СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ МИГРАНТОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Упоминание о необходимости адаптации и интеграции мигрантов присутствовало в одобренной в 2003 г. Концепции регулирования миграционных процессов в Российской Федерации
Задача адаптации прибывающих переселенцев была наиболее полно сформулирована в принятой в 2006 г. Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российской Федерации соотечественников, проживающих за рубежом
федеральный закон РФ от 1 июня 2005 г. 53-ФЗ «О государственном языке РФ». Прием детей школьного возраста из семей иностранных граждан или граждан, не имеющих регистрации в Санкт-Петербурге, осуществляется в соответствии с Законом РФ «Об образовании» и другими подзаконными документами.
В Москве ежегодно прибывающих мигрантов более 1 млн. человек. Из них 80 % граждане Украины, Казахстана, Узбекистана, Молдовы, Азербайджана, Таджикистана.
Определены задачи: 1) четкое формулирование государственной политики по вопросам адаптации и интеграции мигрантов; 2) отражение норм и принципов этой деятельности в федеральном законодательстве; 3) организационное оформление государственной системы работы с мигрантами – как с детьми, так и со взрослыми.
Оренбургская область родной язык как предмет изучают в 146 школах, с татарским языком – более 90, с казахским – 55, с башкирским – 47, с мордовским – 17, с чувашским – 6.
8 В Томске существует Центр русского языка. В Центре разрабатываются программы по русскому языку разного уровня : - для начинающих, - базовый курс, - углубленное изучение.
В Красноярском крае в гг. действовал проект «Адаптация детей и молодежи из семей мигрантов и переселенцев в Красноярском крае». Цель проекта: создание системы адаптации мигрантов – детей и подростков – средствами образования.
В Санкт-Петербурге отсутствует единая система учета мигрантов и их семей. УФМС, которое ведет учет взрослых мигрантов, не собирает сведения о детях.
18 декабря по инициативе Марины Шишкиной в пресс-центре ИА «Росбалт» в рамках общественного движения «Гражданин учитель» состоялся круглый стол «Дети-мигранты в петербургской школе. Вопросы и ответы»
Сергей Тимофеев, начальник отдела образовательных учреждений комитета по образованию Петербурга, сообщил, что в школах Санкт-Петербурга обучаются 8 тыс. 370 детей мигрантов, при этом всего в городе 370 тыс. школьников
В 2010 г. был опубликован и распространялся в школах учебно-методический комплекс, рассчитанный на обучение детей начальной школы русскому языку как неродному.
В 2011 г. в рамках программы «Толерантность» выделялось целевое финансирование для обучения детей-инофонов русскому языку в школах.
Знание русского языка различно в разных группах трудовых мигрантов и зависит от: страны предыдущего проживания этничности городского/сельского происхождения образования пола времени проживания в России опыта работы в России.
Пиджин – язык с радикально упрощенной грамматикой и сокращенным словарем, который ни для кого из говорящих на нем не является родным; в силу своей упрощенности пиджин способен обслуживать лишь ограниченный запас ситуаций общения.
Рекомендации: 1. Нельзя создавать отдельные учебные заведения, так как все выгоды такого удобного обучения будут разрушены конфликтами при слиянии при переходе от начальной к средней школе.
2. Уровень адаптации детей мигрантов в одной школе должен быть не более 50% контингента, и школы должны быть полиэтническими. 3. Развивать внеклассную/внешкольную активность, особенно командную, в которой будет происходить социализация детей.
4. Создавать специальные программы для работы с детьми в период летних каникул. 5. Работать с подростками: программы и методические материалы для обучения их русскому языку плюс вовлечение в секции и кружки.
Наибольший процент детей, посещавших ДОУ, не граждане РФ – в Невском районе – 852 человека (на 2011 г.).
Численный и процентный состав воспитанников ДОУ, не имеющих постоянной регистрации и гражданства РФ, согласно данным, полученным от районов
Численный и процентный состав учащихся в ОУ, не имеющих постоянной регистрации и гражданства РФ, согласно данным, полученным из районов
Сведения о гражданстве учащихся ОУ Петроградского района Санкт-Петербурга
В годах была реализована Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного создания и профилактика экстремизма в российском обществе», которая положила начало формированию в России новой, подлинно толерантной личности.
В Санкт-Петербурге 6 октября 2004 года принят Закон «О межнациональных отношениях в Санкт-Петербурге», действует «Программа гармонизации межкультурных, межэтнических и межконфессиональных отношений, воспитания культуры толерантности в Санкт-Петербурге на годы» (Программа «Толерантность»).