В.И. Маслов, профессор, д.т.н. Заведующий кафедрой «Конструкторско-технологические инновации» Института металлургии, машиностроения и транспорта «Оценка.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «РОССИЙСКИЙ.
Advertisements

Оценка инвестиционных проектов Бизнес-идея - это совокупность знаний, как уменьшить расходы или получить доход, это концепция предлагаемого бизнеса, это.
Кафедра Корпоративный менеджмент современное бизнес-образование ФИНАНСОВЫЕ И ИНВЕСТИЦИОННЫЕ РЕШЕНИЯ В МЕЖДУНАРОДНОМ БИЗНЕСЕ Шобанов Андрей Витальевич.
1. Что такое бизнес-план 2. Виды бизнес-планов 3. Резюме 4. Характеристика товаров (услуг) 5. Рынок сбыта товаров (услуг) 6. Конкуренция на рынках сбыта.
LOGO Предпринимательство. Бизнес - благородное дело. 1.Процесс создания товаров и оказания услуг, продуктов питания, жилья, бытовых, информационных и.
Презентация к уроку (технология, 10 класс) по теме: Бизнес-план. Основные разделы бизнес-плана.
«ПРОБЛЕМА СОЗДАНИЯ СИСТЕМЫ УЧЕТА И КОНТРОЛЯ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ ИННВАЦИОНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ» Алексеева Марина Борисовна, док.экон.наук., профессор.
Технико-экономическое обоснование инновационного продукта. Содержание. Практические советы.
14. Инновационная и инвестиционная деятельность организации.
Создание собственного дела 1.Предпринимательская идея.
Структура бизнес-плана Структура бизнес-плана инвестиционного проекта не регламентирована законодательством, поэтому каждая фирма разрабатывает собственные.
Виды эффективности инвестиционных проектов
Курс по выбору «Основы функционирования малого бизнеса» для студентов 2-го курса факультета «Финансы и кредит» к.э.н., ст. преп. кафедры ЭиАУ Резникова.
Схема соотношения материальной и нематериальной составляющих в себестоимости продукта в зависимости от вида деятельности компании Стратегия промышленного.
Обзорная презентация по дисциплине « И нвестиционная деятельность »
Успешная презентация проекта Руководитель консалтинговой компании RNCompany Ряхова Наталья Александровна Первый Уральский венчурный форум.
ТЕМА «ВИДЫ И ФОРМЫ БИЗНЕСА» Презентация подготовлена учителем ФГОУ СОШ 4 МО РФ Латыповой О.Ш.
Предмет и задачи информационного менеджмента Тема 2.
Анализ чувствительности Внутренняя устойчивость проекта - прогнозируемые значения выгод и затрат и соответствующие показатели состояния проекта, при которых.
Маркетинговый подход в менеджменте Маркетинг Маркетинг - метод регулирования взаимоотношений внешней среды организации с возможностями самой организации,
Транксрипт:

В.И. Маслов, профессор, д.т.н. Заведующий кафедрой «Конструкторско-технологические инновации» Института металлургии, машиностроения и транспорта «Оценка бизнес-потенциала научно- технической разработки» Санкт-Петербургский государственный политехнический университет 2013

Исходя из общего определения понятия «потенциал» (от латинского слова «potentia») - как «источники, возможности, средства, запасы (ресурсы), которые могут быть приведены в действие и использованы для решения какой- либо задачи или достижения определенной цели» можно под бизнес-потенциалом инновационной идеи понимать совокупный инновационный потенциал, накопленный автором или коллективом авторов к моменту практической реализации инновации.

Производственный потенциал Предпринимательский потенциал Научно-технический потенциал Финансовый потенциал Ресурсные активы Идея, продукция Нематериальные активы Материальные активы Организационные активы Рисунок 1 – Состав бизнес-потенциала инновационной идеи Кадры

Идея, продукт Личный потенциалРыночный потенциал Предпринимательский потенциал Финансовый потенциал Производственный потенциал Научно-технический потенциал Бизнес-план реализации проекта Принятие решения о целесообразности реализации инновационной идеи Оценка бизнес-потенциала инновационной идеи Технико-экономическое обоснование отбора инновационной идеи Рисунок 2 – Алгоритм процесса оценки бизнес-потенциала

1 Принятие решения о целесообразности реализации инновационной идеи Источниками деловых идей может выступать: - глубокое понимание отрасли или профессии; - свободная рыночная ниша; - мозговая атака; - копирование чужой идеи; усовершенствование чужой идеи - хобби и др. - предложение заказчика Основная задача предпринимателя состоит в том, чтобы направить свои навыки на удовлетворение потребностей рынка. Если делаешь только то, что умеешь - результат может оказаться никому не нужным, поскольку возможно, кроме вас, в ваших навыках никто не нуждается.

Идея, разработка, технология обладают коммерческим потенциалом (бизнес-потенциалом) в том случае, если они потенциально могут стать продуктами на рынке. При этом под продуктом понимаются: - законченные научно-исследовательские, конструкторские, проектно-конструкторские, технологические, другие инновационные (внедренческие) и научно-технические работы (услуги); - опытные образцы или опытные партии изделий (продукции), изготовленные в процессе выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ; - лабораторные прототипы; - компьютерные программы; - технологии; - интеллектуальная собственность, которую можно защитить авторскими правами; - научные знания и пути их практического применения (ноу- хау).

Методика принятия решения на этом этапе строится на сопоставлении личных возможностей автора (авторов) с возможностями рынка. Критерии оценки с точки зрения личных возможностей: а) осознание личных мотивов по созданию инновационного бизнеса (хобби или основное занятие). Энергия и энтузиазм должны сочетаться с сильным чувством реальности при оценке положения бизнеса на рынке и его потенциале; б) степень доступности необходимых денежных средств (личные или заемные); в) понимание рынка, на который предполагается выводить продукт; г) степень владения навыками ведения собственного бизнеса (предыдущий опыт или обучение); д) личные склонности к ведению данного вида бизнеса: - стоит ли реализовывать эту идею самостоятельно или передать ее более подготовленным людям; - реализовывать идею лично или в составе группы (авторов или помощников).

Критерии оценки с точки зрения рыночных возможностей Она позволяет понять, есть ли у проекта (продукта) реальный шанс на успех, соответствует ли продукт (проект) определенным потребностям рынка. Оценка рыночного потенциала складывается из: оценки рынка – выбора рынка, объема продаж, прогнозирования и планирования рыночной деятельности; оценки потребителей – мотивов, которыми руководствуются потребители при выборе товаров (решении о покупке); оценки конкурентов – анализа их сильных и слабых сторон, доли рынка, реакции потребителей на их маркетинговые средства; определения уровня и соотношения цен (минимизация затрат и максимизация выгоды); Определение точки безубыточности уровень цен на рынке; анализа продвижения товара и продаж; оценки деловой репутации, наличия товарных знаков, брендов и т.п. Все это – маркетинг и маркетинговые исследования

2 Оценка бизнес-потенциала инновационной идеи 2.1 Оценка научно-технического потенциала (НИОКР) Научно-технический потенциал – это наличные ресурсы цикла «исследование-производство», звенья которого – фундаментальное и прикладное исследование, опытно-конструкторские разработки и внедрение научно-технической продукции в производственную сферу. Научно-технический потенциал создает условия для получения исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности (ОИС), которые позволяют существенно увеличить доходность инвестиций, а также обеспечить контроль над выбранным сектором рынка. Здесь доходность инвестиций может достигать 20 % и более по сравнению с 2-5 % доходности инвестиций в производственный потенциал.

2.1.1 Оценка научного потенциала Она подразумевает анализ способностей предприятия к проведению научных исследований и разработок, а также возможностей реализации на рынке накопленных компанией научных разработок. Составляющими научного потенциала являются: накопленные научные и опытно-конструкторские разработки; имеющиеся нематериальные активы (патенты, лицензии и др.); патентоспособные идеи; к научному потенциалу относятся также научные кадры и неотделимые от конкретных физических лиц ноу-хау и знания.

2.1.2 Оценка производственного потенциала Она подразумевает оценку технической осуществимости доведения идеи до стадии готовности продукта к использованию или продаже. Составляющими производственного потенциала (материальные активы) являются: имеющееся оборудование; имеющиеся технологии; наличие технически грамотного персонала; налаженные связи или возможности организации производства по кооперации; поставщики комплектующих, а также возможности и затраты по привлечению (или приобретению) всего вышеназванного; необходимость (или ее отсутствие) сертификации производства на соответствие стандарту ИСО Практически все составляющие производственного потенциала могут быть также получены по аутсорсингу.

2.2 Оценка предпринимательского потенциала Предпринимательская деятельность – это процесс создания коммерческой организации, поиска необходимых для ее функционирования ресурсов и принятия, связанных с этой деятельностью рисков и вознаграждений. Оценка предпринимательского потенциала (организационные активы): анализ предыдущего опыта выполнения подобных проектов; оценка управляемости бизнеса в целом; личностная оценка менеджмента проекта, создание новой или оценка силы существующей команды; реорганизация управленческих функций (организация, мотивация, контроль). Решающим фактором являются способности руководящего состава вашей фирмы.

2.2.1 Юридические формы бизнеса К наиболее распространенным структурам малого бизнеса относятся: Единоличное владение – это некорпоративный бизнес, популярность которого во многом связана с простотой, как процесса регистрации, так и управления. Единоличное владение сопряжено также с рядом недостатков. Собственник несет неограниченную ответственность за результаты деятельности предприятия всем своим имуществом. Кроме того, частному предпринимателю сложнее добиться финансирования. Товарищество (ТОО) – это некорпоративный бизнес, которым владеют два и более частных лиц. Для того чтобы избежать возможных недоразумений и быть уверенным в правильном планировании бизнеса, они с помощью юриста заключают между собой официальное соглашение о партнерстве. К недостаткам партнерства следует отнести разногласия, которые почти всегда возникают между двумя энергичными людьми. Участники товарищества несут ответственность по его обязательствам всем своим имуществом.

Общество с ограниченной ответственностью (ООО) – это учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставной капитал которого разделен на доли определенных размеров; участники ООО не отвечают по его обязательствам и несут риск, связанный с его деятельностью в пределах стоимости внесенных ими вкладов. Акционерные общества – открытые (ОАО) и закрытые (ЗАО), уставной капитал которых разделен на определенное число акций. Акционеры общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков в пределах стоимости принадлежащих им акций.

2.2.2 Способы владения бизнесом Предприниматель может стать владельцем бизнеса различными способами: создать новую фирму, что называется «с нуля»; приобрести уже существующую компанию; приобрести франшизу; отделиться от крупной корпорации, не разрывая с ней связей. бизнес-инкубатор

2.3 Оценка финансового потенциала Финансовые ресурсы – критически важный вопрос для предпринимателя. Заемное финансирование. Один из самых распространенных источников заемных денег – друзья и семья предпринимателя, другой – банковские ссуды. Иногда предпринимателю удается получить деньги у финансовой компании, богатого собственника или даже у потенциальных потребителей. – Залог имущества Собственное финансирование. Все средства, вложенные индивидуальными владельцами предприятия или акционерами корпорации, образуют собственный капитал новой фирмы. Фирмой венчурного капитала называют компанию или частных лиц, заинтересованных во вложении собственных денег в новое или расширяющееся предприятие в обмен на право владения и участие в прибылях. Это одна из наиболее перспективных форм финансирования. Гранты государства и иностранных (международных) компаний и российских бизнес-структур.

Системный подход к оценке бизнес-потенциала Успех предпринимательства вообще, а инновационного в особенности, требует учета всей системы вышеперечисленных факторов. Все составляющие находятся в тесной взаимосвязи друг с другом и являются равноправными по отношению друг к другу. Кроме того, составляющие в какой-то мере взаимозаменяемы. Так, недостаточные уровни квалификации кадров, организации или управления до некоторой степени могут быть компенсированы избыточным расходованием кадровых и материальных ресурсов.

3 Бизнес-план реализации проекта Бизнес-план – документ, содержащий описание будущего бизнеса. Это элемент планирования. Планирование предполагает необходимость продумать все вопросы и проблемы, связанные с открытием и развитием фирмы. Большинство предпринимателей испытывают потребность в денежных средствах, и здесь бизнес-план является абсолютно необходимым: только с его помощью можно убедить инвестора вложить деньги в реализацию проекта. Единой формы представления бизнес-плана не существует, каждая кредитующая и инвестирующая организация имеет свой стандарт этого документа.

Бизнес-план имеет две группы пользователей - внутренних (инициатор бизнес-идеи, учредители и персонал фирмы) и внешних (потенциальные инвесторы, кредиторы, партнеры). В первом случае предприниматель должен убедить себя, что придуманное им дело стоящее, в другом случае - других. Иногда, убеждая других, инициатор бизнес-идеи лучше начинает понимать себя. В любом случае, при разработке бизнес-плана необходимо учесть и сбалансировать интересы всех участвующих сторон: заказчика бизнес-плана; разработчика бизнес-плана; потенциальных инвесторов, кредиторов, партнеров, заинтересованных в возврате вкладываемых средств с прибылью; муниципальных и региональных органов власти, определяющих потребности и приоритеты в развитии региона, тех или иных сфер бизнеса; подрядных фирм; потребителя.

Бизнес-планы подразделяются в зависимости от степени детализации, субъекта и объекта планирования, конкретных целей и задач: - полный бизнес-план коммерческой идеи или инвестиционного проекта - изложение для потенциального партнера или инвестора результатов маркетингового исследования, обоснование стратегии освоения рынка, предполагаемых результатов (объем стр.); - концепт бизнес-план коммерческой идеи или инвестиционного проекта - основа для переговоров с потенциальным инвестором или партнером для выяснения степени его заинтересованности или возможностей вовлечения в проект.

Типовая структура бизнес-плана Титульный лист, где отражается наименование и адрес фирмы, имена и адреса учредителей, местоположение фирмы, суть предлагаемого проекта, его стоимость и ссылки на секретность. Резюме (вводная часть) - основные положения проекта, цели и задачи, новизна предлагаемой продукции (услуг), сведения об объемах ожидаемых продаж, затратах, прибыли, оценка срока возврата кредитов. Описание товара (услуги) - потребительские свойства товара (услуги), отличие от товаров(услуг) конкурентов, степень защищенности патентами, технические параметры, условия эксплуатации и т.п. Стратегия маркетинга - прогноз цен, каналы сбыта, реклама, анализ внешних и внутренних факторов реализации, анализ сильных и слабых сторон фирмы, прогнозирование объема продаж.

Организационный план - организационно-функциональная структура предприятия, штатное расписание, должностные инструкции ведущих менеджеров, их роль в управленческом процессе по данному бизнес-плану, потребность в рабочей силе, условиях труда, организации оплаты труда и т.п. План производства отражает производственный процесс. В этом разделе рассчитываются: потребность в производственных мощностях и их площадь, потребность в оборудовании и материальных ресурсах, издержки производства и себестоимость производимой продукции и т.д. Даются предложения по поставке сырья, материалов и комплектующих изделий, устанавливается перечень мероприятий по утилизации отходов и обеспечении охраны окружающей среды. Финансовый план, где определяется общая потребность в инвестировании и предполагаемые источники финансирования, рассчитывается срок окупаемости проекта и график достижения точки безубыточности, определяется потребность в оборотном капитале и в оптимальных запасах ресурсов и т. д. Оценка риска и страхование. Наиболее часто при бизнес- планировании используется страхование имущества, в том числе автотранспорта, страхование ответственности перед третьими лицами, страхование грузов.

Советы по оформлению бизнес-плана Ваш бизнес-план должен выглядеть профессионально и максимально реалистично. Это рекламный документ, представляющий как вас, так и ваш бизнес. В частности, о вашей компетенции будут судить не только по содержанию, но и по внешнему виду бизнес-плана. Бизнес-план должен быть прост, функционален, понятен и легок в использовании. Составьте ваш план таким образом, чтобы инвесторы могли легко отыскать в нем интересующие их параграфы, так как не каждый из них захочет читать весь бизнес-план целиком. Логично будет воспользоваться существующими программными продуктами, особенно для расчета финансовой части бизнес-плана. Один из вариантов, например, программа Project Expert (производитель - фирма «Проинвест консалтинг») и другие.

Чаще всего бизнес-план содержит конфиденциальную информацию о вашем бизнесе, поэтому вам следует тщательно контролировать его распространение. Только в том случае, если инвестор выразил свою заинтересованность, представляйте ему детальный план. Перед тем, как послать составленный план потенциальным инвесторам, вам необходимо ознакомить с планом всех членов вашей команды, и тщательно проверить. Нет ничего хуже, если при деловой встрече с потенциальным инвестором он сам укажет вам на сделанные вами ошибки.

Используйте принцип «скользящего планирования», т.е. постоянно корректируйте свои прогнозы и планы, поскольку условия, цены, приоритеты и даже сами «правила игры» все время меняются. Самая главная цель бизнес-плана – это правильно организованный поток денежных средств. Особенно жестко необходимо держать под контролем расходную часть проекта. Вы должны четко знать, когда вы ожидаете принятия вашими инвесторами окончательного решения. Определите предельные сроки и сообщите их вашим инвесторам.

При встречах с потенциальным инвестором необходимо продемонстрировать ваши высокие личные качества – заинтересованность, энтузиазм, уверенность в успехе дела, которые свидетельствовали бы о вашем таланте руководителя и компетентности. Необходимо соответственно выглядеть и держаться при собеседованиях. Целью любого инвестора, будь то инвестор-акционер, участвующий в прибыли, или кредитор, дающий ссуды под проценты, является получение прибыли. Он должен быть уверен в том, что вероятное вознаграждение стоит того риска, на который он идет, давая вам ссуду. Хорошо подготовленный бизнес-план поможет вам убедить своего инвестора в привлекательности вашего бизнеса.

Методологические подходы к оценке научно-технического потенциала Оценка НТПл в различных случаях может и должна осуществляться на основе различных наборов показателей, имеющих: количественное (абсолютное или относительное) выражение, только экспертную оценку, производную от этих показателей, натуральное или процентное выражение, стоимостную оценку. При наличии количественных значений каждого из показателей, характеризующих НТПл, возможны два подхода к дальнейшей оценке потенциала: - векторный, при котором НТПл представляется в виде набора чисел, отражающих отдельные стороны и проявления потенциала; - скалярный, при котором производится "свертка" частных показателей в интегральный (агрегированный) показатель, принимаемый за численную оценку потенциала (индикатор потенциала). Наиболее эффективным является совместное использование указанных представлений оценки в рамках комплексного анализа деятельности научно-технической системы.

Основные оценочные показатели а) Показатели продуктивности научно-технической деятельности - публикационно-информационные показатели (количество и объем опубликованных статей, монографий, количество поставленных докладов, количество изобретений и т.п.); - показатели завершения диссертационных исследований (количество защит кандидатских и докторских диссертаций); - показатели признания результатов научной общественностью (премии, награды, почетные звания и т.п.).

б) Показатели результативности научно- технической деятельности Технический эффект отражается показателями, характеризующими: - технический уровень разработки (в сравнении с мировым); - новизну (например, использование изобретений); - масштабность (широта и длительность применения). Экономический эффект отражается например, такими показателями, как: - стоимостная оценка экономии трудозатрат; - норма прибыли; - объем заказов; - объем валютных поступлений; - другими показателями, связанными с реальной потребительской стоимостью результатов научно-технической деятельности.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! - ВОПРОСЫ ? - КОММЕНТАРИИ ?