ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПОДГОТОВЛЕНА УЧИТЕЛЕМ ИЗО МБОУ ВОРОТЫНСКАЯ СОШ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ КУТУЗОВОЙ Е. Н.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Натюрморт в различных жанрах изобразительного искусства. Натюрморт- настроение. 6 класс 6 класс МОУ «МБЛ» МОУ «МБЛ» Учитель Абрамова О.А. Учитель Абрамова.
Advertisements

Зрительские умения, и их значение для современного человека Искусство говорит яснее, конкретнее, красивее - то, что каждый хотел бы сказать, но не может.
Картина «Юный живописец» была написана в восемнадцатом веке, когда жанровая живопись не пользовалась популярностью и не признавалась Академией художеств.
«Я только Русью и жил» Я всегда был убежден, что [...] в сказках, песне, былине, драме сказывается весь цельный облик народа, внутренний и внешний, с.
4 класс ИЗО. Люди всех народов стремятся к счастью и верят, что в будущем жизнь будет лучше. Человек не может жить без мечты. А мечты и надежды связывают.
Беседа о художнике Пластове и его картинах. Аркадий Александрович Пластов.
ЯН ВЕРМЕР ДЕЛФТСКИЙ. «Величайший маг и волшебник живописи»
Урок развития речи. Сочинение по картине А. А. Пластова «Летом». 5 класс. Учитель русского языка и литературы Учитель русского языка и литературы ФБОУ.
МОУ «СОШ с.Прималкинского» Прохладненского района КБР Презентация по литературе.
Народная тема в лирике Некрасова Урок литературы в 10 классе подготовлен учителем русского языка и литературы МОУ СОШ 46 г.Белгорода Захаровой Л.Н.
Конспект урока по Изо в 5 классе. Формирование представлений об эмоциональной выразительности цвета и его воздействии на человека. Значение колорита в.
Тайна картины Исследовательская работа ученицы 5-Б класса МОУ СОШ 3 Никоновой Анастасии.
Колесникова Е.В учитель русского языка и литературы.
Урок русского языка в 6 классе. Составила: Климова Александра Владимировна.
Тема: «Юность и надежда» 4 класс ИЗО «Искусство объединяет народы» Автор: учитель ИЗО Иванова Т.А.
Цель: продолжить знакомство с творчеством художников-передвижников – познакомить учащихся с портретами кисти Крамского, Ге, Перова; сопоставить литературу.
Тема любви в лирике Н.А. Некрасова. Цель: Раскрыть тему любви в произведениях Н. А. Некрасова.
Володина И.П., учитель ИЗО, ГОУ «Центр образования» 1470, 2009г.
Суперигра «Библейские сюжеты и образы сотворения мира»
Холманских О.В., МОАУ СОШ 8 г.Кирова. Цели урока: 1)выяснить, как замысел художников, идейное содержание картин определяют выразительные средства; 2)научиться.
Транксрипт:

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПОДГОТОВЛЕНА УЧИТЕЛЕМ ИЗО МБОУ ВОРОТЫНСКАЯ СОШ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ КУТУЗОВОЙ Е. Н.

СФОРМИРОВАТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБ ОСОБОМ ЯЗЫКЕ ИСКУССТВА И СРЕДСТВАХ ЕГО ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РАЗВИВАТЬ ЛИЧНОСТНЫЙ ХАРАКТЕР СОЗДАНИЯ И ВОСПРИЯТИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИСКУССТВА ПОЗНАКОМИТЬ УЧАЩИХСЯ С РАЗНЫМИ УРОВНЯМИ ПОНИМАНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА ВОСПИТЫВАТЬ НРАВСТВЕННО - ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ОТНОШЕНИЕ К МИРУ И ИСКУССТВУ

К ТОМУ И СЛУЖАТ ИСКУССТВА, ЧТОБЫ ДАТЬ ВОЗМОЖНОСТЬ ПОЗНАНИЯ ДОБРА И ЗЛА. А. ДЮРЕР ИСКУССТВО НЕ ПОДДЕЛЫВАЕТ И НЕ ЗАМЕНЯЕТ РЕАЛЬНЫЙ МИР, А ОБЪЯСНЯЕТ ЕГО, РАСШИРЯЕТ И ПРОДОЛЖАЕТ. К. Ф. ЮОН

В комнате темно и сыро, Свет струится из окна. Пробудились ото сна : Звуки города и лиры. И дрожащими руками Вскрыла девушка письмо. Разлилось в груди - тепло, И душа полна мечтами. Строки бойкие плывут, Словно ласточки по небу Превращая правду - в небыль. Строки больно пальцы жгут. Отчего она бледнеет ? Почему отводит взор ? Тяжесть горя ? Тень от штор Лепестком ласкает шею ?.. Ключ на голубой тесьме, Жемчуг в платине волос. Мучает один ворос : Что же было в том письме ?

Герой картины « Анкор, ещё анкор !» ( гг.) офицер, который, видимо, служит где - то в глухой провинции. Он лежит на топчане и играет с собакой, подстриженной « под льва », заставляя её прыгать через чубук курительной трубки. И это отупляющее занятие, и вся обстановка убогого временного жилища выражают скуку человека, который не знает, чем заполнить свои однообразные дни. По меткому выражению Федотова, такие люди « убивают время, пока время не добьёт их ». В названии картины бессмысленно повторяется одно и то же слово (« анкор » по - французски означает « ещё »). Цветовой контраст освещённой свечой красной скатерти и холодного зимнего пейзажа за окном усиливает ощущение тоски и безысходности.

В сюжете и композиции картины отчетливо прослеживается влияние английских художников – мастеров бытового жанра. На полотне мы видим чиновника, с трудом приходящего в себя наутро после веселой пирушки, устроенной по случаю получения им первого ордена. Чиновник изображен в убогом окружении, в старом халате, необутый, с папильотками на голове и с орденом, нацепленном прямо на халат. Свысока и неохотно он пререкается о чем - то с кухаркой, демонстрирующей ему развалившиеся сапоги. Перед нами типичный представитель своей среды - продажный взяточник и раб своего начальника. Безмерно чванливый, он боготворит орден так, словно тот – свидетельство каких - то невиданных заслуг. Вероятно, в своих мечтах он взлетел очень высоко, но задорный окрик кухарки сразу возвращает его на место.

Сюжет картины – бытовой, без откровенной насмешки и карикатурности, как в Свежем кавалере, но со своим подтекстом. Майор, а, значит, согласно Табели о рангах - дворянин, сватается к богатой купеческой дочке. Действие картины происходит в интерьере. Справа – в проёме двери – стоит приехавший свататься майор. Он в мундире, при сабле, молодцевато подбоченился, подкручивает ус. На переднем плане – молодая и красивая купеческая дочь - невеста, одетая в широкое кисейное платье х годов. Захваченная врасплох, она пытается скрыться в соседней комнате, но мать, одетая по - купечески, в шёлковом повойнике, старается удержать её за подол нарядного белого платья. ( Умная мать – за платье – хвать !) Справа, в глубине комнаты, стоит в тени её отец, наскоро застёгивающем свою сибирку. К нему обращается сваха в шёлковом шугае, с неизбежным платочком в руках.

В картине автор высмеивает ничтожество молодого аристократа, промотавшего состояние, но стремящегося к внешнему блеску и к жизни напоказ. На полотне мы видим молодого человека - обедневшего аристократа – в роскошном интерьере. Он завтракает, перелистывая книжицу в желтой обложке. Показанная мизансцена изображает момент, предшествующий появлению в комнате гостя. Уже забеспокоилась собака, вот - вот скрипнет дверь … Шум застиг молодого человека врасплох. Растерянно и неуклюже пытается он прикрыть книжицей улику своего неблагополучия – убогий завтрак, состоящий из ломтя черного хлеба. Картина отличается очень выразительной композицией. Федотов изображает мир, в котором обитает аристократ, - призрачный мир иллюзий. Он мастерски рисует интерьер комнаты : ковер под ногами молодого щеголя, яркие картины на стене, полированный столик из редкой породы дерева, изящное кресло. Автор не скупится на аксессуары – мы видим корзину в форме античной вазы, статуэтку, лампу в кружевном абажуре, вывернутый наизнанку пустой кошелек. В сопоставлении мира дорогих вещей и самого героя есть оттенок комичности. На фоне любовно изображенного художником предметного окружения еще более выпуклыми кажутся суетность и мелкое тщеславие, заставляющие героя скрывать свою сущность. Так в картине « Завтрак аристократа » с изрядной долей иронии и юмора Федотов рельефно изображает человеческие слабости – лицемерие, стремление к жизни напоказ, бедность под личиной внешнего лоска.

На полотне всего один персонаж и совсем нет движения. В полутемной комнате, опираясь на комод, стоит молодая беременная женщина. Она в траурном платье, на ее лице – выражение глубокой задумчивости и печали. Предметы обстановки многое рассказывают о женщине. Вот портрет офицера в мундире – покойного супруга женщины. Вероятно, он оставил ей одни долги – имущество уже описано кредиторами : на мебели хорошо видны ярлыки с казенными печатями. В корзину сложены вещи - столовое серебро, книжки и ноты, шкатулка с милыми сердцу безделушками – все, что у нее осталось из прошлой жизни. Вдовушка обречена на нужду, ей придется покинуть этот уютный дом, и будущее не сулит ей ничего хорошего. Федотов добивается в картине большой силы в выражении чувств. В позе и выражении лица молодой женщины нет ничего показного, но много одухотворенной красоты. Автор показывает себя тонким психологом - раскрывает душевные переживания героини, глубину ее человеческой трагедии.

Несколько часов, проведенных во взаимном обмане, соперничестве и борьбе, в победах и поражениях, страстях и расчетах, игроки были вместе. Зеленый прямоугольник сукна соединял их маленький кружок, а свет свечи отгораживал от окружающего полумрака. Все эти часы тянулась тоненькая ниточка надежды, что - то могло вдруг перемениться, игра еще не была кончена. Но безумная ночь миновала, катастрофа свершилась. Выигравшие со своими тяжелыми головами, затекшими поясницами и ноющими суставами оказались в одном мире, а проигравший с охватившим его чувством полной безысходности в другом, по ту сторону невидимой преграды, вставшей между ними. Свет, пространство и движение разделили их в картине.

Искусство быть зрителем – большое и нелегкое искусство. Для него необходимы терпение и вдумчивость, широкий кругозор, понимание своеобразных законов и особенностей каждого вида и жанра творчества. Оно требует развития не только физического, но и особого, духовного зрения, зрения художественного.

" Жанр бытовой картины в живописи П. А. Федотова " План - конспект урока по МХК по теме Тумасова Ольга Михайловна, заместитель директора по УВР, учитель истории, МХК, москвоведения