели изучаемого процесса Отсутствие модели изучаемого процесса
Основные виды интерактивных технологий: Работа в малых группах (команде) Проектная технология Анализ конкретных ситуаций Ролевые и деловые игры Модульное обучение Контекстное обучение Развитие критического мышления Проблемное обучение Индивидуальное обучение Опережающая самостоятельная работа Междисциплинарное обучение Обучение на основе опыта Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)- обучение в электронной образовательной среде с целью расширения доступа к образовательным ресурсам
Интернет-ресурсы и ИКТ Компьютерные средства обучения называют интерактивными, они обладают способностью «откликаться» на действия ученика и учителя, «вступать» с ними в диалог, что и составляет главную особенность методик компьютерного обучения. (Селевко Г.К. СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ)
Интерактивные модели явлений и устройств, медиа-уроки
Компьютерное тестирование
Создание компьютерных тестов обучающимися Фрагменты презентации
Виртуальные интерактивные лабораторные работы применяя компьютерный практикум, сочетаю его с практикумом с использованием традиционного физического оборудования.
Компьютерный практикум
«Превращение энергии при колебаниях» (8 класс) В компьютерной модели графически показано соотношение между потенциальной и кинетической энергией в любой момент времени.
Компьютерные демонстрации Воспитательную задачу урока - понимание ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека – реализовал через эстетическое восприятие: видеоряд «Огни Новосибирска».
Расчёты в Microsoft Excel
Проекты по теме «Электричество» Проект «Светильник» (обучающаяся 9 класса Медцкер А.А.) Проект «Электроизмерительный прибор для проверки целостности цепи» (обучающаяся 9 класса Чуприкова И.Б.)
ВЫВОД использование интерактивных методов обучения, современных информационных технологий, применение исследовательской и проектной деятельности учащихся повышает познавательную активность обучающихся, расширяет творческие возможности учителя и учащихся, стимулирует к усвоению сложных тем, делает процесс обучения ненавязчивым, интересным и продуктивным. Кроме того, мои обучающиеся активно участвуют в конкурсах, олимпиадах, проектах и исследованиях, в экспериментальной деятельности, дают положительную динамику качественной успеваемости (Приложение 12)
Заключение Задачи, поставленные в начале работы, достигнуты: изучены и внедрены в учебный процесс основные виды интерактивных технологий, выявлены возможности активизации познавательной деятельности обучающихся при обучении физике; организован учебный процесс с использованием эффективных средств, активизирующих познавательную деятельность, индивидуальные способности через проектную и исследовательскую деятельность, использование ИКТ; создано для использования на уроках и во внеурочной деятельности совместно с учащимися портфолио - единое информационное пространство по физике - для дальнейшего размещения в сети ИНТЕРНЕТ.
Цели на ближайшее будущее: Продолжить использование интерактивных методов обучения; Заполнить все разделы портфолио, перейти к созданию сайта; Организовать сотрудничество с родителями через сайт.