На Волге Стихотворение «На Волге» - это лирическое повествование взрослого человека о пережитом в детстве. В нем звучит глубокая боль поэта за страдающий.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Раздумья Некрасова о судьбе народа в стихотворении «На Волге».
Advertisements

Я призван был воспеть твои страданья, Терпеньем изумляющий народ. Н.А.Некрасов Презентация Куневич Е.В., учителя русского языка и литературы Средняя школа.
Выяснить, какое место занимала Волга в жизни Н.А.Некрасова. Найти произведения Н.А.Некрасова, в которых упоминается Волга. Сопоставить произведения Некрасова,
Николай Алексеевич Некрасов и Ярославский край «Всему начало здесь, в краю моём родимом!..»
Использование иллюстраций при изучении текста художественного произведения.
Н.А. Некрасов: детские годы. Стихотворение «На Волге». Турмухамбетова Ж.М., учитель русского языка и литературы МБОУ «Писаревская ООШ» Гайского района.
Русский писатель : поэт критик публицист издатель драматург.
Тема: Жизненный путь Некрасова Н.А.. Стихотворение «На Волге».
Учитель начальных классов Бондаренко Наталья Александровна.
Николай Алексеевич Некрасов истинно народный поэт и истинно русский человек, всем сердцем и всей душой любящий Россию, ценящий и знающий ее, как родную.
«ЕМУ СУДЬБА ГОТОВИЛА ПУТЬ СЛАВНЫЙ, ИМЯ ГРОМКОЕ…» И через века он с нами- Каждым словом, Необходимым сердцу и уму… И. СМИРНОВ И. СМИРНОВ Живи лишь песни…
Отец запрещал бывать с ними. «Господские дети,- говорил он,- не должны играть с холопскими детьми». Но, улучшив удобную минуту, мальчик убегал через ту.
Н. А. Некрасов Николай Алексеевич Некрасов провёл своё детство в селе Грешнёво, недалеко от города Ярославля. Дом стоял в старом саду, за.
Тема: Волга.. Цель: Выявить и рассмотреть физико-географические особенности, значение реки Волги для Восточно-Европейской равнины, сформировать представление.
Некрасов Н.А. (1821 – 1877) ПОДГОТОВИЛ ОВДИЮК КИРИЛЛ.
Ильина Валентина Викторовна, учитель русского языка и литературы. Рождественская сош фировский район Тверская область.
Тема: Жизненный путь Некрасова Н.А.. Стихотворение «На Волге».
Некрасов Николай Алексеевич (1821 – 1877) Детство и юность великого русского поэта Николая Алексеевича Некрасова прошло на Волге. Здесь же, еще ребенком.
Работу выполнила ученица 10 класса: Кленова Кристина.
Транксрипт:

На Волге

Стихотворение «На Волге» - это лирическое повествование взрослого человека о пережитом в детстве. В нем звучит глубокая боль поэта за страдающий под игом векового рабства народ, звучат размышления о причинах его беспредельной покорности. Стихотворение «На Волге» - это лирическое повествование взрослого человека о пережитом в детстве. В нем звучит глубокая боль поэта за страдающий под игом векового рабства народ, звучат размышления о причинах его беспредельной покорности.

До изобретения парового двигателя корабли и баржи самостоятельно двигались лишь вниз по течению рек. А вверх их тянули на длинных бечевах бурлаки. В любую погоду, под проливным дождём и палящим солнцем, утопая то в зыбучем песке, то в заболоченной жиже, месили они вёрсты обутыми в лапти ногами. Под мерный речитатив заунывной песни мужики «тянули лямку», каторжным трудом зарабатывая свой хлеб. До изобретения парового двигателя корабли и баржи самостоятельно двигались лишь вниз по течению рек. А вверх их тянули на длинных бечевах бурлаки. В любую погоду, под проливным дождём и палящим солнцем, утопая то в зыбучем песке, то в заболоченной жиже, месили они вёрсты обутыми в лапти ногами. Под мерный речитатив заунывной песни мужики «тянули лямку», каторжным трудом зарабатывая свой хлеб.

Словарная работа «Нести лямку» – фразеологизм, означающий «выполнять тяжёлую неприятную, часто однообразную работу. «Нести лямку» – фразеологизм, означающий «выполнять тяжёлую неприятную, часто однообразную работу. «Ярмо» (устаревшее слово) – 1. Хомут из дерева для рабочего рогатого скота. 2. перен. Бремя, тяжесть. «Ярмо» (устаревшее слово) – 1. Хомут из дерева для рабочего рогатого скота. 2. перен. Бремя, тяжесть.

Составление цитатного плана 1. «Я рос, как многие в глуши…» 2. «О Волга! после многих лет Я вновь принёс тебе привет». Я вновь принёс тебе привет». 3. «Но вдруг я стоны услыхал…» 4. «О Волга!.. Колыбель моя!» 5. «Но тот, который их сказал… С тех пор меня не покидал!» С тех пор меня не покидал!» 6. «Лишь поздно вечером домой Я воротился». Я воротился». 7. «Я не узнал реки родной…» 8. «И в первый раз её назвал Рекою рабства и тоски!..» Рекою рабства и тоски!..» 9. «Унылый, сумрачный бурлак!»

Представить тяжёлую судьбу бурлаков вам поможет картина Репина «Бурлаки на Волге». Представить тяжёлую судьбу бурлаков вам поможет картина Репина «Бурлаки на Волге».

Беседа - О чём могут поведать измученные лица бурлаков, их лохмотья, напряжённые фигуры? Они очень устали, измучены тяжёлой работой. Они не видят для себя другой доли, кроме тоскливой доли раба. Они очень устали, измучены тяжёлой работой. Они не видят для себя другой доли, кроме тоскливой доли раба.

Беседа - Зачем художник изображает на заднем плане белоснежный корабль? Это пассажирское судно. На нём путешествуют, отдыхают и любуются волжскими просторами богатые люди… А здесь, на берегу, намертво связанные с этим кораблём ненавистной лямкой, бредут бурлаки. Это пассажирское судно. На нём путешествуют, отдыхают и любуются волжскими просторами богатые люди… А здесь, на берегу, намертво связанные с этим кораблём ненавистной лямкой, бредут бурлаки.

Беседа - Что о жизни бурлаков мы узнаём из их разговора? Труд этих людей настолько тяжёл, что сама жизнь стала им безразличной, они ею уже не дорожат: Труд этих людей настолько тяжёл, что сама жизнь стала им безразличной, они ею уже не дорожат: … А кабы к утру умереть, … А кабы к утру умереть, Так лучше было бы ещё. Так лучше было бы ещё.

Беседа - Какой вспоминается Волга поэту. Докажите, что в этой пейзажной зарисовке всё дышит простором. Мы видим горы, уходящие вершинами в небо, «бесконечный» лес, ширь, даль, небеса и реку, которая «светла и величава». Мы видим горы, уходящие вершинами в небо, «бесконечный» лес, ширь, даль, небеса и реку, которая «светла и величава».

Беседа - Каким бурлаки впервые входят в стихотворение? Почти пригнувшись головой Почти пригнувшись головой К ногам, обвитым бечевой, К ногам, обвитым бечевой, Обутым в лапти, вдоль реки Обутым в лапти, вдоль реки Ползли гурьбою бурлаки… Ползли гурьбою бурлаки…

Беседа На время страшные образы отступают, уступая место светлым и радостным воспоминаниям детства. На время страшные образы отступают, уступая место светлым и радостным воспоминаниям детства. - Какие картины прошлого предстают перед глазами поэта, вышедшего на берег родной реки?

Беседа Но среди этой детской сказки нас вновь настигает «этот вой». Но среди этой детской сказки нас вновь настигает «этот вой». - Какое впечатление бурлацкая песня, услышанная впервые, произвела на Некрасова-ребёнка? Какие чувства Владели тогда героем? Страх, сострадание, непонимание, неприятие неоправданной жестокости жизни. Страх, сострадание, непонимание, неприятие неоправданной жестокости жизни.

Беседа - Как изменилось отношение Некрасова- ребёнка к родной реке? Мальчик не узнает своей реки – зелень перестала манить, птицы кричат пронзительно и зловеще… Мальчик не узнает своей реки – зелень перестала манить, птицы кричат пронзительно и зловеще… Перед нами два пейзажа, резко контрастирующие один другому. Перед нами два пейзажа, резко контрастирующие один другому.

«Волга – колыбель моя»

«Река рабства и тоски»

Беседа - Как поэт говорит о том, что ничего не изменилось в многострадальной судьбе русского народа? Унылый, сумрачный бурлак! Унылый, сумрачный бурлак! Отец твой сорок лет стонал, Отец твой сорок лет стонал, Бродя по этим берегам… Бродя по этим берегам… Как он, безгласно ты умрёшь, Как он, безгласно ты умрёшь, Как он, безвестно пропадёшь. Как он, безвестно пропадёшь.

Беседа - Что, по мнению Некрасова, является главной причиной бедственного положения народа? Покорность, переходящая из поколения в поколение. Покорность, переходящая из поколения в поколение.

Беседа - Изменились ли с годами чувства поэта к бурлакам? Какую роль в понимании позиции Некрасова играет повтор: Всё ту же песню ты поёшь, Всё ту же песню ты поёшь, Всё ту же лямку ты несёшь… Всё ту же лямку ты несёшь… Всё та ж покорность без конца…? Всё та ж покорность без конца…? Поэт по-прежнему сочувствует тяжёлому труду бурлаков, но теперь он понимает: ничто не изменится в жизни мужиков, если они сами не захотят эту жизнь изменить. Поэт по-прежнему сочувствует тяжёлому труду бурлаков, но теперь он понимает: ничто не изменится в жизни мужиков, если они сами не захотят эту жизнь изменить.

Домашнее задание - Выучить наизусть отрывок из стихотворения Н.А.Некрасова «На Волге». - Нарисовать иллюстрацию по желанию.