Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Институт иностранных языков Кафедра русского языка Научно-образовательный курс Актуальные.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Институт международного образования Кафедра русского языка Актуальные проблемы современной.
Advertisements

Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Институт международного образования Кафедра русского языка Актуальные проблемы современной.
Ситнова А. А.1 Междисциплинарный статус лингвокультурологии лекция.
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Институт международного образования Кафедра русского языка Актуальные проблемы современной.
ПРОСТРАНСТВО ДОМА В РУССКОМ ЯЗЫКОВОМ СОЗНАНИИ 1. Связь между языковым знаком и использующим его в процессе коммуникации человеком является сложной и многоаспектной:
Культуроведческий подход в преподавании курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Русские сказки о животных волшебные бытовые Сказки о животных Самые древние Животные действуют и ведут себя как люди Герой характеризуется одной главной.
Тема: «Политология как наука. Сравнительная политология».
ОБРАЗ ЖИЗНИ УРОК ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ В 7 КЛАССЕ. МОУ ИЛЬИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА. УЧИТЕЛЬ СМИРНОВ ЕВГЕНИЙ БОРИСОВИЧ.
Сказка как отражение национального характера народа Работы выполнила: Тимофеева Наталья.
СКАЗКА Сказка - один из основных жанров фольклора, эпическое, преимущественно прозаическое произведение волшебного, авантюрного или бытового характера.
Российский психолог Выполнила студентка 221 группы Федосеева Наталия Андреевна.
Учитесь властвовать собою… А.С.Пушкин. «Евгений Онегин» В чем заключаются особенности национального русского речевого этикета ? Авторы: учащиеся 8Б Иванова.
Авторы программы: Суркова Т.В. воспитатель МАДОУ «Д/с 7» Козлова Т.В. воспитатель МАДОУ «Д/с 7»
1 Межкультурная коммуникация Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Кафедра русского языка Андреева Ирина Владимировна Лекция.
Для сотрудников Службы Авиационной Безопасности КУРС «ЭТНИЧЕСКИЙ ПРОФАЙЛИНГ»
Россия – наша Родина Урок 1. РОССИЯ ОТЕЧЕСТВО РОДИНА ПОЧЕМУ ТАК НАЗЫВАЕМ?
Классный час на тему: «Национальные особенности жизни людей»
«Пословицы и поговорки – кладовые мудрости» Выполнил: ученик 2В кл. Сафин Линар Научный руководитель: учитель нач.классов Якупова Нурия Давлятшовна.
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Институт иностранных языков Кафедра русского языка ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ГРАММАТИКА Тема 1. Морфология.
Транксрипт:

Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Институт иностранных языков Кафедра русского языка Научно-образовательный курс Актуальные проблемы современной лингвистики Тема 6. Проблемы этнопсихолингвистики Коновалова Юлия Олеговна

Цель: рассмотреть некоторые положения и вопросы этнопсихолингвистики

Задачи: Объяснить смысл термина «этнопсихолингвистика» Рассмотреть вопросы взаимоотношения языка, культуры и мышления

Содержание: Цель, задачи Ключевые слова темы Социальная психолингвистика Этнопсихолингвистика как наука Связь языка, культуры и мышления Литература

Ключевые слова темы: Этнос Этнический Этнолингвистика Этнопсихолингвистика Языковая личность Языковое сознание Культура Стереотип Речевой стереотип Культурный стереотип Национальный характер Наименование Зоонаименования

Социальная психолингвистика Психолингвистика: речевая деятельность человека вообще. Реальность: речевая коммуникация происходит между людьми. Люди – члены общества Речевую коммуникацию изучает социальная психолингвистика.

Этнопсихолингвистика - часть социальной психолингвистики

Этнопсихолингвистика Этнос – народ Этнос = язык + культура

Этнопсихолингвистика - наука, которая изучает речевое поведение не человека вообще, а человека как представителя какого- либо этноса.

Этнопсихолингвистика - изучает различия в речевом поведении представителей разных культур

Речевое поведение Речь отражает черты национального характера. Речевые стереотипы Культурные стереотипы

Языковое сознание Культура влияет на языковое сознание.

Как культура влияет на языковое сознание? = В чём суть этнических различий между языковыми личностями? Ассоциативный эксперимент: Лексикон человека отражает реалии культуры

Ассоциативный эксперимент Ваши ассоциации к словам: Синий … Белый … Жёлтый …

Ассоциативный эксперимент Синий – НЕБО (представители всех культур)

Ассоциативный эксперимент Белый – СНЕГ (русские) ХЛОПОК (узбеки) МОЛОКО (казахи)

Ассоциативный эксперимент Жёлтый – ОСЕННИЙ ЛИСТ, ОДУВАНЧИК (русские) ЗОЛОТО, ЯИЧНЫЙ ЖЕЛТОК (французы) МАСЛО (американцы) ПРОСО (узбеки)

Ассоциации Причины различий в ассоциациях: Разная природа Разный быт Разный фольклор (традиции народного творчества)

Зоонаименования Образы животных в сказках зоонаименования людей различны

Зоонаименования Лиса – какая? Волк – какой? Медведь – какой? Свинья – какая? Черепаха – какая?

Зоонаименования Лиса – хитрая, лживая Волк – глупый, злой, коварный Медведь – неуклюжий Свинья – грязная Черепаха – медлительная

Различия в зоонаименованиях Змея – Коварная, опасная женщина (русские) Красивая, изящная женщина (японцы) Пчела – Злобный, недовольный человек (казахи) Трудолюбивый человек (русские)

Зоонаименования Русский язык: Оценка + Кошечка Голубь (голубка) Рыбка Птичка Зайчик Оценка – Ворона Сорока Коза (козёл) Овца (баран) Червяк Амёба

Зоонаименования Китайский язык: Оценка + Оценка –

Различия в невербальном поведении - различия в жестах

Различия в этикетных правилах В разных странах по-разному здороваются прощаются принимают гостей благодарят ………………………

Язык и мышление Мышление обусловлено многими факторами: Природными Биологическими Социальными

Язык и мышление Каждый народ живёт своей жизнью – -То есть по-своему мыслит – -То есть по-своему говорит

Выводы 1. Мышление влияет на язык, но … … мышление шире, чем язык: Мысли, чувства, наглядный пример не нуждаются в словах. Ф.И.Тютчев: «Мысль изречённая есть ложь»

Выводы 2. Культура отражается в языке и формирует речевой портрет этноса.

Литература к теме: 1. Горелов, И. Н. Основы психолингвистики: учебное пособие для вузов. / И. Н. Горелов, К. Ф. Седов. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Лабиринт, – С Фрумкина, Р.М. Психолингвистика: учебное пособие для студ. вузов. / Р. М. Фрумкина. - 2-е изд., испр. - М. : Академия, С

Спасибо за внимание!