Краткий очерк истории античной литературы П.А. Бородин.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ГАЙ ВАЛЕРИЙ КАТУЛЛ Он родился в Вероне (Италия) вероятно в 87 г. до н.э. (667 год от основания Рима). По-видимому, принадлежал к землевладельцам Северной.
Advertisements

6 класс Античность- цивилизация Древней Греции и Древнего Рима Период античности - VIII в. до н. э. – V вв. н. э.
Или классицистический идеал Автор: Бычкова А. Ю., НОУ ПЖГ.
Презентация МХК по программе Даниловой 11 класс. Из опыта работы учителя изобразительного искусства Москаль Т.А. МОУ «СОШ 83» г.Барнаула.
Античная литература Искусство греков- высочайшее искусство, норма и первообраз всякого искусства. В.Г.Белинский Автор презентации:учитель МОУ СОШ 1г.Твери.
Трагики и комедиографы греческого театра. Эсхил. Отцом греческой трагедии по праву называли Эсхила ( гг. до н. э.). Его вклад в становление греческого.
Бедеров Денис Класс 5А Школа МОУ СОШ 68 Учитель информатики Гунер Людмила Николаевна Предмет история Тема урока-презентации Поэмы Гомера.
Античная литература Презентация Рубиновой Раисы, ученицы 8«В» класса.
Гай Валерий Катулл Римская поэзия I в до н.э. (87 г до н.э. – 54 г до н.э.)
«ПРОЩАНИЕ С Г РЕЦИЕЙ » Цели: Обобщить и закрепить в игровой форме знания учащихся по изученной главе «история Древнего Мира: Древняя Греция». Привить.
Проектная работа Тема: «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» (сопоставительный анализ стихов-завещаний Горация, М.В.Ломоносова,Г.Р.Державина А.С Пушкина)
Фотогаллерея. Среди любовной лирики Тютчева были и такие стихи, подлинное содержание которых стало известно много позже смерти Тютчева. Теперь мы знаем,
Любовь вечна! Любовь жила… Любовь живёт ? Любовь будет жить!
Викторина: «Культура Древней Греции». «Вся жизнь театр, а люди в нем актеры...» ЗАДАНИЕ: Подготовить маску КОМЕДИИ и ТРАГЕДИИ. Уделить внимание деталям.
БРЕЙН-РИНГ ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ. Вопрос 1 Каковы были основные источники рабства в Древней Греции? Каковы были основные источники рабства в Древней Греции?
Храм Ники Аптерос. АПОЛЛОН БЕЛЬВЕДЕРСКИЙ АНТИЧНЫЙ ТЕАТР. ТРАГЕДИЯ.
АНТИЧНЫЙ ТЕАТР. Античный театр является общечеловеческой ценностью. Чем больше узнаешь о нем, тем больше удивляешься, как много знали, могли, умели люди.
Театр Древней Греции. Древнегреческий театр один из древнейших театров на территории Европы. Он достиг своего расцвета в V в. до н. э. Наследие, оставленное.
Эсхил
Имя моего Ангела – Мама.. За день до своего рождения ребёнок спросил у Бога: Я не знаю, зачем я иду в этот мир. Что я должен делать? Бог ответил: Я подарю.
Транксрипт:

Краткий очерк истории античной литературы П.А. Бородин

Литература древней Греции ЭПОС ЛИРИКА ЛИРИКА ДРАМА ДРАМА

ГОМЕР

«ИЛИАДА» Гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына, Грозный, который ахеянам тысячи бедствий соделал: Многие души могучие славных героев низринул Гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына, Грозный, который ахеянам тысячи бедствий соделал: Многие души могучие славных героев низринул В мрачный Аид и самих распростер их в корысть плотоядным В мрачный Аид и самих распростер их в корысть плотоядным Птицам окрестным и псам (совершалася Зевсова воля), С оного дня, как, воздвигшие спор, воспылали враждою Пастырь народов Атрид и герой Ахиллес благородный. Птицам окрестным и псам (совершалася Зевсова воля), С оного дня, как, воздвигшие спор, воспылали враждою Пастырь народов Атрид и герой Ахиллес благородный.

Гектор и Андромаха

Еще персонажи

«ОДИССЕЯ» Муза, скажи мне о том многоопытном муже, который Долго скитался с тех пор, как разрушил священную Трою, Многих людей города посетил и обычаи видел, Много духом страдал на морях, о спасеньи заботясь Жизни своей и возврате в отчизну товарищей верных. Муза, скажи мне о том многоопытном муже, который Долго скитался с тех пор, как разрушил священную Трою, Многих людей города посетил и обычаи видел, Много духом страдал на морях, о спасеньи заботясь Жизни своей и возврате в отчизну товарищей верных.

Гесиод (VIIIVII века до н. э.) древнегреческий поэт и рапсод. (VIIIVII века до н. э.) древнегреческий поэт и рапсод. Автор поэм «Труды и дни» и «Теогония» Автор поэм «Труды и дни» и «Теогония»

Алкей ( 620 после 580 до н. э.) древнегреческий поэт, представитель мелической (музыкально- песенной) лирики. ( 620 после 580 до н. э.) древнегреческий поэт, представитель мелической (музыкально- песенной) лирики.

Алкей (2) О Питтаке О Питтаке Всенародным судом отдали вы родину бедную, Злополучный наш град, в руки кому ж? Родины пасынку! Стал тираном Питтак, города враг, родины выродок. Алкей родился на о. Лесбос и был современником и соотечественником Сапфо. Алкей родился на о. Лесбос и был современником и соотечественником Сапфо. Сохранившиеся фрагменты охватывают широкий спектр тем, которые принято делить на пять классов: 1) гимны богам (пеаны), 2) бунтарские песни (стасии), 3) застольные песни (сколии) 4) любовные песни (эротики), 5) прочее. Сохранившиеся фрагменты охватывают широкий спектр тем, которые принято делить на пять классов: 1) гимны богам (пеаны), 2) бунтарские песни (стасии), 3) застольные песни (сколии) 4) любовные песни (эротики), 5) прочее.пеаныстасиисколииэротикипеаныстасиисколииэротики

Алкей и Сапфо К Сапфо Сапфо фиалкокудрая, чистая, С улыбкой нежной! Очень мне хочется Сказать тебе словцо тихонько, Только не смею: мне стыд мешает.

"К моей любовнице" Блаженством равен тот богам, Кто близ тебя сидит, внимая Твоим чарующим речам, И видит, как в истоме тая. От этих уст к его устам Летит улыбка молодая. И каждый раз, как только я С тобой сойдусь, от нежной встречи Замлеет вдруг душа моя И на устах немеют речи... Блаженством равен тот богам, Кто близ тебя сидит, внимая Твоим чарующим речам, И видит, как в истоме тая. От этих уст к его устам Летит улыбка молодая. И каждый раз, как только я С тобой сойдусь, от нежной встречи Замлеет вдруг душа моя И на устах немеют речи... А пламя острое любви Быстрей по жилам пробегает... А пламя острое любви Быстрей по жилам пробегает... И звон в ушах... и бунт в крови... И пот холодный проступает... А тело, тело всё дрожит... Цветка поблекшего бледнее Мой истомлённый страстью вид... Я бездыханна... и, немея, В глазах, я чую, меркнет свет... Гляжу, не видя... Сил уж нет... И жду в беспамятстве... и знаю И звон в ушах... и бунт в крови... И пот холодный проступает... А тело, тело всё дрожит... Цветка поблекшего бледнее Мой истомлённый страстью вид... Я бездыханна... и, немея, В глазах, я чую, меркнет свет... Гляжу, не видя... Сил уж нет... И жду в беспамятстве... и знаю Вот-вот умру... вот умираю. Вот-вот умру... вот умираю.

Пиндар ( Фивы, 518 до н. э. Аргос, 438 до н. э.) один из самых значительных лирических поэтов Древней Греции. ( Фивы, 518 до н. э. Аргос, 438 до н. э.) один из самых значительных лирических поэтов Древней Греции. Был включен в канонический список Девяти лириков учеными эллинистической Александрии. Был включен в канонический список Девяти лириков учеными эллинистической Александрии.

Пиндар (2) О, златая лира! Общий удел Аполлона и Муз В темных, словно фиалки, кудрях. Ты основа песни и радости ты почин! Знакам, данным тобой, послушны певцы, Только лишь ты запевам, ведущим хор, Дашь начало звонкою дрожью своей. Язык молний, блеск боевой угашаешь ты, Вечного пламени вспышку; и дремлет Зевса орел на его жезле, Низко к земле опустив Быстрые крылья. Произведения Пиндара относятся к хоровой лирике: это обращённые к богам гимны и пеаны, дифирамбы Дионису, песни для торжественных процессий, энкомии (хвалебные песни), плачи, застольные песни и, наконец, эпиникии оды в честь победителей на общегреческих играх. Произведения Пиндара относятся к хоровой лирике: это обращённые к богам гимны и пеаны, дифирамбы Дионису, песни для торжественных процессий, энкомии (хвалебные песни), плачи, застольные песни и, наконец, эпиникии оды в честь победителей на общегреческих играх.

Эсхил (525 до н. э.) 456 до н. э.) древнегреческий драматург, отец европейской трагедии. (525 до н. э.) 456 до н. э.) древнегреческий драматург, отец европейской трагедии. Автор 90 трагедий, в т.ч. «Прометея» и «Орестеи». Автор 90 трагедий, в т.ч. «Прометея» и «Орестеи».

Софокл ( до н. э.), афинский драматург, трагик. ( до н. э.), афинский драматург, трагик. Автор трагедий «Антигона», «Электра», «Филоктет», «Царь Эдип». Автор трагедий «Антигона», «Электра», «Филоктет», «Царь Эдип».

«Царь Эдип»

Еврипид ( гг. до н. э) древнегреческий драматург, представитель новой аттической трагедии. ( гг. до н. э) древнегреческий драматург, представитель новой аттической трагедии. Автор «Медеи» и «Ипполита». Автор «Медеи» и «Ипполита».

Аристофан (444 до н. э. 380 гг.) древнегреческий комедиограф, «отец комедии». (444 до н. э. 380 гг.) древнегреческий комедиограф, «отец комедии». Автор комедий «Всадники», «Облака», «Лисистрата» и др. Автор комедий «Всадники», «Облака», «Лисистрата» и др.

Интерпретации

«Лисистрата» Комедия о женщине, которая смогла остановить войну между Спартой и Афинами с помощью женской «сексуальной забастовки». Комедия о женщине, которая смогла остановить войну между Спартой и Афинами с помощью женской «сексуальной забастовки».

Литература древнего Рима Догреческий период Догреческий период Период освоения греческого наследия Период освоения греческого наследия «Золотой» и «серебряный» век «Золотой» и «серебряный» век Литература поздней империи Литература поздней империи Историческая проза Историческая проза Ораторская проза Ораторская проза Драматургия Драматургия Эпическая поэзия Эпическая поэзия Лирическая поэзия Лирическая поэзия Зарождение романной формы Зарождение романной формы

Марк Туллий Цицерон (106 до н. э до н. э.,) древнеримский политик и философ, блестящий оратор. (106 до н. э до н. э.,) древнеримский политик и философ, блестящий оратор. Автор трактатов и речей (в частности, четырех речей против заговорщика Катилины). Автор трактатов и речей (в частности, четырех речей против заговорщика Катилины).

Квинт Гораций Флакк (65 до н. э. - 8 до н. э.,) древнеримский поэт «золотого века» римской литературы. (65 до н. э. - 8 до н. э.,) древнеримский поэт «золотого века» римской литературы. Его творчество приходится на эпоху гражданских войн конца республики и первые десятилетия нового режима Октавиана Августа. Его творчество приходится на эпоху гражданских войн конца республики и первые десятилетия нового режима Октавиана Августа.

ГОРАЦИЙ (2) Горация много читали не только в древности, но и в новое время, поэтому до нас дошли все его произведения: сборник стихов «Ямбы», или «Эподы», две книги сатир («Беседы»), четыре книги лирических стихотворений, известных под названием «Оды», юбилейный гимн «Песнь столетия» и две книги посланий. Горация много читали не только в древности, но и в новое время, поэтому до нас дошли все его произведения: сборник стихов «Ямбы», или «Эподы», две книги сатир («Беседы»), четыре книги лирических стихотворений, известных под названием «Оды», юбилейный гимн «Песнь столетия» и две книги посланий.

Гораций (3) Создан памятник мной. Он вековечнее Меди и пирамид выше строения. Не разрушит его дождь разъедающий, Ни жестокий Борей, ни бесконечная Цепь грядущих годов, в даль убегающих. («Памятник») («Памятник») «Dulce et decorum est pro patria mori». («Carmina») («Carmina») «Сладко и прекрасно умереть за отечество» («Песни») («Песни»)

Публий Вергилий Марон (70 год до н. э. 19 год до н. э.) национальный поэт Древнего Рима. (70 год до н. э. 19 год до н. э.) национальный поэт Древнего Рима. Автор «Энеиды». Прозван «мантуанским лебедем». Автор «Энеиды». Прозван «мантуанским лебедем».

Вергилий (2) «Буколики» «Георгики» «Георгики» «Энеида» «Энеида»

Гай Валерий Катулл (ок. 87 до н.э. – ок. 54 до н.э.) один из наиболее известных поэтов древнего Рима и главный представитель римской поэзии в эпоху Цицерона и Цезаря. (ок. 87 до н.э. – ок. 54 до н.э.) один из наиболее известных поэтов древнего Рима и главный представитель римской поэзии в эпоху Цицерона и Цезаря.

«Книга Катулла Веронского» В Средневековье произведения Катулла были утеряны. Единственный его сборник был вновь найден в XIII веке в единственном экземпляре в его родном городе Вероне. В Средневековье произведения Катулла были утеряны. Единственный его сборник был вновь найден в XIII веке в единственном экземпляре в его родном городе Вероне. Рукопись была утрачена, но с неё были сделаны две копии, от которых происходят многочисленные изводы XV века. Рукопись была утрачена, но с неё были сделаны две копии, от которых происходят многочисленные изводы XV века.

Любовь к Лесбии Лесбия псевдоним, которым Катулл называет в лирике свою возлюбленную. Прообразом Лесбии являлась скандально известная римская матрона Клодия Пульхра Терция. Лесбия псевдоним, которым Катулл называет в лирике свою возлюбленную. Прообразом Лесбии являлась скандально известная римская матрона Клодия Пульхра Терция. Имя Лесбия стало нарицательным, символизирующим созидательную и одновременно разрушительную силу женственности, которая рождает душевную боль и неудовлетворённость желаний мужчины. Имя Лесбия стало нарицательным, символизирующим созидательную и одновременно разрушительную силу женственности, которая рождает душевную боль и неудовлетворённость желаний мужчины.

Любовь к Лесбии (2) «Odi et amo. Quare id faciam, fortasse requiris. Nescio, sed fieri sentio et excrucior». «Odi et amo. Quare id faciam, fortasse requiris. Nescio, sed fieri sentio et excrucior». «Ненавижу тебя, вожделея. Возможно ли? спросишь. Не пойму. Но теперь постигаю, себя истязая». «Ненавижу тебя, вожделея. Возможно ли? спросишь. Не пойму. Но теперь постигаю, себя истязая».

Катулл (окончание) Катулл измученный, оставь свои бредни. Ведь то, что сгинуло, пора считать мертвым. Сияло некогда и для тебя солнце, Когда вела тебя с собой дева, Тобой любимая, как ни одна в мире. Увы, претят уж ей твои ласки, Так отступись и ты, не рвись за ней следом. Будь мужествен и тверд, перенося муки. А ты, Катулл, терпи, пребудь, Катулл, твердым. Катулл измученный, оставь свои бредни. Ведь то, что сгинуло, пора считать мертвым. Сияло некогда и для тебя солнце, Когда вела тебя с собой дева, Тобой любимая, как ни одна в мире. Увы, претят уж ей твои ласки, Так отступись и ты, не рвись за ней следом. Будь мужествен и тверд, перенося муки. А ты, Катулл, терпи, пребудь, Катулл, твердым.

Публий Овидий Назон 43 года до н. э., 18 год н. э.) древнеримский поэт, оставивший след во многих жанрах, но более всего прославившийся любовными элегиями и двумя поэмами «Метаморфозами» и «Искусством любви». 43 года до н. э., 18 год н. э.) древнеримский поэт, оставивший след во многих жанрах, но более всего прославившийся любовными элегиями и двумя поэмами «Метаморфозами» и «Искусством любви».

Любовные элегии Горе! Советы мои всего лишь на час или на два: Скоро мне ночь повелит с милой расстаться моей. Горе! Советы мои всего лишь на час или на два: Скоро мне ночь повелит с милой расстаться моей. Муж ее на ночь запрет, а я со слезами печали Муж ее на ночь запрет, а я со слезами печали Вправе ее проводить лишь до жестоких дверей. Вправе ее проводить лишь до жестоких дверей. Он поцелуи сорвет... и не только одни поцелуи... Он поцелуи сорвет... и не только одни поцелуи... То, что мне тайно даешь, он по закону возьмет. То, что мне тайно даешь, он по закону возьмет. Но неохотно давай, без ласковых слов, через силу, - Ты ведь умеешь! Пускай будет скупою любовь. Но неохотно давай, без ласковых слов, через силу, - Ты ведь умеешь! Пускай будет скупою любовь. Если не тщетна мольба, - пусть он наслажденья хотя бы Если не тщетна мольба, - пусть он наслажденья хотя бы Не испытал в эту ночь, а уж тем более ты... Не испытал в эту ночь, а уж тем более ты... Впрочем, как бы она ни прошла, меня ты наутро Голосом твердым уверь, что не ласкала его... Впрочем, как бы она ни прошла, меня ты наутро Голосом твердым уверь, что не ласкала его...

Ссылка и смерть Осенью 8 н. э. О. был по приказу Августа сослан в отдаленные Томы на берегу Черного моря (совр. Констанца). Непосредственный повод к ссылке О. не известен. Осенью 8 н. э. О. был по приказу Августа сослан в отдаленные Томы на берегу Черного моря (совр. Констанца). Непосредственный повод к ссылке О. не известен. Вдали от Рима О. не мог продолжать своих занятий "ученой" поэзией: "Метаморфозы" остались законченными вчерне, а "Фасты" и совсем недоделанными. Творчество О. в ссылке имело по преимуществу лирический характер: "Скорбные элегии" (Tristia) и "Письма с Понта" содержат главным образом сетования на судьбу изгнанника. Вдали от Рима О. не мог продолжать своих занятий "ученой" поэзией: "Метаморфозы" остались законченными вчерне, а "Фасты" и совсем недоделанными. Творчество О. в ссылке имело по преимуществу лирический характер: "Скорбные элегии" (Tristia) и "Письма с Понта" содержат главным образом сетования на судьбу изгнанника. О. не дождался облегчения участи ни от Августа, ни от его преемника Тиберия и ум. в Томах в 17 г. н. эры. О. не дождался облегчения участи ни от Августа, ни от его преемника Тиберия и ум. в Томах в 17 г. н. эры.

Петроний Арбитр ок. 14 ум. 66 г. н.э. автор древнеримского романа «Сатирикон». ок. 14 ум. 66 г. н.э. автор древнеримского романа «Сатирикон». Парадокс Петрония: «Ограничивайте себя во всех вещах, даже в ограничении». Парадокс Петрония: «Ограничивайте себя во всех вещах, даже в ограничении».

Значение античной литературы Фундамент европейской литературы Фундамент европейской литературы Колыбель трех родов литературы Колыбель трех родов литературы Источник всех литературных жанров Источник всех литературных жанров Источник образов и идей колоссального масштаба и силы Источник образов и идей колоссального масштаба и силы Источник огромного количества литературных методов и приемов Источник огромного количества литературных методов и приемов