Создание ситуации успеха во внеурочной деятельности через деятельностный подход. « Оберег » Осипова С.М. Осипова С.М.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Злаки, Бобовые - Символ достатка, сытой жизни, благополучной в материальном аспекте. Лапти - Символизирует домашний уют, семейное счастье. Мак, зерна.
Advertisements

ОБЕРЕГ ДЛЯ ДОМА- РУКАМИ ДЕТЕЙ. ВОСПИТАТЕЛИ: МЕДВЕДЕВА.Ю.В. МОЧАЛКИНА.Е.П.
Обереги древних славян для дома Поместья мирного незримый покровитель, Тебя молю, мой добрый домовой, Храни селенье, лес, и дикий садик мой, И скромную.
Занятия славян. Орудия труда VIII- IX веков. 1. Как вы думаете, из какого материала сделаны эти орудия труда? 2. Назовите их и для чего они использовались?
На протяжении тысячелетий ни один дом на Руси не обходился без оберегов. Люди верили, что обереги охраняют их от болезни, «дурного глаза», хищных зверей,
Обереги своими руками Бабешко Екатерина Сергеевна, учитель технологии МБОУ «Богашёвская СОШ им. А. И. Федорова» Томского района.
МК Домашний оберег своими руками. Коса-домовушка (для педагогов) Первая Всероссийская летняя творческая мастерская "Сказка природы" для учащихся, учителей.
Укрась и защити свой дом. Selivanova 2. На протяжении тысячелетий ни один дом на Руси не обходился без оберегов. Люди верили, что обереги охраняют их.
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа 38 г. Таганрога На счастье, на здоровье, на новое Лето… урок мастер.
Обереги своими руками. Преданья старины Многовековая история культуры неразрывно связана с народными поверьями и приметами. На протяжении тысячелетий.
Создание оберегов из природных материалов урок по технологии, 3 класс.
Символ оберегающий хозяина от несчастных случаев, покушений, болезней и прочих неприятностей. древний амулет счастья и благополучия.
Цикл занятий: «Обереги своими руками» теоретическое занятие – 1 час практические занятия – 8 часов (4 часа – «Веселый лоскуток») (4 часа – «Глиняная игрушка»)
Хранитель домашнего очага - домовой. На Руси издавна верили, что в каждой избе живёт дух – домовой.
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа 38 г. Таганрога Создание оберегов из природных материалов урок.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад 10 « Снежок » комбинированного вида г. Жигулевск год.
Уважаемые родители! С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт.
Лепка из соленого теста – древняя забава, дошедшая сквозь века до наших дней. Может благодаря простоте и дешевизне изготовления, а может из-за пластичности.
ОБЕРЕГ автор-составитель; Чиркова Л.А., педагог дополнительного образования МБОУ ДОД Дворца творчества детей и молодёжи ГО Красноуфимск автор-составитель;
МОУ «Сузунская СОШ 1» Выполнили ученицы 8 «А» класса: Зулина Аня, Довыденко Маша, Хачинян Лида, Чурикова Соня, Шибаева Инна Проверила учитель технологии:Чурикова.
Транксрипт:

Создание ситуации успеха во внеурочной деятельности через деятельностный подход. « Оберег » Осипова С.М. Осипова С.М.

«Любая деятельность может быть либо, технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология – на науке. С искусства всё начинается, технологией- заканчивается, чтобы затем всё началось сначала.» В.П.Беспалько. В современном обществе резко возросла информированность детей, благодаря компьютерам и средствам массовой информации. Раньше школа была основным источником информации о мире, обществе, человеке…. Дети мало читают, невостребованным оказывается богатство мировой художественной и справочно-познавательной литературы. Возникает угроза прерывания канала передачи духовного, нравственного опыта от поколения поколению. Начальная школа недостаточно учитывает, что для младшего школьника весьма остаются дошкольные виды деятельности. Результатом слишком быстрого замещения их занятиями учебного типа становятся трудности в обучении.

Обозначение выше проблемы обуславливают главное направление новых стандартов – усиление заботы о развивающей стороне обучения, о формировании у школьников умения учиться. В.Ф.Шаталов утверждал, что для того, чтобы работа в школе была эффективной, должен сработать « эффект соленого огурца».Главное – создать рассол, тогда какой бы ни был огурец, плохой или хороший, попав в рассол, он просолится. Как создать такой «рассол»? Что взять за его основу? Смысл деятельности учителя в том, чтобы создать каждому ребёнку ситуацию успеха. А.С.Макаренко выдвинул идею « завтрашней радости», в которой воплощалась перспектива развития коллектива и личности, В.А. Сухомлинский ввел в педагогический лексикон «школу радости». Радость в любом виде труда школьника -от сознания достигнутого, от успеха. Реализовать возможность оценить деятельность, похвалить каждого ученика можно в том случае, если ученик является: - активным участником учебного процесса; -не объектом,а субъектом учебной деятельности.

Научиться играть на флейте можно только, играя самому. ( Сократ) Ещё Сократ говорил о том, что деятельностные способности учащихся формируются лишь тогда, когда они не пассивно усваивают новые задания, а включены в самостоятельную учебно- познавательную деятельность. Инструментом учителя, позволяющим решить задачу по смене парадигмы образования с формирующей на развивающую, может стать деятельностный метод обучения. Особенность метода – самостоятельное «открытие» детьми нового знания в процессе исследовательской деятельности. Это способствует тому, что знания и учебные умения приобретают для обучающихся личную значимость. Деятельностный метод является универсальным средством, предоставляющим учителю инструментарий подготовки и проведения уроков в соответствии с новыми целями образования.

Внеурочная деятельность в условиях ФГОС НОО приобретает особую актуальность, ведь именно стандарт закрепил обязательность ее организации. Новый стандарт направлен : -на формирование счастливого, успешного, здорового ребёнка; -на развитие одаренности каждого учащегося; -на создание современных комфортных условий обучения. Новый стандарт поможет школьнику: -научиться учиться самостоятельно; -быть инициативным в постановке и решении новых задач; -быть независимым в контроле и оценке своих образовательных достижений. В основу стандарта положена Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России, которая определяет: -систему базовых ценностей; - современный национальный воспитательный идеал;

Внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить целый ряд очень важных задач: -обеспечить успешную адаптацию; -улучшить условия для развития ребёнка; -Учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся. Я, это реализую, через свой кружок «Изготовление оберегов». В детстве редко когда у детей есть деньги на подарки. И, очень часто, дети делают их своими руками. Обычно - это подарки родным, иногда и друзьям.. Подарки самодельные, простенькие, но с какой любовью они обычно сделаны. Взрослея, мы все чаще покупаем готовые подарки, ведь это куда проще сделать, да и выглядит это обычно получше, чем непутевые самоделки. Но вот парадокс - мы дарим лучшие вещи, но в них уже нет той любви, которую вкладывали в детстве в то, что творили своими руками.. Сомневаюсь, что в детстве кто-то осознанно думал при изготовлении подарка, что это не просто подарок, а, к примеру, он мог бы быть защитой или помощником тем, кому их делали. Но почему бы нам сейчас, обладая знаниями и умениями, веря в силу, вкладываемую в самодельный предмет, не попробовать сделать снова такие подарки? Уже на новом уровне?

Наверное, вы все видели в магазинах так называемые обереги для дома.. Фигурки домовых, венички, косы.. Особенно это популярно на Украине, но и в России встречается (не знаю, как в других странах, поэтому про них ничего говорить не буду). Забавные веселые домики, соломенные косички, с прикрепленными на нее различными фигурками.. Оберег для дома.. Что в нем не хватает? Думаю, вы уже хорошо знаете ответ на этот вопрос - он сделан чужими руками просто для продажи, а ни как не оберег. Но мы же и сами можем приготовить подобное - и вот тут-то, простое, но симпатичное украшение, действительно может стать защитником вашего дома. Мы не будем рассматривать все возможные обереги подобного типа. Остановимся на изготовлении одного - веничка. Думаете, это сложно сделать? Ничуть. Вот некоторые из них…

Что нам понадобится: Сам веник. Клей ПВА Тесьма (ленточки), холщевые ленты (или ленты из мешковины) Проволочка Растительные материалы, размещаемые на венике- основе. Это могут быть: сухоцветы, луковицы, сухой красный перец, семена тыквы, подсолнечника или других растений, сушеные ягоды (шиповника, к примеру), колоски (пшеницы, ржи или других злаковых), лавровый лист, фигурки из слоеного теста.

ВЕНИК. Его можно купить. Заготовки для него продаются, вполне приличные, и ничего страшного, если мы воспользуемся этой заготовкой. Но можно и сделать самим. Для этого нам необходимо купить хорошую густую малярную щетку. Щетину нужно освободить от проволоки и, скорее всего, разделить на две половинки. Так же веник можно заготовить и заранее - собирая солому от пшеницы или подобных злаковых или от полевых злаковых - к примеру, от мятлика лугового. Собранные в пучок травы (щетину, солому), нужно скрепить проволочкой так, чтобы получилась форма веника. В месте крепления проволокой - закрепите широкой лентой из мешковины или холста.

Если вы делаете основу из растений семейства мятликовых, то процедура заготовки чуть более сложная. Растения надо связывать в небольшие пучки (толщиной с указательный палец), посередине каждого пучка необходимо сделать перевязку. Затем, несколько пучков положить рядом, нижние части (соцветия метелочки) условно разделить пополам и сделать еще по одной перевязке ниже существующей, но уже захватывая в одну перевязку по две половинки рядом лежащих пучков. Верхняя часть и есть сама метелка, а нижняя комель. Комель нужно плотно перевязать льняным или бумажным шпагатом, создав аккуратную и удобную ручку. Верхнюю часть метелки и нижнюю часть комля нужно аккуратно подровнять с помощью ножниц и ножа. Сложнее - но зато интереснее и индивидуальнее. В качестве примера растений из этого семейства - бор развесистый, вейник наземный, бухарник шерстистый, мятлик луговой, овсяница овечья, овсяница красная, вейник тростниковидный и др. Эти растения можно найти на лугах, в полях, у обочин дорог. Обратите внимание на тонкие длинные стебли, заканчивающиеся кистями-метелочками - и вы не ошибетесь.

У вас получается веник.. но он довольно сжатый и некрасивый пока. Чтобы сделать нужную нам заготовку - этот веничек надо расправить веером и положить под пресс на ночь. Утром - достаньте веник из-под пресса - не забывайте, это растения, а значит действовать надо осторожно. Пропитайте веник с двух сторон клеем ПВА. Если купленный клей очень густой - то его можно разбавить водой - клей для пропитки должен быть жидким. После пропитки - веник должен просохнуть полностью. Без этой пропитки - веник не сумеет сохранить форму веера и долго не проживет.

Для красоты - возьмите красивую декоративную ленточку (тесьму) и закройте ею место крепления. Можно такой же ленточкой оформить и нижнюю часть веника. Веник-заготовка готов. Дальнейшее зависит от вас. Что именно Вы будете крепить на этот веник. Из советов, которые можно еще дать.. Не перегружайте композицию. Незачем на этот маленький веник лепить ВСЕ ! Продумайте заранее, расположите на веничке просто так все, что Вы будете потом укреплять. Посмотрите, как выглядит. "Поиграйте" с этим, пока не поймете, чего Вы хотите получить в результате. Сначала крепят крупные детали. Клеят на веник густым клеем ПВА (вот тут его уже разбавлять не надо). И уже затем дополняют более мелкими деталями. Некоторые покрывают затем композицию лаком - так будет крепче держаться и дольше.

Для изготовления фигурок берут соленое тесто. Делать его очень просто: На 100 гр муки берут мелкую поваренную соль (в пропорции 1 : 20). Замешивают крутое тесто. Крупную соль разводят в воде и добавляют к муке.

Делаете из теста фигурка, помещаете в духовку и на небольшом огне "высушиваете" до состояния твердой загорелой фигурки. После такой обработки тесто становится очень прочным. На нем можно рисовать гуашевыми красками. Для крепости цвета - фигурки покрывают лаком. С помощью мелких семечек - подсолнуха, тыквы, злаковых, кукурузы, - можно выкладывать орнаменты или символы, давая дополнительную силу оберегу.

Почему я рассматриваю изготовление именно веника? Все очень просто. Славяне считали, что вот такой вот веник - из растений, тряпочек, ленточек - оберег от всякой нечисти. Чего только с ними не делали наши предки. Их оставляли на деревьях и чердаках от молний, клали под первый сноп для увеличения следующего урожая, подкладывали в гнездо наседки, в колыбель новорожденного, прятали под одежду от ведьм, вешали в полях и огородах. Девушкам рекомендовалось умываться водой с мокрого веника - для красоты и здоровья. Мужчинам могли дать венок, как оберег, если они шли на войну. Для изготовления оберега на любовь, деторождение, богатство и счастье в венок вплетали чеснок, лук, ленты, хлебные колосья, сладости, кольца, особые магические травы. И напоследок, один нюанс. Помните, что веник можно вешать ручкой вниз только на входной двери со стороны улицы. Считалось, что что в этом положении он обладает способностью останавливать нечистую силу на пороге дома. Такой веник выметал из дома болезни, горе, напасти, нечистую силу. А вот внутри дома веник вешали только ручкой вверх. И чаще всего - вешали его на кухне, как в месте, где обитают домовые.

Каждый предмет имеет свое значение, лепить на веник ВСЕ - НЕ НАДО, надо внимательно прочесть, какое значение есть у того или иного предмета, подумать и выбрать - что нужно именно ВАМ!

Список значений: Злаки, бобовые – символ достатка, сытой жизни, благополучной в материальном аспекте. Лапти – символизируют домашний уют, семейное счастье. Мак, зерна мака – символ исполнения желании. Красный горький перец – мужское начало, символ мужского здоровья. Шишка – символ трудолюбия и достижения успеха. Лекарственные травы, ягоды шиповника – символ крепкого здоровья. Лук – оберегает семью от слез. Ягоды рябины – символ женской молодости, красоты.

Бессмертник – символ долголетия. Мешковина – символ изобилия. Тыква, семена тыквы– символ плодородия, женского начала. Хлеб – всему голова символ согласия и достатка в доме. Лавровый лист – сиволизирует славу, успех. Плетение – символизирует знакомства, дружбу с новыми интересными людьми. Солнце, цветок подсолнуха – главный славянский оберег, славяне дети солнца. Семена подсолнуха – здоровье детей в доме. Семя – зарождение новой жизни. Кувшин – символ воды, полная чаша в доме. Яйцо – продолжение рода. Кукуруза – символ здоровья у детей, продолжение рода, сплоченность семьи, взаимопонимание. Веник, направленный вниз– им метает ссоры из избы. Веник, направленный вверх– к деньгам.

Орех – символ умственной силы и здоровья. Домик – символ семьи. Мельница – перемелется мука будет. Крупа – мир, лад в доме, желая этого, молодых после венчания осыпали крупой. Колосья, ягоды, дары природы – урожай в хозяйстве. Коса, венок – символы бесконечности и непрерывности рода, возрастания благополучия.

Монетка – успех в делах. Горшочки с кашей и молоком – достаток. Фигурки мужчины и женщины, перевязанные ниточками, – любовь, неразрывность семейных уз. Петушок сахарный – чтобы в доме звучал радостный детский смех. Чеснок и перец – изгоняют нечистую силу Домашняя выпечка – символизирует хлебосольность. Сухоцветы – уют и красоту. Мешочек с можжевельником – чистоту мыслей. Горох – мир и дружбу. Мешок – символ богатства. Полотно – счастье в доме. Узелок – оберегает от скандалов в доме. Гнездо – продолжение рода. Бублик – непрерывное кольцо, символ крепкой семьи.

А вот пошаговая работа изготовления оберега…

А ВОТ МОЯ ГОТОВАЯ РАБОТА….

А это новинка… Новогодний веник-оберег… Изготавливался веник-оберег вместе с мамой…

"Очарованный быт не обыден, он светится магическим светом ». А.Блок