Быков Сергей Сергеевич, ст. преподаватель кафедры профессионального образования СПб АППО.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Нормативно-правовое обеспечение профориентационной работы МБОУ Лицей.
Advertisements

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного.
Современные подходы к оценке качества дополнительного профессионального обучения взрослых Кузнецова И.Ю., к.п.н., доцент кафедры психологии и педагогики.
Стандарты второго поколения Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения Основная школа.
РОДИТЕЛЯМ О ВВЕДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МАДОУ ЦРР- детский сад «Сибирячок» г.п. Лянтор.
Правовое регулирование отношений в сфере образования Гептина О.С., методист КГБОУ НПО ПЛ 2.
Тема опытно-экспериментальной работы «Самореализация личности школьника в условиях организации профильного обучения в рамках сотрудничества с высшим учебным.
ЧАСТЬ 1. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРИНЦИПЫ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Система образования в России: структура и управление 1. Основные нормативные документы в области образования. 2. Структура и особенности современной системы.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 г. Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 г.
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ФЕДЕРАЛЬНОМ ЗАКОНЕ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ »
( разработаны Российской академией образования по поручению Министерства образования и науки Российской Федерации )
ВСЕРОССИЙСКАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ДОШКОЛЬНОЕ ДЕТСТВО: ДОСТУПНОСТЬ И КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ СТАНДАРТИЗАЦИИ» «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ.
Ф едеральный закон от ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года Одобрен Советом Федерации.
МЕЖДУНАРОДНАЯ ЗАЩИТА ПРАВ ДЕТЕЙ ДЕНЬ ПРАВОВЫХ ЗНАНИЙ.
2010 год Концепция гражданского образования в Нижегородской области на годы.
Примерная основная образовательная программа начального общего образования.
Федеральный закон от г. 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». ст. 2. Основные понятия.
Транксрипт:

Быков Сергей Сергеевич, ст. преподаватель кафедры профессионального образования СПб АППО

Профориентация – помощь, оказываемая личности в использовании своих личных особенностей.

Профориентация - информационная и организационно-практическая деятельность семьи, учебных заведений, государства, обществ и коммерческих организаций, обеспечивающих помощь населению в выборе, подборе или перемене профессии с учётом индивидуальных интересов каждой личности и потребностей рынка труда.

Профориентация - процесс определения индивидом того вида трудовой деятельности, в которой он хочет себя проявить, осознание своих склонностей и способностей к этому виду деятельности и осведомленность о каналах и средствах приобретения знаний, умений и навыков для овладения конкретной профессией.

Профориентация - это обобщенное понятие одного из компонентов общечеловеческой культуры, проявляющегося в форме заботы общества о профессиональном становлении подрастающего поколения, поддержки и развития природных дарований, а также проведения комплекса специальных мер содействия человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учетом его потребностей и возможностей, социально- экономической ситуации на рынке труда.

Профориентация - одно из направлений программы воспитания и социализации обучающихся для оказания психолого- педагогической и информационной поддержки обучающихся в выборе ими направления дальнейшего обучения на ступени среднего (полного) общего образования, в учреждениях профессионального образования, а также в социальном, профессиональном самоопределении.

Важность профориентационной деятельности обусловлена основными направлениями развития российской системы образования, изложенными в стратегических документах, которые ставят перед образовательными организациями следующие задачи:

* Формирование социально грамотной и социально мобильной личности, ясно представляющей себе спектр имеющихся на сегодняшний день возможностей и ресурсов и способной успешно реализовать избранную позицию в том или ином социальном пространстве; умеющей учиться и овладевать новыми смежными профессиями в зависимости от конъюнктуры рынка труда;

* Помощь обучающимся в том, чтобы найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми (одними из важнейших качеств личности в настоящее время становятся умение выбирать профессиональный путь и готовность обучаться в течение всей жизни);

* Становление личностных характеристик выпускника, ориентирующегося в мире профессий, понимающего значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.

Нормативно-правовая база – это совокупность законов, постановлений, распоряжений, инструкций и прочих нормативных документов, регулирующих деятельность в определенном секторе общественной жизни.

Декларация прав ребенка

Принцип 1 Ребенку должны принадлежать все указанные в настоящей Декларации права. Эти права должны признаваться за всеми детьми без всяких исключений и без различия или дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства, касающегося самого ребенка или его семьи.

Принцип 2 Ребенку законом и другими средствами должна быть обеспечена специальная защита и предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволяли бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным путем и в условиях свободы и достоинства. При издании с этой целью законов главным соображением должно быть наилучшее обеспечение интересов ребенка.

Принцип 7 Ребенок имеет право на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным, по крайней мере на начальных стадиях. Ему должно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурному развитию и благодаря которому он мог бы, на основе равенства возможностей, развить свои способности и личное суждение, а также сознание моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества.

Принцип 10 Ребенок должен ограждаться от практики, которая может поощрять расовую, религиозную или какую-либо иную форму дискриминации. Он должен воспитываться в духе взаимопонимания, терпимости, дружбы между народами, мира и всеобщего братства, а также в полном сознании, что его энергия и способности должны посвящаться служению на пользу других людей.

Конвенция о правах ребенка

Статья Государства-участники признают право ребенка на образование, и с целью постепенного достижения осуществления этого права на основе равных возможностей они, в частности: d) обеспечивают доступность информации и материалов в области образования и профессиональной подготовки для всех детей;

Статья Государства-участники соглашаются в том, что образование ребенка должно быть направлено на: а) развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме; d) подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между всеми народами, этническими, национальными и религиозными группами, а также лицами из числа коренного населения е) воспитание уважения к окружающей природе.

Статья Государства-участники признают право ребенка на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья или служить препятствием в получении им образования, либо наносить ущерб его здоровью и физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию.

Европейская Социальная Хартия ETS N 163

Часть I Стороны признают в качестве цели своей политики, которую они будут осуществлять всеми надлежащими средствами как национального, так и международного характера, создание условий, обеспечивающих эффективное осуществление следующих прав и принципов:

1. Каждый должен иметь возможность зарабатывать себе на жизнь свободно выбираемым трудом. 9. Каждый имеет право на профессиональную ориентацию с целью оказания ему помощи в выборе профессии в соответствии с его личными способностями и интересами.

Часть II Статья 7. Право детей и молодежи на защиту В целях обеспечения эффективного осуществления права детей и молодежи на защиту Стороны обязуются:

1. установить, что минимальный возраст приема на работу составляет 15 лет, за исключением случаев, когда дети заняты на определенного вида легких работах, не наносящих ущерба их здоровью, нравственности или образованию; 3. установить, что лица, которые еще получают обязательное образование, не должны быть заняты на таких работах, которые лишают их возможности получать такое образование в полном объеме; 10. обеспечить специальную защиту от рисков физического и морального ущерба, которым подвергаются дети и молодежь, и в частности от рисков, с которыми прямо или косвенно сопряжена их работ

Статья 9. Право на профессиональную ориентацию В целях обеспечения эффективного осуществления права на профессиональную ориентацию Стороны обязуются предоставлять или поощрять, по мере необходимости, оказание услуг, которые помогают всем лицам, в том числе инвалидам, решать проблемы, связанные с выбором профессии или повышением профессионального уровня с учетом индивидуальных особенностей и возможностей занятости. Эта помощь должна предоставляться бесплатно как молодежи, включая школьников, так и взрослым.

Конвенция Международной организации труда 142 Конвенция о профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов

Статья 1 1. Каждый Член Организации принимает и совершенствует всесторонние и координированные политику и программы профессиональной ориентации и профессиональной подготовки, тесно связанные с занятостью, в частности через государственные службы занятости.

Статья 2 В вышеуказанных целях каждый Член Организации разрабатывает и совершенствует открытые, гибкие и дополняющие друг друга системы общего и профессионально- технического образования, школьной и профессиональной ориентации и профессиональной подготовки, независимо от того, осуществляется ли эта деятельность в системе формального образования или вне ее.

Статья 3 1. Каждый Член Организации постепенно расширяет свои системы профессиональной ориентации и системы постоянной информации относительно занятости, с целью обеспечения того, чтобы всесторонняя информация и наиболее широкая ориентация являлись доступными детям, молодым людям и взрослым, включая соответствующие программы для лиц с физическими и умственными недостатками.

2. Такие информация и ориентация охватывают выбор профессии, профессиональную подготовку и связанные с нею возможности образования, положение и перспективы в области занятости, перспективы продвижения по работе, условия труда, безопасность и гигиену труда, а также другие аспекты трудовой жизни в различных областях экономической, социальной и культурной деятельности и на всех уровнях ответственности.

Статья 4 Каждый Член Организации постепенно расширяет, приспосабливает и гармонизирует свои системы профессиональной подготовки с тем, чтобы они отвечали потребностям молодых людей и взрослых в получении профессиональной подготовки в течение всей их жизни, во всех секторах экономики, во всех отраслях экономической деятельности и на всех уровнях квалификации и ответственности.

Статья 5 Политика и программы профессиональной ориентации и профессиональной подготовки подготавливаются и осуществляются в сотрудничестве с организациями работодателей и работников, и, когда необходимо и в соответствии с национальным законодательством и практикой с другими заинтересованными органами.

Рекомендация 150 Международной организации труда «О профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов»

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 2. 1) В целях настоящей Рекомендации определение терминов "ориентация" и "подготовка" термином "профессиональная" означает, что ориентация и подготовка направлены на определение и развитие способностей человека к продуктивной и удовлетворяющей его трудовой жизни и, вместе с различными формами образования, на развитие способности отдельного лица сознавать и, индивидуально или коллективно, оказывать влияние на условия труда и на социальную среду.

II. ПОЛИТИКА И ПРОГРАММЫ 2) Эти политика и программы должны должным образом учитывать: a) потребности, возможности и проблемы занятости как на региональном, так и на национальном уровне; b) стадию и уровень экономического, социального и культурного развития; c) взаимосвязь между развитием людских ресурсов и другими экономическими, социальными и культурными целями.

III. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ 8. 1) Основными целями программы профессиональной ориентации должны быть: a) предоставление детям и молодым людям еще не вступившим в ряды рабочей силы, основы для выбора вида образования или профессиональной подготовки с учетом их склонностей, способностей и интересов, а также возможностей занятости;

b) содействие лицам, охваченным программами образования и профессиональной подготовки, в получении от этих программ максимальной пользы и в подготовке их либо к получению дополнительного образования или профессиональной подготовки, либо к поступлению на работу и к продолжению образования и подготовки, как только и когда это потребуется на протяжении их трудовой жизни;

9. Расширяя охват своих систем профессиональной ориентации, государства- члены должны уделять особое внимание: a) оказанию помощи детям и подросткам в школе в достижении правильного понимания ценности и значения труда, а также мира труда, и в ознакомлении с условиями труда в возможно более широком круге профессий, с учетом возможностей занятости и карьеры, которые могут открываться перед ними, а также с требованиями, предъявляемыми к желающим воспользоваться этими возможностями;

11. Государства-члены должны, в первую очередь, стремиться: a) к привлечению внимания молодых людей к важности выбора общего и профессионального образования, учитывая в полной мере существующие перспективы занятости и направления экономического и социального развития, а также их личные склонности и интересы;

13. 1) Там, где это применимо, соответствующие тесты на способности и склонности, а также другие виды экзаменов, должны быть доступны для использования в профессиональной ориентации. 2) Такие тесты и другие виды экзаменов должны использоваться только при согласии лица, стремящегося получить ориентацию, и в сочетании с другими методами выявления личных качеств; они должны проводиться только специалистами. 3) Результаты, получаемые в результате применения таких тестов и других видов экзаменов, не должны передаваться третьему лицу без предварительного согласия со стороны экзаменуемого лица.

14. 1) В случае применения в профессиональной ориентации тестов и других видов экзаменов, они должны быть унифицированы по возрастному признаку, по группам населения и уровню культуры, и отвечать конкретным целям, для которых они используются. 2) Должна иметься постоянная программа по разработке и пересмотру норм, через регулярные промежутки времени, таких тестов и других видов экзаменов для учета изменяющихся условий и образа жизни.

X. ПОДГОТОВКА ПЕРСОНАЛА ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ 67. Все работники, проводящие профессиональную ориентацию и профессиональную подготовку, должны часто иметь возможность повышать и обновлять свои знания в социальной, экономической и технической областях, а также в области психологии, относящихся к их специальности, и изучать новые методы и технику, применимые к их работе.

2. Федеральное законодательство

Конституция Российской Федерации

Статья Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

Статья Каждый имеет право на образование. 2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. 5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»

Статья 11. Защита прав и законных интересов детей в сфере профессиональной ориентации, профессиональной подготовки и занятости 1. В соответствии с законодательством РФ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют мероприятия по обеспечению профессиональной ориентации, профессиональной подготовки детей, достигших возраста 14 лет.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе 1) образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов;

2) воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства; 3) обучение - целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни;

11) общее образование - вид образования, который направлен на развитие личности и приобретение в процессе освоения основных общеобразовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования

Статья 42. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации 1. (…) Органы местного самоуправления имеют право на создание центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.

2. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь включает в себя: 4) помощь обучающимся в профориентации, получении профессии и социальной адаптации. 3. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь оказывается детям на основании заявления или согласия в письменной форме их родителей (законных представителей).

Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации»

Статья К полномочиям Российской Федерации в области содействия занятости населения, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов РФ, относятся: 3) оказание в соответствии с законодательством о занятости населения следующих государственных услуг: организация профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения;

Статья Граждане имеют право на бесплатную консультацию, бесплатное получение информации и услуг, которые связаны с профессиональной ориентацией, в органах службы занятости в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, возможности профессионального обучения.

Статья Деятельность государственной службы занятости населения направлена на: 1) оценку состояния и прогноз развития занятости населения, информирование о положении на рынке труда;

Трудовой кодекс Российской Федерации

ГЛАВА 11. Заключение трудового договора Статья 63. Возраст, с которого допускается заключение трудового договора Заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими возраста шестнадцати лет. В случаях получения основного общего образования либо оставления в соответствии с федеральным законом общеобразовательного учреждения трудовой договор могут заключать лица, достигшие возраста пятнадцати лет.

С согласия одного из родителей (опекуна, попечителя) и органа опеки и попечительства трудовой договор может быть заключен с учащимся, достигшим возраста 14 лет, для выполнения в свободное от учебы время легкого труда, не причиняющего вреда их здоровью и не нарушающего процесса обучения. В организациях кинематографии, театрах, театральных и концертных организациях, цирках допускается с согласия одного из родителей (опекуна, попечителя) и органа опеки и попечительства заключение трудового договора с лицами, не достигшими возраста 14 лет, для участия в создании и (или) исполнении произведений без ущерба здоровью и нравственному развитию.

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»

В условиях решения стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства. Школа является критически важным элементом в этом процессе.

* Новая школа - это институт, соответствующий целям опережающего развития. В школе будет обеспечено изучение не только достижений прошлого, но и технологий, которые пригодятся в будущем. * Новая школа - это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет. Задача учителя - помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми.

* Новая школа - это центр взаимодействия как с родителями и местным сообществом, так и с учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, другими организациями социальной сферы. * Результат образования - это не только знания по конкретным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении.

Поручения Президента Российской Федерации от 19 марта 2011 г. Пр-634

Поручение Президента Российской Федерации от 19 марта 2011 г. Пр-634, подпункт «а», п. 2: Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработать комплекс мер по проведению профессиональной ориентации учащихся образовательных учреждений общего образования.

Комплекс мер по проведению профессиональной ориентации учащихся образовательных учреждений общего образования предусматривает: * нормативное правовое обеспечение мероприятий на федеральном и региональном уровнях, определяющих проведение профессиональной ориентации учащихся образовательных учреждений общего образования;

* организационно-методическое обеспечение на федеральном и региональном уровнях, реализацию рекомендации по разработке и реализации программ социализации и профессиональной ориентации учащихся; создание сети учреждений, реализующих мероприятия по проведению профессиональной ориентации учащихся образовательных учреждений общего образования;

* информационно-методическое обеспечение на федеральном и региональном уровнях, включающее мониторинг эффективности реализации комплекса мер; психолого-педагогическое сопровождение учащихся образовательных учреждений общего образования; совершенствование программ (планов) массовых мероприятий; информирование обучающихся и членов их семей по вопросам профессиональной ориентации через средства массовой информации и сеть Интернет;

* кадровое обеспечение, которое предусматривает ряд мероприятий, направленных на повышение квалификации педагогических и руководящих работников образования по вопросам профессиональной ориентации учащихся.

Мероприятия по реализации комплекса мер предполагается осуществлять в рамках бюджетного финансирования Федеральной целевой программы развития образования на годы в общем объеме 4 181,6 млн. рублей на весь период, а также за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Национальная доктрина образования в Российской Федерации

Система образования призвана обеспечить: * разностороннее и своевременное развитие детей и молодежи, формиро­вание навыков самообразования и самореализации личности; * непрерывность образования в течение всей жизни человека; * многообразие типов и видов образовательных учреждений и вариатив­ность образовательных программ, обеспечивающих индивидуализацию образования; * преемственность уровней и ступеней образования; * подготовку высокообразованных людей и высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональ­ной мобильности в условиях информатизации общества и развития но­вых наукоемких технологий.

Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года

Улучшение качества рабочей силы и развитие ее профессиональной мобильности на основе реформирования системы профессионального образования всех уровней, развития системы непрерывного профессионального образования предполагает: - развитие системы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения, в том числе профессиональной ориентации школьников, повышение их мотивации к трудовой деятельности по профессиям, специальностям, востребованным на рынке труда.

Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013–2020 гг.

Долгосрочная стратегия развития российского образования ориентирована на создание системы сред и сервисов для удовлетворения разнообразных образовательных запросов населения и подрастающего поколения, поддержки самообразования и социализации. Основным механизмом обновления содержания общего образования и модернизации условий его получения станет внедрение новых федеральных государственных образовательных стандартов.

Субъектам РФ рекомендуется принимать необходимые меры для повышения профессионального уровня педагогических кадров, привлечения талантливых, в том числе молодых, педагогов в систему образования. В том числе через такие меры, как: * привлечение к педагогической деятельности (в том числе к работе с мотивированными и одаренными детьми, программам профильного образования, профессиональной ориентации) специалистов в конкретных областях знания, культуры, техники, бизнеса, не имеющих педагогического образования.

3. Ведомственные нормативно- правовые акты

О сертификации методических материалов по профориентации

Утверждена номенклатура российского банка методических материалов по профориентации (Приложение 1). Сертифицирована научно-методическая продукция по профориентации (Приложение 2).

Положение о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации

Профессиональная ориентация - это обобщенное понятие одного из компонентов общечеловеческой культуры, проявляющегося в форме заботы общества о профессиональном становлении подрастающего поколения, поддержки и развития природных дарований, а также проведения комплекса специальных мер содействия человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учетом его потребностей и возможностей, социально - экономической ситуации на рынке труда.

Важнейшими направлениями профессиональной ориентации являются: * профессиональная информация; * профессиональная консультация; * профессиональный подбор; * профессиональный отбор; * профессиональная, производственная и социальная адаптация.

Профессиональная информация – ознакомление различных групп населения с современными видами производства, состоянием рынка труда, потребностями хозяйственного комплекса в квалифицированных кадрах, содержанием и перспективами развития рынка профессий, формами и условиями их освоения, требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку, возможностями профессионально - квалификационного роста и самосовершенствования в процессе трудовой деятельности.

Профессиональная консультация – оказание помощи человеку в профессиональном самоопределении с целью принятия осознанного решения о выборе профессионального пути с учетом его психологических особенностей и возможностей, а также потребностей общества.

Профессиональный подбор – предоставление рекомендаций человеку о возможных направлениях профессиональной деятельности, наиболее соответствующих его психологическим, психофизиологическим, физиологическим особенностям, на основе результатов психологической, психофизиологической и медицинской диагностики.

Профессиональный отбор – определение степени профессиональной пригодности человека к конкретной профессии (рабочему месту, должности) в соответствии с нормативными требованиями.

Профессиональная, производственная и социальная адаптация – система мер, способствующих профессиональному становлению работника, формированию у него соответствующих социальных и профессиональных качеств, установок и потребностей к активному творческому труду, достижению высшего уровня профессионализма.

Профессиональная ориентация осуществляется в целях: * обеспечения социальных гарантий в сфере свободного выбора профессии, формы занятости и путей самореализации личности в условиях рыночных отношений; * достижения сбалансированности между профессиональными интересами человека, его психофизиологическими особенностями и возможностями рынка труда;

* прогнозирования профессиональной успешности в какой-либо сфере трудовой деятельности; * содействия непрерывному росту профессионализма личности как важнейшего условия ее удовлетворенности трудом и собственным социальным статусом, реализации индивидуального потенциала, формирования здорового образа жизни и достойного благосостояния.

Основные методы профессиональной ориентации: * информирование - индивидуальное, групповое, массовое, непосредственное (лекция, беседа), опосредованное (средствами массовой информации); * психологическое и медицинское консультирование; * психологическая, психофизиологическая, медицинская диагностика; * различные педагогические методы.

Государственная система профессиональной ориентации и психологической поддержки населения в Российской Федерации представляет собой совокупность государственных органов, организаций и учреждений, деятельность которых направлена на развитие образования, воспитания, профессиональной ориентации, занятости, здравоохранения и социально - психологической защиты граждан.

Компетенция в области профессиональной ориентации и психологической поддержки населения Образовательные учреждения (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования) и специальные (коррекционные) учреждения для учащихся с отклонениями в развитии совместно с организациями здравоохранения, учитывая местные условия и интересы обучающихся, на основе государственных стандартов и нормативов:

* обеспечивают профориентационную направленность учебных программ, пособий и учебно-воспитательного процесса в целом, участие в этой работе педагогических коллективов, родительской общественности, специалистов соответствующих организаций и учреждений; * проводят системную, квалифицированную и комплексную профориентационную работу;

* формируют у учащихся общеобразовательных учреждений сознательный подход к выбору профессии в соответствии с интересами, состоянием здоровья и особенностями каждого учащегося с учетом потребности региона в кадрах; * привлекают учащихся во внеучебное время к техническому и художественному творчеству, повышают его роль в выборе профессии;

* организуют профессиональное просвещение и консультирование учащихся, формируют у них профессиональные намерения на основе комплексного изучения личности с учетом их индивидуальных психофизиологических особенностей, состояния здоровья, а также потребностей региона в кадрах; * организуют дифференцированное обучение учащихся для более полного раскрытия их индивидуальных интересов, способностей и склонностей;

* обеспечивают органическое единство психолого-педагогической и медицинской консультации, профессионального отбора (подбора) молодежи, поступающей в образовательные учреждения профессионального образования; * используют возможности психологических служб, организуемых в образовательных учреждениях, для организации и проведения профориентационной работы.

Профессиональная ориентация в соединении с подготовкой молодежи к труду в условиях рыночной экономики, формированием у подрастающего поколения соответствующих мотиваций к труду, осознанному планированию и выбору рода будущей профессиональной деятельности и формы занятости с учетом личных интересов, состояния здоровья, индивидуальных особенностей и склонностей каждого, а также требований профессий и рынка труда, - является одной из основных задач образовательных учреждений всех типов, входит в круг обязанностей их педагогических коллективов.

Положение о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации

Целями Службы являются: * содействие в приобретении обучающимися, воспитанниками образовательных учреждений психологических знаний, умений и навыков, необходимых для получения профессии, развития карьеры, достижения успеха в жизни; * оказание помощи обучающимся, воспитанникам образовательных учреждений в определении своих возможностей, исходя из способностей, склонностей, интересов, состояния здоровья;

К основным направлениям деятельности Службы относятся: * -психологическая диагностика – углубленное психолого-педагогическое изучение обучающихся, воспитанников на протяжении всего периода обучения, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования

«Портрет выпускника основной школы»: * активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества; * умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике; * ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.

Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать: * формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать: * умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; * формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования должна быть направлена на: * формирование готовности обучающихся к выбору направления своей профессиональной деятельности в соответствии с личными интересами, индивидуальными особенностями и способностями, с учётом потребностей рынка труда;

Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования должна обеспечить: * формирование у обучающихся мотивации к труду, потребности к приобретению профессии; * овладение способами и приёмами поиска информации, связанной с профессиональным образованием и профессиональной деятельностью, поиском вакансий на рынке труда и работой служб занятости населения;

* развитие собственных представлений о перспективах своего профессионального образования и будущей профессиональной деятельности; * приобретение практического опыта, соответствующего интересам и способностям обучающихся; * информирование обучающихся об особенностях различных сфер профессиональной деятельности, социальных и финансовых составляющих различных профессий, особенностях местного, регионального, российского и международного спроса на различные виды трудовой деятельности;

* создание условий для профессиональной ориентации обучающихся через систему работы педагогов, психологов, социальных педагогов; сотрудничество с базовыми предприятиями, учреждениями профессионального образования, центрами профориентационной работы; совместную деятельность обучающихся с родителями (законными представителями);

* использование средств психолого- педагогической поддержки обучающихся и развитие консультационной помощи в их профессиональной ориентации, включающей диагностику профессиональных склонностей и профессионального потенциала обучающихся, их способностей и компетенций, необходимых для продолжения образования и выбора профессии (в том числе компьютерного профессионального тестирования и тренинга в специализированных центрах).

Фонд дополнительной литературы должен включать: * отечественную и зарубежную, классическую и современную художественную литературу; научно-популярную и научно-техническую литературу; издания по изобразительному искусству, музыке, физической культуре и спорту, экологии, правилам безопасного поведения на дорогах; справочно- библиографические и периодические издания; собрание словарей; литературу по социальному и профессиональному самоопределению обучающихся.

Концепция профильного обучения

Возможные формы организации профильного обучения 1. Модель внутришкольной профилизации Общеобразовательное учреждение может быть однопрофильным (реализовывать только один избранные профиль) и многопрофильным (организовать несколько профилей обучения). 2. Модель сетевой организации В подобной модели профильное обучение учащихся конкретной школы осуществляется за счет целенаправленного и организованного привлечения образовательных ресурсов иных образовательных учреждений. Оно может строиться в двух основных вариантах.

Первый вариант связан с объединением нескольких общеобразовательных учреждений вокруг наиболее сильного общеобразовательного учреждения, обладающего достаточным материальным и кадровым потенциалом, которое выполняет роль «ресурсного центра».

Второй вариант основан на кооперации общеобразовательного учреждения с учреждениями дополнительного, высшего, среднего и начального профессионального образования и привлечении дополнительных образовательных ресурсов.

Предпрофильная подготовка Основная функция курсов по выбору – профориентационная. В этой связи число таких курсов должно быть по возможности значительным. Они должны носить краткосрочный и чередующийся характер, являться своего рода учебными модулями.

Учитель профильной школы обязан не просто быть специалистом высокого уровня, соответствующим профилю и специализации своей деятельности, но и должен обеспечивать: * завершение профильного самоопределения старшеклассников и формирование способностей и компетентностей, необходимых для продолжения образования в соответствующей сфере профессионального образования.

Концепция организационно- педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования

В то время как в основе кадровой идеологии традиционного общества лежит формула «человек для работы», в постиндустриальном обществе реализуется противоположная модель - «работа для человека».

«Точки роста» в сфере сопровождения самоопределения: * опыт организации предпрофильной подготовки учащихся основной школы в ряде регионов; * опыт создания и деятельности государственных специализированных организаций – Центров профориентации и др. различного подчинения в некоторых субъектах федерации;

* региональные целевые программы по развитию системы профессиональной ориентации; модели и механизмы социального партнерства образовательной сферы с предприятиями и бизнесом; прецеденты межведомственного взаимодействия региональных систем образования с учреждениями и организациями, подчиненными ведомству труда и социальной защиты и др.; * опыт деятельности негосударственных специализированных организаций, деятельность которых полностью или частично направлена на оказание профориентационных услуг населению в некоторых регионах.

В качестве одного из резервов развития деятельности в сфере сопровождения профессионального самоопределения нужно обозначить незадействованный потенциал традиционных элементов системы образования. В работе с детьми, подростками и молодёжью в качестве значимых субъектов деятельности по сопровождению профессионального самоопределения должны рассматриваться семьи обучающихся.

Локальные акты общеобразовательного учреждения

* Положение о профориентационной работе в общеобразовательном учреждении; * Положение о Центре профориентационной работы; * Положение о Кабинете профориентации; * Положение о Совете профессиональной ориентации; * Положение о годичной команде педагогов; * Программа организации профориентационной работы в общеобразовательном учреждении; * Примерная (экскурсионная) образовательная профориентационная программа для учащихся общеобразовательного учреждения.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!