КУЛЬТУРНЫЕ И ХУДОЖЕСТВЕННО - ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ФЕНОМЕНЫ В ИСТОРИИ УДМУРТИИ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Образование в Удмуртии. В КОНЦЕ XIX – НАЧАЛЕ XX ВВ.
Advertisements

Тема 2. Классификация музеев. Социальные функции музеев Классификация музеев – это их группировка по существенным для организации и развития музейной сети.
Презентация на тему: Ставропольский краевой музей изобразительных искусств. Подготовила студентка группы и 4 и Тарасова Мария.
Наука в Переславле-Залесском, Переславцы в науке.
Уникальный, единственный в России и мире музей такого рода. Он не имеет постоянной экспозиции. Вниманию посетителей (зал рассчитан на 35 мест) представляется.
Авторы : Болкисева Ирина Пономарева Лена 10 А класс МБОУ « Воткинский лицей » Руководитель проекта : Синягина Е. Н.
Культуротворческая функция университета и его влияние на региональное образовательное пространство И.В. Терентьева, Казанский федеральный университет.
Подготовил преподаватель истории Головкова Наталья Витальевна Пермский край 2014 г. Классный час, II курс группа АМ -26 по профессии «Автомеханик» Еловского.
Наука в Переславле-Залесском Переславцы в науке. XIX век Научные изыскания в области церковной археологии. Выявление, изучение и публикация памятников.
Никольский Николай Васильевич ( ) К 130-летию со дня рождения педагога- просветителя, общественного деятеля, ученого и исследователя, издателя.
Целью моей работы является изучить богатства, которые отданы людям. Целью моей работы является изучить богатства, которые отданы людям. Задачей работы.
Выполнил: Ларионов Александр,8 «А» класс Школа 543 Проверила: Виноградова Екатерина Геннадиевна.
Презентация ученицы 4-2 класса Кирьяновой Валентины Проект «Иваново – малая родина. Родному краю посвящается…» МБОУО лицей 22, Иваново
Феномен русского модерна (на примере особняка купца В.Д.Носова в Москве) 1.
Государственная Третьяковская галерея. Основатель галереи Государственная Третьяковская галерея, ГТГ (известна также как Третьяковка) художественный музей.
12 февраля 1921 года Постановлением областной секции по делам музеев и охраны памятников искусства и старины Чувашской автономной области был открыт Центральный.
TEMPUS-2009-DE-JPHES WeNeT СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ ЭКОНОМИКО-ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ ТАВРИЧЕСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМ. В.И. ВЕРНАДСКОГО КУЛЬТУРНЫЙ.
Женская гимназия. Здание построено в гг. МУ ДОД «Детский юношеский центр» МУК «Глазовский краеведческий музей» (ул. Кирова,13)
Единство науки и практики: учитель-исследователь Блинова Елена Рудольфовна, проректор по НИР ИПК и ПРО УР, к.п.н.
{ Тема: Архитектура России конца ХІХ- начала ХХ века. Фёдор Осипович Шехтель.
Транксрипт:

КУЛЬТУРНЫЕ И ХУДОЖЕСТВЕННО - ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ФЕНОМЕНЫ В ИСТОРИИ УДМУРТИИ

Литература : История Удмуртии : Конец XV – начало ХХ века / Под ред. К. И. Куликова. Ижевск : УИИЯЛ УрО РАН, История Удмуртии : ХХ век / Под ред. К. И. Куликова. Ижевск : УИИЯЛ УрО РАН, Удмуртская Республика. Энциклопедия. М., Удмуртская Республика. Культура и искусство. Энциклопедия. М., 2012.

Общественно - культурная среда ( содержание понятия ) Общественно - культурная среда – социальное пространство, в котором функционирует культура. Общественно - культурная среда определяет наполненность и многообразие духовно - интеллектуальной жизни, процесс культурного развития, функционирование культуры в обществе, объективные и субъективные возможности бытования ее в различных социальных слоях. В конечном счете, она является непременным условием общественно - культурного прогресса.

Общественно - культурная среда Составляющие : Народная школа ; система профессионально - технического образования ; сеть культурно - просветительных учреждений. Качество и содержание зависит от : хозяйственно - экономического состояния региона, контактов с культурными центрами. Большое значение в формировании культурной среды принадлежит городу или крупному промышленному поселению ( Вятка, Сарапул, Глазов, Малмыж, Елабуга ). Казань ( университет, духовная академия, многонациональная культурная среда ) – традиционный центр притяжения общественных, культурных и научных сил Поволжья и Приуралья.

Общественно - культурная среда ( продолжение ) Состояние общественно - культурной среды определяется совокупностью культурных новаций и традиционных элементов, всегда сохранявшихся в культуре. Системообразующим инновационным фактором культурной среды является механизм функционирования культуры : школа, культурно - просветительные учреждения, книга, культурно - информационная система. Д. С. Лихачев подчеркивал, что культура это целостная среда, пространство которой отличается не только « протяженностью, но и глубиной », необходимая человеку для его жизни, для его нравственной самодисциплины и социальности. Состояние общественно - культурной среды определяет степень социальной функциональности культуры.

Общественно - культурная среда ( продолжение ) В развитии культурной среды наиболее существенная роль принадлежит городу, поскольку именно он всегда был центром сосредоточения креативной, созидающей культуры. Здесь находились учебные заведения, культурно - просветительские институты, связанные с новационной культурой, определявшей общественно - исторический прогресс и модернизацию общества. В городе формировалась и развивалась информационная система, способствовавшая интеграции культурных процессов.

Образование Сложная многоступенчатая система народного образования : общее начальное образование среднее образование

Начальная школа Учебные заведения Министерства народного просвещения : « министерские » образцовые школы, земские одно - и двухклассные школы и училища Учебные заведения Русской Православной Церкви : начальные церковные школы, начальные церковноприходские школы ( с х гг.), школы грамоты ( с х гг.), миссионерские школы для удмуртов, бесермян, марийцев, татар, миссионерские « противораскольнические » школы. Вне ведомственной принадлежности : в среде татарского населения начальные школы мектеб.

Среднее образование Реальные училища Гимназии ( мужские, женские )

Многопрофильное специальное образование ( в связи с социально - экономическими особенностями края ) Оружейная и ремесленные школы Среднее механико - техническое училище Земские сельскохозяйственные учебные фермы и сельскохозяйственные школы Учительские школы и учительские семинарии

Наука В авангарде технические отрасли науки ( тому способствовали : значительный рост техники, наличие крупных промышленных предприятий металлургии, химической промышленности, развертывание железнодорожного строительства и т. д.) Энтомолог Л. К. Круликовский (« Чешуекрылые Вятской губернии », 1909; выявил в фауне губернии видов чешуекрылых ) Ботаник А. П. Ильинский ( )- в выполнял флористические и геоботанические исследования в Сарапульском и Елабужском уездах

Наука ( продолжение ) В. Г. Имшенецкий ( ) П. И. Кротов ( ) М. Ф. Перескоков ( )

Алексей Порфирьевич Ильинский ( ) русский геоботаник и биоценолог, д б н (1934), профессор ЛГПИ им. А. И. Герцена ( с 1929 г.). Учёный секретарь РГО. Член Чешского ботанического общества ( с 1929 г.), Экологического общества США ( с 1930 г.). Окончил Сарапульское реальное училище и С - Пб императорский университет. В 1910 г. Санкт - Петербургским императорским ботаническим садом был командирован в бассейн Белой и Чёрной Холуницы, в 1911 г. в Елабужский и Сарапульский уезды Вятской губернии для исследования лугов. Результатом экспедиций стал « Материал к флоре Вятской губернии » [. В 1942 г., находясь в эвакуации в Казани, предпринял попытку организации в Зеленодольском районе Волжско - Камского заповедника на основе эвакуированного Лесного стационара Ботанического института АН СССР. Попытка оказалась неудачной, заповедник не был создан. Основные исследования посвящены динамике и устойчивости биоценозов. Разрабатывал вопросы методики геоботанических исследований, динамики флор ; выделил новые типы растительности ( гилеи, парамос и др.). Будучи сотрудником Ботанического института Академии наук СССР, разрабатывал вопросы дендрологии и садового строительства. Основной труд обобщающая сводка « Растительность земного шара » в четырёх томах (1937).

Василий Григорьевич Имшенецкий (4 (16) , ижевский завод (5.06) 1892, Москва ) русский математик и механик, академик Петербургской АН (1881). Один из основателей Харьковского (1879) и Петербургского (1890) математических обществ. его труды относятся к теории дифференциальных уравнений с частными производными, где им были значительно развиты и обобщены методы К. Якоби, О. Коши и др. Распространил приём разделения переменных на уравнения с частными производными первого порядка и дал новое приложение способа изменения произвольных постоянных к интегрированию уравнений с частными производными второго порядка.

Наука ( продолжение ) В области гуманитарных наук до революции 1917 г., в основном, деятельность исследователей - энтузиастов ( преимущественно учителя и священнослужители ) ( как правило не имеющих профильного образования ). С начало 1930 – х гг. научные общества краеведческой направленности (« Боляк », НОИВК ). С 1931 г. – УдНИИ, Удмуртский госпединститут.

Культурно - просветительные учреждения Библиотеки Музеи Любительские театры Музыкальные школы

Библиотеки : Публичная в г. Сарапуле ( старейшая в Вятской губ., открыта в 1835 г.); Земская публичная в г. Глазове ( с 1867 г.); Техническая при Ижевском заводе ; « Пятирублевые » ( бесплатные сельские, с гг., по инициативе А. П. Батуева ); Народные и библиотеки - читальни ; « Именные » ( им. А. Батуева, павленковские ); Учебных заведений ; Частные ( И. Н. Кибардин, Елабуга ).

Библиотеки - центры культурной и общественной жизни При Воткинском железоделательном заводе доступная для населения библиотека ( с 1823 г.) – при ней : музей, минералогический кабинет, ее сотрудники – устроители любительских спектаклей и концертов. На Ижевском заводе – рядом с библиотекой заводской любительский театр, с 1902 г.- музыкальная школа.

Литература С. Н. Миловский А. П. Батуев М. И. Осокин - церковный и земский деятель ( роман « Ливанов », документально - художественные очерки « Записки о Малмыжском уезде », « Сельская свадьба в Малмыжском уезде » В. Г. Короленко Д. И. Стахеев – известный российский писатель, сын елабужского купца Н. Н. Блинов ( кроме всего прочего, автор художественных переводов и литературных переложений, например : « Жизнь Робинзона », Д. Дефо ) Г. Е. Верещагин М. И. Ильин – этнограф, историк, языковед Д. И. Корепанов ( Кедра Митрей )

Изобразительное искусство Сарапул - художественный центр края ( работали иконописные мастерские и профессиональные художники : А. П. Беркутов, Н. Л. Андронов, Г. А. Гришин и др.); братья Сведомские Глазов – Г. И. Чемесов ( ученик В. А. Серова )- преподаватель гимназии ; братья Чистосердовы занимались росписью церквей и иконописью Н. А. Ярошенко, И. И. Шишкин И. Н. Ситников – художник - самоучка ( автор памятника А. Ф. Дерябину ) Ижевская школа художественной обработки металла ( Л. И. Серебров ); воткинское художественное литье

Архитектура И. А. Чарушин Я. П. Максимович и др.

Музыка Хоровое певческое искусство ( зуринский хор девочек - удмурток, народно - церковный хор д. Уровай, детский церковный хор из с. Селты ; один из самых крупных на территории Удмуртии хор Покровской церкви в Сарапуле ) А. Н. Чистяков - профессиональный композитор, сарапульский протоиерей Сарапул – центр музыкальной жизни Удмуртии : открыты музыкальная школа и училище, образовано отделение Русского музыкального общества, выступал с концертами С. В. Рахманинов, приезжали известные певцы, оперные труппы.

Музейное дело В 1887 г. в главном корпусе Ижевского завода стал действовать заводской музей. В 1909 г. в Сарапуле – музей Сарапульского земства

Сарапульский земский музей и его роль в развитии культуры края Учрежден 4 апреля 1909 г. решением Сарапульской уездной земской Управы. Музей сразу стал заметным явлением в культурной жизни не только г. Сарапула и Сарапульского уезда, но и всего региона в целом. Появление музея – это не просто модное веяние того времени, когда все более - менее уважающие себя города Приуралья обзавелись подобного рода культурными учреждениями ( Вятка, Екатеринбург, Пермь, Казань ). Это было серьезной заявкой на « столичное » место в регионе. В г. Сарапуле уже работала публичная библиотека, появились кинотеатры, давал спектакли любительский пока театр, существовала развитая сеть образовательных учреждений, светских и духовных. Сам факт учреждения музея сарапульского земства ставил город в один ряд с губернскими столицами России.

Учредители музея Ончуков Николай Евгеньевич ( ) ( ученый - этнограф, фольклорист ; положил начало этнографической коллекции ) Стрельцов Федор Васильевич ( ) ( земский врач ; передал в дар нумизматическую коллекцию ) Блинов Николай Николаевич ( )( педагог, краевед, писатель ; передал в дар великолепную библиотеку ) Беркутов Лев Африканович ( начал формировать археологическую коллекцию в результате исследований, проводимых на территории бывшего Сарапульского уезда по заданию музея сарапульского земства )

Учредители музея ( продолжение ) Круликовский Леонид Константинович ( )- энтомолог, действительный член Русского Энтомологического Общества ( с 1888 г.), лепидоптеролог и естествоиспытатель, его усилиями создавалась естественнонаучная коллекция ) Ильинский Алексей Порфирьевич (1888–1945)- геоботаник, доктор биологических наук, профессор Ленинградского государственного педагогического института им. А. И. Герцена ; также естественнонаучные коллекции ) Тюнин Михаил Семенович ( председатель уездной Земской Управы ; редкие предметы ) Мусерский Николай Михайлович ( секретарь Земской Управы ; редкие предметы )

Музей истории и культуры Среднего Прикамья Старейший музей УР. Учрежден решением Сарапульского уездного земства в 1909 г. Здание музея - памятник архитектуры республиканского значения. Стиль - "модерн", постройки гг. Единиц хранения: , из них предметов основного фонда Наиболее ценные (уникальные) коллекции: Коллекция египетских древностей - 28 ед. хр. Коллекция археологических раскопок Тарасовского могильника ед. хр. Коллекция икон XVIII - XIX вв ед. хр. Коллекция редких насекомых, собранная Л.К. Круликовским ед. хр.

Наиболее интересные предметы фондов Ушебти. Египет VIII-V вв.до н.э «Благовещение». А.П. Беркутов Знамя Наполеоновской гвардии. Франция Печатные памятники. Евангелие Плащаница «Положение во гроб». Сарапул

Художественно - выставочный комплекс " Дача Башенина " - отдел Музея истории и культуры Среднего Прикамья Открыт в 1995 г. Находится в здании загородной дачи городского головы - купца-промышленника Павла Андреевича Башенина ( ). В экспозиции представлены картины русских и европейских мастеров XIX - начала XX в, художественная мебель, посуда и другие бытовые предметы купечества, а также материалы о жизни и деятельности Почетного гражданина г. Сарапула П.А. Башенина и его семьи. Здание построено в 1909 г. по проекту П.А. Трубникова в стиле модерн. На территории усадьбы сохранились хозяйственные постройки, конюшня-гараж, булыжная мостовая, фигурный фонтан, хвойный парк и реликтовые растения. Основатели: Шадрин В. А. (1955–2003), Вечтомова Н. В.

Студенты - историки на практике, август 2011

Национальный музей УР им. К. Герда Основан Исполкомом Ижевского городского Совета как Ижевский музей местного края в ноябре 1920 г. С 2000 г. - Национальный музей УР им. К. Герда (К.П. Чайников). Располагается в здании бывшего арсенала Ижевского оружейного завода, памятнике промышленной архитектуры 1-ой четверти XIX в., архитектор С.Е. Дудин, стиль - высокий классицизм. Единиц хранения: , из них предметов основного фонда. Наиболее ценные (уникальные) коллекции: Традиционные удмуртские музыкальные инструменты, конец XIX - нач. XX в ед. хр. Клад ювелира VII в. (Алнашский р-н УР) ед. хр. "Культура и быт удмуртов XIX - XX вв." (одежда, предметы убранства жилищ, орудия труда и утварь из дерева, традиционные предметы, связанные с языческой религией удмуртов) - свыше 500 ед. хр. Национальная одежда бесермян, кон. XIX - нач. XX в. - свыше 100 ед. хр.

« Международники »

Удмуртский республиканский музей изобразительных искусств Открыт 29 октября 1980 г. Основной фонд: ед. хранения. Основа собрания - произведения художников и народных мастеров Удмуртии, также есть коллекции графики, живописи, декоративно- прикладного искусства, поздней русской иконы, скульптуры. Каждая коллекция в той или иной мере отражает развитие изобразительного и декоративно-прикладного искусства России XIX-XX веков.

В залах музея изобразительных искусств

Музей народного искусства с. Юкаменское Открыт в 1991 г. Основатель: Пряженников Борис Михайлович. Своей целью музей имеет: возрождение традиционных народных промыслов региона. Весь материал компактно представлен в 6 залах : Этнография, Народные промыслы России, Венгерское современное декоративно - прикладное искусство,"Наша история" - история возникновения села и развития района. Зал "Хлеб всему голова" - показан процесс выращивания зерен и приготовления хлеба. Оформлен "Красный угол" и "бабий закуток" деревенской избы. "Выставочный зал" - демонстрирует временные выставки. Музей имеет возможность привлечь к своей работе любую категорию населения. Здание музея - архитектурный памятник деревянного зодчества XIX в. Выстроено для священника вятскими мастерами в 1876 г.