Эпоха Ренессанса. Возрождение, или Ренессанс эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Культура Западной Европы в XIV – XVвв.. Личность вступает в свои права Под «личностью» понимают: Под «личностью» понимают: 1) человеческого индивида как.
Advertisements

Мировоззрение - система взглядов на объективный мир и место в нем человека, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их.
Челябинская государственная академия культуры. «Русская культура и государственная культурная политика.» Тема: «Образы русской классики и духовности.»
Человек. Природа. Общество.. Что делает человека человеком?
φιλίασοφία φιλοσοφία φιλία любовь, стремление, жажда + σοφία мудрость φιλοσοφία ( дословно : любовь к мудрости ) Философия - эта такая любовь к мудрости,
Ренессанс
Эпоха Возрождения. Возрождение, или Ренессанс – эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового.
7 класс. Новая история. ТЕМА «Эпоха Возрождения» § 3. Исторические предпосылки Возрождения § 4. Гуманизм § 5. Искусство Высокого Возрождения.
Аристотель ( г.г. до н.э.) Великий греческий философ, естествоиспытатель, основатель естествознания, ученый-энциклопедист. Ученик Платона. С 343.
Культура раннего Возрождения в Италии. Возрожде́ние, или Ренесса́нс (фр. Renaissance, итал. Rinascimento) эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на.
Традиции семьи как один из аспектов воспитательной деятельности учителя литературы на уроках и во внеурочной работе.
знаменитый французский философ, моралист и писатель. Участвовал в Итальянской и Богемской кампаниях 1735 и 1742 г.; заболел оспой, навсегда обезобразившей.
Декларация о правах человека. Идея прав человека имеет долгую историю и своими корнями она уходит в мировые религии и древние философские учения. Идея.
Д. Карнеги Профессиональная этика - это совокупность моральных норм, которые определяют отношение человека к своему профессиональному долгу.
Подготовила учитель русского языка и литературы Иванченко Н.В.
Русская критика XIX века о романе И.А.Гончарова «Обломов»
Музыка эпохи Возрождения Тема урока :. Цель урока Задачи урока.
МОУ лицей 2 Павлово-Посадского муниципального района Московской области Роль «Литературного чтения» в духовно-нравственном воспитании учащихся Скородумова.
Урок 17 Тема: «Социальный портрет молодежи». Три мудреца слово за слово затеяли спор о том, что важнее для человека – прошлое, настоящее или будущее.
Дидактика в педагогической концепции Джона Локка.
Транксрипт:

Эпоха Ренессанса

Возрождение, или Ренессанс эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени. Примерные хронологические рамки эпохи XIVXVI века. Отличительная черта эпохи возрождения светский характер культуры и её антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности). Появляется интерес к античной культуре, происходит как бы её «возрождение» так и появился термин. Термин Возрождение встречается уже у итальянских гуманистов, например, у Джорджо Вазари. В современном значении термин был введён в обиход французским историком XIX века Жюлем Мишле. В настоящее время термин Возрождение превратился в метафору культурного расцвета: например, Каролингское Возрождение IX века.

Франсуа Рабле (фр. François Rabelais; ) французский писатель-гуманист. Родился в семье адвоката. Образование получил в монастыре. С 1527 вёл жизнь странствующего учёного; изучал древние языки, археологию, право, естественные науки, медицину. С доктор медицины. С 1551 священник в Мёдоне (близ Парижа). Автор романа «Гаргантюа и Пантагрюэль».

Рабле – самое верное и живое отражение эпохи Ренессанса; Стоя наряду с величайшими сатириками, он занимает почётное место между философами и педагогами. Рабле вполне человек своего времени, человек Возрождения по своим симпатиям и привязанностям, по своей страннической, почти бродячей жизни, по разнообразию своих сведений и занятий. Он является гуманистом, медиком, юристом, филологом, археологом, натуралистом, богословом, и во всех этих сферах «самым доблестным собеседником на пиршестве человеческого ума». Все умственное, нравственное и социальное брожение его эпохи отразилось в двух великих его романах.

Орудие сатиры Рабле - смех, смех исполинский, часто чудовищный, как его герои. Страшному общественному недугу, свирепствовавшему повсюду, он предписал огромные дозы смеха: все у него колоссально, колоссальны тоже цинизм и непристойность, необходимые проводники всякого резкого комизма. Этот смех, однако, отнюдь не цель, а только средство; по своей сущности то, что он рассказывает, вовсе не так смешно, как кажется, на что указывает сам автор, прибавляя, что его произведение похоже на Сократа, у которого под наружностью Силена и в смешном теле жила божественная душа.

«Жить в мире, радости, здравии и всегда хорошо питаться», – так в 1532 году Рабле сформулировал свои жизненные идеалы. Истинный гуманист, он черпал свою философию у древних греков, которых изучал, готовясь к принятию духовного сана. У Платона он позаимствовал страсть к диалогу, у Аристотеля – уважение к природе и человеческим инстинктам, у Эпикура – представление об удовольствии как о главном благе, у стоиков… критический взгляд на всех учителей вместе взятых.

Рабле утверждает физическое, физиологическое начало как основное в жизни отдельных людей и человеческого общества. Если в своей педагогической системе Рабле выдвигал принцип равномерного, гармонического развития душевных и физических свойств человека, то все же именно физические он считал первичными. Земля, плоть, материя для него основа всего сущего. Мотивы всех поступков, все человеческие движения изображаются им прежде всего как физиологические рефлексы. Это восстание (в элементарных его проявлениях еще грубое, «непросвещенное») так долго угнетаемой плоти сочувственно закрепляется Рабле в образе брата Жана. Ключ ко всякой науке и ко всякой морали для Рабле возвращение к природе.

В своем романе Франсуа Рабле ставит вопросы о методах воспитания человека, о войне и мире, о правлении государства, мечтает о лучшей жизни для человека. Роман представляет собой своеобразную энциклопедию социальной и культурной жизни Франции эпохи Возрождения. В роман вплетены и педагогические представления Рабле, составляющие существенную часть его мировоззрения. Рабле в гротесково-сатирической форме представил средневековую схоластическую педагогику и противопоставил ей программу воспитания "свободного и благонравного человека" ренессансной эпохи, когда "восстановились науки", "возрождены языки" и "изобретено книгопечатание". Философскую и социальную основу педагогики Рабле составляло убеждение, что человек по своей природе предрасположен к добру. Критерием для оценки личности Рабле ставил не только принцип "хорошего происхождения", но и принцип образованности, полагая, что гуманистические идеалы индивидуального и социального бытия могут передаваться из поколения в поколение через соответствующим образом организованную систему воспитания.

Принцип Телемского аббатства «делай что хочешь». Девиз: «ибо людей свободных, происходящих от добрых родителей, просвещенных, вращающихся в порядочном обществе, сама природа наделяет инстинктом и побудительной силой, которые постоянно наставляют их на добрые дела и отвлекают от порока, и сила эта зовется у них честью». Рабле видел корень зла в насилии над человеком. Он понимал свободу в широком гуманистическом плане: как возможность располагать собой, не подвергаться принуждению, действовать всегда и везде только сообразно своим желаниям. Писатель освобождает жителей своего идеального мира от экономической зависимости, дав им благосостояние, иначе говоря, свободу и в удовлетворении своих экономических нужд. Телемиты проводят время в приятных развлечениях, чтении, прогулках и т.д. В отличие от Утопии, где все равны, «рай» в Телемской обители остается «раем» для избранных. Молодым и красивым люди, живущие там, не приходится задумываться о деньгах, еде, одежде, ведь их постоянно окружает множество слуг, парикмахеров, ювелиров, портных и т.д.

«Думается мне, что если моего сына как следует обучить наукам, из малого будет толк. Поэтому я хочу пригласить к нему в учителя какого-нибудь ученого человека.» Скоро такой ученый человек отыскался. Это был знаменитый метр Тубал Олоферн. Тубал Олоферн заставил Гаргантюа вызубрить азбуку так хорошо, что Гаргантюа мог прочитать ее наизусть, без запинки, с начала до конца и от конца к началу. На это дело Гаргантюа потратил пять лет и три месяца. Вот это было ученье! Потом таки же манером Гаргантюа вызубрил латинскую грамматику, молитвенник и церковный календарь, и на это у него ушло тринадцать лет шесть месяцев и две недели. Заметьте, что в те времена книг печатать еще не умели. Книги переписывались от руки. Чтобы переписать одну книгу, нужно было трудиться с полгода, а то и целый год. Гаргантюа, научившись грамоте, переписал для себя все учебники. Вот это было ученье! «

Понократ применил специальную методу, «благодаря которой у Гаргантюа не пропадало зря ни одного часа». Вместе с Понократом Гаргантюа читает произведения Плиния, Афинея, Диоскорида, Юлия Поллукса, Галена, Порфирия, Оппиана, Полибия, Гелиодора, Аристотеля, Элиана и других. Также Гаргантюа развивается и в точных науках, и в физической культуре. В лице Понократа Рабле подразумевает ученого-гуманиста и показывает, какая большая разница между людьми и двумя методами образования: первый способ, распространенный, подразумевает собой заучивание правил и законов, а второй раскрывает возможности человека, дает ему развиться в полной мере.

Ведущее место в образовательной программе Рабле - изучение древних и новых языков, открывавшее путь к постижению произведений античных авторов, к анализу библейских текстов. Естественное познание природы и человека, занятия историей, изобразит. иск-вом, лит-рой. Рабле - сторонник наглядных методов обучения, сочетания умственных занятий с физическими упражнениями и активной деятельностью, включающей практическое освоение различных ремёсел, постоянного чередования учёбы и отдыха. Полагая, что знание само по себе этически нейтрально, Рабле ставил задачу соединения образования и нравственного воспитания. Эта идея получила воплощение в описании Телемской общины, где можно обнаружить черты воспитат. учреждения, в котором совершенствуются добрые начала человеческой природы.

Идеи Р. оказали влияние на педагогическую мысль представителей позднего Возрождения и Просвещения (М. Монтень, Дж. Локк, Ф. Фенелон и др.).

Аппетит приходит во время еды. Все приходит вовремя, если люди умеют ждать. Всякий вступающий в брак должен быть судьей собственных намерений и советоваться только с собой. Дело не в том, чтобы быстро бегать, а в том, чтобы выбежать пораньше. Деньги - это мышцы войны. Если ты не желаешь видеть дураков, прежде всего разбей свое зеркало. Извлекатель квинтэссенции. Каждый человек стоит ровно столько, во сколько он сам себя оценивает. Кто обладает терпением, может достичь всего.

Ничего ценного у меня не осталось, но осталось много долгов; остальное раздайте беднякам. Писать лучше смеясь, чем со слезами, ибо смех - особенная примета человека. Разум человека сильнее его кулаков. Религия - великое может быть. Смех - сущность человека. Старых пьяниц встречаешь чаще, чем старых врачей. Такая уж была у него привычка, что с книгой он спал гораздо лучше, чем без нее. Я пью не больше, чем губка. Я собираюсь искать грандиозное "может быть".

Библиография Артамонов С. Франсуа Рабле и его роман. // Рабле Ф. Гаргантюа и Пантагрюэль. - М.: Художественная литература, Бахтин М.М. Творчество Франуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. – М.: Художественная литература, Затонский Д. А был ли Франсуа Рабле ренессансным гуманистом?.. (Опыт «постмодернистской» интерпретации «Гаргантюа и Пантагрюэля») // Вопросы литературы. - М., 2000, 5. Рабле Ф. Гаргантюа и Пантагрюэль. / Пер. с фр. Н.М. Любимова. – М.: НФ «Пушкинская библиотека», ООО «Издательство АСТ», Стаф И.К. «Гаргантюа и Пантагрюэль»: хроника, роман, книга? // Вступ. статья к Рабле Ф. Гаргантюа и Пантагрюэль. – М.: НФ «Пушкинская библиотека», ООО «Издательство АСТ», 2003.