Педагогический процесс в ДОУ – интеграция образовательных областей.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Принцип интеграции в реализации образовательных областей в ДОУ «Жемчужинка»
Advertisements

Образовательная область "Познание" и её интеграции с другими областями занятия Подготовила Новикова Людмила Ивановна - воспитатель МАДОУ 7.
Интегрированный подход обучения дошкольников - основополагающий в ФГТ (консультация для воспитателей) Муниципальное автономное дошкольное образовательное.
ДОУ « Солнышко » Организация работы ДОУ в условиях внедрения ФГТ.
« Введение федеральных государственных требований ( ФГТ ) в систему дошкольного образования « Введение федеральных государственных требований ( ФГТ ) в.
«Художественно- творческое воспитание детей» МБДОУ 99 Воспитатели - Яковлева М.В. Кусяева А.Р.
Городское методическое объединение музыкальных руководителей « Организация предметно - развивающей среды музыкального зала и музыкального центра группы.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад 6 «СЕМИЦВЕТИК» городского округа город Шарья Костромской области.
Logo Составила старший воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ «Детский сад комбинированного вида 67» Энгельсского.
И.о. заведующего : М.С. Арсеньева Старший воспитатель: Е.А. Матвеева.
Интегрированное занятие как форма непосредственной образовательной деятельности по физическому развитию старших дошкольников.
Организация непосредственно –образовательной деятельности в ДОУ в соответствии с ФГТ.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по направлению.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад 9 комбинированного вида п. Кильдинстрой Мурманской области ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ.
Интеграция образовательных областей в непосредственно образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию дошкольников.
Педагогический процесс в ДОУ – интеграция образовательных областей ТараскинаЮ.А. по материалам К.Ю.Белой.
Приказ министерства образования и науки РФ Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной.
Город Азов Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 20 ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИГРОВОЙ ПРОЕКТ «ЗАЙЧИШКИ - ШАЛУНИШКИ» Авторы: Воспитатели:
МУЗЫКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ МУЗЫКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ.
Консультация для воспитателей «Интеграция образовательных областей в планировании работы воспитателя ДОУ» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное.
Транксрипт:

Педагогический процесс в ДОУ – интеграция образовательных областей

До введения ФГТ в ДОУ проводились не связанные между собой (кроме лексической темы недели) занятия, представляющие, как правило, отрывочные сведения из разных областей науки. Такая информация не становится знанием, поскольку не актуализируется ребёнком в его жизни, и, соответственно, не формируется целостного представления о мире как единой системе, где всё взаимосвязано. Это привело к вопросу об использовании интегрированного подхода в образовании детей дошкольного возраста. Одна из форм осуществления данного подхода, позволяющего сэкономить детям время для общения, прогулок, самостоятельного творчества и игровой деятельности – интеграция непосредственно образовательной деятельности

Актуальность данного подхода объясняется целым рядом причин: 1. Мир, окружающий детей, познается ими в своем многообразии и единстве. 2. Развитие потенциала самих воспитанников побуждает к активному познанию окружающей действительности, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей. 3. Использование различных видов деятельности в течение непосредственно образовательной деятельности поддерживает внимание воспитанников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности образовательного процесса. НОД с использованием интегрированного подхода раскрывает значительные педагогические возможности, повышают познавательный интерес, служат развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти. 4. Интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества педагога, раскрытия его способностей.

Сущностью интегрированного подхода является соединение знаний из разных областей на равноправной основе, дополняя друг друга. При этом педагоги имеют возможность решать несколько задач из различных областей развития, а дети осваивают содержание различных разделов программы параллельно. Важно заметить, что методика проведения НОД с использованием интегрированного подхода существенно отличается от методики проведения обычного занятия.

Методы и приемы, используемые при интеграции НОД. Сравнительный анализ, сопоставление, поиск, эвристическая деятельность. Проблемные вопросы, стимулирующие проявление своего рода совместных с педагогом «открытий», помогающих ребенку найти ответ. Используются задания типа «докажи», «объясни», «как ты узнал?» и др. Разнообразные речевые дидактические игры для знакомства с культурно-речевыми эталонами, активизации словаря, расширения представления о многообразии окружающего мира и предметов, их свойств, воспитания чувства уверенности в своих силах.

Независимо от того, какую программу реализует ДОУ, содержание образования должно быть направлено на решение трех важных задач: 1. Сохранение здоровья ребенка. 2. Развитие базовых качеств личности. 3. Предоставление равных стартовых возможностей

В образовательном процессе выделяется два основных блока: совместная партнерская деятельность взрослого с детьми; свободная самостоятельная деятельность детей.

Основные тезисы организации партнерской деятельности взрослого с детьми (Н.А. Короткова) включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми; добровольное присоединение детей к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения); свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства); открытый временной конец НОД (каждый работает в своем темпе).

Разрабатывая проблему интеграции педагогического процесса, надо учитывать, что работа с детьми осуществляется через интегративные блоки (циклы), объединенные определенной темой (содержанием). Интеграция легко организуется при комплексно-тематическом планировании (тематический день, тематическая неделя и т.д.). Однако, для воспитателя самым трудным является процесс отбора содержания по темам.

Механизмом интеграции является образ, создаваемый разными средствами: в литературе средство выразительности – слово (образные определения, эпитеты, сравнения, ритм, метафора); театрализованной деятельности выразительные средства драматизации – движения, жесты, мимика, голос, интонация, позы; изобразительной деятельности – рисунок (форма, величина, цвет, композиция, ритм), лепка (форма, объем, пропорции, поза, соотношение предметов в общей композиции по величине), аппликация (форма, цвет, композиция, ритм и др.); музыке - мелодия, ритм, гармония, динамика, интонация и т.д. (по Т.С. Комаровой).

Формы образовательной деятельности Продуктивная детская деятельность (примеры форм работы): мастерская по изготовлению продуктов детского творчества; реализация проектов; детский дизайн; опытно-экспериментальная деятельность; выставки, мини музеи.

Музыкально-художественная деятельность (примеры форм работы): слушание соответствующей возрасту народной, классической, детской музыки; музыкально-дидактическая игра; Беседа (элементарного музыковедческого содержания); совместное и индивидуальное исполнение; музыкальное упражнение; двигательный, пластический, танцевальный этюд, танец; концерт-импровизация; музыкальная сюжетная игра.

Задачи для воспитателя наполнение жизни ребенка интересным содержанием; творческий подход к отбору содержания на основе интеграции, с использованием разнообразных методов и приемов; широкое включение в образовательный процесс разнообразных игр, игровых приемов и игровых ситуаций.

вариативность в отборе тем, форм, средств, методов (новизна и разнообразие); исключение формализма, шаблонности, излишнего дидактизма; внимательное, тактичное отношение к ребенку, его возможностям.

Литература 1)Алямовская В.Г., Петрова С.Н. Как работать воспитателю детского сада по ФГТ. М.Ц «Восхождение», )Белая К.Ю., Кондрыкинская Л.А. Рабочий журнал воспитателя детского сада. М.ТЦ Сфера )Комарова Т.С., Зацепина М.Б. Интеграция в системе воспитательно- образовательной работы детского сада. Мозаика-Синтез М )Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста.- М. Линка-Пресс )Свирская Л. Методика ведения педагогических наблюдений. Образовательные проекты, Линка-Пресс )Чумичева Р.М. Концептуальные основы перехода к качественно новому уровню дошкольного образования. РГПУ 2007.

«Творчество - это не удел только гениев, создавших великие художественные произведения. Творчество существует везде, где человек воображает, комбинирует, создает что- либо новое». Л.С. Выготский

Выделено 10 образовательных областей: Физическая культура, Познание, Музыка, Труд, Чтение художественной литературы, Коммуникация, Безопасность, Здоровье, Художественное творчество, Социализация. Каждая образовательная область основана на какой-либо детской деятельности и направлена на её развитие

Основные задачи образовательной области «Художественное творчество»: -развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд); -развитие детского творчества; -приобщение к изобразительному искусству.

Формы организации детской деятельности. НООД (художественное творчество) Фронтальная форма Подгрупповая форма Индивидуальная работа

Каждому виду деятельности: - игровая, - коммуникативная, - двигательная, - продуктивная, - познавательно-исследовательская, - трудовая, - музыкально-художественная, - чтение (восприятие) художественной литературы. соответствуют определенные формы работы с детьми.

Формы образовательной деятельности Образовательная деятельность в режимных моментах (ОД в РМ) Образовательная совместная деятельность Самостоятельная деятельность детей Совместная деятельность с семьей - Наблюдение - Рассматривание эстетически привлекательных объектов природы - Игра - Игровое упражнение - Проблемная ситуация - Конструирование из песка - Обсуждение (произведений искусства, средств выразительности и др.) - Создание коллекций - НОД (рисование, аппликация, худож. конструирование, лепка) - Изготовление украшений, декораций, подарков, предметов для игр - Экспериментирование - Рассматривание эстетически привлекательных объектов природы, быта, произведений искусства - Игры (дидактические, строительные, сюжетно- ролевые) - Тематические досуги - Выставки работ декоративно-прикладного искусства, репродукций произведений живописи - Проектная деятельность - Создание коллекций - Украшение личных предметов - Игры (дидактические, строительные, сюжетно-ролевые) - Рассматривание эстетически привлекательных объектов природы, быта, произведений искусства - Самостоятельная изобразительная деятельность - Создание соответствующей предметно- развивающей среды - Проектная деятельность - Экскурсии - Прогулки - Создание коллекций

Интеграция области « Художественное творчество »» « Коммуникация » (развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности) « Познание » (формирование целостной картины мира, расширение кругозора в части изобразительного искусства, творчества) « Безопасность » (формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах продуктивной деятельности) « Труд » (формирование трудовых умений и навыков, адекватных возрасту воспитанников, трудолюбия в различных видах продуктивной деятельности) « Музыка », « Чтение художественной литературы », « Физическая культура » (развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства) Содержание и результаты всех областей Программы могут быть обогащены и закреплены с использованием средств продуктивной деятельности детей « Музыка », « Чтение художественной литературы » (использование музыкальных и художественных произведений для обогащения содержания области « Художественное творчество » )

Программные задачи Совместная деятельность Самостоятельная деятельность Литература НОД I-подгруппаII-подгруппа Лепка По замыслу Учить детей задумывать содержание своей работы. Намечать последовательность её исполнения. Воспитывать умение доводить замысел до конца. Использовать знакомые приемы лепки. Развивать мелкую моторику рук Рассматривание различных по сюжету иллюстраций. Игры по желанию детей Комарова стр.95 Аппликация Птицы на ветках. Учить детей передавать в аппликации образ птиц, особенности формы головы и туловища, хвоста, окраску птиц. Учить красиво, располагать изображение на листе. Развивать эстетическое восприятие. Воспитывать заботливое отношение к птицам передавать образы птиц в лепке, самостоятельно использовать навыки и умения (соединять части, сглаживать места соединения). Д/и "Четвёртый лишний" Чтение про птиц. Наблюдение на прогулке за птицами, рассматривание внешнего вида Комарова стр.104 Лепка Сердитый недотрога живёт в глуши лесной. Учить создавать образ ёжика из целого куска пластилина, правильно передавая его форму. Формировать умение скатывать пластилин в овал и заострять один конец, развивать самостоятельность в выборе средств выразительности, образа ёжика. Обогащать знания детей о животных. Развивать у детей замысел, самостоятельно лепить ёжика, закрепить приёмы лепки. Д/и "Узнай по описанию". Чтение художественной литературы про ёжика. Соедини точки (1-ая подгруппа.) Закрась по силуэту (2-ая подгруппа.) Комарова, стр. 102 Аппликация Мишка косолапый по лесу идёт. Учить способом аппликации создавать изображение. Закреплять умение вырезывать круг из квадрата, овал из прямоугольника; раскладывать и наклеивать изображение. Развивать у детей умение изображать диких животных, передавая их строение. Совершенствовать навык работы с ножницами и клеем. Развивать мелкую моторику рук. Чтение сказки "Три медведя". Д/и "Узнай по описанию". Рассматривание иллюстраций диких животных. Выложи по образцу (из счётных палочек Т.Г.Неретина стр.97