МУК «Воскресенская межпоселенческая библиотека Городская детская библиотека-филиал 9 Районный смотр-конкурс «Библиотека – открытый мир идей!», посвященный 75-летию г.Воскресенска Тема: «Город мой – души отрада» «Страницы истории крестьянского быта» Музейная экспозиция Руководитель библиотеки: Романченко Ольга Алексеевна, заведующая городской детской библиотеки-филиала , Московская область, город Воскресенск, улица Западная, дом 1, квартира 1. Телефон: 8(496) Воскресенск 2013 г.
Музейная экспозиция создана в 2006 году с целью воспитания у детей и подростков бережного отношения к культуре и истории своего народа. Её созданию предшествовала большая работа: сбор, обработка материала, собранного библиотекарями и её систематизация. Сбор экспонатов осуществляли библиотекари городской детской библиотеки-филиала 9 Романченко О.А. и Сергеева О.И.. Экспонаты для экспозиции собирались у населения села Константиново и села Ачкасово, городских жителей Воскресенска. Она насчитывает 91 экземпляр экспонатов русского быта. Руководителем музейной экспозиции «Страницы истории крестьянского быта» является Романченко О.А., заведующая городской детской библиотекой-филиалом 9.
«Каждая выставка народного искусства – это всегда открытие мира, открытие мира красоты и мудрости. Изделия, сработанные старыми и современными художниками, неизменно вызывают восхищение посетителей, а у некоторых появляется желание следовать примеру народных мастеров.» Г.Федотов
«Народное искусство складывалось веками, усилиями мастеров многих поколений. Секреты мастерства передавались от отца к сыну. Но, создавая новое произведение, настоящий мастер не только опирался на опыт прошлых поколений, но и старался найти свое оригинальное решение, одухотворяя каждое изделие своей личностью и талантом. Оттого каждое изделие народного мастера как бы хранит тепло его рук.» Г.Федотов
Кузнечное, слесарное, литейное дело в России имеют давние традиции. Ремесленники- металлообработчики снабжали население страны посудой, ножами, серпами и прочими нужными в хозяйстве вещами. Кузнецы ковали гвозди всех сортов, делали орудия труда, необходимые для сельского хозяйства. Почти все работы еще в конце XIX – начале XXв. выполнялись вручную.
«Любой предмет домашнего обихода, будь то простая скалка для выбивания белья, солоница, выточенная на токарном станке, или резной ковш, в руках народного умельца превращается в истинное произведение декоративно- прикладного искусства» Г.Федотов
Ложка – загляденье. Из дерева – легкая, золотисто-огненная, покрытая желтыми лепестками и красными венчиками. Возьмешь в руку и видишь, что мастер вырезал ложку из липы. Мастер любит и знает лесную сторону; здесь калине, черемухе, голубике, всяким плодам раздолье…
Хорошо иметь чудо-ложку, но еще лучше, если с ней поставить рядом расписную чудо-миску. Вот они – на столе, на скатерти. Поглядеть любо- дорого.
Жарким летом нет ничего приятнее, чем напиться холодного молока из глиняной кринки. Каждая хозяйка старается иметь в своем хозяйстве и горшок, и кринку, и миску, и «топник», в котором можно растопить масло, и «кашник», чтобы приготовить кашу для детей. Сотни лет глиняная посуда служила человеку. В повседневной жизни ее не берегли: устаревшую, разбитую выбрасывали, заменяя новой.
Прялку в деревне любили особенно. Прялка в доме – все равно что лошадь на поле. Лошадь – добытчица хлеба, прялка – одежды.
При свете лучины девушки-подружки собирались в чьей-нибудь избе со своими прялками и куделью. Левой рукой пряха вытягивала прядево, а правой – вращала веретено, похожее на рыболовный поплавок. Оно кружилось, словно волчок, скручивая прядево в нить и наматывая его на себя. Прядение – работа скучная, однообразная, но в компании, за песней или беседой время пролетало незаметно. На такие посиделки нередко заглядывали парни, развлекали девушек разговорами, шутками, а сами присматривали себе невест.
Пушистая кудель – сырье для прядения. Из нее девицы и пряли пряжу вечерком.
Хорошая хозяйка никогда не выкинет старую, выношенную одежду, скатерть или занавеску. Эти вещи могут начать в доме новую жизнь. И для этого хозяйка разрежет тряпки на длинные ленточки, разберет их по цвету и смотает в большие клубки. А когда накопится много таких клубков - и ярких, и темных, и белых, однотонных и пестрых, - женщина садится за ткацкий стан, и вот уже лоскутки складываются в полосы, клетки - перед нами половик.
В Домострое говорилось, что в час обеда следует «осмотреть стол, скатерть белу слати, хлеб, соль, лжицы, тарели собрати».
«Ложка к обеду» как изысканный предмет сервировки стола появилась в России сравнительно недавно – в XVII в., при дворе московского государя, но затем она очень быстро вошла в обиход всех сословий.
Слово «тарелка» пришло в русский язык из немецкого в XVI веке. Впервые слово «тарель» (переделанное немецкое «талер») встречается в завещании одного из московских князей в 1509 году.
В толковом словаре В.Даля, знатока русского языка, сказано, что самовар – «водогрейный, для чаю, сосуд, большей частью медный, с трубою и жаровнею внутри». Кажется, что он существовал на Руси испокон веков. Но на самом деле этот «водогрейный сосуд» появился лишь в начале XVIII века, во времена Петра I. Именно тогда чаепитие стало особенно популярным.
В XVIII в. в России изобрели самовар. Его изготовили на Урале. Тогда же началось массовое производство самоваров. Особенно много их изготовляли в Туле. Внутри самовара находилась труба. В нее засыпали сосновые шишки или сухие чурки, древесный уголь. Их поджигали лучиной, раздували огонь, и вода закипала. Сверху самовара имеется приспособление для установки заварного чайника.
Скатертью, скатертью стол скорей накрывай. И наливай-ка ароматный чай.
С появлением самовара родился добрый обычай: всей семьей собираться за столом с кипящим самоваром. За чаем обсуждали новости и решали семейные дела.
Наш большущий самовар Весь горит, как птица-жар. Кран-верток открывается, Чудо-чай наливается.
Основа любого керамического изделия – глина – широко распространенная осадочная горная порода. При увлажнении глина становится вязкой. Высокая пластичность материала была замечена человеком еще в глубокой древности. Из глины лепили множество необходимых в быту предметов – посуду, украшения, всевозможные фигурки. Их расписывали керамическими красками и жидкой глиной, покрывали цветной и бесцветной стекловидной поливой – глазурью.
Расскажите-ка, откуда Появилось это чудо. Кто придумал эти краски, Словно взятые из сказки. Да сказки не простой, А бело-голубой.
Вышивка – это узор, рисунок, выполненный на ткани нитками с помощью иголки. Вышивкой украшали одежду самые знатные и богатые люди. Уникальные произведения искусства, созданные зачастую безвестными мастерами, ныне хранятся в музеях. В наше время ручная вышивка продолжает быть увлечением многих. Ведь это не только практическое рукоделие, но и удовольствие.
Вязание крючком, так же как и вышивание, пользовалось большой любовью у рукодельниц. Его история уводит нас в далекое прошлое. Вязание было исключительно мужским ремеслом, а крючок выглядел, как ровная палочка. В России вязание крючком получило распространение с конца прошлого столетия, и заниматься им стали женщины, собиравшиеся на посиделки. Мастерицы вязали преимущественно кружева, заимствуя для них узоры из народной вышивки крестом и ткачества.
Шкатулка – конец XIX века
Самая известная из кружевных вышивок – ришелье. Ришелье – французский кардинал. Этот фактический правитель государства в первой половине XII века с красивым именем Арман Жан дю Плесси все свое свободное время проводил за вышиванием. Причем вышивки он обожал непростые. И вот ведь как бывает: на свете гораздо больше людей, которые знают вышивку ришелье, чем кардинала Ришелье.
Ни одну современную квартиру невозможно представить без штор, ковров, пледов, скатертей, салфеток. Эти изделия придают любому интерьеру особую теплоту и уют, создают фон, на котором произведения искусства, изделия народных промыслов превращают стандартное жилище в дом с неповторимой атмосферой и индивидуальностью.