Требования законодательства РФ по охране окружающей среды Копытова Анастасия Игоревна к.э.н., доцент кафедры ЭБЖ ИНК ТПУ 8 корпус, 136 ауд. kopytovaai_21@mail.ru.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Документирование деятельности в области охраны окружающей среды.
Advertisements

Экологическое право. Экологическое право отрасль призванная регулировать взаимодействия общества и природы Согласно Конституции РФ каждый гражданин имеет.
Раздел 3. Менеджмент экологической безопасности Тема 3.1. Государственное управление при обеспечении экологической безопасности Тема 3.2. Организация экологической.
1 Решение проблем обеспечения экологической безопасности – как важный элемент аудиторской деятельности Председатель комиссии по аттестации и аккредитации,
ПОРЯДОК ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ СТРОЕВА МАРИЯ, МАЛКОВА ПОЛИНА.
ОТЧЁТ О РАБОТЕ ОТДЕЛА ПО МУНИЦИПАЛЬНОМУ КОНТРОЛЮ АДМИНИСТРАЦИИ Ч АЙКОВСКОГО ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ ЗА 2013 ГОД.
Федеральный закон от ФЗ «Об охране окружающей среды» Федеральный закон от ФЗ «Об отходах производства и потребления» Необходимость.
Утилизация попутного нефтяного газа в Российской Федерации: текущая ситуация и перспективы Руководитель Руководитель Владимир Кириллов 2013 г г.
Экологический аудит Выполнил : Магистрант группы МСМ Сычев Владимир.
- Об охране ОС, - О защите территории и населения от ЧС, - О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных курортах, - О животном мире, - О мелиорации.
Понятие, субъекты, функции и виды управления природопользованием Выполнила: Медникова Ольга Группа ОСМ
Стандарты и руководящие документы по мониторингу окружающей среды.
Экологическое проектирование и экспертиза. Нормативно-правовые основы.
Политика Российской Федерации в области охраны окружающей среды А.Г. Ишков, Директор Департамента государственной политики в области охраны окружающей.
«Об организации и осуществлении государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технического регламента Таможенного союза «О безопасности.
Безопасность жизнедеятельности Законодательные основы БЖД.
Правовая основа безопасности жизнедеятельности Конституция РФ Федеральные законы. Указы Президента РФ. Постановления Правительства РФ. Приказы, директивы,
Доклад начальника Управления государственного строительного надзора Котельникова В.С. Коллегия Федеральной службы по экологическому, технологическому и.
Программа повышения квалификации ПРАКТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ.
Федеральный закон от ФЗ «Об охране окружающей среды» Платность природопользования, виды негативного воздействия Постановлением Правительства.
Транксрипт:

Требования законодательства РФ по охране окружающей среды Копытова Анастасия Игоревна к.э.н., доцент кафедры ЭБЖ ИНК ТПУ 8 корпус, 136 ауд. green.tsu.ru

Экологические права граждан Каждый имеет право на: благоприятную окружающую среду; достоверную информацию о ее состоянии; возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Ст. 42 Конституции РФ

Экологические права граждан Каждый имеет право на: общее природопользование (земельный лесной, водный кодексы, ФЗ «О недрах», «О животном мире» и др.); создавать общественные объединения, фонды по ООС; принимать участие в собраниях, митингах, референдумах по ООС; выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизе и участвовать в ее проведении; предъявлять в суд иски о возмещении вреда ОС. Ст. 11 ФЗ «Об ООС»

Экологические обязанности граждан Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам Ст. 58 Конституции РФ

Экологические обязанности граждан Личным трудом оберегать и приумножать природные богатства; Соблюдать установленные нормативы качества ОС; Сохранять природный ландшафт; Не допускать уничтожения или порчи деревьев и кустарников, засорения лесов, уничтожения (разорения) мест обитания животных, птиц, рыб, насекомых и других живых организмов; Соблюдать стандарты, регламентирующие условия охраны атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод, лесов, недр; Конституция РФ, ФЗ «Об ООС», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии» и др.

Экологические обязанности граждан Соблюдать правила пожарной безопасности в лесах; Выполнять экологические предписания и постановления гос. органов; Платить налоги и сборы, предусмотренные для финансирования природоохранных и природовосстановительных мероприятий; Иметь необходимую экологическую подготовку Содействовать экологическому воспитанию подрастающего поколения и повышению экологической культуры. Конституция РФ, ФЗ «Об ООС», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии» и др.

Источники экологического права Конституция РФ (12 декабря 1993 г.) Законы и кодексы в области охраны природы Указы и распоряжения Президента по вопросам экологии и природопользования Нормативные акты министерств и ведомств Нормативные решения органов местного самоуправления +Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН +Международные конвенции, договоры, соглашения

Законы и кодексы в области ООС ФЗ «Об охране окружающей среды» 7 от г; ФЗ – 174 «Об экологической экспертизе» от г. ФЗ – 261 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» от г. Земельный кодекс РФ (2001); Водный кодекс РФ (2006); Лесной кодекс РФ (2006); ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (2002); ФЗ «О радиационной безопасности населения» (1995); ФЗ «О недрах» (1992); ФЗ «О животном мире» (1995); ФЗ «Об отходах производства и потребления» (1998); ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (1999); ФЗ «Основы законодательства РФ об охране здоровья» (1993). Экологический кодекс

Международные конвенции и соглашения в области ООС Наименование конвенции Дата подписания Ратификация Конвенция по охране дикой природы Африки 1990 г г. Рамочная конвенция ООН об изменении климата г г. Базельская конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением г г. Лондонская конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов г г. Стокгольмская конвенция о стойких органических загрязнителях г г. Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов 1973 года, измененная протоколом 1978 года к ней (Протокол 1997 г.) (Конвенция MARPOL 73/78) 1973 г г. Международная конвенция о создании Международного фонда для компенсации ущерба от загрязнения нефтью 1992 г (Конвенция о Фонде) г г. (1971 г.) г. Международная конвенция о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью 1992 г. (Конвенция об ответственности 1992 г.) 1992 г. (1969 г.) г. Международная конвенция относительно вмешательства в открытом море в случаях аварий, приводящих к загрязнению нефтью (г. Брюссель) г г. Международная конвенция по обеспечению готовности на случай загрязнения нефтью, борьбе с ним и сотрудничеству (г. Лондон) г г.

Объекты ООС Земли Почвы Недра Поверхностные воды Подземные воды Леса Растительность Животные Атмосферный воздух Озоновый слой Космос Атмосферный воздух Мировой океан Антарктида Мигрирующие виды растений, животных Уникальные природные объекты Национальные Международные

соблюдение права человека на благоприятную ОС; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов; платность природопользования и возмещение вреда ОС; независимость контроля в области ООС; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обязательность ОВОС при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; Основные принципы ООС

учет природных и социально-экономических особенностей территорий при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности; сохранение биологического разнообразия; ответственность за нарушение законодательства в области ООС; организация и развитие системы экологического образования, воспитание и формирование экологической культуры; участие граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в решении задач ООС и др. Основные принципы ООС

Государственные органы ООС Президент Федеральное собрание Государственная дума Представительные и исполнительные органы субъектов РФ Муниципальные органы Комплексные государственные органы Государственные органы специальной компетенции Государственные органы общей компетенции Функциональные государственные органы Отраслевые государственные органы

Государственные органы ООС Минатом России Минздрав России МВД России Комплексные государственные органы Министерство природных ресурсов РФ Санэпиднадзор РФ Росгидромет МЧС России Функциональные государственные органы Роскомзем Россельхоз Госкомрыболовство Минсельхоз РФ Отраслевые государственные органы Государственные органы специальной компетенции

Организационная структура органов власти в области природопользования и охраны окружающей среды в Томской области Федеральные органы Министерство природных ресурсов и экологии Федеральная служба по надзору в сфере природопользования Областные органы Департамент ПР и ООС ОГУ «Облкомприрода» Муниципальные органы Муниципальные комитеты или инспекторы Природопользователь Министерство сельского хозяйства

МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ РФ Федеральное агентство по недропользованию - Роснедра Федеральноеагентстволесногохозяйства ФедеральноеагентствоводныхресурсовФедеральная служба по надзору в сфере природопользования Управление по недропользованию по Томской области ОГУ «Томское управление лесами» ФГБУ "Томский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды"Управление по надзору в сфере природопользования по Томской области Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу ОС Отделверхнеобскогобассейновоговодного Управления по Томской области

Основные полномочия Росприроднадзора в области охраны окружающей среды и природопользования o o Государственный экологический контроль за объектами федерального значения; o o Выдача разрешений на: - выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду; - лимиты на размещение отходов; o o Лицензирование деятельности: - по обращению с опасными отходами; o o Экологическая экспертиза технологических объектов; o o Администрирование платежей за загрязнение окружающей среды.

Основные полномочия органов МПР в области охраны окружающей среды и природопользования Перевод лесных земель в нелесные; Проведение лесных аукционов и конкурсов; Предоставление участков лесного фонда; Согласование мест строительства. Конкурсы аукционы; Выдача, оформление и регистрация лицензий; Согласование проектной и технической документации. Наблюдение за гидрометеорологическими процессами, загрязнением ОС; Информирование органов гос. власти, организаций, население о состоянии ОС, ее загрязнении. Установление водоохранных зон; Оформление и регистрация лицензий, договоров на водопользование; Разработка и утверждение нормативов предельно нормативных сбросов. ФГБУ "Томский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" Управление по недропользованию по Томской области Отделверхнеобскогобассейнового водного управления по Томской области ОГУ «Томское управление лесами»

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ Федеральноеагентство по рыболовству Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) ФГУ «Нижнеобьрыбвод» Рыбнадзор Охотнадзор Карантин Защита растений Селекция Агрохимия Ветеринарный надзор Управление по ветеринарному и фитосанитарному надзорупо Томской области Управление по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Томской области Ильин А.П. На границе Внутренний Фитосанитарный надзор

Основные полномочия Россельхознадзора в области охраны окружающей среды и природопользования o o Государственная охрана охотничьих и водных биологических ресурсов; o o Выдача разрешений на: - изъятие объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, - добычу водных биологических ресурсов; - проведение мероприятий по учету, изъятию регулированию численности объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты и водных биологических ресурсов; o o Лицензирование деятельности: - на пользование водными биологическими ресурсами; - на рыбоводство, разведение животных; o o Согласование проектной документации и иных материалов реализация которых способна повлиять на ресурсы животного мира, ( в т.ч. ОДУ, лимиты на добычу животных.)

Основные полномочия Департамента природных ресурсов и ООС o o Регулирование вопросов предоставления недр в пользование; o o Регулирование вопросов воспроизводства минеральной базы; o o Осуществление государственного контроля в области охраны окружающей среды; o o Выдача лицензий на пользование общераспространенными полезными ископаемыми; o o Согласование земельных участков под проектирование (строительства, реконструкцию), приемка в эксплуатацию законченных объектов, приемка рекультивированных земель; o o Разработка нормативных актов по охране окружающей среды и природопользованию; o o Регулирование выбросов загрязняющих веществ в атмосферу; o o Участие в подготовке документов по переводу лесных земель; o o Согласование расчетов платежей за загрязнение окружающей среды в райцентрах области; o o Экспертное рассмотрение проектной документации; o o Организация и осуществление государственного мониторинга природных ресурсов, окружающей среды, ведение фондов информации о природных ресурсах; o o Организация охраны животного мира, ихтиофауны, регулирование промышленного, любительского и спортивного рыболовства, кадастра объектов животного мира; o o Решение вопросов безопасности гидротехнических сооружений; o o Ведение Красной книги, ведение кадастра особо охраняемых природных территорий.

Отдел информационных ресурсов Отдел устойчивого развития и государственного мониторинга Административно- хозяйственный отдел ОГУ «Облкомприрода» Отдел разработки нормативной документации Отдел радиационной безопасности Отдел информационного обеспечения, воспитания и образования Отдел охраны государственных заказников СИГЭКиА (г. Томск, г. Стрежевой, г. Колпашево) И.о. директора Лунева Ю.В. Заместитель директора Отдел программного обеспечения Заместитель директора

Представительство федеральных и областных природоохранных органов на территории Томской области г. Томск г. Колпашево г. Стрежевой Росприроднадзор Департамент ПР и ООС Лаборатории ОГУ «Облкомприрода» Ростехнадзор Егеря ОГУ Облкомприрода

- Система непрерывного экологического образования Томской области Кафедра экологического менеджмента ПРЕДПРИЯТИЯ НАСЕЛЕНИЕ ТГУ, ТПУ, ТГАСУ, ТГПУ, СГМУ, ТУСУР, НГПУ Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Центр экологической политики и информации Департамент общего образования ОГУ «Облкомприрода» Томская экологическая студенческая инспекция Общественные экологические организации Детские экологические клубы Администрация Томской области СТУДЕНТЫ, ШКОЛЬНИКИ ОРГАНЫ ВЛАСТИ Организации по переподготовке кадров ОГУ «Облкомприрода» присвоено звание дипломанта конкурса Национальной Экологической Премии «Эко Мир» 2004 года в номинации «Экологическая политика». Ежегодно с 2002 года Томская область занимает 3 место в России по результатам проведения Всероссийских дней защиты от экологической опасности Более детей и подростков вовлеченных в природоохранную деятельность

Экологическое просвещение в Томской области Семинары по теме «Экологизация образовательного процесса в ДОУ»; Семинары по теме «Экологизация образовательного процесса в ДОУ»; Областной конкурс «Детский сад года – 2010», Дополнительные номинации «Центр экологического образования на селе ( в городе)»; Областной конкурс «Детский сад года – 2010», Дополнительные номинации «Центр экологического образования на селе ( в городе)»; Акции «Птичий городОК», «Дети-детям», «Марш парков», «Кедр – возрождение традиций»; Акции «Птичий городОК», «Дети-детям», «Марш парков», «Кедр – возрождение традиций»; Конференции «Юные исследователи – российской науке и технике», «Экологические проблемы нашего Причулымья», «В краю кедровом»; Конференции «Юные исследователи – российской науке и технике», «Экологические проблемы нашего Причулымья», «В краю кедровом»; Олимпиады школьников, студентов по экологии Олимпиады школьников, студентов по экологии Конкурс юных исследователей ОС, конкурс рисунков «Зеленая планета глазами детей», конкурс «Цветик-семицветик», конкурс детской фотографии «Мы открываем мир»; Конкурс юных исследователей ОС, конкурс рисунков «Зеленая планета глазами детей», конкурс «Цветик-семицветик», конкурс детской фотографии «Мы открываем мир»; Слет юных экологов «Чистая тропа», слет юных экологов и биологов; Слет юных экологов «Чистая тропа», слет юных экологов и биологов; Экологические клубы, факультативы в библиотеке «Экобукварь», «Эльф», «Школа экологической культуры», «Экология и здоровье»; Экологические клубы, факультативы в библиотеке «Экобукварь», «Эльф», «Школа экологической культуры», «Экология и здоровье»; Подготовка и организация информационных стендов, выставок книг, выставок детского творчества; Подготовка и организация информационных стендов, выставок книг, выставок детского творчества; Телепередача «Экологический дневник», радиопередача «Экология: проблемы и решения», тематические материалы в областной газете и пр. Телепередача «Экологический дневник», радиопередача «Экология: проблемы и решения», тематические материалы в областной газете и пр.

Экологическая стандартизация Стандарт – нормативно-технический документ, устанавливающий комплекс норм, правил, требований, обязательных для исполнения. ГОСТ «Система стандартов в области охраны окружающей природы и улучшения использования природных ресурсов», введен в действие 1977 г.

Экологическая стандартизация Пример: ГОСТ Охрана природы. Атмосфера. Нормы и методы определения выбросов вредных веществ с отработавшими газами дизелей, тракторов и самоходных сельскохозяйственных машин 17 – номер системы (ООС) 2 – номер подсистемы (атмосфера) 2 – вид стандарта (нормы и методы измерений) 05 – номер стандарта 86 – год издания Вид стандарта: 1 – термины, классификация, определения 2 – нормы и методы измерений загрязняющих выбросов и сбросов, интенсивность использования природных ресурсов 3 – правила охраны природы и рационального использования природных ресурсов 4 – методы определения параметров состояния природных объектов и интенсивности хозяйственного воздействия 5, 6 – требования к средствам контроля и защиты ОС 7 – прочие стандарты Номер подсистемы: 0 – основные положения 1 – гидросфера 2 – атмосфера 3 – почвы 4 – земли 5 – флора 6 – фауна 7 - недра

Экологическая паспортизация В соответствии с ГОСТ каждое предприятие в обязательном порядке разрабатывает экологический паспорт. Экологический паспорт – документ, содержащий информацию об уровне использования природопользователем ресурсов (природных, вторичных и др.) и степени воздействия его производств на ОС, а также сведения о разрешениях на право природопользования, нормативах воздействий и размерах платежей за загрязнение ОС и использование природных ресурсов. Цель паспортизации – прогноз экологической ситуации как на самом предприятии, так и вокруг него, а также контроль за выполнением природоохранных мероприятий.

Состав экологического паспорта - титульный лист; - сведения о разработчике экопаспорта; - содержание; - общие сведения о природопользователе; - эколого-экономические показатели; - сведения о выпускаемой продукции; - краткую характеристику производств; - сведения о потреблении энергоносителей; - эколого-производственные показатели; - сведения о землепользовании; - сведения о разрешениях (лицензиях) на природопользование и природоохранную деятельность; - план природоохранных мероприятий; - список использованных источников информации.

Экологическая экспертиза Экологическая экспертиза установление соответствия документов, обосновывающих намечаемую хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области ООС, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду. Виды: - - государственная экологическая экспертиза (Ростехнадзор, Росприроднадзор, Министерство природных ресурсов); - - общественная экологическая экспертиза.

Объекты государственной экологической экспертизы Любые проектные и предпроектные документы; Любые проектные и предпроектные документы; Новая техника и технология, продукция, сырье и материалы, вещества; Новая техника и технология, продукция, сырье и материалы, вещества; Проекты стандартов и нормативов. Проекты стандартов и нормативов. Задача государственной экологической экспертизы – оценить соответствие намечаемой хозяйственной или иной деятельности требованиям экологической безопасности

Положительные заключения ГЭЭ объектов регионального уровня в Томской области в первом полугодии 2011 года 1. Материалы комплексного экологического обследования природной территории "Лиственничное урочище", обосновывающие придание ей статуса памятника природы областного значения. 2. Материалы комплексного экологического обследования природного комплекса "Уртамовский Яр и фрагмент степи у с. Уртам", обосновывающие придание ей статуса памятника природы областного значения. 3. Материалы комплексного экологического обследования государственного комплексного охотничьего заказника местного значения "Тонгульский" на территории Зырянского района Томской области с целью создания на его территории государственного зоологического заказника областного значения "Тонгульский". 4. Материалы комплексного экологического обследования территорий (природных объектов) в Асиновском, Каргасокском, Кожевниковском, Молчановском, Томском, Чаинском районах Томской области и в г. Томске в целях придания им статуса геологических памятников природы регионального (областного) значения в части, касающейся Положения, границ и схемы памятника природы областного значения "Классические геологические обнажения под Лагерным садом на правом берегу р. Томи. 5. Материалы комплексного экологического обследования государственного зоологического заказника областного значения "Калтайский" в части, касающейся Положения, границ и схемы.

Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) ОВОС вид деятельности по выявлению, анализу и учету прямых, косвенных и иных последствий воздействия на ОС планируемой хозяйственной и иной деятельности в целях принятия решения о возможности или невозможности ее осуществления. Процедура ОВОС предшествует проведению ГЭЭ.

Типовое содержание материалов по ОВОС намечаемой деятельности в инвестиционном проектировании 1. Общие сведения. 2. Пояснительная записка по обосновывающей документации. 3. Цель и потребность реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности. 4. Описание альтернативных вариантов достижения цели намечаемой хозяйственной и иной деятельности, включая предлагаемый и "нулевой вариант". 5. Описание возможных видов воздействия на ОС намечаемой хозяйственной и иной деятельности по альтернативным вариантам. 6. Описание ОС, которая может быть затронута намечаемой хозяйственной и иной деятельностью в результате ее реализации. 7. ОВОС намечаемой хозяйственной и иной деятельности по альтернативным вариантам, в том числе оценка достоверности прогнозируемых последствий намечаемой инвестиционной деятельности. 8. Меры по предотвращению и / или снижению возможного негативного воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности. 9. Выявленные при проведении оценки неопределенности в определении воздействий намечаемой хозяйственной и иной деятельности на ОС. 10. Краткое содержание программ мониторинга и послепроектного анализа. 11. Обоснование выбора варианта намечаемой хозяйственной и иной деятельности из всех рассмотренных альтернативных вариантов. 12. Материалы общественных обсуждений, проводимых при проведении исследований и подготовке материалов по ОВОС намечаемой хозяйственной и иной деятельности. 13. Резюме нетехнического характера.

Экологический менеджмент Экологический менеджмент – часть системы менеджмента организации, используемая для разработки и внедрения экологической политики и управления ее экологическими аспектами. Экологическая политика – заявление организации о своих намерениях и принципах, связанных с ее общей экологической эффективностью, которое служит основанием для действия и установления целевых и плановых экологических показателей. Экологический аспект – элемент деятельности организации, ее продукции или услуг, который может взаимодействовать с ОС.

Экологический менеджмент Конференция ООН в Рио-де-Жанейро (1992): «экологический менеджмент следует относить к ключевой доминанте устойчивого развития и, одновременно, к высшим приоритетам промышленной деятельности и предпринимательства». ГОСТ Р ИСО «Системы экологического менеджмента. Требования и руководство по применению».

Концептуальная система устойчивого развития Устойчивое развитие – это развитие, которое отвечает требованиям современности и не ущемляет интересы будущих поколений.

Модель системы экологического менеджмента В основе лежит «цикл PDCA» (Plan-Do-Check-Act): планирование, внедрение, проверка, действие

Эффективность функционирования системы экологического менеджмента в Томской области в 2004 г.

Экологический аудит Экологический аудит – независимая, комплексная, документированная оценка соблюдения субъектом хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области ООС, требований международных стандартов и подготовка рекомендаций по улучшению такой деятельности. ГОСТ Р ИСО ГОСТ Р ИСО ГОСТ Р ИСО ГОСТ Р ИСО

Состав экологического аудита Анализ бухучета предприятия по экологическим показателям; Анализ бухучета предприятия по экологическим показателям; Прогноз экологических рисков и ущербов; Прогноз экологических рисков и ущербов; Инструментальные измерения различных экологических параметров аудируемого объекта и ОС; Инструментальные измерения различных экологических параметров аудируемого объекта и ОС; Разработка конкретных природоохранных мер и др. Разработка конкретных природоохранных мер и др. Экологический аудит проводится по инициативе самих предприятий на коммерческой основе и представляет собой специфическую форму производственного экологического контроля.

Экологическая сертификация Экологическая сертификация – деятельность по подтверждению соответствия объекта природоохранным требованиям, установленным соответствующими нормативно-правовыми документами. Обязательная (новая техника, отходы производства и потребления, строительные материалы и изделия и др.), Обязательная (новая техника, отходы производства и потребления, строительные материалы и изделия и др.), Добровольная. Добровольная. Экологическая сертификация выдается на срок до 5 лет.

Экологический мониторинг Мониторинг ОС (экологический мониторинг) комплексная система наблюдений за состоянием ОС, оценки и прогноза изменений состояния ОС под воздействием природных и антропогенных факторов. Экологический мониторинг – важная часть экологического контроля.

Мониторинг перекрестков г.Томска 2011 года Место замера ЗВ СО, мг/м 3 NO 2, мг/м 3 Формаль- дегид, мг/м 3 Превы шение ПДК, число раз Бензол мг/м ³ Превы шение ПДК, число раз Взвешен- ные в-ва, мг/м ³ Превы шение ПДК, число раз Водород хлористый, мг/м ³ Превы шение ПДК, число раз ПДК м.р., мг/м 3 5,00,20,035 0,30 0,5 0, г. Тв.= 20°С Ветер: юго-западный, 2 м/с Ратм. = 99,9 к Па пр. Ленина - ул. Учебная 1,10,170,013-1,9956,70,40-0,2511,3 пр.Кирова- ул.Красноарме йская 1,00,110,014-1,2694,20,29-0,8194, г. Тв.= °С Ветер: северо-восточный, 2 м/с Ратм. = 99,2 к Па ул. Вокзальная - ул. 79 Гв. Дивизии 3,20,2010,010-0,178-1,292,60,4522,3 ул. Пушкина - ул. Транспортная 4,30,1960,027-0,5371,80,901,80,165- пр.Фрунзе - ул.Красноарме йская 1,80,1850,0401,10,179-0,831,70,2821, г. Тв.= °С Ветер юго-западный, 1 м/с Ратм. = 99,8 к Па пр. Мира - ул. Интернационал истов 1,20,222< 0,01-< 0,02-0,43-0,6343,2

Информация по качеству топлива в г. Томске на Наименование АЗСНаименование топлива Соответствие Техническому регламенту от ООО « Сибирский бензин » АЗС « Чандлер Ойл », с. Зоркальцево, Томский район Бензин АИ-92 соответствует ООО « Томскнефтепродукт » ВНК НК Роснефть, г. Северск, пр. Коммунистический,167 Дизельное топливосоответствует АЗС « Северная » ООО « Сибнефтепереработка », г. Северск, Сосновый проезд, 2 Бензин АИ-92 соответствует АЗС « Газпромтрансгаз Томск » Томский район, с. Предтеченск, ул. Мелиоративная Бензин АИ-92 соответствует АЗС « Лукойл » ООО « Лаки Стар », Томский район с. Рыболово Дизельное топливосоответствует АЗС 1 ООО « Авиационные услуги », аэропорт Дизельное топливосоответствует

Экологический контроль Экологический контроль – система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области ООС, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области ООС.

Виды экологического контроля Государственный: государственный экологический инспектор; Производственный: эколог на предприятии Общественный: профсоюзы, общественные объединения, трудовые коллективы, отдельные граждане

Потенциальная система государственного контроля в сфере природопользования и ООС РФ Правительство Российской Федерации Федеральная служба экологической безопасности Субъекты Российской Федерации Органы местного самоуправления - государственный контроль за использованием и охраной земель; - государственный экологический контроль в области обращения с отходами производства и потребления; - экспертиза (на уровне согласования) размещения и строительства объектов местного значения - государственный экологический контроль объектов, за исключением федеральных объектов контроля; - государственный контроль в сфере природопользования: по охране недр, водных объектов, лесов, животного мира; - лицензирование и нормирование в области природопользования и охраны окружающей среды; - государственная экологическая экспертиза объектов уровня субъекта РФ; - надзор за деятельностью органов местного самоуправления - выработка единой государственной политики РФ в области экологической безопасности и формирование законодательства; - установление единого порядка и методология лицензирования, нормирования, экспертизы и контроля в РФ; - разработка методического обеспечения органов власти; - государственная экологическая экспертиза объектов федерального уровня; - государственный экологический контроль объектов федерального уровня; - надзор за деятельностью органов власти субъектов РФ

Государственный экологический контроль Уведомление о проверке Приказ Росприроднадзора не позднее чем за 3 рабочих дня не позднее чем за 24 часа не позднее чем за 24 часа Результат проверки Акт проверки в 2-х экз. Предписание об устранении выявленных нарушений 2. Документарная проверка 1. Выездная проверка Плановый Внеплановый

Государственный экологический контроль, проводимый Департаментом природных ресурсов и ООС Томской области Параметр 2009 г.2010 г.2011 г. Численность инспекторского состава н/д 51 Нагрузка (количество проверок на 1 инспектора в месяц (из 5)) 6,497,3 Проведено плановых проверок юр. лиц и индивидуальных предпринимателей н/д 265 (из 302)н/д Всего рейдов и проверок

Экологический контроль и ответственность за экологические правонарушения ФЗ – 294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от г. ФЗ – 196 «Кодекс об административных правонарушениях» от г. Глава 7. Административные правонарушения в области охраны собственности Глава 8. Административные правонарушения в области ООС и природопользования ФЗ – 64 «Уголовный кодекс РФ»от г. Глава 26. Экологические правонарушения Мах – до 20 лет лишения свободы (Экоцид ст. 358)

Экологические правонарушение Экологическое правонарушение виновное, противоправное деяние, нарушающее природоохранительное законодательство и причиняющее вред окружающей природной среде и здоровью человека. Загрязнение ОС; Незаконная рубка леса; Сверхнормативный выброс, сброс ЗВ; Несоблюдение экологических требований при захоронении вредных веществ; Порча, повреждение или уничтожение природных объектов; Незаконная охота, рыболовство и т.п.

Юридическая ответственность за экологические правонарушения Лишение свободы (мах 8 лет, экоцид – 20 лет) Конфискация имущества Крупный денежный штраф Дисциплинарнаяответственность Предупреждение Выговор Понижение в должности, в окладе Увольнение с работы и пр. Уголовнаяответственность Денежный штраф Предупреждения Общественные порицания Конфискация незаконно добытой продукции и др. Административнаяответственность Имущественнаяответственность Иски о компенсации вреда ОС могут быть предъявлены в течение 20 лет.

Методы экономического регулирования в области ООС государственные прогнозы социально-экономического развития на основе экологических прогнозов; Федеральные программы в области экологического развития РФ и целевые программы в области ООС субъектов РФ; разработка и проведение мероприятий по ООС в целях предотвращения причинения вреда окружающей среде; установление платы за негативное воздействие на ОС; установление лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов, лимитов на размещение отходов производства и потребления и другие виды негативного воздействия на ОС; проведение экономической оценки воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду; предоставление налоговых и иных льгот при внедрении наилучших существующих технологий, нетрадиционных видов энергии, использовании вторичных ресурсов и переработке отходов, а также при осуществлении иных эффективных мер по ООС; поддержка предпринимательской, инновационной и иной деятельности, направленной на ООС; возмещение вреда окружающей среде.

Плата за негативное воздействие на ОС выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий. Внесение платы не освобождает предприятия от выполнения мероприятий по ООС и возмещения вреда ОС.

Принципы, лежащие в основе системы формирования платы за негативное воздействие на ОС Загрязнитель Меньшеплатишь Меньшезагрязняешь Платит Загрязнитель Меньшезагрязняешь Платит Загрязнитель Меньшезагрязняешь Меньшеплатишь Платит Загрязнитель Меньшезагрязняешь

Система формирования платы за негативное воздействие на ОС Воздействие на ОС в пределах установленныхдопустимыхнормативоввыбросов(сбросов)загрязняющих веществ в ОС; лимитов на размещениеотходов Базовый норматив платы Пятикратное превышение базового норматива платы Двадцатипятикратное превышение базового норматива платы Воздействие на ОС в пределах установленных лимитов выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в ОС; сверхлимитное размещение отходов Воздействие на ОС сверх установленных лимитов выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в ОС; отсутствие разрешений на выброс (сброс)

Расчет платы за загрязнение ОС Р i = Σ(Н i × М i ) × Кэк.с. × К инд., где Н i – ставка платы за выброс, сброс, размещение отходов; М i – выброс i-го ЗВ; Кэк.с. – коэффициент экологической ситуации; Кинд - коэффициент индексации (инфляции)

ПДВНДСЛимиты Рi доп = Σ(Нi × Мi доп ) × Кэк.с. × К инд. ПДВНДСЛимитыПДВНДС Рi лим = 5 × Σ(Нi × Мi лим ) × Кэк.с. × К инд. -ВСВВСС сверхлимитовсверхлимитовсверхлимитов Рi сверх = 25 × Σ(Нi × Мi сверх ) × Кэк.с. × К инд. Рi св.лим = 5 × Σ(Нi × Мi сверх ) × Кэк.с. × К инд. Литосфера ГидросфераАтмосфера

Расчет общей платы за загрязнение объекта ОС Рi общ = Р доп + Р лим + Р сверхлим М факт = М доп + М лим + М сверхлим Р = Р А + Р Г + Р Л, где Р А, Р Г, Р Л плата за негативное воздействие на атмосферу, водные объекты и за размещение отходов

Плата за негативное воздействие на ОС в Томской области Доля, %Годы Поступило в бюджет РФ, всего ,616407,603468,4 В том числе в доход: - федерального бюджета 2032,32481,52193,7 - областного бюджета 40124,646163,041187,35 - бюджетов муниципальных образований 40124,646163,041187,35

Нормирование в области ООС ПНООЛР (5 лет) Атмосфера Проект ПДВ (5 лет) + СЭЗ Литосфера Проект НДС (не менее 15 лет) + СЭЗ Гидросфера Разрешение на образование отходов и их размещение Разрешение на выбросы ЗВ Разрешение на сбросы ЗВ Плата заобразование отходов и их размещение Плата за образование отходов и их размещение Плата за выбросы ЗВ Плата засбросы ЗВ Плата за сбросы ЗВ + Проект СЗЗ (+СЭЗ) Госпошлина 2000 руб. (с 2009 г.) Госпошлина 1000 руб. 2 тп Отходы 2 тп Воздух 2 тп Водхоз

Требования в области ООС при осуществлении НГД деятельности При размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки должны предусматриваться эффективные меры по очистке и обезвреживанию отходов производства и сбора нефтяного (попутного) газа и минерализованной воды, рекультивации нарушенных и загрязненных земель, снижению негативного воздействия на окружающую среду, а также по возмещению вреда окружающей среде, причиненного в процессе строительства и эксплуатации указанных объектов.

Требования в области ООС при осуществлении НГД деятельности Строительство и эксплуатация объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки допускаются при наличии проектов восстановления загрязненных земель в зонах временного и (или) постоянного использования земель, положительного заключения государственной экспертизы проектной документации.

Основные экологические нормативы санитарно-гигиенические нормативы: ПДК, ПДУ; санитарно-гигиенические нормативы: ПДК, ПДУ; производственно-хозяйственные: ПДВ, ПДС; производственно-хозяйственные: ПДВ, ПДС; комплексные показатели качества окружающей природной среды: ПДН. комплексные показатели качества окружающей природной среды: ПДН. Качество окружающей природной среды – степень соответствия ее характеристик потребностям человека и технологическим требованиям, оценивается с помощью экологических нормативов

Основные экологические нормативы ПДК – Предельно допустимая концентрация ПДКм.р. – Максимально разовая ПДК ПДКс.с. – Среднесуточная ПДК ПДКр.з. – ПДК рабочей зоны ПДУ – Предельно допустимый уровень ПДВ, ПДС – Предельно допустимый выброс, сброс ПДН – Предельно допустимая нагрузка на природную среду

Обеспечение экологической безопасности ФЗ – 68 «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера)» от г. ФЗ – 3 «О радиационной безопасности населения» от г. ФЗ – 117 «О безопасности гидротехнических сооружений» от г. Декларация промышленной безопасности Декларация безопасности ГТС Нормирование

Охрана атмосферного воздуха ФЗ – 96 «Об охране атмосферного воздуха» от г. ФЗ – 52 «О санитарном благополучии населения» от г. ФЗ – 34 «О запрете производства и оборота этилированного автомобильного бензина в РФ» от г. ФЗ – 128 «О Ратификации Киотского протокола к Рамочной конвенции ООН об изменении климата» от г.

ПОД-1 «Журнал учета стационарных источников и их характеристика» ПОД-2 «Журнал учета выполнения мероприятий по охране атмосферного воздуха» ПОД-3 «Журнал учета работы газоочистных и пылеулавливающих установок» ПДВ ВСВ ТНВ Охрана атмосферного воздуха Нормирование Статистическая отчетность Первичная учетная документация Инвентаризация выбросов ЗВ Проект ПДВ, СЭЗ Разрешение на выбросы ЗВ СЗЗ 2-тп Воздух

Рациональное использование и охрана поверхностных вод ФЗ – 74 «Водный кодекс» от г. ФЗ – 155 «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне РФ» от г. ФЗ – 94 «Об охране озера Байкал» от г.

Журналы учета водопотребления и водоотведения средствами измерений и другими методами Журнал учета качества сбрасываемых сточных вод и (или) дренажных вод Нормирование Статистическая отчетность Первичная учетная документация Проект НДС, СЭЗ Разрешение на сбросы ЗВ Водоохранные зоны, полосы Договор водопользования/разрешение на пользование водными объектами 2-тп Водхоз Рациональное использование и охрана поверхностных вод

Отходы производства и потребления ФЗ – 89 «Об отходах производства и потребления» от г. ФЗ – 49 «О ратификации Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением» от г.

Журнал ежедневного расхода горючего Журнал учета дымности Журнал пройденного километража и др. Нормирование Статистическая отчетность Первичная учетная документация Паспорт опасного отхода МОДОО, СЭЗ, ПНООЛР Разрешение на размещение отходов Лицензия на обезвреживание и размещение отходов I-IV класса опасности 2-тп Отходы Отходы производства и потребления

Рациональное использование и охрана недр, земель ФЗ – «О недрах» от г. ФЗ – 187 «О континентальном шельфе РФ» от г. ФЗ – 4 «О мелиорации земель» от г. ФЗ – 136 «Земельный кодекс РФ» от г. Рекультивация Мелиорация

Рациональное использование и охрана недр, земель Проект по рекультивации земель Лицензия на пользование недрами Лицензия на добычу ПИ Лицензия на геологию Горные и земельные отводы Нормирование

Рациональное использование и охрана лесов Проект освоения лесов Лесная декларация Нормирование ФЗ – 200 «Лесной кодекс РФ» от г.

Особо охраняемые природные территории ФЗ – 33 «Об особо охраняемых природных территориях» от г. ФЗ – 26 «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местах и курортах» от г.

Рациональное использование и охрана биологических ресурсов Разрешение на пользование животным миром Нормирование ФЗ – 52 «О животном мире» от г. ФЗ – 16 «О ратификации конвенции о биологическом разнообразии» от г. ФЗ – 166 «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» от г. Красная книга Томской области

Раздел «Охрана окружающей среды» Описание региона Виды и источники существующего техногенного воздействия ОВОС Меры по ООС Отходы производства и потребления, их утилизация Аварийные ситуации Ликвидация месторождения Мониторинг ОС

ПДК некоторых вредных веществ в атмосферном воздухе населенных мест Наименованиевещества Класс опасности ПДК, мг/м 3 максимально-разовая ПДК м.р среднесуточная ПДК с.с Азота диоксид NO 2 20,0850,04 Азота оксид NO 30,40,06 Аммиак 40,20,04 Ацетон 30,35– Бензин 45,01,5 Ртуть 1–0,0003 Сажа 30,150,05 Сероводород H 2 S 20,008– Серы диоксид SO 2 30,50,05 Углерода диоксид CO 45,03,0 Фенол 20,010,003 Формальдегид 20,0350,003

Классификация твёрдых отходов Класс опасности отхода для окружающей природной среды Степень вредного воздействия опасных отходов на окружающую природную среду Критерии отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды I класс (чрезвычайно опасные) очень высокая Экологическая система необратимо нарушена. Период восстановления отсутствует. II класс (высокоопасные) высокая Экологическая система сильно нарушена. Период восстановления не менее 30 лет после полного устранения источника вредного воздействия. III класс (умеренно опасные) средняя Экологическая система нарушена. Период восстановления не менее 10 лет после снижения вредного воздействия от существующего источника. IV класс (малоопасные) низкая Экологическая система нарушена. Период самовосстановления не менее 3 лет. V класс (практически неопасные) очень низкая Экологическая система практически не нарушена.

Перечень образующихся отходов при эксплуатации автотранспорта Наименование отхода Код отхода Отходы аккумуляторов свинцовых отработанных неповрежденных, с неслитым электролитом Кислота аккумуляторная серная отработанная Масла автомобильные отработанные Отходы аккумуляторов свинцовых отработанных не разобранных со слитым электролитом Осадок от нейтрализации отработанной аккумуляторной серной кислоты Шины пневматические отработанные Осадок от нейтрализации отработанной аккумуляторной серной кислоты Обтирочный материал, загрязненный маслами (содержание масел менее 15%) Шлам от мойки автотранспорта Лом алюминия несортированный Лом черных металлов несортированный